Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004


НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004
страница1/9
Дата публикации17.06.2013
Размер1.18 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
vb2.userdocs.ru > Журналистика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Введение в теорию журналистики. Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения — Тюмень: Изд-во Тюменского Гос. ун-та, 2004.
Аннотация: Автор: Шишкин Н. Э., кандидат филол. наук, доцент кафедры истории и теории журналистики Тюменского государственного университета.
Учебное пособие предназначено для студентов заочной формы обучения факультетов и отделений журналистики. В нем рассматриваются основные положения теории средств массовой коммуникации, типология современных СМИ, правовые и этические регуляторы журналистской деятельности.



С О Д Е Р Ж А Н И Е













Предисловие




Введение




Глава 1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности




1. Массовая информация




2. Три этапа массово-информационного процесса




3. Информационное пространство




Глава 2. Познание действительности в журналистике




1. Публицистика как творчество




2. Предметы отображения публицистики




3. Методы исследования действительности в журналистике




Глава 3. Общая характеристика функций журналистики




1. Идеологическая функция




2. Другие функции журналистики




Глава 4. Эффективность деятельности СМИ




1. Результативность деятельности СМИ




2. Коммуникатор




3. Аудитория СМИ




4. Творческие факторы эффективной деятельности журналиста




Глава 5. Система СМИ России




1. Система российских СМИ




2. Типология печатных СМИ




3. Типология телевидения




4. Типология радио




5. Инфраструктура СМИ




Глава 6. Правовые и этические регуляторы журналистской деятельности




1. Правовое поле журналиста




2. Право на информацию и цензура




3. Профессиональная этика журналиста




Список рекомендованной литературы




Приложение №1. Глоссарий основных терминов и понятий




Приложение №2. Рабочая программа дисциплины "Основы журналистики" для студентов ОЗО специальности 021400 "Журналистика"



Предисловие
 Учебно-методический комплекс "Введение в теорию журналистики" Н. Э. Шишкина,  кандидата филологических наук, доцента - первый опыт такого масштаба для преподавателей отделения журналистики Тюменского государственного университета. Удачной представляется выбранная автором форма "конспектов", которая позволяет изложить и сравнить основные концепции отечественных исследователей, затронуть мнения западных аналитиков масс-медиа, высказать собственные предположения - и все это оставаясь в рамках заявленного "жанра", не превращая повествование  в затянутое теоретизирование. Такой подход в значительной мере учитывает нужды студентов заочной формы обучения, которые найдут в шести главах пособия квинтэссенцию теоретических основ журналистики, а для углубления знаний смогут обратиться к источникам прошлых лет и современности, указанным в списке рекомендованной литературы. Так как заочная форма обучения предполагает большой объем самостоятельной работы студентов с учебной литературой, важно отметить, что подавляющее большинство присутствующих в списке позиций - издания самые свежие. "Прошлое" представлено наиболее интересными, по мнению автора УМК, книгами, позволяющими составить впечатление о трансформации теоретических и идеологических ориентиров отечественной журналистики последних десятилетий.

Теоретический раздел пособия рассматривает основные положения базовой дисциплины  о журналистике - массово-информационный процесс, методологию познания действительности в журналистике, функции журналистики, эффективность деятельности СМИ, системные характеристики СМИ, правовые и этические регуляторы журналистской деятельности.

Обращаясь к настоящему учебно-методическому комплексу, студенты - будущие сотрудники средств массовой информации смогут познакомиться с журналистикой как наукой, узнать об основных законах функционирования масс-медиа.

^ К. М. Гурьев,
кандидат исторических наук, доцент ТюмГУ


Введение
Термин "журналистика" произошел от французского слова "journal", что в переводе означает “дневник”. Этот термин имеет ряд синонимов более узких по смыслу. Мы говорим "средства массовой информации" или, на западный манер - "mass media", когда подразумеваем совокупность печатных изданий, телевизионных каналов, радиостанций. "Средства массовой информации и пропаганды" - устаревший вариант из времен советской действительности. Понятие "средства массовой коммуникации" чаще фигурирует в исследованиях социологов и психологов. В качестве основного термина слово журналистика используется не только как самое емкое, но и не имеющее многозначных толкований. Термины информация, пропаганда, коммуникация могут иметь различные значения. Журналистика - общественная деятельность по сбору, обработке, интерпретации и распространению массовой информации.

В систему журналистики вовлечены разнообразные "действующие силы".

1.      Учредитель, в качестве которого могут выступать государственные и общественные организации,  группы граждан, отдельные лица. Учредитель вправе создавать газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, информационные и рекламные агентства. Учредители располагают правами владельцев и руководителей созданных ими органов СМИ.

2.      ^ Руководящие органы - государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны принимать, изменять и отменять законы, регламентирующие деятельность СМИ, контролировать их  выполнение, заниматься вопросами лицензирования органов СМИ. Это Президент, Государственная Дума, Министерство культуры и массовой коммуникации, Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

3.      Журналисты - штатные и внештатные работники редакций, которые ведут авторскую, редакторскую или организационную работу по сбору, обработке и компоновке массовой информации.

4.      Тексты - произведения журналистов, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, обнародованные в СМИ. Понятие текст может обозначать не только публикацию в прессе, но и теле-, радиопередачу. Текстовая реальность современных СМИ усложнилась. О фотоиллюстрациях говорят как о повествовании в зрительных образах. В интернете появилось понятие сетература, основанное на гипертексте, у которого может быть много авторов. С интерентом, телевидением связаны т. н. макротексты, объединяющие графические, визуальные и акустические сообщения. Однако несмотря на  многообразие видов журналистских текстов, все они имеют общие черты: отражают мир социальной реальности и творческое «я» журналиста, несут на себе отпечаток источника информации, подчиняются профессиональным требованиям того коллектива, где работает автор, создаются с учетом того или иного канала коммуникации.

5.      Каналы используемые журналистами для передачи текстов их адресатам - печать, телевидение, радио и недавно примкнувший к ним интернет.

6.      ^ Массовая аудитория - та часть общества, на которую ориентировано то или иное издание или программа. Отметим, что журналисты и массовая аудитория – не противопоставленные явления. Отдельные представители аудитории могут создавать журналистские тексты (например, письма в редакцию), сами журналисты выступают в качестве аудитории по отношению к другим СМИ, сотрудниками которых они не являются.

7.      ^ Социальные институты - государственные и хозяйственные органы, различные партии, союзы, деятельность которых обсуждается в СМИ с целью повлиять на принимаемые ими решения.

8.      И, наконец, сама действительность, которая выступает, как источником журналистики, так и конечным объектом ее воздействия.

Все элементы этой системы тесно взаимосвязаны. Руководящие органы диктуют общие условия игры, формируют т. н. «нормативную среду», в которой протекает массово-информационный процесс. Учредитель в большинстве случаев формирует редакционную политику, которую журналисты посредством текстов реализуютс учетом специфики своего канала, запросов массовой аудиториии нужд социальных институтов.

Составные части журналистики тесно переплетены с социальной системой в целом. Так, руководящие органы, учредитель, социальные институты входят в структуру политических институтов общества. Журналисты представляют интеллигенцию страны и различные общественные, профессиональные организации. Массовая аудитория входит в структуру населения страны практически по всем ее срезам – региональным, национальным, профессиональным, демографическим.

Журналистика – явление однозначное, но многоаспектное. Под журналистикой мы понимаем и систему средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему произведений.

Журналистика как система средств массовой информации представляет собой чрезвычайно разветвленную структуру. Каждый из каналов передачи информации СМИ - печать, радио, телевидение - включает большое количество разнообразных типов - изданий, радиостанций, телекомпаний. Их классификация ведется по таким признакам, как территориальная принадлежность, форма собственности, предметно-тематическая и аудиторная направленность.

Журналистика как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры.

В систему журналистских видов деятельности входят: творческая деятельность (труд журналистов по созданию текстов), организаторская деятельность (создание коллективов редакций и руководство ими, проведение научных исследований, подготовка кадров), пропагандистская деятельность (стремление выработать у массовой аудитории определенную идеологическую модель).

Журналистика как совокупность профессий представлена набором сугубо журналистских специализаций (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист). В то же время, современные СМИ во многом зависят от специалистов в области менеджмента, рекламы, юриспруденции, программирования, инженерно-технического обеспечения.

Журналистика как система произведений включает в себя не только опубликованные тексты, но и внутриредакционные материалы (сценарные и режиссерские планы, сетки вещания, обзоры писем), а также обращения в различные социальные институты (запросы информации и разъяснений, просьбы об аккредитации и т.п.).

Современная российская журналистика - феномен, развивающийся на основе двух некогда непримиримых исторических типов журналистики: буржуазной и социалистической. Система советской печати с ее жесткой идеологической подчиненностью СМИ правящей партии и строгой иерархической субординацией внутри партийной вертикали (орган ЦК КПСС «Правда» -  республиканские -  краевые - областные – городские - районные издания) осталась в прошлом. В перестроечный и постперестроечный период было высказано огромное количество нелестных выражений в адрес советских СМИ. Однако несмотря на их идеологическую кабалу нельзя огульно обвинять все прошлое отечественной журналистики. Сейчас, когда разрушительный азарт политических разоблачений прошел, нельзя не признать, что она была гораздо качественнее, профессиональнее, гуманнее сегодняшней. Если абстрагироваться от заказных передовиц и тенденциозных международных обозрений в духе «Нью-Йорк – город контрастов» или «Их нравы», то несложно заметить, что центральной фигурой выступал простой человек. Пусть он был идеализирован, но он воспитывал, служил ориентиром. За минувшие полтора десятилетия интерес к личности в СМИ кардинально переменился. Рабочего человека в перестроечные годы сменил «человек криминала», к концу 90-х годов ХХ века на первый план выдвинулись «звезды» - политики, шоу-бизнеса, коммерции. Неоспоримым плюсом советской журналистики было внимание к социальной сфере. СМИ были не сторонними наблюдателями, а активными участниками возникающих конфликтов, независимо от их величины. Часто пресса была последней инстанцией, куда мог обратиться человек за помощью. Позже такое положение вещей критиковалось: дескать, дело журналиста – информация, а не хождение по собесам. Но когда журналисты перестали «ходить по собесам», от них отвернулась аудитория. Многие газеты, теле- и радиопрограммы, особенно на региональном уровне, поспешили исправить эту ошибку, вернуться на защиту интересов обывателя.

Современные российские журналисты стремятся ориентироваться на практику западных mass media - в большом и малом. Мы пытаемся взращивать на отечественной почве принцип разделения фактов и мнений, навязчивость рекламы, интерактивность ток-шоу, эскейпизм бульварных таблоидов и многое другое. Что-то удается, что-то не очень.

Модель социалистической прессы для России не канула безвозвратно в прошлое, буржуазная модель не была окончательно перенята. В России произошло слияние принципов функционирования западной и советской моделей масс-медиа.    

Например, российская журналистика с трудом усваивает главный принцип западной журналистики: факты и мнения должны быть разведены. Очень сильна старая тенденция – если журналист выступает по какому-то вопросу, он обязательно должен дать ему оценку.

Не дает покоя пропагандистское прошлое. На место глобального партийного славословия пришел пиар, поражающий богатством оттенков – белый, серый, черный. Журналисты, ранее обслуживавшие интересы КПСС, теперь должны оправдывать более узкие – партийные, корпоративные, коммерческие интересы своих хозяев. Они должны поступаться "правдой факта", честной информацией в угоду лживым или бредовым обещаниям политических авантюристов, продвижением на отечественный рынок товаров сомнительного качества.

Былые тенденции наиболее живучи в регионах, в глубинке. Во-первых, там сохраняются старые журналистские кадры. Во-вторых, в аудитории сильны консервативные настроения, присутствуют ностальгические настроения по ушедшему времени, поэтому труд журналистов советской закалки находит отклик. Ярким примером может служить районная пресса. В условиях кадрового голода в редакциях сохраняются кадры предпенсионного  и пенсионного возраста, занимающие руководящие посты, определяющие информационную политику. Это нередко приводит к внутриредакционным конфликтам "отцов и детей". В аудитории, опять же в силу ее возрастных характеристик, продукт старой советской журналистской школы остается востребованным.

В заключение приведу небесспорную, но заслуживающую внимания цитату из книги "Универсальный журналист", созданной западным практиком и теоретиком прессы Дэвидом Рэнделлом специально для российских журналистов.

"В 1992 году меня пригласили на месяц в Москву – читать лекции о западной журналистике молодым российским журналистам. Не прошло и трех дней с начала моего визита, как мной стало овладевать чувство какой-то неловкости. Через неделю я понял, в чем дело: темы, которую меня попросили осветить, не существовало. Нет такого явления, как западная журналистика.

Точно так же не существует российской журналистики, польской журналистики, болгарской журналистики, французской, нигерийской, голландской, тайской, финской, исландской, бирманской, латвийской журналистики или журналистики Саудовской Аравии. Есть только хорошая и плохая журналистика.

Также не может быть либеральной журналистики, республиканской журналистики, националистической, атеистической, реформистской, сепаратистской, федералистской, феминистской или марксистской журналистики. В том случае, когда журналисты своей работой служат этим или любым другим целям, они – вовсе не журналисты, а пропагандисты. Есть только хорошая и плохая журналистика.

Точно так же не существует элитарной и массовой журналистики, журналистики серьезных изданий и бульварных газет. Не существует коммерческой журналистики или журналистики андерграунда, журналистики государственной или антигосударственной. Есть только хорошая и плохая журналистика.

И та и другая не знают границ и могут говорить на любом языке. Хорошие журналисты во всем мире одинаково понимают свою роль. Прежде всего, это означает задавать вопросы и сомневаться. Затем:

·        Отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышлений.

·        Сопротивляться правительственному контролю или вовсе избегать его.

·        Информировать избирателей.

·        Тщательно расследовать действия и бездействие правительств, выборных представителей и общественных организаций.

·        Исследовать мир бизнеса, обращение с рабочими и покупателями и качество продукции.

·        Облегчать жизнь пострадавшим и тревожить удобно устроившихся, предоставляя свой голос тем, кто лишен возможности быть услышанными.

·        Держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы.

·        Работать на торжество правосудия, демонстрируя его победы и расследуя поражения.

·        Содействовать свободному обмену идеями, особенно такими, которые идут вразрез с господствующей идеологией."1

 

Контрольные вопросы

1.      В чем заключается сущность журналистики?

2.      Какие "действующие силы" вовлечены в систему журналистики? Как они взаимосвязаны?

3.      Каково понятие текста в теории журналистики?

4.      На стыке каких исторических типов формируется современная российская журналистика?



1 Рэндалл Д. Универсальный журналист. http://www.npi.ru/forjour/library/univer_jornalist.htm

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004 iconУчебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения...
Кожухова Г. С. – старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Рф рап
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004 iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения
Авторы: А. В. Шиянов, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Ростовского филиала гоу впо «Российская академия...
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004 iconУчебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь
История зарубежной культуры: Учебно-методический комплекс для стуудентов бакалавриата исторического факультета. – Ставрополь: Изд...
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004 iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальность...
Ростовского филиала гоу впо «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004 iconУчебно-методический комплекс для студентов очной, заочной форм обучения...
Цыганенко С. С., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала рап
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине российское предпринимательское...
Он содержит наряду с программой курса необходимые материалы для проведения практических (семинарских) занятий по российскому предпринимательскому...
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «административное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Административное право» цикла опд по специальности 030501. 65 «Юриспруденция». –...
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004 iconПедагогика и методика начального образования
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» Института психологии,...
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное частное право»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Тюмень: Изд-во Тюменского Гос ун-та, 2004 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история государства...
Учебно-методический комплекс по курсу «История государства и права зарубежных стран» одобрен кафедрой теории и истории государства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница