Методические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1


Скачать 321.84 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1
страница1/3
Дата публикации18.10.2013
Размер321.84 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vb2.userdocs.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3



Липецкий государственный педагогический университет
Кафедра всеобщей истории

Г.В. УВАРОВ


НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

СТРАН Европы и США
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Липецк - 200 1

Г.В. Уваров. Новейшая история стран Европы и США. Методические рекомендации к семинарским занятиям. - Липецк: ЛГПУ, 2001. - С.
Методические рекомендации к семинарским занятиям по новейшей истории стран Европы и Америки предназначены для студентов очного и заочного отделений исторических факультетов педагогических вузов.


Ответственный редактор - доктор исторических наук, профессор А.В.Райков.
© Липецкий государственный педагогический университет
Липецк - 2001

Предлагаемые методические рекомендации к семинарским занятиям по новейшей истории стран Европы и США составлены с учётом прежде всего содержательной стороны изучаемого курса. Они предполагают систематическое применение проблемных методов обучения как по общетеоретическим, так и по конкретно-историческим проблемам истории государств Западной, Восточной и Юго-Восточной Европы и США. Разработка настоящих рекомендаций обусловлена целым рядом объективных обстоятельств, среди которых не последнюю роль играют явный дефицит методической литературы по всеобщей истории, отказ от идеологической зашоренности при изучении истории зарубежных стран, повлёкший существенное сокращение источниковой базы, концентрация внимания студентов не столько на проблемах классовой борьбы, сколько на иных, связанных с борьбой народов против фашизма, авторитаризма и тоталитаризма, созданием гражданского общества и правового государства в европейских странах.

Практический курс по предмету предполагает разумное сочетание страноведческого принципа организации учебно-познавательного процесса и методов сравнительного проблемно-исторического анализа. При этом резко возрастает роль самостоятельной подготовки студентов, которые будут в состоянии выявить общие и особенные черты в развитии государств Европы и США только после ознакомления с достаточно широким кругом исторических источников, дополнительной научной литературы и историографических работ.

По новейшей истории стран Запада предлагается следующая тематика семинарских занятий:

  1. Версальская система послевоенных мирных договоров.

  2. Ноябрьская революция в Германии.

  3. Международные отношения в 20-е годы ХХ в.

  4. США в годы «нового курса» Ф.Д.Рузвельта.

  5. Установление фашистской диктатуры в Германии.

  6. Внутренняя политика фашистского режима в Германии (1933-1945гг.).

  7. Мюнхенский сговор.

  8. Создание антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны.

  9. Вторая мировая война. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции и их решения.

  10. Движение Сопротивления в странах Европы в годы второй мировой войны.

  11. ГДР в 50-80-е гг.

  12. Чехословакия в 40-90-е гг.

  13. Польша в 40-90-е гг.

  14. Венгрия во второй половине 40-х - начале 90-х гг.

  15. Югославия в 40-начале 90-х гг.

  16. Румыния в 40-90-е гг.

  17. Основные тенденции в развитии международных отношений послевоенного периода

  18. Интеграция Европы на современном этапе. Маастрихтский процесс.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

И КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Семинарское занятие № 1. Версальская система послевоенных мирных договоров.

План:

1. Первые внешнеполитические акты Советского государства. Декрет о мире.

2. “Четырнадцать пунктов” В.Вильсона - американская программа послевоенного мирного строительства.

3. Военное поражение Германии и её союзников в первой мировой войне. Компьенское перемирие.

4. Парижская мирная конференция и дипломатическая борьба на ней.

5. Условия Версальского и других мирных договоров. Характеристика Версальской системы.
Источники и литература:

Хрестоматия по новейшей истории. В 3-х тт. Т.I. М., 1965.

Стегарь С.А. Практикум по новейшей истории (1917-1945). Вып. I.- М., 1980. Тема № 3.

История дипломатии. Т. 3. - М., 1965. Главы 2,6.

Всемирная история. В 13-ти тт. Т. VIII. Глава IV.

История внешней политики СССР, 1917-1980..В 2-х т. Под ред. А.А.Громыко, Б.Н.Пономарева. М., 1980-1981. Т.1. М., 1980.

История международных отношений и внешней политики СССР. 1917-1967. - Под общ. ред. Трухановского В.Г. Т.1. 1917-1939. М., 1967.

Виноградов К.Б. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1970.

Попова Е.И. США : борьба по вопросам внешней политики. 1919-1922 гг. М., 1966.

Уткин А.А. Дипломатия Вудро Вильсона. М., 1978.
Дополнительная литература:

Черчилль У. Вторая мировая война. В 3-х кн. Кн. I. - М., 1991. Гл. 1.

Яковлев Н.Н. Преступившие грань. М., 1989.

Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Т. 1-2. М., 1957.

Дипломатический словарь. В 3-х тт. Под ред. Громыко А.А., Ковалёва А.Г. и др. М., 1985-1986.
Анализируя большевистский Декрет о мире и послание президента В.Вильсона Конгрессу США («Четырнадцать пунктов»), студент должен выявить сходные положения этих документов и объяснить, чем было обусловлено это сходство. Также необходимо определить, какие требования в послании Вильсона выражали стремление США занять доминирующие позиции в послевоенном мире. Это - обязательная часть работы, поскольку на заключительном этапе занятия студенту предстоит выяснить, насколько полно США смогли воплотить на практике свои политические амбиции.

Самое пристальное внимание требуется уделить изучению целей великих держав - участников Версальской мирной конференции, поскольку в этом случае становятся понятными причины острой дипломатической борьбы на ней. Перипетии этой борьбы непосредственно сказались на итогах работы конференции и, главным образом, определении окончательных условий подписанных мирных договоров. Некоторое (далеко, разумеется, не полное) представление о принятых победителями решениях позволяет получить приведенная ниже таблица:



Договор

Версальской

системы


Условие договора


Когда, кем и каким образом

было нарушено

(или предпринималась

попытка пересмотра)


Версальский

мирный договор

с Германией

28.VI.1919

На Германию была возложена вся полнота ответственности за развязывание первой мировой войны.
Численность армии (рейхсвера) не должна была превышать 100 тыс. чел., в т.ч. 4 тыс. офицеров.

Запрещалось введение всеобщей воинской обязанности.
Германский генеральный штаб распускался, его создание впредь запрещалось.
Запрещалось иметь военную авиацию, танки, химическое оружие и подводные лодки.


Резко ограничивалась мощь надводного военного флота.
Окончательная сумма репараций определялась в размере 132 млрд золотых марок.

Правобережье реки Рейн объявлялось демилитаризованной зоной.
Саарская область на срок до 15 лет передавалась под управление Лиги наций с правом последующего выкупа Германией.

Клайпедская (Мемельская) область передавалась Литве.
Данциг (Гданьск) объявлялся вольным городом.

Германия лишалась всех своих колоний.



В этом повинна не только Германия, но и некоторые другие страны (например, Австро-Венгрия). Известно также, что державы Антанты (в частности, Англия) не предприняли эффективных мер, чтобы предотвратить начало войны.
а) в 20-е гг. в Германии нелегально существовали части «черного рейхсвера», а также офицерские «добровольческие корпуса», не учитывавшиеся как часть официально разрешенной армии;

б) в конце 1933 г. численность армии составила 300 тыс. чел.;

в) в марте 1935 г. она возросла до 500 тыс. чел.
В марте 1935 г. вводится всеобщая воинская обязанность.
Он продолжил свое существование, но под различными, внешне безобидными, вывесками.
В 20-е - нач. 30-х гг. образцы запрещенных видов вооружений и техники разрабатывались и производились на германских предприятиях за границей.
Летом 1935 г. было подписано англо-германское военно-морское соглашение, снявшее для Германии все, по сути, ограничения на создание сильного военно-морского флота.
Летом 1930 г. державы-победи-тельницы приняли решение об отмене репарационных выплат Германией. К этому времени было выплачено около 10 млрд золотых марок.
7 марта 1936 г. Германия ввела туда свои войска.
Эта область по истечении 15-ти лет была возвращена Германии, но не после уплаты выкупа, а по итогам проведенного там плебисцита.
22 марта 1939 г. Германия аннексировала ее.
21 марта 1939 г. Гитлер потребовал передачи Гданьска Германии.
Весной 1939 г. Гитлер потребовал от Англии и Франции их возврата.



Сен-Жерменский

мирный договор

с Австрией

10.IХ.1919

Признавались государства, возникшие в Европе на месте бывшей Австро-Венгрии, гарантировалась нерушимость их границ.
Австрии категорически запрещалось объединяться с Германией.

В сентябре 1938 г. произошел раздел Чехословакии и передача Судетской области Германии (Мюнхенский сговор).
12 марта 1938 г. Германия аннексировала Австрию.

Трианонский

мирный договор

с Венгрией

4.VI.1920

Румынии передавалась Трансильвания.

В августе 1940 г. Северная Трансильвания по требованию Гитлера была передана Венгрии.


Севрский

мирный договор

с Турцией

10.VIII.1920

Условия договора были навязаны султанскому правительству и предусматривали раздел Османской империи и собственно Турции.

Не вступил в силу, поскольку был отвергнут как султанским правительством, так и революционным правительством К.Ататюрка. Впоследствии был заменен Лозаннским мирным договором (24.VII.1923).


Изучая итоги работы конференции, необходимо определить, какие страны в большей степени сумели добиться своих целей и какие потерпели дипломатическую неудачу. Все соображения по этому поводу должны быть убедительно аргументированы.

Завершая подготовку, следует дать общую оценку Версальской системы.
Семинарское занятие № 2. Ноябрьская революция в Германии.

План:
1. Военное поражение Германии в 1918 г. и обострение революционного кризиса в стране.

2. Начало революции. Её движущие силы и характер.

3. Январские бои 1919 г.

4. Веймарская конституция, её особенности.

5. Итоги, уроки, историческое значение революции 1918 - 1919 гг. в Германии.
Источники и литература:

Стегарь С.А. Практикум... Вып. I. Тема № 4.

Драбкин Я.С. Ноябрьская революция в Германии. - М., 1967.

Он же. Становление Веймарской республики. М., 1978.

Всемирная история ... Т. VIII, Глава V.
Дополнительная литература:

Фест. И. Гитлер. Биография. В 3-х тт. Т. I. - Пермь, 1993.

Толанд Дж. Адольф Гитлер. В 2-х тт. Т.2. - М., 1993.

Ширер У. Взлёт и падение третьего рейха. В 2-х тт. Т I. М., 1991.

Доклад:

1. Революционные события 1918-19 гг. в Баварии.
Семинарское занятие № 3. Международные отношения в 20-е годы ХХ в.

План:

1. Вашингтонская конференция (ноябрь 1921-февраль 1922 гг.).

2. Генуэзская и Гаагская конференции 1922 г.:

а) дипломатическая борьба на Генуэзской конференции;

б) Рапалльский договор (16 апреля 1922 г.);

в) Гаагская конференция и итоги её работы.

3. Лозаннская конференция (ноябрь 1922 - июль 1923 гг.) как свидетельство углубления противоречий Версальской системы:

а) территориальные проблемы на конференции;

б) вопрос о режиме капитуляций;

в) итоги работы конференции.

4. Кризис репарационной системы и “план Дауэса”:

а) проблема выплаты репараций Германией и позиции ведущих держав;

б) Рурский конфликт (январь 1923 г.);

в) “план Дауэса” (август 1924 г.) и его значение.

5. Конференция в Локарно 1925 г. и её итоги.

6. Пакт Бриана - Келлога и позиция СССР.

7. Кризис Версальской системы. “План Юнга” (январь 1930 г.) и его сущность.

Источники и литература:
Хрестоматия по новейшей истории. Т.I. М.,1960. Сс. 194-196, 199, 202-204, 206-208, 212-214, 216-222.

История дипломатии. Т. III. М.,1965. Главы: X-XIII, XIV, XVI, XIX.

Всемирная история. Т.VIII. Гл.XVI; T.IX. Гл.VII.
Дополнительная литература:

Дипломатический словарь. В 3-х тт. М., 1985-86.

Иноземцев Н.Н. Внешняя политика США в эпоху империализма. М., 1960.

История внешней политики СССР, 1917-1980..В 2-х т. Под ред. А.А.Громыко, Б.Н.Пономарева. М., 1980-1981. Т.1. М., 1980.

История США. В 4-х тт. Т.III. М.,1984.

Никонова С.В. Германия и Англия от Локарно до Лозанны. М., 1966. С. 22-127.

Она же. Очерк европейской политики Германии 1924-1929 гг. М., 1977.

Постников В.В. США и дауэсизация Германии (1924-1929 гг.). М.,1957.

Попова Е.И. Политика США на Дальнем Востоке (1918-1922). М., 1957.

Готовясь по предложенному плану, студент должен помнить, что в международной политике в 20-е гг. наметилось стремление руководителей некоторых держав пересмотреть условия договоров Версальской системы. Поэтому ему следует выяснить, какие именно страны стремились к этому и какими интересами они при этом руководствовались.

Необходимо учитывать и то важное обстоятельство, что в 20-е годы историческое развитие происходило довольно бурно, но в целом - весьма нестабильно. Послевоенный подъем демократической волны в начале второго десятилетия сменился ее спадом и разочарованием в демократии, которая сама по себе не устраняла автоматически ни безработицы, ни роста цен, ни падения уровня производства. Результатом этого явились возникновение фашизма, раскол рабочего и социалистического движения, очередной всплеск классовой борьбы. Для международных отношений этого периода более характерны попытки достижения внешнеполитических целей методами силового давления, усиление соперничества между державами-победительницами, жесткая и бескомпромиссная политика в отношении как побежденных стран, так и Советской России и т.д.

С 1924 по 1929 гг. капиталистический мир существовал в условиях кратковременного экономического благополучия и политической стабилизации, что не замедлило отразиться и на состоянии дел в международной политике. Начавшийся в конце 1929 г. мировой экономический кризис вновь обострил международные проблемы и к уже существовавшим добавил новые. В это же самое время наступил и кризис самой Версальской системы, завершившийся в итоге ее крахом.
Семинарское занятие № 4. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и его сущность.

План:

1. Воздействие мирового экономического кризиса на США.

2. Приход к власти демократической партии. “Новый курс”, его цель, основные направления, содержание.

3. Закон Вагнера, его сущность и значение.

4. Характеристика внешней политики администрации Ф.Д.Руз-вельта (1933-1939 гг.).

5. Место и роль “нового курса” в новейшей истории США.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1 iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия»
Методические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1 iconМетодические рекомендации к практическим занятиям направление подготовки:...
Строительные машины и оборудование: методические рекомендации к практическим занятиям / сост. Костина Н. В.— Ставрополь: Изд-во скфу,...
Методические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1 iconПивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Методические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1 iconМетодические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной...
«Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика
Методические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1 iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Детские болезни»
Методические рекомендации обсуждены на заседании курса нефрологии от «8» февраля 2012 г., протокол №8
Методические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1 iconТема Законы Хаммурапи, царя Древнего Вавилона
Вопросы по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для подготовки к семинарским занятиям
Методические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Посохов А. Ю., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала рап, кандидат юридических наук
Методические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1 iconМетодические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных...
...
Методические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1 iconМетодические рекомендации Владимир 2009
Методические рекомендации предназначены для студентов 4-х курсов педагогических специальностей Владимирского государственного гуманитарного...
Методические рекомендации к семинарским занятиям липецк 200 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница