4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева


Скачать 85.16 Kb.
Название4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева
Дата публикации14.07.2013
Размер85.16 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > История > Документы
Тема 4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева

1. «Естественный реализм» В. Вересаева и А. Куприна. Художественная летописность Вересаева и экстенсивный способ письма Куприна.

2. М. Горький: мифологии реальности.

3. Экспрессионистическая парадигма в творчестве Л. Андреева.
В.В. Вересаев

Специфика мировосприятия, обусловленная крахом народнических идеалов. Текст как «художественная летопись жизни интеллигенции» порубежного периода. Тематика и проблематика: тема интеллигенции, крестьянская тема, тема миссии искусства. Поздний Вересаев: художественное литературоведение.

А.И. Куприн

Экстенсивный способ познания бытия. Специфика поиска и обретения героя. Особенности сюжетосложения: реабилитация авантюрно-приключенческого элемента. Достоевский и Ницше в художественном сознании писателя. Стихийный элемент в прозе Куприна. Тематика и проблематика. Натуралистический компонент в художественной системе писателя.

«Гранатовый браслет»
Жанр: повесть

Тема: история любви мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной

Проблема: поиск ответа на вопрос «Что есть истинная любовь? Чего она требует от человека?»

Стиль: реалистический с выраженными элементами романтизма
^ Концепция любви в повести

Концепция

Суть концепции

Примеры из текста

Любовь в представлении Желткова

Любовь есть рыцарское служение Прекрасной Даме. Это чувство не требует ответа, ни на чем не настаивает. Любовь предполагает полное самоотречение, поскольку значение для влюбленного имеет только счастье и покой любимого существа. Страдания, причиняемые любовью, принимаются как благо, так как истинная любовь, пусть даже безответная, есть высшее счастье, которое может быть послано человеку.

Например, письмо княгине Вере в день ее именин, прощальное письмо.

Любовь в пред­ставле­нии

князя Василия

Любовь в жизни современного человека – чувство несколько комичное: ему место скорее в старинных романах, нежели в ре­альности, где пылкая страсть зачастую пре­вращается в забавный анекдот. Самый ло­гичный путь развития чувства любви – это перерастание его в чувство дружбы. Однако эта уверенность несколько колеблется после встречи с Желтковым.

Например, альбом князя Василия, где помещены иллюстрированные полу­анекдотические истории любовных увлечений, ге­роями которых являются люди его ближайшего круга (Вера, Людмила и др.)

Любовь в представлении

Веры

Истинная любовь еще не коснулась ее. Сама не испытав этого чувства, она довольствуется спокойными, ровными, скорее дружескими, нежели любовными, отношениями, установившимися между ней и князем Василием. Смерть Желткова демонстрирует ей силу истинной любви, выполняя его последнюю волю, она испытывает своеобразный катарсис – очищение через страдание. Тем самым она вплотную приближается к пониманию подлинной сути любви.

Например, финальные сцены повести: посещение квартиры Желткова после его смерти и прощание с ним, чувства и мысли, вызванные музыкой Бетховена, ощущение, что жить по-прежнему они с князем Василием больше не смогут.

Любовь в пред­ставле­нии

Анны

Главное в жизни – получение максимума впечатлений и удовольствий. Любовь в ре­альности наиболее удачно реализуется в форме легкого флирта, не заставляющего никого страдать, приносящего лишь радость и развлечения.

Например, сцены с Ва­сючком, идея подарка для Веры – старинный молит­венник, переделанный в дамскую записную книжку.

Любовь в представлении генерала Аносова

Истории о любви, рассказанные старым генералом, как нельзя ярче подтверждают концепцию любви, носителем которой в повести является Желтков: истинная любовь требует от человека самопожертвования, самоотречения. Он первым понимает, что жизненный путь Веры пересекла та самая «любовь, о которой мечтают все женщины, но на которую больше не способны мужчины». Выхолащивание сути любовного чувства, с точки зрения генерала Аносова, приведет к катастрофическим для человечества последствиям.

Например, сцена вечерней прогулки после именин Веры – воспоминания генерала Аносова (истории о любви).


А.М. Горький

«Медиумическая» роль личности Горького в русской культурной жизни рубежа веков. Специфика романтической парадигмы в его раннем творчестве: эпигонство или неомифологизация (трансформация мифологии Ветхого Завета и переосмысление мифологии Ницше). Анархические и систематизаторские тенденции в художественном мышлении. Проза раннего Горького. Роман «Мать» - «Евангелие от Максима»?
Дооктябрьское творчество А.М. Горького (1868-1936): пьеса «На дне»

Жанрово-содержательные особенности пьесы –

социально-философская драма

Каждый из персонажей является воплощением определенной философской концепции, выражающей отношение человека к миру. Но все эти концепции обусловлены социальным фактором, то есть напрямую зависят от того положения, которое персонаж, их носитель, занимал или мечтает занять в обществе.


Васька Пепел

Вор

Мечтает вырваться из порочного круга, стать честным человеком

«Я сказал – брошу воровство!», « …Я одно чувствую: надо жить … иначе! … Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать…»

Клещ

Ремесленник

Мечтает о своем деле, работе, которая обеспечит достойное существование

«Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»

Анна




Мечтает от избавления тягот и страданий жизни, о покое

«Кабы… покой бы… не чувствовать бы ничего…»;«Не помню – когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила … всю мою несчастную жизнь»

Настя

Проститутка

Мечтает о необыкновенной любви и счастливой безбедной жизни с любящим ее человеком

«Разве … вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она…настоящая!»

Барон

Аристократ

Мечтает о такой жизни, которую он вел в прошлом: был всем обеспечен, но при этом ничего не делал

«Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…»

Актер

Бывший артист

Мечтает излечиться от алкоголизма, чтобы вернуться на сцену

«…Вылечусь и…снова буду… Я на пути к возрождению…»

Сатин

Бывший служащий телеграфа

Считает, что необходимо изменение отношения к человеку, признание личности в каждом человеке.

«Не тронь… не обижай человека!»

Лука

Странник

Считает, что любой человек нуждается в сочувствии к себе.

«…А разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит».


Лука и Сатин: спор о правде

^ Правда Луки: человек нуждается в жалости, поэтому человеку можно даже солгать, если ложь принесет облегчение

Правда Сатина: человек заслуживает того, чтобы в любых обстоятельствах знать о себе правду, хотя эта правда может быть и жестокой

«Человек - все может … лишь бы захотел»; «… Куда нам – мертвых жалеть? … Живых – не жалеем…сами себя пожалеть-то не можем…»; «Надо … кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть … хорошо бывает!»; «Она, правда-то, не всегда по недугу человека … не всегда правдой душу вылечишь…»

«Человек – вот правда!», «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека.»; «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью… уважать надо!»; «Человек – выше сытости!»; «Человек рождается для лучшего!»

Художественное произведение не может быть исчерпано одной трактовкой, поэтому процесс его постижения нескончаем. Изменяется историческая эпоха, общественная ситуация, представления людей о смысле жизни, поэтому меняется восприятие произведения – возникает его новая трактовка. Проблема правды в пьесе А.М. Горького «На дне» в разные исторические эпохи воспринималась по-разному: в одни периоды (например, предреволюционная, революционная эпохи, период Великой Отечественной войны) истинной представляется «правда» Сатина; в другие (например, период перестройки) – истинной представляется «правда» Луки.

Интерпретация пьесы «На дне» обретает большую глубину, если привлекается библейский контекст.
«Старуха Изергиль»

Жанр: рассказ

Центральная проблема: попытка обретения концепции незаурядной человеческой личности через ее отношение к категории свободы

Стиль: преобладание романтических тенденций

Специфика композиции: художественное повествование построено по принципу включения в сюжетную канву трех рассказов – монологов старухи Изергиль: «Легенда о Ларре», «История жизни Изергиль», «Легенда о Данко», выстроенных по принципу антитезы (Ларра - Данко); наличие фигуры автора-рассказчика.
^ Категория свободы и ее понимание в рассказе

Персонаж - носитель концепции

Пути осуществления личностью ее свободы

^ Примеры из текста

Ларра

Свобода как немедленное исполнение всех личных желаний, свобода исключительно для себя, ведущая к отчуждению от людей. Итог: попытка реализации подобного представления о свободе личности оборачивается против самой личности, обрекая ее на вечные муки одиночества.

Например, разговор с вождями; убийство девушки; жизнь после суда и приговора племени.

Изергиль

Свобода, достигаемая через «мятеж сердца» - свобода любви. Любовь исповедуется как высшее благо жизни. Способность открыто, расковано проявлять свои чувства поднимает человека над пошлой обыденностью. Однако и в любви, особенно если это исключительно любовь-наслаждение, таится угроза губительной для личности несвободы.

Например, мотив «любви-чумы» в истории о сыне важного турка; история о любви к поляку и др.

Данко

Свобода как способность отказаться от всех желаний и стремлений в пользу наивысшего – добыть свободу всем людям и себе самому. Подобный путь достижения свободы – это путь самозабвения и самопожертвования. Однако именно жертвенный ореол позволяет ярче высветить этический идеал личности.

Например, образы древнего огня, горящего сердца, пылающих костров отсылают к образам мучеников за истину (т.е. свободу), восходивших ради ее торжества на костры.


Литература:

  1. Бровман Г.А. В.Вересаев. – М., 1959.

  2. Бабушкин Ю. В.В. Вересаев. – М., 1966.

  3. Нольде В. Вересаев: жизнь и творчество. – Тула, 1986.

  4. Берков П. А.И. Куприн. – М., 1956.

  5. Михайлов О. Куприн. – М., 1956.

  6. Кулешов Ф. Творческий путь А.И. Куприна. 1883-1907. – М., 1983.

  7. Колобаева Л.А. Концепция личности в ранней литературе рубежа 19-20 вв. – М., 1990.

  8. Бялик Б. Горький-драматург. – М., 1977.

  9. Михайловский Б.В., Тагер Е.Б. Творчество М.Горького. – М., 1969.

Похожие:

4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева iconСтатья и примечания Виктора Андреева casa de los espiritus
Латинской Америки. Всемирная слава пришла к ней после публикации романа «Дом Духов», написанного в лучших традициях магического реализма....
4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева iconКнига эта представляет собой первый в советском литературоведении...
Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева / ан СССР. Ин-т мировой лит им. А. М. Горького. — М.: Изд-во ан ссср, 1962. — 376 с с факс.:...
4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева iconСпецифика реализма рубежа 19-20 веков
Типология реализма: классический реализм, филcофско-психологический реализм, «естественный» реализм, экспрессионистический реализм,...
4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева iconРоджер Желязны Карты судьбы [= Знамения судьбы, Козырные карты судьбы,...
Эстафета вечной битвы переходит к юному Мерлину – сыну Корвина и Дары из Хаоса. Мерлин обучается на тени Земля и конструирует компьютерную...
4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева iconРоджер Желязны Карты судьбы [= Знамения судьбы, Козырные карты судьбы,...
Эстафета вечной битвы переходит к юному Мерлину – сыну Корвина и Дары из Хаоса. Мерлин обучается на тени Земля и конструирует компьютерную...
4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева iconАгата Кристи Врата судьбы Четыре входа в городе Дамаске: Врата судьбы, Врата пустыни
Перед Таппенс стояли три огромных ящика. Из них одна за другой извлекались на свет божий разнообразные книги. Большая часть, однако,...
4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева iconAnnotation Леонид Максимович Леонов за выдающиеся заслуги в развитии...

4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева iconАндреева Ксения Сергеевна Бекишева Наталья Олеговна Борисова Анастасия...

4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева iconКнига Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина»
М по повести Куприна. Русско-японская война, в России весьма успешно работает сеть японских агентов, но на пути у них встает опытный...
4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева iconВалентин Юрьевич Николаев Выбор пищи выбор судьбы Валентин Николаев Выбор пищи выбор судьбы
Вопрос вопросов – как быть всегда здоровым, как жить, не болея и не опасаясь за здоровье близких, неизбежно возникает у каждого человека....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница