В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного


Скачать 195.02 Kb.
НазваниеВ последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного
Дата публикации17.06.2013
Размер195.02 Kb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > История > Реферат
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.
Школьное историческое краеведение: новые реалии

Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев — по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России; республики, входящей в состав РФ; более крупного региона (в составе нескольких территорий или стран, объединенных узами экономических, национальных, религиозных и культурных исторических связей); всемирной истории.

Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Большое значение для совершенствования исторического краеведения и в целом исторического образования в школе имеют новые труды по истории. Исследования ученых-историков оказали значительную помощь в преодолении старых подходов к содержанию учебных программ, учебников истории, в том числе по истории родного края, содействовали в применении на практике многофакторного подхода к истории и ее преподаванию.

Значителен вклад и методистов-историков. Разработаны федеральный и региональные учебные планы для школ, предусматривающие реализацию национально-регионального компонента и использование материалов краеведения. Составлены учебные программы с краеведческим содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по истории края, местных этносов, их культуре, интегрированных курсов краеведения и т.д. В ряде регионов появились новые книги по истории, экономике и культуре отдельных районов. Эти краеведческие издания успешно используются в работе со школьниками. Материалы краеведения систематически публикуются в средствах массовой информации. В творчески работающих школьных коллективах исследуются вопросы содержания и организации краеведения. Больше внимания стало уделяться краеведческой подготовке и переподготовке педагогов. В Российской академии образования создан Совет по краеведению. Активно работает организованный в начале 90-х годов Союз краеведов России. Совет и Союз краеведов возглавляет крупный ученый-историк, академик РАО С.О. Шмидт.

За минувшее десятилетие в школьной истории значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к ранее «запретным темам» (о них мы скажем чуть ниже). Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей — земляков и членов семьи, изучение повседневности — обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спец-хранов» музеев и библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.

^ Уровни краеведческой работы

Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников).

Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.

«Поле» краеведения значительно расширилось за последнее десятилетие. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь близких людей – членов семьи, земляков, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. У краеведов появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать[5, С. 182].
^ Потенциал исторического краеведения

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

^ Содержание краеведческих знаний по истории

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний.

  1. Мой дом. Родословная семьи.

  2. Родная школа. Ее история и традиции.

  3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.

  4. История района.

  5. История автономного округа.

  6. История области (края).

Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы, квартала и т д. Педагогам-краеведам и методистам предстоит разработать вопрос о соотношении этих кругов (пластов) знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе. К сожалению, в школьной практике нередко «выпадают» или недостаточно изучаются отдельные пласты краеведческих знаний, например, по истории своей семьи, школы, села, города, района, что негативно сказывается на возможностях учебной и воспитательной работы.

Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому.

Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника (или челнока).

Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Рассмотрим содержание исторического краеведения в школе и под несколько иным ракурсом. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае — жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.).

Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы — значит понять саму эпоху, саму историю.

Изучение родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.

Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.

Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.

С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате, учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия народов.

Ученики знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает преодолеть все еще встречающуюся «безликость», «безымянность», «безлюдность» истории в школе.

Вряд ли можно признать правильным подход, когда в практике отдельных школ все внимание краеведов-следопытов сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом. Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы).

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее — будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, — разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени.

Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

^ Современные краеведческие программы

Для определения содержания историко-краеведческой работы в школе, в том числе тематики конкретных ученических исследований, педагогу полезно обратиться к специальным краеведческим программам. Они разработаны различными научными учреждениями, методическими центрами и общественными организациями: Союзом краеведов России, Российской академией сельскохозяйственных наук, Центром детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования РФ, Российским НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Международным историко-просветительским обществом «Мемориал» и др.

Десятки тысяч учащихся сельских и городских школ России участвуют в туристско-краеведческом движении «Отечество». Разнообразны программы движения, по которым работают юные краеведы-исследователи: родословие, летопись родного края, земляки (о жителях края, выехавших в разные годы в другие регионы России, ближнее и дальнее зарубежье), исчезнувшие памятники России, исторический некрополь России, археология, культурное наследие, этнография, военная история России, Великая Отечественная война, дети и война, история детского движения, школьные музеи и др. Сегодня школьники-краеведы активно участвуют в подготовке к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Несколько лет успешно работает Всероссийская научно-образовательная программа «Юность. Наука. Культура». Ежегодно в Подмосковье проводится Всероссийская конференция участников программы.

В Санкт-Петербурге широкое развитие получило движение «Юные за возрождение Петербурга». Ребята участвуют в программах «Через просвещение к возрождению», «Через игру к познанию города», «Твоя петербургская родословная», «Петербургский этикет», «Юный экскурсовод», «Помоги памятникам города» (Городской дворец творчества юных и др.).

Разработаны местные программы: «Выборгу — семь веков», «Волга — исторический путь России», «Самарской губернии — 150 лет», «Летопись уральских деревень» и многие другие.

Новое в содержании школьного исторического краеведения, в подходах ребят к исследованиям, к оценке изучаемых событий можно в известной мере проследить по тематике докладов, представленных на Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — XX век» (конкурс проводится ежегодно с 1999 г.; организаторы конкурса: Международное историко-просветительское общество «Мемориал», кафедра региональной истории и краеведения и Центр устной истории РГГУ и др.); «История Кубани в зеркале моей родословной»; «Дневник гимназистки начала XX в. с комментариями гимназистки конца XX в.»; «История фотографии»; «Судьба фабриканта»; «БАМ — начало истории города Тынды (1929-1950 гг.)»; «Война глазами солдата, как я ее вижу»; «Это нужно не мертвым, это нужно живым» (о жертвах фашизма в Краснодаре); «Трудная судьба потомков племени весь»; «Чечня. Расскажи мне боль свою, солдат» и др. В основе ученических исследований: документы личных и государственных архивов (в том числе и ранее «закрытых»), устная история — воспоминания и интервью, анкеты, фотографии, публикации и т.д.

^ Формы краеведческой работы в школе

Одна из составляющих системы школьного краеведения — организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории (например, в основной школе целесообразно выделять на историю края до 15 % учебного времени)5.

На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию история родного края в определенный период прошлого: «Наша губерния в первой половине XIX столетия», «Наш край в годы Великой Отечественной войны» и т.п. В республиках изучается курс истории республики в тесной связи с историей России, с включением ряда сведений из истории районов, родного города (села) и т. д.

В школах некоторых регионов, преимущественно в ряде республик, выявились крайности, когда история края начинает доминировать над историей страны, мировой историей. Такое положение приводит к тому, что учащиеся не успевают изучить программный материал по истории России и особенно зарубежных стран. Имеет место и другая крайность, когда материалы краеведения не включаются в содержание учебных занятий по истории.

2. Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях, главным образом в полной средней школе. Значительное место занимают локальные материалы в начальной школе в целях исторической пропедевтики.

3. Факультативные курсы (по преимуществу в полной средней школе, а также в 8 и 9 классах). Имеются в виду специальные краеведческие факультативы: «Родной край: страницы истории», «Наш край в XX — начале XXI вв.», «Народы края: история, культура, традиции», «Наше село (город): прошлое, настоящее, будущее», а также общеисторические, программа которых предусматривает включение локальных материалов, например: «Страницы боевого прошлого народов нашей Родины», «Великая Отечественная война советского народа и Вторая мировая война»; «Из истории религий», «История русской культуры IX — начала XXI вв.». Проводятся они обычно за счет часов школьного компонента.

Факультативные занятия – одна из гибких форм более оперативного и полного отражения в школьном образовании современных достижений науки. Факультатив позволяет вносить существенные дополнения в содержание знаний учащихся без изменения учебного плана, программ и учебников. Более чем 20-летний опыт проведения факультативов принес не только успехи в их работе, но и выявил ряд недочетов. Основные из них – низкий теоретический и методический уровень проведения и однообразие форм и методов занятий. Руководители факультативов редко используют в занятиях памятники истории и культуры, которые непосредственно находятся на местности, изучаемой ими. Нередко краеведческие факультативы превращаются в обыкновенные дополнительные занятия или кружки по истории.

Проведение факультативных занятий по краеведению требует от учителя:

  • Изучения методологических основ школьного исторического краеведения;

  • Ознакомления с источниками по истории края, историографией и библиографией опубликованных работ;

  • Непосредственного участия в изучении истории края и приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности.

На факультативных занятиях должно быть уделено особое внимание формированию устойчивых интересов к исторической науке, а чтобы факультатив был интересен для учащихся по содержанию, необходим постоянный научный интерес учителя к истории края. Учитель должен сам заниматься исследовательской работой в этом плане и именно в конечном итоге приводит к активной работе учащихся.

Главные особенности факультативных занятий:

- углубленное теоретическое изучение нового материала;

- разнообразие форм и методов работы;

- самостоятельная деятельность учащихся, атмосфера научного поиска, исследования;

- соблюдение принципов интереса и добровольности участия.

Для того чтобы факультативный курс был интересен, выбирают проблемы из истории края, способствующие углубленному изучению истории. Эти проблемы располагают достаточной источниковедческой базой, способствующей углубленному изучению истории [6, С. 178].

Таким образом, факультативы по изучению малых народностей нашей страны очень ценны, они создают учащимся естественные условия для самостоятельных исследований и выводов по различным, очень важным вопросам отечественной истории, что расширяет историческое мировоззрение учеников.
4. Довольно широко распространенные в школах, в том числе сельских, внеклассные занятия: работа кружков, научных ученических обществ, клубов, лекториев и т.д. Они подразделяются на массовые, групповые, индивидуальные. Массовые формы краеведческой работы – вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы; создание школьных краеведческих уголков, музеев, встречи с участниками исторических событий. Групповые формы внеклассной работы по краеведению – кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции; выпуск газет, журналов. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вытекает, вырастает кружковая работа. Результаты занятий в кружке часто выносят на общешкольные вечера, конференции.

Сейчас в школах популярны краеведческие кружки двух видов:

1) охватывающие весь комплекс краеведческого материала;

2) тематические предметные кружки.

Работа историко-краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях: теоретическом (лекции, беседы) и практическом ( экскурсии, походы).

Историко-краеведческие кружки по мере их развития и увеличения нередко перерастают в школьные ученические общества, а затем в клубы. Общество и клуб являются высшей формой внеклассной краеведческой работы в школе. Часто они имеют свой девиз, устав. Состав руководителей, планы работы клуба учреждаются на педагогическом совете школы. Клубы организуются в тех школах, где краеведением занимаются учителя различных предметов, а его содержание носит комплексный характер.

Члены клуба участвуют в археологических экспедициях, глубже познают историю края и расширяют научный кругозор.

Внутри клуба проводятся различные виды работы: викторины, олимпиады, экспедиции, конференции.

Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы.

Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»). Особенно это существенно для сельских школ и школ «малых городов», где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Очень существенна выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории.

Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций.

Многие учебные и внеурочные занятия проводятся на базе государственных и общественных музеев, архивов и книгохранилищ.

Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда.

^ О школьных музеях

Кратко о школьных музеях. Их организация и деятельность в значительной мере связаны с краеведением. Не случайно музеи считают одной из форм работ по краеведению. Краеведческие материалы составляют обычно основу школьных музейных экспозиций.

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов- источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научную ценность. Из всего этого вытекают цели и задачи школьных музеев. Они имеют сходство с государственными музеями, но и обладают своими, специфическими особенностями[11, С. 118].

Во-первых, школьный музей имеет учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе.

Во-вторых, сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся.

В-третьих, школьный музей – это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории, но и место научно-педагогической обработки собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по истории и другим предметам.

Школьный музей может быть создан лишь в результате широкой историко-краеведческой поисковой работы школьников. Только она дает возможность в полной мере реализовать цели и задачи, поставленные перед собой школьными краеведами.

Для того чтобы открыть музей, необходимо вначале определить его профиль. Определяя профиль школьного музея, необходимо учитывать наличие вблизи школы государственных, народных или иных музеев.

Профиль музея зависит и от направленности интересов учителей и учащихся данной школы, но при этом должен быть предусмотрен выход на местный краеведческий материал. Основными критериями для сбора материалов для школьного музея должны быть:

  • подлинность памятника;

  • профиль музея, его основная тема;

  • типичность музея для данной местности;

  • возможность использования материалов музея в учебно-воспитательном процессе.

Особенностью экспозиции школьного музея является учет школьной программы и необходимость постоянного обновления экспозиций. Для этого пользуются различными приемами: введение новых дополнительных разделов и экспозиционных комплексов, частичная замена некоторых экспонатов новыми, выставка новых пополнений, оживляет работу музея организация переносных выставок в классах.

В школьном музее проводятся следующие виды учебной и внеклассной работы:

  • экскурсия;

  • урок – экскурсия;

  • использование музейных экспонатов в качестве учебно-наглядных пособий на уроках;

  • организация и проведение конференций;

  • встречи с интересными людьми;

  • заседания исторических клубов и кружков и т.д.


В последние годы вместе с расширением учебного и внеурочного краеведения растет число школьных музеев, совершенствуется их деятельность, актуализируются экспозиции. Музей можно встретить и в крупном городе, и в небольшом селе. Сегодня в стране, по данным Банка паспортизации школьных музеев Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, функционируют около 5850 музеев. Самую большую их группу — около двух третей — составляют исторические музеи: военно-исторические (основная часть их посвящена событиям Великой Отечественной войны), музеи истории села, города, края, жизни и деятельности земляков, истории семейных династий, родной школы, местного предприятия или учреждения, историко-этнографические и археологические.
Необходимое условие эффективного функционирования системы краеведения в школьной истории — высокая профессиональная, в том числе краеведческая, подготовка учителя. Последняя предполагает хорошее знание локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры, владение методами краеведческих исследований и методикой организации учебно-краеведческих занятий с учащимися. Сегодня, когда национально-региональный компонент стал обязательной составляющей школьной истории и других учебных дисциплин, каждый учитель истории должен быть краеведом.

Похожие:

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного iconРабочая программа учебной дисциплины «социологические исследования в менеджменте»
Учебная дисциплина «Социологические исследования в менеджменте» относится к вариативной части Гуманитарного, социального и экономического...
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного iconИ вот он снова я сидящий в темной комнате перед свои компьютером,...
А если разобраться, то вроде бы совсем недавно я хотел переехать в этот мегаполис за лучшей жизнью и, тогда это казалось мне неведанной...
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного iconИспользование приемов эпидемиологической диагностики в доказательной медицине
В последнее десятилетие существенно возросла роль такого направления в здравоохранении, как доказательная медицина (ДМ). Несмотря...
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного iconМашина времени
Вот что он нам сказал, отмечая самое важное движениями тонкого указательного пальца, в то время как мы лениво сидели на стульях,...
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного iconДля начала маленькое предословие, в котором я хочу оправдаться и...
Сие "творение" относится к жанру "недостатьи", потому что здесь есть только сам намёк на статью, да, и писать статьи я никогда не...
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного icon«актуальные вопросы социально-гуманитарного знания» Всероссийская...
Северо-Кавказский научный центр высшей школы г. Ростова-на-Дону приглашает принять участие в работе Межрегиональной научно-практической...
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного iconП одгруппа скандия
Однако химия этих элементов скорее напоминает химию s-, а не d-элементов. Это естественно, так как элементы данной подгруппы следуют...
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного iconАйн Рэнд Атлант расправил плечи. Книга 3 Атлант расправил плечи 3...
Она почувствовала, что все это ей знакомо. Это мир, каким он представлялся ей в шестнадцать лет. И вот теперь все исполнилось, и...
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного iconЛев Николаевич Толстой Отец Сергий
Событие казалось необыкновенным и необъяснимым для людей, не знавших внутренних причин его; для самого же князя Степана Касатского...
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного iconРоль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня,...
И этим обусловлено особое внимание к нравственным аспектам деятельности государственных служащих
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница