Реферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: "Центр музыкальных древностей"


Скачать 87.32 Kb.
НазваниеРеферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: "Центр музыкальных древностей"
Дата публикации29.12.2013
Размер87.32 Kb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Культура > Реферат
МОУ "Лицей-интернат" Великого Новгорода.

Реферат

на городскую краеведческую олимпиаду

по теме:
"Центр музыкальных древностей"

как уникальное явление русской культуры.

Выполнила:

ученица 11 класса

естественно-научного отделения

Буркова Наталья Викторовна

Учитель:

Степаненко Елена Александровна

2003 г.

План.


  1. Вступление.

  2. Путь к созданию "Центра музыкальных древностей".

  3. Становление и деятельность "Центра".

  4. Уникальность мастера и его школы.

Вступление.

Великий Новгород был в древности центром культуры. Хотелось бы, чтобы и сегодня с возвращением имени, наш город обрел бы и большее значение в развитии современной культуры через прикосновение к истокам русского самобытного искусства. Созданный почти 20 лет назад "Центр музыкальных древностей" ведет кропотливую работу по воссозданию голосов и атмосферы прежних эпох. К сожалению, эта интересная и важная работа не столь хорошо и подробно известна новгородцам. На наш взгляд, история "Центра", принимающего именитых гостей из-за рубежа и являющегося уютным пристанищем новгородских любителей искусства, достойна изучения.

Целями данной работы являются: исследовать путь создания "Центра", показать его актуальность в наши дни, его неповторимость как открытой творческой мастерской. История "Центра" не может быть рассмотрена без рассказа о творческом пути его создателя - Поветкина В.И. - человека талантливого и неординарного, но редко предоставляющего информацию о себе.

Таким образом, избранная тема изучена мало, по ней отсутствуют обобщающие работы. Источниками служили статьи в газетах "Новгород", "Лига наций", "Вера, Надежда, Любовь", публикация В.И. Поветкина в сборнике "Новгород в культуре Древней Руси", материалы интервью, взятого учащимися Лицея-интерната у Владимира Ивановича в ноябре 2002 года.

^ Путь к созданию "Центра музыкальных древностей".

По словам В.И.Поветкина, Великий Новгород - город необычный, ведь здесь наблюдается особый культурный археологический слой, в котором сохраняются даже хрупкие детали инструментов. "В этих культурных напластованиях X-XV в.в. во всех древних концах города было обнаружено большое число деталей различных музыкальных инструментов… Реконструированные, они дают нынче пищу для размышления не только о музыкальных инструментах Древней Руси, но и вообще о началах европейского профессионального музицирования". (6,44) Но не только эти особенности Новгородской земли повлияли на формирование интересов В.И.Поветкина. Многие события его жизни стали импульсом к созданию "Центра музыкальных древностей". Как рассказывает в интервью сам мастер, еще в детстве его привлекали настоящие русские игры и исконно русская культура.

Родился В.И.Поветкин в труднейшем для нашей страны году - 1943 - в самом горячем в то время месте - в Сталинградской области. Растила и воспитывала Владимира мать, Байбакова Мария Федоровна, женщина простая, тихая, трудолюбивая, научившая его преодолевать все невзгоды. После войны семья переехала в Курск, где Владимир окончил семилетку и художественно-графическое отделение педагогического училища. После службы в армии будущий мастер увлекся деревянной скульптурой. В Памятке к читателю краеведческого отдела Новгородской областной библиотеки говорится, что уже тогда три его работы ("Одиночество", "Звон", "Безоружный") были отобраны на выставку в Париж, но выставлены не были. Из-за частых посещений квартиры Поветкина иностранцами, местные власти причислили его к "потенциальным антисоветчикам". Слишком свободно и неординарно высказывался уже тогда молодой художник. Это первое серьезное столкновение с властными структурами надолго отгородило Поветкина от политиков разного уровня. До сих пор он не раскрывает тайну судьбы многих своих работ. Будучи человеком закрытым для праздного любопытства, Поветкин многое умалчивает в хитросплетениях своей биографии. А соглашаясь на интервью, с удовольствием рассказывает о деятельности и судьбе созданного им "Центра", но не о себе .

Владимир Иванович говорит, что в наш город он попал в 1969 году случайно и "зацепился". Здесь мастер занимался разной работой, выполняя заказы и от музеев. Первое время жить было очень трудно, жильем служили малоприспособленные для этого помещения бывших церквей. Владимир Иванович стойко справлялся с многочисленными проблемами, умудряясь содержать семью и заниматься творчеством, исследовать историю и культуру полюбившегося Новгородского края. В конце 70-х годов к нему, занимавшемуся реконструкцией деревянных археологических находок, обратились из музея с просьбой восстановить вернувшиеся из Эрмитажа после химической обработки части гуслей из Троицкого раскопа. (5) Специалистов подобного рода не было, и инструменты, находящиеся в музеях фактически были мертвы, так как из них невозможно было извлечь ни одного звука. Уже тогда Поветкин считал, что они не должны лежать в витринах мертвыми экспонатами. Он начал работу по реанимации, возвращению древних инструментов к жизни. Благодаря его терпению и энтузиазму теперь они вновь живут и звучат. Зазвучав однажды, гусли, трещётки, варганы, жалейки и многие другие музыкальные инструменты уже не отпустили реставратора от себя.

Реставрация сопровождалась исследованиями, подготовкой экспозиций, изучением исторической среды, в которой звучали когда-то инструменты, сопоставлением особенностей традиционных музыкальных инструментов Древней Руси и других стран. Появились замыслы обобщающих работ о музыке и инструментах Древней Руси.

"Современное название - гусли лирообразные. Благодаря конструктивным особенностям этому типу гуслей выпала роль соединительного звена в исторической цепи между щипковыми лирами Древнего Египта, Месопотамии, затем Древней Греции, с одной стороны, и дожившими до 1920 - 1930-х годов в новгородских селах звончатыми гуслями, с другой стороны" - к такому выводу пришел Поветкин. (6, 51)

Для продолжения этой сложной, разносторонней работы необходимы были помощники, выставочное помещение, оборудованная мастерская, хранилище, многое другое. Так родилась идея создать в Новгороде "Центр музыкальных древностей", который сплотил бы вокруг себя единомышленников, дал бы возможность восстанавливать историю музыкальной культуры нашей страны еще более активно, сделал бы собранный материал достоянием большего количества новгородцев и гостей нашего города.

^ Становление и деятельность "Центра".

Не смотря на то, что необходимость и полезность такого центра, казалось бы, была понятна всем, активной поддержки у городских властей В.И. Поветкин в первой половине 80-х годов не получил. Многие даже смеялись над его замыслом: "Какой "Центр"? Жилья не хватает!" (3) И все-таки мастер продолжал добиваться задуманного. Он убеждал в необходимости сохранить культурные музыкальные ценности, которыми обладает Новгородская земля, укрепить, не допустить прерывание связи наших современников с истоками русской культуры. Подвижническая деятельность была вознаграждена. В 1986г. администрацией Новгорода было принято официальное решение о строительстве "Центра музыкальных древностей". Этому способствовало несколько факторов: несгибаемая воля В.И. Поветкина и его уникальность как мастера-реставратора, слух о котором к тому времени уже дошел не только до Ленинграда и Москвы, но и до зарубежья. Кроме того, по словам Владимира Ивановича, ему очень помогла активная поддержка журналиста С.М.Власова, сумевшего убедить новгородское начальство. (5) Надо учитывать и то, что 1986 был уже годом перестроечного времени, когда стали поддерживаться инициатива, творчество, самобытность.

Ремонт выделенного для "Центра" полуразрушенного одноэтажного здания на Ильине улице, как вспоминает Поветкин, производился "от пола до потолка собственными руками". В результате получился не просто зал для экспонатов, а дом, согретый руками и душой людей, работающих в нем. Все здесь говорит об особом уюте и гостеприимстве русского дома: удобные скамьи для гостей, расшитые занавески, полотенца, прялки, самовар, другая утварь. Все это, включая коллекции картин, сарафанов, музыкальных инструментов, не могло бы появиться без участия сподвижников Поветкина - Натальи Поповой, руководительницы фольклорного ансамбля, новгородского художника Бориса Пустовойтова, московской мастерицы Натальи Поляковой, подарившей "Центру" восемь комплектов вышитых занавесок и многих других.

С особой теплотой и благодарностью вспоминает Владимир Иванович ту неоценимую помощь, которую оказал своей поддержкой академик Д.С. Лихачев. Свое отношение к деятельности новгородского мастера Дмитрий Сергеевич выразил так: "В.И. Поветкин - это не просто поразительно одаренный реставратор музыкальных инструментов, это своего рода явление". (1,1) Тесные контакты связывают "Центр" и с руководителем Новгородской археологической экспедиции академиком В.Л. Яниным. Благодаря работе мастера-реставратора музыкальные археологические находки обретают новую жизнь, а наши современники могут услышать голоса прошлых эпох.

Путь восстановления каждого экспоната уникален, неповторим. Поветкин говорит: "Нельзя извлечь инструменты из земли в их истинном облике. Обязательно присутствует множество неточностей, появившихся под влиянием времени". (5) Поэтому, чтобы дать музыкальному инструменту жизнь и голос, реставратор разработал собственную методику восстановления древних инструментов. Она признана в настоящее время как уникальная далеко за пределами нашей страны - в Норвегии, Швеции, Финляндии. Живой интерес исследователей музыкальной культуры этих стран к русским гуслям и гудкам объясним тем, что и там имеются похожие древние инструменты.

Помимо непосредственной реставрации музыкальных инструментов "Центр музыкальных древностей" занимается просветительской деятельностью: проводятся лекции, беседы, концерты-встречи, публикуются статьи в газетах и научных изданиях. В.И. Поветкин рассказывает об инструментах, найденных на раскопках, их историю и значение в культурной жизни древних новгородцев. В статье "Кириллицей запечатленные гудебные сосуды" мастер пишет: "Археология - вот источник самых достоверных сведений о древней русской инструментальной культуре, величие которой не могло быть предугадано даже самыми влюбленными в прошлое сочинителями". (6,44)

В интервью Владимир Иванович поделился с нами планами написания книги, но это в будущем, так как сейчас слишком много работы. Он считает, что не достаточно только исследовать, сохранять и играть на музыкальных инструментах Древней Руси, нужно создавать соответствующую обстановку через интерьер, костюмы, голоса певцов, манеру поведения. Именно поэтому "Центр" занимается изучением и сохранением народных костюмов. Здесь представлены наряды не только Новгородской округи, но и других областей. Немалое значение для "Центра" имеет накопление фольклорного материала: старинных песен и плясок. Так создается гармония музыкального инструмента, голоса и танца. Все это помогает зрителю почувствовать свою сопричастность к истинно русским традициям. "Занятие в "Центре музыкальных древностей" - это не работа, а, скорее всего, образ жизни!" - такова позиция Поветкина.

^ Уникальность мастера и его школы.

Сегодня "Центр музыкальных древностей" живет бурной интересной жизнью. Осуществляются научно-исследовательские, реставрационные, просветительские программы. Он совместил в себе музей, творческую лабораторию, концертный зал и просто традиционный русский гостеприимный дом. Здесь можно получить редкую информацию, послушать старинную музыку, соприкоснуться с древними традициями, узнать о технологии создания инструментов. Но самое главное, все приходящие сюда попадают в обстановку духовного единения, чего так часто не хватает в наши дни. Происходит это благодаря заинтересованности, открытости, профессионализму хозяев и при живом участии каждого гостя. Аналогов такого "Центра" нет в мире, он известен и в Новгороде, и за рубежом.

К В.И. Поветкину едут за опытом музыканты, историки, этнографы. Уникальный мастер открыл миру Россию с новой стороны. Музыкант и реставратор В.И. Поветкин внесен в Книгу мировых достижений "Диво", как человек, воссоздавший самые древние гусли и другие музыкальные инструменты Руси XI века. Он является кавалером ордена Константина Великого. "Кавалер Владимир Поветкин - мастер-универсал; и плотник, и столяр, и кузнец, и на дуде игрец". (4) Одна из главных проблем, которая волнует его теперь - это передача своего мастерства, умений, знаний новому поколению. Но для этого нужны истинные энтузиасты, готовые работать с полной отдачей.

О таких как В.И. Поветкин говорил писатель В. Иванов: "Россич всегда хотел невозможного. Вечно голодный душой, он жил стремлением. Не жил еще на свете счастливый россич, ибо для себя самого он всегда оставался ниже своей мечты". (8)

Список литературы и источников.

  1. "Гусельных дел мастер", Памятка читателю краеведческого отдела Новгородской областной библиотеки. Сост. Иванова Л.Ю., 1991

  2. Газета "Вера, Надежда, Любовь", №2, 2000

  3. Газета "Лига наций", 19 января 2001

  4. Журнал Международного Союза Святого Константина Великого, 2000

  5. Материалы интервью с В.И.Поветкиным, ноябрь 2002

  6. Поветкин В.И. "Кириллицей запечатленные гудебные сосуды" в кн. "Новгород в культуре Древней Руси", - сост. Кошелев В.А., Новгород, 1999 г.

  7. Власов С.М. "Чего же хочет В.И. Поветкин?" в кн. "Школа гениев", изд. "Наше наследие", 1992 г.

  8. Иванов В.А. "Русь изначальная", изд. "Свердловск", 1979 г.

Похожие:

Реферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: \"Центр музыкальных древностей\" iconРеферат по выбранной теме прислать до 15 марта с г
Проработка литературы и подготовка рефератов по вопросам темы «Латинская Америка во второй половине XVII – начале XX вв.». Реферат...
Реферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: \"Центр музыкальных древностей\" iconИндивидуальное задание по теме 1
Требования. Реферат выполняется на заданную тему (см файл Распределение тем рефератов и презентаций doc). Реферат должен состоять...
Реферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: \"Центр музыкальных древностей\" iconЮрий Домбровский Хранитель древностей
Юрия Домбровского, состоящей из нашумевших романов «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей», полных пронзительного повествования...
Реферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: \"Центр музыкальных древностей\" iconКраткий словарь-справочник духовика
Справочник предназначен для учащихся угарно-буховых отделений детских музыкальных школ и музыкальных училищ
Реферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: \"Центр музыкальных древностей\" iconРеферат по теме: Фотосенсибилизация
Фотосенсибилизация — явление повышения чувствительности организма (чаще кожи и слизистых оболочек) к действию ультрафиолетового или...
Реферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: \"Центр музыкальных древностей\" iconРеферат содержит следующие
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности,...
Реферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: \"Центр музыкальных древностей\" iconПорядок и сроки представления в Казанскую городскую Думу предложений...
Казанскую городскую Думу документы, указанные в Перечне документов, необходимых при внесении предложений по кандидатурам в состав...
Реферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: \"Центр музыкальных древностей\" iconПоложение о педагогической
Охтинский центр эстетического воспитания приглашает преподавателей Детских школ искусств, Детских музыкальных школ, Лицеев, центров...
Реферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: \"Центр музыкальных древностей\" iconМетодические указания по их выполнению реферат по курсу «Психогенетика»
Реферат по курсу «Психогенетика» выполняется в рамках запланированных часов самостоятельной работы – 52 часа. На основе реферата...
Реферат на городскую краеведческую олимпиаду по теме: \"Центр музыкальных древностей\" iconМы рады пригласить вас на вторую городскую Ярмарку Волонтерских Вакансий,...
Мы рады пригласить вас на вторую городскую Ярмарку Волонтерских Вакансий, которая состоится 18 ноября культурной центре есод (Большая...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница