Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин


НазваниеОбоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин
страница1/5
Дата публикации20.07.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5

  1. Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин.

Общее в культурологии и методике: каждая из этих гуманитарных дисциплин имеет свой объект и предмет исследования и ту более конкретную методологическую часть, в которой они соприкасаются: учение о принципах построения, формах и способах научной деятельности, необходимое специалисту-культурологу.

Непосредственная область соприкосновения педагогики и культурологии – культура как источник содержания образования, как учение о ценностях культуры, о нормах и идеалах, о творчестве, традициях, новаторстве и преемственности, о культурных коммуникациях, о совокупности знаковых систем и другие основополагающие знания.

^ Объект исследования в педагогике – те явления действительности, которые обуславливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества, то есть это не сам ребёнок, а целенаправленная деятельность по развитию и формированию его личности.

^ Предмет педагогики – образование как процесс управления социализацией, ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее чётко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны, процесс, направленный на овладение знаниями и умениями, ценностными ориентациями, нормами, которые определяются социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития. Другими словами, объект педагогики – это сфера обучения и воспитания подрастающих поколений, а предмет – закономерности этих процессов, способы взаимодействия учителя и учащихся, обусловленные содержанием их деятельности, которая в свою очередь влияет на методы, формы взаимодействия, на отношение и общение субъектов образования.

В культурологии культура является объектом и предметом исследования. Объектом - как носитель определённых свойств и особенностей, важных для каждой гуманитарной науки (в том числе и для педагогики), а для культурологии в том случае, когда учитывается её целостность, её качественная определённость, но цели и задачи исследования ориентируют лишь на отдельные аспекты её проявления. Тогда предметом исследования выступают те признаки объекта (культуры-носителя), которые охвачены изучением.


  1. ^ Специфические методы изучения культуры и методы исследования в педагогике.

Метод как совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности, как путь познания объективной реальности. Он служит рабочим инструментом для признания или опровержения гипотез, то есть научно обоснованных предположений о результатах исследования. Чтобы успешно преподавать культурологические дисциплины, надо иметь представление об основных методах исследования в педагогике и культурологии, так как их специфика в немалой степени проявляется в практике преподавания. К тому же педагог-культуролог должен быть осведомлён в характере и результатах научных исследований, чтобы учить творчески, грамотно анализировать собственные практические результаты преподавания.

^ Методологической основой анализа педагогической действительности является философия познания (гносеология).

Общие методы для П и К: 1) философские: эмпирические и теоретические методы, наблюдение, эксперимент, индукция и дедукция, выделение и обобщение и другие. А также это и различные философские учения, часто сосуществующие одновременно и выступающие в качестве методологии в гуманитарных науках, в том числе и в педагогике: экзистенциализм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и другие; 2) общенаучные: описательный, сравнительный, сравнительно-исторический, структурный, системный, метод моделирования и другие.

^ Специальные методы исследования в педагогике: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта и др. Характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания. Результаты обучения, воспитания и развития зависят от очень многих одновременно воздействующих факторов. Достаточно изменить влияние одного или двух из них, чтобы очень существенно изменились и результаты. Из-за неповторимости многих педагогических процессов, из-за трудности соблюдения одинаковых условий проведения эксперимента в «чистом» виде он практически невозможен.

^ Специальные методы в культурологических исследованиях – это феноменология, герменевтика, психоанализ, постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры.

Общенаучные методы К: 1) структурный (исследования строения) + метод сравнения; 2) функциональный + структурно-функциональный; 3) типпологический; 4) метод культурной классификации; 5) системный. Системы: * создаваемые человеком; * самоорганизующиеся (синергетика). + метод мозаичных реконструкций и метод реконструкции культурных полей; 6) генетический + социокультурный, историко-генетический;


  1. Определение предмета, целей и задач методики преподавания культурологических дисциплин. Определение объекта, предмета, целей и задач преподавания на примере темы «Понимание культуры»

Методика как раздел педагогической науки и как учение о методах обучения и воспитания по той или иной дисциплине. Функции методики – обеспечение высокого уровня преподавания, т.е. научности. Точности. Доступности и простоты изложения научного материала с целью его успешного усвоения, пробуждения интел и творческого потенциала + воспитание и развитие их личности. Методологические основы преподавания культурологических дисциплин: 1) целостное видение всего курса; 2) системность и последовательность развертывания учебного материала. + Психологический аспект преподавания (общение и сотрудничество).

Предмет методики –процесс обучения как сотрудничества преподавателя в его деятельности по реализации образовательных задач и студентов в их познавательно-практической деятельности с той же целью. Цель учебного предмета – освоение закономерностей этого процесса для более эффективного руководства им в практике преподавания и для решения творческих задач.

Задачи методики, совпадающие с изучением культурологии, - углубление понимания сущности культуры, формирования и развития личности учащихся, культуры их самовыражения и выстраивания межличностных отношений, культуры деятельности субъектов образовательного процесса, культуры общения и некоторые другие. Специальными задачами методики как учебной дисциплины являются следующие: сформировать системные знания о принципах и критериях отбора содержания для разных форм занятий, о важнейших способах его структурирования, о методах и приёмах проведения занятий, об организации учебного процесса и управлении им, о его воспитательных возможностях, о нормах проверки, контроля и оценки учебных достижений школьников и/или студентов. Ещё одна задача - помочь студентам овладеть такими компетенциями, как готовность к осуществлению педагогической деятельности, способность формулировать и решать учебные задачи, аргументировать последовательность их постановки, реализовывать принцип активности и самоуправления познавательной деятельностью учащихся, корректировать и объективно оценивать их деятельность, развивать их педагогическое творчество, а именно, способность апробировать, а затем и создавать методические разработки по культурологическим дисциплинам.

^ Определение преподавателем в сотрудничестве со студентами объекта, предмета, цели и задач преподавания на примере темы “Понимание культуры”.Сюда входят:

а) постановка вопросов и организация учебных ситуаций в процессе осмысления исходного понимания культуры, других подходов в определении её сущности в ходе истории, представления о современном смысле понятия;

б) совместный поиск опережающих заданий к теме занятия “Культура и цивилизация”;

в) отбор примерного содержания по вопросу об уровнях культуры и культурности;

г) разведение понятий “значимость” и “ценность” для углубления понимания “ценностей культуры” как термина и как реализуемого в жизни умения;

д) формулировка объекта, предмета, цели и задач занятия ( или занятий ) по данной теме.

^ Объект – культура. Предмет – понимание культуры в ее отношении к жизни человека, природе, цивилизации. Образовательная цель – расширить и углубить знания о сущности культуры в отличие от цивилизации.

^ Задачи преподавания: 1) организация учебных ситуаций для поиска ответов не претендующих на истину; 2) организация выступлений учащихся или студентов; 3) актуализация знаний. Умений о ценностях культуры.

^ Примерные вопросы организации осмысления культуры: 1) Что мы изучаем в культуре? Что объединяет при ответе на этот вопрос представителей разных подходов к определению культуры. Целесообразно ли сводить культуру к чему-то одному? Ответ: Мы изучаем проблемы, касающиеся возникновения, бытия и развития культуры, ее взаимодействие с природой, человеком и обществом, подходы к изучению культуры, методы исследования; 2) в каких отношениях совпадают цивилизованность и культурность?; 3) почему возникает трудность в воспитании культурного человека?; 4) каковы уровни становления личности в культуре; 5) можно ли быть культурным, но не цивилизованным?; существуют ли уровни культурности и культуры?

^ Опережающие вопросы: 1) понимание культуры и цивилизации на разных этапах развития общества; 2) противопоставление культуры и цивилизации; 3) связь культуры и цивилизации.


  1. ^ Культура как источник содержания образования. Сущность содержания и процесса обучения культурологическим дисциплинам

Образование – общественно-организуемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, обеспечение становления личности в соответствии с генетической программой и социализацией + это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

В 18-19 вв. существовали теории материального и формального образования. Еще со времен Каминского была принята теория энциклопедизма знаний. Ее сменила теория дидактического формализма (Кант) («Многознание уму не научит»). Ушинский предлагал объединить эти подходы.

Культура – основной источник содержания образования, но культура в виде адаптированного к возможностям учащихся социального опыта.

Содержание социального опыта, кот в адаптированном виде передается от поколения к поколению. Компоненты: 1) знания о природе, опыте, способах получения знания; 2) опыт осуществления деятельности или умения репродуктивного типа; 3) опыт осуществления творческой деятельности; 4) опыт ценностных отношений к процессу деятельности, ее субъекту, результатам.

Специфика содержания культурологи заключается в том, что культурология состоит из компонентов: искусство, религия, наука, язык, нормы соц поведения, формы коммуникаций. И это обуславливает особенности учебно-познавательной деятельности учащихся.

Культура – это особый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого являются жизненные смыслы явлений, вещей, форм, норм и идеалов, отношений и действий, намерений, мыслей, чувств, выраженные в специфических знаках и знаковых системах ( языках культуры ).

Определение культуры с учётом содержательных смыслов разных подходов к постижению её специфики в отличие от термина «цивилизация» следует рассматривать как ключ к вычленению содержания методики преподавания в вузе культурологических дисциплин.

Система знаков и символов культуры как материальных носителей духовного опыта доступны непосредственному восприятию и интерпретации студентов. Постижение ценностных смыслов как результат объединённых усилий чувств, разума, воображения тех, кто учится, представляет собой вторую необходимую составляющую содержания учебного предмета « Методика преподавания…»

Содержание процесса преподавания культурологических дисциплин составляет, с одной стороны, углубление знаний и совершенствование умений, уже имеющихся у студентов в результате изучения культурологических дисциплин, что предполагает повторное выборочное восприятие ими культурных текстов и их интерпретацию. С другой стороны, - это освоение педагогических закономерностей, принципов, норм и технологий, направленных на трансляцию будущими специалистами духовных ценностей, культурных норм и форм уже своим ученикам, на реализацию молодыми поколениями ценностных смыслов в жизни и в отношениях с другими людьми.

Обучение – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у них формируются определённые знания, умения и навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

В процессе обучения решаются следующие задачи: стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей; совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации образовательных задач, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний учащимися. Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у учащихся возникают новые формы деятельности и поведения, изменяются уже имеющиесяформы.

^ Переменные составляющие процесса обучения: содержание учебного материала, методы, материальные средства, организационные формы, то есть вся предметная поддержка учебного процесса.

^ Предмет деятельности преподавания – руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в рамках отобранного содержания. Необходимые компоненты деятельности преподавания: отбор учебного материала, планирование своей работы и деятельности учащихся, организация её разнообразных видов на занятии, стимулирование активности учащихся по усвоению знаний и умений, контроль, оценка качества выполнения учебных действий, анализ результатов обучения, прогнозирование сдвигов в развитии учащихся в связи с их продвижением по ступеням познания ( от задач невысокого уровня проблемности и познавательной самостоятельности к задачам творческого характера).


  1. Культура и цивилизация: примеры объяснения старшеклассникам или студентам сходства и различия этих понятий

  1. Понимание цивилизации на разных исторических этапах развития общества.

  2. Противопоставление культуры и цивилизации О. Шпенглером, Н. Бердяевым, К. Ясперсом.

  3. Связь культуры и цивилизации.

  4. Различие между культурой и цивилизацией.

Объект: культура в её историческом развитии и многозначности. Предмет: понимание культуры в её отношении к жизни человека, к природе, цивилизации, ценностям.

^ Образовательная цель: расширить и углубить знания о сущности культуры в отличие от цивилизации, формировать личностные смыслы овладения высшим уровнем культуры, ценностно-гуманистическое видение природы, общества, человека, а также создавать у учащихся и/или студентов мотивацию на достижение успеха в своей учебно-познавательной деятельности и в общении

^ Задачи преподавания: организация учебных ситуаций для поиска ответов, не претендующих на абсолютную истину; организация выступлений по опережающим заданиям с целью выявления специфичного гуманистического характера культуры, осмысления сущности культурной оформленности, осознания трудностей воспитания культурного человека, наконец, для осмысления противопоставления или отождествления культуры и цивилизации при рассмотрении ведущих концепций культуры; актуализация знаний и представлений тех, кто учится, о ценностях культуры.

^ Опережающие вопросы: 1) понимание культуры и цивилизации на разных этапах развития общества; 2) противопоставление культуры и цивилизации; 3) связь культуры и цивилизации.

^ Примерные вопросы: в каких отношениях совпадают цивилизованность и культурность?; можно ли быть культурным, но не цивилизованным?

  1. Отбор учебного материала по теме «Историческая динамика и типология культур» (Объём, содержание, структура, форма и тематика занятий)

Курс по теме «Историческая динамика и типология культур» включает 3 лекционных и 2 практических занятия.

Лекция 1: «Социокультурная динамика».

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Вид урока: урок-лекция.

Структура урока:

  1. Организационный этап (2-3 минуты):

  • Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний (6-7 минут): Сообщение темы; Обсуждение с учениками уже известной им информации, касающейся темы урока.

  1. Усвоение новых знаний (15-20 мнут): Постановка учебной проблемы; Новый учебный материал.

  2. Закрепление учебного материала (10 минут).

  3. Информация о домашнем задании (2 минуты).

  4. Инструктаж по его выполнению (3 минуты).

Содержание:

  1. Определение понятия «социокультурная динамика»

  2. Подходы к определению социокультурной динамики:

  3. модели социокультурных динамических процессов (Линейно–стадийное направление, эволюционизм, цивилизационный подход, социально–синергетическая парадигма).

Лекция 2: «Источники формирования и поддержания изменений в культуре»

Содержание:

  1. Классификация источников

  2. Пути распространения изобретений и открытий на другие культуры (Культурные заимствования, Культурная диффузия, Независимые открытия).

  3. Факторы, влияющие на характер заимствований

Лекция 3: «Исторические типологии культур»

Содержание:

  1. типология культуры, исходя из историко-эволюционных представлений

  2. марксистская концепция истории культуры

  3. типология культуры, исходя из своеобразия места развития культуры и основных типов хозяйствования

  4. концепция локальных культур: А) концепция Данилевского; Б) концепция Шпенглера; В) концепция Тойнби; Г) концепция Сорокина.

Семинар 1: «Историческая динамика».

Семинар 2: «Типология культур». Укрепление пройденного материала. Ответы учащихся на вопросы учителя. Подготовка докладов на заданные темы и Т. Д…..


  1. ^ Прогнозирование преподавателем знаний, умений, эмоционально-ценностных отношений учащихся и/или студентов по одной из тем «Теории культуры».

Тема «Культурогенез. Историческая динамика и типология культур».

Знания: о сущности понятия культурогенез, об основных подходах к объяснению происхождения человека и культуры (от мифологического до синергетического ), о биологической и социальной эволюции человека и общества, знания о циклическом характере культурной динамики, синергетической трактовке динамики культуры и т.д. Умения репродуктивного характера: различать понтия “антропогенез” и “культурогенез”, характеризовать эволюционную теорию антропогенеза и культурогенеза, объяснять смысл понятий “культурные формы” и “культурные системы” и то, почему только люди стали применять орудия в своей деятельности, а также различать другие необходимые признаки процесса постоянного порождения новых культурных форм и явлений ( способность к труду, к мышлению, новый тип коммуникации, индивидуальное творческое начало), соотносить идеи эволюционизма, цикличности и синергетического подхода, применять основные положения каждого из этих подходов в процессе осмысления тех или иных культурных форм и/или систем. Умения творческого характера: объяснять сущностьтворчества как агумента в пользу небиологического пути происхождения культуры, выявлять детерминантность некоторых происходящих культурных процессов в контексте динамики культуры ( их обусловленность, направленность, силу выраженности, закономерности, факторы адаптации к новым условиям. Эмоционально-ценностные отношения: познавательный интерес к авторам концепций и теорий и к их сущности, к текстам-первоисточникам, к процессу и результатам собственной деятельности, мотивация на достижение успеха, на позитивное отношение к себе и к другим субъектам совместной учебно-познавательной деятельности, повышенный интерес к некоторым аспектам темы, положительные эмоции от припоминания ранее усвоенных знаний, от удачного сотрудничества в группе, возможно, возникшее желание глубже освоить механизмы культурной динамики.


  1. ^ Гуманитаризация и гуманизация как принципы реформирования содержания и процесса обучения культурологическим дисциплинам.

Принципы конструирования содержания образования: 1) основы наук, т.к. именно они определяют современную картину мира; 2) все, что имеет общеобразовательное значение для всех сфер жизни; 3) достаточная и экономная логика развертывания знаний по различным темам; 4) учет областей практического приложения знаний; 5) методологические знания; 6) принципы гуманитаризации и гуманизации.

Гуманитаризация – это не только преимущественное внимание к гуманитарным дисциплинам, но это и введение индивида в культуру как системное целое, имеющее целью сориентировать личность в ценностях, нормах и идеалах культуры, развить ее творческий потенциал, необходимые для успешного принятия решений в динамичном мире. Она относится к содержанию образования, охватывает все ее предметы и может быть или не быть гуманистической в зависимости от соотнесенности каждого объекста с человеком.


  1. Разработка тезисов лекции о типологиях культуры, исходя из историко-эволюционных представлений и учёта своеобразия места развития культуры, основных типов хозяйствования и т. п.

История культуры в ее динамике предстает как смена во времени некоторых типов культур. Каждому крупному историческому этапу соответствует свой тип культуры. У историков и культурологов–эволюционистов выработано деление культур на первобытную, культуру древних цивилизаций, средневековую, культуру эпохи Возрождения, Нового времени и современную (индустриальную и постиндустриальную).

Согласно марксистской концепции истории культуры, в основании такого деления – различия в характере орудий труда, способах производства и отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства (рабовладельческих, феодально–крепостнических, буржуазных).

Есть и попытки типологизировать культуры исходя из своеобразия места их развития (климата, ландшафта и т. д.) и основных типов хозяйствования, а также в других вариантах типологизации. Тогда более или менее отчетливо выделяются типы охотничье–собирательских культур, скотоводческих, земледельческих.

Все скотоводческие культуры по ряду признаков однотипны, так как связаны с общим для всех кочевым образом жизни. Ни в одной из них не развиваются, например, ни архитектура, ни скульптура. Зато развит героический эпос. В развитии, скажем, древних цивилизаций в разных местах Земли огромную роль играли великие реки (Нил, Тигр и Евфрат, Хуанхэ и др.). На этих реках складывались мощные ирригационные системы (обеспечивавшие высокую эффективность земледелия) и возникали так называемые речные земледельческие, вертикальные культуры, при всех их различиях во многом схожие. В то же время культура Древней Греции, например, скорее морская и торговая, резко отличается от культур речных земледельческих. Отличается устремленностью как раз к распространению вдаль и вширь, тяготением к более «демократическим» способам управления, утверждением значимости человека, порой как бы соревнующегося с богами. И та же архитектура Древней Греции и вообще ее искусство ориентированы на человеческий масштаб. И сами боги обрели облик прекрасных совершенных людей.


  1. Разработка тезисов лекции о типологиях культуры, исходя из концепции локальных культур или цивилизаций, о теориях, отрицающих европоцентризм и однолинейность исторического прогресса

Не все культурологи придерживаются историко–эволюционных представлений о развитии культуры человечества как смены вышеуказанных крупных типов. Ибо слишком велики различия между культурами, казалось бы, однотипными.

В XIX и XX вв. появились концепции так называемых локальных культур. Так Н. Я. Данилевский выделил индийский, персидский, греческий, римский, германский (или германо–романский), славянский и некоторые другие типы культур.

О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» различал: аполлоническую, фаустовскую и магическую души культур. Наряду с этим он выделил типы культур: египетской, вавилонской, китайской, западноевропейской, становящейся русско–сибирской и иных.

Английский исследователь А. Тойнби сделал акцент на различиях исходного для формирования культур религиозного духа. И в соответствии с этим обозначал типы культур как западно–христианский, православно–христианский, исламский, индуистский и т. д.

П. А. Сорокин типологизировал культуры в соответствии с ценностями, доминантными в каждом из типов. Он выделил в истории человечества три разных типа культур (чувственный, идеациональный, идеалистический). Для идеациональной культуры (культуры брахманов Индии, буддистской, ламаистской, греческой с VIII по конец VI в. до н. э., европейской средневековой) доминирующими ценностями являются ценности религиозные (например, средневековье). Для чувственной, или сенситивной, культуры (например, европейской XVI в.) доминирующим стал новый принцип – утилитарный, светский. И потребности и цели деятельности обрели материально–практический характер.

В идеалистическом типе (смешанном) преимущество отдается высоким нравственным ценностям. Но в этом типе сбалансировано–таки соотношение ценностей материальных и духовных. Этот тип культуры не реализовался сколь–нибудь существенно. Он характерен для некоторых социальных групп.


  1. Обоснование использования объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов преподавания на примере темы «Культура и культуры» (пространственные ориентиры, этническое и национальное своеобразие, социальная специфика белорусской и русской культуры или белорусской и американской, немецкой, еврейской культуры).

^ Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи учебного материала учащимся. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии) и т. д.

Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений и вместе с тем для достижения второго уровня усвоения знаний учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности (^ РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД).

Первая тема – «Пространственные ориентиры». Учитель в виде лекции сообщает учащимся основную информацию по заданной теме, а именно: В ходе сравнительно–исторического и сравнительно–типологического изучения моделей культурной идентичности важным методологическим ключом выступал принцип разделения культур на восточные и западные.

Восточные культуры в отличие от западных значительно более дифференцированы и разнообразны в расово–этническом, религиозном, экономическом и социально–политическом отношениях. Первоначально следует выделить относительно автономные цивилизационные очаги – Индию (Южно–азиатский субконтинент), Китай (Дальний Восток) и исламский Ближний восток, откуда религии и культурные традиции распространялись на сопредельные территории. !Для более лучшего усвоения знаний следует воспользоваться картой мира, на которой можно наглядно показать цивилизационные очаги Востока!

Еще один вид пространственного разделения культур Север-Юг: Координата «Север» ассоциировалась с европейским и североамериканским империализмом (в том числе и культурным), а «Юг» – с борьбой за национальное самоопределение и право на самостоятельное культурное развитие (Латинская Америка, Африка). !Снова наглядное представления на карте!

^ Вторая тема – «Этническое и национальное своеобразие культур». Учитель в виде лекции сообщает учащимся основную информацию по заданной теме, а именно: Признаками этнокультурного своеобразия могут выступать весьма «разнокалиберные» элементы культуры. Сюда относятся и нормы традиционного этикета, и особенности оформления внешности, и идеализированные гендерные представления (например, «подлинно русская женщина»), и архаические народные верования и обычаи, и этнодифференцирующие поговорки (например, «что русскому здорово, то для немца – смерть»). Специфическими этнокультурными признаками могут выступать мифы и эпические повествования об отчем крае, эстетические образчики этнической красоты, этнокулинария и этномедицина, представления о приемлемом и неприемлемом в сфере сексуальной жизни и многое другое, охватывающее весь континуум исторической памяти и феноменов культуры повседневности.

!Для наглядного представления учащимся можно показать картинки с представителями различных стран в национальных костюмах. Рассказать об обычаях и верованиях, например японцев, народов Африки. Затем попросить учеников рассказать об обычаях и верованиях беларусов (это и будет репродуктивный метод).

^ Третья тема – «Социальная специфика белорусской и русской культуры». Учитель в виде лекции сообщает учащимся основную информацию по заданной теме, а именно: На каждом историческом этапе своего существования национальная культура функционирует как социально дифференцированная система, обусловленная структурой общества, т. е. как культура больших социальных групп (общественных классов и социальных слоев), средних (профессиональных сообществ, корпораций, предприятий и организаций) и малых (трудовых, воинских, учебных и прочих подразделений какой–либо более крупной структурной единицы).


  1. Применение эвристического и исследовательского методов для освоения учащимися (студентами) понятий об этническом и национальном своеобразии культур или о социальной специфике культуры

^ Эвристический Метод Обучения - частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Наиб выразит формой Э м является эвристич беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из к-рых служит шагом на пути к решению проблемы и большинство к-рых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска. При эвристической беседе учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия, создает конфликтные ситуации, а ученики самостоятельно ищут решение возникающих проблем или под-проблем.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин iconЛекции по методике преподавания культурологических дисциплин
Лекция Основные подходы к изучению культуры, методологии и методы её исследования
Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин iconВопросы к зачету по дисциплине «лыжный спорт с методикой преподавания»...
«лыжный спорт с методикой преподавания» для студентов 5 курса дневной формы получения образования
Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин iconМдк 0102 «Изучение русского языка с методикой преподавания» Портфолио...

Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин iconУправление молодежной политики Администрации
Региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по вопросам синтеза филологических, философских...
Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин iconПрактическая работа №3 Тема: Расчет защитного заземления в цехах...
Цель работы: ознакомление с методикой расчета сопротивления группового заземлителя, выполненого в виде вертикальных стержней (труб),...
Обоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин iconУральский государственный педагогический университет институт специального образования
Факультетский доц кафедры Методик преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе Коробкова О. Ф
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница