Русский портрет 18 века


Скачать 39.06 Kb.
НазваниеРусский портрет 18 века
Дата публикации19.07.2013
Размер39.06 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Литература > Документы
Русский портрет 18 века.

18 столетие часто называют веком портрета. Действительно, в это время особенно усилился интерес к человеческой личности. Её ценность во многом определялась интеллектуальными и душевными качествами, а не титулами, чинами и званиями. Именно в портретном жанре, занявшем ведущее место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности.

У истоков русского портретного искусства.

Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к ПАРСУНЕ ( от «персона»), получивший распространение в 16-17 вв. Первые парсуны ( портрет воеводы князя Скопина-Шуйского работы неизвестного художника, 1620-1630) ещё тесно связаны с традициями иконописных изображений в них чувствуется некая застылость, идеализация и отвлечённость образов. Видно стремление художника передать индивидуальные черты важных и известных особ (царей или светских лиц).

Сходство с изображаемым человеком становилось обязательным условием, закрепленных в документах того времени. Если раньше портреты создавались по памяти, то теперь их начали писать с натуры.

В ранних портретах присутствовала почти натуралистическая передача черт лица, взгляда, позы, осанки, деталей одежды и одновременно – плоскостная трактовка образов, непропорциональность форм (например, непомерно большая голова, тщедушное туловище, а кони смотрелись карликами). С середины 17 века особенно ощутим разрыв с иконописными традициями. Приоритетной становилась идея возвеличивания знатного лица в парадном, торжественном портрете.

Живопись начинала передавать осязаемую форму предметов, их объёмов, массу, цвет, фактуру. В двухмерной плоскости создавалась иллюзия глубины реального пространства, воспроизводились воздушная перспектива и светотень. За несколько десятилетий русский портрет пройдёт путь, равный двум-трём векам западноевропейского.

«Портрет Якова Тургенева» - неизвестный художник, черты парсуной живописи, но и новая техника изображения.

Иван Никитич Никитин ( 1690-1742)- один из « птенцов гнезда Петрова». Художественное образование получил при Оружейной палате, был послан Петром в Италию и впоследствии оценил его по достоинству. Он был единственным, кому дозволено было рисовать персону его величества с натуры. Он изображал Петра победителем военных сражений, неутомимым тружеником, он запечатлел Петра на смертном одре.

«Портрет напольного гетмана»- боевой соратник Петра. Гетман изображён в пронизанной светом среде. Верхний источник света подчёркивает его открытый высокий лоб и оставляет в тени нижнюю часть лица.

Андрей Матвеевич Матвеев( 1701-1739)- после одиннадцати лет обучения в Голландии приехал в Россию. Много писал заказные портреты княжеской семьи Голициных.

«Автопортрет с женой» - ставшей определённым этапом в русской портретной живописи. Удивительно тонко переданы чувства взаимной любви и нежности супругов. Это первый лирический портрет в русской живописи.

Алекей Петрович Антропов (1716-1795)- делает ещё более смелый и решительный шаг на пути к реалистическому искусству. Ему принадлежит заслуга в создании камерного, интимного портрета своих современников.

«Портрет статс-дамы А.М.Измайловой». И хотя в нём ещё чувствуются следы парсуны (некоторая застылость позы, взор, устремлённость прямо перед собой), это, безусловно, глубокий психологический портрет немолодой женщины.

Иван Петрович Аргунов (1729-1802)- будучи крепостным художником всю жизнь писал портреты своих господ Шереметьевых. Прекрасно овладел искусством парадного портрета, который отличали глубина психологической характеристики и жизненная убедительность.

«Портрет крестьянки в русском костюме» - одно из самых совершенных творений. Внутреннее спокойствие делают этот образ ещё более совершенным и привлекательным.
Шедевры русских портретистов

Во второй половине 18 века в живописи русских мастеров появились новые жанры: бытовой, исторический и пейзажный, однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.

Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808) ему суждено было стать одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве 18века. Поражает необыкновенная поэтичность и одухотворённость образов. В них всегда есть что-то таинственное и загадочное, какая-то недосказанность, которая открывает простор воображению. Рокотов избегал парадных, торжественных портретов, эффектных и пышных композиций. Его главной заслугой стало создание интимного, камерного портрета, максимально раскрывающего внутренний мир человека, его сокровенные мысли и чувства. Мастер светотени и колорита, едва уловимые переходы полутонов. У Рокотова был свой канон в построении композиции. Особое мастерство достиг в женских портретах.

«Портрет А.П. Струйской»-контуры её фигуры размыты, словно появилась из сумрака и готовая снова в нём исчезнуть.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) – с одинаковым мастерством создавал и парадные и камерные портреты, создавал костюмированные, детские и семейные портреты своих современников – вельмож и философов, купцов, промышленников, военных, дипломатов. Он мастерски передавал материальную красоту вещей. Помещал натуру в обстановку, которая способствовала созданию значительности и торжественности образа.

«Портрет П.А.Демидова» -один из богатейших людей своего времени. На дальнем плане изображён Воспитательный дом, на строительство которого он пожертвовал большую денежную сумму.

^ Вершиной творчества – создание образов воспитанниц Смольного института благородных девиц.

«Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущовой» - молодые смолянки пытаются серьёзно разыграть галантную сценку для взрослых.

Владимир Лукич Боровиковский(1757-1825)- его творчество в большей степени связано с сентиментализмом. Созданная им галерея глубоко поэтичных женских образов – это то лучшее, что до сих пор остаётся в русском портретном искусстве. Его героини часто на фоне парковых ландшафтов, опирающиеся на какой-либо постамент

«Портрет М.И.Лопухиной»- плавные линии, мягкие округлые формы, нежные тона создают особую атмосферу покоя и гармонии.

Похожие:

Русский портрет 18 века iconИван Никитин Портрет напольного гетмана, 1720-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г.), исполненную...
Русский портрет 18 века iconКлуб творческих встреч «Карл и Клара» представляет
Этот спектакль ни коем образом не биография. Это скорее портрет. Портрет времени, написанный сбивчивым языком главного и единственного...
Русский портрет 18 века iconЛекция- экскурсия по выставке «Купеческий портрет XVIII -xx века....
Юрист, политик и ученый П. Н. Новгородцев Из цикла «Белое дело в России. Создатели и исполнители политического курса»
Русский портрет 18 века iconЯзыкознание: Кор 81. 754. 1-48(Рус)1 б 799 Большой корейско-русский словарь
Большой корейско-русский словарь [Текст] : ок. 150000 слов / ред.: Ден Ху Цой, Л. Б. Никольский. Москва : Русский язык, 1976
Русский портрет 18 века iconНиколай Васильевич Гоголь Портрет
Впервые повесть напечатана в «Арабесках» в 1835 г. Над «Портретом» Гоголь работал в течение 1833-1834 гг. В 1841-1842 гг автор коренным...
Русский портрет 18 века iconПонятие авангарда. Русский футуризм Авангард
Авангард (от фр avant-garde передовой отряд) – в культурной традиции первой половины 20 века один из основных принципов создания...
Русский портрет 18 века iconПлан “Конец века” как историко-литературное явление. Шарль Бодлер как предтеча символизма
В эту переломную эпоху возникают и развиваются многие явления, которые повлияют на ход историко-культурного процесса ХХ века. Хронологическими...
Русский портрет 18 века iconЯзыкознание: Порт 81. 472. 2-48(Рус)1 ш 18 Шалагина, И. Н
Карманный португальско-русский словарь [Текст] = Dicionario de bolso Portugues-Russo : 9000 слов / И. Н. Шалагина. Москва : Русский...
Русский портрет 18 века iconРусский! Знай свой флаг! Начиная с 18 века у Русского народа было...
Впервые подобие этого флага с такими цветами в качестве государственного было использовано в 1742 году в дни правления Елизаветы...
Русский портрет 18 века iconКнижки. На стіні великий портрет А. Олія. Під ним на секретері маленьке погруддя Толстого
Книжки. На стіні — великий портрет А. Олія. Під ним на секретері маленьке погруддя Толстого. Величезний письмовий стіл, захаращений...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница