Рабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения»


НазваниеРабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения»
страница1/5
Дата публикации08.11.2013
Размер0.71 Mb.
ТипРабочая программа
vb2.userdocs.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Историко-филологический факультет
Кафедра Истории


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_________Сейдаметов Э. Х. «___»________2011 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Основы исторического музееведения»
для студентов за спеціальності 6.020302 Педагогіка і методика середньої освіти. Історія.

Напряму підготовки 0203 «Гуманітарні науки. Історія».

Кваліфікація: вчитель історії в основної школи.

Симферополь, 2011 г
Рабочая учебная программа составлена

«Основы исторического музееведения»

Рабочая программа разработана

к.и.н., доцентом У. К. Асановой
Рабочая учебная программа утверждена на кафедре

Истории

Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.
Заведующий кафедрой

к.с.н., доцент Р. Дж. Куртсеитов
Согласована учебно-методической комиссией

^ Историко-филологического факультета
Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.
Председатель УМК факультета _____________________________________________ (ФИО)
Рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета факультета

Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.
Ученый секретарь совета ст. преп. Л. Н. Марущак

^ 1. Цель и задачи дисциплины
Курс «Основы исторического музееведения» рассчитан на студентов специальности «Педагогика и методика среднего образования. История». Целью курса является стремление дать обучающимся систематическое представление о развитии предмузейных форм коллекционирования и музейного дела с момента их зарождения и об этапах формирования источниковедения и историографии истории музейного дела.

В задачи курса входят: освещение социальных и культурных условий создания коллекций музейных предметов и самих музеев; выявление социальных и культурных предпосылок к созданию собраний музейных предметов и самих музеев; раскрытие содержания основных этапов становления и развития коллекций музейных предметов и самих музеев в различных странах в связи с социальным и культурным развитием человечества; истолкование основных закономерностей и преемственности развития музейной работы в отдельных регионах мира; изучение формирования круга проблем, получивших отражение в коллекциях и музеях; установление причин, по которым в различные периоды на первый план выдвигалась определенная тематика коллекций и отдельные группы музеев; выяснение того, интересы каких социальных групп отражали эти коллекции и музеи; анализ комплекса и характера предметов музейного значения, к которым проявлялся интерес коллекционеров и работников музеев; изучение методики их работы с подобными предметами и теорий, с позиций которых рассматривались сбор предметов, их представление, организация и формы составления экспозиции коллекций и другие виды музейной работы; исследование деятельности музееведческих учреждений и организаций, подготовки музейных кадров, издательской деятельности музееведческого профиля; рассмотрение особенностей изучения источников и историографии истории музейного дела на отдельных исторических этапах
^ 2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего освоение дисциплины (результат обучения)



    1. Основной целью является формирование у будущих специалистов современного представления о процессах антропогенеза, расогенеза и этногенеза, об историческом многообразии народов мира и их культур, об особенностях этнического самосознания и сущности этнической идентичности, о формах и способах межэтнического взаимодействия, а также о современном этническом составе населения и основных этапах межэтнической истории, истории Украины и истории Крыма. Изучение этих вопросов обусловлено практическими требованиями к подготовке специалистов гуманитарного профиля с высшим образованием.

    2. Основными задачами, которые должны быть решены в процессе изучения дисциплины, является формирование у студентов определенных умений и навыков. В результате изучения курса студенты должны

знать:

  • основные идеи школ и направлений в этнологии, которые давали разное объяснение одним и тем же явлениям из жизни этносов и их культур;

  • основные термины понятийного аппарата этнологии;

  • существующие системы классификации этносов;

  • проблемы и основные этапы процессов антропогенеза, расогенеза и этногенеза;

  • общие закономерности и отличительные особенности, а также определяющие тенденции развития народов мира, формировавшие современный облик человечества и его культуры в их многообразии и самобытности;

  • основные точки зрения о происхождении и последующем развитии тех народов, этническая история которых имеет тенденциозную или заведомо искаженную трактовку;

  • важнейшие достижения народов мира в области экономики, политики, науки, культуры и искусства.


Уметь:

  • ориентироваться в сложном калейдоскопе современных событий этнической истории человечества;

  • связывать прошлое и настоящее этносов, давая объективную оценку происходящим в их нынешней жизни событиям и явлениям;

  • толерантно формировать свои отношения с людьми, учитывая их этническую и конфессиональную принадлежность, особенности языка, культуры и психики, а также традиций, обычаев и мировоззрения для сохранения гражданского мира и стабильности в обществе;

  • самостоятельно работать с основной и дополнительной литературой по темам курса;

  • оперировать усвоенными в процессе изучения дисциплины терминами и понятиями.



^ 3. Общая характеристика дисциплины и распределение учебного времени по видам занятий


Семестр

Общее количество часов

Количество кредитов по ECTS

Количество модулей

Аудиторных часов

СР

ИР

Итоговый контроль (экзамен, зачет)

Итоговых

Содержательных

Всего

Л

П

С

Конст

Дневная форма обучения

2

54

1,5

2

15

30

16




14

10

24

10

зачет

^ 4. Содержание и структура учебной дисциплины




Название

содержательных

модулей и тем

Всего по учебному плану

Количество часов за видами занятий

Аудиторные

Внеаудиторные

Всего

из них

Всего

СР

ИР

Л

П

С

Конс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

^ Модуль №1 Основы исторического музееведения

Содержательный модуль 1































Тема 1

Предмет и задачи истории музейного дела


6

3

1




1

1

3

2

1




Тема 2

Источниковедение и историография истории музейного дела

6

3

1




1

1

3

2

1




Тема 3

Предмузейное собирательство

5

3

1




1

1

2

2

-




Тема 4

Прототипы музеев до нового времени

4

1

1




-

-

3

2

1




Тема 5

Возникновение музея как социального института

5

3

1




1

1

2

2

-




Тема 6

Музейное дело в эпоху Возрождения и Реформации.


5

2

1




1

-

3

2

1




Итого по модулю:

31

15

6




5

4

16

12

4




Содержательный модуль 2































Тема 7

Музейное дело в эпоху Контрреформации и Просвещения


6

3

1




1

1

3

2

1




Тема 8

Влияние идеологии Просвещения на развитие музейного дела

5

2

1




1

-

3

2

1




Тема 9

Превращение музеев в публичные учреждения в период Французской революции и развития капитализма (кон.XVIII – сер. XIX в.)


5

3

1




1

1

2

2

-




Тема 10

Влияние идеологии Просвещения на развитие музейного дела

6

3

1




1

1

3

2

1




Тема 11

Музейное дело в период завоевания мира промышленными странами Европы и Северной Америки (сер XIX – нач. ХХ века)


4

3

1




1

1

0

-

-




Тема 12

Место музеев в общественной, научной и культурной жизни дореволюционной России.


4

2

1




1

-

2

1

1




Тема 13

Музейное дело в период кризиса капитализма

(между двумя мировыми войнами)


5

3

1




1

1

2

1

1




Тема 14

Основные тенденции развития советского музейного дела.

3

2

1




1

-

1

1


-




Тема 15

Музейное дело в мире в период противостояния двух блоков и деколонизации (после Второй мировой войны)


6

4

2




1

1

2

1

1




Итого по модулю:

43

25

10




9

6

18

12

6

Итого по курсу

74

40

16




14

10

34

24

10



^ 5.1. Дневная форма обучения

№ лекции

Тема занятия и вопросы лекции

Количество часов

1

Тема лекции. ^ Предмет и задачи истории музейного дела.

Основные вопросы:

1. Предмет, объект, методы изучения истории музейного дела как учебной дисциплины.

2. Место истории музейного дела в понимании задач музейного работника, в развитии истории, в методики и практики музееведения, в изучении истории культуры, науки, образования.

3. Сходство и отличие курса истории музейного дела от курсов всеобщей и отечественной истории, истории искусства, науки, других отраслей человеческой культуры. Степень изученности истории музейного дела.



2

2

Тема лекции.^ Источниковедение и историография истории музейного дел

Основные вопросы:

1. Характеристика, объект, предмет источниковедения истории музейного дела. Характеристика источников истории музейного дела.

2. Задачи источниковедения истории музейного дела – поиск, отбор, группировка источников, извлечение из них информации о процессе развития домузейных собраний и музея как социального института. Классификация источников истории музейного дела (письменные, вещественные, изобразительные, фонические).

3. Классификация письменных источников истории музейного дела (картографические, статистические, актовые, канцелярские, личные, художественные, научные, исторические).


2

3.

Тема лекции.^ Предмузейное собирательство.

Основные вопросы:

1. Коллекции, основанные на стремлении собирателей к физическому сохранению предметов, на подчеркивании социальных различий, на стремлении к познанию и эмоциональному восприятию, к целям увековечить свое существование после физической смерти. Коллекции ритуального и магического характера, групповой принадлежности.

2. Предмузейные собрания Древнего мира. Собрания военных трофеев, собрание картин (пинакотеки), пластических произведений (глиптотеки), резных камней (дактилиотеки).

3. Собрания в национальных святилищах, в храмах, в местах захоронения («предмузейные капсулы»). Столицы крупных государств – города-«музеи».


2

4.

Тема лекции. Прототипы музеев до нового времени

Основные вопросы:

1. Предмузейные собрания предметов музейного значения экономического характера. Предмузейные собрания как выражение социального престижа.

2. Предмузейные собрания магического сакрального характера. Предмузейные собрания как выражение групповой принадлежности. Предмузейные собрания как средство стимулирования интереса к окружающему миру.

3. Предмузейные собрания как средство эмоционального выражения и восприятия.


2


5.

Тема лекции. Возникновение музея как социального института

Основные вопросы:

1. Оживление в эпоху Возрождения интереса к прошлому. Ощущение у человека этого времени чувства преемственности по отношению к античному миру, патриотизма, причастности к средиземноморской культуре и христианскому миру.

2. Повышение в эпоху Возрождения интереса к окружающей природе и к природе экзотических стран.

3.Привлечение внимания в эпоху Возрождения к эмоциональному и эстетическому воспитанию личности. Место коллекционерства и создание первых музеев в стимулировании перечисленных процессов у человека эпохи Возрождения.


2

6.

Тема лекции.^ Музейное дело в эпоху Возрождения и Реформации.

Основные вопросы:

1. Собирательство в эпоху Возрождения в Италии как элемент Ренессансных отношений к историческому прошлому. Коллекционеры и покровители искусства.

2. Распространение собирательству к северу от Альп. Влияние Реформации на характер собирательства. Установление в собирательстве канона античности как явления универсального, элитарного и природного и отражение этого канона в тематике собирательства.

3. Повышение интереса к собирательству натуральных предметов музейного значения как показатель углубленного изучения природы в связи с географическими открытиями, с развитием ремесел, торговли, науки.


2

7.

Тема лекции.^ Музейное дело в эпоху Контрреформации и Просвещени

Основные вопросы:

1. Первые попытки группировки музейных предметов в коллекциях и музеях. Дальнейшее развитие художественных, естественнонаучных, научно-технических, исторических коллекций и музеев.

2. Представление предметов коллекций и музеев посетителям в монологической и диалогических формах. Распространение информации о музеях в печатных изданиях (каталоги, описания путешествий, путеводители).

3. Использование музейных предметов для показа в ходе динамических массовых представлений.

2

8.

Тема лекции. Влияние идеологии Просвещения на развитие музейного дела

Основные вопросы:

1. Расширение кругозора человека периода Просвещения в связи с успехами естествознания, развитием науки и научно-технической революцией XVIII века.

2. Просветительские идеи всестороннего образования и эстетического воспитания широких масс населения и их реализация как следствие буржуазных революций последней четверти XVIII – середины XIX вв. и подъема в этот период общественного и национального движения.

3. Популяризация в музеях достижений науки и произведений искусства как воплощение в жизнь просветительских идей. Повышение доступности музеев широким массам населения в связи с увеличением количества публичных музеев.

2

9.

Тема лекции.^ Превращение музеев в публичные учреждения в период Французской революции и развития капитализм

(кон.XVIII – сер. XIX в.)

Основные вопросы:

1. Демократизация публичных музеев под влиянием идей защиты человеческих прав и формирования общенационального самосознания, выдвинутых в ходе буржуазных революций во Франции и Северной Америке.

2. Влияние общественно-политического движения на создание новых музеев и проектов основания национальных музеев.

3. Создание национальных музеев в ряде стран, особенно на периферии традиционных культурных центров. Роль меценатов и научных обществ в создании музеев этого периода.


2

10.

Тема лекции.^ Музейное дело в период завоевания мира промышленными странами Европы и Северной Америки (сер XIX – нач. ХХ века)

Основные вопросы:

1. Развитие специализированных музеев: художественных (в их числе музеев прикладного искусства и нового искусства), естественнонаучных, научно-технических (в том числе экономических), исторических (в том числе военно-исторических, археологических, этнографических, церковно-археологических).

2. Влияние передовых научных открытий, выставочного дела, развития коммерции, производства, путей сообщения связи, транспорта, научных экспедиций на развитие музейного дела.

3. Отражение в процессе создания музеев общественного движения в различных его направлениях. Научное переоборудование музеев, созданных ранее.

2

11.

Тема лекции.^ Место музеев в общественной, научной и культурной жизни дореволюционной Росси.

Основные вопросы:

1. Место музеев правительственного подчинение среди музейных учреждений дореволюционной России. Основные тенденции развития их научной и просветительной деятельности.

2. Участие представителей общественности в формировании и деятельности музеев дореволюционной России.

3. Место музеев общественных организаций в развитии музейного дела дореволюционной России. Место частного собирательства в развитии музейного дела дореволюционной России. Роль представителей различных классов и сословных групп в развитии музейного дела.


2

12.

Тема лекции.^ Музейное дело в период кризиса капитализм

(между двумя мировыми войнами)

Основные вопросы:

1. Рост количества музеев. Особенности развития музейного дела в либерально-демократических странах Западной и Центральной Европы.

2. Американская модель развития музейного дела с преобладанием образовательных целей. Расширение сети музеев прикладного и современного искусства.

3. Идеологизация и политизация музейной работы в тоталитарных странах Европы и Японии. Расистские идеи в музеях нацистской Германии. Милитаристские идеи в музеях нацистской Германии, фашистской Италии и империалистической Японии.

2

13.

Тема лекции^ . Основные тенденции развития советского музейного дел.

Основные вопросы:

1. Первые законодательные акты советского правительства по музейному делу. Централизация музейного дела. Создание государственных органов по руководству музеями в центре и на местах.

2. Создание национального музейного фонда, сети музеев нового типа в стране. Поиски новых форм научно-просветительной работы в музеях.

3. Роль передовой музейной интеллигенции в сбережении и изучении культурного наследия. Участие общественности в этом деле; музеи и краеведческое движение.


2

14.

Тема лекции^ . Музейное дело в мире в период противостояния двух блоков и деколонизации (после Второй мировой войн)

Основные вопросы:

1. Разрушение коллекций музеев во время Второй мировой войны. Главные направления музейной работы после Второй мировой войны.

2. Влияние научно-технического прогресса и увеличения свободного времени на возрастание значения музеев в общей культуре людей.

3. Особенности формирования и развития музееведения как научной дисциплины, создания сети музейных научных и исследовательских учреждений, центров и организация. Увеличение значения международных организаций.

2




Итого:

28

^ 6. Тематический план семинарских (практических, лабораторных) занятий
6.1. Дневная форма обучения




занятия

Тема занятия

Количество часов

1

^ Становление музея как социального института

2

2

Прототипы музеев в докапиталистический период


2

3

Представление предметов музейного значения в коллекциях


2

4
^
Возникновение музея как социального института



2

5

Влияние идеологии Просвещения на развитие музейного дела.


2

6

^ Влияние ведомственного подчинения музеев дореволюционной России на характер их деятельности

2

7

Место музеев в общественной, научной и культурной жизни дореволюционной


2

8

^ России Основные тенденции развития советского музейного дела.

2




Итого:

16


^ 7. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине




Наименование модулей и тем

Вопросы, выносимые на самостоятельную работу

Кол-во часов

1

Музей, его смысл и назначение.

2

2

Место музея в современном мире.

2

3

Музей и его роль в воспитании исторического сознания (на примере конкретного музея).

4

4

Художественный (исторический, литературный, технический и пр.) музей и молодежь. Опыт и перспективы взаимодействия.

2

5

Музей и дети.

4

6

Проблемы классификации и типологии музея на страницах отечественной и зарубежной литературы.

2

7

Проблемы изменчивости функций музеев в различные исторические периоды.

2

8

Выдающиеся ученые-музееведы.

2

9

Известные музееведы. Портрет. Анализ деятельности.

2

10

Актуальные проблемы музееведения на страницах журналов «Советский музей», «Мир музея», «Музеи России».

2




Всего

24


^ 8. Содержание индивидуальной работы студентов по дисциплине


  1. Музейный предмет как музееведческое понятие.

  2. Проблемы отбора музейных предметов в музееведческой литературе.

  3. Информационный потенциал музейных предметов (анализ конкретной коллекции).

  4. Актуальные проблемы документирования.

  5. Тезаврирование как музееведческое понятие.

  6. Музейная экспозиция как форма коммуникации.

  7. Проблема театрализации музейных экспозиций.

  8. Знаковая теория экспозиции.

  9. Проблемы экспозиционной работы в трудах отечественных и зарубежных ученых.

  10. Музейная педагогика. Определение понятия, история, формы работы, перспективы развития.


^ 8.1. Темы для самостоятельной реферативной работы:


  1. Музейная педагогика. Определение понятия, история, формы работы, перспективы развития.

  2. Музей и посетитель. Проблемы взаимодействия.

  3. Социально-психологические проблемы музея и отечественное музееведение.

  4. Музей как центр досуга. Анализ отечественного и зарубежного опыта.

  5. Музей и театр.

  6. Музей и школа.

  7. Теоретическое обоснование концепции музея (конкретный музей).

  8. Анализ журналов «Советский музей» (1931-1941 гг).

  9. Философско-религиозная концепция музея в трудах Н.Ф.Федорова.

  10. Отечественные и зарубежные музееведческие центры.

  11. Теоретические взгляды отечественных (зарубежных) музееведов на актуальные проблемы науки.

^ 9. Порядок текущего, модульного и итогового контроля академической успешности студентов, критерии оценки знаний
9.1. Шкала оценивания академической успешности студента по ECTS

По 100-бальной шкале

По шкале ECTS

По национальной шкале

90 – 100

A

Отлично (5)

зачтено

80 – 89

B

Очень хорошо (4)

70 – 79

C

Хорошо (4)

60 – 69

D

Удовлетворительно (3)

51 – 59

E

Достаточно (3)

35 – 50

FX

Неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи преподавателю (2)

не зачтено

1 – 34

F

Неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи комиссии (2)


^ 9.2. Рейтинговая оценка академической успешности студента за семестр


Вид учебной работы по модулю

Максимальное коли­чество баллов

Критерии оценивания

Модуль №1

Текущий контроль

10




Написание реферата

10




Оформление конспекта лекций

10




Ответы на семинарских занятиях/задания для самостоятельной работы

10




Модульный контроль

10




Модуль №2

Текущий контроль

10




Написание реферата

10




Оформление конспекта лекций

10




Ответы на семинарских занятиях/задания для самостоятельной работы

10




Модульный контроль

10




ИТОГО

100





^ 9.3. Рейтинговая оценка академической успешности студента на экзамене


Вид задания

Максимальное коли­чество баллов

Критерии оценивания

Теоретические вопросы

30




Практическое задание

35




Тестовые задания

35




Максимальная общая сумма баллов

100





Содержание программы

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения» iconПрограмма дисциплины «Основы исторического музеведения»
«Основы исторического музеведения» для студентов за спеціальності 020302 Педагогіка І методика середньої освіти. Історія
Рабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения» iconРабочая программа учебной дисциплины уголовное право по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» федерального компонента цикла опд. Ф. 11 Гос впо составлена в соответствии...
Рабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения» iconПрограмма по дисциплине Математические основы психологии (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения» iconРабочая учебная программа дисциплины «Судебная бухгалтерия»
Судебная бухгалтерия: рабочая учебная программа дисциплины по специальностям: 030501. 65 Юриспруденция, 030505. 65 Правоохранительная...
Рабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения» iconРабочая программа по дисциплине: Основы теории систем и управления Для специальности
Рабочая программа составлена на основе учебно-профессиональной программы высшего образования по профессиональному направлению
Рабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения» iconМетодические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине...
Лекционный курс нацелен на раскрытие основных проблемных вопросов. На семинарских занятиях рассматриваются наиболее сложные вопросы,...
Рабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения» iconПрограмма учебной дисциплины «Основы логистики и управления цепями поставок»
Программа, контрольные задания и методические указания к их выполнению учебной дисциплины «Основы логистики и управления цепями поставок»...
Рабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22. 12 г. №787, требованиями, предъявляемыми к содержанию дисциплины, и...
Рабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Организационное поведение Направление...

Рабочая программа дисциплины «Основы исторического музееведения» iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница