Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание)


НазваниеЖурналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание)
страница1/20
Дата публикации17.06.2013
Размер2.92 Mb.
ТипКнига
vb2.userdocs.ru > Журналистика > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Сосновская А.М.

ЖУРНАЛИСТ: ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ

(Психология идентичности)

(Научное издание)

СПб.: Роза мира, 2005

Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб.: Роза мира, 2005. 206 с.

ББК 76.01

С 66

ISBN 5-85574-025-0

Тираж 550 экз.

Рецензенты:

канд. филол. наук В.А. Смородина;

д-р филос. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Б.Д. Парыгин;

д-р политич. наук, заслуженный деятель высшей школы РФ, профессор Г.С. Мельник

В монографии кандидата филологических наук А.М. Сосновской, преподавателя психологии массовой коммуникации СПбГУ, проанализированы проблемы самоопределения и становления современного российского журналиста. Автором разработана и апробирована методика анализа биографии с целью выявления взаимосвязи личностной и профессиональной идентичности журналиста. Монография содержит большой эмпирический материал (более 60 биографий современных журналистов). Книга является оригинальным практическим учебным пособием для журналиста-практика, стимулирующим саморефлексию, что способствует укреплению профессиональной и личностной идентичности.

Книга адресована всем, кто интересуется журналистикой и проблемами профессионального самоопределения: студентам, журналистам-практикам, психологам, исследователям СМИ, широкому кругу читателей.

^ Сосновская Анна Михайловна

Кандидат филологических наук, преподаватель кафедры "Теории журналистики", факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

Преподает учебные курсы: "История социологии журналистики"; "Право и этика СМИ"; "Психология журналистики"; "Социально-психологическое изучение редакции и журналиста".

В различные годы опубликовала значительное количество работ*, посвященных проблемам: социологии и психологии массовой коммуникации, профессиональной идентичности журналистов, образования.

^ Персональный сайт Анны: http://anna12012007.narod.ru

"На этом сайте я достаточно занудно из/выложу материалы по своим предметам (для студентов), публикации и текущие исследования (для коллег), для друзей – мысли, ссылки, книги, фото..."

^ Пишите Автору: sosnovskaya@sociologists.spb.ru

Выражаем огромную благодарность Анне Михайловне за предоставленную возможность разместить настоящую работу в библиотеке сайта EVARTIST!

Исходный текст книги был взят здесь

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИДЕНТИЧНОСТИ

12

1.1. Идентичность как социально-психологическая реальность

12

1.2. Идентичность как субъективно-психологическая реальность

53

Заключение к главе 1

71

Глава 2. ЖУРНАЛИСТ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

73

2.1. Социально-психологические модели изучения журналиста

73

2.2. Трансформация журналистских практик в социально-историческом контексте

75

2.3. Контексты и практики российской журналистики

86

2.4. Критерии профессионального самоопределения современного российского журналиста

97

2.5. Компенсирующие стратегии

122

2.6. Журналисты Европы и России

138

Заключение к главе 2

143

Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

148

3.1. Психология журналиста: методология анализа

148

3.2. Психологические особенности самоопределения и становления журналиста: реконструкция практик журналиста из биографического нарратива

149

3.3. Когнитивный элемент идентичности

180

3.4. Аффективный элемент идентичности. Реконструированные оценки и стратегии

183

3.5. Практический элемент идентичности

184

3.6. Актуализация журналиста: достижение «ядра» самоидентичности

189

Заключение к главе 3

196

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

198

БИБЛИОГРАФИЯ

207

ЛИТЕРАТУРА

217

ПРИЛОЖЕНИЕ

219

►►►

в раздел библиотека

________________________________________________

* Публикации:

Сосновская А.М. Священная сторона профессиональной журналистики // Журналистское образование: концепции и стратегии: Межвуз. сб. / Отв. ред. Г.С. Мельник, Б.Я. Мисонжников. СПб.: Роза мира, 2006. С. 61–69.

Сосновская А.М. Социально-психологические функции журналистики // Журналистика и социология 2005. Социальная эволюция журналистской профессии. Мат-лы научно-практич. семинара. 8 декабря 2005 г. / Ред.-сост. И.Н. Блохин. СПб., 2006. С. 156–160.

Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб.: Роза мира, 2005.

Сосновская А.М. Профессиональная идентичность журналистов («кейс стади») // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т.VII. №3. С. 116–139.

Сосновская А.М. Портрет современной журналистки (опыт сравнения биографий журналистов Петербурга и Стокгольма) // Женщина в массовой коммуникации: штрихи к социокультурному портрету. Выпуск 2. / Ред.-сост. С.М. Виноградова. СПб.: СПбГУ, 2000. С. 46–54.

Сосновская А.М. Трансформация журналистских практик в социально-историческом контексте (на материале 40 биографий петербургских и 15 стокгольмских журналистов) // Средства массовой информации и современное общество. Материалы семинаров российско-скандинавского курса NorFA. СПб., 2000. С. 153–166.

Сосновская А.М. Журналистская идентичность: критерии и кризисы // Журналистика в условиях общественного кризиса. Материалы научно-практического семинара 01.12.1998. / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: СПбГУ, 1999. С. 187–196.

Сосновская А.М. Спонтанные журналистские микрогруппы (опыт включенного наблюдения) // Журналистика и социология’ 97. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 142–148.

Сосновская А.М. На чем основана идентичность журналистской группы? // Женщина в массовой коммуникации: штрихи к социокультурному портрету. Материалы научного семинара «Женская журналистика и женщины в журналистике» 17.03.1998. / Ред.-сост. С.М. Виноградова. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 42–49.

Сосновская А.М. Международные отделы редакций (сравнительный анализ российской и французской прессы) // Невский Наблюдатель. 1997. № 2. С. 76–81.

Сосновская А.М. Российские и французские газеты: сравнительное исследование // Школа гуманитарных наук. 1997. №2. С. 96–99.

Сосновская А.М. Социально-политические трансформации, возникающие в результате развития СМИ // Средства массовой информации в современном мире. СПб., 1997. С. 50–52.

Сосновская А.М. Трансформация журналистских практик и самоидентификация журналистов. Сравнительный анализ на материале СМИ России и Швеции: Дис. канд. филол. наук: 10.01.10 СПб., 2000.

Статьи на иностранных языках:

Davis H., Sosnovskaya A. Representations of otherness in Russian newspapers: the theme of migration as a counterpoint to Russian national identity in (на англ.) Психология власти – 2008: Материалы Второй международной научной конференции, январь 2008 / Под научной редакцией А.И.Юрьева. СПб., 2008.

Sosnovskaya A. Representations of National Identity in the Russian and British Newspapers Discursive Media Techniques (2007, forthcoming).

Davis H., Sosnovskaya A. Visual representations of the Russian presidency: power and identity in the post Soviet press // Paper for The Mass Media in Post-Soviet Russia Conference at the University of Surrey. Guildford. April 2006.

Sosnovskaya A. Strategies of the self in new Russian conditions: social psychological theory of media // Paper for The Media Change and Social Theory Conference, CRESC. Oxford. 6–8 September 2006. On CD.

Sosnovskaya A. Transformation of Professional Practices of Identity Among Journalists in Russia and Sweden: A Comparative Analysis // GERMANOSLAVICA. 2002. V. XIII. P. 75–91.

Sosnovskaya A. Russian Journalism: Changing Practices and Contexts The Social Portrait and Identity of Today’s Journalist, St. Petersburg (A Case Study) // Russian Reports, studies in post-communist transformation of media and journalism / by Ed. J. Ekecrantz and K. Olofsson. Stockholm: University College of South Stockholm, Almqvist&Wiksell International. 2000. P. 139–196.

Sosnovskaya A. Outlook from Russia. Media discourse on children of modern Russia. UNESCO ICCVOS, 2. 2000. P.3
ВВЕДЕНИЕ

Восемь вариантов самоопределения журналиста

Свои и чужие в журналистике

Восемь вариантов самоопределения журналиста

Вопрос самоопределения или идентичности – один из тех важных вопросов, которые интересуют человечество с древнейших времен. Величайшие философы посвятили свои труды природе человека, его сути – истоки понятия восходят к философским размышлениям Сократа, Платона, И.Канта, Г.Гегеля... Многочисленна литература по идентичности в рамках социологии и психологии. Это работы З.Фрейда, Э.Эриксона, Р.Бернса, Т.Шибутани, К.Хорни, Ж. Лакана, Л.Ионина, В.Ядова, И.Кона и др.

Предмет исследования в книге «профессиональная идентичность журналиста» – идентичность журналистов, рассматриваемая с психологической и социально-психологической точек зрения.

Основными трудами для теоретической базы исследования стали книги по психологии, социальной психологии и социологии идентичности и социально-психологических подходах ее изучения.

Первая глава книги – теоретическая. Две другие содержат анализ эмпирического материала. Теоретическая глава представляет собой два блока – психологические и релевантные данному исследованию определения и теории, посвященные идентичности, а также психологические теории профессиональной идентичности и, в частности, журналистской идентичности. В первой главе дан обзор литературы по теме, во второй представлен и проанализирован эмпирический материал (более 60 биографий и интервью с журналистами). Здесь речь идет о профессиональных действиях журналистов («практиках» и «проявленной» идентичности); рассматриваются критерии

_____________-3-

профессиональной идентичности журналистской группы и индивидуальная адаптация к этим существующим (явно или латентно) требованиям; таким образом, в каждой практике выделяются проблемные моменты, вызывающие у журналистов психологический дискомфорт, и предложены компенсирующие стратегии, которые могут восстановить «пошатнувшуюся» профессиональную идентичность. В главе 3 предпринят анализ истории жизни журналиста (женщины) – разбираются проблемы и успехи в профессии. Основательная социальная идентичность (успешная карьера), как выясняется, является психологической защитой от личностных проблем и несостоятельной идентичности-индивидуальности. В приложении находится тест, который можно использовать для выявления особенностей профессиональной идентичности журналистов.

Под идентичностью мы понимаем существенное постоянное «Я» человека, субъективное понятие о себе, которое переопределяется в социальном взаимодействии и обусловливается контекстом.

Согласно психологии развития, выделяются три важнейших сектора в идентичности современного взрослого человека: индивидуальная, семейная и трудовая идентичность. Полноценная идентичность в рамках каждого сектора требует тройного признания. «Я», «Мы» (сообщество), «Они» (другие) – эти три актора (которые переопределяются для каждого сектора) должны признавать одну идентичность, например, идентичность-индивидуальность, идентичность семейной роли или идентичность профессиональной позиции. Представим все возможные варианты профессиональной идентичности журналиста, чтобы затем (в главе 2) перейти к практикам (которые наполняют идентичность действием).

Для последующего перечисления вариантов идентичности журналистов, определим идентичность как «набор факторов, позволяющих человеку отождествлять себя с неким сообществом – семьей, дружеским кругом, профессиональным сообществом, религиозной общиной, нацией, расой, и т.д.». Что значит принадлежать к журналистскому корпусу? Что значит быть своим среди журналистов? Какой набор факторов (критериев) позволит сказать себе «Я – журналист»?

Полноценная идентичность предполагает наличие следующих трех факторов:

_____________-4-

1)        Нужно, чтобы человек сам считал себя частью сообщества, и не только в душе, а показывая, проявляя это (Это «Я» – фактор или самоидентичность, «проявленная идентичность»).

2)        Надо, чтобы сообщество было с этим согласно, и демонстрировало это согласие не на словах, а на деле («Мы» – фактор).

3)        3) Необходимо, чтобы это признавали посторонние – то есть третьи лица («Они» – фактор).

Идентичность может быть неполной, проблематичной, если выполняются не все, а только некоторые из этих условий. Разберем все возможные случаи профессиональной идентичности журналиста – от полноценной идентичности журналиста до неполноценной – когда отсутствует один или несколько (1–3) из необходимых условий полноценного самоопределения журналиста. Восемь вариантов идентичности журналиста представлены в таблице №1 «Варианты идентичности». Признание журналиста «настоящим», соответствующим явным и латентным социальным критериям, обозначено знаком – «+», непризнание – знаком «-».

^ Таблица № 1

Варианты идентичности

Варианты

Я признаю себя членом сообщества

^ Мы (сообщество) признаем своим

Они (другие) признают относящимся

1.

+

+

+

2.

+

+

-

3.

+

-

+

4.

+

-

-

5.

-

-

-

6.

-

+

-

7.

-

-

+

8.

-

+

+

Приведем примеры всех вариантов идентичности журналиста.

_____________-5-

Случай 1. Человек считает себя частью журналистского сообщества, и все с этим согласны. Это журналист «на своем месте», любимый аудиторией и пользующийся уважением коллег и информантов.

Случай 2. Человек считает себя частью сообщества, сообщество с этим согласно, а вот посторонние – нет. Это журналист, которого не знает аудитория и/или не признают источники, не доверяя журналисту, не давая ему информацию. С дипломом и даже с профессиональным признанием у него, однако, все в относительном порядке. Например, среди наших респондентов это случай бывших журналистов, которые занялись административной или менеджерской работой, преподают, пишут в мелкие корпоративные издания и т.п.

Иной случай того же рода: журналист принадлежит к некоему сообществу, но скрывает эту принадлежность от широкой публики (допустим, он представитель некоего сообщества, но не хочет, чтобы об этом знали и пишет под псевдонимом).

Случай 3. Талантливый самоучка, который демонстрирует свой талант в СМИ, аудитория его хорошо знает и/или восхищается его творчеством, однако, у него нет диплома, и профессиональное сообщество забывает приглашать его на свои мероприятия как «своего». Иной вариант: журналист-выдумщик, дурачит публику в желтой прессе, например, а профессионалы могут (хотят) его разоблачить и не принимают за «своего».

Случай 4. Человек вообразил себя журналистом от Бога, но его не признают коллеги – не получается у него, да и образования нет, а то, что удается опубликовать, не имеет откликов. Такая ситуация характерна для начинающих журналистов.

Случай 5. Допустим, журналист считает себя писателем или аналитиком. Он сторонится сообщества, коллеги находят таких, как он, «не от мира сего» («не наш»), а читатели считают их материалы скорее литературой или наукой.

Случай 6. Сообщество признает «своим» эксперта в той или иной области, который публикуется в СМИ, приглашает его на журналистские встречи (для рекламы), читатели находят его скорее экспертом, чем журналистом (например, историк, ведущий передачу по истории города).

Случай 7. Тот же эксперт, которого журналисты не считают своим, признается аудиторией как журналист.

_____________-6-

Случай 8. Тот же эксперт, что и в случаях 6 и 7, не считающий себя журналистом, признается сообществом за своего, и публика считает его талантливым журналистом.

Разумеется, жизненных примеров, соответствующих этим восьми ситуациям, можно привести куда больше.

Рассмотренные позиции находятся на разном логическом расстоянии друг от друга. Ситуации полной включенности в сообщество и полной непричастности к нему (1 и 5) являются противоположными. Однако обе эти позиции лишены двусмысленности: человек, занимающий их, является тем, чем он является; такой профессионал имеет устойчивую идентичность. В первом случае он может сказать про себя: «Я журналист и все меня таковым считают». А в другом случае (5): «Я не журналист (хотя я и оказался на этом месте работы) и другие считают меня, такого «журналиста», не на своем месте». Последние говорят про себя: «Я работаю в журналистике», подразумевая, что могли бы работать и в другом месте при ином стечении обстоятельств. Один шведский журналист и редактор отдела общенациональной газеты в интервью сказал, что он обращает пристальное внимание на то, как журналисты представляются (я работаю в журналистике или я – журналист) – презентация может сказать, насколько «сильно» они принадлежат профессии, насколько «крепкая» у них профессиональная идентичность (такая профессиональная идентичность журналиста во второй форме презентации).

Наименее устойчивыми являются позиции 4 и 8. Они подразумевают внутреннюю дисгармонию (когнитивный диссонанс) и часто являют собой кризис идентичности. Случай 4, «Я – журналист, несмотря ни на чье мнение», заставляет человека упорно добиваться признания, доказывая другим (а в периоды кризиса и себе) свою профессиональную состоятельность. В случае 8, «Все считают меня журналистом, но я другой профессионал (эксперт или еще кто-то)», человек доказывает коллегам-журналистам свою исключительность. Это также пара противоположностей, единых в своей двусмысленности: человек, занимающий эти позиции, максимально далек от идентичности, которую ему приписывает внешний мир. Остальные позиции можно обозначить как промежуточные.

Взаимодействие журналиста с реальными и подразумеваемыми агентами социума, определяющими и оценивающими его позицию, отражают процесс социальной идентификации. Как происходит социальная

_____________-7-

идентификация? Какие практики журналистов способствуют этому процессу? По каким критериям журналист сам себя идентифицирует как профессионала? Как осуществляется профессиональная идентификация?



^ Свои и чужие в журналистике

Социальная идентификация личности – это соотнесение себя с группами и общностями, которые индивид воспринимает своими, близкими; способен сказать и почувствовать «это – мы». В «мы – общностях» реализуются основные человеческие потребности (от потребностей низкого уровня – самосохранения и др. до потребностей высшего уровня – самореализации – согласно иерархии потребностей А. Маслоу). Социальные идентификации иерархиизированы (есть «центральные» и «периферийные») и, безусловно, концептуальны (в широком и узком смыслах социокультурного контекста). Идентификация со «своими» группами и общностями одновременно означает различение «других», «не своих», «чужих», с которыми осуществляется взаимодействие в одном поле (информанты, конкуренты, аудитория...).

Идентификации являются ядром субъективных конструкций социальной реальности, а согласно так называемой теореме У. Томаса, если люди определенным образом конструируют реальность, то она реальна по своим последствиям. Этот подход к предмету анализа – феноменологический – предполагает исследование повседневной жизни людей, описание и интерпретацию реальных действий и отношений в «клеточках» социума. Социолог В. Ядов пишет, что «нет ничего более важного для анализа и понимания социальных изменений, нежели анализ формирующихся субъектов социального действия». Рассматривая формирование идентичности журналиста и наблюдая объективирование субъективных практик и картин мира, мы приблизимся к пониманию социальной динамики нашего общества.

В главе 2 исследуем практики (типичные действия, присущие определенной социальной группе) журналистов и других социальных агентов/акторов, действующих в журналистике. Практики изменялись вместе с социальной трансформацией общества. Являющиеся проявленной, актуализированной социальной идентичностью практики

_____________-8-

реконструированы из биографий журналистов и иллюстрируются цитатами из интервью.

Определение журналиста дается разными акторами, участвующими в журналистском процессе производства (отметим, что для журналистов они не «свои», а другие, чужие). Профессиональное самоопределение пересматривается и самим журналистом – в зависимости от ситуации. Профессиональная идентичность чаще всего определение динамичное, не жесткое, ситуационное. Однако нам удалось выявить базовые критерии «журналистскости», реконструированные из биографий журналистов России и Швеции, которые являются основанием надситуационной профессиональной идентичности. Итак, социальная идентичность, вбирающая в себя стереотипы, категории, установки и проч. проявляется через практики, о которых можно задать следующие вопросы:

●          Что значит действовать по-журналистски?

●          Какие действия типичны для человека, имеющего «сильную» журналистскую идентичность?

●          А не «сильную»? А если он только кажется другим таким «настоящим» журналистом, а в душе он не уверен в себе, не чувствует удовлетворения от работы как в случаях 6,7,8 в таблице №1?

В главе 2 мы рассмотрим профессиональную идентичность и то, как она являет себя в действии в определенном контексте – во время трансформации российского общества. Выделим три ипостаси (фактора) данного феномена – самоидентичность, публичную идентичность, социальную идентичность, а также три диспозиции – когнитивную, аффективную, практическую. От себя в эту традиционную социологическую и социально-психологическую рамку добавим психологический компонент – гештальт профессиональной идентичности журналиста (журналистский гештальт). Это ощущение свершившейся, состоявшейся профессиональной идентичности. Для наших исследовательских целей мы вкладываем в это понятие смысл законченного очередного цикла профессионального роста, – когда все аспекты идентичности выражены в практиках, и человек чувствует сильную идентичность. Такое ощущение длится временно до начала нового цикла самосовершенствования. «Журналистский гештальт» будет мерилом основательности, непоколебимости профессиональной идентичности журналистов.

_____________-9-

Глава 3 посвящена психологии личности журналиста. Здесь исследование базируется на психологической структуре личности. В этой главе рассмотрим вопросы о кажимости и истинности, харизме и идентичности-в-себе, аутентичности, имидже и самоактуализации. Также речь пойдет о феноменах нормальности и уникальности, о стремлении человека к идентификации с другими и индивидуализации.

Выведенную для наших целей конструкцию идентичности приложим к конкретной биографии и детально ее разберем. Во всем тексте книги будут фигурировать несколько биографий. Из всех собранных нами биографий эти интересны содержательно и отличаются рефлексивностью, активизирующей идентичность, которая начинает отчетливо проявляться в тексте.

Согласно Р. Бернсу, любое описание себя содержит самооценку, которая определяется нормами социума. Таким образом, описание себя в автобиографии подразумевает активизацию идентичности (по крайней мере, аффективного и когнитивного компонентов), которую можно проанализировать. В основе нашего психологического анализа биографий лежит когнитивистско-конструктивистская парадигма, представленная далее.

Эго балансирует между социальными предписаниями и аутентичностью – разбирая детали историй жизни, мы рассмотрим феномен профидентичности как вариант психологической защиты, не допускающий до сознания вытесняемые проблемы личности.

В заключении укажем критерии журналистской идентичности, дадим классификацию практик, которые любой будущий журналист в начале карьеры, в начале пути профессиональной идентификации может освоить и присвоить, а также перечислим выявленные психологические особенности профессиональной идентичности журналиста.

_____________-10-

^ Примечания (начало с.10 – окончание с.11) – размещены в конце текста



в оглавление ►►

в раздел библиотека

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995; Giddens A. Modernity and Self-identity. Cambridge, 1996; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2002; Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003; Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2000; Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2000; Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.

Reber A. The Penguin Dictionary of psychology. M., 2003.

Обзор социологических и социально психологических исследований идентичности Европейских авторов см.: Cerulo К., Identity Construction: New Issues, New Direction in Annu. Rev. Sociol. 1997. 23:385–409.

Грейс К., Психология развития. М., 2002.

Крылов К. «Идентичность» www.traditio.ru/. Автор представил варианты идентичности врачей, 2003.

Всего респондентов более 60 человек. Диссертация Сосновской А. М. «Трансформация журналистских практик и самоидентификация журналистов (сравнительный анализ на материале СМИ России и Швеции)» http://www.socio.ru/public/sosnovskaya/dis.zip.

1998, «Экспрессен».

См.: Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999.

Ядов В.А. Социальные и социально-психологическиме механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3/4, 1996. № 1.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997.

Социальная идентификация личности / под ред. В.А. Ядова, в 2-х кн. М., 1994. С. 12.

Ядов В.А. Указ. соч.

Мельник Г. С. MassMedia: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996. Щербакова М. Идентичность и гештальт-подход. http://www.gestalt.sp.ru/noframes/articles_13.htm.

Бернс P. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. С.36.

Согласно Cerulo К., указ. соч, существует 3 основные парадигмы рассмотрения идентичности – эссентиалистская, конструктивистская, постмодернистская.

Парыгин Б.Д.Социальная психология. СПб., 2003. С. 191–207; Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб., 1997. С. 289–340.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание) iconВопросы для обсуждения: Методы исследования городской и региональной идентичности
Идет ли речь о брендинге городов или о решении социальных проблем, о планировании городских территорий или о местных политических...
Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание) iconР. С. Немов психология в трех книгах
Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики
Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание) iconВозрастная психология и психология развития
Волков Б. С психология юности и молодости djvu; Детская психология от рождения до школы rtf
Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание) iconМайкл Аргайл психология счастья 2-е издание Москва • Санкт-Петербург...
А79 Психология счастья / М. Аргайл. — 2-е изд. — Спб.: Питер, 2003. — 271 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание) iconВопросы к экзамену по дисциплине «Общая психология: личность»
Особенности представлений о типах темперамента И. Канта, Стендаля. Подход В. Вундта к темпераменту
Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание) iconЛичность, право и гос-во вопрос: 1-личность права человека и гражданина
Личность-это устойчивая система социально значимых свойств человека,которая характеризует индивида,как члена общества
Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание) iconВопросы к экзамену по дисциплине «Общая и экспериментальная психология»
...
Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание) iconН. А. Бердяев рассматривал личность, в отличие от индивида, как духовную...
Как образ и подобие Бога человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная,...
Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание) iconТрансформация китайской идентичности в условиях импортирования рыночных механизмов
Сивинцева О. В. Трансформация китайской идентичности в условиях импортирования рыночных механизмов. Доклад на V всероссийской Ассамблее...
Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) (Научное издание) iconТема Психология менеджмента
Личность проявляется через характеристики отдельного человека и его поведения, которые сгруппированы таким образом, что отражают...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница