Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе


Скачать 162.5 Kb.
НазваниеФизическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе
Дата публикации03.12.2013
Размер162.5 Kb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Культура > Реферат
КСР-семинар №2

3.2. Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе.

О с н о в н ы е в о п р о с ы

1. Физическое воспитание – неотъемлемая часть и основа всесторонне-

го развития личности.

2. Сущность физического воспитания и его содержание.

3. Средства физического воспитания учащихся.

4. Формы и методы организации физического воспитания в школе.

Л и т е р а т у р а

1. Каченовский М.Б. Введение в валеологическую педагогику. Мн.,

1996.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для сту-

дентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М., 1999. С. 296-

303.

3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред.

Ю.К.Бабанского. – М., 1983.- С. 468-481.

4. Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. - Мн., 1998. С. 313-

330.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. – 6-е изд. – Мн., 2000. - С. 445-

454.

1.Ф и з и ч е с к о е в о с п и т а н и е – н е о т ъ е м л е м а я ч а с т ь и о с н о в а

в с е с т о р о н н е г о р а з в и т и я л и ч н о с т и.

Физическое воспитание исторически является одной из самых древних

форм целенаправленного воздействия на подрастающее поколение. В основе

его лежит выработанная на протяжении многих веков идея о единстве физи-

ческого и духовного в человеке. Будучи одним из ведущих условий форми-

рования всесторонне и гармонически развитой личности, физическое воспи-

тание прямо и непосредственно связано с другими видами воспитания, со-

действуя тем самым формированию личности в целом.

Прежде всего физическое воспитание создает предпосылки для плодо-

творного умственного воспитания, так как именно от общего состояния

здоровья и физических сил во многом зависят память, внимание, усидчи-

вость, без чего невозможны успешные учебные результаты.

Здоровый, физически развитый человек значительно легче переносит

умственные нагрузки в условиях возрастания объемов и интенсивности

учебно-познавательной деятельности, у него больше предпосылок для удов-

летворенности работой, физического и духовного комфорта. Общеизвестно,

что интеллектуальная деятельность учащегося будет результативнее, если

она чередуется с занятиями физическими упражнениями, спортом. Кроме то-

го, такая организация интеллектуального труда позволяет избежать пере-

утомления и связанных с ним нарушений психических состояний.

В плане трудовой подготовки физическое воспитание облегчает ин-

дивиду выполнение трудовых операций и процессов, так как приучает его к

большей точности и направленности движений, соразмерности силы с целью,

помогает нахождению более экономных и рациональных приемов.

Физические упражнения и движения активно содействуют обучению

школьников трудовым умениям и навыкам, совершенствованию их двига-

тельных возможностей, формированию таких волевых качеств, как выдерж-

ка, настойчивость, ловкость, умение доводить начатое дело до конца, обеспе-

чивая тем самым становление полноценного труженика, способного в полной

мере самореализоваться в избранной профессии, достигнуть максимально

высоких результатов в труде.

Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного

взаимодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отноше-

ний, которые составляют основу формирования соответствующих морально-

волевых качеств: коллективизма, товарищества, честности, справедливости,

требовательности к себе и другим, ответственности, дисциплинированности

и др.

Чрезвычайно важную роль физическое воспитание выполняет в эсте-

тическом становлении школьников. Выполнение физических упражнений

раскрывает красоту и выразительность движений, придает им гармонию,

четкость, строгость и целесообразность, формирует хорошую осанку, подтя-

нутость, свободное владение телом, внешнюю культуру, ловкость, быстроту

двигательных реакций, а также развивает способность к эстетическим пере-

живаниям, восприятию красоты гармонически развитого стройного челове-

ческого тела, умелых, ловких, пластически выразительных движений.

Физическое воспитание тесно и непосредственно связано также с ва-

леологическим воспитанием, призванным содействовать формированию ва-

леологического мышления учащихся, в основе которого осознанная потреб-

ность в здоровье и здоровом образе жизни.

Общественная и личностная значимость обеспечения здорового поко-

ления обусловили активное развитие в последние годы науки об оздоровле-

нии организма человека – валеологии. «Валео» (лат.) – означает здравство-

вать, быть здоровым. В связи с этим появилось и новое направление в воспи-

тательной деятельности учебно-воспитательных учреждений – валеологиче-

ское воспитание, имеющее цели, задачи, содержание. Физическое воспитание

является важнейшим условием сохранения, укрепления здоровья и обеспече-

ния здорового образа жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание на-

ходится в тесных и закономерных взаимосвязях со всеми сторонами воспи-

тания учащихся и что вне физического воспитания невозможно достижение

общей цели воспитания – формирование гармонически и всесторонне разви-

той личности растущего человека.

2.С у щ н о с т ь ф и з и ч е с к о г о в о с п и т а н и я , е г о ц е л ь ,

о с н о в ны е з а д а ч и.

Физическое воспитание – это многогранный процесс организации ак-

тивной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направлен-

ной на формирование потребности в занятиях физической культурой и спор-

том, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил

и укрепление здоровья, выработку санитарно-гигиенических навыков и при-

вычек, осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Цель физического воспитания: гармоническое развитие форм и функ-

ций организма человека, всестороннее совершенствование его физических

способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия.

Понимание сущности, цели физического воспитания позволяют сфор-

мулировать основные задачи.

1. Осознание учащимися здоровья как важнейшей социальной и лич-

ностной ценности.

Осознание ценности здоровья является стимулом формирования по-

требности в здоровье и его укреплении и сохранении. На появление, закреп-

ление этой потребности направлено содержание не только физического вос-

питания, но и всей многогранной деятельности учебно-воспитательного уч-

реждения. Все учителя-предметники в рамках своего учебного предмета ста-

вят и решают эту задачу, помогая тем самым осознанию ценности здоровья

на уровне сформированного убеждения войти в личностную систему ценно-

стных ориентаций школьника.

2. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических

занятиях физической культурой и спортом, в укреплении своих фи-

зических сил и здоровья.

Потребность и интерес, как известно, являются внутренним побуди-

тельным стимулом, без которых невозможна сформированность положи-

тельного и активного отношения учащихся к физкультуре и спорту, на осно-

ве которого возникает постоянная внутренняя готовность личности к физиче-

скому самосовершенствованию. Интерес и удовольствие, получаемые в про-

цессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку системати-

чески заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потреб-

ность, сохраняющуюся и в последующие годы.

3. Обогащение учащихся системой знаний о сущности и личностном,

общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на ук-

репление здоровья, всестороннее развитие личности.

Вооружение учащихся знаниями о личной гигиене, о значении физиче-

ской культуры и спорта для укрепления здоровья, о психофизиологических

механизмах влияния их на формирование личности и развитие физических

задатков и способностей, о гигиенических правилах занятий физическими

упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания,

об основных приемах самоконтроля, о вреде курения, алкоголя, наркотиков и

т.д., расширяет интеллектуальный кругозор учащихся, повышает их общую

культуру, содействует формированию устойчивого интереса к систематиче-

ским занятиям физической культурой и спортом.

4. Развитие у учащихся двигательных умений и навыков.

Жизненно важные двигательные умения и навыки развиваются в про-

цессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные

двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, плавание, метание и др.) и дви-

гательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но

имеют большое развивающее и воспитывающее значение (акробатика, уп-

ражнения на гимнастических снарядах и т.п.). Первые и вторые, дополняя

друг друга, способствуют приобретению двигательного опыта, который по-

зволяет человеку уверенно действовать в повседневной трудовой и спортив-

ной деятельности.

Кроме того, развитие двигательных умений и навыков способствует

формированию важнейших физических качеств: силы, выносливости, ловко-

сти, быстроты, имеющих важное значение не только в физическом воспита-

нии учащихся, но и в целом в духовном становлении личности.

5. Развитие у учащихся физических задатков, способностей, приобще-

ние их к занятиям различными видами физической культуры и

спорта.

Решение данной задачи тесно и непосредственно связано с осуществ-

лением всех остальных задач, что позволяет преодолеть одно из противоре-

чий физического воспитания учащихся, проявляющееся в стремлении от-

дельных педагогов, тренеров к использованию занятий в ущерб здоровью

школьников. Удовлетворяя свои честолюбивые притязания, они нередко за-

ботятся только о достижении ими спортивных результатов любой ценой.

Спорт становится самоцелью, что противоречит его истинному предназначе-

нию.
3. С р е д с т в а ф и з и ч е с к о г о в о с п и т а н и я у ч а щ и х с я.

Осуществление цели и решение задач физической культуры учащихся

связано с использованием всей совокупности средств физического воспита-

ния. К ним относятся: естественные (природные) факторы: солнце, воздух,

вода; гигиенические факторы: режим дня, питания, труда и отдыха, гигиена

жилища, одежды, обуви; физические упражнения.

Природные факторы – солнце, воздух, вода не всегда осознаются как

важнейшее средство укрепления и физического развития растущего организ-

ма. Выступая в тесной и неразрывной связи с физическими упражнениями,

они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Поэтому солнеч-

ные лучи, чистый воздух, вода должны по возможности не только сопутство-

вать всем видам двигательной деятельности учащихся, но и использоваться в

качестве специально организованных процедур: солнечных и воздушных

ванн, обтирания, обливания, душа или купания.

Гигиенические факторы призваны обеспечить гигиенические условия

для нормальной жизнедеятельности организма, рациональное распределение

времени на все виды деятельности в течение суток (режим дня, питания, тру-

да и отдыха), а также дают возможность совершать физические упражнения

наиболее продуктивно на основе соблюдения санитарно-гигиенических тре-

бований: влажная уборка помещения, наличие свежего воздуха, удобной ме-

бели для работы и сна, спортивной одежды для занятий.

Перечисленные гигиенические факторы не только создают оптимально

благоприятные условия для занятий физической культурой, содействуют ук-

реплению здоровья, позволяют сохранять баланс между расходом и восста-

новлением затраченных сил, но имеют и большое воспитательное значение:

приучают к аккуратности, дисциплинированности, точности, организованно-

сти, стимулируют бодрое, жизнерадостное настроение, чувство времени, са-

моконтроль.

По мнению известного физиолога И.П.Павлова нет ничего более власт-

ного в жизни человеческого организма, чем ритм. Если человек работает и

отдыхает, питается вовремя и спит, то к каждому виду деятельности орга-

низм как бы заблаговременно подготавливается, сравнительно легко пере-

ключается, быстро входит, так как срабатывают уже закрепленные нервные

связи, «пусковые» механизмы. Ритм уравновешивает процессы возбуждения

и торможения, уменьшает затраты энергии, выделяемой организмом для его

нормального и устойчивого функционирования.

Физические упражнения. Под физическими упражнениями понима-

ются двигательные действия, специально подобранные и сознательно вы-

полняемые для решения задач физического воспитания.

Исследователи установили, что здоровые, правильно развивающиеся

младшие школьники должны в среднем совершать ежедневно 12-16 тысяч

(девочки) и 16-18 тысяч (мальчики) локомоторных движений (шагов). Мак-

симальное число движений в минуту составляет 227, в час 9000. Если жизне-

деятельность ребенка будет организована таким образом, что он совершает

ежедневно необходимое количество движений, то это обеспечивает удовле-

творение естественной потребности организма в движениях. У таких детей

развивается вкус к движениям, полноценно идет их общее физическое разви-

тие. Наоборот, снижение уровня двигательной активности в суточном цикле

жизни учащихся, которая получила название гиподинамии, непосредственно

влияет на ухудшение основных характеристик физического развития (вес,

рост, окружность груди), и функционального состояния организма – сердеч-

но-сосудистой деятельности, жизненной емкости легких, обмена веществ,

мышечной силы и т.д.

Обеспечить двигательную активность учащихся во многом призваны

физические упражнения. Они реализуются в гимнастике, играх, туризме,

спорте.

Гимнастика. С педагогической точки зрения ценность гимнастики за-

ключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздейство-

вать на организм в целом или на развитие его отдельных систем и функций.

Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художест-

венную, производственную, лечебную. Учащиеся в школе (в соответствии с

учебной программой по физической культуре) занимаются преимущественно

основной гимнастикой: построение, общеразвивающие упражнения без

предметов и с предметами (мячами, скакалками и др.), лазание, равновесие,

ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения.

Игры. В играх развиваются физические силы ребенка, его мускулатура,

гибче становится тело, вернее глаз, формируются личностные качества: со-

образительность, находчивость, инициатива, творчество. Игры стимулируют

коллективные переживания учащихся, радость совместных усилий, содейст-

вуют укреплению дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Туризм. Это организованные кратковременные (однодневные) или дли-

тельные (многодневные) прогулки, экскурсии, походы, путешествия, совер-

шаемые с целью ознакомления учащихся с родным краем, природными, ис-

торическими и культурными памятниками нашей страны, расширения обще-

го кругозора учащихся.

Туризм обеспечивает физическую закалку учащихся, совершенствует

их прикладные навыки ориентирования и передвижения, формирует опыт

коллективной жизни и деятельности, воспитывает выносливость, умения ру-

ководства и подчинения, взаимной требовательности, бережного, ответст-

венного отношения к природной среде.

Спорт. В отличие от физической культуры спорт всегда связан с дос-

тижением максимально высоких результатов в отдельных видах физических

упражнений. С этой целью проводятся соревнования. Они выявляют лучшие

результаты в отдельных видах спорта как командные, так и индивидуальные.

В условиях проводимых соревнований у учащихся формируется чувство от-

ветственности за свои результаты, учащимся приходится преодолевать зна-

чительные физические и нервные нагрузки, что содействует развитию мо-

рально-волевых качеств.

Однако учителю важно правильно использовать участие школьников в

различных спортивных соревнованиях, видах спорта, предупреждая как фи-

зические перегрузки учащихся, так и нравственные отклонения в формиро-

вании личности школьника.

4. Ф о р м ы и м е т о д ы о р г а н и з а ц и и ф и з и ч е с к о г о

в о с п и т а н и я в ш к о л е.

Основными формами организации физического воспитания в школе

являются уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультми-

нутки, организованное проведение перемен, внеклассная и внешкольная ра-

бота.

Уроки физической культуры проводятся в строгом соответствии с

учебной программой. Как основная, обязательная для всех учащихся органи-

зационная форма, урок физкультуры обеспечивает тот минимум двигатель-

ных знаний, умений и навыков, который составляет основу общей физиче-

ской подготовленности учащихся. Развивающий и оздоровительный эффект

урока достигается тщательным подбором гимнастических и легкоатлетиче-

ских упражнений, подвижных и спортивных игр, умелой их дозировкой, ра-

зумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий.

Структура урока физической культуры должна соответствовать как

общедидактическим, так и специфическим требованиям, сущность которых

состоит в том, чтобы увеличение физической нагрузки на организм ученика

осуществлялось постепенно, достигая максимума во второй половине урока,

а затем постепенно снижалась до исходного состояния. В соответствии с

этим требованием наиболее типичной схемой урока физкультуры является

следующая.

Вводная часть урока 10-15 минут, назначение которой в том, чтобы ор-

ганизовать учащихся к занятиям. С этой целью учитель использует гимна-

стические построения и перестроения, ходьбу, бег, общеразвивающие уп-

ражнения на внимание, координацию движений, чувство ритма, ловкость и

др.

В основной части урока решается центральная педагогическая задача,

поэтому физическая нагрузка на учащихся достигает на этом этапе своего

максимума. За счет разучивания и выполнения основных физических упраж-

нений, соответствующих школьной программе по физической культуре.

Заключительная часть урока предусматривает снятие естественного

возбуждения учащихся, приведение организма ученика в относительно спо-

койное состояние на основе проведения строевых ритмических, дыхательных

и других несложных упражнений.

При проведении уроков физкультуры учитывается возраст учащихся,

физиологические особенности разного пола.

Для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья и физическом раз-

витии проводятся занятия по лечебной физкультуре, на которых отбор уп-

ражнений и общая величина физической нагрузки регламентируются соот-

ветствующими программами и рекомендациями органов здравоохранения.

Однако уроки физкультуры не могут решить весь комплекс задач фи-

зического развития учащихся. В связи с этим режим учебного заведения пре-

дусматривает мероприятия оздоровительно-гигиенического характера. К ним

относятся: гимнастика до занятий, физкультминутки и паузы, организован-

ное проведение перемен.

Гимнастика до занятий способствует организованному началу учеб-

ного дня, создает бодрое и эмоционально приподнятое настроение и прово-

дится в течение 10-15 минут. Она поднимает уровень возбудимости и функ-

циональной подвижности нервной и других систем организма, подготавлива-

ет учащихся к напряженным умственным нагрузкам в предстоящем учебном

процессе, помогают быстрее войти в рабочее состояние. Она не заменяет со-

бой индивидуальной утренней гигиенической гимнастики (зарядки), смысл,

значение которой для здоровья должен разъяснять учащимся не только учи-

тель физкультуры, но и классный руководитель, другие учителя.

Физкультурные минутки и паузы. Назначение их – предупреждение

переутомления учащихся, сохранение их умственной и физической работо-

способности на уроке, обеспечение кратковременного отдыха от напряжен-

ной работы, сохранение хорошей осанки.

В комплекс упражнений включаются упражнения для позвоночного

столба (подтягивания), наклоны туловища, ритмические сжимания и разжи-

мания пальцев рук, потряхивание кистями, упражнения для мышц нижних

конечностей и др.

Физкультминутки практикуются в основном на уроках начальной шко-

лы, хотя с пользой для здоровья учащихся они могут проводиться и для дру-

гих возрастных групп учащихся.

Организованное проведение перемен. Как известно, основным услови-

ем эффективной умственной работы является целесообразная смена видов

деятельности учащихся. С этой целью на большой перемене может быть ор-

ганизован активный отдых учащихся с помощью разумных движений в фор-

ме коллективных игр, спортивных развлечений. Проводятся такие мероприя-

тия с детьми чаще всего на свежем воздухе, а в классных помещениях в это

время организуется влажная уборка, проветривание.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа по физическо-

му воспитанию учащихся. В тесной и непосредственной связи с учебными

занятиями по физической культуре проводится внеклассная и внешкольная

воспитательная работа.

В системе этой работы выделяют ряд основных направлений:

1. Расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения

учащихся и формирование соответствующих умений и

навыков.

С этой целью проводятся беседы о ценности здоровья и личной ответ-

ственности каждого за его сохранение и укрепление, о значении разумного

режима дня для сохранения работоспособности и хорошего самочувствия, о

здоровом образе жизни и пагубности вредных привычек, о гигиене тела, о

способах закаливания организма и т.д.

Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает также во-

просы популяризации физической культуры и спорта, важнейших событий

спортивной жизни.

Просвещение учащихся осуществляется в форме проводимых бесед,

докладов, лекций, пресс-конференций с участием выдающихся спортсменов,

встреч, вечеров спортивных династий и др.

Используется при этом метод убеждения (разъяснения), внушения, а

также метод положительного примера.

2. Спортивное совершенствование учащихся, развитие их способ-

ностей в различных видах физической культуры и спорта.

В системе этого направления работы организуются спортивные секции,

физкультурные кружки.

Основным методом при этом выступают физические упражнения или

физическая тренировка. Диапазон их применения достаточно широк: от при-

учения к соблюдению режима дня, гигиенических требований, к опрятности,

чистоте, к развитию потребности в здоровом образе жизни, в занятиях раз-

личными видами физической культуры и спорта, совершенствованию спо-

собностей в одном из них.

3. Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в

школе.

К ним относятся: спортивные праздники, школьные спартакиады,

спортландии, соревнования, вечера, дни здоровья и т.д.

При проведении этих мероприятий имеет значение педагогически пра-

вильное использование метода одобрения, стимулирующего спортивную ак-

тивность учащихся.

4. Использование естественных сил природы (солнца, воды, возду-

ха) для укрепления здоровья учащихся.

Для этого широко проводятся в школах прогулки, экскурсии, органи-

зуются туристские походы, игры на местности, трудовые операции и т.д.

Внешкольная воспитательная работа по физическому воспитанию осу-

ществляется ЖЭСами, детскими и юношескими спортивными школами, дет-

скими туристическими станциями, парками культуры и отдыха, спортивны-

ми базами (стадионы, катки, бассейны и т.д.), добровольными спортивными

обществами, городскими и загородными лагерями различного типа, Дворца-

ми молодежи и т.д.

Р е з ю м е

Физическое воспитание прямо и непосредственно связано с другими

видами воспитания, содействуя тем самым формированию личности в целом.

Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии форм и

функций организма человека, всестороннем совершенствовании его физиче-

ских способностей и укреплении, сохранении здоровья и творческого долго-

летия.

Осуществление цели и решение задач физической культуры учащихся

связано с использованием всей совокупности средств физического воспита-

ния; к которым относятся естественные (природные факторы), гигиенические

факторы, физические упражнения.

Основными формами организации физического воспитания в школе

являются уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультми-

нутки, организованное проведение перемен, внеклассная и внешкольная ра-

бота. В тесной и непосредственной связи с учебными занятиями по физиче-

ской культуре должна проводиться внеклассная и внешкольная воспитатель-

ная работа.

Похожие:

Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе iconЗакон «О физической культуре и спорте»
Определение основных понятий: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое развитие», «физическое...
Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе iconВоспитание как целенаправленный процесс формирования личности
Виды воспитательного процесса и методы воспитания,9 Воспитание и его составные части,10 Нравственное воспитание,11 Методы организации...
Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе iconАнтиалкогольное воспитание школьников в процессе изучения основ наук:...
Антиалкогольное воспитание школьников в процессе изучения основ наук: (Метод рекомендации) / Моск гор ин-т усоверш учителей; [Составители...
Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе iconСермеев Б. В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослыша­щих
Физическое воспитание в школе глухих и слабослыша­щих.— М.: Советский спорт, 1991. — 64 с
Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе iconПримерный перечень вопросов к экзамену по физической культуре
Компоненты физической культуры. Физическое воспитание. Физическое развитие. Профессионально-прикладная физическая культура. Оздоровительно-реабилитационная...
Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе iconДолжна соответствовать теме, утвержденной на заседании кафедры. Научный...
...
Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе iconКурс осенний семестр Тема «физкультура и спорт в россии. Физическое...
Вопросы для тестового контроля теоретического раздела программы по физической культуре для студентов медицинских вузов основного...
Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе iconУчебно-тематический план. Содержание изучаемого курса
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей
Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе icon26. Нетрадиционные уроки
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию,...
Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе iconФомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения
Е. Карельская. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда. Статья первая. Работа над постановкой звуков// Дошкольное воспитание,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница