Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика»


Скачать 140.35 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика»
Дата публикации27.12.2013
Размер140.35 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vb2.userdocs.ru > Информатика > Методические рекомендации

методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
по курсу «Информатика»



курс – 2

семестры – 3,4
Самостоятельная работа по изучению данной дисциплины включает

- проработку теоретических основ курса;

- изучение отдельных тем или вопросов, которые предусмотрены для самостоятельного изучения;

- подготовку к выступлению на семинарском занятии;

- подготовку конспектов учебных или научных текстов;

- систематизацию изученного материала по курсу;

- выполнение творческих индивидуальных заданий (рефератов).
^ В конспекте каждый студент помимо сведений и материалов, даваемых преподавателем, отражает результат самостоятельного изучения основной и дополнительной литературы и открытых информационных ресурсов по сети Интернет по темам курса. Конспект проверяется не менее 1 раза в семестр. Оценка за конспект (3-5) переводится по методике в рейтинг студента.
Реферат. Каждый студент в течение курса исполняет один реферат. Его тема определяется инициативно студентом или на основе прилагаемого списка тем рефератов.

Написание реферата стимулирует углубленное изучение современных проблем (задач) информатизации общества, прикладной лингвистики и филологии, лингвистического обеспечения информационных систем и развития компьютерных сетей, а также включает студента в научную творческую работу.

Научная тема реферата и его структура согласуется с преподавателем.

В практической части оформление реферата должно приучать обучающихся к точному выполнению требований унификации и к оформлению документов, соответствующих действующим нормам, ГОСТ России.

Необходимый объем реферата составляет 15-25 страниц.

Оценка за реферат (3-5) переводится по методике в рейтинг студента.
^ Библиографический список разрабатывается (!) на основе ГОСТ 7.1 – 2003.

Указывать полные выходные данные книг, сборников и журнальных статей. Источники Internet должны быть приведены с точным указанием ресурса по URL.

Примеры ссылок:

1. Макарова, Н.В. Компьютерное делопроизводство : учеб. пособ. для вузов / Н.В. Макарова, Г.С. Николайчук, Ю.В. Титова ; под. общ. ред. Н. В. Макаровой. – СПб. : Питер, 2002. – 410 с. – (Учебный курс). – ISBN 5-318-00676-0.

2. Зарубежные системы связи : сборник / сост. В. Володский – 2-е изд. – М. : Радио и связь, 2003. – 323 с. – ISBN 5-4788-101-2.

3. Административное право : учебник / Г. В. Атаманчук [и др.] ; под общ. ред. Г. В. Атаманчука. – М. : Владос, 2004. – 391 с. – ISBN 5-7729-0087-0.

ISBN - международный стандартный номер книги приводят в форме, указанной в книге. Сначала записывают аббревиатуру английскими буквами, а затем цифровую часть.

Пример ссылки на статью:

4. Фратто, М. Интегрированные платформы сетевой безопасности / М. Фратто // Сети и системы связи. – 2001. – № 5. – С. 79.

5. Марцинковская, Т. Д. Философия и социальная психология – попытка диалога / Т. Д. Марцинковская // Вопр. философии. – 2005. – № 12. – С. 119-128.

Пример ссылки на ресурс Internet:

6. Артамонов, Е. И. Физические основы распространения СВЧ волн в вакууме [Текст] : автореф. дис… канд. тех. наук / Е. И. Артамонов. – М. , 2002. – Режим доступа : http://dissertationl.narod.ru/avtoreferats1.

Реферат сдается на проверку в срок за неделю до консультации перед экзаменом (за 10 дней до экзамена) за подписью исполнителя и установленной датой исполнения (сдачи) на титульном листе.
Темы рефератов

  1. Автоматизированное рабочее место (АРМ) переводчика и преподавателя

  2. Автоматизированные редакционно-издательские системы

  3. Автоматизированные системы обработки (анализа/синтеза) речевой информации

  4. Автоматизированные системы обработки языковых сообщений (письменных и устных)

  5. Автоматизированные системы понимания текста

  6. Адресация IP.

  7. «Облачные вычисления» в Интернет.

  8. IP-телефония.

  9. Автоматизация лингвистических исследований

  10. Вебинары

  11. Вероятностные и статистические модели языка и речи

  12. Виды компьютерных сетей.

  13. Глобальные (интернет) информационные ресурсы по филологии

  14. Госуслуги в Интернет и электронное правительство.

  15. Электронный документооборот и лингвистика

  16. Инженерная лингвистика – теория и системы автоматизированного перевода

  17. Интеллектуальные системы в задачах филологии

  18. Предмет и методы интерлингвистики

  19. Комбинаторная лингвистика

  20. Компьютерная лексикология и лексикография

  21. Компьютерная лингводидактика (алгоритмическая, программирующая, компьютерная лингвистика)

  22. Компьютерные (автоматизированные) одноязычные, двуязычные, многоязычные словари

  23. Конференции в Интернет

  24. Корпусная лингвистика

  25. Лингвистическая информатика

  26. Лингвистическая кибернетика

  27. Лингвистическая семиотика

  28. Предмет и метод лингвистической синергетики

  29. Задачи лингвистической статистики (вычислительная, квантитативная, количественная)

  30. Лингвистическая технология искусственного интеллекта

  31. Лингвистические проблемы моделирования творческой деятельности человека

  32. Лингвистическое обеспечение автоматизированных информационных систем

  33. Литературные корпуса.

  34. Модели представления знаний в интеллектуальных системах

  35. Моделирование в информационно-справочных системах

  36. Предмет и методы нейролингвистики

  37. Оптимизация преподавания с помощью компьютера: автоматизированные обучающие системы, системы дистантного (дистанционного) обучения

  38. Организация удаленного доступа в сети.

  39. Основные службы и сервисы Интернет.

  40. Особенности развития Интернет.

  41. Социальные сети и их дидактический потенциал.

  42. Особенности реализации электронного правительства в России.

  43. Подходы и концепции проектирования интеллектуальных систем

  44. Поисковые системы.

  45. Правила сетевой этики при обмене сообщениями и интернет коммуникации.

  46. Проблема охраны авторских прав в Интернете.

  47. Практика использования видеоконференции в дистанционном обучении (образовании).

  48. Теория и практика создания и использования видеолекций.

  49. Представления виртуальных миров и их роли в обучении (образовании).

  50. Прикладная лингвистика и смежные науки: семиотика, информатика, логика, кибернетика, эргономика, акустика

  51. Принципы иерархических информационных моделей

  52. Принципы качества информационного ресурса (продукта) и информационного дизайна.

  53. Принципы объектных информационных моделей

  54. Принципы сетевой организации и коммуникации.

  55. Принципы сетевых информационных моделей

  56. Проблема информационной безопасности в интернет среде.

  57. Проблема распознавания образов

  58. Проблема распознавания речи

  59. Проблема распознавания текста

  60. Протоколы сети и Интернет.

  61. Развитие компьютерных коммуникационных сетей.

  62. Развитие теории и методологии прикладной и математической лингвистики в диахронии и синхронии

  63. Системы поиска информации в Интернет

  64. Служба файловых архивов.

  65. Интернет-СМИ. Библиотеки в Интернет.

  66. Создание оптимальных языковых средств для новых коммуникативных процессов.

  67. Способы адресации в сети.

  68. Способы размещения и поиска интернет-ресурсов.

  69. Статистико-комбинаторное моделирование в филологии

  70. Статистическая и машинная лингводидактика

  71. Структурное моделирование и формализация единиц языка и речи; - инженерно-лингвистическое моделирование

  72. Теоретико-множественные модели в языкознании

  73. Экспертные системы (в филологии)

  74. Электронная коммерция и бизнес в Интернет.

  75. Особенности Интернет-рекламы.

  76. Электронная почта и мессенжеры. Особенности интерактивных коммуникаций.

Оценочные средства промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация – зачет в конце 3 семестра
^ Система итогового контроля знаний

Итоговой формой контроля освоения курса является зачет с оценкой в конце 4 семестра.

Студент допускается к зачету, если он положительно выполнил все виды работ, предусмотренных рабочей учебной программой. Студентам, чей рейтинг не менее 60% от максимального значения «отлично» за курс выставляется без сдачи зачета. Студентам, чей рейтинг менее 60%, но более 30% от максимального значения необходимо сдать зачет по билетам. Для остальных студентов дополнительно к вопросам билета выдаётся дополнительное практическое задание, аналогичное типовым заданиям 4 семестра.
Зачет проводится в компьютерном классе.

^

Вопросы к зачету в 3 семестре


  1. Объект и предмет информатики

  2. История становления предметной и методологической областей знаний информатики

  3. Современные проблемы в предметной области информатики и перспективы развития

  4. Понятие информации. Её мера измерения

  5. Аксиоматические положения информатики

  6. Понятие информационной системы (ИС)

  7. Понятие информационной технологии (ИТ). Основные виды ИТ.

  8. Архитектура и структура информационных систем.

  9. Интеллектуальные информационные системы (ИИС).

  10. Прикладное и системное программное обеспечение (ПО). Принципы создания типового и специального программного обеспечения.

  11. Функции системного программного обеспечения. Виды и основные характеристики операционных систем.

  12. Операционная система MS Windows. Характеристика файловой системы, пользовательского интерфейса.

  13. Функции сервисного программного обеспечения. Основные утилиты. Файловые менеджеры. Архивация файлов.

  14. Функции прикладного программного обеспечения (ППО). Виды и основные характеристики ППО. Интегрированные ППО (пример, MS Office).

  15. Системы работы с текстом. Текстовые процессоры, редакторы, издательские системы.

  16. Текстовый процессор MS Word. Интерфейс. Поддерживаемые форматы документов. Открытие, создание документов, ввод текста. Свойства документа. Работа с буфером обмена. Настройка интерфейса. Проверка правописания. Поиск и замена.

  17. MS Word. Изменение форматирования текста. Изменение свойств шрифта. Изменение свойств абзаца. Выступы, отступы, интервалы. Табуляция. Выравнивание текста.

  18. MS Word. Механизм стилей. Использование встроенных стилей. Редактирование и создание стилей. Копирование форматирования.

  19. MS Word. Добавление в документ изображений. Управление положением и свойствами изображений. Автофигуры. Редактирование изображений.

  20. MS Word. Работа со списками. Маркированные и нумерованные, вложенные списки. Рамки и надписи. Колонки.

  21. MS Word. Фон документа. Поля страницы. Ориентация страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр.

  22. MS Word. Разрывы страниц и разделов. Нумерация страниц и строк.

  23. MS Word. Работы с таблицами.

  24. MS Word. Сноски. Обычные и концевые сноски. Закладки. Перекрестные ссылки.

  25. MS Word. Оглавления и указатели. Список иллюстраций.

  26. MS Word. Структура документа. Главный и вложенные документы.

  27. Печать структуры, создание автореферата.

  28. MS Word. Рецензирование документов. Исправления. Примечания.

  29. MS Word. Шаблоны документов.

  30. Электронные таблицы. Интерфейс и настройки MS Excel.

  31. Модель книги (лист, ячейка, диапазон). Адресация ячеек. Построение простых формул. Копирование формул. Именование ячеек, диапазонов, формул. Зависимости формул.

  32. Форматирование строк, столбцов, ячеек, диапазонов. Типы форматов. Условное форматирование. Проверка ограничений и выпадающие списки. Защита книги, защита листа, защита ячейки. Закрепление областей.

  33. Действия с функциями Excel. Логические функции. Вложенные функции. Уровни вложения. Использование простейших функций для решения задач.

  34. Сортировка. Автофильтр и расширенный фильтр. Использование форм.

  35. Условное суммирование, подсчет итогов. Промежуточные итоги. Формирование отчетов.

  36. Понятие структуры листа. Сводная таблица.

  37. Мастер диаграмм. Построение графиков. Настройка графиков.

  38. Надстройки MS Excel (Поиск решений, Дерево решений)


^

Вопросы к зачету в 4 семестре


  1. Средство создания презентаций MS PowerPoint.

  2. Шаблон дизайна слайда, цветовая схема, образец слайда, линии сетки и направляющие.

  3. Форматирование презентации. Разметка слайда.

  4. Порядок объектов слайда. Создание нового шаблона.

  5. Способы создания презентации. Построение текста и объектов для демонстрации слайдов. Импорт объектов.

  6. Понятие базы данных и СУБД

  7. Структурные модели баз данных.

  8. Реляционные БД

  9. Иерархические БД

  10. Сетевые БД

  11. Интерфейс MS Access. Структура БД и основные объекты в MS Access.

  12. Этапы проектирования БД.

  13. Принципы инфологического (концептуального) проектирования баз данных.

  14. Логическое проектирование реляционных БД: создание таблиц, связей между ними.

  15. Работа с таблицами, ключевые поля, схема данных.

  16. Построение запросов на выборку в режиме конструктора.

  17. Создание вычисляемых полей, сортировка, поиск и фильтрация данных.

  18. Формы. Конструктор форм. Главная и подчиненная формы. Главная кнопочная форма.

  19. Применение SQL

  20. Основные инструкции языка SQL.

  21. Отчеты, макросы и Веб-страницы в MS Access.

  22. Ресурсы Интернет

  23. Виды компьютерных сетей.

  24. Принципы сетевой организации и коммуникации.

  25. Способы адресации в сети.

  26. Эталонная модель взаимодействия ИС.

  27. Протоколы сети и Интернет.

  28. Особенности развития Интернет.

  29. Основные службы и сервисы Интернет.

  30. Организация удаленного доступа в сети.

  31. Электронная почта и мессенжеры. Особенности интерактивных коммуникаций.

  32. Правила сетевой этики при обмене сообщениями и интернет коммуникации.

  33. Служба файловых архивов.

  34. Способы размещения и поиска интернет-ресурсов

  35. Поисковые системы.

  36. IP-телефония.

  37. Конференции в Интернет.

  38. Практика использования видеоконференции в дистанционном обучении (образовании)

  39. Вебинары

  40. Представления виртуальных миров и их роли в дистанционном обучении (образовании)

  41. Филологические ресурсы Интернета, их типы

  42. Филологические ресурсы Интернета, их использование в дистанционном образовании

  43. Учебные языковые Web-серверы: их типология и структурно-функциональные модули.

  44. Дидактические возможности информационных и коммуникативных сервисов Интернет

  45. «Облачные вычисления» в Интернет.

  46. Социальные сети, их дидактический потенциал. Блоги, wiki.

  47. Интернет-СМИ. Библиотеки в Интернет.

  48. Электронная коммерция и бизнес в Интернет.

  49. Интернет-реклама.

  50. Госуслуги в Интернет

  51. Особенности реализации электронного правительства в России.

  52. Проблема информационной безопасности в Интернет.

  53. Принципы качества информационного ресурса (продукта) и решения дизайна.

  54. Способы создания веб-ресурсов.

  55. Особенности работы в Microsoft Office FrontPage

  56. Особенности работы в Microsoft Office Publisher

  57. Основы языка НТМL разметки

  58. Структура веб-страницы

  59. Основные объекты веб-страницы

  60. Основные правила продвижения веб-страницы


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

^

Учебная литература


  1. Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др.- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2006. – 640 с.

  2. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике: Учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений/ А.В.Зубов, И.И.Зубова – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 208 с.

  3. Филимонова Е.В. Информатика: Учебник. – М.: Дашков и К , 2007. – 480 с.


Основная литература

  1. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. – М.: МГЛУ, 2008. – 575 с.

  2. Информатика: Учебник / Под ред. В.П. Косарева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 592 с.

  3. Самыгина Т.Н. Информатика в примерах и задачах, выпуск 1 Microsoft Word 2007, – М.: Теис, 2007. – 96 с.

  4. Самыгина Т.Н. Информатика в примерах и задачах, выпуск 2 Microsoft Excel 2007, – М.: Теис, 2007. – 112с.

  5. Самыгина Т.Н. Информатика в примерах и задачах, выпуск 3 Microsoft Access 2007, М.: Теис, 2010 – 152с.

  6. Самыгина Т.Н., Сердюков Б.П. Информатика в примерах и задачах, выпуск 4. Сборник задач по Microsoft Office, – М.: Макс-Пресс, 2009.


Дополнительная литература

  1. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – 703 с.

  2. Романов В. П. Интеллектуальные информационные системы в экономике: учеб. пособие / отв. ред. Н. П. Тихомиров. – М.: Экзамен, 2003. – 216 с.

  3. Кедрова Г.Е. Интернет-технологии и коммуникативные проблемы лингводидактики // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. – М., 2003.

  1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие / М.А.Бовтенко. – М.: Флинта: Наука, 2005. –216 с.

  2. Проблемы построения лингвистического обеспечения образовательных систем высшей школы / Сборник научных статей. Сост. В.В. Дубичинский, К.А. Метешкин, Л.А. Федорченко. – Харьков.: МСУ, 2005. – 106 с.

  3. Ремнёва М.Л., Кедрова Г.Е., Дедова О.В., Потапов В.В., Омельянова Е.Б. Научно-образовательные Интернет-ресурсы филологического факультета МГУ в области русистики: опыт создания // Сб. докладов и сообщений X Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русское слово в мировой культуре». – СПб., 2003.

  4. Садовничий В. А., Угольников А.Б., Варламов В.В., Воеводин Вл.В., Кедрова Г.Е., Сергиевская А.Л. От сети профессионалов к профессиональной сети науки и образования России: научно-образовательные ресурсы Московского Университета в Интернет // Телематика-2002. Труды всероссийской научно-методической конф. – СПб., 2002.



^

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


ПО Microsoft Office (v 2003 – 10) с Microsoft Office FrontPage, Microsoft Office Publisher

ABBYY FineReader (v 7 – 10.0)


    1. http://www.tnu.in.ua/study/books.php

    2. http://www.unic.edu.ru/distanse_learning

  1. Электронная версия “Русского семантического словаря” Н.Ю. Шведова; http://lexrus.donpac.ru

  2. Лексикографическая система Большого русско-украинского словаря В.М. Живов; http://ulif.org.ua.

  3. «Языки России: Социолингвистический портрет» (В.-О.Ю. Михальченко), «Подготовка и публикация конкордансов произведений В. И. Даля в сети Интернет» (Л.В. Щеголева), базы данных «Полесский архив» (С.М. Толстая) и «Восточнославянские мифологические персонажи» (Е.Е. Левкиевская), электронные научные издания различных разделов Фундаментальной электронной библиотеки (ФЭБ) «Пушкин», «Лермонтов», «Толстой», «Русская литература и фольклор» http://feb-web.ru/.

  4. Национальный корпус русского языка http://www.ruscorpora.ru/.

  5. Электронные «Конкордансы всех произведений Ф.М. Достоевского» (проект В.Н. Захарова www.karelia.ru/~Dostoevsky/main.htm.

  6. Электронное издание полного собрания сочинений И.С. Шмелева (проект Н.И. Соболева; www.philolog.ru.

  7. Оригинальные методики анализа фольклора (проекты Ю.И. Смирнова «Создание компьютерной базы данных "Былинные репертуары"» и «Электронный корпус былин западной части Русского Севера») и анализа литературного текста по морфологическим и синтаксическим параметрами, которые могут быть использованы для атрибуции анонимных и псевдонимных статей в русской литературе и журналистике XIX–XX веков (проект А.А. Рогова «Разработка информационной системы “Статистические методы анализа литературного текста”») http://smalt.karelia.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



- библиотека Филиала МГУ в г. Севастополе;

- лекционные аудитории, снабжённые мультимедийными средствами для демонстрации презентаций;

- компьютерные классы с доступом к Интернет-ресурсам (вкл. ресурсы МГУ) с любого компьютера. Каждому студенту в компьютерном классе должен определяться индивидуальный профиль, дающий возможность сохранять выполненные задания на семинарах (в часы самостоятельной работы) до итогового зачета.



Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Автор: Водяная В. Ю., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала гоу...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Посохов А. Ю., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала рап, кандидат юридических наук
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика» iconМетодические рекомендации для управляемой самостоятельной работы...
Методические рекомендации, основное содержание темы, узловые вопросы и рекомендуемая для изучения литература содержатся в учебной...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Детские болезни»
Методические рекомендации обсуждены на заседании курса нефрологии от «8» февраля 2012 г., протокол №8
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов ІІІ...
Целью данного пособия является развитие у студентов навыков и умений самостоятельной работы по изучению основных тенденций развития...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика» iconПивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика» iconМетодические рекомендации для студентов II-III курсов и преподавателей...
Целью такой работы является подготовка студентов к самостоятельной хормейстерской деятельности, для чего необходим навык всестороннего...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика» iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Тема: «Отечественные и зарубежные фирмы – производители гомеопатических препаратов»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница