Лекции по методике преподавания культурологических дисциплин


НазваниеЛекции по методике преподавания культурологических дисциплин
страница1/6
Дата публикации20.07.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
Леонова П.И.

ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Лекция 1. Основные подходы к изучению культуры, методологии и методы её исследования

На протяжении столетий культуру понимали по-разному. Так, например,

антропологическое понимание культуры существовало в ХІХ в., позже появилось ценностное, связанное с исследованиями философов-неокантианцев (В. Дильтей, Г. Риккерт, П. Сорокин). В России понимание культуры было связано с религиозно-. духовным опытом человечества (Н. Я. Данилевский, И. А. Ильин, Н. А. Бердяев) С развитием символизма и семиотики на основе философии и лингвистики в ХХ в.

сложился семиотический подход (культура как совокупность знаковых систем или

знаков-символов). (На Западе, в культурной, а чаще в социальной антропологии культура рассматривается как жизнь человека в прошлом и настоящем в условиях различных форм поселения в составе социальных и этнических групп с социально наследуемым жизненным укладом). Гуманистически ориентированное понимание культуры (А. Швейцер, Н. К. Рерих, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. С. Аверинцев, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, А. Ф. Лосев) во второй половине ХХ в. сочетается с пониманием, основанным на марксистской философии (культура как способ человеческой деятельности, как знаковая система). Как совокупность ценностей рассматривают культуру сторонники аксиологического направления. В деятельностном понимании (М.С. Каган) культура - это то, «что и как делает человек и как это на нём отражается».

В современной культуре вектор глобализации, имеющий разные толкования, предполагает диалог культур как установку на взаимодействие и взаимопонимание между людьми, на разработку сравнительной культурологии, расширяющей диапазон коммуникаций, помогающей преодолеть изоляционизм, создать партнёрские отношения между странами и народами. Антропологическое измерение глобализации - перспективный проект и ориентир культурологических исследований.

Выбор методов или методологических подходов изучения культуры определяется прежде всего целями, которые ставит перед собой исследователь, т. е. теми вопросами, на какие он ищет ответы: изучает ли он функции культуры, ценности, генезис, динамику, определённые культурные формы и т. д. Важно учитывать и то, что культура изучается им не «с чистого листа», а человек уже имеет некоторые глубинные мировоззренческие предпосылки, т. е. культура понимается им как составная часть материального мира, окружающего человека и как система идей, духовных ценностей, верований, этических и эстетических идеалов. Значит, при изучении культуры используется онтологический подход, т. е. культура изначально принимается в той или иной предметной определённости. Познавательное или гносеологическое отношение к культуре выражается в понимании главной задачи культурологии как науки. Это либо описание, фиксация культурных фактов так, как они представлены в наблюдении, в опыте, (феноменалистический подход), либо объяснение фактов и явлений культуры: причин их порождения, взаимосвязей, законов развития (эссенциалистский подход). В соответствии с системным подходом культура представляет собой сложную систему, в которой могут быть выделены подсистемы материальной, духовной, художественной культур, каждая из которых состоит из собственных подсистем, например, компонентами материальной культуры являются социальная, техническая, физическая культура. Традиционная теория систем преобразовалась позднее в синергетический подход. Синергетика изучает сложные динамичные самоорганизующиеся системы, отслеживая процессы потери ими определённого порядка, качества, организации и превращения в деструктивное неупорядоченное состояние – хаос, в котором постепенно проступают контуры новых систем с качественно иным способом организации элементов. Системный подход дополняется целостным, когда соблюдается приоритет целого, т. е. с точки зрения целостных культур часть вне целого теряет все свои качества, а формально схожие составные части обладают различными значениями и функциями в разных культурах. При теоретическом подходе постижение культуры происходит в её устойчивом состоянии, с определённым отвлечением от процессов изменения во времени, иначе говоря, синхронистически, конкретность объекта заменяется при этом абстрактными аналогами реальных явлений. Подход, учитывающий изменения во времени, или диахронический, позволяет рассматривать культуру в её конкретностях. Человечество распадается тогда на нации, этнические образования, существует в форме государств, обществ, формаций, сословий, классов и т. д. Даже одна и та же в абстрактном отношении культура, например, массовая, с точки зрения конкретно-исторического подхода в обществах с различным уровнем социально-экономического развития предстаёт по-разному.

Все перечисленные подходы к изучению культуры в равной мере применимы и к другим наукам, в том числе и к педагогике, поэтому они являются общенаучными.

К специальным методам изучения культуры или к конкретно- научным относятся: метод реконструкции культурных полей; моделирования культурных объектов; социокультурный историко-генетический метод; метод социокультурных наблюдений; социопсихологических и социокультурных инверсий и др. Типологический и структурно-типологический методы направлены на систематизацию, классификацию и группировку объектов исследования. Целостность объекта, внутренняя самостоятельность и относительная автономность являются условиями для применения системного метода. Генетический метод выступает как инструмент анализа вопросов о зарождении явления в древнейших пластах культуры, о возникновении составляющих элементов различных культур (искусства, науки, морали и др.), об исторической неизбежности и социальной обусловленности самой культуры. Метод культурогенеза применяется для обоснования непрерывного развития культурных форм. Необходимость сравнения объекта с прошлым состоянием или тем, которое ещё будет, обязательна при использовании этого метода. Сбор максимального количества данных о ранее существовавшем или частично разрушенном культурном объекте нужен при использовании реконструктивного метода. Метод моделирования применяется при проектировании, изучении объектов культуры в их наиболее существенных конструктивных частях и общей характеристике формы.

Специфические методы изучения культуры: феноменология (фиксация и описание явления, памятника культуры через призму сознания), герменевтика (искусство и теория толкования текстов), психоанализ (выход к глубинным истокам культурных событий, творчества, поведения людей через преодоление «цензуры сознания»).
^ Лекция 2. Предмет, цель, задачи методики преподавания культурологических дисциплин

Общее в культурологии и методике её преподавания заключается в том, что каждая из этих гуманитарных дисциплин имеет свой объект и предмет исследования и ту более конкретную методологическую часть, в которой они соприкасаются: учение о принципах построения, формах и способах научной деятельности, необходимое специалисту-культурологу.

Непосредственная область соприкосновения педагогики и культурологии – культура как источник содержания образования, как учение о ценностях культуры, о нормах и идеалах, о творчестве, традициях, новаторстве и преемственности, о культурных коммуникациях, о совокупности знаковых систем и другие основополагающие знания.

Объектом исследования в педагогике выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества, то есть это не сам ребёнок, а целенаправленная деятельность по развитию и формированию его личности.

Предмет педагогики – образование как процесс управления социализацией, ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее чётко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны, процесс, направленный на овладение знаниями и умениями, ценностными ориентациями, нормами, которые определяются социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития. Другими словами, объект педагогики – это сфера обучения и воспитания подрастающих поколений, а предмет – закономерности этих процессов, способы взаимодействия учителя и учащихся, обусловленные содержанием их деятельности, которая в свою очередь влияет на методы, формы взаимодействия, на отношение и общение субъектов образования.

В культурологии культура является объектом и предметом исследования. Объектом как носитель определённых свойств и особенностей, важных для каждой гуманитарной науки (в том числе и для педагогики), а для культурологии в том случае, когда учитывается её целостность, её качественная определённость, но цели и задачи исследования ориентируют лишь на отдельные аспекты её проявления. Тогда предметом исследования выступают те признаки объекта (культуры-носителя), которые охвачены изучением.

Педагогику и культурологию сближает и метод как совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности, как путь познания объективной реальности. Он служит для специалиста-культуролога рабочим инструментом признания или опровержения гипотез, то есть научно обоснованных предположений о результатах исследования. Чтобы успешно преподавать культурологические дисциплины, надо иметь представление об основных методах исследования в педагогике и культурологии, так как их специфика в немалой степени проявляется в практике преподавания. К тому же педагог-культуролог должен быть осведомлён в характере и результатах научных исследований, чтобы учить творчески, грамотно анализировать собственные практические результаты преподавания.

Методологической основой анализа педагогической действительности является философия познания (гносеология). И в культурологических исследованиях философские методы занимают важное место. Это эмпирические и теоретические методы, наблюдение, эксперимент, индукция и дедукция, выделение и обобщение и другие. А также это и различные философские учения, часто сосуществующие одновременно и выступающие в качестве методологии в гуманитарных науках, в том числе и в педагогике: экзистенциализм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и другие.

Ещё одна совокупность методов, которыми пользуются педагогика и культурология – общенаучные методы. К ним, кроме уже охарактеризованных ранее, относятся описательный, сравнительный, сравнительно-исторический, структурный, метод моделирования и другие.

К специальным методам исследования в педагогике относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта и некоторые другие. Характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания. Результаты обучения, воспитания и развития зависят от очень многих одновременно воздействующих факторов. Достаточно изменить влияние одного или двух из них, чтобы очень существенно изменились и результаты. Из-за неповторимости многих педагогических процессов, из-за трудности соблюдения одинаковых условий проведения эксперимента в «чистом» виде он практически невозможен

Методика - это раздел педагогической науки, дидактики, исследующей и излагающей теоретические основы образования и обучения, обосновывающей отбор содержания, методов, средств и форм обучения. В то же время методика – это и учение о методах обучения и воспитания по той или иной дисциплине, это не просто совокупность организационных мер, приёмов и методов, а наука, имеющая свою методологию, теорию и практику.

Основная функция методики – обеспечение высокого теоретического уровня преподавания, научности, точности, доступности и простоты изложения учебного материала с целью его успешного освоения студентами или учащимися, пробуждение их интеллектуального и творческого потенциала, воспитание и развитие их личности.

Негативные последствия слабой разработанности методики или её игнорирования сводятся к следующим: пренебрежение педагогическими закономерностями процесса обучения, формализм в знаниях учащихся, несформированность или недостаточная сформированность их базовых умений по организации и руководству образовательным процессом, слабая связь теории с практикой обучения, недоучёт обязательности единства воспитания, обучения и развития, низкий уровень сознательности, активности и самостоятельности учащихся, фрагментарность знаний о трансляции культурологических дисциплин, просветительский или эклектический подход в их преподавании вместо теоретического, профессионального.

Методологическими основами преподавания культурологических дисциплин в вузе являются: целостное концептуальное видение всего курса культурологии при всей неоднозначности подходов к её определению, структурированию, типологиям, уровням; системность и последовательность развёртывания материала всего курса, определяемая педагогическими законами, принципами, нормами и критериями, а также логикой научного познания с учётом возможностей и запросов самих студентов, до этого уже освоивших цикл культурологических дисциплин.

Психологический аспект преподавания как общения и сотрудничества предполагает соблюдение преподавателем таких необходимых действий, как оперативное установление контакта с аудиторией, прямой и обратной связи, мотивация на успех, уважительное отношение со стороны преподавателя, демократический стиль общения, постоянная опора на культурологическую грамотность студентов.

Предметом учебного курса «Методика преподавания культурологических дисциплин» является процесс обучения как сотрудничества преподавателя в его деятельности по реализации образовательных задач и студентов в их познавательно-практической деятельности с той же целью. Продуктом этой совместной деятельности должно стать усвоение студентами знаний о содержании, принципах, методах и приёмах преподавания культурологических дисциплин, формирование умений применять эти знания на практике, овладение профессиональными компетенциями, выработка мотивации к самосовершенствованию и творчеству.

^ Задачи методики, совпадающие с общепедагогическими, сводятся к углублению понимания студентами сущности культуры как способа человеческой деятельности, как знаковой системы, как совокупности ценностей, а также как источника всего содержания образования в средней и высшей школе. Общими являются и задачи формирования и развития личности, культуры самовыражения и выстраивания межличностных отношений, культуры деятельности и общения и некоторые другие.

В то же время специальными задачами методики преподавания культурологических дисциплин как учебной дисциплины являются следующие:

- сформировать системные знания о подходах к преподаванию культурологических дисциплин, о принципах и критериях отбора содержания для разных форм занятий по культурологии, о важнейших способах структурирования этого содержания, о методах и приёмах проведения занятий, об организации учебного процесса и управлении им, о нормах проверки, контроля и оценки учебных достижений школьников или студентов, о воспитательных возможностях учебного процесса в условиях применения традиционных и новых технологий;

- выработать умение оперативно ориентироваться во всех областях культурологического знания ( о сущности культуры как бытия человека, о методологии и методах исследования явлений культуры, о ценностях в разных сферах человеческой деятельности, о культуре как совокупности знаковых систем, о пространстве и времени в культуре, об исторической динамике и типологии культур и др. ) с целью отбора необходимого материала по теме предстоящего занятия или цикла занятий;

- методически грамотно ставить цель и задачи лекционного или практического занятия, прогнозировать его результаты;

- осуществлять поэтапное педагогическое проектирование процесса обучения на занятиях и в системе занятий по тем или иным культурологическим дисциплинам

из всего имеющегося комплекса методов и приёмов обучения отбирать те, которые наиболее оптимально соответствуют содержанию занятия, возможностям обучаемых, профессиональным интересам и творческим возможностям преподавателя, позволяют максимально реализовать поставленную цель и задачи;

- на основе систематического проведения диагностики педагогического процесса своевременно корректировать управление деятельностью обучаемых, стимулировать их на достижение успеха;

- применять разнообразные технологии обучения ( продуктивную, партнёрскую, щадящую ) в соответствии со способностями, запросами и интересами тех, кто учится.

В процессе изучения курса методики преподавания студенты овладевают следующими компетенциями:

- готовностью к педагогической деятельности, к учебно- методическому осуществлению образовательного процесса; способностью формулировать и решать учебные задачи в деятельности преподавания, аргументировать последовательность их постановки, реализовывать принцип активности и самоуправления в познавательной деятельности учащихся; а также - умением работы с традиционными и новыми средствами обучения ( в том числе с компьютерной техникой, программами, планами, учебными пособиями и т. д.);

- готовностью и способностью апробировать, а затем и создавать методические разработки по культурологическим дисциплинам, обосновывать целесообразность постановки конкретных учебных задач, анализировать степень их эффективности, вносить необходимые коррективы в процесс обучения в результате оценки деятельности обучаемых и собственной деятельности преподавания.

Предполагается также, что студенты постоянно совершенствуют те умения, которые формировались на занятиях по культурологии, а именно, умение характеризовать культуры прошлого и современности с позиции их многомерности и целостности, парадигмы, концепции и подходы в исследовании культуры, те или иные феномены культуры, умение анализировать тексты-первоисточники по теории и истории культуры, актуальные культурологические проблемы, например, проблему соотношения традиций и новаторства, национального и общечеловеческого, тенденции глобальных трансформаций современной культуры и цивилизации, процессы культурной динамики и другие.

На примере темы “Понимание культуры” (см. учебник “Теория культуры” /под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова) приведём один из вариантов определения объекта, предмета, цели и задач преподавания. Для этого сначала наметим вопросы для осмысления различных подходов к пониманию сущности культуры, затем сформулируем опережающие задания для студентов и/или школьников к рассмотрению подтемы “Культура и цивилизация”. Это позволит нам осуществить постановку цели и задач занятия на основе предварительного осмысления его содержания.

^ Примерные вопросы:

1. Что мы изучаем, изучая культуру? Что объединяет при ответе на этот вопрос представителей разных подходов к определению культуры? Целесообразно ли сводить культуру к чему-либо одному?

2. Что именно в неприродном бытии человека и человечества не стоит называть культурой? Всякий ли прогресс относится к культуре?

3. В каких отношениях совпадают цивилизованность и культурность? Являются ли синонимами понятия “культурное” и “духовное”?

4. Почему возникают трудности в воспитании культурного человека? Практична ли культура, если иметь в виду жизнь человека?

5. Каковы уровни становления личности в культуре, т. е. человека, обладающего определёнными формами доминантного целеполагания и поведения?

6. Можно ли быть культурным, но нецивилизованным и наоборот

7. Существуют ли уровни культуры и культурности? Если да, то насколько целесообразно такое разграничение?

Вариант опережающих заданий к рассмотрению подтемы

Культура и цивилизация”

1.Понимание цивилизации на разных исторических этапах развития общества.

2. Противопоставление культуры и цивилизации О. Шпенглером, Н. Бердяевым, К. Ясперсом.

3. Связь культуры и цивилизации.

4. Различие между культурой и цивилизацией.

Формулировка объекта, предмета, цели и задач преподавания на примере темы Понимание культуры”

Объект: культура в её историческом развитии и многозначности. Предмет: понимание культуры в её отношении к жизни человека, к природе, цивилизации, ценностям.

^ Образовательная цель: расширить и углубить знания о сущности культуры в отличие от цивилизации, формировать личностные смыслы овладения высшим уровнем культуры, ценностно-гуманистическое видение природы, общества, человека, а также создавать у учащихся и/или студентов мотивацию на достижение успеха в своей учебно-познавательной деятельности и в общении

^ Задачи преподавания: организация учебных ситуаций для поиска ответов, не претендующих на абсолютную истину; организация выступлений по опережающим заданиям с целью выявления специфичного гуманистического характера культуры, осмысления сущности культурной оформленности, осознания трудностей воспитания культурного человека, наконец, для осмысления противопоставления или отождествления культуры и цивилизации при рассмотрении ведущих концепций культуры; актуализация знаний и представлений тех, кто учится, о ценностях культуры.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Лекции по методике преподавания культурологических дисциплин iconОбоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин
Общее в культурологии и методике: каждая из этих гуманитарных дисциплин имеет свой объект и предмет исследования и ту более конкретную...
Лекции по методике преподавания культурологических дисциплин icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Лекции по методике преподавания культурологических дисциплин icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Лекции по методике преподавания культурологических дисциплин icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Лекции по методике преподавания культурологических дисциплин icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Лекции по методике преподавания культурологических дисциплин iconСписок вопросов по методике преподавания иностранного языка
Методика как теория обучения иностранным языкам. Основные методические категории
Лекции по методике преподавания культурологических дисциплин iconУправление молодежной политики Администрации
Региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по вопросам синтеза филологических, философских...
Лекции по методике преподавания культурологических дисциплин iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Перечень вопросов по методике преподавания математики к междисциплинарному государственному экзамену «Педагогика и методика начального...
Лекции по методике преподавания культурологических дисциплин iconУральский государственный педагогический университет институт специального образования
Факультетский доц кафедры Методик преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе Коробкова О. Ф
Лекции по методике преподавания культурологических дисциплин iconДонецкий национальный университет филологический факультет кафедра...
Тесты для проверки аудиативных умений учащихся или умения читать про себя и понимать текст
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница