И. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33


НазваниеИ. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33
Дата публикации12.07.2013
Размер94.8 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > История > Документы
Миненкова, И.Н. Использование метода социальных историй в коррекционно-развивающей работе с детьми с аутизмом / И.Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 2. – С. 30–33.

Использование метода социальных историй в коррекционно-развивающей работе с детьми с аутизмом

Миненкова И.Н.

Аннотация. В данной статье автор рассматривает один из современных и эффективных методов профилактики и коррекции проблемного поведения детей с аутизмом – метод социальных историй, останавливаясь на вопросах характеристики его сущности, задач, правил и порядка использования в коррекционно-развивающей работе.

^ Ключевые слова: аутизм; нарушения социального взаимодействия при аутизме; метод социальных историй: сущность, задачи, правила и порядок использования.

Введение. Один из наиболее характерных симптомов аутизма – нарушения социального взаимодействия. Дети с аутизмом считают даже свое ближайшее окружение непредсказуемым и непонятным. Им сложно осознать, что другие люди могут иметь отличные от их собственных убеждения, желания, чувства, намерения. Как результат – их поведение, в большинстве случаев, не соответствует социальным ожиданиям. Например, ребёнок с аутизмом не спрашивает у сверстника «во что ты хочешь играть?», поскольку подразумевает, что другой хочет заниматься тем же, что и он. Он не понимает, почему надо о чем-то просить: ему кажется, что люди должны знать его желания. Ребёнок с аутизмом не прекращает действия, вызывающие неудовольствие у окружающих, так как не может понять, что для них является неприятным. Нарушения социального взаимодействия при аутизме затрудняют развитие и поддержание значимых личных отношений.

Для преодоления данного своеобразия в практике коррекционно-развивающей работы применяется метод социальных историй (SOCIAL STORIES). Он был разработан Кэрол Грэй (1991) с целью содействия социально одобряемому поведению людей с аутистическими нарушениями, однако может использоваться во взаимодействии с иными категориями лиц, которые имеют проблемы в социальном взаимодействии. Изначально метод социальных историй создавался для подростков и взрослых, имеющих сохранный интеллект, в настоящий момент целевая группа включает в себя также дошкольников и младших школьников, лиц с интеллектуальной недостаточностью.

^ Основная часть. Социальные истории – это написанные от лица ребёнка короткие рассказы, которые в деталях раскрывают адекватные способы действий в сложных или непонятных для лиц с аутизмом жизненных ситуациях. Социальные истории делают наглядными заложенные в социальных правилах и нормах ожидания других людей. Слушая социальные истории и рассматривая иллюстрации к ним, ребёнок с аутизмом накапливает некий запас приемлемых поведенческих образцов, каждый из которых может быть активизирован в случае необходимости. Социальные истории составляются специалистами, работающими с ребёнком с аутизмом, или его родителями. Например, для ребёнка, который берёт без разрешения понравившиеся вещи одноклассников и учителей, может оказаться полезной следующая социальная история: «В моей школе много детей и учителей. У каждого ребенка и каждого учителя есть собственный стол. Вещи на их столах принадлежат им. Я беру вещи только со своего стола. Иногда моя учительница просит, чтобы я взял вещь с её стола. Я могу взять только ту вещь со стола учительницы, о которой она меня попросила. В этом случае моя учительница останется довольна». Для ребёнка, который демонстрирует протестные реакции при отходе ко сну, составляется социальная история, подобная данной: «Все люди спят. Люди спят, потому что нуждаются в отдыхе. Я также нуждаюсь в отдыхе. Я сплю в своей кровати. Когда шторы закрыты, я нахожусь в кровати. Когда шторы открыты, я встаю с кровати».

Метод социальных историй позволяет решать четыре основные задачи.

  1. Познакомить с желаемым способом социального поведения (отказываться, искать и выражать сочувствие, делиться и обмениваться, принимать и оказывать помощь, реагировать на указания и указывать другим, сообщать о нуждах, просить о перерыве или смене деятельности, самостоятельно выполнять действие, выражать беспокойство в конструктивной форме и др.). Например: «Иногда в моём классе слишком шумно. Громкие звуки неприятны для моих ушей. Когда я слышу неприятный громкий звук, я могу сказать: «Это громко!» или «Прекратите шум!», или «Мне нужен перерыв». Когда вокруг шумно, я могу надеть мои наушники или глубоко дышать через нос. Когда в классе шумно, я могу оставаться спокойным».

  2. Представить недостающую информацию об окружающей действительности (основные жизненные события, праздники, домашние и школьные обязанности, объекты и явления природы, хобби, игры и спорт, др.). Например: «Одна из любимых детских игр – футбол. Играть в футбол весело! Во время игры в футбол все дети бегают вокруг мяча и передают его друг другу ногами. Иногда мяч попадает в детей. Иногда мяч попадает в ворота. Когда мяч попадает в ворота – это называется гол. В футбол играют две команды. Моя команда – это группа друзей, которые вместе со мной катят мяч в ворота другой команды. В игре побеждает та команда, которая забросила в ворота другой команды больше мячей. Я вместе с детьми бегаю вокруг мяча и пытаюсь забросить его ногами в ворота другой команды».

  3. Подготовить к предстоящим изменениям в привычной ситуации (переезд, новая одежда и обувь, перестановка мебели, присутствие незнакомого человека, смена маршрута, половая зрелость и др.). Например: «У нашей семьи появилась новая квартира. В новой квартире у меня есть своя комната. Скоро моя семья уедет из старой квартиры. Мама сложит мои игрушки и вещи в коробки, папа отнесёт коробки в грузовик, и мы переедем в нашу новую квартиру. Новая квартира будет безопасной. Мама, папа и я будем счастливы в ней».

  4. Помочь в понимании чувств и мыслей людей (проявления эмоций и чувств, метафоры, сленг, юмор, комплименты, критика и др.). Например: «Дети любят играть. В игре бывают победитель и проигравший. Каждый хочет быть победителем. Но только один человек или одна команда может победить. Когда ребенок проигрывает, он может чувствовать злость или грусть. Даже если ребёнок проиграл, победитель продолжает с ним дружить. Победа – не самое главное в игре. Самое главное – иметь друзей и играть вместе. Когда я проиграл, я могу улыбнуться и сказать победителю: «Ты сильный игрок!».

При составлении и использовании социальных историй в коррекционно-развивающей работе с детьми с аутизмом следует соблюдать ряд правил, что позволит повысить результативность данного метода.

  • Социальная история составляется персонально для каждого ребёнка с учётом его проблемного поведения. В ней описывается ситуация, вызывающая у ребенка с аутизмом испуг, приступы гнева, плача или желание замкнуться и уйти от реальности. Содержание социальной истории определяется путем наблюдения за поведением конкретного ребенка и сбора информации, связанной с проблемной для него ситуацией: где и когда наступает проблемное поведение, в чём оно проявляется, что предшествовало проблемному поведению и что следует за ним, кто задействован в этой ситуации. На основе полученной информации формулируется желаемое для него поведение (например, ожидать в очереди, следовать расписанию дня, обмениваться игрушками с детьми и др.), определяются место (столовая, классная комната, детская площадка и др.) и время (урок, перерыв и др.) событий социальной истории, а также её главные действующие лица (ребёнок, одноклассники, учитель, родители и др.). Если ребёнок с аутизмом имеет сохранные познавательные и языковые способности, рекомендуется обсуждать с ним те области поведения, в которых он испытывает трудности, и подключать его к определению желаемого поведения и созданию персональных социальных историй.

  • Социальная история состоит из комбинации 3-х основных типов предложений: описывающих, направляющих, анализирующих. Описывающие предложения содержат сведения о различных ситуациях и условиях общения, людях и их действиях: «При встрече знакомые люди здороваются». Направляющие предложения называют адекватный способ поведения в конкретной ситуации: «Когда я вижу знакомого человека, обычно я улыбаюсь и говорю "Привет"». Анализирующие предложения дают информацию о мыслях, желаниях, чувствах и настроении людей: «Люди радуются, когда я узнаю их и улыбаюсь». Типы предложений используются в следующем соотношении: три-пять описывающих и анализирующих к одному направляющему. Социальная история не должна быть перегружена направляющими предложениями с целью исключения её директивности.

  • Социальная история составляется от лица человека с аутизмом и описывает его желаемое поведение без оценок и морализирования. Каждая ситуация в социальных историях рассматривается с точки зрения ребёнка с аутизмом. Текст пишется в настоящем или будущем времени, в направляющих предложениях – от первого лица. Направляющие предложения отражают алгоритм социально одобряемых действий. Если присутствует необходимость сослаться на негативное поведение, оно описывается в третьем лице. Например: «Иногда дети говорят друг другу что-то обидное». Следует избегать включения в текст социальной истории абсолютных, негибких языковых конструкций. Например, выражение «я должен» рекомендуется заменить на «я могу», «я попытаюсь», или «я буду стараться»; вместо слова «всегда» желательно использовать «обычно» и «иногда».

  • Социальная история является небольшой по объему, состоит из коротких предложений. При определении объёма социальной истории следует учитывать период концентрации внимания ребёнка с аутизмом, для которого она разрабатывается. Оптимальный объём социальной истории – 5-6 предложений. При составлении социальной истории используется лексика, понятная ребёнку.

  • Социальная история работает при условии многократного повторения и отслеживания её эффективности. Составленная история обычно прочитывается педагогом, родителями или самим ребёнком вслух каждый день до наступления ситуации, которая в ней описывается. Например, когда речь идет о поведении ребёнка с аутизмом в столовой, то социальная история может прочитываться перед тем, как он туда отправится. Взрослый с помощью вопросов уточняет её понимание ребёнком. Эффективность социальной истории необходимо постоянно контролировать: регистрировать частотность и интенсивность проявления проблемного поведения. Если в течение 2-х недель в поведении ребёнка не происходит никаких улучшений, необходимо изменить либо содержание истории, либо порядок её предъявления (время прочтения или лицо, которое читает текст). Как только ребенок становится более успешным в ситуации, описанной в социальной истории, последнюю можно изменить: изъять из её содержания направляющие предложения, заменив их описательными. Это позволит ребёнку самостоятельно выбирать способ действий с учётом конкретных жизненных условий. Кроме того, уменьшить число прочтений социальной истории с одного раза в день до раза в неделю, далее до двух раз в месяц, и так до тех пор, пока история перестанет быть нужной. После того как социальная история считается освоенной, её следует держать в видимом и доступном для ребёнка месте, чтобы при необходимости он мог обратиться к ней самостоятельно.

  • Социальная история иллюстрируется фотографиями, рисунками или символами, поскольку дети с аутизмом при обработке визуальной информации имеют значительные преимущества по сравнению с обработкой информации, воспринимаемой на слух. Изображения помогают ребёнку понять суть истории. Выбор средств иллюстрации (фотографии, цветные или чёрно-белые рисунки, символы) осуществляется с учётом способности ребёнка понимать изображения. Иллюстрации могут подбираться или выполняться ребёнком, которому адресована социальная история. Ниже представлен образец иллюстрированной социальной истории, составленной для ребёнка, который использует крик в общении с окружающими.

^ В моём классе много детей .

Я разговариваю с детьми тихим голосом .

Когда я кричу, дети в моём классе чувствуют себя плохо .

Когда я говорю тихо, дети в моём классе счастливы !
Следующая иллюстрированная социальная история составлена для ребёнка с аутизмом с целью научить его делиться игрушками со сверстниками.

Я люблю играть с мячом ball.

Мои друзья любят играть с мячом ball.

Я люблю играть с конструкторомblocks4.

Мои друзья любят играть с конструктором blocks4.

Я позволяю моим друзьям играть с мячом ball.

Я позволяю моим друзьям играть

с конструктором blocks4.

Моя учительница счастлива , когда я делюсь.

Мои друзья счастливы , когда я делюсь.

  • Социальная история имеет вариативный формат: для детей, которые не умеют читать – это альбом с фотографиями или рисунками, аудиозапись или видеоролик; для читающих детей социальная история оформляется в виде листа с иллюстрированным текстом, плаката, книги или буклета с картинками, журнала с комиксами, компьютерной презентации. Количество предложений на странице определяется в зависимости от познавательных возможностей ребенка с аутизмом и может составлять от одного до пяти.

Заключение. Использование метода социальных историй в коррекционно-развивающей работе с ребёнком с аутизмом предполагает тесное сотрудничество специалистов и родителей. Координатором в нём является учитель-дефектолог, который разрабатывает согласованную с родителями ребенка с аутизмом и педагогами, контактирующими с ним, стратегию использования социальной истории. Он составляет её содержание с учётом пожеланий всех участников взаимодействия относительно желаемого поведения ребёнка; назначает конкретных лиц, которые осуществляют работу с социальной историей в ситуации, предшествующей проблемному поведению; отслеживает её эффективность, привлекая данные наблюдений родителей и педагогов за изменениями в поведении ребёнка; при необходимости вносит изменения и дополнения в социальную историю. Как показывает практика, использование метода социальных историй в коррекционно-развивающей работе с детьми с аутизмом позволяет им стать более независимыми в управлении собственным поведением, способствуя появлению и закреплению в их опыте общепринятых способов социального взаимодействия.

Литература

1. Миненкова, И.Н. Развитие социального поведения (Social Stories) / И.Н. Миненкова, А. Пель // Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: БГПУ, 2009. – С. 140–147.


Похожие:

И. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33 iconMake hurtok. Make youself” я к нефармальная адукацыя звязаная з модным...
Як нефармальная адукацыя звязаная з модным прынцыпам “live long styding” адказ на семінары “Грамадзянскага форума”
И. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33 icon01. 03. 2010 Chopin mp3 02. 03. 2010 L'Hopital mp3 03. 03. 2010 L'Hopital...

И. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33 iconПонятие назначение и система уголовного процесса
Упк упк учебники упп РФ п. А. Лупинская. 2010. Кп и. Л. Петрухин 2009-2010. Уп – В. П. Бождев. 2009-2010. Уп смирнов А. В, Колиновский...
И. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33 iconВ российской Гос- библиотеке (Ленинка) есть 12 изданий этой книги 2000-2010
Кара-Мурза-С. Манипуляция сознанием : [издание юбилейное, дополненное послесловием, именным и предметным указателем]. Москва : Эксмо...
И. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33 icon3. Непосредственными организаторами праздника являются
Святой Троицы и проводится по Муниципальной целевой Программе развития культуры в Муромцевском районе на 2010-2014 гг. «Реализация...
И. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33 iconАвансовые платежи: ежемесячно в течение I квартала 2013 г. – 28....
Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 15. 10. 2009 №104н (ред от 21. 04. 2010 №36н) с учетом особенностей, доведенных...
И. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33 iconПротиводействия коррупции
Конкурс) проводится комитетом по молодежной политике Ростовской области в рамках Областной долгосрочной целевой программы "Противодействие...
И. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33 iconПротиводействия коррупции
Конкурс) проводится комитетом по молодежной политике Ростовской области в рамках Областной долгосрочной целевой программы "Противодействие...
И. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33 iconВыживанию Среди Зомби ExportToFB21 26. 10. 2010 ooofbtools-2010-10-26-0-33-55-971 0 zombie
Руководство по выживанию среди зомби предлагает полную защиту благодаря надежным, проверенным советам, как защитить себя и своих...
И. Н. Миненкова // Спецыяльная адукацыя. 2010. № С. 30-33 iconРоссийской федерации (минобрнауки россии) приказ «20» июля 2011 г. Москва №2151
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница