Урок №2 Тема урока : Деловой этикет


Скачать 153.15 Kb.
НазваниеУрок №2 Тема урока : Деловой этикет
Дата публикации23.06.2013
Размер153.15 Kb.
ТипУрок
vb2.userdocs.ru > Культура > Урок
Урок №2
Тема урока: Деловой этикет

План.


  1. Этикет как проблема




  1. История развития этикета



  1. Нравственные основы этикета




  1. Принципы делового этикета



Литература:


  1. В. С. Кукушин «Деловой этикет», Москва – Ростов – на – Дону, 2005 г.



  1. Р. Н. Ботавина «Этика деловых отношений», Москва, 2004 г.




  1. Ф. А. Кузин «Современный имидж».



  1. Этикет как проблема.


Слово «этикет» французского происхождения, в переводе означает установленный порядок поведения где - либо (например, при императорском дворе).

Этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда.

Следует чётко различать два понятия – «этика» и «этикет». Этика (учение о морали, нравственности) – система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанность по отношению друг к другу. Этике (ярлык, знак) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к людям. Таким образом, несмотря на разное содержание этих понятий, между ними много тождественного, прежде всего – нравственное начало. Поэтому на последующих занятиях этика человеческих отношений и деловой этикет будем употреблять как единый термин.

^ Этикет составляет часть внешней культуры общества. В него входят те её требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдение которых имеет особое значение определённая форма поведения.

^ Этикет представляет собой условный язык, с помощью которого можно оценивать человека, судить об уровне его культуры, нравственности, интеллекта.

Уже по тому, как человек входит, как здоровается, каким тоном говорит, какие первые слова произносит.

Овладение этикетом способно помочь преуспеть в деле и, наоборот, пренебрежение им вполне может разрушить карьеру. От каждого служащего всё чаще требуется, чтобы он достойно представлял лицо своей организации

Японцы ежегодно тратят 700 миллионов долларов на обучение и консультации по этикету для служащих.

В США только за последние два десятилетия опубликованы сотни монографий, 25 учебников по деловой этике, издаются два специализированных журнала; в большинстве университетов этика входит в качестве обязательной дисциплины в учебные планы; в Вашингтоне с 1977 года действует «Центр этических проблем», помогающий фирмам и организациям создавать и перерабатывать этические кодексы, поддерживать высокий нравственный уровень рабочей атмосферы, а работникам – разбираться в законах этики и безболезненно гасить нравственные конфликты.

На грани ХХ - ХХI веко вновь актуализировался этикет и в социальной жизни России.

^ Различают несколько видов этикета:

  • Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

  • Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговоров.

  • Воинский этикет свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

  • Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

  • Деловой этикет – важнейшая сторона профессионального поведения делового человека.

Знание этикета – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдение правил этикета дипломатами придаётся большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или её официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

^ Нормы этикета являются условными, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определённых правил и взаимоотношений.

Известный американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги в 1936 году писал: «Успех того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний, и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми».

Знание этикета, культура поведения – ключевые условия для успешной работы любой организации.


  1. История развития этикета.


Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от древности до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой её исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Так, из Древнего Рима к нам пришёл обычай гостеприимства и хлебосольства.

Скандинавы ввели в этикет правила предоставлять самые почётные места за столом самым уважаемым гостям.

Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и к женщине: при появлении пожилого человека все встают, а женщина останавливает схватку мужчин – для этого ей достаточно бросить между дерущимися мужчинами платок.

^ Родиной этикета считают Италию. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в 14 веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени, и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах.

Если сравнить Италию 15 века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А это же время Англия закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины 16 века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война гусситов, дворянство было невежественно, господствовало кулачное право, силовое разрешение всех споров. Франция была порабощена и опустошена англичанами; французы не признавали ни каких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех учёных самыми ничтожными из людей.

В то время, как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались ещё в полной силе, в Италии развивалась новая культура.

^ Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменялись с динамикой условий жизни общества, конкретной социальной среды.

Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определённых правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царствующих особ, для закрепления определённой иерархии взаимоотношений. От соблюдения правил поведения часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в древнем Египте, Китае, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

^ Этикет всегда выполнял определённые социальные функции.

Например, подчёркивал разделение общества по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению, особенно строго, даже в наши дни, соблюдаются правила этикета в странах дальнего и Ближнего Востока.

Первым, кто на Руси стал придавать значение этикету, был боярин Андрей Курбский. Он впервые ввёл обращение «Вы», и оно оставалось формой аристократического обращения. Со временем «Вы» широко вошло в обиход, ибо требовалось обществу как знак социального достоинства. Постепенно «ты» и «Вы» распределили между собой роли как приметы уровня общения между людьми.

^ Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». По его же указанию была издана книга Эразма Ротердамского «О правилах хорошего тона» в количестве ста экземпляров на русском и голландском языках.

^ Этикет в одежде в нашей стране тоже потерпел немало изменений. В начале 18 века стал усиленно внедряться западный тип. На русскую почву переносились не только фасоны одежды, но и манеры, и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярам и дворянским сословием постоянно и настойчиво, а порой даже жестоко, следил сам Пётр I. За нарушение этикета строго наказывали.

^ В царствовании Елизаветы и Екатерины II отбирались правила этикета, отвечающие требованиям и особенностям русской национальной культуры.

Советская власть стремилась во всём уровнять женщину и мужчину. Первый комиссар социального обеспечения Александр Коллонтай опубликовал немало книг и статей, провозглашающих полную свободу женщин. И, тем не менее, ни одна советская женщина, даже в 70 – 80 –е годы XX века, не могла войти в здании горкома или обкома партии в брючном костюме. Разрешалось входить только в платье. Таков был большевистский этикет. Что же касается мужчин, то руководящие работники всегда были в костюме и при галстуке. И никаких там «бабочек» и водолазок.

Во времена Михаила Горбачёва все горкомовские и райкомовские партократы копировали образ лидера: синий костюм и красный галстук. Парадокс, но факт! Синий цвет не гармонирует с красным.

Как смешно иногда не выглядели требования этикета, с ними приходится считаться.

Общественный прогресс способствует взаимопроникновению разных культур, в том числе и правил поведения. Мир становится теснее. Взаимное обогащение правилами поведения, одежды, речевой культуры позволило выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах повсеместно деловой этикет. Он предписывает правила поведения не только на деловых и дипломатических встречах, но и в гостях, общественных местах и даже личностных отношениях.


  1. Нравственные основы этикета.




  • Честность и порядочность.


Честность и порядочность как основа деловой практики являются следствием длительного развития деловых отношений в обществе в целом.

Процветание в профессиональной деятельности возможно лишь при стремлении к порядочности и честности.

Честность в деловых отношениях была присуща и русскому купечеству. На Руси был известный обычай «ударить по рукам», что означало формальное заключение сделки.

Честность и порядочность как основа деловой практики являются следствие длительного развития деловых отношений в обществе в целом, в ходе которого вырабатывались оптимальные этические и нравственные нормы. О какой высокой морали можно было говорить, например, в эпоху первоначального накопления капитала? Стремление только к прибыли во времена «дикого» капитализма приводило к ряду негативных последствий: жестокой эксплуатации трудящихся, присвоению предпринимателями львиной доли произведённого продукта, использование насильственных методов обогащения.

Однако по мере развития общества положение менялось. И сегодня оно существенно отличается оттого, что было в начале 19 века

Конкуренция должна быть честной, жульничество недопустимо. Тем предпринимателям, кто ведёт нечестную игру, никогда не добиться настоящего успеха, потому что им будет трудно найти хорошего партнёра. Очень важно уметь общаться с партнёром. Завоевание авторитета – очень сложный и долгий процесс. Но если предприниматель им обладает, то это 50% успеха.

Пример: Вновь открывшаяся в Москве фирма заключила сделку с австрийским бизнесменом о поставке ему большого количества строительного леса. Пред отправкой эксперты австрийской фирмы провели проверку технических условий товара и отправили главе фирмы несколько снимков вагонов с лесом, которыми он остался доволен. При получении товара привыкшие к ведению « честной игры» австрийцы произвели оплату без проверки всех вагонов. А при разгрузке оказалось, что вместо первоклассного строительного леса в вагонах свалены горбыли, пни и т. д., что полностью не соответствовало снимкам. Австрийский бизнесмен был вынужден отправить составы за свой счёт обратно. Он решил не работать с нашими предпринимателями. При многочисленных связях этого бизнесмена, об этом случае, естественно, узнали многие предприниматели из разных стран. Как ни странно, через полгода упомянутая московская фирма «развалилась», так как всё труднее было находить партнёров.



  • Хорошие манеры.


Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам не редко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими

людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация,

характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично обращаться с другими людьми.

^ Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.

Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом.

^ Обязательным условием общения является деликатность.

Под деликатностью понимается вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Деликатность – это особая, свойственная весьма немногим людям форма проявления корректности и искренности при общении.

Главное свойство деликатности - умение тонко чувствовать, тонко воспринимать состояние окружающих и проявлять заботливую осторожность по отношению к настроениям и нуждам другого человека, умение вовремя и незаметно прийти к нему на помощь, если он совершает оплошность или нуждается в поддержке и понимании.

В то же время деликатность не должна быть чрезмерной, превращаться в льстивость, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного.


  • Вежливость


«Ничего не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» - Сервантес.

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной.

Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена.



  • Тактичность и чуткость.


Такт в деловом общении – это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять эти нормы к конкретному человеку. Тактичность предполагает ориентацию на гуманность и благородство, внимательность и предупредительность.

Быть тактичным – это значит, в любой ситуации воспринимать своего партнёра, клиента или подчинённого как самоценную человеческую личность с учётом: пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т. п.

Общее правило такта – создавать наиболее благоприятные условия для общения в жизни окружающих людей, учитывать и устранять те возможные неудобства, которые могут возникать из – за нашего поведения.

При этом не следует превышать и меру интереса к удобству другого человека, так как это может создать неудобства, поскольку вы стесните его в выборе поступка или действия. Такт в равной степени охватывает все стороны поведения и является внешним выражением нашего внимания к людям

Тактичность, чуткость – это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу.


  • Скромность.


Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчёркивает своё превосходство, свои качества, ни требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью.



  • Справедливость, которая предполагает объективную оценку личностно – деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.


К общим нравственным качествам, характеризующим делового человека, также относится требовательность к себе, самоотдачу в работе, принципиальность и уважение к мнению других.

Все вышеназванные общечеловеческие ценности взаимосвязаны и воспроизводят в целом модель нравственного облика современного делового человека, который:

  • уважает себя как личность и с уважением относится к другим, проявляя в деловых взаимоотношениях терпимость, деликатность и тактичность; доверяет не только себе, но и другим;

  • убеждён, что честь превыше прибыли. Дорожит своей профессиональной репутацией и потому считает, что для деловых отношений обязательны честность, порядочность, обязательность и компетентность;

  • признаёт необходимость конкуренции, но понимает необходимость сотрудничества;

  • ценит не только свободу своих действий и убеждений, но и свободу своих конкурентов;

  • умеет и не боится рисковать и брать на себя ответственность за принимаемые решения.


4. Принципы делового этикета.
Деловой этикет базируется на следующих принципах:

  • Здравый смысл: нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.




  • Свобода: это означает, что каждый человек должен ценить не только свободу своих действий, но и свободу действий другого человека, что выражается в недопустимости вмешательства в его дела, ущемления даже в мелочах его интереса. Предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям.



  • Этичность: деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро.




  • Удобство: нормы делового этикета не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям. Удобным для делового человека должно быть всё – от планирования служебного помещения до размещения оборудования в нём, от деловой одежды до правил презентаций и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причём эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.



  • Целесообразность: каждое предписание делового этикета должно служить определённым целям.




  • Экономичность: этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого.



  • Консерватизм: консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности к тем или иным традициям вызывает ассоциации чего-то прочного, надёжного.




  • Непринуждённость: нормы делового этикета должны быть такими, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое; они естественны, исполняемы с лёгкостью и без напряжения.



  • Универсализм: каждая рекомендация, норма делового этикета направлена на многие стороны делового взаимоотношения.




  • Эффективность: стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большого числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе. В конечном счёте, использование деловой этики является экономически выгодным.


Шесть основных заповедей делового этикета.


  1. Делайте всё во время

Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться и в начальники он не годится.

Это также распространяется и на отчёты и любые другие поручаемые вам задания. Любая задержка потребует от вас каких – то оправданий, и вы будете выглядеть не столь обязательным, как тот, кто сдаёт всё в срок
2. Никогда никому не пересказывайте того, что вам иногда приходится услышать от сослуживца, руководителя или подчинённого об их личной жизни

Надо очень внимательно следить за тем, что говоришь, и чётко представлять, какие последствия может иметь утечка информации для тех, кто с ней работает и к какой конкуренции она может привести.
3.Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.

Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчинённые могут сколько угодно придираться к вам, это не важно, всё равно вы обязаны вести себя вежливо, приветливо и доброжелательно.


  1. Думайте о других, а не только о себе.

Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчинённых.

Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчинённых. Не начинайте сразу «огрызаться», когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы; покажите, что цените соображение и опыт других людей.


  1. Одевайтесь как положено.

Первое впечатление складывается при первой встрече. Так что произвести его надо сразу же. Приглядывайтесь к людям, прислушивайтесь, выбирайте образцы для подражания.


  1. Говорите и пишите хорошим языком.

Тот, кто умеет чётко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Всё произносимое и написанное вами должно быть изложено хорошим языком, а все имена собственные должны быть переданы без ошибок.

Следите за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов.

Хорошие деловые манеры настолько способствуют карьере, что надо использовать любую возможность научиться им.

Похожие:

Урок №2 Тема урока : Деловой этикет iconУрок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики
О. В. Афанасьева, А. В. Пищелко Этика и психология профессиональной деятельности, Москва, 2001 г
Урок №2 Тема урока : Деловой этикет icon1. Общие сведения об уроке
Дата, школа, класс, предмет, Ф. И. O. учителя, тема учебной программы, тема урока, цель и тип урока
Урок №2 Тема урока : Деловой этикет iconУрока Тема урока Домашнее задание

Урок №2 Тема урока : Деловой этикет icon"Сохранение мира на земле", "экологи" "Природа в опасности", "демографы" "Демо
Организационные моменты: приветствие, тема урока, цели урока, краткий план работы
Урок №2 Тема урока : Деловой этикет iconЭтикет (от франц etiquette) означает установленный порядок поведения...
«этикет». Английский писатель и моралист ХIХ в. Дж. Леббок верно заметил: «…для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее...
Урок №2 Тема урока : Деловой этикет iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №2 Тема урока : Деловой этикет iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №2 Тема урока : Деловой этикет iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть 2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №2 Тема урока : Деловой этикет iconКаков был замысел, план урока и почему?
Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что он в них опирается? Как он работает на последующие...
Урок №2 Тема урока : Деловой этикет iconПрактические занятия по тморя на базе школ г. Ульяновска Советы студентам-филологам
В школу нужно приехать за 15 минут до начала урока. Студент не должен заходить в класс после того, как прозвенел звонок на урок
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница