Университетская библиотека жак жерне


НазваниеУниверситетская библиотека жак жерне
страница1/8
Дата публикации08.11.2013
Размер1.12 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Древний Китай
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
ЖАК ЖЕРНЕ
Почетный профессор Коллеж-де-Франс
АСТ • Астрель

Москва

2004
ЖернеЖ.

Ж60 Древний Китай / Ж. Жерне; Пер. с фр, Н.Н. Зубкова. — М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 157, [3] с. - (Соgito, еrgo sum: «Университетская библиотека»).

ISBN 5-17-026252-3 (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 5-271-09672-6 (ООО «Издательство Астрель»)

ISBN 2.130517021(фр.)

История Китая насчитывает по крайней мере семь тысячелетий. Древнекитайская цивилизация, одна из древнейших цивилизаций мира, охватывает примерно треть этого времени. Вопреки широко распространенному мнению об изолированном развитии Древнего Китая, автор утверждает, что его следует рассматривать в связи с дру­гими цивилизациями Азии. Древний Китай с прилегающими терри­ториями образует мир столь же богатый и миообразный, как и мир, где развивались цивилизации Ближнего Востока и Средиземноморья.

УДК 94(315) ББК 63.3(5)

Настоящее издание представляет собой перевод оригинального французского издания «La Chihe Ancienne»

© ООО «Издательство АСТ», 2004

© ООО «Издательство Астрель», 2004

© Рresses Universitaries de France, 1964

ISBN 5-17-026252-3 (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 5-271-09672-6 (ООО «Издательство Астрель»)

ISBN 2 13 051702 1 (фр.)

ВВЕДЕНИЕ

В книге пойдет речь об историческом пери­оде протяженностью в два тысячелетия. Он простирается от истоков китайской цивилиза­ции до основания империи в 221 г. до н. э.

Принято считать, что в Китае цена тысяче­летия невелика. Но надо ясно себе представ­лять, что за время от неолита до образования обширной централизованной империи, срав­нимой по величине с Римской, но гораздо бо­лее густонаселенной и значительно превосхо­дившей ее в развитии техники, не могло посте­пенно не произойти огромных перемен. И хотя Китай от нас далеко, это еще не значит, что его история ни на что не похожа, что она менее бо­гата и сложна, чем европейская. Существует большое количество частных работ по истории Китая. Начиная с 1950 г., в стране сделано мно­жество археологических находок. Но, к сожа­лению, нет обобщающих трудов, охватываю­щих этот исторический период и позволяющих глубоко оценить новейшие раскопки. Это сильно осложняет работу популяризатора. В книге будут отражены самые известные факты и отмечены наиболее значимые переломы истории. Однако из-за отсутствия обобщающих работ автор вынужден высказать собственную точку зрения на историю Китая.

Мы исходим из того, что за всеми перемена­ми, происходившими начиная с неолитических культур Северного Китая начала II тысячеле­тия до н. э. до централизованных империй Цинь и Хань, стоит развитие отношений насе­ления и природной среды. Во всяком случае, постепенное одомашнивание животных, исчез­новение тех или иных видов растений, их се­лекция и особенно распашка и мелиорация зе­мель относятся к числу наиболее значимых фактов в истории страны. Исходя из этого можно выделить несколько этапов в истории Китая: первый — очень медленное преодоле­ние сопротивления природы человеком от нео­лита до бронзового века, другой, начиная при­мерно с 500 г. до н. э., — стремительное и пол­ное изменение китайского ландшафта террито­рий северных степей и бассейна Янцзы в связи с распространением выплавки железа. Именно тогда Китай стал той великой земледельческой империей, которой оставался вплоть до новей­шей эпохи. Следует выделить два события в истории техники, имевшие глубочайшие по­следствия для развития страны: выплавку бронзы, начало которой совпадает по времени с первыми успехами китайской цивилизации, и выплавку железа, позволившую быстро рас­пахать все равнины, что привело к быстрому расцвету Китая. Разумеется, что общество и политический строй изменялись вместе с есте­ственными условиями, плотностью населения, способами производства и производительны­ми силами. Но мы сочли нужным выделить именно эти события.

Наряду с главными фактами истории техни­ки, приводящими к изменениям в обществе (шлифовка камня; появление бронзы и колес­ниц; производство железа из руды и появление регулярной пехоты), наши суждения основаны на данных о местах проживания людей. Взятые в совокупности, эти факторы надежно предо­стерегают от всякого рода упрощений.

Существует точка зрения, что Китай всегда жил в изоляции. Действительно, низменное за­болоченное побережье Северного Китая и от­сутствие близлежащих островов не способст­вовали развитию мореходства. Освоение гори­стого юга было начато поздно и шло очень мед­ленно. Громады почти непреодолимых гор пре­граждали путь к китайцам на западе и юго-за­паде и, наконец, пустыни и степи Монголии и Синьцзяна (Китайского Туркестана) служили преградой для проникновения влияний разви­тых цивилизаций Западной Азии. Но эта изо­ляция никогда не была абсолютной: об этом свидетельствует вся история Китая. Возникно­вение китайской цивилизации, изобретение сплавов и колесницы, появление первых горо­дов-дворцов в среднем течении Хуанхэ невоз­можно объяснить, не учитывая отдаленных влияний (возможно, из областей к югу от Ура­ла) через посредство степных народов. Долг Китая перед кочевыми народами и оседлыми цивилизациями Центральной Азии и Среднего Востока огромен. Гунны, тюрки, монголы, маньчжуры, согдийцы, персы, индийцы и ара­бы не только сыграли подчас первостепенную роль в его истории, но и оказали глубокое вли­яние на искусство, развлечения, технику, мысль и религию китайцев. История Китая не может рассматриваться изолированно от исто­рии других цивилизаций Азии. Связи между ними иногда на время прерывались, но никогда не рвались полностью.

С другой стороны, Китай с прилегающими территориями образует мир столь же богатый и многообразный, как и тот, в котором развива­лись цивилизации Ближнего Востока и Среди­земноморья, если принять во внимание разно­образие географических условий и образа жиз­ни китайцев от Сибири до южных окраин Ки­тая и от Тибетского нагорья до дельты Янцзы.

Районы, благоприятные для земледелия, где первые обработанные поля на Великой Китайской равнине и в лёссовых областях Шэньси и Шаньси (лёсс — неслоистая, однородная, тон­козернистая известковистая осадочная горная порода светло-желтого или палевого цвета) по­явились во время неолита, сильно отличаются от степей Севера, пригодных только для ското­водческой или полускотоводческой жизни. От­ношения между земледельцами-китайцами и китайскими кочевниками-скотоводами стали одним из важнейших факторов политической и культурной истории Китая.

С другой стороны, китайцы, обладавшие развитыми техническими средствами, проти­вопоставляли себя первобытным народам, на­селявшим большую часть территории, по кото­рой впоследствии распространилась китайская цивилизация (собирателям, охотникам, ското­водам, неоседлым земледельцам, рыбакам, на­селявшим современную провинцию Чжэцзян и берега Янцзы). С древнейших времен на протя­жении всей истории Китая эти народы либо постепенно ассимилировались с китайцами, либо вытеснялись ими в горы. Некоторые из этих народов до сих пор живут в горных райо­нах Южного Китая и на Индокитайском полу­острове.

С того момента, как области среднего тече­ния Янцзы и дельты этой великой реки (перво­начально населенные варварами) стали играть историческую роль, становится видно, на­сколько противоположны по образу жизни, темпераменту и традициям жители Северного Китая — земледельцы, питающиеся просом и пшеницей, и Южного Китая — рыбаки и моря­ки, основу рациона которых составляет рис.

Но помимо сразу видных различий между Китаем Хуанхэ и Китаем Янцзы существует большое разнообразие местных культур. Это связано с тем, что Китай отнюдь не был еди­ным целым: он представлял собой совокуп­ность нескольких областей со своей историей и часто не похожим между собой населением. Эти области отделялись друг от друга тянущи­мися, по большей части, с запада на восток гор­ными хребтами. Благодаря этому важную стра­тегическую и торговую роль в истории Китая играли перевалы (проходы между Шэньси и Хэнанью, Шаньси и Хэбэем, Шэньси и Сычуанью, Хэнанью и Хубэем и т. д.). В то время, как воздействие на китайцев народов, живших в отдалении, было довольно слабым и непосто­янным, влияние населения соседних местнос­тей, как единоплеменников, так и непосредст­венных соседей (тибетских скотоводов в Сычу-ани, степных кочевников в Шаньси, рыбаков из низовьев Янцзы) всегда было заметным. На­звания некоторые из этих областей начинают встречаться в истории очень рано, часть из них совпадает с современными провинциями. Ав­тору кажется, что необходимо выделить следу­ющие регионы, где своеобразие проявилось очень ярко:

— Великая Китайская равнина до долины Ху­айхэ, на территории которой расположены современные провинции Хэнань и Хэбэй, западный Шаньдун и северный Аньхой. Там возникла цивилизация бронзового века и появились первые города-дворцы;

— Шаньсийское плато (государство Цзинь);

— Северо-Шэньсийская котловина и продол­жающий ее коридор Ганьсу (в начале I тыся­челетия до н. э. — центр Западного Чжоу, а позднее — царства Цинь);

— полуостров Шаньдун (царство Ци);

— бассейн среднего течения Янцзы (царство Чу);

— равнины низовьев Янцзы (юг провинции Цзянсу — царство У — и северная часть про­винции Чжэцзян — царство Юэ);

— красноземы Сычуани (государство Шу).

Для полноты картины следует добавить приморские и горные районы юго-востока Ки­тая и равнины окрестностей Кантона, но они становятся известны в истории в более позд­ний период.

Глава I

^ ИСТОЧНИКИ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

I. — Источники

Долгое время наука черпала сведения о древности Китая лишь из китайской книжной традиции. В XVIII в. в Европе сложился образ Древнего Китая благодаря миссионерам-иезу­итам на основе рационализированных легенд, соединенных в связный исторический рассказ с нравственной подоплекой, согласно которо­му китайская цивилизация восходит к началу III тысячелетия до н. э.

В V в. до н. э., в тот момент, когда сложилась эта ортодоксальная традиция, поведение и менталитет людей архаической эпохи были уже непонятны. Поэтому социальные установ­ления, магические и религиозные ритуалы, о которых к тому времени сохранились лишь устные воспоминания, были произвольно ис­толкованы как исторические события. Их от­несли ко времени правления того или иного го- сударя. То, что китайское предание, относяще­еся к отдаленному прошлому Китая, не имеет никакой исторической ценности, вольные и смелые умы выяснили уже в маньчжурскую эпоху. Но зато благодаря архаическим мифам и отрывкам легенд, с трудом поддающимся дати­ровке и не привязанным к какому-то опреде­ленному месту, уцелевшим вопреки рациона­лизаторским усилиям китайских историков, приоткрывается истина. По ним ученые могут восстановить некоторые древнекитайские обы­чаи и представления о мире. Марсель Гране первым понял и показал остальным, как нужно использовать чудом уцелевшие легенды. Прав­да, он справедливо писал о тщетности истори­ческих реконструкций в те времена, когда ар­хеологических данных недостаточно.

Археологические раскопки в Китае нача­лись сравнительно недавно. До Второй миро­вой войны была немного и очень плохо изуче­на предыстория Восточной Азии. Только с 1928 г. начались научные раскопки города Аньян на северо-востоке Хэнани, крайне важные для изучения цивилизации Шан, или Инь. В 1937 г. из-за японской агрессии они были пре­рваны. Со времени случайного открытия Аньяна в 1899 г. до 1928 г. там велись нелегальные раскопки, а как только ученые и коллекционе­ры проявили интерес к образцам древних надписей и бронзовых изделий из этой древней столицы, в продаже у антикваров появилось множество подделок, подрывавших доверие к этому исключительно ценному открытию.

Однако благодаря раскопкам в Аньяне, про­веденным в 1928—1937 гг. и возобновленным после создания КНР, мы располагаем богатей­шим археологическим материалом о китай­ской цивилизации XIV—XI в. до н. э.: много­численными подлинными надписями, планом дворцов, плавильных и литейных печей, укреп­лений, предметами из больших царских гроб­ниц, оружием, священной и бытовой утварью, колесницами. Научная литература о городе Аньян уже весьма обширна. Но и помимо этого города вследствие больших работ, ведущихся начиная с 1950 г., археологические находки по­являются в таком темпе, что их не успевают научно обрабатывать. В Хэнани обнаружены города бронзового века, более древние, чем Аньян1. Многие находки позволили также луч­ше познакомиться с периодом между эпохой Шан и основанием империи. Об открытиях чрезвычайной важности сообщается почти ежегодно. Вслед за железоплавильными печа­ми царства Янь в окрестностях Пекина, целы­ми колесницами, найденными в Хэнани, лаковыми росписями царства Чу из области Чанша в Хунани, явились неисчерпаемые археологи­ческие сокровища из многочисленных гроб­ниц, открытых после 1970 г.: превосходно со­хранившиеся мумии, украшенные нефритовы­ми пластинками, бронзовые предметы, карти­ны, ткани, древние тексты и т.д. За последние несколько лет китайская археология обогати­лась больше, чем за все предшествующее сто­летие. Весьма немногочисленные до войны ар­хеологические находки эпохи палеолита и нео­лита ныне тоже насчитываются сотнями. Об­наружено уже больше 3000 археологических объектов эпохи шлифованного камня. Вероят­но, китайская земля скрывает и другие порази­тельные сокровища, так что можно полагать, что после обработки новых археологических данных наши знания о китайской древности и обстоятельствах возникновения цивилизации бронзового века в бассейне реки Хуанхэ станут более точными.

Как ни важны подлинные свидетельства, предоставляемые нам археологическими от­крытиями, общее направление развития исто­рии, а также сведения о последних пяти веках перед созданием империи по-прежнему опира­ются в основном на многочисленные письмен­ные источники. Часть из них была основой традиционного образования в императорском Китае вплоть до начала XX в: это классические сочинения конфуцианской школы. Тщатель­ный анализ филологов позволил выделить в них позднейшие вставки эпохи Хань или еще более поздние. Многие другие древние сочине­ния также оказались написанными позднее традиционно принятых дат. Тем не менее, в этих текстах достаточно сведений, на которые может опираться история доимператорского Китая. Нередко случается, что только сравни­вая тексты и археологические данные, можно понять суть происшедшего события.

Благодаря раскопкам, в наши дни начинает оформляться новая концепция, по которой Ки­тай древнейшей поры прошел путь развития, подобный развитию древних цивилизаций Ближнего Востока и Средиземноморья. Эта концепция положена в основу данной книги. Автору хотелось бы по мере возможностей спо­собствовать ее дальнейшему распространению.

^ II. — Хронологические рамки

Выделим следующие исторические периоды:

1. Неолит (от VIII тысячелетия(?) до нача­ла II тысячелетия до н. э.). — Стратиграфичес­кий анализ позволяет выделить смену ряда не­олитических культур, особенно в Хэнани и на юге Хэбэя — в том регионе, где позднее родились цивилизация бронзового века. Возможно, некоторые развитые неолитические культуры конца этого периода соответствуют полулеген­дарной династии Ся (традиционные даты: XXII—XIX вв.), но собственно китайская ци­вилизация начинается лишь с бронзового века.

^ 2. Бронзовый век (от ХУШ(?) — конец VI в. до н.э.). — В эту эпоху возникает династия Шан, или Инь. В самой Шан2 можно выделить период до основания столицы близ современ­ного Аньяна и заключительный, аньянский пе­риод (от Х1Ув. до начала XI в.; традиционные даты: 1384—1111гг.). Династию Шан сменила Чжоу, вначале, до середины VIII в. до н. э. зани­мавшая территорию в долине Вэйхэ в Шэньси (откуда название «Западная Чжоу»). В течение следующего периода (VII—VI вв.) появилась династия Восточная Чжоу со столицей в Лояне на северо-западе Хэнани, возникли могущест­венные окраинные государства, подчинившие себе малые города на Великой Китайской рав­нине. Это так называемая эпоха государств-ге­гемонов3, переходная от архаической эпохи к эпохе возникновения крупных государств. Она приблизительно соответствует тому времени, которое охватывает хроника царства Лу «Чуньцю» («Весны и Осени»).

^ 3. Начало железного века (ок. 500 г. до н. э. до образования единой империи в 221 г. до н. э.). — В течение этих трех столетий произо­шли глубокие изменения, приведшие к возник­новению воинственных государств (с середи­ны V в. до н. э. этот период традиционно назы­вается эпохой Борющихся царств). Возникно­вение государственных структур в больших царствах этой эпохи связано с социально-эко­номическими переменами, превратившими Китай в страну, совершенно непохожую на ту, что существовала в архаическую эпоху. Эти го­сударства, особенно Цинь в Шэньси, были про­образом империи.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Университетская библиотека жак жерне iconМастер-классы Фестиваля художественного творчества и рукоделия
Место проведения: Саратовское художественное училище им. А. П. Боголюбова (г. Саратов, ул. Университетская, д. 59)
Университетская библиотека жак жерне iconЧелябинская городская общественная организация «клуб альпинизма»
Университетская Набережная, 28А, Челябинск, 454016 Телефон: (351) 256-71-46, e-mail
Университетская библиотека жак жерне iconГосударственная библиотека Югры
Государственная библиотека Югры (ул. Мира, Тел. 333-598. Email — )
Университетская библиотека жак жерне iconAnnotation
Было около полудня, когда Катрин в паланкине, который Жак де Руссэ заранее доставил во внутренний двор дворца, добралась до жилища...
Университетская библиотека жак жерне iconПетербургский Государственный Университет Центр изучения Германии и Европы
Ежегодный методологический семинар состоится в субботу, 16 марта 2013 года (10: 00-18: 00) в помещении циге (Университетская наб....
Университетская библиотека жак жерне iconКристиан Жак «Запретный город»
Роман посвящается мастерам. Места Истины, которые не только хранили тайны «Дома Золота», но и умели обращать эти тайны в дела рук...
Университетская библиотека жак жерне iconКристиан Жак «Запретный город»
Роман посвящается мастерам. Места Истины, которые не только хранили тайны «Дома Золота», но и умели обращать эти тайны в дела рук...
Университетская библиотека жак жерне iconТехническая оснащенность, реквизит, вид носителя фонограмм программного...
Волгоградского государственного университета «Университетская студенческая весна 2013»
Университетская библиотека жак жерне iconЭта же книга в других форматах
Жан-Жак Руссо или Бенжамен Констан, сделавшиеся писателями французскими, разумеется, не в счет); теперь, правда, такие люди появились...
Университетская библиотека жак жерне iconСедьмой Сибирский Коммуникационный Форум «NovoPRsk – 2013», который...
Настоящие же журналисты, по мнению масс, с pr’ом отчаянно борются». Это анонс статьи «Журналистика и pr: лёд и пламень?» в газете...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница