Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям


Скачать 399.23 Kb.
НазваниеКнига предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям
страница1/4
Дата публикации10.02.2014
Размер399.23 Kb.
ТипКнига
vb2.userdocs.ru > Культура > Книга
  1   2   3   4


Нападовская В.Л.

Н 27 Коррекция речевых нарушений и формирование твор­ческих способностей у детей с нарушенным зрением. Пособие для логопедов. — М.: Классике Стиль, 2003. — 48 с. с ил. ISBN5-94603-033-7

Нарушение речи у слабовидящих детей , как и у детей с другими ано­малиями, является вторичным отклонением. У этих детей, помимо нару­шения речи, в силу их дефекта нарушены также внимание, память, мыш­ление. Занятия логопеда по коррекции речи должны помочь слабовидя­щему ребенку справиться не только с речевыми недостатками, но и развить его творческие возможности.

Автор, раскрывая опыт своей работы, показывает, как нетрадицион­но можно построить занятия и попытаться развить у ребенка чувство уверенности в себе, создать положительную мотивацию, вызвать живой интерес к словообразованию.

Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям.

Предисловие

Данная книга является опытом работы учителя - логопе­да школы-интерната для слабовидящих детей.

Нарушение речи у детей с дефектом зрения является рас­пространенным явлением и носит стойкий характер. Рече­вые расстройства оказывают отрицательное влияние на пси­хическое развитие ребенка, эффективность его обучения и являются следствием пробелов в чувственном восприятии окружающего мира слабовидящим ребенком, а также нару­шениями памяти, внимания, фонематического слуха.

В книге описаны виды работы по формированию фоне­матического слуха у младших школьников, включающих в себя работу с рифмующимися слогами, словами, сочетани­ями слов.

Этот вид работы доступен детям и интересен для них.

Он приучает их вслушиваться в речь, искать рифмующи­еся строчки, находить их, а позже самим составлять рифмы, приучает детей к творчеству, которое, выполняя специфи­ческие коррекционные задачи, является одновременно ис­точником развития эмоциональной сферы ребенка и служит стимулом положительной мотивации учения.

В приложении демонстрируются рисунки слабовидящих учащихся 1 класса, являющиеся иллюстрациями к их совме­стному с логопедом стихотворному творчеству.

В краткой аннотации к рисункам показана положитель­ная динамика в развитии детей.

Пособие рассчитано на логопедов и учителей начальных классов коррекционных и массовых школ, а также для ро­дителей младших классов.

3

Начало обучения в школе — переломный момент в жизни ре­бенка, характеризующийся сменой основного вида деятельнос­ти: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный вид деятельности и, как все новое и неизвестное, он может явиться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующей за­ниженной самооценке.

Невропатологи считают, что одним из факторов, затрудняю­щих формирование учебных навыков у первоклассников, являет­ся несформированность произвольного внимания у ребенка и его гиперактивность, обусловленные недоразвитием, к моменту на­чала обучения, определенных отделов головного мозга, отвеча­ющих за концентрацию внимания.

Для слабовидящего ребенка — это еще и решение ряда слож­ных проблем, связанных с дефектом зрения и адаптацией к но­вым условиям проживания в интернате. Кроме того, слабовидя­щие дети имеют вторичные нарушения.

^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Дети по-разному реагируют на возникающие трудно­сти: одни становятся плаксивыми, другие агрессивными, третьи — безучастными. У части детей пропадает интерес к учению.

Но все дети преображаются на прогулке, в игровой ком­нате, на уроке по изобразительному искусству тогда, когда им позволено творить.

Это тот вид деятельности, без которого ребенок не мо­жет существовать, без чего не может в полной мере разви­ваться личность.

Опираясь на естественную потребность ребенка в творче­стве, в коррекционной работе со слабовидящими детьми следует подбирать такие формы и приемы работы, которые помогут задействовать как можно большее количество со­хранных анализаторов, выполняющих функцию компенси­рующих, будут вызывать живой интерес у детей, помогут осуществить плавный переход от игры к учению, избавят детей от рассеянности, усталости, забывчивости и неусидчиво­сти, создадут положительную мотивацию учения и позволят решить специфические задачи, связанные с обучением сла­бовидящего ребенка.

Одним из таких приемов, применяемых на занятиях по коррекционной логопедии, является детское стихотвор­чество и иллюстрации, детские рисунки к стихотворным пробам. Эти виды работы помогают раскрыться способно­стям ребенка; он успешно начинает справляться с тем, что было недоступно ему ранее. Для слабовидящего ребенка становятся нормой ограничения различного вида, которые вызывали неуверенность. Успехи в творчестве являются стимулом к дальнейшему развитию ребенка. Для ребенка становятся нормой другие суждения, мотив: «Если я могу это, то смогу и другое».

Специфическим речевым нарушением у слабовидящих детей младшего школьного возраста является несформиро-ванность лексико-грамматического строя, связной речи, обусловленная пробелами в чувственном восприятии окру­жающего мира. Стихотворчество помогает компенсировать этот недостаток, вызывает живой интерес у детей, стимули­рует работу головного мозга, являясь своеобразным тренин­гом внимания, способствует эстетическому воспитанию ре­бенка, является одним из приемов коррекции других рече­вых нарушений и дает возможность формировать и совершенствовать

— фонематический слух,

— звуковой анализ,

— грамматический строй речи,

— лексико-семантическую сторону речи,

— связную речь.

Процесс формирования и совершенствования фонемати­ческого слуха включает в себя работу с рифмующимися словами и ударными слогами (первичное знакомство со стихотворными строчками). Этот вид работы доступен и ин­тересен детям. Он приучает их внимательно вслушиваться в речь, искать рифмующиеся строчки, слова, находить их и учиться самим подбирать рифмы.

5

На логопедических занятиях с первоклассниками, рабо­тая над развитием связной речи по «Наглядному пособию по коррекции устной и письменной речи» Л.Н. Ефименко-вой, можно разнообразить деятельность, побуждая детей творчеству. Было выделено 3 условных этапа:

Первый этап. Побуждение к стихотворчеству. Лого­пед читает готовый образец и анализирует его вместе с деть­ми, выделяя «слова-рифмовки».

Второй этап. Учащиеся выполняют часть работы самостоятельно по принципу игры «Подскажи словечко».

Третий этап. Ученики творят самостоятельно по собственной инициативе после детальной подготовки вме­сте с логопедом.

^ СТИХОТВОРЧЕСТВО НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Дрозд».

Цель: научить детей пересказывать небольшой по объему рассказ с опорой на последовательность происходящих в рассказе событий. К рассказу дается серия сюжетных картинок (4 шт.). Логопед читает рассказ. Дети следят за рассказом по картинкам. Затем логопед предлагает на­звать слова, обозначающие действия по каждой из кар­тинок и составить по одному предложению. И только после этого предлагается пересказать текст (можно отло­жить картинки в сторону и рассказать по памяти).

Затем логопед говорит, что можно пофантазировать и со­чинить стишок про дрозда и злодея - кота. Логопед читает сначала текст, а потом готовое стихотворение, приготовлен­ное им к занятию.

Дрозд

Трудолюбивый дрозд свил гнездо на высоком дереве. В нем появились птенцы-первенцы молодой дроздихи. Ры­жий кот заметил гнездо и решил съесть птенцов.

Дроздиха улетела в поисках корма, а дрозд искал червя­ков на соседнем поле. 6



Кот быстро влез на дерево. Дрозд бросился защищать своих детенышей. Он клюнул кота в ухо, в лоб и в живот. Ворюга-кот полетел вниз кувырком.

Дрозд

Дрозд - трудяга свил гнездо На высоком дереве. Появились там птенцы, Для дроздихи первые. Птицы детушек любили, Вкусной пищею кормили. Но беда пришла однажды: Съесть птенцов пытался дважды Забияка рыжий кот. Сел под деревом и ждет. Вот дроздиха улетела. Кот к гнезду несется смело. У гнезда — одним прыжком. И летит вниз кувырком. Это папа, черный дрозд, Клюнул вора прямо в нос. В лоб, и в ухо, и в живот Получил ворюга кот.

Логопед говорит детям, что это он для них написал, со­чинил стихотворение и, если они хотят, они тоже научатся это делать.

Начинается процесс обучения стихотворчеству. Обраща­ется внимание детей на то, что стихотворчеству помогают

7

рифмовки слов, которые надо специально подбирать, и предлагается в процессе повторного медленного чтения «узнать» эти слова. Дети с помощью логопеда выделяют:

на дереве — первые растили — кормили однажды — дважды кот — ждет улетела — смело прыжком — кувырком дрозд — нос живот — кот

Последние две строчки служат эпилогом и помогают де­тям разобраться в том, кто из двух героев прав. Дети тут же пытаются «сочинить стишок»:

Рыжий кот Получил в живот. Съесть птенцов хотел — Вниз полетел. Дрозд — молодец, Настоящий отец.

И называют свои слова-рифмовки.

Дети сами по себе талантливы и сразу поняли мотивы нравственности, заключенные в последних двух строках: дрозд — труженик, а кот — разбойник и вор. Зло всегда бывает наказано.

Первоклассникам понравилась такая форма работы, и они тут же заявили, что еще хотят «сочинять».

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «Муравьи».

Иллюстрацию, сюжетные картинки к этому рассказу труд­но переоценить. Не всякий слабовидящий ребенок мо­жет рассмотреть муравья в природе. Картинки восполня­ют пробелы в чувственном восприятии внешнего мира ре­бенком.

Цель занятия та же, что и на предыдущем занятии. Лого­пед читает текст.

8



Муравьи

Трудяга-муравей нашел пшеничное зерно. Сдвинуть его с места муравей не смог. За помощью друзей помчался му­равей.

Муравьи дружно навалились на зерно. Вместе они легко притащили зерно в муравейник.

Благодарный муравей в гости пригласил друзей.

После пересказа этого текста с предварительным выде­лением слов, обозначающих действие: нашел, не мог тащить, позвал, притащили, — дети уже ждут, когда им прочтут сти­шок, и они сами будут «сочинять».

Логопед читает.

Муравьи

Пшеничное зерно нашел

Трудяга-муравей,

Но сдвинуть его с места не может —

Хоть убей!

За помощью друзей помчался муравей.

«Помочь бедняге нужно», —

Решили они дружно.

Напряглись все, навалились,

И зернышко покатилось.

В гости пригласил друзей

Благодарный муравей.

Дети с первого чтения «узнают» рифмующиеся слова:

муравей — хоть убей нужно — дружно навалились — покатилось.

После повторного замедленного чтения более слабые уча­щиеся тоже включаются в процесс и называют оставшиеся два слова:

друзей — муравей

Равнодушных детей на занятиях нет. На вопрос логопеда: «Муравей какой?» — один из детей назвал слова-призна­ки: трудолюбивый, маленький, сильный, добрый, гостепри­имный».

И тут же начинается творчество детей:

Молодец муравей

Пригласил друзей.

Благодарный муравей

Накормил друзей.

Всем нужно

Жить дружно.

ЗАНЯТИЕ 3

Для проведения коррекционного занятия над рассказом «Как медведь сам себя напугал» может быть предложен сле­дующий план-конспект занятия.

^ Тем а: рассказ «Как медведь сам себя напугал».

Цел ъ: учить детей устанавливать причинно - следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа; совершенствовать грамматический строй и лек-сико-семантическую сторону речи; активизировать зри­тельную и слуховую память, внимание и мышление; формировать и совершенствовать звуковой анализ; акти­визировать и совершенствовать творческие способности детей.

Оборудование. 1. Индивидуальные сюжетные картинки. 2. Демонстрационные предметные картинки на магнит­ной доске, изображающие: ветку, медведя, белку, шиш-

10

ку, зайца, сороку, лося, медведя. 3. Натуральные предме­ты: сухая ветка, сосновая шишка. 4. Электронный кор­ректор речи (Мишка).

^ Ход занятия. Логопед обращает внимание на предмет­ные картинки и говорит, что это герои рассказа, над ко­торым они сегодня будут работать. Дети называют изоб­раженных на картинках животных. Логопед читает.

^ Как медведь сам себя напугал

Огромный косолапый медведь вошел в лес. Под его тя­желой лапой хрустнула сухая ветка. Белка испугалась, вы­ронила шишку. Шишка в лоб угодила бедному зайчишке. Косой испугался и помчался в чащу леса. Он спугнул сорок, которые сидели в кустах. Сороки застрекотали, лосей напу­гали. Лоси помчались по лесу, стуча копытами.

Медведь остановился, навострил уши и слышит: белка лопочет, сороки стрекочут, кто-то копытами стучит.

Кругом тревожный шум и гам. Испугался мишка и дал стрекача. Так медведь сам себя напугал.

Словарная работа. Логопед выясняет, поняли ли учащиеся смысл слова хрустнула, логопед (ломает сухую ветку) и спрашивает:

— Что вы слышите?

— Хруст.

— Какой звук слышите на конце слова?



— Звук [т].

— Поэтому говорим: «хруснула», а пишем «хрустнула» с буквой т ( в качестве опережающего обучения).

насторожил уши (прислушался), помчал (быстро бежал), дал стрекача (убежал).

Расстановка сюжетных картинок по по­рядку в последовательности пересказа. Дети выставляют картинки последовательно, по сюжету.

Выяснение причинно-следственных связей. Лого­пед задает вопросы.

Почему медведь убежал из леса? Почему испугались лоси? Почему испугались сороки? Почему испугался заяц? Почему испугалась белка?

Выяснение последовательности действий. Логопед указывает на картинку — дети называют предмет и его действие.

Медведь — вошел, наступил.

Ветка — хрустнула.

^ Белка — испугалась, выронила.

Шишка — полетела, угодила.

Заяц — испугался, помчался, вспрыгнул.

Сороки — испугались, застрекотали.

Лоси — испугались, пошли ломать кусты.

Восстановление рассказа по сюжетным картинкам. Дети пересказывают рассказ по сюжетным картинкам.

Работа над грамматическим строем. Детям предлагается составить схему по предложению.

^ В лес вошел огромный косолапый мишка.

12

А затем составить предложение про белку по схеме.

Белка испугалась, выронила шишку.

Предлагается всем вместе повторить оба предложения.

В лес вошел огромный Косолапый мишка. Белка испугалась, Выронила шишку.

Учащиеся сразу улавливают рифму: мишка - шишка и от­мечают, что получился маленький стишок.

Логопед спрашивает, какой звук делает слова похожими в произношении (звук [ш]). Логопед предлагает срифмовать знакомые слова из рассказа, называя первое слово в каж­дой группе слов, показывая указкой на нужную картинку. Шишка (мишка, зайчишка) упала, зайцу в лоб (попала) Сороки (застрекотали), лосей (напугали) и т.д. Далее логопед предлагает детям поиграть в игру «Под­скажи словечко» и читает заранее заготовленное стихотво­рение, составленное по тексту рассказа, а дети следят за тек­стом и указкой, которой логопед указывает на картинки. Первые четыре строки дети говорят электронному мишке (корректору речи) по памяти с последующим прослушива­нием.

В лес вошел огромный Косолапый мишка Белка испугалась, Выронила шишку.

А далее «подсказывают словечки».

Шишка в лоб попала Бедному (зайчишке). Вот что натворила Маленькая (шишка). Косой помчался в чащу, Испугал (сорок). Те за(стрекотали), Лосей (напугали).
  1   2   3   4

Похожие:

Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям iconРазвитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе
Пособие адресовано воспитателям, логопедам, может быть полезно учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, а...
Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям iconКнига предназначена психологам, логопедам, воспи­тателям детских...
Книга предназначена психологам, логопедам, воспи­тателям детских садов и родителям
Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям iconС. С. Степанов Леонгард Э. И. и др
Книга предназначена сурдопедагогам и воспитателям специальных дошкольных учреждений и дошкольных групп, а также родителям. Может...
Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям iconКнига рекомендуется логопедам, и такжа учителям и шкпитателям
Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы. М., «Просвещение», 1977
Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям iconКнига «Журналистское расследование: от теории к практике»
Книга предназначена студентам журфаков, но может быть полезна и их преподавателям
Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям iconВасильева Л. А. Делаем новости! Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003
Книга может быть рекомендована студентам, будущим журналистам и всем тем, кто интересуется журналистикой
Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям iconШарон Лечтер Богатый папа, Бедный папа Книга посвящается родителям...
Рассказ о том, как погоня за финансовой мечтой оборачивается финансовым кошмаром. 34
Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям iconКнига предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психоло­гия»
Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психоло­гия», семейных психологов и психотерапевтов, психологов-консультантов,...
Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям iconРечевые игры с детьми
Книга предназначена для родителей, воспитателей д/садов, учителей и логопедов в це
Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям iconКнига предназначена для сурдопедагогов и психологов и может быть...
Пользована студентами дефектологических факультетов педагогических институ­тов и психологических факультетов университетов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница