1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации


Скачать 431.62 Kb.
Название1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации
страница1/4
Дата публикации20.07.2013
Размер431.62 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________ В. Л. Клюня

(подпись)

________________________

(дата утверждения)

Рег. номер № _______________

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

ПО ПЕДАГОГИКЕ И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»;

специализации:

1-21 04 01-01 01 «Американистика и английский язык»,

1-21 04 01-01 05 « Германистика и немецкий язык»,

1-21 04 01-01 06 «Гебраистика и английский язык»

Минск 2012

Составители:

И. Г. Тихонова, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.

^ П. И. Леонова, доцент кафедры культурологии гуманитарного факультета Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.


Рецензенты:

В. Н. Наумчик, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Республиканского института профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор.

^ Ю. Г. Болотова, доцент кафедры культурологии Частного учреждения образования «Институт современных знаний им. А.М Широкова», кандидат культурологии.

Рекомендовано к утверждению:

Кафедрой культурологии гуманитарного факультета

(протокол № от 2012 г.);

Заведующий кафедрой

____________________________ Г. В. Синило

Кафедрой педагогики и проблем развития образования

(протокол № от 2012 г.);

Заведующий кафедрой

_______________________________ О. Л. Жук

Ученым советом гуманитарного факультета

(протокол № от 2012 г.);

Председатель Ученого совета

_______________________________ В. Е. Гурский

Научно-методическим Советом БГУ

(протокол № от 2012 г.);

Ответственные за редакцию: П. И. Леонова, И. Г. Тихонова

Ответственные за выпуск: П. И. Леонова, И. Г. Тихонова

Составители:

И. Г. Тихонова, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.

^ П. И. Леонова, доцент кафедры культурологии гуманитарного факультета Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.
Рекомендовано к утверждению:

Кафедрой культурологии гуманитарного факультета

(протокол № от 2012 г.);

Заведующий кафедрой

____________________________ Г. В. Синило

Кафедрой педагогики и проблем развития образования

(протокол № от 2012 г.);

Заведующий кафедрой

_______________________________ О. Л. Жук

Ученым советом гуманитарного факультета

(протокол № от 2012 г.);

Председатель Ученого совета

_______________________________ В. Е. Гурский

Научно-методическим Советом БГУ

(протокол № от 2012 г.);

Ответственные за редакцию: П. И. Леонова, И. Г. Тихонова

Ответственные за выпуск: П. И. Леонова, И. Г. Тихонова

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа Государственного экзамена по педагогике и методике преподавания культурологических наук разработана на основе принципа преемственности с типовыми учебными программами «Основы психологии и педагогики», «Педагогика» и учебной программой «Методика преподавания культурологических наук» для высших учебных заведений.

Государственный экзамен по педагогике и методике преподавания культурологических дисциплин свидетельствует о готовности будущих специалистов к психолого-педагогической деятельности в общеобразовательной школе, в средних специальных и высших учебных учреждениях образования.

Цель Государственного экзамена – выявить глубину и системность усвоенных знаний по педагогике, степень сформированности умений преподавания культурологических дисциплин, общий уровень компетентности будущих специалистов-культурологов. Имеется в виду готовность к учебно- методическому осуществлению образовательного процесса; способность формулировать и решать учебные задачи в деятельности преподавания, аргументировать последовательность их постановки, реализовывать принцип активности и самоуправления в познавательной деятельности учащихся. Это также умение работать с традиционными и новыми средствами обучения (в том числе с компьютерной техникой, программами, планами, учебными пособиями и т. д.). Наконец, это готовность и способность апробировать, а затем и создавать методические разработки по культурологическим дисциплинам, обосновывать целесообразность постановки конкретных учебных задач, анализировать степень их эффективности, вносить необходимые коррективы в процесс обучения в результате оценки деятельности обучаемых и собственной деятельности преподавания.

Комплексный характер Государственного экзамена предполагает решение следующих задач:

- выявить знание нормативных и нормативно-правовых документов по вопросам образования в Республике Беларусь;

- установить степень владения будущими специалистами ключевыми психолого-педагогическими и культурологическими понятиями, закономерностями, концепциями, теориями;

- выявить способность осуществлять анализ психолого-педагогических явлений, проектировать целостный педагогический процесс и его отдельные элементы;

- определить уровень психолого-педагогической эрудиции, степень сформированности умений по методике преподавания специальных культурологических дисциплин;

- выяснить, насколько свободно студент может трансформировать полученные знания в практическое решение конкретных образовательных задач, оперировать программным учебным материалом различной степени сложности.

Ответы студентов на Государственном экзамене по педагогике и методике преподавания культурологических дисциплин позволят выявить обобщенное представление выпускников университета об основных параметрах теоретической и практической подготовки будущих специалистов, о наличии у них положительной мотивации к самосовершенствованию и творчеству.

Билеты к Государственному экзамену состоят из двух вопросов, один из которых носит теоретический характер и направлен на выявление психолого-педагогических знаний и умений, а другой имеет более выраженную практическую направленность, представляя собой конкретное задание по применению этих знаний в практике преподавания культурологических дисциплин.

ПЕДАГОГИКА

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке

Общее представление о педагогике как гуманитарной науке. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории. История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика.

Специфика объекта педагогики. Позиции ученых в определении предмета педагогики. Фундаментальная и прикладная функции педагогики, уровни их реализации.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие, социализация, формирование. Генезис и структура педагогической науки и ее основные отрасли. Связь педагогической науки с другими науками о человеке. Демократические и гуманистические тенденции в современной педагогике.
^ Тема 2. Методология и методы педагогических исследований

Понятие о методологии педагогики и ее уровнях: философском (экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, диалектический материализм); общенаучном (аксиоматический, синергетический, системный, феноменологический подходы); конкретно-научном (аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, этнопедагогический подходы); технологическом (методика и техника исследования). Основные методологические принципы педагогики.

Методы педагогических исследований (методы организации исследования, сбора информации, обработки данных, интерпретации и оценки данных).
^ Тема 3. Образование как социокультурный феномен

Образование как общечеловеческая ценность. Образование и культура, их связь и взаимодействие. Мировые социокультурные тенденции, определяющие направления развития образования, науки, культуры. Образование в современных условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом.

Две основные функции образования (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования.

Понятие образовательного процесса в современной педагогике как социального и педагогического явления и системы. Моделирование в педагогике. Педагогические концепции как идеальные модели.
^ Тема 4. Современное состояние образования

Мировые образовательные тенденции. Анализ состояния современной системы образования Республики Беларусь. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования в стране. Диалектика традиций и инноваций в образовании. Основные направления развития образования в мире, стране. Национальная система образования в Республике Беларусь и особенности ее структуры. Система общего среднего образования. Смена образовательных парадигм – объективная социально-педагогическая закономерность процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Сущность современных образовательных парадигм и подходов в педагогической теории и практике.

Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь.
^ Тема 5. Целеполагание в педагогике

Понятие цели в образовании. Исторический характер и социальная обусловленность целей воспитания и образования в обществе. Иерархия целей образования. Факторы и условия, оказывающие влияние на разработку целей образования. Диалектика идеи гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.

Трактовка цели воспитания в важнейших директивных документах (Закон Республики Беларусь «Об образовании», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»).

Реализация целей воспитания в основных направлениях деятельности школы, средних специальных и высших учебных заведений. Совокупность требований к компетентности выпускников этих образовательных учреждений.

^ Тема 6. Общие закономерности развития личности

Развитие личности как педагогическая проблема. Понятие "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность": существенные признаки, общее и особенное. Причины многообразия определений личности.

Факторы и условия, детерминирующие развитие личности. Внешние и внутренние, биологические и социальные факторы развития. Трактовка ведущих факторов и условий развития личности в существующих теориях.

Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств. Воспитанность и воспитуемость. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Факторы социализации; социализированность и воспитанность.

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.
^ Тема 7. Педагогический процесс как система и целостное явление

Понятие о педагогической системе. Виды педагогических систем. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Педагогическое взаимодействие. Структура системы, связи между отдельными ее элементами.

Педагогический процесс, его основные компоненты. Целостность как главная характеристика педагогического процесса. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс.

Этапы педагогического процесса. Проектирование и осуществление педагогического процесса. Противоречия как движущие силы педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса.
^ Раздел II. ДИДАКТИКА
Тема 8. Процесс обучения как целостная система

Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические концепции: исторический аспект.

Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Сущность процесса обучения. Теория познания - методологическая основа обучения. Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитывающая. Закономерности процесса обучения. Принципы обучения (научности, связи обучения с жизнью, доступности, сознательности и активности, прочности, наглядности, природосообразности, дифференцированного и индивидуального подходов и др.) как отражение цели, закономерностей обучения и как совокупность требований к организации учебно-воспитательного процесса.

Характеристика процесса обучения как целостной системы. Структурные компоненты процесса обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Принцип обучающего воспитания – ведущий принцип новой школы.

Учебная деятельность как деятельность по самоизменению субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия. Этапы процесса усвоения знаний: психологический аспект. Условия, влияющие на качество процесса обучения.
^ Тема 9. Научные основы содержания образования в современной школе

Понятие содержания образования, его сущность. Источники и факторы формирования содержания образования. Формальная и материальная, утилитарная и личностно ориентированная теории формирования содержания образования. Компетентностный подход к формированию содержания образования. Концепция содержания образования по И. Я. Лернеру, В. В. Краевскому, М. Н. Скаткину.

Образовательные стандарты, их структура и функции. Основные документы, определяющие содержание образования (учебный план, учебная программа, учебные пособия и учебники). Основные требования к учебной литературе. Принципы совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь: гуманитаризация, дифференциация, вариативность, фундаментальность, прикладная направленность.
^ Тема 10. Методы и средства организации процесса обучения

Сущность понятий «метод» и «прием» обучения. Бинарный характер методов обучения, обусловленный взаимодействием учителя и учащихся как субъектов учебного процесса. Исторический характер методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика методов обучения в соответствии с классификацией по уровню самостоятельности учебно-познавательной деятельности учащихся (по И. Я. Лернеру, М. Н. Скаткину). Сущность методов обучения, обеспечивающих учебно-познавательную деятельность учащихся, ее стимулирование и диагностику, а также рефлексивно-деятельностный характер освоения знаний. Условия и критерии выбора и сочетания методов обучения.

Средства обучения. Классификация и характеристика средств обучения. Компьютеризованное обучение.

^ Тема 11. Формы организации обучения

Понятие о формах организации процесса обучения; исторический характер их возникновения и развития. Характеристика организационных форм процесса обучения.

Урок – основная форма организации учебного процесса в школе и элемент классно-урочной системы обучения. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку. Пути усиления функций (образовательной, воспитательной, развивающей) урока. Связь урока с другими формами обучения (лабораторные занятия, практикум, семинар, факультатив, домашняя работа и др.). Нестандартные формы организации урока. Подготовка учителя к уроку, требования к проведению урока, анализ и самооценка урока.

Внеурочные формы организации учебной деятельности (факультативы, кружки, олимпиады, экскурсии, домашняя работа).

^ Тема 12. Педагогические технологии в образовательном процессе

Сравнительный анализ традиционного и технологического подходов к процессу обучения. Развитие представлений о педагогической технологии: исторический аспект. Современное понятие педагогической технологии. Классификации педагогических технологий. Показатели технологичности образовательного процесса. Критерии эффективности применения педагогических технологий.

Характеристика основных личностно ориентированных (развивающих) технологий, обеспечивающих проблемно-исследовательский характер учебного процесса, повышение уровня самостоятельности учебно-познавательской деятельности обучающихся и их учебной коммуникации (технологии сотрудничества, обучения как исследования, коллективной мыследеятельности, проектного обучения, игровые технологии, кейс-технология и др.).
^ Тема 13. Сущность проблемного и развивающего обучения

Из истории становления проблемного и развивающего обучения. Целевые установки и задачи проблемного обучения, его основные характеристики и понятия. Особенности содержания проблемного обучения. Формы, методы, технологические основы проблемного обучения. Уровни проблемности в обучении. Структура проблемного урока. Условия эффективности реализации проблемного обучения.

Теоретические основы развивающего обучения. Концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, Л. В. Занкова.
^ Тема 14. Личностно ориентированное образование школьников

Личностно ориентированный подход в педагогике. Сущность личностно ориентированного образования как процесса развития индивидуальности учащихся. Характеристика концепций личностно ориентированного образования (И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.). Принципы личностно ориентированного образования. Гуманно-личностные технологии В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили. Сущность системно-ситуационного управления учебно-поисковой деятельности учащихся. Личностно ориентированная (социально-учебная) ситуация как элемент содержания обучения и воспитания учащихся. Условия успешности реализации личностно ориентированного образования в средней школе.

  1   2   3   4

Похожие:

1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации iconТема Культурология в системе гуманитарных наук, 2 часа История появления...
Культурология: учебник. Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. Спб, 2010. С. 4-38; 470-520
1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации iconПояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника»
Производственная практика по специализации «Ботаника» является частью общего процесса подготовки специалистов и направлена на закрепление...
1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 1-24 01...
Квалификация преступлений : учеб метод комплекс для студентов специальности 1-24 01 02 «Правоведение» специализации 1-24 01 02 03...
1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации iconУчебник Под редакцией Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана Рекомендовано...
Министерства образования РФ для высших учебных заведений в качестве учебника по дисциплине «Культурология»
1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации iconЭкзаменационные вопросы по основам археологии для студентов заочного...
Для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям «история», «культурология»
1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации iconРасписание занятий на осенний семестр 2013-2014 учебного года 6 курса...
Расписание занятий на осенний семестр 2013-2014 учебного года 6 курса специальности «Культурология» исторического факультета с 30...
1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации iconРасписание занятий на осенний семестр 2013-2014 учебного года 4 курса...

1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации iconКультурология (американистика и английский язык) 4 курс
История западноевропейской литературы Нового и Новейшего времени в контексте культуры
1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации iconРозин В. М. Р64 Культурология: Учебник. 2-е изд., перераб и доп
Рекомендовано Научно-методическим советом по культурологии Министерства образования
1-21 04 01 – 01 «Культурология (фундаментальная)»; специализации iconБелик А. А. Культурология. Антропологические теории культур / А. А. Белик
Глобализация, вестернизация и унификация в современном мире: тенденции и проблемы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница