Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки


НазваниеПредмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки
страница1/15
Дата публикации14.11.2013
Размер1.89 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
В1. Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки – движение общества во времени, прошлое стран, народов, человечества, отдельных сторон деят-сти общества. Понятие предмета явл. необх. атрибутом любой науки. Позволяет понять место данной отрасли в процессе познания мира. Предметом ист. Б. явл. изуч-е бел. этноса в процессе его развития и взаимодействия с др. этносами. Задачи истории: 1) Изучение исторического процесса с целью лучшего понимания действительности.

2) Объяснение явлений и событий с позиции объективности и критицизма.

3) Поиск причинно - последственных связей как основы событий.

4) Пробуждение исторической памяти, национального самосознания.

5) Воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны.

История тесно связана с другими гуманитарными дисциплинами: социологией, психологией, культурологией и др. В отличие от других наук история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни (экономики, политики, быта, культуры). История и сама является многоотраслевой наукой. Она подразделяется на экономическую историю, политическую историю, гражданскую и военную историю, историю государства и права, историю религии, этнографию, археологию и т.д. По широте объекта изучения история подразделяется на: всемирную историю; историю континентов; историю стран и народов и т.д. Т.о. история Беларуси – часть всемирной истории, объектом изучения которой является история нашей страны, вклад народов Беларуси в мировой процесс развития. Более 2-х тыс. лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и сегодня. Представители идеалистической концепции считают, что дух, разум, сознание первичны и более важны, чем природа и материя и, что именно они основа исторического процесса. Материалистическое направление считает, что материальная жизнь определяет сознание людей и, что экономические процессы определяют и духовное развитие. Современная отечественная историческая наука использует диалектико-материалистический метод исследования, который рассматривает развитие общества как натурально-исторический процесс, что определяется объективными закономерностями и находится под воздействием объективных факторов (деятельности масс, классов, партий, личностей). Все исторические факты изучаются с помощью принципов историзма, объективности, социального подхода, альтернативности.

^ В2. Формац-й («ф») и цивилиз-й («ц») подходы к изуч-ю ист. История – наука о прошлом. Для изучения имеется 2 подхода: «ф» и «ц». На протяжении долгого периода в Сов Союзе господствовал «ф» подход. Согласно данной теории в развитии общ-ва можно выразить 5 соц-экон формаций: 1.первобытнообщинная 2.рабовладельческая 3.феодальная 4.капиталистическая 5.коммунистическая.

По данной теории законы развития общ-ва зависят от развития производительных сил и от классовой борьбы. На соврем. этапе ист. науки «ф» теория отвергается большинством ученых, т.к. она не смогла объяснить, чем движется само развитие производительных сил, а также 5 ее формаций не нашли подтверждения ни на одном из континентов. => выдвигается «ц» теория. Ее основы в том, что в качестве главного объекта исслед-я и описания истории выступает сам человек.

Она включает 3 основных принципа:1.объектом исследования явл. не соц-экон формации, не формы собственности, а человеческое общ-во. 2.человек исследуется во всех своих свойствах и проявлениях в жизни. 3.все сферы жизни, общ-ва (экономика, политика, право, культура, религия) явл. равнонеобходимыми звеньями исторического процесса.

«Ц» теория посвящена объяснению динамики и механизма развития общ-ва, отбором в ходе этого процесса ценностей, содержанием обществ-историч прогресса явл. постоянно возобновляющийся процесс роста и удовлетворения потребностей чел. Цивилизация-одно из ключевых понятий соврем. соц-гуманитарной науки. В обыденной жизни термин «цивилизация» употребляется эквивалентом слова «культура». Научное понимание «цивилизации» связано со спецификой предмета исследования, т.е. зависит от той области науки, кот раскрывает это понятие.

В историч науке выделяют неск классификаций 1) по типу хоз-й деят-сти: земледельческую и индустриальную. 2) В зависимости от контакта с др цивилизациями, выделяют открытые и закрытые. 3) В завис от 2-х главных противостояний в мировой истории выделяют восточную(Китай), западную(США), промежуточную(Росиия). 4) В завис от способа производства - первобытную, рабовладельческую (Греция, Рим), феодальную, буржуазную, социалистическую (СССР).

В наст время исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. Выделяют традиционную и техногенную цивилизации. Для техногенной хар-ны след. черты: 1.особое представление о природе. природа-сфера приложения сил человека. 2.чел рассматривается как активное сущ-во, человек призван преобразовывать мир. 3.деят-сть чел. направлена на преобразование предмета, а не на самого себя. 4.акцент делается на развитие техники и технологии. Для традиционной характерно: 1.невмешательство в природу, т.е. человек-созерцатель 2.деят-ть человека направлена на самосовершенствование. 3.развитие техники и технологии направлено на развитие собственных нужд (автономию личности).

В3. Кам век на территории Беларуси. Делится: 1) палеолит (40-9 тыс лет до н.э.), мезолит (8-5 тыс лет до н.э.), неолит (4-3 тыс лет до н.э.). Насел в палеолите было немногочисленным. На каждой стоянке в среднем жило по 25 чел. Самые древние Бердыж Чеч р-на (23 тыс лет до н.э.) и Юравичы Калинкович р-на (26 тыс лет до н.э.). а этот период существовала ранне родовая община. Несколько общин объединялись в род. В род входили по материнской линии (матриархат). 16 тыс лет до н.э. – сильное похолодание, чел уходтит с тер Б. 10-8 тыс лет до н.э. – интенсивное заселение. Наиб. важными достижениями людей кам века было освоение огня, изобретение остроконечных рубящих, режущих и оказывалась свобод­ной от ледяного покрытия, занятиями людей были: собирательство корней, клубней (использовали палки-копалки, острые камни); загонная охота на мамонтов, северных оленей и др животных (каменные остроконечники, ножи, топоры, пики(копья); рыболовство (исп-сь удочки, костяные гарпуны, сети, крючки). Древний чел. научился также добывать мед диких пчел в дуп­лах деревьев. Позже он стал ухаживать за ними и со­бирать мед. Это занятие получило название бортничество (от слова «борть» — улей в дупле). Особенностью занятий людей каменного века было то, что человек брал от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называют присваивающим. После отхода последнего ледника (приблиз 13— 11 тыс. лет до н. э.) произошло потепление. Территория Бел. постепенно покрылась реками и озерами, лесами, была за­селена более мелкими лесными зверями (мамонты и др крупные животные исчезли). Первобытные люди стали зани­маться индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлой жизни.

Полное заселение тер Б человеком происходит в мезолите. Известно более 120 стоянок. Начел = 4500-6000 чел. В мезолите родовые общины начинают объединяться в роды.

Они изобрели лук и деревянные стрелы с ка­менными наконечниками, просверленные и шлифованные ка­менные топоры, каменную зернотерку, использовали при рыб­ной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Начиная при­мерно с 5 тыс. лет до н. э. зарождаются гончарство и ткачество. Люди научились изготавливать остродонную глиняную посуду. Ткачество развивалось с учетом опыта плетения рыболовных сетей. Основным материалом для изготовления орудий труда стал кремень. Его добывали в шахтах — вертикальных колодцах глу­биной 3—5 м. Такие шахты были найдены в Беларуси около по­селка Красносельский Волковысского района. Первой известной общностью людей стало первобытное человеческое стадо (праобщина). Возможно, что кроманьонцы жили уже родовыми общи­нами, которые объединяли 50—70 кровных родичей во главе с избранным старейшиной. Многие историки считают, что род­ство первоначально велось по материнской линии, потому что женщина в тот период играла главную роль в жизни общины.

^ В4.Бронзовый век. Бронзовый век на территории Беларуси начался на гра­нице III и II тысячелетий до н. э. и продолжался приблизительно до начала 1 тысячелетия до н. э. В это время появляются изде­лия из меди й бронзы. Они привозились в основном с Кавказа. В Беларуси не было месторождений меди и олова, сплав кото­рых образует бронзу. Медные и бронзовые орудия труда были более совершенными в сравнении с каменными.Люди начали приручать диких животных, а потом перешли к их разведению. Таким образом, примерно 2,5— 1,8 тыс. лет до н. э. происходит переход от охоты к животноводству. Со­бирательство женщинами семян диких растений постепенно привело к земледелию — обработке земли с целью выращи­вания растений. Сначала земледелие было мотыжным (основ­ным орудием труда служила мотыга), а потом — подсечно-огневым, или лесным. Древние люди вырубали топорами лес, корчевали и жгли пни, пепел использовали в качестве удобре­ния, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора уро­жая использовали серп. Муку получали на зернотерках. Для хранения зерна и других продуктов стала использоваться плос­кодонная глиняная посуда. Развивались прядение и ткачество. Переход от присвоения человеком даров природы к производ­ству продуктов имел огромное значение. В исторической на­уке это событие называется неолитической революцией (неолит — новый каменный век; каменный век разделяется ар­хеологами еще на палеолит — древний каменный век и мезо­лит — средний каменный век). Переход от охоты и собиратель­ства к животноводству и земледелию означал переход от при­сваивающего к производящему хозяйству.Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзо­вом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужского труда постепенно возрастает. В результате этого на смену материнскому роду (матриархату) приходит отцовский род (пат­риархат).В бронзовом веке на территорию Беларуси постепенно на­чинают проникать индоевропейцы.Это многочисленные пле­мена животноводов-кочевников,которые жили первоначально в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. Ин­доевропейцев иногда называют арийцами(арии — племена, что расселились на территории Ирана и достигли Индии). Индо­европейцы вели кочевой образ жизни. Считают, что они стали изобретателями колеса из сплошного куска дерева. Колесный транспорт дал возможность индоевропейцам расселиться на просторах Европы. В результате их смешения с местными пле­менами возникли три больших народа — германцы, славяне и балты.

^ B5. Ранний железный век.

Железный век на территории Беларуси начался прибли­зительно в 7в. до н. э.Люди научились добывать железную руду и выплавляли ее в домнах (печах из глины).Ее называют «болотной», потому что находили по бурому цвету на болоте или на лугу поддерном.Многие каменные и бронзовые орудия труда были заменены железными.Железные орудия обеспечили дальнейшее развитие отраслей ремесла: обработку дерева, костей и рогов животных.Для железного века характерно подсечно-огневое земледелие: срубленный лес сжигали и его пеплом удобряли землю. Затем оно стало пашенным. Использовалось деревянное рало — соха с железным сошником (наконечником).Постоянными занятиями стали прядение и ткачество, пошив одежды. Охота постепенно теряла свою значимость (ее вытесняло животноводство). Сохранялись рыбная ловля и собирательство. Родовая община в процессе расселения людей на новых землях в поисках урожайной земли и пастбища для скотины, а также смешивания пришедших земледельцев и животноводов с местным населением постепенно превращалась в соседско-родовую. Во главе общины был выборный совет старейшин. Улучшение орудий труда привело к появлению лишних продуктов и возникновению имущественной разницы. Появились богатые и бедные. Между ними были столкновения. В целях обороны люди начали строить укрепленные поселения-городищи.

В раннем железном веке на территории Беларуси было несколько больших групп племен со своими культурами и ритуалом захоронения.Северную Беларусь заселяли племена милоградской и поморской культур. Позже на их месте сформировалась зарубинецкая культура. В средней и северной части существовала культура штриховой керамики и днепро-двинская. Милоградская культура получила название от городища возле д. МилоградРечицкого района. Многие люди жили в полуземлянках. Возле жилища распологался костер и хозяйственные помещения. Посуда у племен милоградской культуры была круглодонная, верхняя часть украшалась орнаментом. Характерная черта милоградской культуры-фигурки животных из глины. Умерших хоронили в бескурганных и курганных захоронениях. Бытовал обряд трупоположения, позже - трупосожжения. Культура существовала на рубеже нашей эры и на позднем этапе сосуществовала с зарубинецкой.В 4-2 вв. до н.э. на юго-запад Беларуси из Польши переселилась часть населения поморской культуры. Население занималось земледелием, животноводством, домашними ремёслами. Жили в полуземлянках или наземных жилищах. Похоронный обряд-трупосожжение в курганных, иногда бескурганных захоронениях. Исследователи считают, что это были самые ранние славяне, у которых существовал патриархально-родовой строй.

В конце I тыс. до н.э. в верхнем и среднем Поднепровье возникла зарубинецкая культура. Зарубинецкие племена использовали укрепленные поселения-городищи. Возле них были поселения и бескурганные захоронения. Распространенными жилищными постройками были однокамерные квадратные или прямоугольные наземные строения с двускатной крышей. Прах умерших в глиняных горшках помещали в яму, сверху клали орудия труда, оружие, украшения.

Балтские племена штриховой керамики располагались на север от области милоградской культуры. Посуда отличается штриховкой по бокам, нанесенной пучком травы по сырой глине. Существовали городищи. В нач. н.э. вокруг поселений делали земляные валы и рвы. Жилища отражали патриархально-родовой быт. Это были большие длинные дома на специально выровненной площадке, стены которых опирались на столбы. Занимались земледелием, ремеслами.На севере Беларуси, в Витебской области и соседних районах в 8-4 вв. до н.э. жили племена днепро-двинской культуры. Они имели такие же жилища, как и у племен штриховой керамики. Занятия – подсечно огневое земледелие, животноводство, рыболовля, домашние промыслы. Характерна гладкостенная посуда почти без орнамента.

^ B6. Начало расселения славян на территории Беларуси и славянизация балтов. В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии и высадились у устья Вислы, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали предками современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое раньше угнетали византийские рабовладельцы. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западными и южными славянами выделилась третья группа - восточные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев.

Как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников.

Археологи выделяют разные культуры и относят их к тем или иным этническим группам. Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V - VII вв. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы и Дуная на запад и юг). Или, точнее, его локального варианта - культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI - VII вв. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается что эти памятники принадлежат славянам.

На основную территорию Беларуси и соседних регионов в V - VIII вв. селились другие племена, которые оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи,одни ученые считают ее балтской, другие - славянской. Происходит это от того, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской.

Сторонником первой гипотезы является российский археолог В.Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина - основа, подкладка) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно-славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.

Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые вероятно подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, ВерхнемПоднепровье. Но за балтами остались правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.

Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII - IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.

Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали (заменили)балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи - предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне - предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей - предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения,во-первых, считают, что сторонники первой гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Во-вторых, они отмечают Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени - древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей - в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.

Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия - пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли - наделом.

В IX - XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. Вначале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли «челядью». В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы - холопы.

О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и наличие дружины. Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Сбор дани со свободного населения той территории, которой «владел» князь, называлось полюдьем. Постепенно дань становится феодальной рентой. В это время образуются города. Одни выросли из укрепленного сельского городища как Полоцк, другие как княжеские замки - Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали на торговых путях. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада - место, где селились ремесленники и торговцы; и торга - места продажи и купли товаров.

Славяне исповедовали языческую религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки iconТема Проблемы стадионально-формационного и цивилизационного
Предмет, задачи, периодизация, принципы изучения новой истории стран Азии и Африки
Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки iconТема 1 Предмет и метод экономической науки. Экономический образ мышления....
Й реальности. Наука как целостный системно-организованный механизм познания окружающей реальности. Цель, задачи, функции и структура...
Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки iconВопрос№1: Предмет, значение и цели курса «Истории Белоруссии». Периодизация...

Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки iconВопросы к экзамену по курсу «Геоморфология»
Геоморфология как наука. Объект и предмет изучения, цели и задачи, составные части и основные направления (отрасли)
Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки icon1 Тенденции взаимодействия общества и природы Взаимосвязь экономики,...
Место науки «Экономика устойчивого развития» в системе эколого-экономических наук, краткая история её становления и развития, предмет...
Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»
Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи
Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки icon1. Предмет «Истории государства и права зарубежных стран», место в системе юридических наук
Тия в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления, как общеисторических...
Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки icon1. Политология как учебная дисциплина. Структура политологии Предмет...
Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучае­мой проблематикой в структуре...
Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки iconКурс “ История русского литературного языка” вопросы к экзамену
Предмет, задачи, становление курса истории русского литературного языка как отдельной лингвистической дисциплины. Лингвистические...
Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки icon1 предмет и задачи науки «планирование на предприятии апк»
Практика стран с развитыми рыночными отношениями пока­зала, что нормальное функционирование предприятий и полно­ценная жизнь общества...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница