Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре


НазваниеПрограмма предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре
страница1/13
Дата публикации20.02.2014
Размер0.83 Mb.
ТипПрограмма
vb2.userdocs.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



CONTENTS


Введение……………………………………………………………………...

Unit 1……………………………………………………………………….....

Organs of speech. Vowels and their classification. Consonants and their classification. Transcription.

Unit 2……………………………………………………………………….....

Friction consonants. Front and central vowels.

Unit 3……………………………………………………………………….....

Stop consonants. Central vowels. Diphthongs and their classification. Closing diphthongs.

Unit 4……………………………………………………………………….....

Nasal consonants. Centring diphthongs.

Unit 5……………………………………………………………………….....

Lateral consonant. Triphthongs.

Unit 6……………………………………………………………………….....

Gliding consonants.

Unit 7……………………………………………………………………….....

Consonant clusters.

Unit 8……………………………………………………………………….....

Stress.

Unit 9……………………………………………………………………….....

Rhythm.

Unit 10…………………………………………………………………….......

Fluency.

Unit 11…………………………………………………………………….......

Intonation.

4

9

16
23

31
34
38
42
49
65
68
72


ВВЕДЕНИЕ

Курс «Практическая фонетика английского языка» рассчитан на 218 часов практических занятий в течение двух лет. 144 часа практических занятий на первом курсе посвящены работе над звуками и сочетаниями звуков, овладению ритмической организацией английской речи и её мелодикой. На втором курсе Вы знакомитесь с тоногруппой, значением тонов; пытаетесь строить и строите свою речь в соответствии с новой/не новой информацией, как доминирующий коммуникант и учитесь употреблять в речи тоногруппы в высоком и низком регистре.
^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре.

В конце 1 семестра билет коллоквиума состоит из четырех заданий:

1) описание артикуляции согласного звука;

2) описание артикуляции гласного монофтонга или дифтонга;

3) чтение слов в транскрипции;

4) транскрибирование лексических единиц.

В конце 2 семестра билет коллоквиума включает в себя:

  1. теоретический вопрос по просодическим явлениям английского языка;

  2. анализ явлений ассимиляции в сочетаниях согласных звуков;

  3. чтение неразмеченного отрывка оригинального текста с последующим анализом интонационных моделей и звуковых явлений;

  4. использование интонации заученных наизусть диалогов и текстов.

Состав экзаменационного билета учитывает весь комплекс фонетических навыков и умений, лежащий в основе овладения произносительной нормой изучаемого иностранного языка. В соответствии с указанной направленностью экзаменационный билет включает вопросы на проверку теоретических знаний по всему курсу, а также задания репродуктивного и продуктивного характера. А именно:

  1. теоретический вопрос по сегментной фонетике;

  2. теоретический вопрос по просодическим явлениям и характеристикам английской речи;

  3. чтение фрагмента текста или микродиалога по интонационной разметке и умение соотнести идентифицируемые модели с соответствующим слуховым эталоном;

  4. употребление интонационно оформленных высказываний в соответствии с их семантикой и ролью в заданном коммуникативном контексте.

^ Итоговая отметка на экзамене представляет собой среднее арифметическое четырех итоговых письменных тестов, двух коллоквиумов и отметки на экзамене.
Нормы оценки

Письменные тесты оцениваются по десятибалльной системе (от 1 до 10), согласно которой 10 баллов выставляется при условии правильного выполнения 100-95% работы, а 3 балла соответствуют менее 69%(т.е.2/3) правильно выполненных заданий. Отсутствие работы или отказ от ответа по неуважительной причине соответствует оценке 0 баллов.

95-100% -10 баллов

91-94% -9 баллов

87-90% -8 баллов

83-86% -7 баллов

79-82% -6 баллов

75-78% -5 баллов

70-74% -4 балла

60-69% -3 балла

50-59% -2 балла

менее 50% -1 балл
^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

1 курс

Общие сведения

Понятие о фонетике как науке и учебной дисциплине.

Понятие о звуковом строе языка и его компонентах.

Органы речи и их функции в образовании звуков.

Понятие о фонеме. Принципы классификации английских гласных и согласных фонем.

Понятие о транскрипции.

^ Фонетическое описание английских гласных и согласных звуков

Гласные

Гласные переднего ряда:

[J], [I], [e], [x]

Гласные смешанного (среднего) ряда:

[E:], [q], [A]

Гласные заднего ряда:

[R], [P], [L], [H], [V]

Дифтонги:

[aI], [eI], [OI], [Iq], [eq], [Vq], [aV], [qV]

Сочетания дифтонгов с нейтральным гласным, т.н. трехэлементные гласные или трифтонги:

[aIq], [eIq], [OIq], [aVq], [qVq]

Согласные

Фрикативные (щелевые):

[f], [v], [s], [z], [S], [Z], [T], [D], [h]

Смычно-взрывные:

[p], [b], [t], [d], [k], [g], [C], [G]

Носовые сонанты:

[m], [n], [N]

Боковой сонант:

[l]

Скользящие сонанты:

[w], [j], [r]

Фонетическая реализация английских гласных и согласных фонем

Коартикуляция и аллофоническое варьирование звуков в связной речи.

Аспирация глухих смычно-взрывных согласных [p, t, k].

Степени аспирации в зависимости от позиции согласных в слове.

Различия в силе артикуляции звонких и глухих согласных.

Ассимиляция как результат коартикуляции согласных. Противопоставление по фортисности/ ленисности. Явления фрикативного взрыва, бокового взрыва, носового взрыва, потери взрыва.

Ассимиляция по месту образования преграды в сочетаниях альвеолярно-апикальных согласных [t, d, n, l, s, z] с дентальными согласными [T, D].

Ассимиляция по работе голосовых связок и по месту/ способу образования в сочетаниях смычно-взрывных согласных [t, d, p, b, k, g] с заальвеолярным сонантом [r]. Взаимная ассимиляция. Ассимиляция в звукосочетаниях смычных и щелевых согласных с губно-губным сонантом [w].

Отсутствие ассимиляции в сочетаниях звонких и глухих согласных внутри слога и на стыке слогов и слов.

Особенности произнесения межсловных стыков типа гласный+гласный, согласный+гласный, гласный+согласный в связной речи.

Явление элизии.

Позиционная долгота гласных в английском языке. Модификация длительности долгих и кратких гласных в зависимости от позиции в слове и во фразе, от фразового ударения и мелодического контура.

Фонетическая реализация морфем

Фонетические варианты морфемы s: произнесение окончания множественного числа существительных, существительных в притяжательном падеже, глаголов в 3-м лице единственного числа в Present Simple Tense, глагола is в сокращенной форме.

Фонетические варианты морфемы ed.

Произнесение ing-форм.

Просодические явления и характеристики английской речи

Слог, ударение, ритм

Понятие о слоге. Английские гласные в ударных и безударных слогах.

Редукция гласных и сохранение полного качества гласных в безударной позиции в слове.

Слогообразующая функция сонантов.

Словесное ударение.

Понятие об акцентно-ритмической структуре слова. Акцентные типы слов в английском языке. Слова с одним и двумя ударениями. Слова с равноценными и неравноценными ударениями.

Фразовое ударение в английском языке. Типы и виды фразового ударения: ядерное, предъядерное, полное, частичное.

Особенности дистрибуции полного и частичного ударения во фразе.

Зависимость фонетической реализации слова от фразового ударения: редукция служебных слов. Основы ритмической организации фразы.

Понятие об акцентно-ритмической группе как основной единице ритма.

Состав акцентно-ритмической группы, особенности ее фонетической реализации в английской фразе.

Высотно-мелодическая (тональная) организация речи

Понятие об интонационной группе и тональном контуре. Элементы интонационной структуры.

Понятие о тоне. Статический и кинетический тоны. Терминальные тоны. Позиция ядерного тона во фразе.

Нисходящий тональный контур (The Glide-Down).

Восходящий тональный контур 1 (The Glide-Up).

Восходящий тональный контур 2 (The Take-Off).

Нисходяще-восходящий тональный контур (The Dive).

Употребление тональных контуров в повествовательных и побудительных высказываниях, в общих, специальных, разделительных и альтернативных вопросах, в разговорных формулах.
^ Практические занятия

Наименование тем практических занятий и их содержание

Количество часов







^ 1 курс 1 семестр




Речевой аппарат. Понятие о звуке, фонеме. Транскрипция.

2

Гласные и согласные звуки, их классификация.

2

Фрикативные согласные. Монофтонги.

20

Смычно-взрывные согласные. Монофтонги.

18

Носовые согласные. Дифтонги.

6

Боковой согласный. Дифтонги.

6

Глайды. Трифтонги.

8

Коллоквиум.

4

Повторение.

6







^ 1 курс 2 семестр




Буквосочетания согласных.

16

Ударение.

10

Ритм.

4

Плавность речи.

8

Интонация.

24

Интонация.

24

Коллоквиум.

4

Повторение.

6

Обязательными базовыми учебниками по данному курсу в первом и во втором семестрах являются J. D. O’Connor «Better English Pronunciation» с двумя кассетами, содержащий теоретическую основу курса, и A.Baker «Ship or Sheep» с тремя кассетами, представляющий собой практическое пособие по овладению произносительными навыками. В этих же семестрах предполагается выполнение лабораторных работ пособия P. Roach «English Phonetics and Phonology» (кассеты с таким же названием можно найти в языковой лаборатории) и планируется активное привлечение курса «Headway Pronunciation» уровней Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate (кассеты там же).

В первом семестре проходятся шесть разделов, каждый раздел начинается с ключевых терминов, затем излагаются теоретические основы темы, за ними следуют лабораторные работы, если они включены в курс, и вопросы на самоконтроль. Каждый раздел завершает стихотворение на отработку английского ритма, которые были привлечены из пособия «Jazz Chants». Во втором семестре изучаются пять разделов. Структура разделов второго семестра идентична первому.

Хотелось бы подчеркнуть важность самостоятельной работы с аудиоматериалами в лаборатории и дома для приобретения произношения близкого к RP (Received Pronunciation), так как только каждодневная, кропотливая работа со звуками, ритмическими структурами и интонационными единицами иноязычной речи дает, как правило, ощутимые результаты. Все необходимые аудиоматериалы Вы найдете в компьютерно-лингофонном кабинете. Лабораторные работы, некоторые упражнения из пособия «Pronunciation Tasks» и стихотворения находятся на кассете УМК 1 для Вашего удобства.

Осознавая трудность и важность Вашей учебной задачи, желаем Вам усердия и терпения. А успехи обязательно будут.

Unit 1

^ ORGANS OF SPEECH

VOWELS AND THEIR CLASSIFICATION

CONSONANTS AND THEIR CLASSIFICATION

TRANSCRIPTION


Lesson

Topic

Hours

References

1

Organs of speech. Transcription.

2

O’Connor – p.13-22

2

Vowels and their classification.

Consonants and their classification.

2

O’Connor – p.1-12


^ 1. Key words

lungs

wind-pipe

larynx

vocal cords

glottis

pharynx

mouth cavity

nasal cavity

alveolar ridge (teeth-ridge)

hard palate

soft palate

uvular

tongue

teeth

lips

vowel

cardinal vowels

consonant

phoneme

transcription
^ 2. Theoretical background

2.1 Organs of speech

All speech sounds of English are made with some movement of air when it moves out of the lungs /lANz/. We draw it into the lungs quickly and we release it slowly. The air passes through the wind-pipe /'wInd paIp/ and comes to the larynx /'lxrINks/. The larynx has several very important functions in speech. It is situated in the neck. The front of the larynx comes to a point and you can feel this point at the front of your neck – particularly if you are a man and/or slim. This point is commonly called the Adam’s Apple. Inside the larynx there are the vocal cords /'vqVkql kLdz/ (vocal folds /fqVldz/). These are two thick bands of muscle (like elastic tissue) lying opposite each other across the air passage, rather like a pair of lips (see Figure 1). At the front the vocal cords are joined together. The opening between the vocal cords is called glottis /'glPtIs/. If the vocal cords are apart we say that the glottis is open; if they are pressed together we say that the glottis is closed. This seems quite simple, but in fact we produce a very complex range of changes in the vocal cords and their positions. These changes are often important in speech.

Figure 1. The vocal cords.



So, we distinguish 4 main positions of the vocal cords:

  1. Wide apart (Fig. 1a)

The vocal cords are wide apart for normal breathing and usually for voiceless consonants.

  1. Narrow glottis (Fig. 1b)

If air is passed through the glottis when it is narrowed, the result is a fricative sound [h].

  1. Vibration (Fig. 1c)

When the edges of the vocal cords are touching each other, or nearly touching, air passing through the glottis will cause vibration. Air is pressed from the lungs and this air pushes the vocal cords apart for a moment so that a little air escapes. Then the vocal cords are brought together again. Then the air will force them apart again, and they will close again. This opening and closing happens very quickly (it may take place as many as 800 times per second) and is repeated regularly. If the vocal cords vibrate we will hear the sound that we call voice.

  1. Tightly closed (Fig. 1d)

The vocal cords can be firmly pressed together so that air cannot pass between them. When this happens in speech we call it a glottal stop. The compression of the air may be very great and when the vocal cords are opened suddenly the air bursts out with a sort of coughing noise.

After passing through the larynx, the air goes to the pharynx /'fxrINks/. It is a tube which begins just above the larynx. It is about 7 cm long in women and about 8 cm in men, and at its top it is divided into two, one part being the back of the mouth cavity /'kxvItI/ and the other being the beginning of the nasal cavity (see Figure 2).

Figure 2. The articulators.



upper teeth hard soft palate (velum)

nose alveolar ridge palate
upper lip

tongue

lower lip

pharynx
lower teeth


larynx
The soft palate /sPft 'pxlqt/ can be touched by the tongue. It can move: it can be raised so that it touches the back wall of the pharynx and this stops the breath from going up into the nasal cavity and forces it to go into the mouth only. In its lowered position, the soft palate allows the breath to pass out through the nose. This is the normal position of the soft palate when we are not speaking but breathing quietly with our mouth closed. It ends in a point called the uvula /'jHvjVlq/.

The hard palate is often called the ‘roof of the mouth’. It is the highest part of the palate, between the soft palate and the alveolar ridge. You can feel its smooth curved surface with your tongue. It is fixed in its position.

The alveolar ridge /xl'vIqlq rIG/ (or the teethridge /'tJTrIG/) is between the top front teeth and the hard palate. You can feel its shape with your tongue. Its surface is rather rough and is covered with little ridges.

The tongue /tAN/ is, of course, the most important organ of speech and it can be moved into many different places and different shapes. It is usual to divide the tongue into several parts: tip, blade, front, back, sides. The back of the tongue lies under the soft palate when the tongue is at rest.; the front lies under the hard palate; the tip and the blade lie under the alveolar ridge, the tip being the most forward part of all and the blade between the tip and the front. The tip and the blade are very mobile. The front can be flat or it can be raised to the hard palate. The back of the tongue too can be flat or it can be raised to touch the soft palate. The sides of the tongue may be either curved upwards to meet the sides of the palate or left flat.

The teeth (upper and lower). The lower teeth are not important in speech except that if they are missing certain sounds will be difficult to make. But the upper front teeth are used in English to some extent.

The lips (upper and lower) are important in speech. They can take up different positions. They can be pressed together (when we produce sounds [p, b], brought into contact with the teeth (as in [f, v]), or rounded (for vowels like [H]).
^ 2.2 Vowels and their classification

Vowels /'vaVqlz/ are sounds in which there is no obstruction to the flow of air as it passes from the larynx to the lips. They differ from each other in several ways. We need a very accurate way of classifying the vowels. Phoneticians have developed a set of vowels, arranged in a diagram, which are not the vowels of any particular language. These are cardinal vowels which represent the extreme points of vowel quality that the human organs of speech can make. It is traditional to describe vowels of any language by comparing them with these cardinal vowels (see Figure 3).
Figure 3. Vowels.



The first thing to consider is the shape and position of the tongue.

  1. Tongue height or the vertical distance between the tongue and the palate. It can be changed by moving the tongue up and down. According to this principle vowels can be divided into:

  • close

  • half-close

  • half-open

  • open

  1. Shape of the tongue or the part of the tongue (front or back) which is the highest point in our mouth. According to this principle vowels can be:

  • front

  • central

  • back

  1. Lip-rounding or position of the lips. We will consider only three possibilities:

  • rounded (corners of lips are brought towards each other and the lips are pushed forwards)

  • spread (lips move away from each other, as for a smile)

  • neutral (the lips are neither rounded nor spread)

  1. Natural length of the vowels. Simple vowels can be:

  • short

  • long

  1. Degree of muscular tension. According to this principle vowels are divided into:

  • tense (long vowels)

  • lax (short vowels)


^ 2.3 Consonants and their classification

Consonants are sounds which are made by obstructing the flow of air at some point in our mouth.

  1. They can be classified, first of all, according to the manner of articulation, that is the way they are pronounced:

  • friction (fricative)

  • stop

  • affricate

  • nasal

  • lateral

  • gliding

  1. Some of the consonants are produced by a vibration of the vocal cords, rather like a vibration that produces vowel sounds. And in some consonants there is no such voicing. That’s why we say that according to the presence or absence of voice during the articulation of consonants they can be divided into:

  • voiced

  • voiceless

  1. Consonants differ in the force of articulation. Voiceless consonants are said to be pronounced with greater force than voiced ones. So, consonants are:

  • strong or fortis (voiceless)

  • weak or lenis (voiced)

  1. Consonants have different length. Voiceless consonants are considerably longer than voiced ones:

  • long (voiceless)

  • short (voiced)

5. Consonants can also be classified according to the place of articulation. So, they can be:

  • bilabial (made with the help of the two lips)

  • labiodental (the lower lip articulates with the upper teeth)

  • dental (the tongue tip touches the upper teeth)

  • alveolar (the tip or blade of the tongue touches the alveolar ridge)

  • post-alveolar (the tip of the tongue touches the back of the alveolar ridge)

  • palatal (the front of the tongue articulates with the hard palate)

  • velar (the back of the tongue articulates with the soft palate)

  • glottal (produced in the glottis, between the vocal cords)







^ Place of articulation

Bilabial

Labio-dental

Dental

Alveolar

Post-alveolar

Palatal

Velar

Glottal

^ Manner of articulation

Stop

p b







t d







k g




Friction




f v

T D

s z

S Z







h

Affricate













C G










Nasal

m







n







N




Lateral










l













Gliding

w










r

j






  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре iconПояснительная записка в настоящее время актуальной стала проблема...
...
Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре iconРене Генон Духовное владычество и мирская власть
В различные исторические эпохи, и даже если заглянуть за пределы того, что принято называть историческим временем, в той степени,...
Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре iconМодуль №2): Компьютерный или письменный итоговый контроль (100 тестов)....
Контроль усвоения студентом практических навыков по клиническому обследованию больного ребенка, умений интерпретировать данные лабораторных,...
Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре iconЗаместителю декана по учебной работе
Прошу включить меня в список студентов кандидатов на получение повышенной стипендии в первом семестре 2013/2014 учебного года
Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре iconКол-вы, которые вы знаете
В первом столбце перечислите, пожалуйста, какие Вы знаете самодеятельные досуговые коллективы; во втором отметьте какие из них есть...
Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре iconТематический календарный план лекций на кафедре медицины катастроф...
«Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» в осеннем семестре 2012 /2013 уч г
Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре iconКнига позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить...
В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом...
Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре iconСтудент не сумел правильно ответить на поставленные вопросы. Тесты:...
Модульный контроль. Модульный контроль по учебной дисциплине «Основы экономической теории» проводится два раза в семестр: в середине...
Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре iconV1: пхс 3 курс 5 семестр
М. Ш. Мустафаев,Т. А. Ахкубеков,Ф. Р. Батырбекова F3: Текущий контроль, итоговая аттестация
Программа предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных тестов по всем темам, два устных коллоквиума в первом и втором семестрах, итоговые письменные тесты в каждом семестре и итоговый экзамен в устной форме в четвертом семестре iconЖизнь драмы
Книга предназначена студентам творческих вузов, где в популярной форме излагаются основы драматургии, и всем тем, кого интересует...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница