Государства Юго-Западной Азии


НазваниеГосударства Юго-Западной Азии
страница1/28
Дата публикации17.07.2013
Размер4.01 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

XX век

В трех частях

Часть 3

1945-2000


Под редакцией доктора исторических наук А.М. Родригеса

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Научно-методическая программа Министерства образования

Российской Федерации «Научное и научно-методическое

обеспечение функционирования системы образования»

Авторы: A.M. Родригес, д-р ист. наук, проф. — гл. 1, § 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10,

11, 12, 13, 14, 15; гл. 2, § 17, 18.

А.С. Шахов, канд. ист. наук, доц. — гл. 2, § 19, 20, 21, 22.

К.А. Белоусова, канд. ист. наук, доц. — гл. 1, § 2, 7; гл. 2, § 16.

В.Н. Горшков, канд. ист. наук, доц. — гл. 1, § 1; гл. 3

Новейшая история стран Азии и Африки: XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:

В 3 ч. / Под ред. A.M. Родригеса. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч. 3: 1945-2001. — 272 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1 Государства Юго-Западной Азии 2

§ 1. Турция 2

§ 2. Иран 7

§ 3. Афганистан 13

§ 4. Израиль 20

§ 5. Ирак 24

§ 6. Сирия 31

§ 7. Ливан 38

§ 8. Саудовская Аравия 42

§ 9. Кувейт 49

§ 10. Объединенные Арабские Эмираты 53

§11. Оман 55

§ 12. Бахрейн 57

§ 13. Катар 59

§ 14. Йемен 62

§ 15. Иордания 71

^ ГЛАВА 2 СЕВЕРНАЯ АФРИКА 76

§ 16. Египет 76

§ 17. Судан 82

§ 18. Ливия 88

§ 19. Алжир 93

§ 20. Тунис 99

§ 21. Марокко 102

§ 22. Мавритания 105

ГЛАВА 3 ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА 107

§ 23. Основные тенденции развития африканских стран во второй половине XX в. 107

§ 24. Эфиопия 121

§ 25. Южно-Африканская Республика 124

§ 26. Либерия 127



^

ГЛАВА 1 Государства Юго-Западной Азии

§ 1. Турция


Первое послевоенное десятилетие было отмечено пересмотром концепции развития страны. Тщетны­ми становились попытки лидеров Народно-респуб­ликанской партии (НРП) выдавать ее за вырази­тельницу общенациональных интересов. В партии происходит раскол. В начале 1946 г. организуется другая буржуазно-помещи­чья партия - Демократическая (ДП). Однако по своим программ­ным установкам новая партия мало чем отличалась от НРП. Лише­ния и жертвы, которые нес турецкий народ в годы правления НРП, не сделали Турцию «страной богатых». В первые послевоенные годы страна была охвачена забастовками, аграрными беспорядка­ми, студенческими волнениями.

Турецкая буржуазия после войны стала тяготиться кемалистской политикой этатизма, которая лишала ее возможности пред­принимательской инициативы и дальнейшего обогащения. Выход из складывающейся ситуации руководство НРП во главе с зани­мавшим пост президента республики И. Иненю (1938—1950) виде­ло в изменении некоторых трактовок кемалистской программы. Правительство предприняло ряд мер по смягчению авторитарнос­ти режима, расширению демократических основ власти. Были при­няты законопроекты по переходу от однопартийной системы к мно­гопартийной. Вскоре в стране образовалось до 30 партий разных ориентации. Наиболее влиятельной из них стала Демократическая партия. В партийной программе ДП «Обет свободы» понятие «эта­тизм» было наполнено новым содержанием, как предоставление большей свободы частной инициативе и деятельности частного ка­питала. Наметившийся пересмотр пути развития турецкого обще­ства способствовал и быстрому сближению Турции и США. Пос­ле обращения к американской помощи страна была включена в сферу действия «доктрины Трумэна», прямым продолжением ко- торой стал с 1948 г. и «план Маршалла», открывший для Турции возможность получения долгосрочных кредитов и займов.

На парламентских выборах, которые прошли в 1950 г., победу одержала ДП. Новым президентом страны стал ее лидер Д. Баяр. Демократическая партия оставалась правящей в течение десяти по­следующих лет. Турция за это время укрепила отношения с США И другими западными странами. В 1952 г. ее принимают в НАТО. С 1948 по 1957 г. Турция получила от США помощи на сумму око­ло 800 млн долл. Львиная доля этих ссуд шла на военное строи­тельство и лишь небольшая часть - на нужды развития экономики. По тем временам страна содержала огромную армию - более 60 % бюджета поглощали военные расходы.

В экономической области кабинет министров стал проводить политику «поощрения» частной инициативы. Увеличился вес частного капиталистичес­кого сектора в промышленности, он даже превысил государственный. Осуществлялась политика при­влечения иностранного капитала. Однако успехи в улучшении экономического положения страны оказались весьма скромными. Получив в 1951—1954 гг. ряд льгот, иностранные монополии задушили слабый по сравнению с ними ту­рецкий национальный капитал. Пагубную роль для экономики Тур­ции играл также неэквивалентный обмен с западными странами, при­водивший к росту дефицита платежного баланса. Уже в 1955 г. правительство, не имея средств для покрытия текущих платежей по внешним займам, заложило почти весь свой золотой запас. С 1956 г. Турция оказалась вынужденной импортировать и зерно. В июле 1950 г. в стране было создано Общество сторонников мира, которое повело борьбу против участия турецких войск (5 тыс. воен­нослужащих) на стороне США в Корее. Власти сурово расправились с руководителями Общества. Жестоко подавлялись и выступления рабочих, крестьян, прогрессивно настроенной интеллигенции.

В октябре 1953 г. состоялся «процесс 167-ми», по которому груп­па прогрессивных деятелей из представителей различных нацио­нальностей - турок, курдов, лазов, греков и армян была обвинена в коммунистической пропаганде и осуждена на длительные сроки. С 1954 г. под предлогом борьбы с «происками коммунизма» прави­тельство Турции стало попирать элементарные конституционные права и свободы.

В преддверии парламентских выборов, намеченных на 1958 г., что­бы заручиться поддержкой масс, руководство ДП решило использо­вать ислам в качестве средства идеологической мобилизации избирателей.

«Политизация» ислама фактически означала отказ от лаицистских принципов. Столь явный отход от кемалистского насле­дия не мог не вызвать серьезной озабоченности турецкой военной и гражданской бюрократии. На выборах ДП собрала меньше поло­вины голосов, но благодаря мажоритарной системе она получила бо­лее двух третей мест в парламенте. Было сформировано правитель­ство Мендереса, которое продолжило курс прежней политики.

Страну охватили волнения. Демонстрации студентов и курсан­тов военных училищ в Турции составили часть общей волны на­родных выступлений. Среди их участников особенно были сильны антиамериканские настроения. Руководство ДП, отметив падение авторитета партии, обратилось к неконституционным методам рас­прав с недовольными. В начале I960 г. правительство Мендереса предприняло ряд мер по подавлению оппозиции. В этой ситуации 27 мая 1960 г. в стране произошел военный переворот. Созданный военными Комитет национального единства (КНЕ) взял управле­ние страной в свои руки. Была отменена конституция 1924 г., распу­щен парламент, запрещена деятельность политических партий. Так закончился первый этап существования Турецкий республики.

По поручению КНЕ видными юристами страны, был подготовлен проект новой конституции стра­ны, который в июле 1961 г. был вынесен на рефе­рендум. Получив одобрение, Основной закон всту­пил в силу.

Согласно конституции Турция определялась как «социально-пра­вовое государство». Авторы новой конституции полагали, что свои обязанности государство может осуществлять лишь через развитие плановой экономики. Декларировалась необходимость аграрной ре­формы и допускалась возможность национализации частных пред­приятий. Конституция содержала статьи, предупреждающие попыт­ки неконституционных и антидемократических действий как со стороны населения, так и со стороны партий, находящихся у власти. Созданная в 1961 г. система контроля за деятельностью госу­дарственных институтов и партий на практике показала себя ма­лоэффективной. Важной же особенностью существования Второй республики следует считать утверждение многопартийной систе­мы. Активность партийных организаций отражала сдвиги, проис­ходившие в турецком обществе, включение в борьбу за власть но­вых социальных сил. Как старые партии, в частности НРП, так и вновь образованные после 1.961 г. (12 партий) выступали уже не в качестве выразителей интересов всего населения, но боролись лишь за свой электорат.

Турция, оставаясь и в этот период отсталой страной, тем не менее стала наращивать производство в ряде областей экономики. В част­ности, число промышленных предприятий выросло по сравнению с довоенным уровнем более чем в четыре раза, объем производства - в семь с лишним раз. С помощью государственного и иностранного капитала ускоренно развивалась частная фабрично-заводская про­мышленность. Большое развитие получила сборочное производство, для которой основные узлы, агрегаты, сложные детали ввозились из-за рубежа.

Путь, избранный политиками Второй республики, имел и поло­жительные и негативные результаты. С одной стороны, были дос­тигнуты существенные сдвиги в экономике, благодаря которым Турция превратилась в индустриально-аграрную страну: С дру­гой - в экономике не удавалось обеспечить устойчивые темпы ро­ста, а в политике - устранить острое соперничество между теми, кто выступал за этатизм, и теми, кто добивался либерализации и расши­рения частной инициативы. В конечном итоге противоречивость ис­ходных принципов определила и низкую степень реализации заду­манных планов, что, в свою очередь, усилило недовольство в обществе и способствовало складыванию кризисной ситуации в стране.

Чтобы остановить дальнейшее нарастание кризиса, военное ру­ководство вновь решило взять инициативу в свои руки и осуще­ствило в сентябре 1980 г. государственный переворот. Находившее­ся у власти правительство Сулеймана Демиреля было свергнуто, парламент распущен, деятельность партий и профсоюзов приоста­новлена, демонстрации и забастовки запрещены. Вся полнота вла­сти перешла к сформированному военными Совету национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба генералом К. Эвреном. Переворот 1980 г. как бы подвел итог усилиям по реа­лизации модели догоняющего развития, разработанной еще лиде­рами ДП, но существенно переработанной в годы существования Второй республики.

Армия, выйдя из казарм под лозунгами пресечения «правого» и «левого» экстремизма, «оздоровления» общественной жизни в стране, оставалась у власти более трех лет. Важное место в замыслах военных занимала разработка новой конституции, которая была введена в действие в 1982 г. Авторы конституции отказались от «идеалистических», по их мнению, принципов управления об­ществом, введенных в 1961 г., в пользу более «рациональных», луч­ше отвечавших условиям страны и в большей степени обеспечива­ющих стабильность и эффективность политического режима.

Фактически был провозглашен курс на «направляемую демокра­тию». Обозначился заметный крен в сторону усиления роли испол­нительной власти. Регулировалась деятельность средств массовой информации, ограничивалась деятельность профсоюзов и других общественных организаций.

Разрешив создание политических партий, военное руководство оговорило при этом, что было заложено и в текст конституции, что вновь образуемые партии не должны быть восприемниками старых. Из 15 зарегистрированных партий к выборам в парламент, намечен­ным на 1983 г., было допущено лишь три. В ходе выборов победила и получила большинство мест в Великом национальном собрании Тур­ции (ВНСТ) Партия Отечества (ПО), а ее руководитель Тургут Озал стал премьер-министром. До конца 80-х гг. ПО оставалась ведущей партией страны, а ее лидер Т. Озал все эти годы возглавлял испол­нительную власть. В 1990 г. он заменил на посту президента К. Эв-рена и находился при исполнении вплоть до своей смерти в 1993 г.

В основе концепции «отца турецких реформ» Т. Озала лежала идея о необходимости либерализации экономики и укрепления ры­ночных отношений за счет отказа от строго государственного регули­рования, В качестве конечного результата предполагалось превраще­ние Турции в полноправного члена Европейского экономического сообщества.

Осуществление программы Озала позволило Турции достичь высоких в ее современной истории темпов роста ВВП (до 8 %), рез­ко увеличить производство электроэнергии, стали, выпуск автомо­билей и бытовой техники, одежды и обуви. Производство зерно­вых и технических культур, мяса и молока стало значительно опережать прирост населения, что способствовало увеличению эк­спорта сельскохозяйственной продукции. К концу 80-х гг. турец­кий экспорт вырос в 4 раза по сравнению с 1980 г. и составил 10 млрд долл. Причем доля промышленных изделий в экспорте выросла с 35 % до 80 %. Госсектор к началу 90-х гг. включал в себя 30 круп­ных предприятий и около 100 более мелких. Он производил 40 % валового внутреннего продукта, обеспечивая работой до 30 % лиц наемного труда. 75 % турецких промышленных предприятий стали конкурировать с аналогичными европейскими. Собственно в этот период завершился процесс превращения Турции в современное индустриальное государство.

Однако в перерасчете валового национального продукта на душу населения в Турции и для сравнения в странах ЕЭС разница бьиа значительной, как и в уровне качества жизни. Так, к началу 90-х гг. в ТурцииВНП надушу населения составил 1110долл.,аво Франции -10720 долл. Средняя продолжительность жизни в Турции была 65 лет,

а во Франции - 77 лет. Детская смертность в Турции составляла 79 человек на тысячу, во Франции - 8. В Турции среднюю школу посе­щали 42 % подростков, во Франции - 96 %. Острой проблемой в Тур­ции оставалась безработица - около 5 млн человек. Из них около 2 млн были вынуждены искать работу за рубежом. Таким образом, ре­ализация курса на экономическую либерализацию была достигнута в основном за счет ограничения реальных доходов турецких трудя­щихся, ухудшения условий на рынке наемного труда. Растущая на­пряженность в обществе усугублялась и вооруженным конфликтом официальных властей с курдскими повстанцами.

В декабре 1995 г. на досрочных парламентских вы­борах убедительную победу одержала стоявшая на позициях исламизма Партия благоденствия (ПБ) во главе с 69-летним ее лидером Неджметтином Эрбаканом. За нее отдали свои голоса 21,3 % избирателей. Успех исламских радика­лов, обещавших в случае победы на выборах «создать новый мир и новый исламский союз, который объединит 1,5 млрд человек», стал показательным. Победа ПБ была особенно заметной на фоне не­удачи Националистической трудовой партии (НТП) А. Тюркеша, выступавшей со столь же националистических позиций, но отстаи­вавшей принцип лаицизма и ратовавшей за возвращение к полити­ке этатизма. Успех ПБ свидетельствовал о том, что значительная часть населения Турции, испытавшей на себе тяготы осуществле­ния курса экономической либерализации, выступила против упроче­ния связей страны с Западом, против спекулятивных махинаций ту­рецких нуворишей. По сообщению газеты «Миллиет», Турция в начале 90-х гг. занимала 10-е место в мире по числу миллиардеров.

За относительно короткий срок своего правления Эрбакан не только укрепил отношения с Ираном и Ираком, совершил визиты в другие мусульманские страны, но и приступил к осуществлению долгосрочного плана по созданию альтернативной европейской «большой семерке» исламской «большой восьмерки». Учредитель­ная конференция на уровне министров иностранных дел Турции, Ирана, Пакистана, Египта, Малайзии, Индонезии и Нигерии про­шла в Стамбуле в январе 1997 г.

Однако экономическая ситуация в стране стала ухудшаться. С 1995 по 1997 г. общегодовая инфляция достигла 80 %. Более чем на 50 % выросла эмиссия денег. Не были претворены в жизнь обе­щанные Эрбаканом реформы в области налогообложения, дальней­шей приватизации и структурной перестройки экономики в целом. Часто непродуманные действия Эрбакана привели к потере Анка­рой авторитета в западном мире, что привело к сокращению иностранных инвестиций. Не оправдала надежд и исламская «восьмерка». По просьбе президента страны С. Демиреля в политику в очередной раз вмешались военные. Они в ультимативной форме потребовали от Эрбакана отказаться от проводимого им происламистского курса и признания сугубо светского характера турецкого государства. Ко­нечным результатом возникшего внутриполитического конфликта явилась отставка правительства Эрбакана.

В июне 1997 г. к власти приходит новое коали­ционное правительство, которое возглавил лидер Партии отечества (ПО) Месут Йылмаз. Ряд министерских портфелей получили и предста­вители малых партий светской ориентации. Од­ним из вице-премьеров стал известный политик-ветеран Бюлент Эджевит. В качестве первоочередной задачи было решено восстано­вить в стране светское образование. Политику лаицизма приветство­вали и западноориентированные военные.

На очередных парламентских выборах в апреле 2000 г. лидировала уже Демократическая левая партия (ДЛП) Бюлента Эджевита. Вто­рое место по результатам голосов избирателей заняли националис­ты из Партии националистического движения (ПНД), более извест­ной в обществе как «партия серых волков». Места в парламенте получили и исламисты. Новым премьер-министром стал Б. Эджевит. Под давлением общественного мнения был вынужден уйти со своего поста президент С. Демирель, отдавший политике 40 лет. Новым президентом был избран в мае 2000 г. Ахмед Неждет Сезер. Одним из острых вопросов, поднятых во время первых пленарных заседаний в парламенте, стал вопрос об отмене ст. 69 конституции, позволявшей турецким судам запрещать неугодные на их взгляд для общества политические партии и организации. Особую актив­ность при его обсуждении проявили националисты и исламисты из ПНД и Партии добродетели (ПД), предшественницей которой была Партия благоденствия. Однако против отмены этой статьи резко выступили военные круги, видя в ее сохранении гарантию поддер­жания политической стабильности.

Капиталистическая эволюция Турции привела к значительным социальным переменам в обще­стве. Численно увеличилась и экономически окрепла буржуазия — промышленная, торговая, финансовая, сельская. Особый отряд составила крупная буржуазия. Значительная ее часть тесно связана с иност­ранным, в частности с американским, капиталом. Частное предпринимательство превратилось в наиболее влиятельную экономи­ческую силу страны. При этом удерживает свои позиции и госу­дарственно-капиталистический сектор, прежде всего в сфере транспорта и в крупном промышленном производстве. Из всей численности пролетариата более половины составляют фабрич­но-заводские рабочие. Значительно выросли ряды турецкой ин­теллигенции

К концу 90-х гг. ВНП на душу населения составил 3 тыс. долла­ров. Доля промышленного производства в ВВП составила 27 %, а производство сельскохозяйственных продуктов — 15,7 %. В стране ежегодно стали добывать 2 млн т каменного и 50 млн т бурого угля, около 4 млн т нефти, столько же железной руды. Выплавка стали достигла 12 млн т, а выработка электроэнергии — 100 млрд кило­ватт-часов. Страна производит более 75 тыс. грузовиков и 250 тыс. легковых автомобилей.

Турция стала собирать более 20 млн т пшеницы, около 8 млн т ячменя, более 2 млн т хлопка-сырца, до 250 тыс. т табака. Поголо­вье крупного рогатого скота насчитывает 20 млн голов, а мелкого более 70 млн.

Экспорт страны в конце 90-х достиг 25 млрд долл., 80 % кото­рого составляла промышленная продукция. В страну импортиру­ется товаров на сумму 45 млрд долл., главным образом углеводо­родное сырье и газ, высокотехнологичная продукция, современное вооружение. Страну ежегодно стали посещать до 9 млн туристов.

^ Курдская проблема. Курс на создание национально­го турецкого государства, который начал проводить еще Ататюрк, не предполагал признания прав этни­ческих меньшинств, в том числе и курдов. Соглас­но Лозаннскому договору 1923 г. территория, на ко­торой они проживали, была поделена между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. К концу XX в. курдов в Тур­ции проживает 6,5 млн, в Иране — 5,5 млн, в Ираке — 4 млн, в Си­рии — 720 тыс. человек.

С первой половины XX в. курды стали насильно подвергаться ассимиляции, т.е., другими словами, отуречиванию. На курдский язык был наложен запрет, а курдское население стали официально именовать «горными турками».

С конца 60-х гг. возникло курдское национальное движение, ко­торое приобрело организационные формы (до этого движение ограничивалось стихийными выступлениями). Стали появляться более или менее массовые партии и организации. Крупнейшей из них была Рабочая партия Курдистана (РПК), основанная в 1979 г.

Ее лидером стал Абдуллах Оджалан. Интегрированной частью КРП была военная организация — Армия освобождения Курдистана (бо­лее 10 тыс. человек). В августе 1984 г. РПК объявила турецкому правительству войну. Акции боевиков РПК вызвали незамедлитель­ную реакцию официальной Анкары. В районы дислокации курдских партизан были направлены армейские контингенты, перед которы­ми была поставлена задача скорейшего и полного уничтожения от­рядов РПК. Однако скорой победы не получилось. Вооруженное противостояние продолжалось до конца 90-х гг. За это время с обе­их сторон погибло более 20 тыс. человек.

После ареста в феврале 1999 г. А. Оджалан, приговоренный ту­рецким судом к смертной казни, призвал своих сторонников к пре­кращению боевых действий и переходу к решению курдского воп­роса мирными, политическими методами. В феврале 2000 г. собрался VII чрезвычайный съезд РПК, на котором было принято согласо­ванное решение принять предложение А. Оджалана. Однако со сто­роны турецкого правительства адекватных шагов предпринято не было. Его курс репрессивной политики по отношению к курдам остался прежним.

Рост популярности ислама в Турции частично был связан с последствиями военного правления в 1980—1983 гг. Конституция 1982 г., вводя жест­кие ограничения на деятельность партий левой ори­ентации, в то же время обязывала ввести курс ислама в турецких школах. Тенденция к исламизации общества на официальном уров­не еще более укрепилась в период правления Т. Озала. Бюджетные ассигнования государственному управлению по делам религии, в ведении которого находилось 60 тыс. мечетей, увеличились быс­трее, чем ассигнования, предоставляемые любым другим ведом­ствам. В школах с исламским уклоном в начале 80-х гг. обучалось уже свыше 13 % детей.

В стране стали образовываться происламские и исламистские партии и организации. В начале 70-х гг. их поддерживало около 11 % Населения. В 1994 г. этот показатель уже составил 20 %, а в конце 1995 г. — 21,3 %. С приходом к власти Партии благоден­ствия Н. Эрбакана наступил медовый месяц и для исламских орга­низаций фундаменталистского толка. Преследуя политические цели, турецкие правительства, и прежде всего правительство Эрба­кана, поощряли их деятельность в стремлении направить ее на борьбу с левым движением и Рабочей партией Курдистана. Наряду с ПБ Эрбакана в стране развернула свою деятельность официально неза­регистрированная организация «Нурджулар», а также турецкая «Хезболлах» («Партия Аллаха» с 1985 г.). Турецкие власти мири­лись с существованием «Нурджулар», когда ее члены вели миссио­нерскую деятельность за пределами страны. 7 тыс. «проповедни­ков-просветителей» работали в 30 созданных ими образовательных учреждениях на Северном Кавказе и в Крыму, в 200 учебных за­ведениях в среднеазиатских странах СНГ. Однако, когда стало ясно, что около 30 % экономики Турции подпало под контроль так называемого «исламистского капитала» и нависла прямая уг­роза трансформации страны в исламское, теократическое государ­ство, на арену борьбы с исламистами выступила армия и консти­туционный суд республики как гаранты сохранения светского характера государства.

Процесс над турецкими исламистами был ускорен провокацион­ным выступлением иранского посла в Турции в феврале 1997 г., при­зывавшего турецкую общественность к введению в стране законов шариата. Конституционный суд Турции принимает решение о рос­пуске Партии благоденствия. Ее обвинили в действиях, направлен­ных против принципов светского устройства государства и создании в стране обстановки гражданской войны. Лидеру ПБ Н. Эрбакану было запрещено впредь заниматься политической деятельностью. В ноябре 1999 г. прокуратура Турции признала антиконституцион­ной и деятельность исламистской организации «Нурджулар». А в январе 2000 г. была запрещена и «Хезболлах», а ее лидер Хусейн Ве-лиогла был физически устранен турецкими спецслужбами.

Распад СССР и образование на его периметре са­мостоятельных тюркоязычных государств прида­ли внешнеполитическому курсу Турции новый импульс. В правительственных кругах страны во­зобладали имперские амбиции. Сразу же после Беловежских со­глашений премьер-министр Турции Т. Озал провозгласил лозунг: «Великий Туркестан от Средиземного моря до Китайской стены». Ему вторили и другие политики страны — С. Демирель, Б. Эдже-вит, Н. Эрбакан. Все они сходились на идее образования «Велико­го Турана», или «Туранского пояса», — геополитического альянса тюркских народов под эгидой Турции.

Турция стала методично усиливать свое присутствие и оказывать влияние на Азербайджан и Крым, молдавскую Гагаузию, на средне­азиатские государства, на ряд автономных образований Россий­ской Федерации, стремясь создать своего рода буферную зону под протекторатом Анкары. Стали прилагаться большие усилия в об­ласти формирования совместного культурного и информацион­ного пространства тюркских народов. Эту роль стали выполнять целый ряд проправительственных и неправительственных орга­низаций: Фонд исследования тюркского мира (ФИТМ), фонд «Фетхуллах Оджаглы» и др. В основу их деятельности был зало­жен пантюркизм.

На состоявшейся в марте 1993 г. в Анкаре конференции с учас­тием представителей бывших советских среднеазиатских респуб­лик, по вопросам тюркской орфографии и алфавита было принято согласованное решение о принятии ими 34-буквенного латинского алфавита. С 1991 по 1995 г. официальные лица Турции провели три пантюркистские встречи с руководителями среднеазиатского реги­она. В апреле 1992 г. президент Сулейман Демирель совершил ви­зиты в Узбекистан и Кыргызстан, где в своих выступлениях выска­зывался в пользу выхода среднеазиатских республик из рублевой зоны и создании новой международной финансовой организации — банка развития для Средней Азии и Кавказа.

Особенно тесные связи сложились у Турции с Азербайджаном. Она была первой, кто признал независимость этой страны, как и первым в эту страну стал визит в июле 2000 г. только что избранного президен­та Турецкой республики Ахмеда Неждета Сезера. Тем самым была еще раз продемонстрирована приоритетность Каспийского региона и других «братских республик» во внешней политике Анкары.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Государства Юго-Западной Азии iconАлександр Варго Нечто спешите делать добрые дела, чтобы не хватило времени на злые… часть 1
Гюрза – ядовитая змея семейства гадюк, в длину достигает до 1,6 м, распространена в Северной Африке, Юго-Западной Азии, Закавказье,...
Государства Юго-Западной Азии iconЭ. О. Берзин Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках
Книга посвящена одному из наименее изученных периодов доколониальной истории восьми стран региона Юго-Восточной Азии (Бирмы, Таиланда,...
Государства Юго-Западной Азии iconЭ. О. Берзин юго-восточная азия и экспансия запада в XVII – начале XVIII века
В монографии освещается переломный момент в истории Юго-Восточной Азии, когда период расцвета стран этого ре­гиона в результате европейской...
Государства Юго-Западной Азии iconУрок 17
Из фактов истории цивилизации Междуречья научить объяснять особенности образования и развития народов и государств Западной Азии
Государства Юго-Западной Азии iconИз отчета за 2005 г., подготовленного
Юго-Восточной Азии. Автор пишет о своей трудной судьбе, с болью в сердце говорит о тысячах маленьких девочек, которых каждый год...
Государства Юго-Западной Азии iconКнига дар орла
Однако, она уходит своими корнями в антропологию культуры, потому что много лет назад она была начата как полевые исследования именно...
Государства Юго-Западной Азии icon8 глава государства в зарубежных странах
Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Г лава государства рассматривается как высшее должностное лицо,...
Государства Юго-Западной Азии iconФункции государства
Функции призваны отражать ту деятельность государства, которая она обязана осуществлять, чтобы решать стоящие перед ней задачи. Функции...
Государства Юго-Западной Азии iconЕ. И. Кононенко Али Заде Айдын Ариф оглы
Арабского халифата и раннемусульманских государств Азии, Северной Африки и Европы первых семи веков существования Ислама – от создания...
Государства Юго-Западной Азии iconКазахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал
Юстиниан закрыл философские школы в Афинах. Античная философия возникла в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница