Учебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического


НазваниеУчебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического
страница1/14
Дата публикации27.05.2013
Размер1 Mb.
ТипУчебное пособие
vb2.userdocs.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Федеральное агентство по образованию



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра зоологии



А.М. Тихомиров




ИСТОРИЯ

ГОРОДА ИВАНОВА


Учебное пособие

по курсу «Краеведение»

для студентов 5 курса

биолого-химического

факультета

Иваново 2008

Составитель



К.б.н., доцент каф. зоологии А.А. Тихомиров

Научный рецензент

^

К. ф.-м. н., заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма ИГТА Ф.И. Каган


Предлагаемое учебное пособие предназначено студентам 5 курса биолого-химического факультета по курсу « Краеведение». Пособие содержит сведения об истории г. Иванова со времени возникновения села до начала 1960-х гг. Поскольку облик города определяет его архитектурное наследие, в пособие включены сведения об истории и архитектуре интересных жилых и общественных зданий. С Ивановом связаны судьбы многих замечательных людей – деятелей науки, культуры и искусства.

Поскольку все студенты в период обучения в ИвГУ проживали в областном центре, сведения об истории и архитектурных памятниках города могут пригодиться каждому для повышения общей эрудиции, воспитания чувства уважения к прошлому нашего города.



Оглавление


Предисловие 4

Древняя история с. Иванова 6

У истоков текстильного производства 8

«Золотой» век села Иванова 12

Появление Вознесенского посада 16

Село и посад в первой половине XIX века 19

Город Иваново - Вознесенск на рубеже ХIХ и ХХ веков 23

Эклектика 31

Модерн 41

Ретроспективизм 57

Иваново-Вознесенск 1920-х годов 60

Город как центр Ивановской Промышленной области 63

Иваново в 1950-е гг. 68

Город 1960-х годов. 70

Литература 73










Предисловие



Город Иваново сравнительно молод по сравнению с центрами соседних областей – Владимиром, Костромой, Ярославлем. Он возник путем объединения древнего села Иванова и Вознесенского посада. Знать историю города необходимо. Как заметил академик Д.С.Лихачёв: «Тот, кто не интересуется прошлым, обедняет свое настоящее». «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории», - писал русский художник Виктор Васнецов. От прошлого сохраняются памятники истории – движимые, которые хранятся в музеях и архивах и недвижимые – здания и сооружения на улицах городов и сел. Задача любого вида искусства заключается в передаче автором своих чувств и переживаний, своего отношения к окружающему миру. Однако в других видах искусства — живописи, музыке, литературе автор может создавать свои произведения только для себя, они могут быть востребованы обществом значительно позднее, может быть, даже после смерти автора. Архитектор не может создавать свои произведения только для себя. Архитектура связана с материальными затратами, поэтому архитектор в своем творчестве зависит от воли многих людей, вкусы и потребности которых он должен удовлетворить. Следовательно, в архитектуре воплощаются не просто переживания отдельного человека-зодчего, но мировоззрение обширного коллектива, большой группы людей, в конечном итоге художественные вкусы народа. Архитектура более объективно, чем другой вид искусства, выражает мысли и чувства, господствующие в обществе, в том социальном слое, который является заказчиком. Перемены в общественном сознании, изменение социальных отношений и, соответственно, круга заказчиков приводят в конечном итоге к смене архитектурного стиля. Архитектура выражает господствующую в обществе идеологию, причем, может быть, даже помимо воли зодчего. В архитектурных памятниках оказываются сконцентрированы дух эпохи, характер народа, особенности его истории, быта, нравов, отражение давно минувших событий, это часть материальной культуры прошлого.

Н.В. Гоголь называл архитектуру каменной летописью, которая свидетельствует о прошлом, когда молчат и песни, и предания. Здания могут казаться красивыми или нет, но они - памятники своей эпохи, в их облике отразились эстетические идеалы, быт и вкусы людей.

Считалось, что наш город небогат памятниками зодчества, однако серьезные исследования, проведенные в 1970-80-е годы, позволили по-новому оценить его архитектурное наследие. Конечно, Иваново значительно отличается от соседних городов. У нас нет древних величественных соборов и монастырских комплексов, как во Владимире и Суздале. Сохранившиеся у нас памятники архитектуры классицизма имеют скромную отделку. Наивысший взлет дореволюционной архитектуры в Иванове падает на рубеж XIX и ХХ веков, когда здесь работали талантливые московские и местные зодчие. Наиболее интересная застройка советского периода относится к концу 1920-х и началу 1930-х годов, когда наш город стал центром большой промышленной области, и в проектировании зданий принимали участие лучшие архитектурные силы страны.

К сожалению, активное утверждение современности привело к гибели ценнейших памятников, которые могли бы стать нашей гордостью. Из 28 церквей и часовен осталось только семь зданий на окраинах города. Причины разрушения архитектурных памятников, как правило, идеологические. Московский митрополит Филарет писал: «Памятник есть безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому что никогда не прекращает порученной ему проповеди, и, таким образом, она доходит до целого народа и до многих последующих поколений». Безусловно, по идеологическим мотивам были утрачены ценные памятники советского конструктивизма 1930-х годов. Хотя сносили их редко, но фасады в ряде случаев были перестроены до неузнаваемости.

Однако, несмотря на утраты, в нашем городе сохранилось немало интересных зданий, выстроенных в разных архитектурных стилях, которые составляют каменную летопись Иванова.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Учебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического iconМетодическое пособие по курсу «Искусство Древней Греции и Рима» для...
Учебное пособие предназначено для всех изучающих и интересующихся античными памятниками мировой культуры
Учебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического iconУчебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 140448...
Учебное пособие предназначено для студентов электроэнергетических специальностей вузов, приступающих к дипломному проектированию
Учебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического iconУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое...
Учебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического iconУчебное пособие для медицинских университетов издательство Курского...
Учебное пособие предназначено для подготовки лекций, семинаров и самостоятельной работы студентов. Содержит план и краткий конспект...
Учебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического iconА. Н. Рыбалка, В. А. Заболотнов, Ю. К. Памфамиров, > Ю. А. Кучеренко...
Учебное пособие предназначено для студентов 4 и 6 курсов медицинских вузов, а также может использоваться при обучении в интернатуре...
Учебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического iconЛитература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие...
Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века», специальности 021700 — филология, 021800 — лингвистика и межкультурная...
Учебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,...
Учебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического iconА. Б. Канатбаева, К. А. Кабулбаев, Е. А. Карибаев Острое почечное повреждение Учебное пособие
...
Учебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического iconУчебное пособие для студентов Харьков, 2006 г оценка обстановки в чрезвычайных
В условиях возможных аварий на аэс и химически опас­ных объектах, а также при применении ядерного и химического оружия, как правило,...
Учебное пособие по курсу «Краеведение» для студентов 5 курса биолого-химического iconУчебное пособие для самостоятельной работы студентов 1 и 2 курсов
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 1 и 2 курсов факультетов биотехнологии, всо, клинической психологии,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница