Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь


НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь
страница1/11
Дата публикации17.06.2013
Размер1.62 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
vb2.userdocs.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

С. А. ПОЛЬСКАЯ




ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

БАКАЛАВРИАТА ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА




СТАВРОПОЛЬ

2010

Печатается по решению

редакционно –издательского совета

Ставропольского государственного университета

Польская С.А.

История зарубежной культуры: Учебно-методический комплекс для стуудентов бакалавриата исторического факультета. – Ставрополь: Изд – во СГУ, 2010. – 105 с.
Учебно-методическое пособие содержит программу с основными разделы лекционного курса и практических занятий, методические рекомендации к семинарским анятиям и темам для самостоятельной работы студентов с обширной библиографией.

Предназначено для студентов исторического факультета очной и заочной форм обучения.


Рецензенты – д-р ист. наук, профессор Н.И Суханова

канд. ист. наук, доцент Д.В. Пикалов.

© Польская Светлана Анатольевна, 2009.

© Издательство ИДНК, 2009.
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История зарубежной культуры» является неотъемлемой частью гуманитарного, в том числе исторического, образования, предусмотренного Госстандартом для классического университета. Настоящий учебно-методический комплекс разработан для студентов исторического факультета стационарной и заочной форм обучения. Данное обстоятельство объясняет ряд особенностей разработки настоящего пособия:

  1. содержание комплекса составлено с условием уже полученной студентами – историками основы образования и построено на принципе опоры на исторические условия того или иного периода в развитии культуры;

  2. тематика изложена в хронологическом порядке и содержит теоретические проблемы курса внутри каждого раздела;

  3. поскольку студенты исторического факультета изучают целый ряд дисциплин, имеющих непосредственное отношение к курсу истории мировой культуры (базовые исторические курсы, философия, музееведение, спецкурсы), то, во избежание противоречий и повторов, комплекс не содержит тем и разделов перечисленных курсов;

  4. из содержания комплекса сознательно исключена тематика, касающаяся истории регионов, входивших в состав России (курс «История культуры России», в котором это предусмотрено, преподается отдельно) и истории культуры Византии (собственно история Византии преподается только в магистратуре в рамках курса «Сравнительная история мировых цивилизаций»).

Учебно-методический комплекс состоит из нескольких разделов:

    1. Пояснительная записка и учебно-тематический план курса;

    2. Раздел I. Программа курса.

    3. Раздел II. Семинарские занятия: общие методические рекомендации, отдельные темы (методические рекомендации, план занятия, список учебной и научной литературы)..

    4. Раздел III. Самостоятельная контролируемая работа (СКР): общие методические рекомендации, тематический план СКР, отдельные темы СКР (методические рекомендации, список источников и литературы).

Согласно Госстандарту, курс «История зарубежной культуры» рассчитан на 148 часов, из них: лекции – 24 часа, семинарские занятия – 24 часа на одну академическую группу, занятия СКР – 29 часов, консультации – 4 часа, зачет - 19 часов. Курс преподается в VIII семестре (4 курс), итоговой формой контроля является зачет.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п(п

Тема

Лекции

Практические занятия

1.

Введение в курс: основные понятия, хронология, источниковедческие, историографические и методологические проблемы

2




2.

Основные направления развития античной культуры

4

4

3.

Место Средневековья в культурном наследии западноевропейской цивилизации

4

4

4.

Культура эпохи Ренессанса и Реформации

4

4

5.

Традиционные тенденции в наследии восточных культур

2

4

6.

Модернизация западноевропейской культуры эпохи Нового времени

4

4

7.

Система культурных ценностей современного мира

4

4

ИТОГО

24

24


^ I. ПРОГРАММА
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Понятие культуры, ее институциональный и морфологический аспекты. Европейские понятия "культуры". "Cultura" как магический жест пробуждения плодоносящей силы земли;"cultura" (от "cultus") как обожание, поклонение Творцу; "cultura" (от "culter") как отделение космоса от хаоса, света от тьмы. Внеевропейские понятия культуры: "веда", "вэнь-хуа". Культуры статистические и динамические. Идея мимесиса.

Субъективная и объективная стороны культуры. Историография понимания сущности культуры: Аристотель, Конфуций, Л. Б. Альберти, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердер, Г. Гегель, Н.Я. Данилевский, П.М. Бицилли, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, Б. Малиновский, Л. Уайт, К. Леви – Стросс, А.Р. Радклифф – Браун, Ф. Боас, Э. Дюркгейм, Р. Бенедикт, М. Мид, Ю.М. Лотман, А.Я. Гуревич.

Школы, подходы и способы осмысления культуры: методы антропологии, этнографии, психологии, социологии и философии в изучении культуры (Аврелий Августин, Ф. Петрарка, Г. Гегель, Р. Арон, Э. Калло, Р. Мерль, А. Дж. Тойнби, К. Ясперс, А.Ф. Лосев, С.Д. Лихачев).

Теории прогресса в истории культуры (Г.Спенсер). Теории регресса (Ф.Ницше, О.Шпенглер) и циклизма (Дж. Вико, Ф.Ратцель). Спады и подъемы культуры в концепции "циклов большой протяженности" (Ф.Бродель). Культура и "варварство" (Л.Морган). Культура и "цивилизация". Энциклопедисты о цивилизациях. Цивилизации в представлении позитивизма (Э.Тайлор и др.). Цивилизационный подход в культурологии XX в. (О.Шпенглер. А.Тойнби и др.).

Периодизация истории мировой культуры, ее связь с общеисторическим процессом. Классификация источников мировой культуры, их специфика и степень объективности. Органическая связь истории культуры с историей развития общества. Соотношение культуры и искусства.
^ Тема 2. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
Греческая культура. Понятие «античная культура». Периодизация культуры Древней Греции, ее территориальные рами. Зарождение античной цивилизации, ее истоки, специфика, основные эта­пы развития. Формирование античной культуры, ее творцы и носители. Пространство античности и его изменения во времени. Основные категории эстетики: гармония, сим­метрия, ритм, мера и размеренность.

Образ классической древности у И.Винкельмана, Ф.Гельдерлина. Романтический взгляд на историю древнегреческой культуры (И.Г.Гердер, И.В.Гете, А.В.Шлегель). Культурно-историческая школа И.Тэна. Негативистская оценка древнегреческой культуры (Г.К.Честертон, О.Шпенглер). Концепция эллинистической цивилизации А.Боннэра. Концепции Ф. Ницше о дионосийском и апполоновском началах античной культуры и А.Ф. Лосева о парадигматическом характере культурного развития Древней Греции и Рима

Исторические условия становления и расцвета греческой культуры. Ахейский мир во II тыс.до н.э. Социально-политические и экономические условия становления греческой куль­турной традиции. Полис - основная форма общественного и государственного устрой­ства. Типология и динамика развития государственных форм. Тирания, олигархия, де­мократия: цели и методы управления.

Концепция суверенитета народа и ее роль в политической культуре. Становление демократического полиса, основ правового государства и гражданского общества. Дес­потические монархии эллинизма. Идеальное государство Платона - первая европейская антиутопия.

Характерные черты и особенности античного общества. Полисная система ценно­стей: духовная жизнь, мораль и нравственность. Права и обязанности гражданина, его отношение к государству.

Древнегреческая мифология как основа греческой цивилизации (культ олимпийских богов и героев). Религиозные представления и мифология (Хаос, Эреб, Эос и Эрос, Уран, Гея, Тартар, Хронос и Рея, Зевс, Посейдон, Аид, Прометей, Эпиметей, Афина, Дионис и др.).

Миф о Троянской войне. Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Исторические сведения о Трое. Время и место возникновения поэм. Система образов в поэмах. Зарождение ин­дивидуального начала античной культуры в поэмах Гомера. Поэтика гомеровского эпоса.

Публичный характер греческой культуры: религиозные празднества, Олимпийские игры, Пифийские и Истмийские игры, мистерии.

Феномен античного театра. Происхождение и структура трагедии. Мифологическая основа трагической фабулы. V век до н. э. как период наивысшего расцвета трагедии. Эсхил –"отец трагедии", поэт эпохи становления афинской рабовладельческой демократии. Герои­ческий, монументальный характер драмы у Эсхила. Художественные особенности трагедии Эсхила Ху­дожественная значимость введения Эсхилом второго актера. Эсхил у истоков высокого, героического истолкования "вечно­го" образа в мировой литературе. Софокл, его вклад драматурга в развитие драмы. Человек и общество как главная проблема драм Софокла. Введение третьего актера, сокра­щение партий хора. Значение «Антиигоны» и «Эдипа» для европейской драматургии. Происхождение и развитие в комедии. Связь с народными празднествами. Карнавальное начало. Отражение в структуре комедии памяти о культе Диониса. Свобода насмешки над живыми современниками. Условный, фантастический характер фабулы, гротескность персонажей. Аристофан как "отец комедии". Наследие Аристофана. Отражение в комедиях Аристофана кризиса афинской госу­дарственности. Особенности драматического действия. Образ Комедийный характер агонов. Значение творчества Аристофана. Становление басенного жанра. Басни Эзопа. Федр – баснописец.

Архитектура: основные архитектонические типы (анты, простиль, периптер, толос). Монументальность и динамизм архитектурных форм. Дворцы Крита и континен­тальной Греции. Ордерная система античного храма: пропорции, симметрия, дорий­ский, ионический и коринфский стили. Афинский Акрополь: Парфенон, Пропилеи, храм Афины, Эрехтейон. Расцвет гражданского и культового строительства в новых культурных центрах эпохи эллинизма: Александрия, Пергам, Родос. "Семь чудес света".

Скульптора. Период архаики: рельефы храмовых фронтонов, их композиция. Совершенство и возвышенный реализм пластического об­раза классики и его воплощение в шедеврах Мирона, Поликлета, Фидия, Праксителя. Идеальность, драматический пафос и поэтизация скульптур - символов эллинизма: Аполлон Бельведерский, Ника Самофракийская, Лаокоон, Венера Милосская. Функциональная принадлежность общественных и частных зданий.

Живопись. Полихромная живопись Кносского дворца, росписи материковой Греции. Декора­тивная стилизация вазовой росписи: черно- и краснофигурная керамика. Открытия и изображения классического периода: силуэт, ракурс, светотень, объемная живопись. Появление портрета, пейзажа, натюрморта, исторической, батальной, бытовой живопи­си, карикатуры и рюпограммы.

Зарождение наук: Философия (Гераклит(, история (Геродот(, география (Страбон), медицина (Гиппократ(, геометрия (Пифагор), математика и физика (Архимед). Диалектика: материализм (Демокрит, Эпикур) и идеализм (Сократ, Платон, Аристотель). Наука как составная часть греческой культуры. Рождение нового стиля мышления и знания. Ста­новление научной картины мира. Античные прообразы современных научных идей. Математика, геометрия, физика, астрономия, медицина, риторика.

Особенности социальной психологии Древней Греции. Идеал человека: особенности полисной идеологии, Система воспитания и образования: принцип коллогогатии, практические успехи его реализацию. Понятие письменности, грамотности, книжной культуры, культуры устного слова. Александрийский мусейон и библиотека, их роль в сохранении античного наследия.

Частная жизнь древних греков как тип культурных отношений: семья. Дом, быт, их отражение в памятниках эпохи.

Взаимодействие культур Греции и Востока эпохи эллинизма. Характерные черты культуры эпохи эллинизма. Всемирно – историческое значение греческой античной культуры.

^ Римская культура. Хронологические и территориальные рамки римской культуры. Понятие «античная культура» применительно к римской культуре. Преемственный характер римской культуры. Ускоренное про­хождение этапов социально-исторического развития, пережитых Грецией. Постепенное самоопределение культуры.

Культура Древнего Рима в понимании гуманистов (Н. Макиавелли) и просветителей (Монтескье, Э.Гиббон). Критическое направление в истории древнеримской культуры (Б.Г. Нибур, Л. Фридлендер, Т. Моммзеи).

Исторические условия развития римской культуры, влияние культур этрусков греков и эллинистических государств. Этрусски и италики во II - I тыс.до н.э. Особенности материальной культуры: металлургия, керамика, средства сообщения.

Своеобразие римской мифологии, влияние греческой религии на организацию культов. Языческий пантеон и мифология (Янус, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Нептун, Минерва, Церера и др.). Преемственность древнегреческой мифологии и литературы.

Практицизм римской политической культуры. формы государственного устройст­ва, их особенности и эволюция. Формы и методы политической борьбы: народные трибуны, плебис­циты, рождение популизма. Система территориального управления, государственный, административный и городской аппарат власти. Римское право и его роль в политиче­ской культуре. Военное искусство римлян.

Родовой строй Древнего Рима. Патриархальные представления и их роль в обще­ственном сознании римлян. Мировоззрение и социально-психологический облик раз­личных категорий населения. Духовные ценности римлян, идеалы республиканской поры, специфика имперской ментальности.

Гражданственность и государственность - доминанты латинской культуры. Рим - центр культурной жизни республики, империи, столица мира.

 Мировоззренческий характер и прагматизм научного знания в трудах Марка Варрона, Плиния Старшего, Сенеки, Страбона, Клавдия Птолемея. Технические знания, изобретения, инженерный гений римлян.

Художественное мышление римлян, чувство жизни и красоты. Древнеримская материальная культура: рационализм и планомерность городских застроек, первые ин­женерные сооружения, рельефы погребальных урн. Функциональность и конструктивизм зодчества времен республики. Величие и монументальность классической архитектуры императорского Рима. Строительство: арочные и сводчатые конструкции, базилика (Форум Романум, Форум Траяна, Арка Константина, "Золотой дом" Нерона, Мавзолей Адриана, Пантеон, Алтарь Мира, Колизей, термы Каракаллы и Диоклетиана).

Основные этапы развития латинского искусства, его задачи и идеалы. «Римский стиль» и его характерные черты. Самобытность реализма скульптурного портрета. Гражданская одухотворенность шедевров монументальной пластики, гармония истори­ческих рельефов колонны Траяна и триумфальных арок. Живопись. Мозаичное искусство. Музыка.

Научные знания: география (Птолемей), математика и алгебра (Диофант), история (Ливии, Тацит, Светоний, Аммиан), философия (Марк Аврелий, Сенека, Цицерон), медицина (Гален), юриспруденция (Папиниан, Павел, Ульпиан, Гай, Модестин).

Литература и драматургия. Своеобразие римской литературы: трезвый анализ жизни, развитие сатирических жанров, обостренный драматизм, психологизм и т.д. Тит Макции Плавт как яркий представитель паллиаты. "Мастер" комического. Художественное своеобразие Плавта. Традиции Плавта в истории европейского театра.

Квинт Гораций Флакк как один из крупнейших поэтов кружка Мецената. Жанровое многообразие творчества Горация: эподы, сатиры, послания. Выпады против явлений социальной жизни и литературных противников. Идеи бегства от суетной городской жизни. Ирония. Тонкое варьирование стиля. "Оды" Горация: политика, философия жизни, любовь, одическая традиция. Эпос в древнеримской литературе. Публий Вергилий Марон как поэт, воспевший "пастбища, села, вождей: "Буколики", "Георгики", "Энеида". Художественное своеобразие "Энеиды". Восприятие Вергилия в средневековье и последующие эпохи. Апулей ("Золотой осел" или "Метаморфозы").

Публичная сторона римской культуры: религиозные празднества и их гражданский характер, театральные представления, гладиаторские бои, частные и публичные представления, риторика, императорский культ и его организация.

Идеал римского гражданина, роль римского права в его становлении, предназначение гражданских, общественных зданий и монументальных строений, города Рима в воспитании членов общины.

Особенности теории и системы воспитания и образования: государственная и личная шкала ценностей, подчинение личных интересов гражданскому долгу.

Образ человека в римском искусстве и литературе. Частная жизнь древних римлян: семейные отношения, понимание дружбы, любви и долга. Быт дворцов и инсул, интерьеры особняков и хижин.

Восприятие римлянами иных культурных моделей жизни. Появление и развитие христианской догматики и культа. Образ Христа и его об­щечеловеческое значение. Крах политеизма. Становление христианства как государст­венной религии Римской империи.

Всемирно – историческое значение римской культуры как базового этапа эволюции западной культуры.

Наследие античности на последующих этапах культурного развития: средневековая культура, культура Ренессанса, культура Нового времени, культура ХХ века.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь iconУчебно-методический комплекс для студентов радиотехнического факультета...
Рекомендовано к изданию методической комиссией финансово-экономического факультета в качестве учебно-методического комплекса
Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история государства...
Учебно-методический комплекс по курсу «История государства и права зарубежных стран» одобрен кафедрой теории и истории государства...
Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь iconПедагогика и методика начального образования
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» Института психологии,...
Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное частное право»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2010 Печатается по решению...
Профессор кафедры теории и истории государства и права СевКавгту, д и н. Т. А. Невская
Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 1-24 01...
Квалификация преступлений : учеб метод комплекс для студентов специальности 1-24 01 02 «Правоведение» специализации 1-24 01 02 03...
Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь iconУчебно-методический комплекс для студентов 3 курса специальностей...
П 69 Практика устной и письменной речи английского языка : учеб метод комплекс для студ. 3 курса спец. 1-02 03 06-01, 1-02 03 06-03,...
Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «административное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Административное право» цикла опд по специальности 030501. 65 «Юриспруденция». –...
Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экологическое право для студентов 5 курса
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата исторического факультета ставрополь iconУчебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения...
Кожухова Г. С. – старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Рф рап
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница