Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах»


НазваниеКонспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах»
страница1/16
Дата публикации09.11.2013
Размер2.19 Mb.
ТипКонспект
vb2.userdocs.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра «Технологии международных перевозок и логистика»

Нагаевский В.И.

Конспект лекций по дисциплине

«Управление закупками в транспортных системах»


Мариуполь

2010 г.
Лекция № 1 Введение в закупочную логистику.
Основные разделы: Сущность и содержание закупочной логистики. Место закупочной логистики в логистических системах. Объект и предмет изучения закупочной логистики. Словарь терминов закупочной логистики (глоссарий).

^ 1.1 Сущность и содержание закупочной логистики

Ни одно предприятие, будь то производственное, торговое или относящееся к сфере услуг, не является самодостаточным. Все организации в разной степени зависят от сырья, материалов, запасных частей к различным станкам и другим объектам, комплектующих, средств связи, офисного оборудование и т.п, которыми их обеспечивают другие организации. Осуществление закупок и снабжения - одна из основных функций в каждой организации.

Термины «закупка» и «снабжение» почти взаимозаменяемы. В общем понимании термин «закупка» описывает процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также прочие условия, например связанные с доставкой товара. Иными словами, при использовании понятия «закупка» имеют в виду фактическую покупку. Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков).

Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т. е. в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед - сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки.

Снабжение важно также потому, что на него приходится значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, поэтому снабжение непосредственно отвечает за ббльшую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области мо­гут принести существенные выгоды.

Следует отметить также, что снабжение по своим логистическим характеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступление материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и в нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса классифицируется как материально-техническое обеспечение.

За рубежом сфера деятельности по обеспечению компании (фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing/procurement - закупки/управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением), на предприятиях оптовой торговли - товароснабжением. Однако в последние годы эту область стали определять как закупочную логистику.

Появление термина «закупочная логистика» не случайно.

При переходе к рыночным отношениям содержание материального обеспечения предприятий существенно изменилось: вместо так называемой реализации выделенных фондов, являющейся составной частью централизованного распределения материальных ресурсов, предприятия свободно закупают их у поставщиков и других субъектов товарного рынка. В этих условиях при закупке материальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика.

Закупка материальных ресурсов должна базироваться на маркетинговых исследованиях. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на доставку материальных ресурсов, возможности эффективных замен одних материалов на другие.

Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то, чтобы предприятие получило необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. Осуществление закупок (снабжения) – одна из важнейших функций в каждой предприятии.

Это связано с тем, что в настоящее время изменился характер материально-технического обеспечения предприятий: от жестко централизованного, фондируемого снабжения к свободной оптовой торговле ресурсами. Многим производственным предприятиям приходится работать на ресурсно-товарных рынках в условиях нестабильной конкурентной среды, для которой характерны: неравномерная насыщенность рынка товарами вследствие промышленного спада, перепрофилирования многих производственных предприятий, традиционной для отдельных отраслей украинской экономики высокой степени монополизации производства; ограниченность информации о ресурсно-товарном рынке; низкая контрактная дисциплина производителей и поставщиков товаров производственного назначения и др.

В зарубежной логистической науке и практике также нет единого подхода к терминологии исследуемой области. В частности, Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс указывают: снабжение включает закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады промышленных и торговых предприятий или в розничные магазины. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секторе - снабжением, в розничной торговле и складской хозяйстве - покупками. Часто этот же процесс определяют как "логистика на входе" или "внутренняя логистика".

Таким образом можно сформулировать определение термина закупочная логистика: – это комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами и услугами.

^ 1.2 Место закупочной логистикив в логистической системе.

Логистическая система - сложная организационно-завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия. Схема движения материальных потоков показана на рисунке 1.1



Рисунок 1.1 - Схема движения материальных потоков

Одна из возможных классификаций логистических систем приведена в таблице1.1.

Таблица 1.1 Классификация логистических систем

Признак классификации

Вид логистических систем

Сложность

Простая, сложная, большая

Изменение во времени

Статическая, динамическая

Взаимосвязь с окружающей средой

Закрытая, открытая

Предвидение развития

Детерминированная, стохастическая

Реакция на изменение окружающей среды

Адаптивная, неадаптивная


Логистическая система основана на продвижении материальных потоков, которое осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники, зданий, сооружений, машин, механизмов (рисунок 1.2).



Рисунок 1.2 Место закупочной логистики в логистической системе

Выделяют следующие элементы логистических систем:

- закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

- склады - здания, сооружения, устройства и т. п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки.

- запасы - запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса, обеспечивают равномерность работы транспорта, а также помогают решать ряд других задач в логистических системах.

- транспорт - этот элемент, как и остальные, сам является сложной системой. Он включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой транспортируются грузы, а также инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование.

- информация - подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций, а также решает ряд других задач.

- кадры — организованный персонал, занятый выполнением логистических операций.

- сбыт — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

Закупочная логистика является первой логистической подсистемой и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Подсистема закупок обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

В широком смысле управление закупками образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальным потоком от традиционного заключается в:

- в объединении разрозненных материальных потоков в единый сквозной материальный поток;

- выделении единой функции управления сквозным материальным потоком ;

- технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую систему (на макроуровне - различных предприятий, на микроуровне - различных служб предприятия).

Выделение материального потока в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к существенному сокращению размерности задач моделирования. Это позволяет проектировать сквозные логистические цепи, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю, и, в целом, открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

^ 1.3 Объект и предмет изучения закупочной логистики.

Объектом изучения закупочной логистики являются сквозные материальные потоки, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.

^ Материальный поток - поток материалов, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенные к определенному временному интервалу.

Размерностью материальных потоков является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). материальных потоков могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный и финансовый поток.

^ Информационный поток - это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе ), между логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций.

^ Финансовый поток в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.).Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

В таблице 1.1 приведена одна из возможных классификаций материальных потоков.
Таблица 1.1 Классификация материальных потоков

Признак классификации

Вид материальных потоков

Описание

Отношение к логистической системе и ее звеньям

Внешний

Состоит из грузов, имеющих отношение к конкретному предприятию, но движущихся во внешней для предприятия среде

Внутренний

Образуется в результате выполнения логистических операций с грузом внутри логистических систем

Входной

Поступает в логистические системы из внешней среды

Выходной

Поступает из логистические системы во внешнюю среду

Ассортимент

Одноассортиментный, многоассортиментный

Количество груза

Массовый

Возникает при транспортировке грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным составом, колонной автомашин, караваном судов и т.д.

Крупный

Возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.

Средний

Промежуточный между крупным и мелким материальными потоками (перевозимый одиночными вагонами, автомобилями)

Мелкий

Возникает при транспортировке такого количества грузов, которое не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный вес груза

Тяжеловесный

В процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при меньшем занимаемом объеме, например, металлы

Легковесный

Образуется грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия

Степень совместимости

Несовместимые

Такие материальные потоки нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания

Совместимые

Могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве

Консистенция груза

Насыпной

Перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Их главное свойство — сыпучесть (например, зерно)

Навалочный

Перевозится без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться (например, уголь, песок, соль), обладают сыпучестью

Тарно-штучный

Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно пересчитать

Наливной

Перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других логистических операций специальных технических средств

Номенклатура

Однопродуктовый, многопродуктовый

Определенность

Детерминированный

Все параметры полностью известны

Стохастический

Хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной

Непрерывность

Непрерывный

Потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

Дискретный

Материальные потоки, не являющиеся непрерывными

В таблице 1.2 приведена одна из возможных классификаций информационных потоков.

Таблица 1.2 Классификация информационных потоков

Признак классификации

Вид информационных потоков

Отношение к логистической системе и ее звеньям

Внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные

Вид носителей информации

На бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные

Периодичность использования

Регулярные, периодические, оперативные

Назначение информации

Директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные

Степень открытости

Открытые, закрытые, секретные

Способ передачи данных

Курьером, почтой, телефоном, телеграфом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям

Режим обмена информацией

«online», «offline»

Направленность относительно материальных потоков

В прямом направлении с материальными потоками , во встречном направлении с материальными потоками

Синхронность с материальными потоками

Опережающие, одновременные, последующие

Между материальными потокми и информационными потоками не существует однозначного соответствия, т.е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. Информационные потоки могут опережать материальные потоки (проведение переговоров, заключение контрактов и т.д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара). Возможным является наличие

Одна из возможных классификаций финансовых потоков приведена в табл. 1.3.

Таблица 1.3 Классификация финансовых потоков

Признак классификации

Вид финансовых потоков

Отношение к логистической системе и ее звеньям

Внутренние, внешние, входные, выходные

Назначение

Обусловленные процессом закупки, инвестиционные, по воспроизводству рабочей силы, по формированию материальных затрат в процессе производства, обусловленные процессом продажи продукции

Способ переноса авансированной стоимости на товары

Сопутствующие движению основных фондов, обусловленные движением оборотных средств

Вид хозяйственных связей

Горизонтальные, вертикальные

Форма расчета

Денежные (наличные), информационно-финансовые (безналичные), учетно-финансовые (при формировании материальных затрат в процессе производства)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах» iconМетодические указания для выполнению практических работ по дисциплине...
«Управление закупками в транспортных системах» (для студентов направления подготовки: 00. 4 Транспортные технологии, специальности:...
Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах» iconКонспект лекций по дисциплине «Макроэкономика»
Краткий конспект лекций по дисциплине обсужден на заседании методической комиссии кафедры экономики
Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах» iconКонспект лекций «Философия: конспект лекций»
В предлагаемом учебном пособии сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам...
Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах» iconКонспект лекций по дисциплине «Экономика труда» Тема Труд как основа...
Социально-экономическая природа и значение категорий "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" 4
Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах» iconВ конспекта лекций рассматриваются в плане сравнительного правоведения...
Х20 Уголовное право зарубежных стран. Конспект лекций. Тверь: Твер гос ун-т, 2003. Но с
Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах» iconСправочнике приведены основные понятия и термины из курса лекций...
Чника использован опыт проведения лекций для студентов кафедры менеджмента факультета экономики и управления Северо-Осетинского государственного...
Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах» iconТема Классификация и характеристика транспортных путешествий
Цель занятия: Уяснение характерных параметров и особенностей транспортных путешествий с позиции управления ими. Закрепление знаний...
Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах» iconКалендарно-тематический план лекций по дисциплине «Общая гигиена»
Календарно-тематический план лекций по дисциплине «Общая гигиена» для студентов 3 курса общемедицинского факультета на осенний семестр...
Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах» iconФилософия (Конспект лекций)
Авторы: Н. И. Шашков, Л. Д. Ерохина, А. П. Шендерецка, В. П. Смагин, Н. С. Сыроед, Н. В. Соколюк
Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах» iconПособие для студентов-психологов Конспект лекций
Тема Ромбовидный мозг: строение продолговатого и заднего мозга
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница