Работа радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие


Скачать 375.72 Kb.
НазваниеРабота радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие
страница1/3
Дата публикации13.07.2013
Размер375.72 Kb.
ТипУчебное пособие
vb2.userdocs.ru > Журналистика > Учебное пособие
  1   2   3
ГАСПАРЯН В.В.

РАБОТА РАДИОЖУРНАЛИСТА

(технология творчества)
Учебное пособие

(Москва, 2000)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Работа радиожурналиста, как и всякая работа, начинается с предварительной подготовки. Но при этом — потому, что радиожурналистика еще и искусство, причем во многом импровизационное, — этот изначальный этап никогда не завершается, вы всегда должны быть готовы что-то изменить, усилить, добавить к уже задуманному. Особенно это касается программ прямого эфира, когда события разворачиваются перед аудиторией в тот самый момент, когда они происходят. И в этом одна из самых привлекательных черт радио, "изюминка", без которой здесь невозможно никакое творчество.

Важнейшее слагаемое изначального этапа — выбор темы. В самом общем смысле этот выбор уже предопределен. Прежде всего специализацией редакции, радиоканала или радиокомпании, в которой вы работаете. Ее основными тематическими направлениями, "форматом" станции.

Этот спектр на сегодня весьма широк. Наряду с традиционными (промышленными, публицистическими, молодежными) редакциями государственных и общественных каналов в эфир выходят десятки станций: "Эхо Москвы", радио "Максимум", "Русское радио", "Авторадио" и т. д.

У каждой из них — своя основная проблематика, в которой вы должны разбираться достаточно глубоко и основательно.

Таким образом, выбор редакции, где вы будете работать (если у вас действительно есть выбор), серьезный шаг в определении главной темы журналистского творчества. В русле этой главной темы самое важное — процесс накопления.

Часто спрашивают: почему так быстро выдохся этот молодой журналист? Он ведь был так талантлив. Ответ прост: ему не хватило знаний, эрудиции. "Культурный слой", на котором он пытался возвести свое здание, оказался слишком тонок... В один прекрасный день он обнаруживает, что ему уже не на что опираться. (Отсюда, кстати, столь заметное в последние годы стремление к "сильнодействующим" средствам в лексике). Он начинает повторять азбучные истины, пережевывать ставшие общеизвестными факты, повторять примелькавшиеся приемы, вызывая у слушателя ощущение пустоты и досады.

В таких случаях говорят: тема исчерпана. Это неверно — исчерпано ваше знание о теме. Иными словами, если вы, к примеру, работаете на радиостанции, обращенной к прекрасной половине человечества, или какой-либо другой, сходной с ней по своей направленности, вы должны прекрасно разбираться во всем, что именуется "венской проблематикой", многовековой историей вопроса, его развитием, сегодняшним состоянием как у нас, так и за рубежом.

Иначе, например, в освещении "дела" Моники Левински легко сбиться — как это зачастую и происходило в эфире — на одно лишь радостное зубоскальство, оставляя свою аудиторию в полном неведении о тех глубинных процессах феминистской революции, которая происходит сегодня в мире и, в частности, в Америке, со всеми ее плюсами и минусами.

Второй этап освоения темы — ваша специализация в ее общем русле. Это то, что называется "конек" радиожурналиста. Смеем заметить, что не найдя свою незаемную тему, вы никогда не сможете стать сколько-нибудь заметной творческой личностью, даже при наличии несомненного таланта.

Путь этот зачастую бывает непрост и долг. Хорошо, когда человек, вступивший на журналистскую стезю, сразу находит ту тропку, по которой ему легко, интересно и радостно идти. Очень часто бывает иначе. Гений спортивного репортажа Вадим Синявский долгое время работал в военной редакции. Другой замечательный радиожурналист — Аркадий Ревенко многие годы подвизался в газете, "строчил", как он сам выражался, немилые "подвалы" и "полуподвалы" пока не пришел на радио, став здесь одним из самых ярких и лирических очеркистов...

Радио знает десятки имен, которых именно то, что мы понимаем под суховатым словом "специализация", вывело и будет постоянно выводить на сцену всенародной любви и признания.

Однако необходимо понимать, что на этапе "специализированного" освоения темы одной лишь широтой знаний (пусть даже энциклопедических) не обойтись. В лучшем случае вы останетесь лишь хорошо эрудированным дилетантом.

Специализация, суживая круг затрагиваемых вопросов, в то же время позволяет глубже заглянуть в их суть и предусматривает не только знакомство с литературой и подбором информации по избранной тематике, но и организацию и постоянное ведение специального справочника журналиста. (Конечно, это вовсе не означает, что на радио нет профессий, априори требующих широты охвата, своеобразного многотемья. Например, деятельность собственного корреспондента в том или ином регионе или работа ведущего информационно-публицистической программы. Но сама широта охвата является также своеобразной специализацией журналиста, как и обязательное знание тех или иных особенностей региона, его истории, не говоря уже о языке и культуре.)

Что же входит в это своеобразное досье?

Прежде всего — весь ваш жизненный опыт и знания, накопленные в период общей предварительной подготовки; ваше понятие об основных и наиболее актуальных на сегодняшний день сторонах избранной тематики, "подходах" к ней; ваше представление об этических рамках данной проблематики, наконец, знание истории, географии, культуры региона, на который вам приходится работать. Все это вы должны, как говорится, всегда носить с собой и держать наготове.

Пусть не покажется это условие слишком общим. Очень часто оно приобретает самое необходимое выражение в конкретной журналистской практике.

Известен случай с замечательным радиожурналистом и писателем Ю. Гальпериным, который, ведя из будапештского аэропорта протокольный репортаж (отбывала очень важная государственная персона) из-за задержки гостя в городе попал в весьма критическую ситуацию. Уже прозвучали принятые тогда торжественно-грозные слова: "Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!" — трансляцию слушала вся страна, — когда стало ясно, что вместо обычных нескольких минут репортажа ему придется говорить в прямом эфире гораздо дольше (как потом выяснилось — 32 минуты).

И он справился с этой задачей. Более того, эта передача приобрела невиданную для подобного "официоза" глубину и цельность, став классикой радиодокументалистики.

Конечно, надеяться на то, что вы запомните всю сумму знаний и фактов, которые выработало человечество, даже по сугубо ограниченной тематике — не стоит. Важная часть архива — непосредственно собранные журналистом газетные вырезки, журнальные статьи или выдержки из них, сообщения информационных агентств, брошюры и справочники по избранной специализации.

Сегодня у многих есть возможность закладывать эти данные в личный или редакционный компьютер, сюда же могут войти лучшие написанные на эту тему материалы как собственные, так и ваших коллег, запомнившиеся фразы, цитаты, поразившие вас ситуации; в целом удачные, но по тем или иным причинам не использованные вами в предыдущих передачах приемы, задумки, заголовки и т. д.

Очень важно при этом — быть в постоянной готовности использовать весь этот материал. Хотя порой на то, чтобы накопленный и бережно хранимый заряд "выстрелил", могут уйти годы.

Так, один известный журналист признавался, что почти десять лет берег запомнившуюся фразу из чеховского водевиля "Медведь": "Я порядочный человек. Я стреляю и попадаю пулей в подброшенную копейку…", прежде чем использовал ее в очерке об олимпийском чемпионе по стрельбе В. Богданове.

Конечно, чтобы подобные наработки были всегда под рукой, необходима строгая система их подбора и хранения. Она сугубо индивидуальна. Главное условие — не доверяться известной шутке Альберта Эйнштейна, сказавшего, что за всю жизнь ему в голову пришло две-три стоящие мысли, и он запомнил их так, не записывая. И второе условие — не забивать как попало ящики письменного стола ворохом бумаг, газетных вырезок, случайных записей и т. д. Кстати, о записях — сделанное накануне надо обязательно перечитать на следующий день — это поможет лучше запомнить, найти точное место в архиве и (что очень важно) восстановить ход ваших мыслей, которые привели к необходимости сделать эту заметку. А то зачастую бывает так: обнаружив ее через некоторое время, вы никак не можете вспомнить, а зачем, собственно, сделана эта пометка. А ведь было что-то важное...

Несколько слов все же о системе хранения. Обычно предлагается делить собираемые материалы на чисто справочные: адреса, фамилии, (обязательно имена и отчества!), должности людей, цифровые данные, даты и т. д.; проблемные: вырезки из газет и журналов; материалы по избранной тематике как ваши, так и коллег; расшифровки не прошедших в эфир передач и т. д.; наконец, творческие заготовки: неиспользованные заголовки, варианты начала передач, интересные наблюдения, фразы и т. д., словом, те самые "изюминки", без которых ни одна передача не имеет права быть пущена в эфир.

Распределив таким образом поступающие в личный архив материалы (кстати, могут быть и другие градации — "в зависимости от тематики, специализации, вида вещания и т. д.), вы определяете "места хранения". Для справочного материала это могут быть особые карточки, хранящиеся, как в библиотечном каталоге, в специальных ящичках. Удобнее распределить их в алфавитном порядке.

Проблемный материал можно хранить в особых папках, причем здесь, наряду с алфавитным, может оказаться удобным и временной принцип распределения. Это, кстати, поможет при необходимости сопоставить многие параметры, связанные с изменением характера эпохи, новых подходов к теме, изменениями в жанровой структуре, языке и т. д.

Что касается творческих заготовок, то здесь вместе с перечисленными выше способами, может оказаться вполне приемлемым занесение записей в журналистский блокнот, особенно это касается работающих в прямом эфире, когда порой нет времени на длительную подготовку передачи.

Одно общее для всех способов хранения замечание. Любая запись, любой архивный документ должен иметь пометку — где, кем, когда (а лучше, и в какой ситуации) написана данная статья или передача, произнесена запомнившаяся фраза, откуда взята цитата, та или иная статистическая выкладка и т. д.

И дело не только в культуре журналистского творчества, ответственности перед собой и коллегами. Просто в случае необходимости вы потратите уйму времени на поиски имени автора, статьи или цитаты.

Можно попасть в весьма неприглядную ситуацию, которую испытал на себе некий известный поэт, опубликовавший на радио стихи Бориса Пастернака под своим именем. Плагиат, конечно, обнаружился, конфуз был большой, но причина его крылась всего лишь в неумении вести личный архив. Некогда, лет за тридцать до этого случая, незадачливому автору понравилось одно стихотворение великого поэта, и он записал его. Потом обнаружил случайно листок с чудесными стихами и принял за свои. ("Пикантность" ситуации заключается еще и в том, что поэт этот считался одним из самых яростных гонителей творчества Б. Пастернака).

Все перечисленные способы ведения архива применимы и при использовании компьютера, который, естественно, значительно облегчает хранение и доступ к информации, позволяет увеличить ее объем.

Важный момент организации и ведения архива — его постоянное обновление, вернее сказать, наращивание новым актуальным материалом. Отказываться от старого, если нет крайней необходимости, вряд ли стоит, еще неизвестно, где и когда могут понадобиться пожелтевшие строчки, хранящие дыхание времени.

Те же принципы применимы и при хранении звукозаписей. Ваш звуковой архив также должен быть отражен в строго оформленном каталоге. Хотя долгое хранение в обычных условиях магнитной пленки, да и кассет (в меньшей степени) — дело рискованное. Пленка сохнет, становится ломкой, теряется качество звука, да и порой сама возможность воспроизведения его на профессиональной аппаратуре.

К сожалению, на радио в рамках отдела фонограмм центрального архива фонодокументов так и не выработана культура хранения фонотек известных мастеров радиожурналистики.

Правда, сохранить практически навечно самое дорогое и необходимое в вашей звуковой библиотеке могут помочь лазерные диски, которые к тому же позволят освободить место, занимаемое довольно громоздкими звуковыми архивами.

Предварительная подготовка завершается, когда вы получите конкретное задание в редакции. Вы можете готовиться к нему исподволь, если оно запланировано заранее или журналист является ведущим постоянной программы (цикла). Если же задание связано с необходимостью оперативного освещения события или даже рассказа о нем в тот момент, когда оно будет происходить (это и есть прямой эфир — коренное свойство радио), то время непосредственной подготовки сжимается порой до нескольких часов полета на место события или даже до нескольких минут для участия, скажем, в оперативном интервью в редакции.

Но чем острее дефицит времени, тем большее значение приобретает основательность, глубина и, если так можно выразиться, "боеготовность", которую журналист приобрел на первых этапах подготовки.

Последний этап можно назвать так: тема-задание. Здесь вы как бы привязываете все накопленное к конкретно разрабатываемому жизненному материалу. На этой стадии радиожурналист в любом случае — выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи — обязан четко представить себе (а при наличии времени наметить и записать) план действий. В него войдут:

— точное осознание цели задания. Если она вам не очень понятна, не надо стесняться (это бывает с молодыми журналистами) переспросить или уточнить;

— пути получения как можно более точных сведений об объекте и обстановке, в которой придется работать;

— примерный перечень четко сформулированных вопросов, на которые вы собираетесь получить ответы;

— определение жанра передачи, пусть даже предварительное;

— выработка одного-двух запасных вариантов на случай срыва того или иного события.

Наконец, на этом этапе подготовки радиожурналист обязан самым тщательным образом проверить, в порядке ли технические средства записи. Вы должны быть уверены в своем главном инструменте — магнитофоне. Не сели ли батареи и достаточен ли их комплект? Хватит ли пленки или кассет? Нет ли на них нужных записей, которые могут быть случайно размагничены. В порядке ли микрофоны?

Если вы ведете прямой эфир из студии, стоит проверить до начала программы, проходит ли сигнал от вас к режиссеру, работают ли телефоны связи с аудиторией, в наличии ли комплект пленок, музыкальных записей, отбивок и т. д. Уточните — вызваны ли к началу программы или к обусловленному времени ее участники.

Возможно, многое из этого не входит в ваши прямые обязанности, но штат современных радиостанций крайне невелик, так что приходится заниматься и этим.

Итак, этап предварительной подготовки — это сложная и кропотливая работа журналиста-профессионала. В ней нет мелочей, так как пренебрежение любой из них может привести к срыву программы. Схематично его можно представить следующим образом:




^ РАБОТА РАДИОЖУРНАЛИСТА СО ЗВУКОВЫМ ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Итак, все предварительные хлопоты позади и журналист с микрофоном в самой гуще событий. Таким событием может оказаться просто сидящий перед вами человек, с которым предстоит побеседовать.

Из многих и многих ситуаций, в которые попадает журналист, непосредственно приступая к сбору материала, мы выбрали именно эту, потому что беседа — важнейший инструмент в творческой палитре работника радио. Причем имеется в виду не сам жанр, а беседа в самом прямом, изначальном смысле — как разговор двух, а может и нескольких людей на определенную тему. Здесь беседа выступает как важнейший жанрообразующий элемент — вы можете использовать ваши записи, если в этом есть необходимость и возможность, для создания радиоочерка, интервью и т. д.

В прямом эфире, когда журналистское произведение формируется в самый момент вещания, беседа обычно принимает форму доверительного интервью.

Создание ситуации доверительного разговора есть важнейшая задача радиожурналиста.

Уже само согласие на встречу с вами героя есть акт доверия. Но этого, конечно же, недостаточно. Ваш собеседник должен поверить в искренность интереса к нему. Притворное любопытство, наигранная заинтересованность только погубит дело. Опытные журналисты советуют не торопиться задавать собеседнику главные вопросы. Лучше начать разговор издалека: как добрались до места, как устроились, как понравился город...

Так постепенно ломается ледок естественного смущения, и вы втягиваетесь в обыкновенную дружескую беседу. Ее развитию способствует и ваша предварительная информация о человеке, она не только усилит взаимное доверие, но и поможет корреспонденту задавать такие вопросы, которые заинтересуют собеседника, быть может, заденут самые потаенные струны души. Тогда и рассчитывать можно на ответы оригинальные, глубокие, раскрывающие самое существо дела, ради которого, собственно, и начинался разговор.

Конечно же, такой подход для ведущего передачу в прямом эфире исключен. Хотя и здесь достаточно широко практикуется предварительное собеседование, уточнение тематики предстоящего разговора.

Но это вовсе не означает заранее проведенной репетиции по известным вопросам. По сути дела — это запрещенный прием как для "живого" эфира, так и для записи. Потому что аудиторию убеждает лишь естественный, откровенный, открытый разговор, пусть порой шероховатая, с паузами для раздумья, но настоящая, живая речь.

Следует отметить, что при всех различиях характера вещания, большинство правил, основанных на специфике радио, являются общими как для заранее подготовленных на пленке передач, так и для программ прямого эфира:

— Ведя беседу или интервью, журналист обязан помнить, что заданный им вопрос должен быть четко сформулированным и предельно конкретным. Только тогда можно рассчитывать на такой же конкретный ответ.

— Беседа построена неправильно, если вы позволяете себе задавать несколько вопросов одновременно. Обычно отвечают на один, забыв или опустив остальные.

— Порой ведущий попадает в "капкан" односложных ответов "да" или "нет". Вырваться из него поможет так называемый "эпатирующий вопрос", который вы готовите заранее и который, что называется, заденет собеседника за живое.

— Часто неопытные ведущие "исчезают" из контекста беседы на длительное время, это приводит к тому, что слушатель вас просто забывает. Если нецелесообразно прервать собеседника, то напоминание о себе в виде коротких реплик типа "да, конечно" или даже простое покашливание вполне прояснит для аудитории ситуацию.

— Существует ряд "этических табу", к сожалению, слишком часто нарушаемых. Недопустима в беседе фамильярность по отношению к выступающему, так же как и всегда замечаемая слушателем робость перед знаменитостями и власть имущими.

— Не следует жаловаться приглашенному в студию на нехватку времени. Возможно, самая часто повторяемая фраза на радио, да и телевидении: "к сожалению, у нас осталась минута и придется завершить нашу беседу". Между тем, организация эфирного времени — дело самого журналиста.

— Если вы приглашаете на беседу несколько человек (что на радио надо делать крайне осторожно), то вы обязаны распределить время выступлений хотя бы примерно поровну, чтобы у слушателя не создалось впечатления, что вы отдаете предпочтение кому-то одному из участников передачи.

— Взаимоотношения ведущего и собеседника за пределами студии или места, где вы ведете запись, могут оказаться достаточно сложными. Но это ни в коей мере не должно отразиться на общем вашем спокойном и вежливом тоне, только подчеркивающем бестактность оппонента, если, конечно, он ее допустит. И конечно же, вы просто обязаны задать тот самый вопрос, на который рассчитывал ваш собеседник, идя к вам.

Словом, как сказано в "Руководстве для создателей передач Би-би-си'': "Участники передачи не должны сомневаться в том, что к ним отнесутся честно. У них не должно оставаться чувства, что их ввели в заблуждение, обманули или представили в невыгодном свете до, во время или после передачи — будь они общественно-политическими деятелями или рядовыми гражданами".

Может показаться, что техническая сторона записи беседы достаточно проста — поставил микрофон, включил свой "Репортер" или "Sony"...

Прежде всего журналист должен приложить все старания, чтобы аппаратура не смущала собеседника. Это вполне достижимо, главное, чтобы сам журналист был естественен у микрофона.

Есть еще ряд чисто технических "секретов". Лучше не поворачивать микрофон, так как в речь говорящего впишутся шорох и щелчки. Держать на одной плоскости аппарат и микрофон не рекомендуется — может записаться шум протяжного механизма. Если в вашем магнитофоне нет автоматического регулятора уровня звука, стоит, наверное, попросить собеседника держаться на более или менее определенном расстоянии от микрофона, стараться не отворачиваться в сторону...

Но вот, кажется, все в порядке. Запись прошла удачно, интересно, естественно. Вы возвращаетесь в редакцию и обнаруживаете на записанной кассете сплошной гул...

Как поступить в таком случае, особенно если передача должна идти, что называется с колес, в ближайшие часы? Тут надо обратиться к своим записям в блокноте, к своей памяти и идти в студию записываться, ведя рассказ уже от своего имени.

Но что же произошло с вашей записью? Есть такое неприятное для радиожурналиста слово — наводка. Она проявляет себя обычно в помещениях, перенасыщенных электронной аппаратурой, высокочастотной проводкой и т. д.

В том, что произошло, виноваты прежде всего вы. Необходимо было справиться, нет ли в этом помещении подобного явления. И еще. Увлекшись беседой, вы забыли прослушивать запись, хотя бы время от времени; и обязательно — в конце беседы.

Очень часто журналист не может устоять перед искушением, впрочем, вполне естественным — записать собеседника в рабочей обстановке. Тут очень важно не переусердствовать. При всей важности и живописности звуковых картин они не должны "зашумливать" (слово из профессионального лексикона) речь. Лучше найти спокойное и достаточно тихое место для разговора.

Ничто не мешает вам записать впрок и шумы, свойственные данному предприятию, учебному заведению, ферме и т. д. И, кроме того, обязательно записать... тишину. Вернее акустику данного помещения. Она везде разная. И когда уже на стадии монтажа передачи возникнет потребность задать весьма необходимый, на ваш взгляд, вопрос, вы сделаете это на записанном на месте фоне. В ином случае ваши слова, особенно если их записать в студии, будут звучать ненатурально.

Сам монтаж есть процесс окончательного оформления материала, стыковки звука и текста. При их соединении возникает нечто новое — то, что именуется
  1   2   3

Похожие:

Работа радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие iconУчебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации...
Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учебное пособие. — М.: Кду
Работа радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие iconТехнологические процессы в строительстве процессов
П технология строительных процессов : учебное пособие (лабораторный практикум) / С. Г. Пчелинцев, И. А. П. В. Рожков
Работа радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие iconХроническая болезнь почек у детей Учебное пособие
Учебное пособие предназначено резидентам, студентам, интернам педиатрического, лечебного факультетов и общей медицины
Работа радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие iconУчебное пособие для медицинских университетов издательство Курского...
Учебное пособие предназначено для подготовки лекций, семинаров и самостоятельной работы студентов. Содержит план и краткий конспект...
Работа радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие iconА. Е. Кулагин. Центральные анальгетики: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для анестезиологов-реаниматологов, детских хирургов, а также для врачей- стажеров
Работа радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие iconЗуева С. В. Практические занятия по теории и методике обучения русскому...
Зуева С. В. Практические занятия по теории и методике обучения русскому языку: Учебное пособие / С. В. Зуева. Ульяновск: Улгпу, 2011....
Работа радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие iconА. Н. Рыбалка, В. А. Заболотнов, Ю. К. Памфамиров, > Ю. А. Кучеренко...
Учебное пособие предназначено для студентов 4 и 6 курсов медицинских вузов, а также может использоваться при обучении в интернатуре...
Работа радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие iconА. Б. Канатбаева, К. А. Кабулбаев, Е. А. Карибаев Острое почечное повреждение Учебное пособие
...
Работа радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие iconУчебное пособие /Под ред. Е. А. Логиновой. Спб.: Изд-во «Союз», 2005. (Коррекционная педагогика)
Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие...
Работа радиожурналиста (технология творчества) Учебное пособие iconУчебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 140448...
Учебное пособие предназначено для студентов электроэнергетических специальностей вузов, приступающих к дипломному проектированию
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница