Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения


Скачать 109.07 Kb.
НазваниеФомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения
Дата публикации11.02.2014
Размер109.07 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > История > Документы
Е. Карельская. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда. Статья первая. Работа над постановкой звуков// Дошкольное воспитание, 199 № 6 – с. 14-17



Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

При постановке звуков важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая заставляет работать все мышцы, участвующие в процессе звукообразования, делает их более подвижными и послушными (Артикуляционные упражнения для всех групп звуков приведены в кн.: Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М.: Просвещение, 1981) .

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить как в речевых, так и в обычных группах, так как у многих детей наблюдаются нечеткое, “смазанное” звукопроизношение, скованная артикуляция, плохая переключаемость с одного звука на другой.

Предлагаемые сказочные истории помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, вы увидите, что постановка звуков пошла быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Эти истории — лишь незначительная часть того, что можно придумать, занимаясь с детьми. У каждого из вас — масса фантазии, поэтому творите, придумывайте все новые и новые истории о Язычке и его друзьях, рассказывайте их детям, выполняя при этом вместе с ними артикуляционные упражнения.

И еще. Детям трудно запомнить названия и расположение артикуляционных органов. Чтобы облегчить им это, мы используем игровые приемы, придумываем сказки и забавные истории. Рассказывая их, надо показывать детям игрушки, иллюстрации, предметные картинки, рисунки самих детей. Перед каждым ребенком обязательно должно стоять зеркало, достаточно большое, чтобы он видел работу артикуляционных органов. Итак, поможем Буратино заговорить.

Помните? Старый шарманщик папа Карло решил смастерить из полена куклу. Вырезал голову, глаза, нос, назвал мальчишку Буратино, заговорил с ним, но ответа не дождался. Как вы думаете почему? Конечно, папа Карло не успел сделать рот. Поможем ему? Чтобы Буратино заговорил, надо обязательно сделать губы. Их две — верхняя губа и нижняя губа. Когда губы плотно сомкнуты, мы не видим, что за ними скрывается. А за ними скрываются... зубы, верхние и нижние. Карло вырезал губы и зубы, но Буратино все равно не мог говорить. С досады он прикусил верхними зубами нижнюю губу, а потом нижними зубами верхнюю губу. Он крутил головой, шевелил губами, пытаясь что-то сказать, но у него ничего не получалось, потому что папа Карло не сделал ему... язык. Но вот и язык готов, розовый и очень веселый. Язык ни на секунду не оставался в покое: он высовывался изо рта, подпрыгивал, щелкал, облизывал губы.

Буратино очень понравился рот. Он был очень большой — прямо до ушей! Когда Буратино широко открывал рот, можно было увидеть вверху небо, а в самой глубине рта — маленький язычок, который находился над входом в горло. Когда Буратино говорил:

“А-а-а”, язычок поднимался вверх и было видно горло. Все это очень забавляло Буратино, он придумывал разные игры для губ, язычка и подолгу играл в них. Эти игры не были пустой забавой: они нужны, чтобы научиться правильно произносить звуки. Вместе с Буратино мы тоже будем играть в эти игры.
^

Сказочные истории из жизни Язычка История 1. Домик для Язычка


Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери:

первая дверь — губы, вторая дверь — зубы.

В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щеки.

А потолок был твердым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком - увуля.

Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное — не было сквозняков.
^

История 2. Язычок делает ремонт


Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь — губы, затем вторую дверь — зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)

Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребенок двигает языком 5—10 раз

вперед-назад и из стороны в сторону по нёбу — упражнение “Маляр”.)

Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щек обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху—вниз по внутренней стороне обеих щек.)

После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.)

Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы — упражнение “Забор”.)
^

История 3. Язычок делает покупки


Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому прежде всего он решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону. (Движения языка из одного уголка рта в другой, рот открыт — упражнение “Часики”.)

У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в нескольких местах касается округленных губ, указывая расположение цифр на циферблате).

Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: “Тик-так, тик-так!”, а каждый час били:

“Бом-бом-бом!” (Дети повторяют.)

Еще Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий язычок в форме чашечки поднимается к верхним зубам, губы остаются неподвижными — упражнение “Чашечка”.) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щек.)

Язычок купил также сковородку, на ней он пек блины, которые очень любил. (Сделать язык широким и плоским, как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт, губы не напряжены — упражнение “Блинчик”.)

Язьгаок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (Широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз 5—10 раз; рот открыт — упражнение “Вкусное варенье”.)
^

История 4. Утро Язычка


Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался. (Дети выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой.)

Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюстей, языка). Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко), вниз (нет ли луж на дорожке) и выходил из дома на утреннюю пробежку. (Дети выполняют языком указанные движения.)

Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в другую сторону. (Круговые движения языка, рот широко открыт.)

Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом), Язычок возвращался домой, захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.
^

История 5. У Язычка появился новый друг


Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке. (Положить широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; губы не напряжены.)

Ярко светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал.

Вдруг он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького пушистого котенка. Язычок погладил его. (Дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котенка.) Но котенку это не понравилось, и он выгнул

спинку. (Кончик языка упирается в нижние зубы; широкий язык круто выгнут — упражнение “Киска сердится”.) Язычок, отдернув руку, удивленно посмотрел на котенка: тот оказался худым и голодным. “Его надо накормить!” — решил Язьгаок и пошел в дом за едой.

В своей любимой чашке (упражнение “Чашечка”) Язычок принес котенку теплое молоко. Котенок стал с жадностью его лакать (соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котенок облизнулся (упражнение “Вкусное варенье”, 5—10 раз) и начал умываться. (Дети правой рукой имитируют движения умывающегося котенка.)

Язычок решил снова погладить котенка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия (движение языка), а потом потерся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык) и замурлыкал.

С тех пор котенок стал жить вместе с Язычком.
^

История 6. Новый велосипед


На день рождения друзья подарили Язычку велосипед: красивый, с двумя большими колесами (круговые движения языка) и блестящим рулем.

Язьгаок решил прокатиться на велосипеде вокруг дома. (5—10 круговых движений языка, рот открыт как можно шире.)

Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь. (Сделать язык длинным и узким, как игла,— упражнение “Иголочка”.) Язьгаок напоролся на него, и из камеры стал выходить воздух (“С-с-с-с”).

“Не расстраивайся!” — начали успокаивать Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку в камере и накачали ее с .помощью насоса. (“С-с-с-с”. Одновременно дети выполняют движения руками “Насос”.)

Колесо поставили на место, и Язычок с друзьями снова мог кататься на велосипеде. (Несколько круговых движений языка.)
^

История 7. Язычок и лошадка


Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают) и весело помахивала хвостом (движения языка из стороны в сторону).

Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца. Та осторожно взяла его мягкими губами (движение губ).

На спине у лошадки было широкое седло (упражнение “Чашечка”), и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками “держат поводья” и звонко цокают языком — упражнение “Лошадка”.)

Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движение — упражнение “Натянем поводья”) и останавливал лошадку: “Тпр-р-р...” (Подуть на губы, а затем на губы и язык — упражнение “Кучерское межгубное р-р-р”. Названные упражнения повторить несколько раз, чередуя.)
^

История 8. Язычок в зоопарке


Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли:

лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга, ездил верхом. (Упражнения “Лошадка”, “Натянем поводья”, “Кучерское межгубное р-р-р”.)

В зоопарке у Язычка появились новые знакомые.

Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (дети открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.)

Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом и “болботал”. (Очень быстрые движения широким языком, который бьет по верхней губе, издавая

при этом характерные звуки — упражнение “Индюк”.)

Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало. (Упражнение “Иголочка”.) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону. (Дети узким длинным языком выполняют соответствующие движения — упражнение “Змейка”.)

Самой веселой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожи: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (Дети выполняют все эти движения.)

Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спину и шипел. (Упражнение “Киска сердится”.)

Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке — соленый хлеб (движение губами, захватывающими что-то); бегемоту — большую конфету (кончиком языка как бы прилепить конфету к небу за верхними зубами — упражнение “Конфетка”); индюку — зерна пшеницы (кончиком языка как бы клюют зернышки); ужу — молоко (лакательные движения); обезьяне — банан (попытаться сделать язык похожим на банан); тигру — кусок мяса (жевательные движения).
^

История 9. Язычок в цирке


Вместе с друзьями Язычок отправился в цирк. Сколько же интересного они там увидели!

Открыли представление барабанщики. Выйдя на арену, они громко били в барабаны: “Ды-ды-ды!” (Кончиком языка постучать по нёбу за верхними зубами — упражнение “Барабанщик”.)

Затем под куполом цирка появились воздушные гимнасты. Они раскачивались, перелетали с одной трапеции на другую. (Широким языком выполнить движения языком вперед-назад, рот открыт — упражнение “Качалочка”, повторить 5—10 раз.)

После гимнастов выступали цирковые лошадки. (Упражнения “Лошадка”, “Натянем поводья”, “Кучерское межгубное р-р-р”.)

Очень интересным было выступление дрессированных тигров, которые сидели на высоких тумбах (широкий язык положить на нижнюю губу), качались на качелях. (Рот открыт, язык дотрагивается сначала до верхней, а потом до нижней губы 5—10 раз; губы при этом не напрягаются и не подворачиваются, а язык не зажимается зубами — упражнение “Качели”.) Иногда тигры сердились на дрессировщика и выгибали спины. (Упражнение “Киска сердится”.)

Но больше всего Язычку понравилось выступление фокусника. Придя домой, он придумал собственный фокус. (Положить ватку на кончик носа и сдувать ее, направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашечки, языка вверх; язык высунут, щеки не раздуваются; зубы не прикусывают язык — упражнение “Фокус”.)
^

История 10. Язычок собирает грибы


Наступила осень — пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упражнение “Чашечка”), отправился в лес. По дороге в лес увидел ручеек. (Холодная струйка воздуха “стекает” посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке — упражнение “Ручеек”.) Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок;

взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: “А какая вода в твоем ручейке?”)

Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. (Широкий

язык “присасывается” к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — ножку гриба — упражнение “Грибок”.)

Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: “Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...” и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.)

Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой.
^

История 11. Язычок учится играть на музыкальных инструментах


Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных инструментах. Он купил барабан, дудочку и гармошку.

Сначала Язычок стал брать уроки игры на барабане. Палочки звонко отбивали дробь: “Ды-ды-ды...” (Упражнение “Барабанщик”.)

Освоив барабан, Язычок начал учиться игре на дудочке. (Упражнение “Трубочка”: свернуть язык трубочкой и подуть в нее.)

Самым трудным оказалось научиться игре на гармошке. (Язык “присасывается” к нёбу, как в упражнении “Грибок”, а затем движением нижней челюсти вниз-вверх подъязычная уздечка растягивается, как меха у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от неба — упражнение “Гармошка”.)

Язычок очень старался, поэтому учеба его шла успешно. Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии. (Несколько раз повторить упражнения “Барабанщик”, “Дудочка”, “Гармошка”.)

Е. КАРЕЛЬСКАЯ, логопед ДО У № 42, пос. Свердловский, Моск. область

(Продолжение следует.)

Похожие:

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения iconПособие рассчитано на логопедов дошкольных учреждений специального назначения. Введение
В пособии рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников, приводится практический материал по совершенствованию...
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения iconЕтрадь для закрепления произношения звуков Л, Л' Рекомендовано учреждением...
Г 17 Тетрадь для закрепления произношения звуков Л, Л': Посо­бие для детей с нарушениями речи / Н. В. Гальская; Худож. Л. Г. Орлова.—...
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения iconВоспитание как целенаправленный процесс формирования личности
Виды воспитательного процесса и методы воспитания,9 Воспитание и его составные части,10 Нравственное воспитание,11 Методы организации...
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения iconВоспитание слепых детей дошкольного возраста в семье
Психолого-педагогические основы подготовки слабовидящих детей к школе
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения iconИздательство
Й дошкольного возраста. Предлагаемый материал способствует закреплению в речи ребенка правильного произношения звука Л, а также развитию...
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения iconБогомолова А. И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов....

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения icon1. Недостатки произношения звуков
Недостатки произношения звуков р и р (искажения — ротацизм, замены — параротацизм)
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения iconПредставляет
Развитие и активизация творческого потенциала детей и молодежи, воспитание художественного и эстетического вкуса
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения iconУльянова Р. К. Дошкольное воспитание аномальных детей. Коррекция...
Задачей настоящей работы является анализ состояния общей и тонкой моторики у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом...
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения iconН. В. Гальская
Тетрадь для закрепления произношения звуков К, К', Г, Г', X, X', И: Пособие для детей с нарушениями речи/Н. В. Гальская; Худож. Е....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница