Литература приложения модель ганнетовских газет «News 2000»


НазваниеЛитература приложения модель ганнетовских газет «News 2000»
страница1/23
Дата публикации17.06.2013
Размер4.05 Mb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Журналистика > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Михайлов С.А.

СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ПРАВИЛА И ПАРАДОКСЫ

 

СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2002 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1. ЖУРНАЛИСТИКА И ОБЩЕСТВО

1.1. Много теории на 23 страницах

1.2. СМИ и геополитика

1.3. Журналистика: права и свободы. Для кого?

 

Глава 2. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

^ 2.1. Глобализация информации

2.2. Журналистика и экономика

2.3. Концентрация и монополизация

2.4. Дифференциация и специализация

2.5. Практика: разнообразие и общность

2.6. Журналистика и техника

 

Глава 3. ПРАВО И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕССЫ

^ 3.1. СМИ в государствах с различными правовыми системами

3.2. Саморегулирование прессы

3.3. Международное журналистское движение

 

Глава 4. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ЗА РУБЕЖОМ

^ 4.1. Особенности функционирования СМИ в Европе и Америке

4.2. Африканский континент: «закон маятника»

4.3. Журналистика стран Северной Африки и Ближнего Востока в современных условиях

4.4. СМИ в странах Азиатско-Тихоокеанского бассейна

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Модель ганнетовских газет «News 2000»

Популярность телеканалов у латышской аудитории, % данные на 06.01.2002

Популярность телеканалов у не латышской аудитории, % данные на 06.01.2002

Политика города Стокгольма в отношении средств массовой информации

Общие указания Этической Программы NRK

Закон о печати и других средствах массовой информации

Закон о внесении изменений и дополнений в закон Латвийской ССР о языках
ВВЕДЕНИЕ

 

Динамичные процессы развития современной журналистики и глобализации информационного пространства затронули практически все страны мира, как развитые, так и те, что стоят перед острейшими проблемами перестройки экономических и политических отношений. Пресса, радио и телевидение, мультимедиа и компьютерные сети вошли в дома миллионов людей, сблизили страны и континенты. Информационные потоки становятся теми рычагами управления общественными процессами, к которым прибегают власть имущие и те, кто стремится к завоеванию политической власти. Вместе с тем, законы бизнеса все сильнее диктуют свои нормы и правила в производстве, обработке, хранении и распространении информации. Конечно, далеко не всегда выпуск газеты или журнала, владение теле- или радиостанцией приносит прямой доход. Но выгода может быть и опосредствованной - путем создания положительного имиджа, формирования общественного мнения, воспитания масс и т.п.

Вместе с усложнением политических процессов усложняются и процессы передачи социального заказа средствам массовой информации. Лорд Бивербрук в свое время открыто заявил: «Я издаю газету исключительно ради пропаганды и ни для какой иной цели». Прямой диктат и предварительная цензура в большинстве стран уходят в прошлое, но и в наши дни представители бизнеса умело манипулируют средствами массовой информации с тем, чтобы иметь возможность контроля общественного мнения. Редкий «владелец заводов, газет, пароходов» позволит себе столь же открыто заявить, что принадлежащие ему СМИ выполняют его волю и служат целям пропаганды. Обычно следуют утверждения, что редакторы изданий действуют вполне самостоятельно, исходя из «интересов народа и демократии», в полном соответствии с концепцией «социальной ответственности прессы». Зачастую вопрос ответственности массмедиа перед обществом трактуется как запрет на выступления, подрывающие интересы других сфер бизнеса. Государственные органы также активно включаются в процесс управления новостями, что мы видим на примере Соединенных Штатов Америки.

Средства массовой информации переживают ломку устоявшихся технологических процессов. Это вызвано революционными изменениями в технике СМИ и связанных с ними методов и форм управления. Компьютеризация сбора, обработки, хранения и распространения информации, внедрение новых материалов, изменение схем управления редакционными коллективами и многое другое ведет к новому качеству СМИ и усилению их роли в обществе.

Изменился медиапродукт, сами средства массовой информации становятся интерактивными и мультимедийными. Трансграничная передача данных и связанные с нею международные и правовые проблемы, виртуальная реальность и процессы воспитания - эти и другие проблемы волнуют сейчас умы многих исследователей.

Современная зарубежная журналистика многолика, но существуют общие тенденции ее развития и еще сохраняются национальные особенности. Дальнейшая коммерциализация прессы, радио и телевидения, повсеместное внедрение новейших технических достижений поставили сложнейшие вопросы перед СМИ стран Восточной и Центральной Европы, бывших республик Советского Союза. Модернизационные процессы в развивающихся странах протекают в различных формах, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на развитие средств массовой информации и коммуникации, их идеологическое наполнение.

В последнее время значительное внимание уделяется вопросам социального функционирования средств массовой информации. Этот интерес вызван необходимостью с одной стороны критического переосмысления социального статуса журналистики, а с другой – изучения взаимодействия СМИ с различными социальными структурами.

Идет быстрое развитие средств массовой информации, нарастает интенсивность коммуникационных процессов. Массмедиа приобретают все большее значение в жизни человека и общества, начинают активно влиять как на социальные процессы, так и на самого человека.

Становление и развитие СМИ в ряде стран шло наряду с демократизацией и плюрализацией государственной системы. Опыт зарубежных СМИ может являться примером для успешного развития российской национальной журналистики в условиях глобализации информационного пространства.

Можно предположить, что дальнейшее развитие журналистики детерминировано социально-политическими и экономическими процессами в обществе, а также внутренней логикой развития науки и техники. В связи с этим актуальное значение приобретает изучение социально-политических и экономических особенностей функционирования массмедиа, перспектив и социальных последствий развития науки и техники.

В условиях постепенного перехода человечества к информационному обществу исследование зарубежной журналистики ведется представителями многих наук: политологии, социологии, филологии, истории, психологии, философии и т.д. Вместе с тем, отсутствуют работы, в которых комплексно анализировались бы национальные особенности, современное состояние и мировые тенденции развития журналистики с точки зрения одновременного воздействия на нее общественно-политических, экономических и научно-технических факторов в современных условиях.

Интересным и весьма продуктивным представляется подход, выработанный кафедрой зарубежной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Здесь в издательстве СПбГУ выпускается серия книг, посвященных отдельным странам: «Периодическая печать Франции», «Периодическая печать Германии», «Периодическая печать Соединенных Штатов Америки», «Периодическая печать Великобритании», «Периодическая печать Судана», «Периодическая печать Италии», Периодическая печать Швеции», «Периодическая печать Норвегии» и т.д.

Существует взаимосвязь многочисленных факторов и общественных связей, которые опосредованы влиянием СМИ на аудиторию. В журналистике стала осознаваться необходимость теоретического осмысления массовой коммуникации как области междисциплинарных исследований, использующих инструментарий общественных наук в коммуникативных процессах. Существует множество зарубежных теорий и концепций журналистики, которые отражают социально-политические реалии в обществе и в свою очередь влияют на функционирование СМИ.

Средства массовой информации и коммуникации целенаправленно используются для достижения геополитических целей, информационно-пропагандистского обеспечения внутренней и внешней политики. Журналистика, пользуясь правами и свободами человека, сама оказывает существенное влияние на их реализацию в современном обществе. Усиливается роль печати, радио и телевидения в лоббировании интересов различных финансовых и политических групп и объединений, включая транснациональные корпорации прессы.

Мировые тенденции в развитии журналистики включают в себя, в частности: глобализацию информации в сочетании с региональным интересом; дальнейшую концентрацию и монополизацию СМИ; включение СМИ в систему корпораций; дифференциацию и специализацию СМИ; зависимость журналистской практики от внедрения новейших технических достижений.

Помимо государственного регулирования информационных потоков в ряде стран активно осуществляется саморегулирование печати, радио- и телевещания. Разнообразие существующих в мире правовых систем и национальных законов о СМИ становится тормозом в дальнейшем развитии журналистики и осуществлении свободы слова и свободы печати, что ставит в ряд насущно важных проблему гармонизации национальных законов о СМИ.

Международные журналистские организации в своем развитии переходят от глобальных к региональным и межрегиональным формам сотрудничества журналистов; к объединению работников печати, радио и телевидения по специальным и узко профессиональным принципам.

Национальные особенности журналистики подвергаются разрушающему воздействию современных тенденций «глобализации» и «американизации», что в некоторых случаях ведет к разрушению ядра национальной культуры, а в других – наоборот – к консервации отживших форм и методов работы журналистов.

Развитие науки и техники, идущее в соответствии с присущей им внутренней логикой, оказывает серьезное воздействие на практическую журналистику; вместе с тем, политические реалии в некоторых случаях тормозят ее дальнейшее развитие. Дальнейшая коммерциализация прессы, радио и телевидения, повсеместное внедрение новейших технических достижений поставили сложнейшие вопросы перед СМИ стран Восточной и Центральной Европы, бывших республик Советского Союза. К сожалению, болезни роста достаточно однотипны, и новоявленные пресс-лорды как правило не учитывают опыта развития СМИ в странах Запада.

Глава 1

^ ЖУРНАЛИСТИКА И ОБЩЕСТВО

 

1.1. Много теории на 23 страницах

1.2. СМИ и геополитика

1.3. Журналистика: права и свободы. Для кого?

 

к содержанию

 

Журналистика не может существовать без общества, ибо она предназначена прежде всего для удовлетворения его нужд. Современное общество немыслимо без журналистики, поскольку оно заинтересовано в распространении социально важной информации в массовых масштабах. Вот почему взаимозависимость и взаимовлияние СМИ и общества многогранно и разнообразно.

Журналисты и потребители вырабатываемого ими медиапродукта вполне сознательно, а в большинстве случаев неосознанно придерживаются конкретных теорий и концепций прессы, которые определяют цели, задачи, формы и методы функционирования СМИ. В конечном итоге медиапродукт приобретает вполне конкретные и характерные черты, удовлетворяющие или не удовлетворяющие требованиям той или иной теории или концепции. Кому должна служить пресса? Как она должна выполнять свои задачи, исходя из ответа на заданный выше вопрос? Какими правами обладает и, какими обязанностями наделен журналист для эффективного и качественного выполнения своего общественного долга? Каковы пути информационных потоков в современном обществе? Ответы на эти и многие другие, практически важные вопросы пытаются дать теоретики современной журналистики.

В ряде случаев средства массовой информации используются правящими кругами той или иной страны для достижения собственных геополитических интересов. В итоге такие проблемы, как права и свободы человека, порядок международного информационного обмена, внутриполитические процессы, касающиеся СМИ, и многие другие становятся предметами острой борьбы на международном уровне. Общественные потребности в информации удовлетворяются СМИ в той степени и в том объеме, которые характерны для конкретной отдельно взятой страны во вполне определенных исторических условиях.

в начало

 

^ 1.1. Много теории на 23 страницах

 

Множество современных зарубежных теорий и концепций журналистики представляют собой весьма мозаичную картину. Их связь с более общими доктринами социально-политического обустройства общества, а тех в свою очередь с различными философскими теориями очевидна. Конечно, для журналистики всех стран можно найти общие, наиболее существенные черты. Но нельзя забывать и о ярко выраженных национальных особенностях, связанных с историей, культурой, экономикой, социально-политическими явлениями.

Наиболее интересным и продуктивным представляется подход к анализу явлений в зарубежной журналистике, связанных с политическими процессами, а, следовательно, и с влиянием массмедиа на жизнь людей.

В российской науке проблемы взаимосвязи прессы и политических процессов наиболее активно стали разрабатываться с шестидесятых годов. Значительная часть литературы была посвящена обоснованию закономерности и неизбежности роста политической активности граждан, а пресса рассматривалась как один из инструментов социального управления. В восьмидесятые годы со всей остротой был поставлен вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования общественных отношений, и в связи с этим стала изучаться степень влияния средств массовой информации на процесс подготовки и принятия политических решений, а также их практической реализации. Российские исследователи использовали опыт, накопленный ранее зарубежными коллегами.

Еще в разгар второй мировой войны, в 1942 году, по предложению Г. Люса, владельца журнала «Тайм» и ряда других изданий, составлявших крупнейший американский журнальный концерн, была создана Комиссия по вопросам свободы печати во главе с президентом Чикагского университета Р.М. Хатчинсом. Генри Люс выделил 200 тысяч долларов на финансирование деятельности этой комиссии, которая в результате своей работы представила факты нарушения свободы печати в Америке. Доклад Комиссии был опубликован в 1947 году под названием «Свободная и ответственная печать. Общий доклад о массовой коммуникации: газеты, радио, кино, журналы и книги». На основе выводов Комиссии и опираясь на кодексы этики журналистов и практику прессы, У.Э. Хокинг сформулировал положения теории социальной ответственности, выдвинув на первый план профессиональную этику.

Сделанные комиссией Хатчинса выводы стали основой для детального анализа функционирования прессы в современном обществе. Известные американские теоретики и историки печати профессоры Иллинойского университета Фред Сиберт, Теодор Петерсон и руководитель проекта профессор Стэнфордского университета Уилбур Шрамм подготовили и издали книгу «Четыре теории прессы», которая долгое время рассматривалась за рубежом как классическая работа.

В каждой из четырех анализируемых авторами теорий проблема ответственности прессы находила свое решение в соответствии с теми социальными и политическими структурами, в рамках которых функционировали СМИ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Литература приложения модель ганнетовских газет «News 2000» iconДоктороу Рэгтайм «Рэгтайм»
Иностранная Литература, Б. С. Г. Пресс; Москва; 2000; isbn 5-93381-008-8, 5-93636-004-0
Литература приложения модель ганнетовских газет «News 2000» iconДоктороу Рэгтайм «Рэгтайм»
Иностранная Литература, Б. С. Г. Пресс; Москва; 2000; isbn 5-93381-008-8, 5-93636-004-0
Литература приложения модель ганнетовских газет «News 2000» iconЛитература Введение "тасс уполномочен заявить ", "Как стало известно «Интерфаксу»
Погорелый Ю. А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений / Под ред. Г. Ф. Вороненковой. М., 2000
Литература приложения модель ганнетовских газет «News 2000» iconМатематическая модель №
Решить математическую модель, используя метод больших штрафов (М – метод) и двух этапный метод, провести анализ математической модели...
Литература приложения модель ганнетовских газет «News 2000» iconМаркетинг Микс 4Р, 5Р, 7Р модели
«по определению». Но, тем не менее, модель она потому и модель, что она не есть действительность, а ее очень резкое и существенное...
Литература приложения модель ганнетовских газет «News 2000» iconМаркетинг Микс 4Р, 5Р, 7Р модели
«по определению». Но, тем не менее, модель она потому и модель, что она не есть действительность, а ее очень резкое и существенное...
Литература приложения модель ганнетовских газет «News 2000» iconИнструкция для Pilot-2000 Устройство прибора pilot 2000
Данная инструкция составлена так, чтобы пользователь мог легко разобраться во всех частях светового пульта pilot 2000. При описании...
Литература приложения модель ганнетовских газет «News 2000» iconОбъектно-ориентированное программирование объектная модель
...
Литература приложения модель ганнетовских газет «News 2000» iconЛитература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович,...
Криминология. Шнайдер (немецкий профессор). Хороший научный обзор зарубежной криминологии
Литература приложения модель ганнетовских газет «News 2000» iconЛитература о месопотамской магии (1959-2000)
Напротив, после чтения множества таких книг и книжек возни­кает ощущение чего-то неприятного, низко-оккультно­го, глупого и примитивного,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница