Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов»


Скачать 112.81 Kb.
НазваниеРеферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов»
Дата публикации04.02.2014
Размер112.81 Kb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Культура > Реферат


Санкт-Петербургский Государственный Университет

Высшая школа менеджмента

Реферат

на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов»





Выполнил:

Студент ВШМ

Панов Виталий

Санкт-Петербург

2012

План




Введение ...............................................................................

3

1. Функции физической культуры ..........................................

4

2. Организация физического воспитания в вузе ......................

5

3. Цель, задачи и формы организации физического воспитания студенческой молодежи ...................................................


9

Заключение ...........................................................................

10

Список использованной литературы .......................................

13




Введение



Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Физическое и духовное развитие учащейся молодежи ор­ганически дополняет друг друга и способствует повышению социальной активности личности. Студенческий возраст име­ет особо важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрос­лого человека, включая гражданские, общественно-полити­ческие, профессионально-трудовые.

Физическая культура — это средство не только физичес­кого, совершенствования и оздоровления, но и воспитания со­циальной, трудовой и творческой активности молодежи, су­щественно влияющего на развитие социальной структуры об­щества. В частности, от физической подготовленности, состоя­ния здоровья, уровня работоспособности будущих специалис­тов во многом зависит выполнение ими социально-профессиональ­ных функций.

Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения дела­ют учебный труд студенческой молодежи все более интенсив­ным и напряженным. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу и физическую подготовку к буду­щей производственной деятельности.

Целью моего реферата является определение физической культуры как средства для профилактики нервного и психофизического истощения студента.
^

1. Функции физической культуры


Физическому воспитанию принадлежит большая роль в совершенствовании человеческих способностей, физической природы. Именно движе­ния как проявления физической активности послужили пер­воосновой образования и развития систем адаптивного пове­дения живого на земле, формирования его морфологии и функций. В процессе физического воспитания осуществля­ется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизнен­но важных физических качеств, двигательных навыков, уме­ний и знаний. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека практически безграничен. При­мер этого — деятельность человека в условиях невесомости и перегрузок при космических полетах.

В процессе обучения у молодежи следует постоянно вы­рабатывать навыки здорового образа жизни. Необходимо пом­нить, что систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которо­му сопутствует творческий трудовой подъем. Соблюдение ги­гиенических норм, создание в студенческих коллективах хо­рошего психологического климата, стимулирование занятий массовой физической культурой, правильная организация рабочего времени — необходимые условия здорового образа жизни. Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Применительно к учащейся молодежи образ жизни со­циологи рассматривают как систему основных видов деятельности, которая связана с подготовкой специалистов высококвалифицированного умственного труда с хорошей физичес­кой подготовленностью, посредством которой раскрываются характер и мера активности молодежи, степень реализации социальных функций.

Комплексное решение задач физического воспитания в вузе обеспечивает готовность выпускников к более активной производственной деятельности, способность быстрее овладевать навыками, осваивать новые трудовые профессии. Физическая культура способствует проявлению лучших свойств личности студента.

В процессе занятий физической культурой и спортом вы­рабатываются сознательное и активное отношение к общест­венной работе, определенные умения и навыки к этой важной форме деятельности, основывающейся на принципах демо­кратии и гласности. Физическая культура развивает общест­венную активность студентов.

Участие молодежи в сложной общественной деятельнос­ти, важнейшими компонентами которой являются произво­дительная и внепроизводительная сферы, труд и свободное время, постоянно и динамично изменяет комплекс биологи­ческих, психофизиологических, социальных функций и со­стояний человека. В этих условиях возрастает роль целена­правленной физической подготовки, которая в большинстве случаев бывает важным дей­ственным, а иногда и решающим средством приспособления человека к новым условиям.

^

2. Организация физического воспитания в вузе



Согласно трактовке современных учебников физическое воспитание — это обучение движениям, развитие физических качеств человека. Во всех отечественных словарях обучение и развитие трактуются не как воспитание, а как образование.

Физическое образование в современной науке рассматри­вается как системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни объема двигательных умений и навыков.

Физическое образование в учебных заведениях воору­жает студентов знаниями о влиянии физических упражнений на организм человека, развивает физические качества (спо­собности), двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни, общественно-политической деятельности.

Целью физического образования студенческой моло­дежи следует считать формирование системы специальных знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, зако­номерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры.

В образовательную деятельность преподаватели физи­ческого воспитания, тренеры должны включать компоненты, которые относятся к духовной сфере студентов, — это содер­жание мыслей и чувств, ценностных ориентации, степень раз­вития интересов и потребностей, убеждений, что в конечном итоге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, физическое образование как вид обра­зования есть специально организованный и сознательно уп­равляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие студенческой молодежи и профилактику нервного и психофизического истощения студента.

Общее руководство физическим образованием студентов, а также организация контроля за состоянием их здоровья возложены на ректора вуза, а проведение занятий осуществляется административными подразделениями и общественными организациями. Ответственность за постановку и проведение учебного процесса по физическому образованию студентов в соответствии с учебным планом и вузовской программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Медицинское обследование и наблюдение за состояни­ем здоровья студентов в течение учебного года проводятся поликлиникой или здравпунктом вуза.

Массовая оздоровительная физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой физического воспитания и общественными организациями вуза.

Главным результатом функционирования системы физи­ческого образования является всестороннее физическое раз­витие человека — физическая культура личности (физичес­кая подготовленность, физическая готовность или физическое совершенство), обеспечивающая успешное овладение ею и выполнение тех или иных задач, поставленных перед обще­ством.

Учебные занятия (обязательные, практические, теоре­тические, практикумы-консультации) являются основной формой физического образования и планируются в учебных планах по всем специальностям.

Консультативно-методические занятия целесообразно проводить также в периоды экзаменационных сессий, учеб­ных практик, военных сборов, в оздоровительно-спортивных лагерях. Желательно использовать экстенсивные (неинтен­сивные) варианты различных методов тренировки. Для сту­дентов с недостаточным уровнем физической подготовки или пропустивших плановые занятия проводятся дополни­тельные занятия.

Индивидуальные занятия студентов проводятся во вне-учебное время по заданию преподавателей кафедры физичес­кого воспитания в самодеятельных секциях (группах) студен­ческого спортивного клуба или коллектива физкультуры. Они позволяют увеличить общее время занятий физическими уп­ражнениями, способствуют ускорению процесса физического развития, являются одним из вариантов отдыха и обновления психофизических сил студентов.

Содержание курса физического образования заключена в программе по физическому воспитанию студентов. В программе соблюдаются преемственность, последовательность занятий физическими упражнениями и взаимосвязь с другими программами.

Учебный материал программы состоит из теоретического, методического и практического разделов.

Теоретический раздел программы предполагает овладение студентами знаниями по основам теории и методики физического образования. Учебный материал сообщается в форме лекций, бесед, на практических занятиях, а также усваивается путем самостоятельного изучения.

Практический раздел программы базируется па научно обоснованных зачетных нормах, требованиях и содержит учеб­ный материал для всех учебных отделений, в содержание за­нятий которых входят такие разделы: легкая атлетика, гим­настика, плавание, лыжный спорт, туризм, спортивные игры и стрельба.

В практическом разделе программы материал целесооб­разно распределять в соответствии с основными частями (ви­дами) физической культуры — физическое образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация. Каждый вид включает элементы других частей. Все они полностью удовлетворяют потребности студентов (всех учебных отделений) во всех видах двигательной деятельнос­ти, направленной на совершенствование, оздоровление, за­каливание организма.
^

3. Цель, задачи и формы организации физического воспитания студенческой молодежи



Целью физического воспитания в вузе является форми­рование физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализо­вать ее в учебной, социально-профессиональной деятельности, а также как средство профилактики нервного и психофизического истощения.

Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:

  • содействие разностороннему развитию организма, сохра­нению и укреплению здоровья, повышению уровня общей физической подготовленности, развитию профессионально важ­ных физических качеств и психомоторных способностей буду­щих специалистов;

  • овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающим философскую, социальную, естественнона­учную и психолого-педагогическую тематику, тесно связан­ную с теоретическими, методическими и организационными основами физической культуры;

  • формирование потребности студентов в физическом само­совершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-мето­дических форм занятий физкультурно-спортивной деятель­ностью;

  • формирование навыков самостоятельной организации до­суга с использованием средств физкультуры и спор­та;

  • овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физической культуры.

Заключение



Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, которыми человек наделен от природы и кото­рые он в течение жизни использует недостаточно, физичес­кая культура позволяет раскрыть, развить в полной мере. При этом расширяются представления о возможных резер­вах и «пределах» развития физических качеств.

Недостаток движений способствует детренированности ор­ганизма. Малоподвижный образ жизни является одной из главных причин тяжелых хронических заболеваний внутрен­них органов. При этом ухудшается умственная работоспособ­ность, происходят отрицательные изменения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, ослабляется эмоциональная устойчивость.

Приведем краткую характеристику прикладной действенности некото­рых видов спорта, рекомендуемых для студентов.

^ Виды спорта на выносливость (бег на средние дистанции, лыж­ные гонки, плавание, пеший туризм, велоспорт, гребля, конькобеж­ный спорт). Регулярные занятия формируют прикладные навыки рациональной ходьбы, бега, умения терпеть; обеспечивают высокий уровень динамической работоспособности, функционирования и надежности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы терморегуляции; общей адаптационной способности; развитие высокого уровня общей выносливости, устойчивости к неблагоприятным метеорологическим факторам производственной среды, интоксикации; развитие целе­устремленности, дисциплинированности, настойчивости, терпения, самостоятельности, стойкости.

^ Виды спорта, требующие сложной сенсорно-моторной координа­ции в вариативно-конкретной ситуации (баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, теннис, хоккей, футбол; все виды борьбы, бокс). Формируются навыки и умения оперативных и коллективных действий; обеспечивается до­статочно высокий уровень общей работоспособности, функциони­рования центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, зрительного, слухового, двигательного анали­заторов; развиваются общая выносливость, ловкость, ловкость рук, пальцев, простая и сложная двигательная реакция, быстрота и точность движений, умение дозировать небольшие силовые напря­жения, распределение и переключение внимания, оператив­ное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, ре­шительность, чувство коллективизма, помехоустойчивость, коммуникативность.

^ Виды спорта на координацию движений и выносливость (альпи­низм, спортивное скалолазание, горный туризм). Систематическая тренировка содействует формированию навыков в лазании, работе на высоте, страховки и самостраховки, оператив­ного мышления, овладению приемами саморегуляции эмоциональ­ного состояния; обеспечивает высокую общую физическую работо­способность, высокий уровень функционирования сердечно-сосуди­стой, дыхательной систем, системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, общей резистентности орга­низма. В процессе занятий развиваются общая, силовая и стати­ческая выносливость основных мышечных групп, ловкость, коор­динация движений, двигательная реакция, устойчивость к неблаго­приятным метеорологическим факторам, чувство прост­ранства, движения, наблюдательность, объем, распределение, пе­реключение внимания, оперативные память, мышление, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, терпение, самообладание, смелость, решительность, стойкость, чувство коллективизма.

^ Виды спорта по управлению различными средствами передви­жения (автомобильный, мотоциклетный спорт, дельтапланеризм и др.). Занятия этими видами спорта содействуют формированию навыков по управлению различными средствами передвижений, оперативного мышления; обеспе­чивают высокий уровень функционирования центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, вестибулярного аппарата. В процессе регулярной тренировки развиваются силовая и статическая выносливость мышц рук, туловища, спины, все виды реакции, скорость и точность движений, сенсомоторная координа­ция, вестибулярная устойчивость, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, чувство скорости, наблюдательность, объем, распределение, переключение и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициатив­ность, выдержка, самообладание, смелость, решительность.

^ Виды спорта, требующие предельно напряженной нервной дея­тельности (стрельба пулевая, из лука, шахматы). Регулярная тре­нировка обеспечивает выработку навыков выполнения двигатель­ных заданий в условиях, требующих предельного напряжения нерв­ной деятельности, хорошее состояние центральной нервной систе­мы, зрительного анализатора, развивает способность дозировать небольшие силовые напряжения, статическую выносливость мышц рук, спины, туловища (стрельба из лука), реакцию слежения (стрельба), концентрацию и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональную устойчивость, выдержку и самооблада­ние, терпение, решительность.

Таким образом, практически любой вид спорта, является достаточно серьезным средством для профилактики нервного и психофизического истощения студента.
^

Список использованной литературы





  1. Вопросы физического воспитания /Под ред. В.Е. Борилкевича Ленинград: Издательство ЛГУ, 1991

  2. Методические рекомендации по физическому воспитанию студенческой молодежи. М.: Высшая школа, 1988.

  3. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов, М.: ФиС, 1985.

  4. Толовин В.А. Физическое воспитание. М.: Высшая школа, 1988

  5. Физическая культура студентов ВУЗов /Под ред. В.И. Жолдака. Воронеж: Издательство ВГУ, 1991

  6. Физическое воспитание студентов и учащихся /Под ред. Н.Я. Петрова Минск: Изд-во «Полымя», 1988.



Похожие:

Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов» iconРеферат Современные проблемы профилактики
Профилактика (греч prophylaktikos предохранительный, предупредительный) — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого...
Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов» iconПримерный перечень вопросов к экзамену по физической культуре
Компоненты физической культуры. Физическое воспитание. Физическое развитие. Профессионально-прикладная физическая культура. Оздоровительно-реабилитационная...
Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов» iconФизическая культура
Ов, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая...
Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов» iconТесты по теоретическому зачету 1 год обучения (1 семестр)
Тема 1 физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов» iconЗакон «О физической культуре и спорте»
Определение основных понятий: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое развитие», «физическое...
Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов» iconЖивопись, рисунок, осн композиции, физическая культура,проблема символа в архитектуре
Зачеты по дисциплинам живопись, рисунок, осн композиции, физическая культура,проблема символа в архитектуре сдаются на последнем...
Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов» iconРеферат На тему
На тему: Механизм действия высокоинтенсивного лазерного излучения на биологические ткани
Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов» iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ...
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов» icon4. психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов
Происходит сни­жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ­ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики,...
Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда, быта и отдыха студентов» iconКультура Культура (в переводе с лат.)— возделывание, культивирование почвы.
Материальная созданная в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница