1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С


Скачать 221.92 Kb.
Название1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С
Дата публикации23.06.2013
Размер221.92 Kb.
ТипАнализ
vb2.userdocs.ru > Культура > Анализ
1.Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С.- наука об обществе как соц системы, функционировании и развитии этой системы через её составные элементы:личности, соц общности, институты. Предмет С. - соц жизнь во всем ее многообразии как система соц связей и отношений, основными субъектами которых выступадют индивиды, соц общности, институты и общество в целом. . В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы. (Анализ документов, наблюдение, опрос, статистика). Место соц-ии в системе наук: а)в отличие от других общественных наук соц-ия изучает общество в целом; б)соц-ия выступает как методологическая и теоретическая основа для специальных общественных наук; в)она разрабатывает методы для изучения общества, используемые другими науками.

Но соц-ия не может развиваться без взаимодействия с общественными науками: философией, политологией, историей, психологией, правоведением, экономикой и математикой.

^ 2.Структура и функции С. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре науки. Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: 1. эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;2. теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов3.методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Функции соц-ии: а)теоретико-познавательная(соц-ия накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину соц-ых отношений и процессов); б)критическая(с одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, развить; с другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований); в)описательная(систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг); г)прогностическая(выдача сц-ых прогнозов — кроткосрочных и долгосрочных); д)практически-преобразовательная(выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния соц-го субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений); е)идеологическая(использование действительно корректных выверенных количественных данных, фактов); ж)организаторская, управленчиская(нахождение разумных способов решения конкретных общественных проблем).

^ 3.С. философия О.Конта. Позитивизм как метод познания общественных явлений и процессов. О.Конт основополжник С. О. Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки - не на воображениях и догадках, а на научных наблюдениях. Согласно его взглядам общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов: личность, сословие, класс. Положительная философия, согласно О.Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями. Центральными проблемами позитивистской социальной философии О. Конта являются проблемы закономерного характера развития общества и его первоосновы. О. Конт в своей работе «Дух позитивной философии» писал: «Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями - теологическая, метафизическая и научная. На теологической стадии (или состояние вымысла) все явления объясняются на основе религиозных представлений. Другими словами, доминирует религиозно мифологическое сознание, на основе которого складывалось отношение людей к внешнему миру, формировалась их мораль, решались проблемы их каждодневной жизни. На метафизической стадии (или абстрактное состояние) человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы жизни людей. Метафизическая стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы различного рода сущностями, причинами и иными метафизическими категориями. Основная задача этой стадии - критическая, разрушительная, она подготавливает третью и последнюю стадию. На позитивной стадии (или научное состояние) человеческое сознание исходит в своих суждениях и выводах преимущественно из научных наблюдений. На основе этой стадии возникает настоящая наука об обществе, содействующая его реальной организации, - позитивная философия, имеющая своим сосредоточием социологию.

^ 4. Закон интеллектуальной эволюции О.Конта. Его взгляды на проблему развития общества. Согласно Огюсту Конту интеллектуальное развитие человечества состоит из трёх фаз (стадий) – теологической (фиктивной), метафизической (абстрактной) и положительной (реальной). На первой фазе для объяснения наблюдаемых явлений используются представления о потусторонних и сверхъестественных силах. Эти представления в ходе своего развития изменяются от примитивного фетишизма, к развитому механизму политеизма и находят свой упадок в монотеизме. На метафизической стадии происходит отказ от поисков божественных факторов, однако основной упор делается на разработку аппарата умозрительных (абстрактных, метафизических) категорий, что приводит к тому, что вопросы о сущности вещей получают приоритет перед конкретными и жизненными задачами. В качестве положительной стороны метафизической стадии по сравнению с теологической Конт видит отказ от поиска божественных причин и разработку более подходящего для позитивной науки методического аппарата. Последней же стадией развития является позитивная стадия. На этой стадии всякое знание оказывается тесно связанным с опытом. Но этот подход отличается от простого эмпиризма, который критикуется Контом как простое, бессистемное и бессмысленное накопление фактов. Согласно Конту сбор и накопление фактов должен осуществляться в соответствии с системой, которая, однако, в отличие от метафизики, призвана, не проникать в сущность вещей, а описывать закономерности процессов. Правильность полученной закономерности проверяется при помощи способности этой системы к прогнозированию. Его взгляды на проблему развития общества. Важное значение имеют воззрения Конта на проблемы гармонизации в развитии общества и его стабильности. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Гармония в обществе, подчеркивал он, это также наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев. Значение политической власти состоит именно в том, чтобы мудро согласовывать интересы социальных субъектов. В этом видел Конт главное достоинство политиков. Гармония в обществе, считал он, достигается тогда, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи — с другой, гармонируют между собой». В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, каждого народа, каждого человека.

^ 5. Органическая теория развития общества Г.Спенсера. Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Г.Спенсер. Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении «Научные, политические и философские опыты».
Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают. Легко заметить, что система приводимых доказательств сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца — с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма. Проводя сравнение до мелочей, - писал Спенсер, — мы находим, что эти крупные аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать.

^ 6. "Понимающая С» М.Вебера. Концепция «идеальных типов». В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим индивидом. Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Главным инструментом познания у Вебера выступали «идеальные типы», которые представляют собой мысленные логические конструкции, создаваемые исследователем. Они формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, которые являются наиболее типичными. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Вебер рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти. Государство по Веберу бывает нескольких видов: Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу». Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии, Франции, США. Традиционный, он обуславливается просто нравами, привычками к определенному поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах Западной Европы. Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.

^ 7. Социологическая теория марксизма. Основой развития общества является материальный фактор. Его теория состояла из 3 частей: 1. учение об обществе; 2. учение о личности и её роли в обществе; 3. теория развития общества. Маркс инициировал всплеск интереса к капитализму как социальному и культурологическому феномену, его классовая теория навеяла теорию социальной стратификации. Несмотря на идеологическую разницу между Марксом и Контом, между ними есть и сходства, касающиеся гносеологической стороны: 1) Оба ориентировались на принципы естественно-научного познания
2) Оба стремятся найти основные законы социального развития, которые действуют неотвратимо. Законы развития истории виделись ему как закон возникновения и развития человеческого общества – или иными словами, закон экономических формаций. Маркс представлял историческую смену формаций как естественный переход общества от одного состояния к другому: 1. первобытнообщинное; 2. рабовладельческое; 3. феодальное; 4. капиталлистическое; 5. коммунистическое общество. По Марксу, конечная причина и решающая сила всех событий всемирной истории – материальное производство, или характер экономического уклада, который связан с неравноправным отношением к собственности. Это в свою очередь приводит к разделению общества на различные классы и к борьбе между собой. Кризис общественного развития начинается с кризиса материального способа производства. Этот кризис обусловлен несоответствием существующих производственных отношений уровню развития производственных сил. Маркс рассматривает общество как социальную систему, где системообразующий фактор – производственные отношения, экономика. у Маркса общество – совокупность отношений людей в процессе производства, отношения к природе и отношения друг к другу. С появлением этих связей формируется общественное разделение труда, образование профессий. А с появлением частной собственности идет деление на классы, слои, социальные группы. Т.е. начинают формироваться различные модели общественных отношений. Маркс подчеркивает, что в условиях антагонистического общества движущей силой общественного развития выступает классовая борьба. Причем она возникает из-за того, что люди разделены на различные классы в соответствии с их отношениям к средствам производства. Отсюда следует, что экономиче6ское и социально-политическое положение классов таково, что они вынуждены сталкиваться и бороться друг с другом.

^ 10. Социологический неопозитивизм П.Сорокина. Он считает, что, во-первых, социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Опора на реальный опыт и научные данные - это исходные позиции социологического позитивизма.Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. Если позитивистская социология Конта направлена прежде всего на изучение общества как целостного социального организма, то предметом непосредственного изучения неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодействий складываются, как он считал, разного рода социальные процессы. П.Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп - односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы. Теория П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по Уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, Находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность - это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например из низшего слоя общества в более высокий или же обратно - из высшего слоя в низший. П. Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречии и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».

^ 11. Концепция личности З.Фрейда. Модель личности, по З.Фрейду, представляет собой трехуровневое образование, включающее в себя низший слой («Оно") − это «врожденная инстинктивная основа личности, фонд психической энергии», средний слой («Я» или «Эго»), расположенный в сознании индивида, и верхний слой («Сверх-Я» или «Супер-Эго») - нормы общества, воспринятые человеком. личность, по Фрейду, - это индивид, постоянно обороняющийся от общественного давления и находящийся в конфликте с социальным окружением. Признавая роль условий внешней среды в процессе социализации личности Фрейд весьма негативно оценивал характер воздействия на личность общества и его институтов. Теория социализации З.Фрейда, таким образом, основывается на положении, что биологические побуждения индивида противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Цивилизация с ее многочисленными моральными запретами, по Фрейду, вредит нормальному развитию человеческой личности, является источником ее неврозов. В процессе социализации особую роль Фрейд отводит детству, полагая, что основные модели поведения индивида, определяющие характер взаимодействия людей в социальных группах, формируются именно на данной стадии развития личности. З.Фрейд был противником общественного воспитания. Рассматривая ребенка как биологическое существо, находящееся в конфликте со средой, подавляющей его инстинкты, Фрейд считал семью основным агентом социализации индивида. По его мнению, ребенок до начала латентного периода совершает весь путь своего развития; к этому возрасту психика его утрачивает свою пластичность, «затвердевает» и неспособна к каким-либо значительным дальнейшим изменениям.

^ 12. Неофрейдистские трактовки личности. Теория личности Э.Фромма – это попытка преодолеть ограниченность теории З.Фрейда. Личность – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал, прежде всего, различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Э.Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества и описывает следующие социальные типы характера:1. Рецептивная ориентация (берущая) – человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения. 2.Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен. 3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан. 4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции. 5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного человека от другого; силой воображения – творить.

^ 13. Культура как предмет социологического анализа. Культура материальная и духовная. Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. Предметом соц-го изучения культуры может быть: 1)вся система культуры как единое целое или любой из ее видов, взятый во взаимодействии с другими общественными системами; 2)каждый из элементов культуры, взятый в соотношении с другими элементами или другими системами общества; Основные принципы изучения культуры: 1)Культура - качество духовной жизни общества, т.е. соотношение понятий общество и культура надо рассматривать не как соотношение целого и части, а как соотношение целого и его качества; 2)Культура связана с творческой деятельностью и является неотъемлемой характеристикой человеческого разума, свидетельствует о его преобразующей силе; 3)Культуру важно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей; 4)эстетический компонент культуры - специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сфере деятельности людей. Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках. Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами. Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации. Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство. Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

^ 14. Язык, культурные ценности и социальные нормы как основные компоненты культуры. Язык — соц-структурная система звуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом. Язык – это система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык служит основным средством передачи культуры. Общий язык поддерживает сплоченность общества. Между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникает взаимопонимание. В то же время он может и разобщать людей, говорящих на разных языках. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения. Социальные ценности выступают как совокупность жизненных целей и средств их достижения. Для одних индивидов в качестве жизненной цели может выступать, скажем, обеспечение счастья любимому человеку, а в качестве средства ее достижения – неустанный труд, для других в качестве цели – материальное благополучие, а в качестве средства – любые, в том числе и преступные, действия. Следует различать ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Ценности в рамках той или иной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, набор, сумму. Они существуют прежде всего как целостность, система. ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания. Социальные нормы – правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций. Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям. Соц нормы деляться на формальные (законы) регулируюшие производственную деятельность людей в различных сферах; и неформальные (обычаи, традиции) — регулирующие непроизводственную сферу деятельности.
^ 16. Типы и функции культуры в обществе. Типы: региональные — относящиеся к разным обществам, объединненым природой и территориальной близостью условий проживания; этнические — относящиеся к государственно территориальным общностям, в кот сформировалась культура того или иного народа в доиндустриальную эпоху; национальные — относящиеся к полиэтническим, государственно-территориальным общностям, сформировавшим культуру той или иной нации на индустриальном и более позднем этапах развития; локальные — относящиеся к сообществам, связанным условиями проживания и взаимодействия на той или иной конкретной территории. Функций культуры: функция приспособления к среде (адаптивная),познавательная, ценностная или аксиологическая, информационно-коммуникативная,нормативная или регулятивная, семиотическая.

^ 17. Общество как система. Теории происхождения общества. В узком смысле под обществом понимают: определённую группу людей объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности; конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны; сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты. В более широком смысле общество это: обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость. Общество — система, так как это — совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующая единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Эта система социальная, так как связанна с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Теории происхождения общества. 1.Эволюционизм. 2. Теория циклического развития - общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривали его изменение по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность. 3. Теория социального изменения - иерархии различных систем: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности.

^ 18. Общество и природа. Общественное производство. Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы. Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом. Общественное производство— процесс создания благ, с помощью преобразования природных ресурсов, для удовлетворения потребностей человека. Факторы общественного производства: Традиционные (рабочая сила, средства труда, предметы труда); Новые (научно-технический прогресс, ноу-хау, предпринимательство).

^ 19. Община и общество как типы социальных систем. В примитивных общинах преобладает разделение труда по половому признаку. Для современного общества свойственно глубокое разделение труда по профессиональному признаку. Для общинных отношений характерна примитивная система управления. Современно еобщество формирует сложную систему управления отношений, которые строяться на основе статусов, ролей.

^ 20. Типология обществ. типология обществ: примитивное, традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Примитивное общество - родоплеменное устройство. Большинство членов общества принимают непосредственное участие в управлении, но хаотичным, неупорядоченным образом. «Экономика» (для примитивного общества это понятие весьма условно) зиждется на натуральном хозяйстве; господствует общинная собственность на средства производства; наблюдается случайный характер отношений товарного обмена. Для этих обществ характерны примитивная обработка орудий промысла (собирательства, охоты, рыболовства), а также элементарное половозрастное разделение труда, поскольку большинство членов общины занято одним и тем же промыслом. Местом обитания членов примитивных обществ являются небольшие временные поселения (стоянки, становища). Систематизации накопленных знаний не происходит, и передача их последующим поколениям осуществляется изустно и в индивидуальном порядке. Традиционное общество - централизованное государство, которое по мере развития приобретает все более отчетливо выраженные тенденции к абсолютизму. Политика здесь — дело узкого слоя элиты, и абсолютное большинство членов общества отстранено от участия вуправлении. В фундаменте экономической жизни лежит частная собственность на средства производства. Основной организационно-хозяйственной единицей выступает семья. В городских поселениях отмечается все большее развитие ремесленного и сервисного секторов, однако абсолютное большинство населения занято в аграрном секторе. Это большинство проживает в сельской местности. Города приобретают все большее влияние как центры политической, промышленной и духовной жизни. Образование, как и политика, является уделом тонкого слоя элиты. Наука и производство представляют собою автономные, слабо связанные сферы жизнедеятельности общества. Индустриальное общество - национальные государства с четко очерченными территориальными границами; эти государства формируются вокруг общих форм экономики, языка и культуры. Предоставляется всеобщее избирательное право населению, вследствие чего наблюдается последовательная институционализация политической деятельности вокруг массовых партий. Экономика приобретает все более отчетливо выраженные рыночные отношения. Стержневой основой экономики становится частная собственность на капитал. Технологической доминантой выступает господство машинного производства. Производство реорганизуется на фабричной основе. Важной приметой индустриализации является урбанизация общества. Усиление действия закона перемены труда ведет к росту массовой грамотности. С самого начала индустриальной революции в нарастающих темпах имеет место приложение науки ко всем сферам жизни, особенно к индустриальному производству, а также последовательная рационализация всей социальной жизни. Постиндустриальное общество - усиление прозрачности национальных границ и влияния наднациональных сообществ. Для экономической жизни все более характерно возрастание роли информации и обладания ею, усиление значения интеллектуальной собственности, появление электронных денег и превращение информации в основное средство обмена. В технологической сфере все более важное значение приобретает развитие «высоких технологий», а также автоматизация и компьютеризация производственных процессов. Отчетливо выражена тенденции падения доли работников, занятых в индустрии, с одновременным увеличением доли занятых в информационном и особенно — в сервисном секторах. Индустриальная урбанизация сменяется тенденцией к субурбанизации. Проявлением кризиса социальных институтов образования служит осознание проблемы функциональной неграмотности. Наука становится непосредственно производной сферой.

Похожие:

1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С icon2. Закономерности и категории политологии, методы их иссле­дования
Политология как наука, ее предмет и функции. Место полито­логии в системе общественных и юридических наук
1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С iconПредмет и задачи психологии. Этапы развития представлений о предмете
Психология в системе общественных и гуманитарных наук. Структура современной психологии
1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С iconЭкзаменационные вопросы
Этапы становления и развития политологии. Место политологии в системе общественных наук
1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С iconВопросы к экзамену по дисциплине «психология с элементами социальной психологии»
Психология и социальная психология: предмет, методы, место в системе наук о человеке
1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С iconОмская государственная медицинская академия
Гигиена как наука. Цель, задачи, объект, предмет, методы, дифференциация гигиены, основные понятия. Место гигиены в системе медицинских...
1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С iconВопросы по информатике и тоэ
Информатика как наука. История возникновения и развития информатики. Объект и предмет информатики. Структура информатики. Место информатики...
1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С iconАграрное право в системе российского права
Предмет правового регулирования аграрного права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву....
1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С iconВопросы к экзамену
Предмет органической химии. Этапы развития. Место органической химии в системе наук. Роль органической химии в народном хозяйстве....
1. Предмет и метод С. Место С. в системе общественных наук. С iconВопросы к экзамену
Предмет органической химии. Этапы развития. Место органической химии в системе наук. Роль органической химии в народном хозяйстве....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница