Голос и актер москва


Скачать 437.4 Kb.
НазваниеГолос и актер москва
страница1/4
Дата публикации07.01.2014
Размер437.4 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
СИСЕЛИ БЕРРИ

ГОЛОС И АКТЕР
МОСКВА

Московский фонд сохранения культуры 1996
Слово основной выразитель действия. Слово определяет уровень культуры.

Слово хранитель профессионального достоинства ак­тера. Поэтому Московский фонд сохранения культуры и предлагает вашему вниманию эту книгу.

Вл. Андреев.
Перевод Васильевой И. Ю.
ПРЕДИСЛОВИЕ ПИТЕРА БРУКА
Упражнения значат очень многое в жизни театра: для многих актеров тренинг стал дорогой в творчестве. Однако существуют противники тренинга, полагающиеся на при­родную интуицию, считающие, что люди поют и танцуют для удовольствия, не занимаясь ни физическим, ни вокаль­ным тренингом. При этом их мышцы и голосовые связки непогрешимо делают то, что надо. Тогда действительно ли необходимы упражнения? Не достаточно ли довериться природе и действовать, полагаясь на природную интуи­цию?

Сисели Берри обосновала свою работу на убеждении, что наше естественное чутье, существующее в природе, с рождения уродуется обществом. Таким образом, актер нуж­дается в определенном упражнении и ясном понимании, чтобы освободить свои скрытые возможности и научиться трудной задаче действовать правильно в данный момент под воздействием интуиции.

В книге отмечается, что голая «техника» есть миф, т. к. в реальности не существует правильного голоса. Непра­вильное использование голоса приводит к невозможности выразить чувство, ограничивает активность, притупляет выразительность. Эти блокады умножаются и являются ре­зультатом приобретенных привычек, доходящих до автома­тизма, незамечаемые и неизвестные они стоят между ак­терским голосом, какой он есть и каким бы он мог быть. Эти блокады не исчезнут сами собой.

Надо дать возможность для освобождения голоса. Так как выразительность голоса зависит от эмоций, то бесцвет­ные и однообразные технические упражнения не могут быть успешными. Сисели Берри никогда не отступает от основного положения, что речь является частью целого — выражением внутренней жизни.

Она настаивает на поэзии, потому что хорошие стихи вызывают эхо в говорящем, что пробуждает такие чувства, которые редко вызываются в каждодневной речи. После ее занятий по голосу я узнал, что актеры не говорят о голосе, но говорят о культуре человеческих отношении. Это явля­ется высокой данью работе. Сисели Берри никогда не пыта­ется отделить звуки слов от их живого контекста. Для нее они неразделимы. Это делает ее книгу необходимой и цен­ной.
С. БЕРРИ

^ ГОЛОС И АКТЕР
1. Развитие голоса

Большую часть этой книги составляют упражнения. При регулярном их выполнении вы сможете расширить физи­ческие возможности вашего голоса и получите ощущение свободы уже потому, что почувствуете свои возможности.

Упражнения в конце книги являются синтезом тех, что помещены в основной части книги и по мере освоения по­следних этот синтез послужит вам путеводителем и справо­чником.

Однако не следует смотреть на упражнения только как на нечто полезное в физическом отношении. Они вас при­учают действовать в любой ситуации автоматически. Иными словами, в какой бы то ни было ситуации вы не станете задавать себе вопрос: «Как мне это сделать?»; вы делаете это самопроизвольно во время действия, ибо ваш голос свободен. Упражнения дадут вам не техничность, а свободу. Вы поймете также, что по мере выполнения упражнений вы все больше узнаете о себе и вашем поведе­нии во время действия.

Мне думается, что развитие голоса проходит три этапа. Вы выполняете упражнения по релаксации, дыханию и укреплению мышц губ и языка, что делает свободным вас и ваш голос. Вы обретаете больше силы при меньших усло­виях, слышите новые интонации в вашем голосе, которых вы ранее не замечали, и это вас удивляет. Это первый этап, цель которого вселить в вас уверенность. Это очень важно, поскольку подтверждает наличие в вашем голосе до­статочной силы. Вы сможете почувствовать пользу этих упражнений, ибо ваш голос становится мощнее и гибче.

На втором этапе эта свобода и гибкость применяется на практике, и процесс значительно усложняется. Например, некоторые актеры имеют избыток верхнего резонанса. Это происходит по причине напряжения задней стенки неба и языка, что препятствует применению нижнего регистра для усиления звука. Я полагаю, что это происходит от невер­ного представления о том, где должен располагаться звук. Концентрация энергии в верхнем резонаторе придает го­лосу металлический оттенок, а слух актера привыкает к этому звучанию. Действительно, ухо слушателя не воспри­нимает должным образом структуру такого голоса, ибо он тонок и лишен теплоты, которую дают низкие звуки — в результате возможности голоса достаточно ограничены. При устранении этого недостатка голос становится более гибким и свободным. Все это актер может почувствовать при вы­полнении упражнений, но когда он оказывается в реальной ситуации, он теряется без привычного резонатора, так как последний был частью его эмоциональной структуры и его инструментом в работе со зрителем.

Трудно, очевидно, говорить о голосе в общих словах, ибо голос явление индивидуальное. Это средство вашего общения с самим собой, и на него влияют многие факто­ры — физический и психологический среди них.

Нащяженность и ограниченность голоса всегда происте­кают от недостатка доверия к себе: вы либо чрезмерно усердствуете в том, чтобы что-либо изобразить, либо пыта­етесь утвердиться в глазах публики. Даже опытный актер часто ограничивается упованием на свои прежние знания, а это в свою очередь ограничивает его свободу.

Всякая ненужная энергия есть пустая энергия. Более того, если недостаток энергии не способен увлечь зрителя, то использование ее в слишком сильных дозах отпугнет его. Вы оттолкнете зрителя своей энергией. В обычной жизни вы избегаете встречи со слишком озабоченным энтузи­астом, с человеком, который во время беседы загоняет вас в угол. При нахождении правильного физического вокального баланса проблема будет решена — чем чаще его чувству­ешь, тем он доступнее.

Короче говоря, вы ищете энергию в самих мышцах, и по нахождении таковой вам не придется извлекать ее нару­жу — она выйдет сама. Вам не нужно выплескивать эмо­ции — они выйдут с голосом. Когда вы научитесь связы­вать это с актерской практикой, вы добьетесь единства фи­зической и эмоциональной энергий и перейдете к третьему этапу, задачей которого является только синтез и упроще­ние достижений предыдущих этапов. Тоща вы поймете, что упражнения по релаксации, дыханию и укреплению мышц губ и языка — основа вашей уверенности в себе.

Мне кажется, что одним из самых больших комплексов актера — это опасение, что он не будет интересен зрителю. На самом деле бояться этого не стоит — каждый человек интересен уже сам по себе. Стоит только вам самим себе сказать: «Это я; мне нужно измениться, может быть даже стать лучше, но тем не менее в данный момент это я» — и у вас тут же появится голос.

Главная задача — открыть в себе новые вокальные дан­ные. Меня не интересует внешнее звучание вашего голоса; я обращаю внимание на ваши вокальные возможности, на то, что вы как человек хотите сказать и на содержание са­мого текста.

На мой взгляд, работа над голосом прежде проводилась на негативной основе и состояла в «корректировании» го­лоса, в «улучшении» его в общественном и личном планах. Акцент делался на сглаживании не совсем стандартных гласных, очищении согласных, правильной подаче голоса и т. п. Все это вынуждало актера использовать шлос «пра­вильно». Вам же нужно только открыть голос. Вот именно из-за подобной узости традиционной методики многие мо­лодые интересные актеры стараются ее избегать.

Чтобы совершенствовать голос, необходимо постоянно практиковаться перед большой аудиторией (например, в те­атре) или перед теле- либо кинокамерой. Для закрепления полученного навыка следует чередовать работу в театре и в телестудии.

Пение, конечно, представляет собой прекрасный способ усиления голоса. Оно улучшает дыхание, помогает найти и применить звучание нижнего и верхнего регистров. Но са­мое важное в этом, я полагаю, что оно помогает обрести опыт ощущения звука, без излишних эмоций. Актер, одна­ко, никогда не должен относиться к голосу как к инстру­менту, так как в этом случае он будет выглядеть неестест­венно. Мне кажется, что важно различать становление го­лоса певца и работу над голосом актера. Для актера го­лос — продолжение его самого, и вокальные возможности так же сложны как и сам актер — в этом основное отличие звука от слова.

Ваш голос должен быть точным, а посему необходимо отражает не только то, что вы думаете и чувствуете, но равным образом и ваши физические особенности. Ваше ды­хание основывается на строении ребер, положении диаф­рагмы и желудка, из этого следует, что вы вполне в состоя­нии понять, где начинаются звуки и уже поэтому способны управлять ими, ведь тело — это единое целое.

В одиночку выполнять вокальные упражнения нелег­ко — как из-за некоторой неуверенности в необходимости их, так и из-за опасения допустить при этом ошибку. Эти упражнения будут описаны в следующих двух главах, дабы вы смогли уловить их последовательность. Например, уп­ражнения на релаксацию и дыхание, выполняемые лежа на полу? отнимают несравненно больше времени, чем в поло­жении сидя или стоя; поэтому по причине дефицита времени не обязательно выполнять их каждый раз. Важно понять основной принцип — и он вам поможет при выполнении всех упражнений. Ими лучше заниматься полчаса или час в день; предпочтение, само собой, следует отдавать одноча­совым занятиям. В зависимости от своего уровня каждый человек нуждается в особом упражнении; но желательно выполнять по нескольку упражнений из каждого урока, да­бы не терять связи со всем комплексом. По мере освоения упражнений процесс заметно ускорится.

Как вы увидите, упражнения имеют несколько уровней. Иногда они вам понадобятся, чтобы просто подготовиться к работе. В другой ситуации с их помощью вам нужно будет решить какие-то важные проблемы. В любом случае ре­зультат будет неизменно хороший.
^ 2. Релаксация и дыхание

Вам необходимо максимально открыть и усилить звук, но таким образом, чтобы он, тем не менее, не переставая быть вашим собственным. Увеличив диапазон и силу звука, важно уметь делать это всегда, когда понадобится.

Голос весьма чувствителен к разного рода беспокойным состояниям психики. В повседневной жизни, если вы нерв­ничаете или не в силах справиться с ситуацией — это не­минуемо отражается на вашем голосе. Обычное чувство страха приводит в движение все защитные системы вашего организма, и в результате возникает напряжение, особенно в верхней части тела, шее и плечах.

Актер хорошо осознает зависимость от своего голоса, и уже только сознание этого вынуждает его голос напря­гаться. Многое зависит от объема помещения. В большой аудитории это должно происходить без видимого усилия, без огрубления голоса и понижения тона; при съемке кино или в телестудии актер, однако, должен следить за тем, чтобы голос звучал естественно.

Если голос напряжен, и приходится говорить с усилием, то будут иметь место следующие явления:

1. Голос постепенно повышается и становится необыч­ным, трудноуправляемым. Это лишает его гибкости и естественных разговорных модуляций.

2. Звук получается стесненным, что отталкивает слуша­теля, так как его слух этого не выдерживает и не воспри­нимает.

3. Напряжение в шее сжимает горло и не пропускает низкие тональности голоса, низкие ноты. Это исключает модуляции, и поэтому ваша речь становится бесцветной.

4. И, наконец, важнее всего то, что по причине стеснен­ности звука слушатель концентрирует свое внимание более на звуке, нежели на слове.

В случае горлового спазма энергия располагается в не­верном месте. Горло — единственное место в вашем теле, где вы не должны ощущать напряжения.

Ошибочно полагать, что во время работы в студии вам нужен тихий голос. Требуемая естественность вынуждает использовать то, что я называю полуголсом, а это лишает голос множества оттенков. Здесь невозможно почувствовать свободу голоса, которая возможна на сцене, и голосом управлять гораздо труднее.

Упомянутые ограничения могут иметь место в разных случаях: в одних частях сценического выступления — да, в других — нет. Важно то, что любое напряжение снижает эффективность актера. Он осознает это и становится еще более напряженным — получается порочный круг.

Очевидно, что сверхмощный голос пригоден для театра, а в студии — особый контроль за ним. Вы должны найти место, где находится энергия и при этом знать, как ее осво­бодить. «Научи нас любить и не любить», — сказал Элиот. «Любить» — значит подготовиться к работе, «не лю­бить» — начать саму работу.

Задумайтесь о сходстве голоса и скрипки. Качество зву­ка скрипки зависит от правильного использования смычка, качества струн, их натяжки и от качества корпуса. Что ка­сается голоса, то вы зависите от дыхания,— для произнесе­ния звука. Голосовые связки, как и струны скрипки, не на­ходятся под вашим прямым контролем. Если у вас утолще­ние в гортани, то и в этом случае вы не сможете контроли­ровать звук — в этом случае лучше обратиться к ларинго­логу.

Кроме того, для получения качественного звука вы за­висите от резонирующего пространства, Смотрите иллюст­рацию 10 — там изображены те органы, которые способны вибрировать и порождать звук.

Вы можете видеть там значительное резонирующее про­странство для усиления вашей базовой ноты. Сам скелет может участвовать в этом процессе — вы даже почувству­ете вибрацию у основания позвоночника и в желудке.

Например, если спина у вас не совсем прямая, то ребра не могут открываться должным образом, и движение в нижней части грудной клетки затруднено. Неровность по­звоночника неизбежно означает впалость верхней части грудной клетки. Если сознательно принять такую позу, то видно, что открыть ребра невозможно, а это в свою очередь пагубно влияет на звук и на уверенность в своих силах.

Если даже основание спины находится в нормальном по­ложении, но плечи выдвинуты вперед, то голова естествен­но откидывается назад, для поддержания равновесия.

Вы обнаружите, что резонирующее пространство в шее полностью сдавлено, следовательно усиление голоса почти невозможно. Полезно нарочно занять такую позицию и са­мому почувствовать производимый эффект. Вы также уви­дите, что одно напряжение переходит в другое: напряжение в пояснице отзывается напряжением в плечах; например, напряжение в задней части шеи порождает напряжение в передней части, где расположены гортань и связки, т. е. место, где особенно нежелательно напряжение, так как это способно исказить голос. Напряжение здесь переходит в че­люсть, а это, в свою очередь, сказывается на задней части языка и неба. Я специально задерживаю внимание на этих видах напряжения, ибо так легче понять их действие. Мало кто страдает этим в гипертрофированной форме, но каждый имеет это в той или иной степени. Все это влияет на голос и мешает актеру установить связь с публикой, которая в таком случае не сможет получить удовольствия от спек­такля, а ведь в этом смысл любого зрелища.

Поскольку напряжение ограничивает использование ре­зонирующего пространства, то ограничены и возможности дыхания. Как я уже отмечала, хорошее звучание скрипки зависит от правильного использования смычка. Таким же образом вы зависите от дыхания и от того, как вы им пользуетесь.

На приведенной схеме вы можете видеть значительное пространство для движения в нижней части грудной клет­ки, где ребра сходятся с позвоночником. Если сосредото­чить дыхание в верхней части грудной клетки, то, чтобы заставить двигаться всю клетку, необходимо приложить усилие. Это делает ваш голос фальшивым.

Вы, конечно, должны научиться дышать без усилия. Ес­ли вы дышите нижней частью грудной клетки, где располо­жены желудок и диафрагма, то все ваше тело становится частью звука. Если вы дышите верхней частью — голос бу­дет отражать лишь часть вашего тела. Таким образом, фи­зический аспект звука влияет на его эмоциональный эф­фект.

Энергию голоса почти всегда можно найти с помощью упражнений, но сами упражнения бессмысленны без пра­вильного их понимания.

Также понятно, что релаксация (расслабление) зависит от дыхания, а дыхание от релаксации, .вот почему нужно выполнять оба типа упражнений в комплексе.

И еще два замечания перед тем, как перейти к собст­венно упражнениям. Первое — о дыхании. Не следует вы­полнять этот тип упражнения поспешно. Как только вы по­чувствуете, что все идет нормально, темп выполнения можно ускорить.

Второе — релаксация. Это все очень индивидуально, и здесь нельзя быть совершенно уверенным в том, что указа­ния поняты вами правильно. В данном случае я предпочи­таю использовать слово «свободный», а не «расслаблен­ный». Надо научиться отличать нужное напряжение от не­нужного. То напряжение, которое вы хотите получить в тот или иной момент, является необходимым, а то, которое не хотите — ненужное, ибо это всего лишь пустая энергия. Поэтому вы должны знать функции мышц — это особенно трудно, когда вы работаете с шеей. Потом, во время выпол­нения упражнений на развитие мышц губ и языка, вам бу­дет трудно расслабить шею в момент напряжения мышц губ и языка.
  1   2   3   4

Похожие:

Голос и актер москва iconС какой же это поры он стал ощущать в себе голос бамбука, цветы персика?
А теперь ему уже не только слышался голос бамбука – он видел этот голос, и он не только любовался персиковым цветом – в нем зазвучал...
Голос и актер москва iconЛиз Коли Красотка 13
Бесконечные вопросы полицейских и психологов Оказывается, она отсутствовала три года! На ногах — шрамы от оков, на теле — следы насилия,...
Голос и актер москва icon«Гудвин, Великий и Ужасный»: Эксмо-Пресс; Москва; 2001 isbn 5-04-006189-7
Чудесный случай подсказал ему, как можно построить удивительный Изумрудный город. Но в соседних странах жили колдуньи Гингема и Бастинда,...
Голос и актер москва iconМилтон Эриксон Мой голос останется с вами «Эриксон М. Мой голос останется...
Оригинал: Milton H. Erickson, “My voice will go with you : the teaching tales”, 1982
Голос и актер москва iconКонкурс студентської пісні Голос молодого серця 2012
Конкурс студентської пісні Голос молодого серця (далі – Конкурс) присвячений пошуку нових талантів серед студентів та курсантів Вищих...
Голос и актер москва iconКонкурс студентської пісні Голос молодого серця 2012
Конкурс студентської пісні Голос молодого серця (далі – Конкурс) присвячений пошуку нових талантів серед студентів та курсантів Вищих...
Голос и актер москва iconAnnotation Роман «Голос тех, кого нет»
Роман «Голос тех, кого нет» продолжает историю Эндера Виггина, начатую в «Игре Эндера». Здесь земляне встречают еще одну расу развитых...
Голос и актер москва iconЭтико-философский семинар им. Андрея Платонова
Москва), Александр Гордон (Москва), Алексей Грякалов (Санкт-Петербург), Ханс Гюнтер (Германия), Игорь Евлампиев (Санкт-Петербург),...
Голос и актер москва iconСписок фильмов в который снимался актёр Джейсон Ганоти Толиго Алтерестип

Голос и актер москва iconПатрик Несс Голос монстра Патрик Несс Голос монстра Предисловие автора....
Никогда не встречал Шивон Доу Знаком с ней как обычный читатель — через ее превосходные книги: четыре отличных юношеских романа,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница