Лекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы»


НазваниеЛекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы»
страница1/10
Дата публикации10.11.2013
Размер0.82 Mb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Информатика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ».


Начало формы

1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий

Перед обществом встали остро социальные проблемы, не решение которых ставит по угрозу существование всего человечества. Все это требует соответствующей системы социальной защиты населения. А это не возможно без квалифицированных специалистов и использования ими современных эффективных методов и технологий.

Освоение современных методов и технологий есть важный процесс на пути к профессионализму. Поэтому методы и технологии социальной работы есть одна из основных учебных дисциплин по подготовке специалистов по социальной работе.

Технология (от греческого слова techne – искусство, мастерство, умение плюс logos- учение) – это система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Слово «технология» первоначально ориентировано на деятельность в производственной сфере. В современном языке смысловое пространство понятия расширилось и обогатилось.

В социальной сфере понятие «социальная технология» утвердилось не сразу. В середине 70–х годов подверглась сомнению сама возможность технологизации социальной сферы.

Начиная со второй половины 70–х годов и по настоящее время идет интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями.

Социальная технология- это способ управления, регулирования и планирования социальных процессов.

Социальная технология – это конечный продукт социального проектирования необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности.

Социальная технология – это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей.

Данные определения не отражают всей сути социальных технологий, хотя это и невозможно. Социальные процессы и отношения сложно поместить в определенные рамки, так как они представляют собой очень динамичные структуры.

Социальная технология – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а так же сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Возникает вопрос: чем отличается понятие «социальная технология» от понятия «технология социальной работы».

Социальная технология

Технология социальной работы

Технологии, касающиеся всех социальных процессов в обществе

Объектом исследования является конкретные социальные процессы на всех уровнях

Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

^ Технология социальной работы

В широком смысле

В узком смысле

Это система теоретических знаний и практика, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. (этот подход характерен для управленческих органов)

Это совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретными субъектами и объектами социальной работы. (характерен для социальных работников)

Точки зрения на необходимость технологизации социальной работы:

-       Социальная работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, интуиции и личного обаяния социального работника. Не все действия социального работника можно технологизировать.

-       Технологизация будет стимулировать достижения поставленные цели. Абстрактный язык науки, отражающий закономерности развития общества будет переведен на конкретный язык решений, нормативов и так далее.

Условия технологизации социальной работы:

1.     Объект воздействия должен иметь признаки социальной системы, то есть быть сложным.

2.     Должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения и функционирования.

3.     Возможность формализации реально происходящих процессов и представление их в виде операций.

4.     Возможность воспроизводства и повторение операций, процедур и показателей в новых условиях.

Социальная работа отвечает всем этим условиям. Проблема заключается в разработке и совершенствовании ее технологий, инструментария, в усвоении опыта и их применения на практике.

Этапы разработки технологий социальной работы:

1.     Теоретический: формулирование целей, определение предмета, выделение структуры, выявление причинно-следственных связей и отношений.

2.     Методический: характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определение приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.

3.     Процедурный: предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков, написание рекомендаций и составление алгоритма действий.

Содержание технологии социальной работы: обоснование проекта, программы деятельности, определение алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, хода и результатов деятельности.

Технологию социальной работы характеризуют:

-       динамичность: постоянная смена содержания и форм социальной работы;

-       непрерывность: необходимость поддержания постоянного контакта и связи с клиентом и постоянного влияния на него;

-       цикличность: устойчивое повторение этапов, стадий и процедур при работе с клиентом;

-       дискретность: неравномерность воздействия на клиента с момента определения цели и до достижения цели.

Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический характер. Глубокое понимание технологии – есть основа профессионализма социального работника.

 

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Лекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы» iconЛекция № История развития микробиологии, вирусологии и иммунологии. Предмет, методы, задачи

Лекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы» iconЛекция I 11 проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
...
Лекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы» iconЛекция Предмет и задачи курса «Документационное обеспечение управления»
Вы знаете, что любое предприятие, организация или учреждение имеет определенную структуру управления, т е имеет свой управленческий...
Лекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы» iconВопросы для проверки базового (исходного) уровня: Инструментальные...
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фармацевтического факультета по теме «Инструментальные методы анализа. Оптические...
Лекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы» iconЭкзаменационные вопросы по технологии социальной работы 2012
Механизмы межсекторного социального взаимодействия в области социальных программ
Лекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы» iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине...
Таким образом, технологизация пространства социальной работы достигается за счет реализации многообразия социальных технологий
Лекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы» iconПримерный перечень вопросов к зачету с оценкой по курсу
Обоснуйте объект, предмет, задачи, методы и место психологии в структуре наук о человеке
Лекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы» iconВопросы к экзамену по дисциплине «психология с элементами социальной психологии»
Психология и социальная психология: предмет, методы, место в системе наук о человеке
Лекция 1: предмет и задачи курса «методы и технологии социальной работы» iconЛекция №1. Экология
Экология как наука ее дифференциация, цель, задачи, методы, связь с другими науками, экологические проблемы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница