Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века»


НазваниеЛитература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века»
страница1/23
Дата публикации23.05.2013
Размер3.26 Mb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Л.В. Дудова, Н.П. Михальская, В.П. Трыков

МОДЕРНИЗМ


В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии

Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века», специальности 021700 — филология, 021800 — лингвистика и межкультурная коммуникация

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию для филологических специальностей педагогических вузов и университетов

Работа выполнена в рамках программы •«Русский язык, культура, история»

Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука» 1998

^ Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П.

Модернизм в зарубежной литературе: Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века», специальности 021700— филология, 021800— лингвисти- ка и межкультурная коммуникация — М.: Флинта, Наука, 1998. - 240 с.

ISBN 5-89349-041-Х (Флинта)

ISBN 5-02-011309-3 (Наука)

Книга, предназначенная в качестве учебного пособия для сту- дентов-филологов и всех интересующихся литературой, знакомит читателей с таким значительным явлением в культуре XX века, как модернизм, с творчеством его крупнейших мастеров— Д.Джойса, М.Пруста, Ф.Кафки, В. Вулф, Д Г. Лоуренса, Т. С. Элиота. В ней говорится о художественных открытиях и экспе- риментах, оказавших влияние на развитие литературы.

В книгу включены образцы прозы, поэзии, литературной кри- тики писателей-модернистов, предложены темы практических за- нятий, задания, вопросы для обсуждения произведений

ББК 83.3(0)+74.268.3

ISBN 5-89349-041-Х (Флинта) ISBN 5-02-011309-3 (Наука)

Издательство «Флинта», 1998


^ МОДЕРНИЗМ. АНГЛИЙСКАЯ И ИРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Термин «модернизм» используют для обозначения новых явле- нии в искусстве XX века, а тем самым — и в литературе как одном из его видов. Слово «модерн» (франц. moderne) означает «совре- менный».

Модернизм — искусство современности, искусство, рожденное XX веком.

В период 1910-х—1920-х годов модернизм формируется в худо- жественную систему. В его русло влились возникшие в начале века течения — экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреа- лизм. В произведениях модернистов — писателей, художников, му- зыкантов, скульпторов — выражено мировосприятие людей слож- ной общественно-исторической эпохи, наполненной множеством масштабных событий и перемен — таких, как войны, крушение империй, революции, быстрые темпы технического развития, про- никновение в новые сферы научного знания о вселенной, о чело- веке, особенностях его мироощущения, психологии в условиях ан- тигуманной индустриальной цивилизации. Убыстряются ритмы жиз- ни, изобретаются более совершенные средства коммуникации, меняются представления о пространственной и временной протя- женности. В сфере искусства ведутся поиски новых средств художе- ственной изобразительности.

В творчестве писателей-модернистов отразилось присущее им новое художественное мышление, формирующееся под воздейст- вием динамичной многоаспектной действительности Происходят поиски новых приемов и средств самовыражения, раскрытия сво- его «я», психологии своих современников. Модернисты передают жизнь по-новому, выступая смелыми экспериментаторами в про- зе, поэзии, драматургии. Не отвергая сделанное их предшествен- никами, они ищут и находят новые riytiy отвергают преграды для развития искусства современности. .•'•\^л

Развитие литературы модернизма происходит во взаимодейст- вии с другими видами искусства— живописи, музыки, скульпту- ры, с ориентацией на достижения и открытия в науке, философии и психологии. Модернистов объединяет обостренный итерес к

Модернизм. Английская и ирл индская литература

внутренней жизни человека, миру его чувств, особенностям вос- приятия окружающего, к работе памяти и сознания. Движение мыс- лей, впечатлений, памяти передается в «потоке сознания».

Было бы неправомерным считать интерес к освоению способов передачи работы сознания и движения чувств особенностью лишь модернизма. Он проявился в творчестве классиков разных эпох — у Шекспира. Гете, Стендаля, Толстого. Вспомним слова Чернышев- ского: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно на- блюдать. как чувство, непосредственно возникшее из дан;;ого по- ложения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминании и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в дру- гие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний... Гра- фа Толстого всего более интересует сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души»'.

Раскрывая сложность психических процессов, диалектику ду- ши, Толстой предвосхищал искания писателей XX века. Он ясно видел, что по мере развития литературы интерес к подробностям чувств заменяет интерес к событиям. В модернизме XX века внима- ние к внутреннему миру, к самовыражению авторского «я» обост- ряется.

Нет смысла противопоставлять модернизм и реализм как две противоборствующие системы, поскольку поиски новых путей в искусстве, новых средств художественной изобразительности свой- ственны многим писателям эпохи, в творчестве каждого они про- текали по-своему. Более продуктивно выявлять то новое, что отли- чает произведения писателей XX столетия от классических моде- лей XIX века. При этом нельзя не учитывать неравномерность движения к новому, его продуктивность, а также и то, что интен- сивность освоения современных средств выразительности у писа- телей разных поколений и различной эстетической ориентации не была одинаковой.

В английской литературе на переднем крае модернизма — Вир- джиния Вулф, Дэвид Герберт Лоуренс; в поэзии метром модерниз- ма признан англо-американский поэт Томас Стернз Элиот. Как энциклопедия модернистского искусства был воспринят роман «Улисс» ирландца Джеймса Джойса, которого его современница Вулф назвала «самым примечательным» среди молодых модерни- стов начала века.

Джойс, наряду с Прустом и Кафкой, — один из «отцов модер- низма». Свое понимание задач художника Джойс связывает со стрем-

' Чериышсвскчи И.Г. Полн. собр. соч. — М., 1947. — Т. 3. — С. 422—423.

В^гупительная статья

пением к всеобъемлющим формам изображения основных законов бытия, к созданию «универсалии» жизни с извечно присущим ей взаимодействием страстей, импульсов, побуждений, инстинктов. Поиски способов реализации этой задачи он осуществляет в своем творчестве. Как основной прием он утверждает «поток сознания», экспериментирует в передаче его движения, проникает в тайники подсознания. Традиционные элементы структуры классического ро- мана сменяются новыми принципами подачи и организации мате- риала (передача потока сознания, перебои мысли, параллельное и перекрещивающееся движение нескольких потоков мыслей, фраг- ментарность, монтаж, словотворчество).

Теоретик английского модернизма Вирджиния Вулф провела водораздел между двумя типами писателей, которых она назвала «материалистами» и «спиритуалистами» (статья «Современная ху- дожественная проза»). Материалистами она называет Беннета, Уэл- лса и Голсуорси, к спиритуалистам причисляет Джойса, Лоуренса и себя. Отдавая дань заслугам материалистов, она считает их произ- ведения устаревшими. Современная литература, считала Вулф, со- здается спиритуалистами, для которых интересно не то, что лежит на поверхности, не материальное, а духовное, то, что «расположе- но в подсознании, в труднодоступных глубинах психологии». На исследование и изображение этих сфер и направлено прежде всего ее внимания.

Важная роль в модернизации английской литературы принад- лежит Дэвиду Герберту Лоуренсу, стремившемуся к обновлению не только искусства, но и жизни. По сравнению с экспериментами Джойса и Вулф, его проза ближе традиционным формам повество- вания. Конкретность видения Лоуренс сочетает с обобщениями и символами философского плана, творя при этом свою «филосо- фию жизни». Видя задачу писателя в передаче эмоциональной жизни человека, считая любовь сферой проявления таящихся в человеке возможностей, он делает тему отношения полов одной из основ- ные в своем творчестве, включая ее в более широкое русло — связь между человеком и природой, окружающим миром. В изображении сложной гаммы эмоций, влечений, постоянно изменяющихся от- ношений и чувств Лоуренс — смелый новатор.

Как поэт-реформатор выступил Томас Стернз Элиот, передав- ший трагизм существования человека в условиях антигуманной ци- вилизации. Элиот запечатлел ощущение и мировосприятие челове- ка, пережившего первую мировую войну, ступившего на «опусто- шенную землю». Отвергая романтическую традицию, он бежит от эмоций, создает деперсонализированную поэзию; цель поэзии Эли- от видит в выражении «внеличного», более общего и тем самым более близкого объективному миру. В поэзии и литературной кри-

Модернизм. Английская и ирландская литература

тике Элиот ищет пути адекватной передачи жизни и оценки искусства.

Ниже приводятся разделы о творчестве крупнейших писателей- модернистов, тексты их произведений, темы для практических за- нятий и списки рекомендуемой литературы.

^ Джеймс Джойс: мифотворец XX века

Джеймс Джойс — один из крупнейших писателей XX века, сме- лый экспериментатор в искусстве новейшего времени. Наряду с Пру- стом и Кафкой Джойс причислен к «отцам модернизма». В творчест- ве Джойса выражены особенности нового художественного мышле- ния его эпохи, получившие широкий резонанс и во многом определившие пути развития прозы XX века. Воздействие Джойса испытали писатели разных стран и различных литературно-эстети- ческой ориентации: англичанин Лоренс Даррел, ирландец Шон 0'Кейси, американцы Хемингуэй, Фолкнер, Досс Пассос, немец Вольфганг Кёппен, южноафриканец Дж. М. Кутзее и многие другие.

Художественная система Джойса включает произведения раз- ных форм— сборники стихотворений «Камерная музыка» (1907), «Пенни за штуку» (1927), «Избранные стихотворения» (1936), сбор- ник рассказов «Дублинцы» (1914), романы «Портрет художника в юности» (1916), «Улисс» (1922), «Поминки по Финнегану» (1939), пьеса «Изгнанники» (1918).

Джойс разработал новые способы и приемы художественной изобразительности, открыл новые пути в передаче «потока созна- ния» и подсознания человека. Великий мифотворец XX века, он создал модель мира и человека в романе «Улисс», задумав его как современную «Одиссею». В «Улиссе» Джойс реализовал свое стрем- ление к всеобъемлющим формам изображения законов бытия с извечно присущими ему проявлениями взаимодействующих стра- стей, импульсов, побуждений, инстинктов. Как создатель «Улис- са», ставшего своего рода энциклопедией модернизма, Джойс во- шел в историю мировой литературы.

^ 1. ГОДЫ МОЛОДОСТИ. - ДУБЛИН. - ИРЛАНДИЯ

Джеймс Августин Алоизий Джойс — таково полное имя писа- теля — родился в столице Ирландии Дублине 2 февраля 1882 года. Он происходил из старинной ирландской фамилии, утратившей свое благосостояние, но сохранившей фамильный герб, который всегда оставался семейной гордостью Джойсов. Отец писателя был человеком среднего достатка, занимал должность сборщика нало- гов и, хотя личность его была весьма колоритна, о чем можно су- дить на основании множества деталей и сцен автобиографического характера в произведениях Джеймса Джойса, он не преуспел ни в своей карьере, ни в жизни.

Детские и юношеские годы Джеймса Джойса прошли в Дубли- не. Он учился в иезуитском колледже, окончил университет, где изучал языки, философию, историю. Джойс учился прекрасно, завоевывая первые места и награды на экзаменах, что вызывало уважение близких и содействовало утверждению веры самого Джей- мса Джойса в свои возможности. Весьма часто получаемые награды представляли собой внушительные денежные суммы, что было столь необходимо для пополнения семейного бюджета. Особые успехи были проявлены Джойсом в изучении литературы и иностранных языков. В ранней юности, будучи пятнадцатилетним подростком, Джойс переживает кризис веры, навсегда порывает с церковью и догматами католицизма.

Годы студенчества в Дублинском университете пришлись на ру- беж XIX—XX веков (1899—1902). Здесь он с увлечением занимает- ся английской и итальянской литературой; в эти же годы Джойс начинает писать. Его ранние опыты во всей своей полноте не со- хранились, но целый ряд статей, посвященных вопросам искусст- ва, главным образом драматургии и театру, столь увлекавшему мо- лодого Джойса, вошли в его литературное наследие.

Годы юности Джойса совпали с бурным периодом в истории его родины. «Зеленый остров», как называли Ирландию, бурлил. В стране происходила, нарастая к концу века быстрыми темпами, борьба за независимость от Англии. Освободительное движение, получившее название Ирландского Возрождения, не было единым:

в нем противоборствовали силы разной ориентации. Лидером ра- дикальных сторонников самоуправления Ирландии был Чарлз Стю- арт Парнелл. В лице этого убежденного защитника национальных прав ирландского народа английские власти видели своего главно- го противника. Как глава повстанцев Парнелл внушал страх и мно- гим демократически настроенным либералам. Было сделано все, чтобы опорочить Парнелла в глазах народа и убрать его с полити- ческой арены. Английским властям содействовала официальная ка- толическая церковь, предавшая Парнелла анафеме за его связь с замужней женщиной. От Парнелла отвернулись многие из его преж- них союзников. Парнелл был затравлен. С его смертью (1891) на- дежды на освобождение Ирландии отодвинулись в неопределен- ное будущее.

На ирландской почве политические конфликты тесно перепле- тались с религиозными, не утихала борьба протестантов с католи-

Модернизм. Английская и ирландская литература

ками. Противостояние политических пристрастий проявлялось не- редко и в семенных отношениях. Именно так обстояло дело и в семье Джойсов. Глава семьи Джон Джойс был сторонником Пар- нелла, всецело разделял его взгляды, открыто восхищался смело- стью его действий. Дядюшка будущего писателя — Чарлз Джойс — тоже был связан с революционными повстанцами и ему не раз приходилось искать убежище в доме Джона Джойса. Рассказы Чар- лза, бывшего непосредственным участником происходящих собы- тий, держали всех членов семьи в курсе борьбы. Что касается мате- ри Джеймса Джойса, то она не разделяла взглядов своего мужа, была ревностной католичкой и мечтала о том, что и ее сын Джеймс станет правоверным католиком. Однако Джеймс Джойс отказался принять духовный сан и порвал с религией. В студенческие годы им было многое передумано и переоценено, нс прошли бесследно и его беседы с отцом.

С общественно-политической ситуацией в стране было связано движение Ирландского литературного возрождения. Его участники стремились к возрождению и развитию национальной культуры, в распространении гэльского языка, вытесняемого английским, в изу- чении фольклора, в создании национального театра. Джойс не был равнодушен к происходящим в стране событиям, но он изолиро- вал себя от участия в движении Ирландского Возрождения, не при- нимал непосредственного участия в политической борьбе. Тем не менее, именно с обновлением жизни и литературы были связаны его мысли и начало литературной деятельности.

Джойс подготовил доклад на заседании студенческого лите- ратурного и исторического общества. С текстом доклада, как это было принято, он ознакомил университетское начальство. До- клад, называвшийся «Драма и жизнь», не был одобрен, и Джойсу пришлось убеждать наставников в необоснованности запрета. Ему это удалось, и доклад был сделан. В нем Джойс высказал свои суждения о соотношении искусства и жизни, которые принци- пиально важны для его эстетики. Еще более смело повел он себя во время состоявшейся в мае 1889 года премьеры пьесы ирланд- ского поэта Йетса «Графиня Кэтлин». Премьера проходила на сцене только что открывшегося в Дублине Ирландского литера- турного театра. Еще задолго до спектакля она была объявлена кардиналом Логом еретической, так как содержала критику по- ложения дел в Ирландии. Молодежь из католической организа- ции университета Дублина во время премьеры освистала пьесу Йетса, а Джойс оказался в числе немногих рукоплескавших по- сле закрытия занавеса, и он был единственным студентом, от- казавшимся поставить свою подпись под письмом, выражающим протест против этой пьесы.

Джеймс Джойс

Увлечение театром побудило Джойса испробовать свои силы в драматургии. Летом 1900 года он пишет пьесу «Блестящая карьера». Ее рукопись не сохранилась, но известно, что написана она под влиянием драмы Ибсена «Враг народа». В следующем году Джойс переводит на английский язык драмы Гауптмана «Перед восходом солнца» и «Михаэль Крамер». Ибсен и Гауптман составили целую эпоху в жизни Джойса. Он ценил смелость и прямоту Ибсена в высказывании своих суждений, его нежелание мириться с уста- новленными канонами, его удивительное умение концентрировать всю жизнь человека в отдельных мгновениях бытия, передать мно- гое в малом. Впоследствии Джойс и сам будет стремиться к этому, преломляя широкие обобщения в «моментах прозрения» (в «епи- фаниях», как он будет это называть). Девятнадцатилетний Джойс пишет письмо норвежскому драматургу, он говорит в нем о боль- шом общественном резонансе пьес Ибсена, о их художественных достоинствах, так много значивших для него. «Ваша борьба вдох- новляет меня, — писал Джеймс Джойс, — не видимая материаль- ная борьба, но та, которую вы вели и выиграли в своем сознании»'. Близки Джойсу и выражаемые героями Гауптмана взгляды на ис- кусство и жизненную позицию художника. «Искусство рождается только в уединении! — утверждает Михаэль Крамер. — Все глубо- кое, настоящее, сильное, самобытное рождается только в одино- честве. Настоящий художник всегда отшельник»2.

Театру и драматургии посвящены статьи молодого Джойса: «Дра- ма и жизнь» (1900), «Новая драма Ибсена» (1901), «День толпы» (1901), «Катилина» (1903), а позднее— «Оскар Уайльд: певец Са- ломеи» (1909), «Борьба Бернарда Шоу с цензором» (1909).

Джойс принимает решение посвятить себя искусству уже в го- ды студенчества. Судьбу ирландской культуры он связывает не только с ее прошлым, но и с необходимостью приобщения к европей- ской культуре. Он считал пагубной замкнутость Ирландии, на ко- торую ее обрекали, как он полагал, ревностные защитники ее са- мобытности.

В 1902 году Джойс едет в Париж, где, претерпевая материаль- ные лишения, знакомится с новыми явлениями европейской ли- тературы. Среди множества прочитанных им книг был роман фран- цузского писателя Э. Дюжардена «Лавры сорваны» (1888), в кото- ром применен прием «потока сознания». Здесь вновь продумываются и перечитываются произведения, особенно интересовавшие моло- дого Джойса — французские символисты, философские труды Ниц- ше и Шопенгауэра, средневекового схоласта Фомы Аквинского,

' Letters of James Joyce. - N. Y.: Ed. by S. Gilbert, 1957. - P. 52. 2 Гауптман Г. Пьесы. — М., 1959. — Т. 2. — С. 104.

Модернизм Анпииская и ирландская ']игерат\ра

драмы Метерлинка, произведения английских писателей, связан- ных с эстетизмом.

В 1903 году в связи со смертью матери Джойс возвращается в Дублин. Летом следующего года он знакомится со своей будущей женой — Норой Барнакл, служившей в то время горничной в од- ном из отелей. Их решающая встреча произошла 16 июня 1904 года Именно этот день и будет по часам и минутам расписан в романе «Улисс». Июньским днем 1904 года Леопольд Блум совершает свою одиссею по Дублину. Как «День Блума» 16 июня и до сих пор отме- чается жителями Дублина, а также всеми, кто приезжает сюда на этот праздник, ставший традицией.

В том же 1904 году Джойс начал писать автобиографический роман «Стивен-герой», переработанный впоследствии в «Портрет художника в юности». Тогда же, но уже вместе с Норой, Джойс вновь и теперь уже навсегда покидает Ирландию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» iconV. Рекомендованная литература Список художественных текстов
История зарубежной литературы XVII века / Под ред. М. В. Разумовской. — М.: Высшая школа, 2001
Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» iconУчебной и специальной литературы Учебники: История русской советской...
Гордович К. Д. История отечественной литературы ХХ века. Пособие для гуанитарных вузов. Спб., 2000
Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» iconВопросы к экзамену История зарубежной литературы
Общая характеристика западноевропейской литературы XVII века. Основные черты, направления, закономерности развития
Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» iconПрограмма учебной дисциплины «история зарубежной литературы второй половины ХХ в.»
...
Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» iconИстория зарубежной литературы ХIХ века. Ч. 1 М., 1979
Г. фон Клейст. Разбитый кувшиню. Пентесилея. Кэтхен из Гейльбронна. Микаэль Кольхаас
Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» iconВопросы к курсу История русской литературы послеоктябрьского периода
Основные художественные системы в литературе первой половины ХХ века. Проблемы периодизации литературы этого времени
Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» iconСписок обязательной литературы учебная литература: История русской...
Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные труды: в 2 т. Т. О стихах. М., 1997. С. 434-455;...
Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» iconФгбоу впо «санкт-петербургский государственный университет культуры и искусств»
Теория и история литературы: История зарубежной литературы: конс к экз доц. Кен Л. Н
Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» iconУчебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического
Учебное пособие предназначено студентам 5 курса биолого-химического факультета по курсу «Краеведение». Пособие содержит сведения...
Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» iconТемы рефератов по курсу «История зарубежной литературы стран изучаемого языка»
«Великий Гэтсби» и «Американская трагедия»: сопоставительный анализ образов главных героев Фицджеральда и Драйзера
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница