Религия Езидов, кто мы,Езиды?


Скачать 387.54 Kb.
НазваниеРелигия Езидов, кто мы,Езиды?
страница1/4
Дата публикации29.03.2014
Размер387.54 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4

Религия Езидов, кто мы,Езиды?.



 Езиды живут в основном в Ираке, Турции и Сирии. Часть езидов в 1830-1840 гг., спасаясь от гонений со стороны турков и курдов, мигрировали в Армению, откуда впоследствии распространилась по всему Закавказью. И тем не менее, самым крупным центром езидской диаспоры является Армения (около 50 000). Общая численность езидов, по последним данным составляет около 200 000 человек.

 Язык езидов, (как его называют сами езиды – ездики), на котором говорят и северные курды – курманджи, принадлежит к северно-восточной подгруппе иранской ветви индоевропейской семьи языков. Есть еще очень много невыясненного и непонятного в езидском вероисповедании. Существует очень много противоречащих друг другу сведений об этой инетересной религии.

 Например, в религиозных легендах о каком-либо езидском божестве, его месте и функциях можно встретить сведения совершенно противоречащие или просто отличные от сведений о том же божестве, содержащихся в священных книгах, а эти, в свою очередь, могут совершенно не соответствовать мнению езидских духовных лиц.

 Такое положение может быть объяснено поздним возникновением езидства (12-13 вв.), а также отсутствием центрального, консолидирующего, сильного духовного центра, свойственного всем догматическим религиям. Религию езидов, скорее всего, можно охарактеризовать как комплекс различных по содержанию верований, чем догматическую религию, каковыми являются христианство или ислам.

 И хотя езидство изучается уже в течение двухсот лет, однако, проблема возникновения этого религиозного направления и по сей день не нашла своего разрешения. Отдельные вопросы, безусловно, были объяснены в литературе в той или иной степени, однако многие вопросы остаются нерешенными. О езидах писали много, но, как правило, рядом с рассуждениями, имеющими научную ценность оказывались и весьма общие мысли.

 Достаточно отметить, что нельзя встретить какое-либо исследование, посвященное езидам, где бы не говорилось о синкретическом характере их вероисповедания и что, якобы, что это вероучение состоит из смеси зороастризма, христианства, магометанства, и даже буддизма и моисейства.

 Подобные заимствованные элементы, несомнено, присутствуют в езидстве, однако нельзя преувеличивать их роли. Например, принято отмечать, что поклонение солнцу, луне и огню взято езидами из зороастризма. Но надо сказать, что поклонение природным явлениям и стихиям входит в предварительную (начальную) систему верований любого народа, и, естественно, это не может рассматриваться как заимствование.

 Достаточно отметить, что "поклонение" солнцу, луне и огню в той степени, в которой оно распространено у езидов, можно встретить и в начальных верованиях персов, армян, таджиков и других народов. В последнее время среди нас стало распространятся наивное и методологически неверное мнение, высказанное в свое время Н. Марром, что, якобы, езидство было "общекурдской" религией предисламского периода.

 Судя по имеющимся фактам, можно утверждать, что езидское вероисповедание как религиозное учение, явление позднего периода, сформировавшееся в средневековье на суфийском субстрате, что, естественно, не может быть всеобщей религией курдов. Что же касается формированию курдов в предисламский период в качестве отдельной этнической единицы, то это чрезвычайно спорный и нуждающийся в особом изучении вопрос.

 Езиды верят богу Хуаде – божеству первой степени – и его Троице, где первое место занимает Малак-Тавус, второе – Шейх Ади, третье – Езид. Следует отметить, что это разделение носит условный характер, так очень часто бывает трудно определить конретные функции и место этих божеств. Довольно трудно охарактеризовать представления езидов о боге.

 Бог Хуаде не похож ни на древнегреческого бога, наделенного человеческими чертами, ни на всемогущего и беспощадного еврейского бога Иегову. Так же мало похож езидский бог на совершенного и сверхестесственного Аллаха, бога мусульман, и на милостивогои всепрощающего христианского бога. Основная черта, сближающая бога езидов со всеми указанными богами – это функция сотворения (демиурга).

 В этом вероучении бог является только сотворителем космоса, но не его защитником и покровителем. Другой элемент в представлении езидов о боге, который есть в других религиях - это идея трансцендентальности. Но и здесь, как и в других случаях, эта идея отличается от соответствующих представлений в других религиях.

 В езидстве творец представлен как всемогущее существо, наделенное сверхестественной силой, однако, он далек от мирских дел и забот. Езиды, как отмечалось, верят в то, что бог проявляет себя посредством Троицы: Малак-Тавуса (ангел-павлин), Шейха Ади (почтенный старец) и Езида (в обличье молодого человека).

 И по этой причине в езидском вероучении бог выражен (представлен) довольно сумрачно и неопределенно, и для него не предусматривается молитв и жертвоприношений. В этой статье мы не ставим целью затронуть все проблемы, относящиеся к езидскому вероучению, а хотим сосредоточить внимание на узловом понятии этой религии – Тройце, которая нашла свое выражение в письменном и устном наследии.

 Малак-Тавус – ангел-павлин. Говоря об этом божестве, принято называть его олицетворением зла, воплощением сатаны и т. д. Это, по-видимому, и легло в основу того, что езидов часто называют поклонниками дьявола. Согласно езидскому вероучению, бог сотворил космос с помощью Малак-Тавуса. А в некоторых устных легендах Малак-Тавус выступает как творец.

 Но, надо отметиь, что и в этом случае, и в связи с Малак-Тавусом не все так ясно и прозрачно в езидской религии. Иногда он бывает представлен как бог, иногда – как его помощник, а иногда – как близкий богу ангел, который впоследствии был изгнан из рая. Последнее восприятие образа Малак-Тавуса в езидском вероучении выражено довольно слабо.

 Это по сути езидское божество приписывалось враждебно настроенным мусульманским соседям езидов, под воздействием распространенной на Востоке легенды, согласно которой сатана изначально был одним из близких богу ангелов, заставившим Адама и Еву отведать запретных ростков пшеницы (вместо библейского райского яблока), и тем самым ставшим причиной изгнания последних из рая.

 В этом, согласно восточному преданию, сатане помогла змея, пронеся его, спрятанным в своей пасти, в рай. Бог прогневался за этот поступок и изгнал сатану из рая, а змею лишил ног и рук и обрек ее на вечное пресмыкание на земле. Возникает вопрос: чем объясняется обличие этого божества в образе птицы и именно павлина? Павлин на Востоке считался символом мудрости и роскоши. Образ павлина встречается у разных суфийских сект.

 А по представлениям оротодоксальных мусульман павлин считался райской птицей, которая является воплощением достоинства и даже гордыни. Согласно преданию, распространенному на севере Ирака, павлин раньше был любимой птицей бога и жил в раю, но был изгнан оттуда за свое высокомерие и гордыню. В качестве наказания бог сделал его ноги безобразными и поручил змее охранять ворота рая.

 Павлин не имел права вернуться в рай, пока не икупит свои грехи покаянием. Изображение главного езидского божества в виде павлина, скорее всего, следует объяснять суфийским влиянием. Как было отмечено, в суфийской идеологии эта птица символизирует мудрость и величие.

 И тем не менее, система религиозных верований в павлина, хотя и величественного, но проклятого богом и имеющего непосредственную связь с сатаной существа особенно в мусульманском окружении создала предпосылки для того, чтобы считать езидского Малак-Тавуса воплощениям дьявола.

 Здесь, фактически, произошло слияние (контаминация) образов падшего ангела и павлина и создание нового образа – падшего павлина-дьяволa. Следует также отметить, что отдельные элементы поклонения павлину, которые возникли скорее всего на Индийском полуострове, с далеких исторических времен были широко распространены также среди народов Ближнего и Среднего Востока, что нашло отражение в их верованиях, памятниках духовной и материальной культуры.

 Малак-Тавус в системе культовых (обрядовых) предметов изображается как петух, вознесшийся на башню. Подобные медные статуэтки хранятся в Лалеше и каждый год давалы (один из младших чинов езидского духовенства) носят их по районам, населенным езидами. С помощью этого ритуала собираются пожертвования верующих в пользу духовного центра.

 Эти статуэтки называются Санджаки и хранятся в строжайшей тайне от представителей других религий. Шейх Ади (Шейх Ади бин Мусафер). Как отмечалось, вторым значительным лицом в езидском пантеоне после Малак-Тавуса является Шейх Ади. Езиды считают его апостолом бога и верят, что он был создан из тени Малак-Тавуса.

 Шейх Ади, как и Малак-Тавус выступают в роли преемников бога, а в некоторых преданиях обретают особые божественные функции. Примечателен тот факт, что Шейх Ади бин Мусафер был историческим лицом, арабом по происхождению, представителем дворянского рода Омай. Сведения о нем можно найти во многих арабских средневековых первоисточниках.

 Шейх Ади родился в 1072 г. в селе Бейтнар (ныне – Ливан) района Баалбаки в исторической Сирии. Так как он проживал в горах Аккара, то получил прозвище ал-Аккари. После долгих скитаний он обосновался в Лалеше, в севере от города Мосул, в разрушенной несторианской церкви, расположенной в глубоком ущелье, где и скончался в 1162 г.

 Он заложил основу религиозному направлению адавитов (названному так в честь его самого). По свидетельству источников, Шейх Ади был одним из самых известных проповедников в рамках сект того времени, крупным ученым и философом средневековья. Он имел тесные связи с ярчайшими представителями суфийского религиозного направления, такими как Укайл- ал-Манбаджи, ал-Улвани и др.

 Роль Шейха Ади в езидском религиозном учении в востоковедческой литературе не освещенна основательно. Остается совершенно непонятным, почему Шейх Ади был признан апостолом в езидской религии, хотя, как свидетельствуют источники, он еще при жизни пользовался большой славой.

 В последний период жизни Шейха Ади к нему переселились его племянники (сыновья его брата), которые занимались в основном религиозной деятельностью и чьими усилиями секта адавинов нашла широкое распространение среди ираноязычного населения гор (ныне – езиды), обретая много сторонников.

 Не случайно, что езиды до сих пор часто называют себя адабинами (от слова адави), не осознавая значения этого слова. По нашему мнению, Шейх Ади нашел свое место в езидской религии в поздний период, когда он уже приобрел славу легендарного святого, а его религиозные воззрения были преданы забвению. Езид (Слтан Езид).

 Третьим основным лицом езидского пантеона является Езид. В некоторых научных кругах распространено мнение, что он – воплощение древнего иранского божества язат-нерин (божество, достойное жертвоприношения). Некоторые же связывают возникновение этого божества с именем второго халифа династии Омаев Езида бин Мусавиа.

 Другая группа исследователей связывает это имя с названием иранского города Езд. Приведенные мнения, несомнено, носят весьма условный характер и лишены исторической основы. Например, как можно объяснить связь между Омайским халифом и одноименным езидским богом? Исходя из достоверных исторических фактов, наличие подобной связи исключено.

 Что касается иранских язатов, то они не могут быть прототипом для довольно поздно возникшего божества. А в иранском городе Езд никогда на было езидов, этот город в течение веков был населен персами-зороастрийцами. Следует отметить, что хотя второй Омайский халиф Езид бин Муавиа не имеел никакого отношения к езидам, тем более, что он правил всего 3,5 года (680-683 гг.) и не являлся основателем какого-либо религиозного учения, одноко, по всей вероятности, именно с ним связано самоназвание Езидов и появление одноименного бога.

 Известно, что в 680 г. в Кербелайской битве Езид бин Муавиа подверг поражению? противников халифского трона – сыновей Али ибн Абу Талиба Асана и Гусейна. В этой битве Гусейн был убит. Такое отношение к внукам пророка (мать Асана и Гусейна Фатима была дочерью Магомета) стало причиной того, что Езид в среде мусульман, и особенно шиитов, был провозглашен преступником и богохульником.

 Вообще, его считали олицетворением зла, последователем сатаны. По этой причине имя "Езид" впоследствии становится нарицательным и распространяется по всему Востоку как символ неверия. Интересно и то, что подобное употребление этого имени встречается и в армянской литературе, особенно в ашугской поэзии, которая содержит в себе суфийские элементы.

 Слава езидов как неверующих и поклонников дьявола среди соседних народов создала предпосылки для названия "езиды". Этому в огромной степени способствовала также связь езидов с адавинами, чьи корни восходили к династии Омайев, основателем которой был отец Езид халифа – Мусавиа бин Суфиан. На начальной стадии это название, скорее всего, льстило самолюбию езидов, тем более, что они, под влиянием пропаганды адавинов считали себя последователями династии Омайев, а в дальнейшем это стало самоназванием народа.

 В последствии, это способстоввало появлению в езидском пантеоне нового божества Езида, чье позднее появление и объясняет его крайне неопределенные функции. Тот факт, что название "езиды" было дано соседями (экзоэтноним) как пренебрежительное прозвище, а в дальнейшем стало названием племени, не противоречит известным принципам возникновения этнонимимки. Известно, что езиды не всегда назывались таким образом, в средние века они были известны как дасны, или адави или шарги.


Что это - случайное совпадение? Ведь язык курманджи, на котором исконно говорили езиды, из западно-иранской группы индоевропейской (арийской) семьи языков и никак не родственнен семитским языкам.

Но вот еще один факт: общее число управляющих миром архангелов у езидов - семь. Столько же божественных "искр" в древнеиранском вероучении зороастризма. Им "помогают" существа божественного происхождения именуемые... "езатами". Неужели опять - лишь совпадение?

Впрочем, езиды - это вообще сплошная большая загадка. Крайне мало известно о них достоверно. Не помогает делу и то, что и сами езиды спорят о своем этническом происхождении и о месте своей религии в современном мире.

Вернее, по-настоящему религиозные из них вообще отказываются обсуждать эти темы, а отошедшие от строгих предписаний представляют разные версии.

К тому же таинства религии ревностно охраняются духовенством и недоступны простым смертным.

Дьяволопоклонники?

Предполагается, что езидская космогония резко отличается от христанской, исламской или иудейской. Верят езиды и в переселение душ.

Однако езидское представление о происхождении мира перекликается с другими региональными религиями. И история с падшим ангелом имеет в верованиях езидов неожиданный поворот.

В исламе Аллах наказал Шайтана (Иблиса) за то, что тот отказался поклониться Адаму. Езиды же наоборот, считают, что Мелик Таус, которого тоже иногда именуют Шайтаном, был вознагражден за успешное прохождение этого испытания и поставлен Богом править миром с помощью других архангелов.

Именно это, видимо, и дает теоретические основания мусульманам и некоторым христианам считать езидов "дьяволопоклонниками". Но это, разумеется, несправедливо.

В 1984 году я встретился с несколькими езидами в районе Мосула. И именно этот вопрос волновал меня больше всего: неужели, спросил я, вы действительно поклоняетесь дьяволу?

Мой собеседник отвечал уклончиво, говорил, что дело обстоит гораздо сложнее, что мотивы Мелика Тауса неисповедимы и потому - с ограниченной человеческой точки зрения - могут нести и зло и добро. И что замаливать зло, не значит служить ему.

Я думаю, что это - центральный момент. Не может быть и речи о том, что езиды служат злу, признают его главенство и поклоняются Князю Ада и губителю рода человеческого.

Впрочем, другие знатоки-востоковеды, вообще опровергают релятивистский взгляд и уверяют, что Мелик Таус олицетворяет собой абсолютное добро.
^ Мишень воинствующих исламистов
Возможность встретиться с иракскими езидами я получил благодаря тому, что Саддам Хусейн пытался разыграть "езидскую карту" против главных курдских кланов, тяготевших к сепаратизму и исповедовавших ислам суннитского толка.

Он даже выделял езидам какие-то денежные средства. Допускал до них иностранных журналистов (под неуклонным наблюдением иракской службы безопасности, впрочем).

На протяжении веков езиды старались держаться подальше от региональной политики, оберегая свою особость и отдельность. Но именно поэтому постоянно подвергались преследованиям, от которых многие из них бежали из Ирака и Сирии на Кавказ и оказались в пределах СССР.

Но и здесь их не оставили в покое. В советские времена езидов считали национальной принадлежностью и так и писали в знаменитом пятом пункте - "езид".

Во время войны Сталин сослал значительную их часть в Казахстан - вместе с чеченцами, крымскими татарами и другими "неблагонадежными" народами.

До сих пор десятки тысяч езидов живут в России, в Армении и других кавказских республиках.

В сегодняшнем Ираке езиды стали излюбленной мишенью воинствующих исламистов: для них народ, поклоняющийся "Павлину", хуже любых "неверных".

Люди в отчаянии и готовы уже, кажется, бежать куда угодно - туда, где кто-то сможет защитить их от преследований.

статья конечно неважнецкая.
Автор разыгрывает различные возможстные сценарии с привязкой к слову езид. При этом в ис ходном подрзуемваается религиозное наполнение этого слова. Таким достаточно слабым трюком выхалащивается суть слова и возникает тот ряд незамысловатых комбинациий вокруг Езид, которые зримо в удовольствие для автора, позволяют создавать все немыслимые и в конце коцов даже просто гротесковые формы типа: езид-исламит.
Базальный принцип же который тут же мимоходом называется: Езид не может быть кем либо другим в своей вере...в инных комбинациях незамечается потому, что " вера не связанна с этничностью".
В который раз приходится указывать глубокую ошибочность каких либо понятий и определений неучитывающих архитипов лежащих в стандартных презентациях того или иного народа.
Авторы понятийности Курд-Езид, оперируют исключительно марксистко-ленинским иструментарием в определении и семантики таких понятий как народ. Хотя в реальности народность весьма сложное понятие и примером такой непростой дискретности может выступить немалое количество признанных этнических груп, неимеющих территориального хабитата. Один из наиболее известных для русскоязычных являются Евреи. Многообразие языковых груп ( иврит как стандарт вошёл в употреблении меньше чем 60-70лет назад), которые в матрице своей совершнно отличаются от друг друга! Единственным интегральным критерием принадлежности к дереву Еврейского народа была культура поведения ( аналогична Езидскому Адату). Универсальность такого "адатового" типирования зиждится на производности культуры от всех тех религиозно-духовных базиспринципов, лежаших во всех известных культурах. Не существует отдельной культуры вне уникальной духовной парадигмы. Именно эта парадигма всеопределюща и генерирующая те силы, отделяет группу от остальной и поддерживают её в автономсти.
Важность языка конечно же неоспарима. Однако по своему вессу это критерий более слабый, чем адат и связанный с ним архитип. На Примере Грузии вы можете увидеть насколько разны в своём языковом сваны, мегрелы, тушинцы и картлийцы. Ондако их соединяет матрица используемой и трактованной духовности-религии. В то же время языково близкие аджарцы и лазы представляют зачастую далеко стоящее субэтническое образование, которое настолько отдельно что периодический делает крен-сепарацию в сторону тюркоязычных племён и это только по причине конгруентности комплекса "адат-духовность".
В истории челочества сменна одной эпохи другой наступала исключительно с приходом новой духовной парадигмы. Победа христианского мышления и культуры над агрессивным, стагнированным культом древнегреческого пантеона Богов есть культуральная материлизация известной неэффективности рабского труда и связнных с ним структур государственности. Новый принцип мышления стал возможным только после появления новой реллигии. И так со всеми большими катаклизмами в истории.
Теперь вернёмся к вопросу Езидской этничности. Неужели автор, несмотря на его научное образование, не видет скрытых сил такой уникальной духовной парадигмы, заставлящей наш народ тысячелетиями мигрировать, дабы сохранить свои Езидские понятия и Адат?!
Я немогу не удивится близорукости этнографов, использующих в построеннии профиля Езидского народа только компоненты родственности к Курдам. А как же с тем неимоверным по силе и значению механизму и силам, что приводили к дрейфу, бегству от исламского мировозрения? И мы ведь говори, не о паре столетий!!! Ислам в своей основе неизменился и неизменится ешё лет 1000( по аналогии с возраством христианства)! И что же делает автор и его единомышленники? Они легковесно провозглашают единность Курдов и Езидов как этноса? Вы что же ребята думаете что это всё виртуальная реальность, где вы можете моделировать вероятностные сценарии? Так вы подрывает основы духовно-культуральной самостоятельности, уникальности Езидского народа.
Можно конечно думать, что такое оно вами делается из рассуждений и ожиданий катастрофического ис хода при темпах "нынешней" ассимиляции Езидов в Христианском окружении. Только видется мне оно всё такое преувеличенным. Во впервых Христианская доктрина близка к Езидской, и во вторых мы уже лет 200 живём среди христиан и кроме пользы оно нам ничего не принесло. Смотря с критичностью на Иракских Езидов, что в своём стремлении сохранить этническую уникальность дошли до маргинально-ортодоксальной трактовки Езидизма, с узурпацией светской власти духовенством и вертикальным правлением и бдением за духовностью. Кроме как страх у меня и массы моих духовных братьев Шехов и Пиров оно уже не вызывает. Мы Езиды Грузии, Армении и России не должны боятся христианской ассимиляции. Ей не быть если мы будем оставаться Народностью Езид, а не только формой заповедника для предтечи курдов. Езидский Народ развивается в своём уникальном сценарии. Не лишайте народ его Народности и оно всё выправится в форму которая и будет наиболее развитой и уникальной.
Всё то что автор, с осязаемым страхом за его строчками, описывает как вероотступничество, неправомерность называть себя Езидом если так и не иначе....всё это скрытая форма той же ортодоксальности, что имеет место среди Шейханских шейхов. Просто в другой одежке. Историю не остановить. Её можно можно затормозить ненужными жертвами разбитых судеб, тех кого вы своими неудачными выссказываниями о том "кто и как должен себя считать" езидом, отстраняете от участи народа в целом. Все те кто родился в смешанных браках, или в семьях где мать или отец в сложный момент поддержали себя хриситанскими ценностями...все эти люди будут частью Езидского народа до тех пор пока у остальной большей части Езидов хватает такта и духовной прочности воспринимать их как сыновей и дочерей Езидских!
Мы приняли и подняли до Божественных небес Шейха Ади. Мы Езиды сумеем своей скрытой мудростю развиться до уровня когда в Народе Езидском будет сладостнее оставаться чем в каком либо другом. Народ который не развивается умрёт раньше чем он физический исчезнет.
Я Пир и я отвечаю за свои слова всей той глубиной важности человеколюбия, что я впитал в себя через поколения моих предков.
Самой страшной ошибкой было и останется непризнание счастья быть рождённым Езидом.
^ Человек есть Езид до того как он понимает ,что где то существует Езидизм.
Вроде просто как...не знаю как! И поэтому обидно, что вроде начитанные Езиды и не могут понять чарующей простоты всего этого.
Вместо судорожных планов в сведении двух народностей в один: в форме неравноправного брака с Курдами, занялись бы реформаторством. С очень острожными шагами основали бы светскую форму представительства народности. Терпеливо заботились бы о сохранности понятия Езидский Народ, при необходимости ввели бы наследие Езидства по принципу материнства. Раскрыли бы суть Езидизма как исключительно синергичной и такой пластичной религии! и удерживали бы всех наших отпрысков на орбите Езидского народа....а вместо этих планов, наблюдаю я весь этот плачевный маскарад с Курдами.
Да Бог с ними с Курдами то! Пусть себе развиваются если оно у них получится. Вроде чего желать им плохого? Накрутили они за всю историю не мало и их тоже немало помучила жизнь. Кроме как приличной жизни я им и не жалаю. Может и получится у них страну построить светскую и вне агрессивного ислама...Только мало для этого современных предпосылок. С Пакистаном и Индонезией ожидало человечество тоже не мало. И что оно получилось? Бедой оно вышло для всех неисламских малочисленностей. Ужасно не хочется такой судьбы и для Езидов.
И последнее. Странноо , но все авторы сближения с курдами...покрайней мере мне известные Анкоси, Латиф, Набиев и другие, живут всё ещё не в Курдской автономии и рассуждают о прелестях Курдистана из за бугра. А я вот уже несколько раз побывал там. Вот моё предложение: поезжайте братки туда и поживите ...ну хотя бы год или два. Нескрывая, что вы Езид и что вы горды за это. Если оно у вас получтися живыми вернутся...вот тогда ешё можно было бы подумать, что вы что то открыли, чего мне неведомо. А то вот так как сеичас выглядет очень неправильно: продаёте путёвки в Джанм, а сами вроде туда не хотите. Посмотрите на тот факт что за 1-2 года Ирак покинуло более 150 тысяч Езидов! Народ устал от безис ходности жизни с Курдами. В Конституции оно неплохоо написанно, но в реальности оно как в грузии: на бумаге хорошо, а в реальности страх Божий.
С уважением
Пир Boljshoi


.................................................................................................................................. ....
^ О ПРОБЛЕМЕ «КУРД» ИЛИ «ЕЗИД»

Нодар Мосаки (Москва).
http://www.kurd.ge

Идентичность «курдов-езидов» Грузии

Термины «курды-езиды», «курды», «езиды» в отношении жителей Грузии и выходцев оттуда можно употреблять условно, поскольку на сегодняшний день не имеется термина для совокупного обозначения лиц, кто ранее принадлежал к езидам Грузии. Что имеется ввиду?

Значительная часть т.н. «курдов-езидов» не считает себя по национальности (в этническом смысле) курдами, и утверждает, что они являются [по национальности] езидами. По нашим грубым оценкам, их доля, как минимум, превышает половину (в Армении доля «этнических езидов» существенно выше) т.н. «курдов-езидов». При этом причисление их к курдам вызывает у них агрессивный протест и заявления, что курды[-мусульмане] всегда враждовали с езидами, притесняли и уничтожали их. Подобное поведение и заявления лиц, причисляющих себя к «езидской национальности» неудивительно, поскольку утверждение «езидской» этнонационациональной идентичности возможно лишь через отрицание курдскости. Не случайно, подавляющее большинство тех людей, которые по состоянию на начало 80-х годов ХХ в. являлись езидами по вероисповеданию или их потомков (речь идёт о жителях Грузии, хотя сюда можно отнести и жителей Армении), называет свой язык не курдским (kurdî) или курманджи (kurmancî), а «эздики» (êzdîkî), хотя востоковедение и филология не знают такого языка, а себя почти всегда – «эзди» (êzdî). В этом смысле причислять к курдам (как к национальности) тех людей, которые не считают себя курдами и, более того, агрессивно протестуют против этого, даже, если в строго научно-историческом смысле они являются курдами, мы считаем необоснованным. Очевидно, что каждый человек сам выбирает себе национальную идентичность и грузин или удмурт может стать русским, а армянин – грузином и т.д. Точно так же курды становились турками (мы имеем в виду здесь добровольную смену идентичности), арабами, персами и т.д. Проблема здесь возникает в том, что курды считают возможным смену курдской идентичности на турецкую, арабскую или грузинскую (происходила и курдизация некурдов), но невозможным на «езидскую». Для курдов непонятно и неприемлемо формирование другой (в случае с «езидами» в первую очередь антикурдской) этнонациональной идентичности, родным языком которых является курманджи (т.н. “êzdîkî”). Однако такова реальность: эти люди не считают себя курдами и даже враждебны им. Поэтому с конструктивистской точки зрения трудно отказать им в праве считать себя по национальности езидами. Курдами называет себя, как правило, интеллигенция и часть людей, относящихся к касте мирян. Духовенство в основном (хотя имеются и исключения, и это опять, как правило, интеллигенция) считает, что езиды не являются курдами. Таким образом, термин «курды» ко всем тем людям, которые по состоянию на начало 80-х годов ХХ в. являлись езидами или их потомков, неприменим. Для многомиллионного курдского народа (включая тех езидов, которые причисляют себя к курдам) «потеря» нескольких десятков тысяч людей, являющихся потомками людей, родным языком которых был курманджи, а конфессией – езидизм, не представляет особых проблем (так, в настоящее время в Турции происходит ассимиляция около 2–3 млн курдов, по большей части высокообразованных и достаточно зажиточных). По-видимому, больший урон наносит многолетняя дискуссия о том, являются ли езиды курдами, выставляющая курдов посмешищем среди других народов. Наверное, участникам подобных дискуссий следует признать право людей самим выбирать себе этническую идентичность, в т.ч. и «странную», и право называть себя по национальности хоть хоббитами или эльфами. При этом возможно также ситуация, когда близкие родственники будут идентифицировать в этническом отношении себя по-разному. Кроме того, подобная дискуссия бесплодна. Во-первых, ссылка на зарубежных авторов (пусть и курдоведов) в деле выяснения идентичности курдов (и «езидов») между собой сама по себе унизительна. Во-вторых, «убеждённые езиды» практически не предпринимают никаких действий в деле укрепления езидской веры, предотвращении ассимиляции (пока преимущественно культурно-лингвистической и конфессиональной, которая в ближайшие десятилетия превратится и этническую; особенно в России). Основной «деятельностью» таких езидов является «предотвращение курдизации» посредством споров с курдами (включая курдов-езидов). Их способностей, как правило, хватает лишь на споры с курдами, а в спорах с проповедниками-иеговистами, баптистами и др., они терпят поражение, а езиды массово принимают другие религии.

Так же неприменим ко всем людям, являющимся потомками езидов, и декларирующих, что они не являются курдами, термин «езид». В религиозном смысле езидами являются последователи езидизма. Езид, принявший другую религию, перестаёт быть им. Между тем, значительное количество бывших езидов стало исповедовать другие религии. По нашим оценкам, доля бывших езидов, сменивших веру, вместе с их потомками, а также детьми от браков езидов с не езидами, составляет не менее трети. По-видимому, езидам (конечно же, имеются ввиду те, кто не перешёл в другие конфессии), необходимо вести какой-то внутренний учёт, и перестать считать езидами (по вере) тех людей, которые восприняли другие религии, соответственно, не считать езидами их потомков.

После перехода бывших езидов в другие конфессии стал наблюдаться такой феномен – трансформация религиозной самоидентичности в национальную при приобретении новой конфессиональной идентичности. Часть бывших езидов считает себя по национальности езидами, а по вероисповеданию, например, – православными[1]. Бывших езидов, сменивших религию, а также детей от езидов и не езидов продолжают называть езидами, хотя по канонам езидизма они не могут являться ими[2]. Однако этим людям безразличны каноны езидизма. Как и в случае с пониманием этнонациональной идентичности, этим людям безразлично мнение езидского духовенства. У них «свой езидизм». Интересно, если езид примет ислам, сможет ли он продолжать называть себя езидом, и, в частности, идентифицировать себя «езидом по национальности» и мусульманином по вере? Пока такие случаи неизвестны. Однако поскольку ставших христианами продолжают называть «езидами», то аналогично потенциально должно быть возможны «езиды-мусульмане».

Хотя трансформация идентичности езидов является на первый взгляд жёсткой (поскольку «езиды» настроены антикурдски), однако не исключает дальнейших изменений этносамоидентификации. Так, нам известны различные случаи таких «трансформаций». Например, т.н. «этнический езид» крестился, спустя какое-то время стал «курдом», а также вернулся к езидизму, отказавшись от христианства. Однако большей частью езиды всё-таки становятся христианами безвозвратно.

Таким образом, среди бывших [курдов-]езидов Грузии наблюдается целый спектр различных этно-конфессиональных идентичностей, ранее неизвестных и невозможных.

BREAHRATE PIR BOLSHOY. Я ДУМАЮ ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИДЕТ СВОИМИ НОГАМИ В АД - ЭТО ИХ ДЕЛО! А НАМ НАДО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ИЗНАЧАЛЬНОМУ САМОНАЗВАНИЮ - МЫ НАРОД АДАБИ И ЯЗЫК НАШ АДАБИ И ГОРОД АДАБИНОВ БЫЛ! они пусть себя как хотят обозначают - ГОСПОУ ЭЗИДУ - ОНИ НЕИЗВЕСТНЫ ХАФИЛЕ КОР!!! АМ МЫЛАТЕ - АДАБИНА! ХАТРЕ ВА ХАФИЛА??? УН ГУНАНА ГУНЕ ВА СТУКУРА ВАБА! HAQ-ARDA!!!!
^ MICHAIL MIRAN!!!


В веках памятью предков. Курдов среди них не было!

  1   2   3   4

Похожие:

Религия Езидов, кто мы,Езиды? iconКурды и езиды представители одной нации, говорим на одном языке,...
Езидизм одна из древнейших восточных религии. Его последователи поклоняются богу и семи его ангелом, ангелом возгловляет Малаке Таус...
Религия Езидов, кто мы,Езиды? icon12. Религия и ее роль в современном мире
Религия-это совокупность определенных взглядов и представлений об окружающей действительности, которые проявляются в соответствующих...
Религия Езидов, кто мы,Езиды? icon1. Религия, ее роль в жизни современного общества
Религия-форма общественного сознания, совокупность представлений и взглядов, в основе которых лежит вера в существование Бога, высших...
Религия Езидов, кто мы,Езиды? iconИкка это религия неоязыческого ведьмовства. Ее называют еще Ремеслом...
Ее называют еще Ремеслом или "Старой Религией". Это свободная языческая религия, основой которой является поклонение созидательным...
Религия Езидов, кто мы,Езиды? iconПеревод и религия. Шедевры библейских переводов перевод и религия. Шедевры библейских переводов
Священного Писания отражает процесс распространения христианства по всем континентам. Но нас этот процесс интересует с другой, противоположной...
Религия Езидов, кто мы,Езиды? iconРелигия.
Возникает когда человек не в состоянии объяснить явления природы и действительности
Религия Езидов, кто мы,Езиды? iconДва Мистика Луна в облаках
Тебе кажется, что голос внутри тебя это ты. Но кто тогда тот, кто слышит его? Кто тогда тот, кто видит сны?
Религия Езидов, кто мы,Езиды? iconБрэйн Даун Код Онегина
Вспомните: кто является самым любимым и часто поминаемым в народе русским писателем? Кто создал русский литературный язык? Кто стал...
Религия Езидов, кто мы,Езиды? iconПравославие и религия будущего
Совместное издание редакции "Скит" и Ставропольского краевого комитета Общества Красного Креста
Религия Езидов, кто мы,Езиды? iconAnnotation Кто следит за тобой? Кто преследует тебя? Кто, скрытый...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница