Пояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История»


НазваниеПояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История»
страница1/7
Дата публикации08.03.2014
Размер0.92 Mb.
ТипПояснительная записка
vb2.userdocs.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


Ф 27-015

Учреждение образования

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”
УТВЕРЖДАЮ

Проректор

Учреждения образования

“Гродненский государственный

университет имени Янки Купалы”

___________________ Ю.Э.Белых

«___» __________________ ________ г.
Регистрационный № УД - _____ / баз.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ



Учебная программа для специальностей:
1 – 21 03 01 – 01 - История (отечественная и всеобщая)
1 – 21 03 01 – 02 – История (археология)


2012 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
Майя Владимировна Мартен, доцент кафедры всеобщей истории УО “Гродненский государственный университет им. Я. Купалы”, кандидат исторических наук, доцент
^ Наталья Леонидовна Улейчик, доцент кафедры истории славянских государств УО “Гродненский государственный университет им. Я. Купалы”, кандидат исторических наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Сергей Анатольевич Ситкевич, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин УО “Гродненский государственный медицинский университет”, кандидат исторических наук, доцент

Николай Никифорович Беспамятных, доцент кафедры социологии и специальных социологических дисциплин, кандидат философских наук, доцент
^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой всеобщей истории

(протокол № 6 от 22 июня 2012 г.);
Кафедрой истории славянских государств

(протокол № 6 от 25 июня 2012 г.);
Методической комиссией по специальности 1- 21 03 01 -01 – История

(протокол № 6 от 27 июня 2012 г.);


Советом факультета истории и социологии

(протокол № 6 от 27 июня 2012 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”

(протокол № __ от ________ 2012 г.)


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Характеристика учебной дисциплины

В учебном плане специальности 1 – 21 03 01 – 01 - «История» курс «История культуры» представлен как интегрированный. Он состоит из пяти частей: часть I. «Культура античности», часть II. «Культура западноевропейского средневековья и Ренессанса», часть III. «Культура Западной Европы и США новейшего времени», часть IV. «История русской культуры с древнейших времен по XIX век» и часть V. «Культура России XX в.», освещающие наиболее значимые эпохи и феномены культурного - исторического развития, имеющие всемирно-историческое значение.

Понятие «культура» весьма многогранно. Оно включает в себя не только такие традиционные области культуры как философия, литература, искусство, но и охватывает материальную и профессиональную культуру, бытовой и хозяйственный уклад, особенности социальных и политических отношений, весь способ организации и развития человеческой жизнедеятельности.

Курс предусматривает многоаспектное, многоплановое рассмотрение истории культуры. Вместе с тем есть и ведущий, основной аспект. Это взаимодействие, взаимовлияние, исторический диалог культур.

В частях I – III учебной программы раскрывается содержание основных этапов развития западной культуры. В программе выделены наиболее значимые аспекты культуры, определяющие своеобразие античной, средневековой и современной цивилизации. Они рассматриваются во временном развитии.

Культура западноевропейской цивилизации развивалась особенно успешно, обогащая мир высокими взлетами человеческого духа. Она столетиями воздействовала на последующую американскую и современную мировую культуру.

История русской культуры с древнейших времен до конца XX в. освещается в IV – V частях программы. Менявшийся на более чем тысячелетнем пути развития менталитет русской культуры (от Киевской Руси до наших дней) сохраняет свое этническое единство и преемственность в эпоху Руси языческой и принявшей христианство, во времена домонгольского расцвета и в период иноземного ига, а также в эпоху образования Российского централизованного государства и в годы трагических переломов ХУП, ХУШ, Х1Х и ХХ веков и в начале XXI века.

Признание самобытности не означает обособления русской культуры от общего потока развития мировой культуры. Бинарность русской культуры, ее роль в мировом историко-культурном процессе рассматривается с учетом природно-географических особенностей и национального состава населения страны, ее пограничного положения между Европой и Азией, т.е. тех факторов, которые обусловили многообразное, противоречивое воздействие на Россию Запада и Востока, ее превращения в уникальный регион, в средоточие межцивилизационных контактов. В таком контексте прослеживается влияние на русскую культуру Востока с его многоликой культурой, особой ролью государства, оригинальными религиозными и философскими учениями. В то же время акцент делается на то, что основное воздействие на русскую культуру нового времени оказала западная цивилизация.

Восприняв от Византии христианство, Киевская Русь, уже обладавшая высоким культурным потенциалом, приобщилась к европейской средневековой цивилизации и пережила бурный культурный расцвет. Это не было результатом простого заимствования: творчески переработав разнообразные влияния (византийское, южнославянское, частично романское и восточное), Древняя Русь создала органичную систему культурных ценностей, которая на века определила пути развития самобытной культуры восточнославянских земель – великорусского, украинского, белорусского народов. И в тяжелую пору ордынского господства, будучи, в значительной мере изолированной от Западной Европы, Русь не порывала культурных связей с Византией, с христианскими странами Балканского полуострова – Болгарией, Сербией и др. Несмотря на известные потери, возрождавшаяся культура сохранила лучшие национальные традиции и европейский характер.

В этой связи XVIII столетие явилось важным этапом становления русской национальной культуры. Если первая половина XVIII века отмечена победой светского начала в культуре и, одновременно, значительным усилием внешних заимствований (Россия осваивала и перерабатывала опыт Западной Европы во всех сферах человеческой деятельности), то вторая половина столетия была ознаменована органическим вхождением русской культуры в общеевропейский культурный процесс, утверждением идеалов просветительства, причем в России наряду с общими для всей Европы гуманистическими принципами особенно остро осознавалась идея раскрепощения человеческой личности.

Наметившиеся в XVIII веке задачи национальной консолидации в основном были решены в первой половине Х1Х века. С этого времени русская культура сделалась активным участником мирового культурного развития.

ХХ век начинался для русской культуры культурным ренессансом, поразительно мощным и ярким расцветом всех слагаемых целостного культурного процесса. Была построена основательная стартовая площадка для дальнейшего поступательного развития государства, общества, культуры. Однако последующего восхождения к мировым высотам, еще большего рывка в развитии культуры не получилось.

Советский период в истории русской культуры едва ли может быть оценен однозначно: наряду с разрушительными процессами и тенденциями отчетливо прослеживаются и выдающиеся достижения, весомые результаты. Культура советского общества никогда не была монолитной по сути. В ней нашли своеобразное преломление два одновременных, проходящих параллельно процесса: с одной стороны, необычайное воодушевление масс, поразительный духовный подъем людей, вдохновленных идеалами коммунизма; а с другой - создание тотализированной социокультурной мифологии, сопровождавшейся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок. В культуре советского общества нельзя не заметить официально признанную, «разрешенную» и выпадающую из традиционных догматических схем культуру инакомыслия и оппозиционности, «запрещенную» и «выдворенную» по идейно-политическим мотивам за рубеж, и даже культуру андеграунда. Сходство или несходство их неоднозначных судеб в том, что они должны были стать послушным придатком тоталитарного государства. Один из уроков истории культуры советского общества в том и заключается, что культура и вообще духовная сфера лишь в определенной степени подвластна политике. В сложном переплетении негативных и позитивных явлений этого процесса русская культура сохранила высокую духовность – «сильнейшее оружие России» (Дюрренматт).

Культура советского общества является неотъемлемой составной частью русской и мировой культуры, суть которой может быть понята и осмыслена с учетом преемственности и единства дооктябрьского и послеоктябрьского периодов развития страны и только в рамках общемирового исторического процесса.

Авторы разделяют позицию современных российских исследователей, состоящую в том, что духовная жизнь нации имеет внутренний потенциал, который реализуется относительно независимо от социальных, политических, экономических процессов. Выживать в неблагоприятных социально-экономических ситуациях и политических катаклизмах культуре позволяют собственные внутренние силы.

В основе курса лежат следующие методологические принципы.

ХХI век отмечен постепенным отходом от позитивистского дробления гуманитарных знаний, от тех или иных форм технологического, экономического, социального или политического детерминизма. Одновременно идет становление новой, более универсальной и основательной в научном отношении культурно-исторической картины развития человека и общества. Одно из достоинств культурно-исторического подхода состоит в том, что он позволяет научным образом понять мир ценностей и смыслов, раскрыть их многообразие и предложить критерии для гуманистического выбора собственной позиции.

Методологические принципы реализованы в содержании курса и структуры программы следующим образом.

Во-первых, учитывая опыт российских исследователей Л.Г.Березовой и Н.П. Берляковой, отказавшихся от «линейного» изложения истории культуры по принципу нанизывания фактов, в курсе предлагается построение модели культуры (одной или нескольких), характерных именно для данной культурно-исторической эпохи. С этой целью центральное место при изложении особенностей каждой культурно-исторической эпохи занимает реконструкция культурной доминанты, т.е. ведущей тенденции культурной жизни, доминирующей системы ценностей и идеалов.

Рассматривая все сферы культурного творчества в каждую эпоху предпочтение, однако, отдается тем, в которых культурная доминанта проявила себя наиболее ярко, т.е. лидирующим сферам культуры.

Во-вторых, выстраивая динамичную модель каждой культурной эпохи, необходимо выявить внутренний механизм саморазвития культуры. В курсе рассматриваются «моторные» функции таких явлений, как культурный диалог, заимствование, адаптация иных культурных традиций, транслирование образцов, трансформация системы ценностей и идеалов и др.

^ 1.2. Цель и задачи учебной дисциплины

Исходя из общих требований к формированию академических, социально-личностных и профессиональных компетенций специалиста-историка, цель курса – осмысление мировой культуры как неотъемлемой составной части духовной жизни общества, размышления о взаимосвязи и взаимодействии культур различных стран и эпох.

Такой подход базируется на философских категориях общего и особенного, что позволяет показать общие закономерности мирового историко-культурного процесса, а также выявить и исследовать частные, национальные закономерности развития культуры и особенности ее функционирования в определенных исторических условиях.

^ Задачи курса:

- обеспечить студентам возможность овладеть знаниями о многовековом пути становления и развития мировой культуры, ее месте и роли в развитии общества, о факторах, определивших в различные исторические эпохи судьбу и своеобразие культуры;

- познакомить студентов с культурно-исторической картиной развития человека и общества;

- сформировать у студентов умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников; развить способности анализировать и оценивать факты, явления и события истории культуры; раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения о творчестве деятелей культуры.

^ 1.3. Роль и место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста

Курс «История культуры» предназначен для студентов I – II и V курсов дневной и заочной форм обучения факультета истории и социологии специальности 1 – 21 03 01 – 01 - История (отечественная и всеобщая). Изучение культурного содержания конкретной исторической эпохи позволяет более адекватно отличить один исторический период от другого, выделить его специфику в общем историческом процессе, установить связи культурных феноменов разных эпох.

^ 1.4. Связь с другими дисциплинами учебного плана

Программа курса «История культуры» составлена в соответствии с учебным планом для исторических факультетов вузов Республики Беларусь. При составлении учебной программы использовались типовая учебная программа “История России и Украины” для высших учебных заведений по специальности 1 – 21 03 01 – История, утвержденная 03.04. 2009 г., регистрационный № ТД – д.077/тип., а также учебная программа “История новейшего времени”, утвержденная 15.06.2012, регистрационный № УД/12 ист/138/баз. Изучение истории культуры позволит студентам углубить знания по курсам “Всеобщая история”, “История России и Украины”, которые изучаются параллельно.

^ 1.5. Требования к компетентности (согласно образовательного стандарта специальности

В ходе учебного процесса студент должен приобрести следующие компетенции:

академические:

- овладение методологией и методикой исторического научного исследования;

- выявление сущностных основ и связей западной и русской культуры;

- усвоение соответствующих явлений, событий и фактов на основе использования широкого круга исторических источников и новейших достижений исторической науки;

социально-личностные:

- компетенция культурно-ценностной и личностной ориентации;

- компетенция гражданственности и патриотизма;

- компетенция социального взаимодействия;

- компетенция коммуникации;

- компетенция самосовершенствования;

профессиональные:

- владение методами системного и сравнительного анализа;

- формирование критического мышления;

- владение умениями проектировать и прогнозировать;

- умение учиться, повышать квалификацию на протяжении всей жизни;

- умение работать в команде;

- формирование личностных качеств: самостоятельности, ответственности, организованности, целенаправленности и др.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к компетенциям выпускника, студент должен:

знать:

- основные этапы становления и развития мировой культуры;

- факторы, определившие особенности ее развития в определенных исторических условиях;

- место и роль в мировом историческом процессе;

- главные достижения в развитии русской культуры, ее культурно-историческое наследие;

уметь:

- применять общеисторические принципы объективности и историзма при характеристике западной и русской культуры;

- характеризовать условия и этапы в развитии западной и русской культуры в разные исторические периоды;

- проводить сравнительный анализ взаимодействия, взаимовлияния, исторический диалога русской культуры с другими культурами.

Студент должен овладеть навыками исследовательской работы с историческими и историографическими источниками; творчески применять полученные знания на практике и развить на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.

^ 1.6. Формы и методы обучения и воспитания

По каждому разделу в соответствие с его целью и задачами по формированию и развитию у студентов профессиональных компетенций пректируются и реализуются разнообразные педагогические технологии. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих активизации познавательной творческой деятельности студентов, приобретения ими опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

- технологии проблемно-модульного обучения;

- технологии модульно-рейтингового обучения;

- метод проектов, или проектные технологии;

- технологии учебно-исследовательской деятельности;

- коммуникативные технологии (дискуссии, коллоквиумы и др.)

^ 1.7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

В качестве формы контроля внеаудиторной самостоятельной работы при выполнении домашних заданий учебного и творческого характера предлагаются метод проектов по актуальным проблемам истории культуры, семинары-конференции, доклады и сообщения, компьютерная программа текущего и итогового тестирования, создание презентаций и т.д.
1 – 21 03 01 – 01 - История (отечественная и всеобщая)
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Пояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История» icon«Расчет сети для электроснабжения промышленного района» пояснительная...
Пояснительная записка: 47 листов, 7 таблиц, 6 рисунков, 9 источников, 2 приложения
Пояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История» iconПрограмма учебной дисциплины «история зарубежной литературы второй половины ХХ в.»
...
Пояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «административное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Административное право» цикла опд по специальности 030501. 65 «Юриспруденция». –...
Пояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История» iconПояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей...
Программа формирования дисциплинированности как нравственно-волевого качества у детей 5-го года жизни в условиях доу общеразвивающего...
Пояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебный курс «История политических и правовых учений» предусмотрен для студентов 4 курса дневного отделения, 5 курса вечернего отделения,...
Пояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история государства...
Учебно-методический комплекс по курсу «История государства и права зарубежных стран» одобрен кафедрой теории и истории государства...
Пояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина// Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение»,...
Пояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История» iconПояснительная записка к курсу история 10 класс. ( Профильный уровень)
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет во втором концентре...
Пояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История» iconПояснительная записка

Пояснительная записка характеристика учебной дисциплины в учебном плане специальности 1 21 03 01 01 «История» iconГрафик прохождения учебной практики студентами 3 курса специальности...
Специальности 110501. 65/ Направления подготовки 110500. 62 – ветеринарно-санитарная экспертиза
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница