Книга, написанная тренером для тренеров 11


НазваниеКнига, написанная тренером для тренеров 11
страница1/15
Дата публикации11.02.2014
Размер1.96 Mb.
ТипКнига
vb2.userdocs.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Уизерс Б.

Управление конфликтом. — СПб.: Питер, 2004. — 174 с.: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»).

В сложных условиях современных производств конфликты и отсутствие взаимопо­нимания неизбежны. Книга Билла Уизерса «Управление конфликтом» поможет тренерам и менеджерам спланировать и провести семинар. В ней содержится большое количество готовых к использованию обучающих материалов. Эта книга заинтересует и тех, кто хочет научиться контролировать и разрешать сложные ситуации и натянутые отношения. Предназначена для тренеров, проводящих занятия и семинары по данной теме, менеджеров по персоналу и руководящих работников.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то

ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© 2002 ШМат Шпегз

18ВМ 0-8144-7092-0 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
15ВМ 5-94723-958-2 © Издание на русском языке, оформление

ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

Содержание

Предисловие 7

Благодарность 8

^ Часть I. Проведение семинаров по навыкам управления конфликтом

Чему посвящена эта книга? 10

Книга, написанная тренером для тренеров 11

Считайте своих учеников экспертами 12

Расположение материала: что вы найдете под обложкой? .... 15

Как сделать эту книгу своей настольной книгой 17

Программы семинаров по навыкам управления конфликтом ... 18

Программа двухдневного семинара 18

Программа однодневного семинара 22

Программа семинара, рассчитанного на полдня.

Практика по посредничеству 24

Программа семинара, рассчитанного на полдня.

Осознание конфликта 25

Программа семинара, рассчитанного на полдня.

Реакции на конфликт 26

Как подготовиться к семинару 27

Предварительный опросник 27

Идеальная обстановка для занятий 27

Как подготовиться самому 28

Часть П. ^ Руководство для тренера

Введение в семинар 34

Цели 34

1. Осознание 37

Введение и цели 37

Цели модуля 1 37

Взгляды 44

Способы познания 47

Другой взгляд 48

Способы обучения……………………………………………………..52
Образ жизни 55

Взгляды на конфликт 63

Уравнять, увеличить или посмотреть иначе? 67

2. Реакция 80

Вступление и цели 80

Подведение итогов первого учебного дня 89

3. Действия 93

Обзор первого дня 93

Введение и цели 93

Вмешательство в конфликт 95

Трансформационное посредничество 125

Моя личная стратегия управления конфликтом 137

Стратегия поведения в конфликтной ситуации,

предлагаемая нашей группой 156

Завершение 163

^ Часть III. Дополнительная информация

Рабочий журнал участника семинара…. 168

Приложения 168

Истории 170

Литература ……………………………………………………….......171
Предисловие

Конфликты неизбежны.

На работе у людей есть масса поводов для разногласий: плохое снабжение, нехватка времени, недостаток денег, мало работников, теснота.

Есть разные взгляды на одни и те же вещи. Есть разные культуры. Разные потребности. Разные планы. Люди по-разному смотрят на самих себя, на мир и на то, как мы вписываемся в него.

Эта книга не избавит вас от конфликтов на работе, но она поможет вам сделать их менее опасными и облегчит их восприятие, возможно, вы даже извлечете из них полезный опыт. Семинарские занятия, о которых рассказано в этой книге, основаны на идее, суть которой заключается в следующем: когда вы собираете группу взрослых людей и предлагаете им задуматься о конфликте, поговорив о нем в спокойной обстановке, вы тем самым делаете первый шаг, определяя, что каждый из них и вся группа в целом решат делать для того, чтобы конфликт на работе стал для них позитивной силой. Чтобы помочь груп­пе продвинуться в достижении цели, к которой, по ее мнению, ей нужно стремиться, следуйте плану семинарских занятий.

Помощь в овладении новым мышлением, оказанная единовремен­но одному человеку или одной группе, может существенно повлиять на вашу организацию. Когда люди думают и разговаривают о произ­водственных конфликтах, они начинают понимать, что их вызывает, и — что еще важнее, — как они сами вписываются в более общую схе­му производственного конфликта.

Читайте эту книгу, и вы узнаете, как проверить компетентность участников вашего семинара и помочь им приобрести знания, кото­рые могут стать для них единственным в своем роде первым шагом к реальному изменению.

Благодарность
Эта книга не была бы написана, если бы не моя коллега, Мелони Сзл-ли-Досанму, которая высказала эту идею и познакомила меня с Дже­ки Флинн, редактором в АМАСОМ. Джеки и ее коллега Эрика Спел-ман — прекрасные специалисты своего дела. Они держали в поле сво­его зрения все детали и не давали мне сбиться с пути. Разумеется, все те, кто в течение последних лет вместе со мной участвовали в прове­дении семинаров, внесли свой вклад. Без коллективного обсуждения и проверки идей невозможно создать ничего нового. Некоторые дру­зья и коллеги, которые обучают, пишут и разрабатывают новые под­ходы, позаботились о таком изложении материала, которое позволи­ло бы другим людям воспользоваться им: Джулия Хаурило, Кэрри Кокс, Клаудия Ёрли из Сегтагпе СотиШп§, доктор Джон Мак-Гло-лин, Майкл Рэми Пепе, Карен Мёрдок, Кэти Келлер и Тамра Флеминг. Джулия, Карен и Джон также помогали мне как исследователи. Кеми Д. Льюис отрабатывал вместе со мной на семинарах оконча­тельные версии некоторых упражнений и сделал все для того, чтобы они действительно стали окончательными. Доктор Дженни Вир — мой вдумчивый «резонатор» и «проверка в реальных условиях». Уп­ражнение на планирование действий — результат моей работы и раз­говоров с доктором Джэем Ротманом из АКТА Сгоир. Мои помощни­ки и коллеги из К&В с особым терпением отнеслись к тому, что было в центре моего внимания, когда я работал над этой книгой. Спасибо всем.


Часть I

^ Проведение семинаров по навыкам управления конфликтом

Чему посвящена эта книга?

Эта простая, написанная легким языком книга о том, как помочь людям научиться управлять конфликтами, возникающими на работе. Старая байка о погоде временами приложима и к конфликтам: о них все говорят, но никто ничего не делает. Конфликт неотвратим, как и погода. В то время как одни конфликты вполне прогнозируемы, дру­гие порой возникают, как говорится, на пустом месте. Смысл некото­рых конфликтов становится понятен лишь по прошествии времени. В этой книге описан ряд простых методов, убеждающих в том, что разговор о конфликте на работе приводит к тому, что люди начинают что-то делать в этом направлении.

«Навыки управления конфликтом» — четкое руководство для тре­неров, в котором шаг за шагом описаны упражнения, даны вопросы для дискуссий и истории, разработанные мною за годы работы с груп­пами людей как в сфере бизнеса, так и в некоммерческих организаци­ях. Идея семинарских занятий основана на понимании того, что любая группа взрослых имеет ценный опыт, которым можно воспользо­ваться при обучении навыкам межличностного общения. Эта книга помогает фасилитатору создать для группы самые подходящие условия для обучения, обратившись к оценке ее уникального опыта и к кол­лективной мудрости ее членов.

У каждого есть идеи и мнения о конфликтах и собственный опыт, связанный с ними, но у большинства из нас не было возможности оформить свои знания в виде некой теории, имеющей для нас смысл. Эта книга дает фасилитаторам и их группам возможность превратить их уникальный опыт в план, который можно будет использовать в конкретных производственных условиях. Она обучает методам, кото­рые помогут каждому члену группы задуматься о своем опыте, а всем вместе — прийти к общему выводу относительно того, через что они прошли.

Кроме того, вы сможете поставить своих учеников в ситуацию, ко­торая поможет им проверить теории, освоенные ими к этому време­ни. Если их собственный опыт не будет соответствовать теории, они смогут вернуться назад и либо немного подкорректировать ее, либо вовсе от нее отказаться. Если же в большинстве случаев теория будет «срабатывать», они смогут сохранить ее и создать теории, объясняющие исключения.

Теория полезна, ибо экономит наше время, когда мы что-то переживаем; она помогает нам планировать и прогнозировать, а также понимать происходящее. Без теории каждый опыт остается «сам по се­бе», и нам приходится снова учиться и повторять ошибки. Теория помогает фасилитатору «положить на стол» жизненный опыт каждого члена группы таким образом, что все могут проанализировать его и выявить примеры, из которых вырастет полезная теория.

Разумеется, тренер может искать теории и обучать им свою груп­пу, но ни одна из них не запомнится и не будет использоваться так, как реальный, доморощенный практический способ. Теория — это просто организованный жизненный опыт. Это своего рода карта ожи­даний, которую мы нарисовали, после того как тщательно припомнили, где мы уже побывали. Мы используем ее и тогда, когда встречаем­ся с новыми ситуациями, соответствующими знакомым образцам.

Эта книга поможет вам использовать ваш навык в создании спо­койной обстановки для обучения. Вы предоставляете людям удобное место для занятий, где они могут сделать собственные выводы о том, что им нужно узнать для успешного разрешения конфликтов на рабо­те. Вы поможете людям заново открыть уже сформированные у них навыки разрешения конфликтов и отделить их от приемов, которые не оправдали себя.

Фасилитаторы, работающие по книге «Навыки управления кон­фликтом», создают для людей особую возможность поразмышлять о том, что сработало или не сработало на них в конфликтных ситуаци­ях на производстве. Прежде чем обратиться к разделу о планирова­нии результативных действий, мы рассказываем об основах, которые помогают фасилитаторам и их группам превратить личный жизнен­ный опыт учеников в карту ожиданий того, что будет работать на продвижение вперед.

^ Книга, написанная тренером для тренеров

Эта книга предназначена для корпоративных тренеров, которым нужно вести семинарские занятия по производственным конфлик­там. Книга «Навыки управления конфликтом» состоит из упражне­ний, дискуссионных вопросов, иллюстраций и историй, отобранных мною в результате собственного многолетнего ведения семинаров по различным навыкам межличностного общения. Описаны только оп­равдавшие себя методы, а те, что не работают, в книгу не вошли. Хотя основное внимание уделяется конфликтам на работе, в книге много информации, которая может быть использована при обучении другим навыкам межличностного общения. Вполне возможно, что этот материал поможет вам связать ваш «конфликтный» семинар с тем, что работники вашей компании изучают но таким проблемам, как коммуникация, обслуживание клиентов, продажи, культурные отли­чия и лидерство.

Книга «Навыки управления конфликтом» подходит для любого стиля обучения. Она подталкивает к размышлению и общению, делает возможным обучение путем проб и ошибок и усиливает связь ученика с теми, кто находится в классе. Так как в качестве основного содер­жания используется реальный жизненный опыт участников семинара, занятие быстро продвигается от базовых понятий к планированию действий. Если вы — опытный фасилитатор, то можете использовать отдельные разделы книги для улучшения той работы, которую вы уже делаете. Если у вас не хватает опыта или вам нужен подробный и проверенный план для своего семинара, пользуйтесь книгой как ру­ководством на всех этапах своей работы.

^ Считайте своих учеников экспертами

Помогая людям овладеть навыками, необходимыми для более ус­пешного управления конфликтом, важно признавать ценность их личного жизненного опыта. Попытки привить группе то, что, по вашему мнению, ей нужно знать, не увенчаются успехом. Если вы бу­дете говорить нечто такое, что противоречит чьему-либо опыту или существующей точке зрения, это либо заставит ученика открыто вы­сказать свое несогласие и вызовет у него нежелание сотрудничать, либо полностью «выключит» вас. Подобные реакции — не только классические ночные кошмары любого тренера. Они также могут значительно снизить возможность и готовность членов вашего семинара учиться. Если вы со всем своим умением и энергией используете семинар для того, чтобы подвести людей к своим предвзятым выводам, они запомнят свое сопротивление лучше, чем ваши слова, и затраты времени с обеих сторон не дадут никаких позитивных изменений поведения.

Подход, который я использую, чтобы избежать этой ловушки, за­ключается в следующем: лучшее, что я могу сделать для семинара по обучению навыкам управления конфликтом, — создать уютную обстановку для занятий. Когда смотришь на обучение навыкам управления конфликтом с этих позиций, твоя энергия как фасилитатора направлена не столько на попытки управлять реакциями учеников, сколько на обстановку, в которой проходят занятия, и на их структуру.

Полезно считать людей, посещающих семинар, специалистами в данной области. Возможно, они еще и сами не осознают этого, но с ва­шей помощью поймут, насколько ценны их жизненный опыт, инфор­мация и мнения.

Если бы вас попросили провести симпозиум ученых-конфликтологов с мировыми именами, вы бы:

  • поблагодарили их за то, что они приняли ваше приглашение, признали их компетентность и проявили уважение к тому, что они говорят;

  • задали им вопросы, которые позволили бы вам оценить уровень собственной подготовки в этой области;

  • сделали симпозиум интересным для них; создали условия для их творчества и такую обстановку, в которой им было бы комфортно обмениваться идеями;

  • записывали то, что они говорят и делают, чтобы сохранить их идеи;

  • попросили их отметить, что они позаимствовали друг у друга, и поинтересовались, что они собираются делать дальше.

Если вы будете вести семинары так, как написано в этой книге, то окажетесь в окружении людей, имеющих весьма разнообразный жиз­ненный опыт и идеи, связанные с конфликтами. Возможно, у них не­достаточно навыков для того, чтобы управлять конфликтом, и их ни­когда не просили систематизировать свои мысли о нем, но в течение жизни у каждого сложились свои представления о конфликте.

У них есть свои теории конфликта и реальный практический опыт, который помог им создать эти теории. Именно поэтому участники ва­шего семинара — эксперты в самом прямом смысле этого слова.

Ваша задача как фасилитатора — облегчить этим людям призна­ние собственного опыта и опыта других людей. С вашей помощью они проверят свои выводы, сравнят комментарии, а также создадут и тщательно исследуют новые теории.

^ Относитесь к ним с уважением

Вам нужно ценить своих учеников. Независимо от того, что вы как фасилитатор читали либо слышали о конфликтах, и от того, что вы сами сделали в этой области, отдайте должное силе коллективного опыта, представленного в вашей группе.

^ Учитесь у них

Для группы ваш семинар должен стать возможностью учиться сооб­ща. У вас две основные задачи: одна заключается в том, чтобы зада­вать вопросы, которые помогут вам учиться у ваших экспертов, а вто­рая — в том, чтобы научить экспертов задавать такие вопросы, кото­рые помогут им учиться друг у друга.

Вам нужно вести себя на семинаре так, как ведет себя человек, представляющий свой проект группе компетентных коллег. Ваши ученики уже знают, что такое конфликт. Вы должны дать им некую систему, которая поможет им прояснить и творчески осмыслить свои знания. Как успешный коммуникатор вы дадите своим ученикам ров­но столько, сколько им нужно для завершения задания, а в том, что касается достижения их цели, положитесь на них. Вы будете постоянно наблюдать за ними и следить за тем, чтобы на пути к цели люди не боялись обращаться за помощью.

Вашим ученикам-экспертам нужно, чтобы вы признали их компетентность. В большинстве случаев, получая образование или участ­вуя в различных корпоративных программах, они привыкают к роли пассивных участников процесса обучения. Вы должны деликатно за­ставить их признать наличие у них собственных знаний и использо­вать их. Упражнения, которые выполняются во время занятий, начи­наются с простых, доступных всем заданий, и постепенно переходят к более рискованным и сложным. Атмосфера взаимного уважения и поддержки, созданная с вашей помощью, облегчит участникам обще­ние с рискованными ситуациями и благотворно скажется на их готовности учиться.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Книга, написанная тренером для тренеров 11 iconЕлена Роленовна Рудавина, Вадим Викторович Екомасов Большая книга директора по персоналу
Книга предназначена для руководителей и специалистов служб персонала, менеджеров всех уровней, бизнес-тренеров и консультантов, а...
Книга, написанная тренером для тренеров 11 iconВступление
Это не первая моя книга о тайнах истории, написанная для отроков и отроковиц, то есть, говоря по современному, для тинейджеров, что...
Книга, написанная тренером для тренеров 11 iconАнкета для участия в программе «подготовка тренеров по социальному предпринимательству»
Заполненные анкеты направлять в Центр инноваций социальной сферы Фонда поддержки предпринимательства Югры не позднее 19 августа 2013...
Книга, написанная тренером для тренеров 11 iconПсихология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь
Пола Экмана, книга–справочник, книга tour de force. Написанная просто и увлекательно, эта книга изобилует интересными фактами, случаями...
Книга, написанная тренером для тренеров 11 iconЗаявка для участия в Тренинге для тренеров «Использование театральных...
Тренинге для тренеров «Использование театральных методик в просветительской деятельности по принципу «равный-равному»»
Книга, написанная тренером для тренеров 11 iconУ вас в руках первая книга об эффективности, написанная практиком,...
Эта книга для тех, кто перегружен десятками задач, требующих немедленного реагирования. Прочитав ее, вы узнаете, как выделять приоритеты,...
Книга, написанная тренером для тренеров 11 icon«Знакомство с шелкопрядом»
Книга, написанная никем, для никого, её просто нет, как и мгновения, только что, ускользнувшего из ваших рук, как и вас самих, как...
Книга, написанная тренером для тренеров 11 iconУтверждаю: согласовано
Общеобразовательный семинар для начинающих тренеров по черлидингу «экспресс-подготовка»
Книга, написанная тренером для тренеров 11 iconРасписание: 30
Данное положение является основанием для командирования спортсменов, тренеров и судей на турнир
Книга, написанная тренером для тренеров 11 iconAnnotation Джек Сент-Брайд был когда-то её любимым учителем и тренером...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница