Методические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности


Скачать 344.78 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности
страница1/4
Дата публикации17.07.2013
Размер344.78 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vb2.userdocs.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4

Методические рекомендации для студентов


ПРОГРАММА

междисциплинарного государственного экзамена по специальности

«ИСТОРИЯ»

Содержание государственного междисциплинарного экзамена включает в себя устный ответ по вопросам экзаменационного билета и презентация педагогического портфолио, отражающего способность и готовность выпускника исторического факультета осуществлять педагогическое проектирование уроков истории в основной и полной средней школе. Экзаменационный билет включает в себя 2 вопроса: первый вопрос по отечественной и всеобщей истории, второй вопрос по педагогике, психологии, методики преподавания истории.

Пример экзаменационного билета:

Билет №1.

  1. Особенности развития Древнерусского государства.

  2. Приоритетные направления развития современного исторического образования.

  3. Презентация педагогического портфолио.

Проведение государственного междисциплинарного экзамена на историческом факультете включает в себя следующие процедуры:

  • разделение студентов на группы в количестве не более 8 человек;

  • в соответствии с расписанием государственных экзаменов каждая группа начинает сдавать экзамен с 9.00;

  • в 9.00 каждый студент группы по порядку, установленному в списке группы, берёт с помощью жеребьёвки экзаменационный билет, сообщает экзаменационной комиссии его номер и начинает осуществлять письменную подготовку по билету индивидуально за учебным столом;

  • при получении экзаменационного билета каждый студент сдаёт на проверку членам ГАК портфолио;

  • с 9.40. каждый студент в соответствии со списком группы вызывается председателем ГАК для устного ответа;

  • для устного ответа на каждый вопрос билета отводится 10 мин.;

  • после устного ответа на вопрос билета члены ГАК могут задать дополнительные вопросы, ответы на которые должны быть чёткими, содержательными, но краткими;

  • в конце устного экзамена члены ГАК задают вопросы по материалам портфолио студента;

  • после устных ответов по билетам всех студентов группы они покидают аудиторию, члены ГАК обсуждают результаты, а затем приглашают студентов вновь в аудиторию для публичного сообщения итоговых результатов государственного междисциплинарного экзамена.

Подготовка студента-выпускника к государственному междисциплинарному экзамену включает в себя следующие процедуры:

  • в день, установленный деканатом исторического факультета (за 10 дней до начала ИГА), студенты по порядку берут с помощью жеребьёвки экзаменационный билет с темой педагогического проектирования, сообщает председателю ГАК его номер и начинает осуществлять педагогическое проектирование, оформляя его результаты в педагогическом портфолио. Результаты жеребьёвки протоколируется секретарём и председателем ГАК.

Структура портфолио:

  1. Титульный лист.

  2. Резюме выпускника.

  3. Выписки из ГОС и примерной программы по истории, тематическое планирование, УМК к уроку

  4. Обоснование педагогической ценности технологии обучения.

  5. Конспект проекта урока с приложениями.

  • В ходе самостоятельной подготовки к государственному экзамену каждый студент получает консультативную помощь преподавателей исторического факультета в соответствии с графиком консультаций, установленным деканатом исторического факультета.

  • За 5 дней до начала экзаменов каждый студент сдаёт портфолио на кафедру педагогики, психологии, МПИ для предварительной проверки.


^ Основное содержание государственного междисциплинарного экзамена

Отечественная и всеобщая история

  1. Особенности развития Древнерусского государства.

Проблема складывания и оформления Древнерусского государства. Территориальные, природно-климатические, демографические, этнические, хозяйственные и социальные особенности развития Древнерусского государства. Княжение Олега, Владимира, Ярослава Мудрого.

  1. ^ Феодальная раздробленность на Руси.

Причины, этапы, положительные и отрицательные черты, особенности феодальной раздробленности на Руси. Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика (территориальные, социально-экономические и политические особенности).

  1. ^ Монгольское нашествие на Русь. Установление ига монгольских ханов на Руси.

Причины, ход и последствия нашествия монголов на Русь. Понятие «иго» и процесс его установления в Русских землях. Влияние ига на состояние Русских земель.

  1. ^ Образование Русского централизованного государства (период правления Ивана III).

Причины, этапы, особенности процесса образования Русского централизованного государства. Правление Ивана III. Процесс вхождения русских земель в состав Московского княжества (Новгород, Тверское княжество и др.). Складывание государственного аппарата, преобразование в военной, налоговой, судебной системе. Изменения в русской православной церкви. Борьба с удельной системой. Свержение ордынского ига. Итоги правление Ивана III.

  1. ^ Русь в период правления Ивана IV: внутренняя политика.

Правление Елены Глинской (губная, денежная реформы и т.д.). Боярское правление. Воцарение Ивана IV. Создание Избранной Рады, ее реформы (в области центральных и местных органов власти, судебной, военной, налоговой, церковной). Причины разгона Избранной Рады. Цели, задачи, этапы и ход опричнины. Итоги правления Ивана IV.

  1. ^ Россия в период Смутного времени.

Причины, начало, этапы, основные события смутного времени в России. Борис Годунов, Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Движение Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Начало польско-шведской интервенции. Семибоярщина. I и II ополчения. Освобождение Москвы. Воцарение М.Ф. Романова. Итоги и последствия смуты.

  1. Реформы Петра I.

Административное управление страной в конце XVII в. Причины административных реформ. Судьба Боярской Думы и приказов. Изменения системы высших органов государственной власти (Сенат, коллегии). Губернская реформа. Органы местного управления (уезд, город). Церковная реформа. Реформы армии и флота.

  1. ^ Дворцовые перевороты в России в 1725-1762 гг.

Дворцовые перевороты, их сущность, общие черты и особенности. Правление Екатерины I и Петра II.Тайный Совет, его состав и политика. Правление Анны Иоанновны. «Бироновщина». Воцарение Елизаветы Петровны, её внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика Петра III и восшествие на престол Екатерины II. Семилетняя война.

  1. ^ Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

Основные задачи внешней политики во второй половине XVIII века. Причины русско-турецких войн. Первая русско-турецкая война. Повод к войне. Основные сражения: р. Ларга, р. Кагул. Морские сражения. Кучук-Кайнарджирский мир. Вторая русско-турецкая война. Повод к войне. Взятие Очакова. Сражения на море Измаил. Ясский мир. Итоги русско-турецких войн. Русско-шведская война. Три раздела Польши. Причины разделов и последствия. Восстание Костюшко. Итоги внешней политики.

  1. ^ Внутренняя политика Александра I до Отечественной войны 1812г.

Реформы государственной власти и проект М.М. Сперанского. Крестьянский вопрос. Реформы в образовании и цензуре.

  1. ^ Внешняя политика России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812г.

Россия и Франция накануне войны. Причины Отечественной войны 1812 года. Подготовка сторон к войне. Начало войны от Немана до Бородино. Бородино. Французы в Москве. Тарутинский контрманевр. Сражение в Малоярославце. Изгнание Наполеона из России. Березина.


  1. ^ Движение декабристов.

Причины, сформировавшие взгляды декабристов. Преддекабристские организации. Северное общество и его программа. Южное общество и его программа. Династический кризис. Подготовка к восстанию. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами.

  1. ^ Отмена крепостного права и буржуазные реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в России.

Причины и подготовка и этапы разработки крестьянской реформы. Деятели реформы 1861 года: Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин. Манифест и «Положение» 19 февраля 1861 года. Уставные грамоты. Наделение крестьян землёй. Временнообязанное положение крестьян. Выкупная операция. Крестьяне как новые граждане России: права, обязанности, имущественное положение. Значение реформы. Реформы в области местного самоуправления. Судебная и военная реформы.

  1. ^ Общественное движение в России в 60-80-е гг. XIX в.

Общественный подъём второй половине 1850-х гг. и его причины. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, их общественно-политическая деятельность. Теория крестьянского социализма. «Земля и воля» 1860-х гг. Либеральные и революционные народники (Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв). Хождение в народ. Революционные организации «Земля и воля», «Народная воля». Крах революционного народничества. Либеральный и консервативный лагерь.

  1. ^ Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.

Влияние реформы 1861 г. На экономическое развитие страны. Помещичьи хозяйства в условиях пореформенного развития. Развитие капиталистических отношений в крестьянской среде. Социальное расслоение крестьян. Политика правительства в области промышленности. Промышленное развитие и его особенности. Итоги экономического развития пореформенной России.

  1. ^ Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Основные задачи внешней политики России второй половины XIX в. А.М. Горчаков. Борьба за отмену ограничительных статей Парижского мирного договора. Лондонский конгресс и отмена ограничительных статей. Балканский кризис и политика России. Берлинский конгресс и его решения. Заключение русско-французского союза. Восточное направление внешней политики (отношения с Китаем, Японией, продажа Аляски). Присоединение Средней Азии. Итоги внешней политика России во второй половине XIX в.

  1. ^ Внутренняя политика Александра III.

Основные задачи внутренней политики России. Переходное правительство графа Игнатьева. Переход к консервативному курсу. Экономическая политика правительства. Социальная политика. Национальный вопрос в правительстве Александра III. Итоги внутренней политики Александра III

  1. ^ Первая российская революция (1905-1907гг.)

Причины революции. Гапоновские организации. «Кровавое воскресенье». Рабочее и крестьянское движение. Первый Совет рабочих депутатов. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийская политическая стачка. Попытки реформирования «сверху». Всеобщая Октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 года. Формирование многопартийной системы. Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Поражение восстания и его уроки. Деятельность I и II Государственных Дум. Государственный переворот 3 июня 1907 года. Итоги и значение Первой русской революции.

  1. ^ Политическое и социальное развитие России в 1907-1914 гг. Реформы П.А.Столыпина.

Третьеиюньская политическая система. Внутренний курс П.А. Столыпина. Аграрная реформа, её экономические и социальные последствия. Экономический подъём 1909-1914 гг. Ленские события 1912 года. Политические партии России (радикальные, буржуазные, монархические). Деятельность III и IV Государственных Дум. Кризис Третьеиюньской политической системы.

  1. ^ Россия в 1917 году.

Дестабилизация экономического и политического положения в условиях войны. Начало революционных событий в Петрограде. Падение царизма. Образование Временного правительства и Петроградского совета рабочих депутатов. Деятельность Временного правительства. Развитие революционного движения. Корниловский мятеж. VI съезд партии большевиков. Свержение Временного правительства, приход большевиков к власти. II съезд Советов, принятие первых советских декретов. Проблема «однородного социалистического правительства». Установление советской власти в различных районах страны. Консолидация антибольшевистских сил. III Всероссийский съезд Советов. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

  1. ^ Россия в годы Гражданской войны.

Начало военной интервенции и гражданской войны. Военные действия на фронтах 1918 г. Восстание левых эсеров. Крестьянские мятежи в тылу Красной Армии. Совет рабочей и крестьянской обороны. В.И. Ленин. Реввоенсовет республики. Л.Д. Троцкий. Политика "военного коммунизма". "Красный" и "белый" террор. Положение в тылу войск интервентов и белогвардейцев. Военные действия 1919-1920 гг. Первые красные полководцы и командиры: В.К. Блюхер, М.Н. Тухачевский, М.Ф. Фрунзе, С.М. Буденный, В.И.Чапаев и др. Руководители белого движения: А.И. Деникин. А.В. Колчак, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель и др. /Советско-польская война 1920 г. Боевые действия Красной Армии в Закавказье, Средней Азии, на Дальнем Востоке в 1920-1922 гг. Окончание войны.

  1. ^ Проблемы внутренней и внешней политики СССР в 20-е гг. ХХ в.

Экономическая ситуация в стране в годы гражданской войны. Крестьянские восстания. Кронштадский мятеж. Кризис внутри партии большевиков. Х съезд партии. Переход к НЭПу. Голод начала 1920-х гг. Трудности и успехи НЭПа. Дискуссии в партии и правительстве по национальному вопросу. I-й Всесоюзный съезд Советов. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Поиск форм межгосударственного сотрудничества. Участие СССР в Гэнуэсской конференции. Полоса признания СССР.

  1. ^ Социально-политическое развитие СССР в 1930-е гг. Установление режима личной власти И.В. Сталина.

Промышленная модернизация как сквозная проблема России. Два подхода к индустриализации: план Г. Кржижановского (Госплан) и В. Куйбышева (ВСНХ). Отправной (минимальный) и оптимальный проекты планов. Форсирование индустриализации («Пятилетку - в четыре года!»), «большой скачок»: удачи и поражения. Возникновение диспропорций в народном хозяйстве, развитие тяжелой промышленности за счет легкой. Сталинский «неонэп»: попытка усилить самостоятельность предприятий, отказ от уравниловки и повышение материальной заинтересованности. Индустриализация: переход к централизованной, плановой, административно- управляемой экономике. Источники финансирования первых пятилеток. Агарная политика коммунистической партии и советского государства в 1930–е годы, коллективизация переход к сплошной коллективизации российской деревни. Общественно – политическое развитие СССР в 1930-е гг. Установление советской тоталитарной системы. Культ личности И. Сталина. Политические процессы 1930–х гг.

  1. ^ Великая Отечественная война: основные этапы.

План "Барбаросса". Германия и СССР: соотношение сил. Стратегические прогнозы Сталина. Вторжение германских войск на территорию СССР. Первые бои и потери. Создание новых чрезвычайных органов власти и управления. Эвакуация. Основные причины неудач Красной Армии в первый период войны. Контрнаступление Красной Армии под Москвой. Советский тыл в годы войны. Режим фашистской оккупации на территории СССР. Ситуация на советско-германском фронте весной - летом 1942 г. Приказ НКО № 227. Сталинградская битва. Курская битва. Летне-осеннее наступление Красной Армии. Форсирование Днепра. Освобождение левобережной Украины. Партизанское движение. Создание антигитлеровской коалиции. Проблемы открытия Второго фронта. Военно-стратегические операции советских войск в 1944 г. Полное изгнание немецко-фашистских войск с территории СССР. Открытие Второго фронта в Европе. Крымская конференция и ее решения. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Потсдамская конференция. Окончание Великой Отечественной войны. Итоги и уроки. Выдающиеся полководцы нашей армии: Г.К. Жуков, A.M. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский и др. Разгром милитаристической Японии. Итоги и последствия Великой Отечественной войны.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена...
Классификация систем автоматики. Скелетная (функциональная) схема системы автоматического управления
Методические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности iconПрограмма итогового междисциплинарного государственного экзамена...
Тема Международная миграция рабочей силы. Тема Международный обмен технологиями
Методические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности iconПрограмма государственного экзамена очной формы обучения специальности...
Программа государственного экзамена специальности 120303 городской кадастр для студентов 5 курса дфо, 6 курса зиДО, 4 и 6 курсов...
Методические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности iconГрафик проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена...

Методические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности iconПрограмма государственного экзамена по специальности, по направлению...
В. Ю. Москалюк – зав кафедрой социальной работы учреждения образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»,...
Методические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности iconМетодические рекомендации Владимир 2009
Методические рекомендации предназначены для студентов 4-х курсов педагогических специальностей Владимирского государственного гуманитарного...
Методические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности iconИнститут архитектуры и искусств
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 290100 «Архитектура»
Методические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности iconВопросы междисциплинарного государственного выпускного экзамена для...
Сущность и задачи научной организации труда в судах. Использование основных положений нот при организации работы в военных судах
Методические рекомендации для студентов программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Детские болезни»
Методические рекомендации обсуждены на заседании курса нефрологии от «8» февраля 2012 г., протокол №8
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница