Литература о месопотамской магии (1959-2000)


НазваниеЛитература о месопотамской магии (1959-2000)
страница1/25
Дата публикации29.03.2014
Размер2.63 Mb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > История > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
ШАРЛЬ ФОССЕ

Емельянов В. В. Шарль Фоссе и ассирийская магия

  1. I

  2. II

  3. III

  4. IV

Ассирийская магия

  • ВВЕДЕНИЕ

  • ИСТОЧНИКИ

Часть первая. Цель магии

  • Глава I: ДЕМОНЫ

  • Глава II: КОЛДУНЫ И ВЕДЬМЫ

  • Глава III: РОК. БОЛЕЗНИ.

Часть вторая. Магические приемы

  • Глава IV. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: ГАДАНИЕ

  • Глава V. ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ РИТУАЛЫ: ОМОВЕНИЕ, ОКУРИВАНИЕ

  • Глава VI. РИТУАЛЫ РАЗРУШЕНИЯ. ПОРЧА

  • Глава VII РИТУАЛЫ ЗАМЕЩЕНИЯ

  • Глава VIII МАГИЧЕСКАЯ ФАРМАКОПЕЯ

  • Глава IX УСТНЫЕ РИТУАЛЫ: ЗАКЛИНАНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ

  • Глава X ПРЕВЕНТИВНЫЕ РИТУАЛЫ. АМУЛЕТЫ И ТАЛИСМАНЫ

  • Глава XI БОГИ В МАГИИ

  • Глава XII ЗАКЛЮЧЕНИЕ. МАГИЯ, РЕЛИГИЯ И НАУКА.

Вавилоно-Ассирийские магические формулы

  • О магических формулах в заговорах древней Месопотамии

  • Исцеление

  • Фрагмент ритуала


Приложения

  • ПРИМЕЧАНИЯ

  • ^ ЛИТЕРАТУРА О МЕСОПОТАМСКОЙ МАГИИ (1959-2000)

  • СОКРАЩЕНИЯ

  • Оглавление ( из печатной версии книги! )

АССИРИЙСКАЯ МАГИЯ

I


Книга, которую вы держите сейчас в руках, являет­ся одним из лучших в мировой науке описаний вавилоно-ассирийской магии — предмета сложного и до сих пор изученного крайне недостаточно. На Западе выходили и выходят сотни статей по различным ас­пектам магических текстов, пишутся диссертации по сериям заговоров, талисманам и иконографическим аспектам магии, но обобщающего исследования всей проблемы в концептуальном плане нет до сих пор. В России никогда не выходили книги по вавилоно-ассирийской магии, а те несколько статей, в которых изучались тексты заклинаний «Шурпу», посвящены проблемам этики в социальной истории древней Ме­сопотамии. За всю историю науки ассириологии мож­но назвать около десятка добротных популярных очер­ков магии, выходивших преимущественно во Фран­ции и Англии. В результате получается печальная картина: ученые не спешат осмыслять и обобщать из­данные материалы, а популярные очерки пишутся людьми, весьма далекими от науки. Мы часто поку­паем и читаем книги, в которых упоминаются крыла­тые ассирийские демоны, загадочные чудища-шеду, цитируются отрывки из заговоров, — но все это впе­ремешку с египетскими сфинксами, пирамидами майя, печатями Хараппы, так что в этой лихорадке фактов не складывается никакого представления о том, чем, к примеру, сфинксы отличаются от шеду. Напротив, после чтения множества таких книг и книжек возни­кает ощущение чего-то неприятного, низко-оккультно­го, глупого и примитивного, и все народы мира со сво­ими колдунами и демонами кажутся на одно лицо.

Книга, предлагаемая вашему вниманию, отличает­ся от этого безликого сонма полунаучных-полуоккультных изданий сочетанием лучших черт научности в подходе и художественности в изложении. Она напи­сана строго и логично, все ее концепции фактически и методологически обоснованы, в каждой ее главе цити­руются тексты, переведенные самим автором с аккад­ского и шумерского языков, а в конце глав дается об­ширнейшая для своего времени библиография. Однако читается она легко и с интересом, а выводы, сделан­ные автором, могут быть проверены читателем на об­ширном материале Приложения, в котором приведены наиболее частотные для вавилоно-ассирийской куль­туры заговорные формулы.

Когда издательство «Евразия» предложило мне от­редактировать книгу по ассириологии, вышедшую в 1902 году, да еще по такому предмету, как магия, я, признаться, не был уверен в своем положительном ответе. В нашей науке устаревают даже монографии, вышедшие пятнадцать-двадцать лет назад: меняется чтение клинописных знаков, уточняются исторические факты, неизбежно обновляется библиография — и преж­ней трудоемкой работы как будто не существовало. Конечно, все ученые упоминают в своих новых рабо­тах классические, хотя и устаревшие труды предше­ственников. Упоминают, но редко цитируют, предпо­читая новейшие исследования и издания. Что же должно остаться от работы, вышедшей почти столетие назад, в эпоху первых детских шагов ассириологии, когда не было ни больших словарей, ни грамматик? Вероятно, две-три удачные гипотезы, не более. И ка­ково же было мое удивление, когда после прочтения старой книги малоизвестного французского ассирио­лога стало ясно, что концептуально книга ничуть не устарела, что в правке нуждается только транслитера­ция клинописных знаков, но никак не идейная сторо­на и не метод, и что более ясного, сжатого и точного изложения аспектов вавилонской магии не было во все последующие годы!

Когда книга так хороша, прежде всего хочется уз­нать побольше о ее авторе. Вот тут-то меня поджида­ло большое разочарование: ни в одной из нацио­нальных энциклопедий Франции, Англии, Германии не удалось найти ни строчки об этом человеке, и даже правильное произношение его фамилии до последне­го времени было для меня загадкой. С. Fossey — так написано на титульном листе единственного париж­ского издания книги. Клод Фоссей? Клэр Фосси? Неясно, и где искать правильный ответ — не знаешь. Выручил третий том немецкого справочника Reallexikon der Assyriologie, в котором удалось найти корот­кую справку. Оказывается, автора нашей книги звали Шарль Фоссе (1869-1946), родился он в городке Камбре, а умер в Монте-Карло. Фоссе был учеником великого Юлиуса Опперта, одного из первых дешифровщиков клинописи и основателя шумерологии (имен­но он и назвал неизвестный несемитский народ Южно­го Двуречья шумерами). Карьера Фоссе была нелегкой, потому что по окончании кафедры Ю. Опперта места в родной стране он не получил. Сперва он работал преподавателем аккадского языка и клинописи в Афи­нах, потом был приглашен в Каирский университет, через некоторое время вернулся во Францию, где по­лучил должность преподавателя клинописи в париж­ской Ecole des Hautes Etudes. Только после смерти своего учителя в 1906 г. Ш. Фоссе назначается спер­ва профессором, а затем и заведующим отделением в этом высшем учебном заведении и занимает этот пост в течение 40 лет. Научная жизнь профессора Фоссе была интересной и разнообразной. Во время раско­пок в Эль-Хадре Фоссе обнаружил копию одной из надписей ассирийского царя Синаххериба (т. н. «над­пись из Бавиана» ), что и сделало его имя известным в научных кругах. Он также принимал участие в пер­сидской археологической экспедиции, где тоже нашел немало выдающегося. Фоссе писал словари, справоч­ники, научно-популярные книги, издавал ассирийские и вавилонские тексты... Но после его смерти вышли два коротких некролога, после чего имя замечательного ученого и профессора Шарля Фоссе стало порас­тать травой забвенияа. (а Основные публикации профессора Ш. Фоссе: La Magie assyrienne (These) (Biblioth. de l Eс. des Hautes Et. Sect, des Sc. relig. Vol. XV), Paris, 1902; Manuel d'Assyriologie HI, Paris, 1904-1926; Textes assyriens et babylon. relatifs a divination, Paris, 1905; Contribution au Dictionnaire Sumericn-Assyrien, Paris, 1905-1907; Presages tires des naissances (Babyloniaca V), Paris, 1912 bis 1914; Deux principes de la divination Assyro-Babylonicnne, d'apres le Traite SUMMA IZBU (Ec. prat, des Hautes Etudes. Sect, des Sc. relig., Annuaire 1921-1922). Notices sur les caractercs etrangers anciens et modernes — par un groupe de savants, reunies par Ch. Fossey, Paris, 1927. Некрологи: R. Labat, Charles Fossey, RA XL, 3-4, 1945-1946; J. Nougayrol Charles Fossey (Ec. prat, des Hautes Etudes, Sect, des Sc. reli-gieuses, Annuaire 1947-1948). За многие сведения о научной деятельности Фоссе благодарю профессора Венского универ­ситета Гебхарда Зельца (который, кстати, весьма сожалеет об отсутствии в библиотеке его университета книги Фоссе по ассирийской магии).

Немногие из моих европейских и американских кол­лег знают в наши дни это имя, а книги Фоссе можно достать далеко не в каждой европейской библиотеке. Судя по отсутствию статьи в энциклопедии Larousse, Франция тоже забыла своего замечательного сына. Но когда исчезает память об имени, имя воскрешают дела. Книга Фоссе хороша не потому, что он был про­фессор и заведующий отделением. Напротив, мы вспом­нили о нем и о его должностях только потому, что его книга удивительно точна, глубока и современна по методу и стилю. И передавая эту книгу читателю спу­стя столетие, мы тем самым совершаем акт воскрешения ее автора. А может, вовсе даже и не совершаем воскрешение, а подтверждаем его, потому что автор сам себя воскресил совершенством своего труда, а нам осталось лишь констатировать этот факт и разбудить месье Фоссе в новом столетии словами слуги Сен-Симона: «Вставайте, сир, Вас ждут великие дела!»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Литература о месопотамской магии (1959-2000) iconДоктороу Рэгтайм «Рэгтайм»
Иностранная Литература, Б. С. Г. Пресс; Москва; 2000; isbn 5-93381-008-8, 5-93636-004-0
Литература о месопотамской магии (1959-2000) iconДоктороу Рэгтайм «Рэгтайм»
Иностранная Литература, Б. С. Г. Пресс; Москва; 2000; isbn 5-93381-008-8, 5-93636-004-0
Литература о месопотамской магии (1959-2000) iconЛитература Введение "тасс уполномочен заявить ", "Как стало известно «Интерфаксу»
Погорелый Ю. А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений / Под ред. Г. Ф. Вороненковой. М., 2000
Литература о месопотамской магии (1959-2000) iconИнструкция для Pilot-2000 Устройство прибора pilot 2000
Данная инструкция составлена так, чтобы пользователь мог легко разобраться во всех частях светового пульта pilot 2000. При описании...
Литература о месопотамской магии (1959-2000) iconЛитература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович,...
Криминология. Шнайдер (немецкий профессор). Хороший научный обзор зарубежной криминологии
Литература о месопотамской магии (1959-2000) iconПлан лекции Что такое художественная литература. Древнейшие литературные источники
Литература вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность,...
Литература о месопотамской магии (1959-2000) iconЛитература приложения модель ганнетовских газет «News 2000»
Конечно, далеко не всегда выпуск газеты или журнала, владение теле- или радиостанцией приносит прямой доход. Но выгода может быть...
Литература о месопотамской магии (1959-2000) iconЛитература Балакина, Т. И. Мировая художественная культура. Россия....
Общая проблема культурной эпохи: в культуре XVII в можно выделить тенденции секуляризации (обмирщения) культуры и признаки изменения...
Литература о месопотамской магии (1959-2000) iconПрограмма составлена на основе Государственного образовательного...
Всего недель: 4 курс (офо) 6 недель, 5 курс (офо) 7 недель; 4 курс (зфо) 6 недель
Литература о месопотамской магии (1959-2000) iconЛитература второй половины ХХ ст.» Французская литература Веркор:...
Список художественных текстов для самостоятельного прочтения по курсу «зарубежная литература второй половины ХХ ст.»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница