Философия и русская история Елена Анатольевна Бондарева


Скачать 45.37 Kb.
НазваниеФилософия и русская история Елена Анатольевна Бондарева
Дата публикации13.08.2013
Размер45.37 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > История > Документы
Философия и русская история

Елена Анатольевна Бондарева

Закончила ист.фак. МГУ. Работала в 80-е в серии «Жизнь замечательных людей». Жила на Балканах в Сербии, там познакомилась с иммигрантами и православием. Последние 10 лет сотрудничает с Нарочницкой (интернет-газета «столетие»). Переводит с сербского. Преподавала политологию и др.

07.02.2013

Погружаясь в отечественую историю мы будем искать ответы на встающие вопросы.

Литература:

1) Новикова. Связемская. Русской историософия. Антология. – М.: 2006.

2) Книга самой Бондаревой.

^ 3 методики нашего обучения: движемся по всему курсу русской истории, не останавливаясь подробно на событиях; 1) вычленяем смысл событий, 2) как они воспринимались современниками и 3) как они воспринимались потомками.

^ Вводная лекция.

Философия русской истории – не устоявшийся курс. Как любой человек может остановиться и задуматься – в чем смысл его существования? и т.п. вопросами; так же и народ может осмыслять свое бытие.

С точки зрения древнегреческой философии не было понимания истории, как движения во времени: была цикличность (Платон говорит о затухающей и опять возникающей вселенной), но не было восхождения. Этот подход – понимания истории, как движения и развития был в ветхом завете и полностью раскрылся в христианстве. На Руси был такой же подход к осмыслению истории. Но после Петра I связь русской истории и современности перестает интересовать «представителей просвещенного общества». Светских людей перестает интересовать собственное прошлое. Т.е. был разрыв в понимании и изучении отечественной истории. Пушкин в 19 веке говорит: «Карамзин открыл нам нашу историю, как Колумб Америку». Итак, один из вопросов нашего курса: Почему так произошло, что люди перестали интересоваться своей историей и к чему это привело?

«Народ без историка – творение несовершенное». Если человек не анализирует собственную историю, то он не развивается. «Изучая предка, узнаем самих себя» - Ключевский. Если человек неправильно интерпритирует собственную историю, то он неправильно будет понимать события наших дней и будущее.

Есть понимание и другое: «Изучение истории удаляет человека от реальности». Елена Анетольевна с этим кардинально не согласна. Я считаю, что «черезмерное изучение истории удаляет человека от реальности».

Итак, в 19 веке была проделана работа по изучению русской истории снова, по возвращению сознания людей в поток отечественной истории. Появляется общественный интерес к русской истории. Первую часть этой работы проделали историки, вторую философы. Самую важную часть работы историков сделал Карамзин.

Разные подходы:

^ 1) Пушкин в 1836 году написал письмо Чаадаеву:

скопировать «Не сомнения, что разделение Церквей отделило нас от Европы, но у нас было свое русское предназначение. Мы помешали монголам захватить христианскую Европу. Сами не развивались, но дали возможность развиться Европе. А современная проблема в разделении духовенства и народа. Пушкин говорил, что проблема в том, что батюшки носят бороду, а остальные русские люди говорят по-французски. Проблема не в том, что у священника борода, а в том, что у светских людей её нет... в том, что светская знать отделила себя от своих исторических корней». Это ответ на слова западников, в частности Чаадаева, что русская история – это ошибка. Пушкин говорит, что, конечно, есть ошибки и у царя, я могу задать ему вопросы, как гражданин, но мне не нужно другое отечество.

Главная проблема русского образованного общества: неприятие своей истории и воспитание в другой традиции.

^ 2) Ключевский говорил об изучении истории в двух аспектах: как движение во времени и как познание процесса. Он создал курс русской истории, в котором решает в т.ч. и историософские вопросы. «Человеческая личность, людское общество, природа страны (климат и т.д.) – 3 основные исторические силы, которые строят человека».

^ 3) Вернадский (нач. XX века) (отчасти евразиец по своим взглядам) предлагает другой подход: место развития (природа) играет самое большое значение в жизни народа. Его идеи: История русского народа, есть постепенное освоение евразии (от сюда и направление «евразийцы»): монгольское наследие (государственность) и христианское византийское наследие Руси. Т.е. было не только рабство в монгольский период, был и положительный момент: мы взяли у них механизм гос. машины. Какой-то бред...

Государство, созденное русским народом в процессе его развития есть не только политический механизм, а громадный историко-культурный механизм, особая цивилизация. Это правильно у евразийцев. Но они вообще не говорят о влиянии православия.

Теперь переходим к второму – философскому подходу к переосмыслению истории в 19 веке после её забывания в эпоху просвещения. Все древние русские историки подходили к изучению истории Руси с точки зрения философии, я бы сказал православного учения.

В середине 19 века возникает историософия.

Историософия – философия истории, акцентирующая софийность, одухотворенность исторического процесса.

Николай Кореев выделяей 3 подхода:

а) философское обозрение прошлых судеб человечества,

б) исследование общих законов социальной жизни,

в) теория исторического знания.

Мы будем заниматься 1-м вопросом, т.е. философским обозрением прошлых судеб России.

Разница между историей и историософией: одни изучают имперические проявления, а другие философские проявления; и выводы соответственно.

Задача историософа не «притянуть за уши» империческое знание истории к своей философской концепции; а грамотно составить исторические факты в ряд, в контекст своей философии, в русло своего религиозного убеждения.

Мы в настоящее время переживаем кризис идентичности самосознания и цельности ориентации.

Итак, в 19 веке сформировалась историософия, как дисциплина из двух источников: историков и философов. Итог в нач. XX века: Данилевский, Соловьев и т.д.

Е.Н.Трубецкой пишет: Недостаток подлинного исторического знания привел славянофилов к ошибке – созданию идеальной и нереальной картины. Они идеализировали древнюю Русь, запредельно идеализировали. Это очень опасно, т.к. когда история говорит правду, часто не идеальную, тогда рушится всю эта идеалистическая модель. Наша задача – не идеализировать, а понять основной смысл реально происходящих событий и сделать выводы. Нужно через познание доходить к самопознанию.

Д/З: прочитать что-нибудь из повести временных лет и других подобных источников.

Киевская Русь

Похожие:

Философия и русская история Елена Анатольевна Бондарева iconБондарева Мария Анатольевна

Философия и русская история Елена Анатольевна Бондарева iconДЕ. 05. История философии. Немецкая философская классика и марксизм....

Философия и русская история Елена Анатольевна Бондарева iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп, для всех специальностей 3 кредита 3 семестр
Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея. Русская идея – это вопрос о существования...
Философия и русская история Елена Анатольевна Бондарева iconП. С. Вахратьян, В. В. Багдасаров (мл), Д. Н. Проценко
Елена Анатольевна Багдасарова- д м н., доцент кафедры госпитальной хирургии №2 Первого Московского Государственного Медицинского...
Философия и русская история Елена Анатольевна Бондарева iconА. Л. Доброхотов Введение в философию
Но и здесь его союзник философия. Он наивен, и философия, в сущности, наивна; он непрактичен, но и философия отвлекается от непосредственной...
Философия и русская история Елена Анатольевна Бондарева iconРеспублика коми
Васильев валентин, творческое объединение «Мастер игры», Дворец творчества детей и учащейся молодежи, Сыктывкарская городская детская...
Философия и русская история Елена Анатольевна Бондарева icon1. Русская философия
Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический...
Философия и русская история Елена Анатольевна Бондарева iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп, 3 кредита 3 семестр...
Под современной западной философией понимается западно-европейская философия и философия США конца XIX-ХХ веков. Ведущими направлениями...
Философия и русская история Елена Анатольевна Бондарева iconСоциология Философия Психология История Информатика Этнография Юриспруденция...

Философия и русская история Елена Анатольевна Бондарева iconРусская Православная Церковь
Русская Православная Церковь + Московский Патриархат Отдел по делам молодежи Ставропольской и Невинномысской епархии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница