32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования


Скачать 37.63 Kb.
Название32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования
Дата публикации17.07.2013
Размер37.63 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Культура > Документы
32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования

Источниками формирования содержания школьного образования, как уже отмечалось на предыдущих страницах настоящей главы, является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т.е. культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования в школе. В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматривается помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, которое время от времени изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение (см. Закон РФ "Об образовании"). Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании - обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения .

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах. Какие же принципы лежат в основе построения содержания образования? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической науке нет. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, формулируя целый ряд таких принципов, исходят из того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более десяти, означает, что содержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой. Однако, осознавая тот факт, что перечисляемые ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного содержания образования и малоинструментальны в осуществлении самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные основания. Они сводятся к следующему:

в содержание образования включаются основы всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фунда ментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базо вых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы;

в содержание образования включается все, что имеет об щеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности;

в содержании образования необходима оптимально доступ ная и экономная логика развертывания основных знаний при изло жении информации о теориях, процессах и их механизмах, принци пах действий;

в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания;

сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей;

в содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом;

- необходимо реализовать межпредметные связи. Несколько в иных формулировках, но мало отличающимися по

содержанию, постулируются принципы отбора

содержания школьного образования Б.Т. Лихачевым, (см. Педагогике. Курс лекций. М., 1993. С. 371-381). Он выделяет две группы принципов: общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки; из области искусства; из области труда; из области физического развития.

К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования Б.Т. Лихачев относит:

общеобразовательный характер учебного материала;

гражданская и гуманистическая направленность содержания;

- связь учебного материала с практикой перемен в нашем об ществе;

-основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

- интегративность изучаемых курсов;развивающий характер учебного материала;

гуманитарно-этическая направленность содержания образования:

- взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;

- эстетические аспекты содержания образования.

Похожие:

32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования icon31 Принципы и критерии отбора содержания образования
В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским
32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования iconВопросы к экзамену по курсу
Уровни формирования содержания общего образования, государственный образовательный стандарт
32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования icon33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт)
Го образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена...
32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования iconЗаконы формирования межличностных отношений
Особенности младшего школьного и подросткового возраста, ведущий тип деятельности
32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования iconВопросы к госэкзамену по дисциплине
Принципы формирования техносферных регионов. Градообразующие факторы. Планировочная структура города
32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования iconВопросы к экзамену по курсу «Культура западноевропейского средневековья и Ренессанса»
Социально-исторические условия и факторы формирования средневековой культуры в Западной Европе
32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования iconПрограмма «Курс молодого бойца» для редакции школьного сайта. (12...
В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ мы разработали программу, обучающую школьников создавать контент (содержание)...
32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования icon1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право
Финансовое право определяет источники и порядок образования денежных фондов мини­стерств, комитетов, источники и порядок их финансирования,...
32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования iconЗакономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания...
Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая...
32 Источники и факторы формирования содержания школьного образования iconЗакономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания...
Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница