Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении»


НазваниеПрограмма дисциплины «Информационные технологии в управлении»
Дата публикации08.03.2014
Размер162 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
vb2.userdocs.ru > Информатика > Программа дисциплины
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт математики и компьютерных наук

Кафедра математического анализа и теории функций


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УПРАВЛЕНИИ



Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ОПД)

Екатеринбург

2012
УТВЕРЖДАЮ

Проректор

_________________ С.Т. Князев

«_____» ______________ 2012 г.


Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:


бакалавра по направлению 071800 (531200) – социально-культурная деятельность по циклу «Общих математических и естественнонаучных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр 3

Общая трудоемкость дисциплины 72 час.
в том числе:

лекций 18 часов

лабораторных работ 18 часов
Составитель (разработчик)

Борбунов Алексей Николаевич, старший преподаватель, кафедра математического анализа и теории функций, Уральской федеральный университет
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией
Протокол заседания № ___ от _______________ 2012 г.

_____________________

«1» декабря 2012 г.

© Уральский федеральный университет, 2012

© Борбунов А.Н., составление, 2012

^ I. Введение
Программа предназначена для студентов очной формы обучения и базируется на знаниях по предметам «Информатика», «Обществознание», изучаемых в рамках программы средней школы, и на знаниях, полученных при изучении дисциплины «Основы информационной культуры и информатика», читаемой в предшествующих семестрах бакалавриата по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность».

Курс «Информационные технологии в управлении» читается студентам после курса «Основы информационной культуры и информатика».

Целью курса является углубление полученных навыков работы на персональном компьютере (ПК), обеспечение дополнительной подготовки студентов в области применения ПК для решения учебных и профессиональных задач, связанных с обработкой информации.
^ II. Содержание курса
Тема 1.

Введение. Основные понятия и определения. Направления информатизации управления.

Начальные сведения об информационных технологиях (ИТ) государственного управления, ИТ муниципального управления, ИТ управления бюджетной и налоговой системами, средствах автоматизации деловых процессов, средствах автоматизации управления социально-культурной деятельностью.

Понятие информационного ресурса. Национальные, государственные и федеральные информационные ресурсы. Локальные информационные ресурсы. Библиотечные ресурсы. Архивный фонд Российской Федерации. Информационные ресурсы Государственной системы статистики.

Общие проблемы современного российского информационного общества.
Тема 2.

^ Общеправовые аспекты работы с информацией. Законодательная база Российской Федерации по вопросам правового регулирования в сфере информационных технологий.

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»;

Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;

Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»;

Федеральный закон № 85-ФЗ от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»;

Федеральный закон № 3523-1 от 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

Федеральный закон № 5351-1 от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах»;

Федеральный закон № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»;

Федеральный закон № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»;

Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 года «Об обязательном экземпляре документов».
^ Тема 3.

Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности.

Системы информационного обеспечения органов государственной или муниципальной власти и управления. Цели, преследуемые информатизацией органов власти и управления. Основные функции информационных систем органов власти и управления.

Автоматизированные информационные системы (АИС). Состав и структура типичной АИС органа государственной или муниципальной власти и управления, функциональные подсистемы.
^ Тема 4.

Информационные технологии управления бюджетной системой.

Понятие бюджета. Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса.

Функции бухгалтерии, бюджетного отдела, отдела государственных доходов. АИС «Финансы».

Задачи, решаемые подсистемами АИС «Финансы»:

  • бюджетный процесс;

  • доходная часть бюджета;

  • расходная часть бюджета;

  • государственное кредитование;

  • финансовый контроль бюджета;

  • финансирование отраслей народного хозяйства.


Тема 5.

Информационные технологии управления налоговой системой.

Автоматизированная информационная система «Налог». Цели её создания, решаемые задачи. Схема взаимодействия государственных структур за счет слияния, взаимного обмена и использования различных баз данных. Основные функциональные подсистемы АИС «Налог».
^ Тема 6.

Понятие информационной системы.

Понятие информации. Управление как процесс целенаправленной обработки информации. Уменьшение имеющейся неопределенности за счет обработки информации.

Подходы к оценке количества информации:

  • Статистический подход Клода Шеннона. Энтропия;

  • Семантический подход. Тезаурусная мера;

  • Прагматический подход.

Понятие данных.

Полезная и бесполезная информация, в частности,

  • информация недостоверная («дефектологическая»);

  • информация, потерявшая свою актуальность;

  • информация, представленная ложными положениями и неэффективными подходами;

  • несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам;

  • информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований;

  • заведомая «дезинформация».

Информационные технологии управления с точки зрения системного подхода. Система. Свойства системы. Структура системы. Архитектура системы. Принцип декомпозиции и иерархического подхода. Концепция «черного ящика». Принципы централизации и децентрализации.

Процессы управления. Укрупненная структурная схема процесса управления. Целевая функция управления. Внешние факторы. Оптимальное управление. Обратная связь.

Основные этапы развития информационных систем управления в СССР и России.

Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Структура автоматизированных информационных технологий (АИТ). Техническое обеспечение АИТ.

Операционные системы.

Экспертные системы и системы поддержки принятия решений.
^ Тема 7.

Технологии управления базами данных.

Основные понятия и классификация систем управления базами данных (СУБД). Технология клиент-сервер. Классификация СУБД по характеру использования. Классификация СУБД по используемой модели данных.

Языки описания данных. Языки манипулирования данными. Стандартизованные языки QBE (Query By Example) и SQL (Structured Query Language).

Поддержание целостности данных. Механизм транзакций.

Модели организации данных:

  • иерархическая модель;

  • сетевая модель;

  • реляционная модель.

Реляционная модель данных, основные принципы и требования. Атрибуты, отношения, кортежи, домены. Тело отношения, ключи отношения. Внешние ключи.

Ограничения целостности. Ограничения целостности сущностей. Ограничения целостности ссылок.

Проектирование реляционных баз данных. Концептуальное и схемно-структурное проектирование.

Процесс нормализации отношений Последовательности нормальных форм.

Информационная избыточность. Аномалии. Декомпозиции.

Понятие функциональной зависимости. Виды функциональных зависимостей.

Практические аспекты использования систем управления базами данных. Примеры СУБД.
^ Тема 8.

Защита информации.

Безопасность информационной системы. Угрозы информационным системам. Классификация нарушений безопасности.

Системы защиты информации.

Криптографическое закрытие информации.

Электронная цифровая подпись.

Защита от вредоносного программного обеспечения.
^ Тема 9. (Дополнительная, дискуссионная, рассчитанная на активные методы обучения)

Проблематика информационного поля в общегуманитарном контексте.

Идеи Норберта Винера, создателя науки «кибернетика».

Кибернетика и общество.
^ I. Список вопросов для подготовки к зачету:
Тема 1.

Назовите основные определения Федерального закона № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 «Об информации, информатизации и защите информации».

Перечислите наиболее значимые государственные информационные ресурсы.

Дайте характеристику организации информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления.

Дайте понятие эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления.
^ Тема 2.

Перечислите основные нормативно-правовые акты действующего российского законодательства сфере ИТ.
Тема 3.

Перечислите направления информатизации органов государственной власти и управления.

Дайте характеристику процесса информатизации органа государственной власти и управления..

Перечислите информационные ресурсы органа государственной власти и управления..
^ Тема 4.

Охарактеризуйте программный комплекс «Бюджет».

Назовите функциональные подсистемы АИС «Финансы».
Тема 5.

Назовите цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог».

Охарактеризуйте основные подсистемы АИС «Налог».
Тема 6.

Перечислите основные свойства информации

В чем состоит отличие информации от данных?

Охарактеризуйте основные подходы для оценки и измерения количества информации.

Дайте определение информационных ресурсов.

Какими свойствами должен обладать объект, чтобы считаться системой?

Чего позволяет достичь рациональное сочетание элементов централизации и децентрализации в системе управления?

Что такое обратная связь в системе управления?

Перечислите этапы развития информационных систем в России.

Почему автоматизированная информационная технология является системой?

Перечислите программное обеспечение АИТ.

Перечислите средства управления техническим комплексом АИТ.

Назовите функции операционной системы.

Охарактеризуйте экспертные системы и системы поддержки принятия решений.
Тема 7.

Назовите основные понятия технологии управления базами данных.

Дайте классификацию БД и СУБД.

Охарактеризуйте модели организации данных.

Дайте понятие реляционной БД. Перечислите принципы РМД.

Что называется ключом отношения? Назовите свойства ключа.

Что называется внешним ключом отношения?

В чем заключается сущность ограничений целостности реляционной модели?

Дайте понятие индексирования полей БД. В чем заключается необходимость индексирования?

Перечислите этапы концептуального проектирования.

Перечислите процедуры проектирования схемы реляционной БД.

В чем заключается сущность процесса нормализации отношений? Перечислите нормальные формы.

Дайте понятие информационной избыточности, аномалий.

Дайте понятие декомпозиции без потерь.

Дайте понятие функциональной зависимости. Назовите виды функциональных зависимостей.

При каких условиях отношение находится в 1-й, 2-й, 3-й нормальных формах?


^ IV. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ.
Основной механизм принятия решений в процессах управления основан на получении, обработке и трактовке обширной и разнообразной статистической информации.

Лабораторные работы по курсу «Информационные технологии в управлении» в первую очередь ориентированы на вычисление различных статистических показателей, анализ статистических гипотез.
^ Примеры заданий:
1.

Сто первокурсников одного из вузов г. Москвы попросили ответить на вопросы опросника, связанные с чувством удовлетворенности выбранной специальностью. Опросник состоял из пяти пунктов, на каждый из которых нужно было дать ответ по шестибалльной шкале — от нуля (минимальная оценка) до пяти (максимальный балл).
Как вы думаете:

  1. Насколько Ваши способности позволят Вам быть успешным в данной специальности?

  2. Насколько данная специальность представляет для Вас интерес?

  3. Насколько Ваши близкие, значимые для Вас люди полагают, что данная специальность Вам подходит?

  4. Насколько сильно Ваше желание овладеть данной специальностью?

  5. Насколько, по Вашему мнению, данная специальность востребована обществом?


Вычислите следующие статистические показатели:

  1. Счет (объем выборки)

  2. Сумма

  3. Среднее (математическое ожидание)

  4. Медиана

  5. Мода

  6. Дисперсия выборки

  7. Стандартное отклонение

  8. Стандартная ошибка

  9. Эксцесс

  10. Асимметричность

  11. Интервал

  12. Минимум

  13. Максимум

  14. Уровень надежности (95,0%)



2.

Медик измерял время сложной сенсомоторной реакции выбора (в миллисекундах) в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальную группу (X) входили 9 спортсменов высокой квалификации. Контрольной группой (Y) являлись 8 человек, не занимающиеся спортом. Медик проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом.




Группы







X

Y

1

504

580

2

560

692

3

420

700

4

600

621

5

580

640

6

530

561

7

490

680

8

580

630

9

470

-


3.

В двух третьих классах проводилось тестирование умственного развития учащихся. В каждом классе протестировано по 10 человек. Полученные значения средних величин достоверно не различались, однако медика интересует вопрос — есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между этими классами?


№№ учащихся п/п

Первый класс X

второй класс Y

1

90

41

2

29

49

3

39

56

4

79

64

5

88

72

6

53

65

7

34

63

8

40

87

9

75

77

10

79

62

Суммы

606

636

Среднее

60,6

63,6


III. Распределение часов курса по темам и видам работ

^ III СЕМЕСТР



п/п

Тема, раздел

Учебный план, часов

Аудиторные занятия

Самосто-ятельная работа

Итого по темам

лекции

лабора-торные



Введение. Основные понятия и определения. Направления информатизации управления.

2




2

4



Общеправовые аспекты работы с информацией. Законодательная база Российской Федерации по вопросам правового регулирования в сфере информационных технологий.

1




1

2



Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности.

1




1

2



Информационные технологии управления бюджетной системой.

1




1

2



Информационные технологии управления налоговой системой.

1




1

2



Понятие информационной системы.

2




2

4



Технологии управления базами данных.

6




6

12



Защита информации.

2




2

4



(Дополнительная, дискуссионная тема, рассчитанная на активные методы обучения)

Проблематика информационного поля в общегуманитарном контексте. Идеи Норберта Винера, создателя науки «кибернетика». Кибернетика и общество.

2




2

4



Лабораторные занятия.




18

18

36




Всего

18







72


^ IV. Форма итогового контроля
Зачет –3 семестр
V. Учебно-методическое обеспечение курса
ЛИТЕРАТУРА

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. — 320 с.: ил.

  2. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Черкасова. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 216 с.

  3. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Г.А. Титоренко. — 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 439 с.

  4. В. И. Коробко Теория управления — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 384 с.

  5. Винер Н. Человек управляющий. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Психология-классика»).


V


I. Ресурсное обеспечение

Компьютерные классы с необходимым программным обеспечением,


а именно:

Операционная система Microsoft Windows 7

Браузер Internet Explorer версии не ниже 8.0

Программа Adobe Reader версии не ниже 9.0

Пакет Microsoft Office 2010 в составе Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Требуется наличие справочной системы по VBA.

На индивидуальных сетевых разделах, а также на разделах общего доступа должно быть выделено не менее 700 Мб свободного места.

Похожие:

Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» iconСовременные информационные технологии Страница | 3
Информационные технологии (ИТ, от англ information technology, it) — это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления...
Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» iconПрика з
Сергеевича, студента 2 курса Инженерно-экономического института направления подготовки «Информационные системы и технологии» профиля...
Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» icon1 Информационные системы и технологии. Их классификация в организационном управлении
Астанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы,...
Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» iconПеречень вопросов зачета по дисциплине «Информационные технологии»...
Инструментарий информационной технологии. Особенности новых информационных технологий
Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» iconПрограмма и методические указания к изучиию дисциплины введение
Электрические измерения как средство контроля технологических процессов в автоматическом управлении производственными процессами...
Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» iconСписок освобождённых по дисциплине Информационные технологии в таможенных органах

Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» iconРеферат по дисциплине: “основы современного естствознания” современные...

Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» iconПеречень вопросов к экзамену по курсу Информационные технологии в...
Перечень вопросов к экзамену по курсу «Информационные технологии в физико-математическом образовании»
Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» iconПрограмма работы сибирского роботототехнического фестиваля «Роботех 2011»
Сибирского роботототехнического фестиваля «Роботех 2011» и выставки-форума «itcom – Информационные технологии. Телекоммуникации»
Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» iconПрограмма дисциплины «Искусство Возрождения»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница