Урока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10»


Скачать 64.09 Kb.
НазваниеУрока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10»
Дата публикации23.06.2013
Размер64.09 Kb.
ТипУрок
vb2.userdocs.ru > Информатика > Урок
План-конспект

Нестандартного урока математики в 1 классе

3-х летней школы по теме

«Сложение и вычитание в пределах 10»
С 1992 г. Москалёва Марина Ивановна - заслуженный учитель Украины.

ТЕМА: Сложение и вычитание в пределах десяти.

ЦЕЛЬ: Обобщить все вычислительные приемы в пределах десяти.
Задачи:

  1. Обучающая: систематизировать все случаи сложение в пределах 10. Решать задачи.

  2. Воспитательная: воспитывать внимательность, чуткость, взаимопонимание, взаимопомощь.

  3. Развивающая: учить обобщать, учить рассуждать, делать выводы.

Н
4+1

4+6
аглядность:

    • Набор карточек с примерами

    • Карточки типа домино

    • Опорные схемы задач




Ход урока

^ I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Постановка цели и задач урока.

Мотивация их учебной деятельности.

Мы с вами много складывали числа в пределах 10. Необходимо обобщить все случаи сложения. Кроме того, сегодня ознакомимся с вычитанием чисел в пределах 10. Главная задача – продолжить учиться рассуждать.

  1. Как нужно рассуждать, если к какому-то числу прибавить 1?

    1. прибавить 1 – значить получить следующее за ним число.

  2. Приведите примеры.

    1. к 6 прибавить 1 – получаем следующее за ним число 7.

    2. к 9 прибавить 1 получится следующее за ним число 10.

  3. А как рассуждать, если прибавить 2?

    1. Мы прибавим 2 так: один плюс один.

  4. Кто скажет более четко?

    1. Чтобы прибавить 2 надо, во-первых, прибавить 1, во вторых еще 1.

    2. А чтобы прибавить 3 надо:

      1. Прибавить 1 и

      2. Прибавить 2.

  5. Как прибавить 4?

    1. Чтоб прибавить 4 надо:

      1. Прибавить 2 и

      2. Прибавить еще 2.


2. Повторение других вычислительных приемов.

  1. Как к 1+3?

    1. Чтоб прибавить 3 надо:

      1. Прибавить 1 и

      2. Прибавить 2.

  2. Есть ли еще вычислительные приемы?

    1. Можно поменять местами слагаемые и 3+1 получим 4.

  3. В каких случаях меняем местами слагаемые?

    1. Когда к меньшему числу нужно прибавить большее.

  4. Итак, мы рассмотрели 3 способа сложения.

Открывается часть доски, на которой прикреплены карточки с примерами, расположенные хаотично и три способа вычисления.

I. a+1

II.


III. a+в = в+а

Задача учащихся прикрепить карточку с примером к нужному способу вычисления.

Например, ученик взял карточку 5+1. Он ее прикрепляет к таблице a+1.

Карточку 6+3 прикрепляет ко 2-ому способу, карточку 4+6 прикрепляет к 3-ему способу.
Учитель учить обобщать на конкретных примерах.

На доске появляется такое распределение примеров:

  1. 4+1; 9+1; 5+1.

  2. 5+4; 7+2; 6+3.

  3. 3+7; 2+8; 4+6.

Хором проговаривают еще раз каждый способ вычисления.

Учитель говорит, чтобы вы научились быстро считать, главное найти способ решения.
3. Работа на составление примеров.

На каждый способ вычисления придумать по 2-3 примера.

У каждого на парте лежит чистый листок. Дети на нем придумывают примеры.

Затем дети обмениваются листками и проверяют друг у друга. Когда группа проверила и ответила друг другу, они поднимают руки.

Групповая форма дает возможность каждому ученику быть одновременно и в роли учителя, и в роли ученика.
Учитель подводит итог этой работы

  1. Как можно рассуждать при решении 4+3?

    1. Прибавить 3 это значит сначала:

      1. Прибавить 1 и

      2. Прибавить 2.

    2. Или сначала

      1. Прибавить 2 и

      2. Прибавить 1.


4. Рациональное вычисление.

  1. Что значит увеличить?

    1. Увеличить – это значит прибавить.

Выполните следующие задания, найдите секрет, как быстрее эти числа увеличит на 3: 7; 2; 6; 1; 3; 4; 5.

Учитель просит записать в виде примеров.

  1. Кто как рассуждал?

    1. Я расположил числа по порядку от 1 до 7

      1. Прибавил к первому числу три.

      2. А дальше каждый ответ увеличивал на 1. Получил:

1+3=4

2+3=5

3+3=6

4+3=7

5+3=8

6+3=9

7+3=10

  1. Какой можно сделать вывод?

    1. Если одно из слагаемых увеличивается на 1, а другое не изменяется, то сумма тоже увеличиться на 1.

  2. Молодец!

Учитель этот вывод записывает на доске на буквах.

а+в=с

(а+1)+в = (а+в)+1 = с+1

  1. Если дан пример 4+3, то какие два примера стоят рядом?

    1. 4+3=7, значит левее стоит пример 3+3=6, на единицу меньше, а справа 5+3=8, т.е. на единицу больше.

  2. Придумайте такие пары

    1. 2+2=4 и 2+3=5

    2. 4+4=8 и 4+5=9

    3. 3+4=7 и 4+4=8

Дети любые обобщения не только обнаруживают, раскрывают, но и закрепляют.

Мария Ивановна учит мыслить, думать, рассуждать.

Итак, мы с вами обобщили все изученные случаи сложения в пределах 10. А теперь рассмотрим вычитание.

^ II. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
Подготовка к восприятию нового

а) Рассмотрим иллюстрацию на отрезках.

Пусть первое слагаемое изображает красный отрезок, второе слагаемое – зеленый.

а в

К доске прикрепляются два отрезка: красный и зеленый.

  1. Что изображают эти два отрезка вместе?

    1. Целую часть, сумму.

б) Объяснение нового.

  1. Как можно записать эту сумму буквами?

    1. а+в=с

  2. Возьмите и закройте красный отрезок левой рукой. Как найти оставшийся зеленый отрезок?

    1. с-а=в

  3. А теперь правой рукой закройте зеленый отрезок. Как найти красный?

    1. с-в=а

  4. Из каждого примера на сложение можно получить два примера на вычитание. Сделаем вывод со словами «если…, то…». Кто начнет?

    1. Если из суммы двух слагаемых вычесть одно слагаемое, то останется другое слагаемое.

Вывод повторяют хором.

в
3+4=7
) Первичное закрепление.

Учитель показывает карточку

Комментирует ученик:

Пишу – к трем прибавить четыре получится семь.

3+4=7

  1. Какие два примера можно составить из данного примера?

    1. 7-3=4

    2. 7-4=3

г) Запишите самостоятельно три примера по карточке.

Прикрепляет к доске образец.

4+2=6

6-4=2

6-2=4

д) Повторим состав числа 9.

9 это 8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4.
У
8+1=9

9-8=1

9-1=8

7+2=9

9-7=2

9-2=7

6+3=9

9-6=3

9-3=6

5+4=9

9-5=4

9-4=5
стно составим из них примеры на вычитание


е
5+3=8

8-5=3

8-3=5
) Приведите примеры на состав числа 8


Достаточно! Молодцы.

^ III. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Я прочту вам задачу, а вы покажите опорную сему, по которой будете решать.

Задача 1. В дупле 10 белочек, 2 из них убежали. Сколько белочек осталось?

Все показал опорную схему.





  1. Каким арифметическим действием будем решать эту задачу?

    1. Вычитанием.

  2. Так сколько белочек осталось?

    1. Осталось 8 белочек.

  3. Проведем полное рассуждение и запишем в тетрадь.

Рассуждение ведем по памятке №1.

Мне известно, что в дупле было 10 белочек. 2 белочки убежали.

Надо узнать: сколько белочек осталось в дупле?

Объясняю решение: задачу решаем действием вычитания, так как осталось меньше, чем было.

^ Решаю: из десяти вычесть два получится восемь.

Отвечаю: в дупле осталось восемь белочек.

По ходу рассуждения записывают все в тетради, а один ученик на доске.

10_2_?

10-2=8

8

Задача 2. В норе было 3 маленьких, и 2 больших ежа. Сколько всего ежей было в норе?

Покажите опорную схему этой задачи.

Все дети показывают опорную схему.



  1. Каким действием вы будете решать эту задачу?

    1. Сложением.

  2. Сколько всего ежей было в норе?

    1. В норе было 5 ежей.

Мне известно, что в норе было 3 маленьких и 2 больших ежа.

Надо узнать: сколько ежей было в норе?

Объясняю решение: задачу будем решать действием сложения, так как количество всех ежей больше, чем отдельно маленьких или отдельно больших ежей.

Решаю: к трем прибавить два получится пять

Отвечаю: в норе было пять ежей.


Запись в тетрадь:

3_2_?

3+2=5

5

Так как сегодня пятница, а у нас пятидневка, то на дом ничего не задаю, вы сегодня работали активно, все намеченное выполнили. Молодцы!

Урок окончен.

Похожие:

Урока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» iconПлан-конспект урока математики в 1 классе 3-летней школы сш №23 г....
Цель: дать определение понятию «разность» и «значение разности», выработать навыки их образования и нахождения
Урока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» iconКаков был замысел, план урока и почему?
Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что он в них опирается? Как он работает на последующие...
Урока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» iconМетодические разработки по теме урока Конспект урока
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Урока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» iconПрограмма курса «История математики»
Предмет истории математики. Взаимосвязь математики с социально-экономическими условиями. Основные периоды развития математики. История...
Урока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» iconУчебника Тема урока 301
Мерзляк А. Г., Номіровський Д. А., Полонський В. Б., Якір М. С. Алгебра І початки аналізу : [підручник для 10 класу с поглибленим...
Урока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» iconУрок по истории Нового времени в 8 классе по теме: «Консульство и...

Урока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» iconФорме 1 Заявка участника летней добровольческой школы «ДоброградЪ 2011»

Урока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» iconДля участия в конкурсном отборе Молодежной научно-практической летней...
Для участия в конкурсном отборе Молодежной научно-практической летней школы Русского географического общества «География в современном...
Урока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» iconПредварительная программа летней «Молодёжной школы журналистики»
Деловая игра «Молодёжное масс-медиа». Старт, планирование собственного медиапродукта
Урока математики в 1 классе 3-х летней школы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» iconПсихологический анализ урока
Анализ урока может быть проведен с дидактической, методической и психологической точек зрения. Все эти стороны анализа в структурных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница