Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)»


Скачать 297.86 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)»
страница1/2
Дата публикации21.11.2013
Размер297.86 Kb.
ТипПояснительная записка
vb2.userdocs.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 час в неделю.
Задачи курса:


  1. Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.

  2. Активизация познавательной активности школьников.

  3. Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

  4. Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.

  5. Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Ожидаемый результат:
На уроках по «Основам светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.

В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:

- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2012.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.

- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2010.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.

Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.

При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:

-Метод моральных дилемм и дискуссий

-Эвристические беседы

-Исследовательский метод

-Проектирование

-Уроки – экскурсии

-Деловые и ролевые игры

-Различные викторины и другие конкурсные события

-Творческие мастерские

-Использование информационно- коммуникационных технологий

Формы работы:

- коллективная

- групповая

- индивидуальная
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:

  • каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,

  • ни одна культура не может быть лучше другой,

  • каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.


^ Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
^ Тематическое планирование модуля «Основы светской этики»

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»



урока

Название

тем модуля

Результаты

Основное

содержание

по темам

УПоЗ,

УПрЗ

по темам

Задания для совместной работы с родителями

Система оценивания

л

м

п

1

Россия - наша Родина.

формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия; адекватное использование речевых средств и средств ИКТ

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; формирование первоначальных представлений о светской этике и её роли в истории и современно­сти России;

Отечество,

Родина, духовный мир, материальный мир, культурные традиции, вечные ценности.

1.Расскажите, что такое духовный мир человека. Определите, что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2.Приведите пример того, как влияет духовного мир человека на его настроение и поведение.

3.Сделайте рисунок, который показывает (иллюстрирует) духовный мир и/ или материальный мир.

4. Определите вечные ценности, которые позволяют сделать внутренний мир человека чистым и радостным.

5. Создайте символ для дружной семьи народов России.

6. Оцените значимость культурных традиций для человека, его семьи, его страны.

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

дневник самонаблюдений, звездный лист
групповая рефлексия «Прогноз погоды»

2

Что такое светская этика

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; Воспитание доброжелательности и отзывчивости, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстник в различных социальных ситуациях,

формирование представлений о светской этике; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Формирование представлении о светской этике и ее роли истории и современности России.

культура, мораль, нравственность, светская и религиозная этика


1. Перечислите, какие правила поведения вам известны.

2.Объясните, что такое этика и мораль.

3.Докажите, что в каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.

4.Определите, почему этика называется светская или религиозная.

5.Составьте предложения со словами культура, моральный, этический.

6.Придите к выводу о том, этика может помочь человеку стать лучше.

Поговорите с родителями: может ли сам человек решать, что добро, а что зло? Должен ли человек отвечать за свои поступки?

дневник самонаблюдений,

звездный лист

рефлексия


3

Культура и мораль.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения,

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения познавательных задач;

Овладение логическими действия анализа, синтеза, сравнения, установления аналогий и построения рассуждений.

Знакомство с основами светской морали, формирование представлений о светской этике; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Культура, мораль, материальная и духовная культура


1. Расскажите, как появилось понятие «культура»

2. Объясните, что такое культура.

3.Докажите, что культура не существует в единственном числе.

4. Определите, как появились нормы поведения

5.Вообразите, каким было бы общество, если бы не было морали.

6.Придите к выводу, что важно изучать культуру не только своего народа и страны, но и культуру других стран и народов

Составьте вместе с родителями свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье

дневник самонаблюдений, звездный лист



4

Особенности морали.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Овладение навыками смыслового чтения различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации..

Знакомство с основами светской морали, формирование представлений о светской этике; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

культура, материальная культура, духовная культура, мораль.

1. Перечислите те качества, которые мораль одобряет

2. Сделайте вывод, почему большинство законов основано на моральных нормах.

3.Покажите, как человек сам учится выбирать и соблюдать моральные нормы.

4. Определите, кто заботится о соблюдении морали в обществе.

5.Придумайте примеры, иллюстрирующие одну из особенностей морали

6.Обсудите, какой вклад вы можете вносить в соблюдение морали среди своих друзей.

Подумайте и обсудите с родителями, нужны ли в обществе специальные смотрители за моралью?

дневник самонаблюдений, звездный лист


5-6

Добро и зло



Воспитание доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Адекватное использование речевых средств, умение осуществлять информационный поиск

Овладение навыками смыслового чтения различных стилей и жанров..

Знание, понимание, принятие ценностей,

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

добро и зло как основные этические понятия

1.Подберите пословицы и поговорки о добре и зле.

2.Объясните, как вы понимаете, что такое добро и зло.

3.Решите, какие поступки легче совершать: добрые или злые?

4.Сравните примеры проявления добра и зла.

5. Оформите памятку «Как можно делать добро».

6.Оцените, часто ли вы совершаете добрые поступки.

Подготовьте рассказ с примерами добрых и злых поступков. Найдите примеры представлений людей о добре и зле в разные эпохи.

звездный лист
портфолио
рефлексия «Незаконченное предложение»

7-8

Добродетель и порок.

Развитие ответственности за свои поступки, осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

добродетель, порок

расточительность щедрость , скупость

вредность дружелюбие угодничество мужество, трусость

застенчивость, бесстыдство, скромность, чувство собственного достоинства

1.Назовите добродетельные поступки сказочных героев.

2. Опишите, как проявляются добродетель и пороки.

3.Докажите, что добродетель может находиться между двумя пороками: избытком и недостатком.

4. Сравните три качества: застенчивость, бесстыдство, скромность. Что из этого является добродетелью, а что пороками?

5. Оформите выставку, посвящённую людям, которые могут быть примером для подражания, моральным образцом.

6. Обсудите с одноклассниками и учителем поступки, которые могут быть добродетельными или порочными.

Подберите с родителями примеры сказок, в которых награждается добродетель и наказывается порок. Нарисуйте иллюстрации к этим сказкам.

звездный лист

рефлексия

портфолио

9

Свобода и моральный выбор человека.

Формирование основ российской гражданственности. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование умений планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.


1.Перечислите, чем человек отличается от животных.

2. Объясните, что такое свобода и моральный выбор.

3. Докажите, что моральный выбор – это результат стойкости характера.

4. Проанализируйте, что важно сделать при решении морального конфликта.
5. Предложите ситуацию морального выбора и предскажите, как лучше всего следует поступить.

6. Обсудите, как связана свобода с моральным выбором.

Попросите родителей рассказать, когда они оказывались в ситуации морального выбора и как они поступили.

дневник самонаблюдений, звездный лист


10

Свобода и ответственность

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

Знание, понимание и принятие ценностей,

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.


1.Опишите, какого человека можно считать ответственным.

2. Сделайте обзор, при каких условиях возможно ответственное поведение личности.

3. Покажите, от чего зависит ответственность.

4. Определите, за какие дела вы несёте ответственность.

5. Составьте памятку с советами «Будьте ответственными и заботливыми!»

6. Проверьте, всегда ли вы выполняете порученные вам дела?

Нарисуйте вместе с родителями плакат на тему: «Берегите лес»

звездный лист
портфолио


11

Моральный долг

Воспитание доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Наличие мотивации к труду, к работе на результат

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Овладение навыками смыслового чтения и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии задачами

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

Моральный долг. Моральная обязанность.

Моральные нормы, уважение людей и их прав. бескорыстие, благодарность,

1.Расскажите, что такое моральный долг.

2.Опишите, какие моральные обязанности есть у человека.

3.Проиллюстрируйте, как мы можем бескорыстно помочь другим.

4.Определите, в чём заключается родительский долг, профессиональный долг, патриотический долг.

5. По группам придумайте сюжет короткой истории, в котором обязательно присутствует слово долг.

6. Оцените, уважаете ли вы права других людей.

Подберите пословицы, поговорки, афоризмы о долге, благодарности.

звездный лист

самонаблюдение

портфолио


12

Справедливость.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Воспитание доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Знакомство с основами светской морали, понимание значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Осознание ценности и духовности в человеческой жизни

Справедливость, награда, похвала, почет, уважение, наказание , несправедливость

1.Расскажите, какую роль в отношениях между людьми играет справедливость.

2.Объясните, что такое справедливость. Как изменялось представление людей о справедливости?

3.Проиллюстрируйте, что означает признак соразмерности и признак уравнивания.

4.Проанализирйте финал сказки (по выбору) и определите, можно ли назвать его справедливым.

5. Создайте сказку или рассказ о справедливом и несправедливом человеке.

6. Составьте мнение, легко ли быть справедливым? Всегда ли вы справедливы?

Попросите родителей вспомнить произведения, в которых говорится о справедливости. Помогли ли им эти примеры в жизни?

звездный лист

рефлексия

портфолио
  1   2

Похожие:

Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» iconТематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»
Расскажите, что такое духовный мир человека. Определите, что такое культурные традиции и для чего они существуют
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» iconКодекс судейской этики
Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья...
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» iconОдно из фундаментальных положений этики данных служб предписывает...
Этика сотрудников органов внутренних дел – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил работников овд,...
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» icon«Расчет сети для электроснабжения промышленного района» пояснительная...
Пояснительная записка: 47 листов, 7 таблиц, 6 рисунков, 9 источников, 2 приложения
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» iconПрограмма дисциплины «Основы исторического музеведения»
«Основы исторического музеведения» для студентов за спеціальності 020302 Педагогіка І методика середньої освіти. Історія
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» iconВремя Специальность «Биология»
Основы биологии выращивания сельскохозяйственных и декоративных культур (доц. Тимофеев С. Ф.)
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» iconПрограмма учебной дисциплины «Основы логистики и управления цепями поставок»
Программа, контрольные задания и методические указания к их выполнению учебной дисциплины «Основы логистики и управления цепями поставок»...
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» iconРабочая учебная программа по экономике 10 класс (базовый уровень) пояснительная записка
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов...
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» iconОсновы законодательства в обеспечении социальной защиты населения....

Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» iconТолстой Воскресение «Воскресение»
История уставшего от светской жизни и развлечений аристократа, переживающего внезапное духовное прозрение при трагической встрече...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница