От авторов введение


НазваниеОт авторов введение
страница1/5
Дата публикации05.10.2013
Размер0.61 Mb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4   5



Мани и Эрик де Лиу

«Как научиться быстро читать»
(теория)



Содержание:

ОТ АВТОРОВ
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ

ГЛАВА 1. С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ ВЫ ЧИТАЕТЕ?

ГЛАВА 2. СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА 3. ЧТЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ

ГЛАВА 4. КОНЦЕНТРАЦИЯ И УСИЛИЯ

ГЛАВА 5. ГЛАЗА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.СТРАТЕГИЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА 6. БЕГЛОЕ ЧТЕНИЕ

ГЛАВА 7. ПРЕДУГАДЫВАНИЕ

^ ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА

ГЛАВА 9. ВЗГЛЯДЫ ЧИТАТЕЛЯ И ЧТЕНИЕ

ГЛАВА 10.ПАМЯТЬ

ГЛАВА 11.ЧТЕНИЕ КНИГ


ОТ АВТОРОВ
Настоящая книга является самоучителем, предназна­ченным для улучшения продуктивности в чтении ИНФОРМАТИВНОГО материала. Это — пособие для читателей разных категорий: для предпринимателей и служащих, вынужденных постоянно знакомиться с массой информации, для студентов, штудирующих горы учебных пособий, и преподавателей, проверяющих тонны домашних задании своих учеников, а также для всех, кому приходится постоянно прочитывать печатные или рукописные работы.

Скорость при чтении зависит исключительно от цели читателя и его интереса к материалу, от его знакомства с предметом и способности к пониманию материала, наконец, от его старания. Поэтому главное внимание в книге уделено цели, которую ставит читатель, пониманию текста и методу усвоения материала, — то есть П РОДУКТИВНОСТИ.

Вопрос скорости нас интересует прежде всего в связи с тем, что продуктивность означает быстрое и, разумеется, легкое достижение цели.

Давно замечено, что люди затрачивают на процесс чтения уйму времени и энергии. Почему так происходит? Почему самые плохие читатели — это часто самые способные люди. Почему большинство студентов плохо представляют себе, как справиться с этой проблемой? Почему большинство читателей, не исключая и тех, кто в силу своей работы вынужден много читать, используют те Же приемы чтения, которые они приобрели еще в детстве? Или почему есть люди, которые в разговоре или в ходе дискуссии могут выдержать серьезный спор, требующий глубоких аргументов и внимательного анализа, но способны усваивать лишь самые поверхностные знания из прочитанного, да и то с трудом, а поэтому многие стоящие книги остаются для них недоступными? По нашему мнению, чтение создает технические трудности в общении, предлагая читателям неэффективные средства усвоения информации. Именно по этой причине читатели как класс страшно непродуктивны.

Наши усилия были направлены на то, чтобы предложить простые методы, с помощью которых можно было бы помочь читателю преодолеть чисто технические проблемы усвоения печатного текста, и сделать так, чтобы чтение было активным и гибким, в то же время столь же естественным и ненапряженным, как беседа.

Цель данного пособия:

  1. Предложить читателю ряд упражнений, схожих с теми, что мы предлагаем на очных курсах.

  2. Объяснить психологические процессы, которые происходят во время чтения, потому что мы поняли, что такие объяснения помогают людям сознательно и подсознательно контролировать свое совершенствование в чтении.

  3. Подготовить почву для психологии чтения, в чем ощущается острая нужда.

Существует широко распространенное мнение о том, что большинство людей, когда их тренируют на коротких отрывках, могут увеличить скорость своего чтения на 50 процентов, и при этом они будут лучше понимать смысл прочитанного. Но в реальной жизни при чтении читатель должен не просто читать, а выбирать наилучший метод для решения определенной цели, короче говоря, вырабатывать стратегию чтения. Наша цель как преподавателей состоит в том, чтобы расширить рамки обучения и помочь читателю решать те сложные задачи, которые возникают у него при каждодневном чтении. Увеличение скорости чтения при обучении на коротких отрывках велико, но уровень понимания прочитанного не сильно возрастает. Если же читатель усовершенствует свои способности вырабатывать стратегию чтения, то он сможет в два или три раза увеличить объем прочитанного им.

ВВЕДЕНИЕ
Наш подход отличается от традиционного в двух отношениях. Во-первых, мы полностью не согласны с теорией, исходящей из того, что чтение может быть улучшено тренировкой глаз. Существует достаточно научно проверенных данных, свидетельствующих о том, что глаза нельзя научить делать "хорошие" движения. Хорошие или плохие движения глаз — это продукт привычек чтения, а не причина этих привычек. Мы не будем рассматривать эту проблему сразу же, а вернемся к ней более подробно в главе пятой. Такая отсрочка рассмотрения этого вопроса вызвана тем, что мы убеждены в том, что любые попытки заставить глаза двигаться побыстрее не принесут ничего, кроме вреда. Во-вторых, наша задача состоит не только в том, чтобы привить вам навыки для чтения коротких отрывков, вроде тех, которые используются при традиционных методах обучения, но и помочь вам овла­деть стратегией чтения. Мы поэтому предлагаем читателям более длинные отрывки, которые можно читать на разной скорости, разным способом и для различных целей.

В реальной жизни цели и виды чтения могут быть чрезвычайно разнообразными. В одном случае читатель просто должен решить, что стоит ему читать в первую очередь и стоит ли ему читать этот материал вообще. В другом случае требуется полное и глубокое понимание текста. В третьем случае ему нужно получить из текста нужную информацию и только. Читатель может читать длинные статьи или книги под разными углами зрения, а поэтому, возможно, один и тот же материал следует прочитывать несколько раз, но каждый раз по-разному. Наконец, ему может потребоваться срочно ознакомиться с печатным материалом за чрезвычайно короткий срок. Мы не принижаем достоинства коротких упражнений, как форму тренировки. Более того, мы находим их необходи­мыми для того, чтобы установить степень совершенство­вания в чтении. Однако, если мы хотим усилить продуктивность читателя в каждодневном чтении, то ему следует использовать более крупные упражнения.

Наши методы основаны на принципах обучения. Чте­ние — это ОБУЧЕНИЕ. А обучение — это процесс переваривания. Но мозг может переваривать лишь определенные дозы, не более и не менее этих доз. Если читатель увеличит скорость в два раза больше того, что он может усвоить, он усвоит лишь половину прочитанного. Но тогда возникает вопрос: "Зачем стараться читать быстрее?"

Ни один метод, который обращает внимание на скорость, но игнорирует продуктивность, не знает ответа на этот вопрос. Но давайте взглянем на чтение с точки зрения его продуктивности. Так как нет никакой возможности увеличить скорость, с которой мозг будет обрабатывать информацию, то следует поставить целью увеличения продуктивности чтения: добиться максимального за счет возможностей читателя и постараться избежать излишних затрат его энергии. Существуют веские свидетельства того, что читатели затрачивают много своих сил впустую. Самые способные люди являются наименее продуктивными читателями. В значительной степени это связано с технической стороной отношений между автором и читателем через печатное слово. Именно здесь возникают главные препятствия для плодотворного чтения.

Сначала несколько слов о проблеме взаимоотношений между писателем и читателем. Автор, или оратор, рождает мысль как нечто цельное, но должен выразить ее в цепочке слов; читатель, или слушатель, должен взять эту цепочку символов и из них воссоздать первоначальную целостную мысль. В разговоре таких трудностей не возникает, так как слушатель полагается на множество подсказок в виде выражений лица говорящего; происходит диалог, и слушатель может в любой момент прервать собеседника. Преимущество дискуссии в группе состоит в том, что люди могут преодолеть последовательность слов, соединяя мысли из различных направлений; таким образом воссоздается целостность мысли. Читатель же видит перед собой печатные символы, выстроенные в цепочку, но не имеет подсказок в виде гримас, поз и тона говорящего. Не может он и вступить в разговор с писателем. Стараясь преодолеть техническую проблему, он старается сконцентрировать свое внимание на словах, смотря на них, запоминая их, вместо того, чтобы заниматься поиском их значения. В той степени, в какой он прибегает к этому самому неэффективному методу чтения, он растрачивает свои силы.

Во-вторых, усвоение — это активный процесс соединения новых знаний со старыми. Стараясь же лишь запечатлеть в памяти вновь прочитанный материал, читатель превращает свой мозг в место для складирования печатных слов, но он не может использовать имеющиеся у него знания, и его способности растрачиваются впустую.

В-третьих, в силу того, что скорость, с которой мозг обрабатывает информацию, ограничена, читатель, который хочет читать продуктивно, должен постоянно менять скорость, с которой он читает текст. Там, где текст труден для понимания, он должен замедлять скорость и увеличивать ее, когда текст становится легче для восприятия. По этой причине чтение требует разнообразия в скорости. Обычно же печатное слово гипнотизирует читателя, и он не проявляет должной гибкости при чтении. Многие читают на одной скорости, вне зависимости от темы или трудности текста. Негибкость в выборе скорости ведет к растрате возможностей читателя.

Наконец, если читатель становится пассивным, он склонен допускать ошибки или забывать о своей цели. Утрата цели в чтении ведет к огромной растрате усилий читателя.

Поэтому наша цель состоит в том, чтобы обеспечить продуктивное чтение. Возможно, читателю будет приятно узнать, что от него не потребуется тренировать свои глаза. Хотя задачи, стоящие перед читателем в каждодневном чтении, сложны и разнообразны, необходимые навыки продуктивного чтения нетрудно обрести, и читатель может быстро добиться значительных успехов.
^ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ

МЕДЛЕННАЯ, СРЕДНЯЯ ИЛИ БЫСТРАЯ?
Таблица скоростей* (число слов в минуту)
170 — 200 Очень медленно.

200 — 230 Медленно.

230 — 250 Средне.

250 — 300 Выше среднего

300 — 330 Между средней и быстрой.

350 — 450 Быстро.

450 — 550 Очень быстро.

550 — 650 Исключительно быстро.
* Количественные данные о скорости чтения, которые приводятся в данное главе, получены на основе чтения английских текстов, в которых отдельным и словами считаются артикли, а также глагольные частицы "to". Следует учесть, что в русском переводе исчезают не только артикли и частицы "to" но и многочисленные предлоги, которые на русском языке передаются падежными оборотами. По этой причине упражнения в русском перевод содержат меньше слов примерно на 10 — 15 %. В то же время английские слова короче русских. Поэтому установить соответствие между скоростями чтения английских текстов и русских текстов довольно трудно. Однако для читателя данного пособия важно добиться не "мирового рекорда", а увеличить собственную скорость и улучшить качество своего чтения.
В 1956 г. в ходе осуществления исследовательского проекта в Северо-западном политехническом университете К. Напьер и Э. Ф. Харт обследовали 147 читателей: восемьдесят два — среди деловых кругов и шестьдесят пяти - среди остального населения. Средняя скорость составляла 232 слова в минуту. Скорость у деловых лиц составляла 223 слова в минуту, среди остальной публики- 241 слово в минуту. При этом две трети участников читали примерно со скоростью от 200 до 300 слов в минуту.
Дальнейшие обследования показали, что средняя скорость 230 — 250 слов в минуту обычна для большинства читателей, а среди деловых кругов эта скорость может сильно отличаться.

У студентов Гарвардского университета первоначальная средняя скорость составляла около 220 слов в минуту. Возможно, эта цифра не велика. Она была результатом проверки, когда читателям дали прочесть один отрывок. Поэтому читатели, незнакомые с процедурой, читали этот отрывок несколько медленнее обычного.

Наш собственный опыт работы с различными профессиональными группами показывает, что скорость чтения может колебаться. При этом самая высокая скорость составляла 380 слов в минуту. Так читали государственные служащие.
^ КАК УВЕЛИЧИТЬ НАШУ ПРОДУКТИВНОСТЬ
После завершения нашего заочного курса большинство читателей увеличивают свой уровень скорости, по крайней мере, на две ступени (например, со средней скорости до скорости между средней и быстрой, то есть от 230 — 250 до 300 — 350). Читатели, которые посещали наши курсы, увеличивали скорость чтения в среднем на 60 процентов, а их уровень понимания материала возрастал примерно на 10 процентов.

Мы стали исходить из того, что 250 слов в минуту - это критическая скорость: если люди читают с меньшей скоростью, то они могут рассчитывать лишь на медленный прогресс, если они читают с большей скоростью, то могут рассчитывать на сравнительно быстрое улучшение. Иногда мы, однако, обнаруживали, что читателям, которые начинали с очень быстрой скорости и читали только на этой скорости, приходилось переучиваться, чтобы освоить разные скорости чтения в зависимости от качества материала. Мы установили, что наиболее легких результатов могут добиться те, у кого скорость чтения между средней и быстрой. В группе из десяти психиатров средняя скорость составляла 334 слова в минуту, а уровень понимания — 78 процентов. Закончили же они занятия со скоростью 647 слов в минуту, а уровень понимания текста возрос до 85 процентов.

В то же время мы не стараемся достичь абсолютных рекордов в скорочтении. Самое главное — это продуктив­ность, способность проработать с минимумом потерь времени и сил. Мы знаем медленных читателей, которые могли опередить более быстрых читателей, когда дело доходило до длинных статей и книг, потому что они умели лучше распланировать и организовать процесс чтения. Часто все читатели, быстрые или медленные, не замечали, что они обладают поразительным диапазоном скоростей проглядывания текста, что этому навыку и этим скоростям можно легко обучиться. В дальнейшем, в главе шестой, мы подробно остановимся на этом навыке и покажем многочисленные возможности для его использования.

Цель состоит в том, чтобы повысить продуктивность чтения. Большинство читателей могут увеличить эту продуктивность вдвое по меньшей мере.
^ ЧИТАТЕЛИ ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
Как преподавателям нам пришлось проводить различие между двумя категориями читателей, в зависимости от их рода занятий: "общие читатели", такие как домашние хозяйки, административные работники, библиотекари, издатели, управляющие нетехнических организаций; и "специализированные читатели", такие как инженеры и техники различных профессий, адвокаты, врачи, статистики, счетоводы и бухгалтеры. Мы обнаружили больше быстрых читателей в "общей", чем в "специализированной" группе.
^ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕДУГ
Американский психолог Роберт Вудворт сообщил, что его коллега Гарольд Шлосберг во время "дня открытых дверей" в его лаборатории следил за движением глаз своих посетителей. В трех случаях он был поражен увиденным. Медленнее всего читали судьи. Правда, мы тут же вспоминаем адвоката, который прочитал первый контрольный отрывок со скоростью 600 слов в минуту. Поэтому трудно делать выводы относительно отдельных профессии. И все же некоторые выводы несомненны.

Работа специалистов требует копания в деталях и аналитичности ума. По необходимости чтение специальных текстов требует медленной скорости. Кажется, что медленное чтение, характерное для чтения специальных текстов, специалисты переносят на общую литературу. Вудворт замечает, что судьи применили свои навыки внимательного и медленного чтения на материалы тестов, хотя здесь такая скорость была совершенно неуместна. Медленное и негибкое чтение, по нашему мнению, является профессиональным недугом.

Наш. вывод сводится к тому, что нет абсолютно плохих или абсолютно хороших способов чтения; существуют скорости чтения, соответствующие различным целям и различным печатным текстам. Главное, что требуется при чтении — это гибкость.
^ ИЗМЕНЕНИЕ НАШИХ ПРИВЫЧЕК
В ходе занятий на наших курсах читатели должны были решить, казалось бы, неразрешимую задачу: изменить свои привычки чтения, сложившиеся в течение всей жизни, за несколько недель. Они удивлялись, когда им говорили, что они могут увеличить свою скорость чтения на 40 или 60 процентов и увеличить продуктивность чтения в два раза. Они еще более удивлялись, когда им говорили, что их успех зависит от их собственных усилий и никакого "лечения", никаких приспособлений для улучшения зрения, никаких механизмов для обучения глаз двигаться по-иному не потребуется.

Часто читателям приходилось преодолевать глубокое внутреннее сопротивление процессу обучения. Привычки чтения стали частью вашего "я", вашего статуса в обществе как умного, уважающего себя лица; отсюда — подсознательное желание защитить свою личность и свой статус, сопротивляясь необычным способам чтения.

Другим препятствием для изменения привычек, является, как бы это ни показалось смешным, трепетное отношение к печатному слову. Некоторые читатели ощущают неловкость, если они не прочитают каждое слово. У них возникает чувство вины, если они проскакивают слова и фразы или пробегают по тексту глазами. Им кажется, что они обязаны закончить все то, что начали читать, как бы это ни казалось им неприятным и ненужным.

В связи с быстрым изменением привычек возникают новые проблемы. Некоторые читатели довольно успешно меняют привычки чтения, но у них остается недоверие к достигнутым результатам, даже если они видят очевидные свидетельства успеха. Поэтому не раз бывало, что ученик читал быстрее обычного и испытывал удовлетворение достигнутым до тех пор, пока ему не сообщали, с какой скоростью он прочитывал текст. После этого он начинал сомневаться, правильно ли понял его содержание. При этом читатель может написать хорошее изложение текста и все равно считать, что, наверное, много упустил из прочитанного.

Мы говорим об этом, чтобы вы смогли понять проблемы, с которыми сталкиваются другие читатели, потому что, не являясь участником очных курсов, вы можете вообразить, что для других занятия представля­ются легким делом без сучка и задоринки. Первые трудности — это обычное явление, но их легко можно преодолеть, проявив немного упорства.
  1   2   3   4   5

Похожие:

От авторов введение iconПлан: Введение. Особенности художестве нного решения массового схп на стадионе. Введение
Главный режиссер-постановщик не только координирует деятельность всех творческих направлений по­становочной группы, но и теснейшим...
От авторов введение iconИ. Н. Никитина, аи. П аргунова. Какие произведения Этих авторов вам понравились?
Творчество мастеров портретного искусства начала и середины 18 века: И. Н. Никитина, аи. П аргунова. Какие произведения Этих авторов...
От авторов введение icon«Введение в количественный анализ. Гравиметрический метод анализа»
Введение в курс количественного анализа, объяснение преподавателем основ количественного анализа и сущности гравиметрического метода...
От авторов введение icon1. Введение. Введение Основные понятия информатики М. В. Лукина
Основным перерабатываемым «сырьем» становится информация. Труд современников делается все в большей степени интеллектуальным. В наиболее...
От авторов введение iconУчебник «Введение в исследование операций»
Учебник – «Введение в исследование операций» Автор – Таха. Издательство «Уильямс», 2005
От авторов введение iconМари-Од Мюраи одна из наиболее интересных французских авторов литературы...
Мари-Од Мюраи – одна из наиболее интересных французских авторов литературы для юношества. Ни самого автора, ни ее произведения, –...
От авторов введение iconСоколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений
Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений....
От авторов введение icon«Зарубежная проза XIX – XX веков»
Я уверена, что вы знаете большую часть авторов и произведений из приведенного ниже списка
От авторов введение iconAnnotation Мари-Од Мюрай одна из наиболее интересных французских...

От авторов введение iconИнтересуетесь ли Вы современной художественной литературой?
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница