Для чего нужно сознание Аллахвердов


Скачать 71.91 Kb.
НазваниеДля чего нужно сознание Аллахвердов
Дата публикации07.11.2013
Размер71.91 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Информатика > Документы
Для чего нужно сознание Аллахвердов

Пока обстоятельства со­ответствуют ожиданиям, у идеального мозга нет никаких проблем и ни­какое сознание ему не нужно.

Но вдруг ожидания нарушаются. Столкновение с неожиданнос­тью служит сигналом недостаточной эффективности познавательной работы, поскольку, как выясняется, не всё в окружающем мире соответствует ожиданию. В среде, которая предполагается детерминиро­ванной, такая ситуация обязательно требует выяснения причин, по кото­рым эта неожиданность произошла. Ведь мозг вычислил по имеющимся у него критериям на основе утверждений, принятых за очевидно правиль­ные, самые ожидаемые варианты возможного развития событий — и, оказалось, был не прав. Как быть? Заранее не может быть известно, что является в такой ситуации лучшим решением. Так возникает осо­бый тип буридановых проблем, который можно назвать познавательными головоломками. Именно для решения этих головоломок и пред­назначен механизм сознания. Сказанное отчасти напоминает позицию! функционалистов: осознание необходимо лишь тогда, когда возникает! препятствие, когда субъект находится в состоянии нерешительности —1 т. е. тогда, когда, иначе говоря, он не знает, как себя вести.
“Когда возникает противоречие между ожидания­ми и реальными фактами, то происходит борьба между неравными со­перниками: теория сильнее данных” 2. Отнесение опытных данных к имеющимся осознанным логическим конструкциям, т. е. то, что обыч­но называется опытной проверкой, не может быть полностью незави­симой от самих проверяемых гипотез — ведь сознание всегда методом последовательных приближений подгоняет одно к другому. Тем самым работа сознания направлена как бы на защиту осознанных гипотез. Вся информация проходит через защитный пояс сознания. А этот пояс умело помогает вытеснять, не осознавать возникающие противоречия и двусмысленности.
До сих пор мы трактовали явление сознания как эмпирический факт представленности субъекту картины мира и самого себя. Сказан­ное позволяет теперь разделить представленные сознанию факты на осознаваемые и неосознаваемые. Введём несколько терминов, значение которых далее будет постепенно уточняться. Не осознаваемую в дан­ный момент информацию, которая, тем не менее, влияет на то, что мы осознаём, будем называть базовым содержанием сознания. Часть базо­вого содержания может стать осознанной, но всё базовое содержание не может стать полностью осознанным никогда. В базовое содержание сознания, в частности, включается то, что обычно называется установ­ками, ожиданиями, контекстом, предварительными гипотезами и пр., а также то, что именуется воспринятыми стимулами, сигналами, раздра­жителями и т. д. На основе этого базового содержания протосозна-гельные процессы порождают догадки о мире. И выставляют эти догад­ки на проверку. В процессе проверки часть базового содержания (например, стимулы) сопоставляется со сделанными догадками. Как сами догадки, гак и сопоставляемая с ними в процессе проверки информация образуют поверхностное содержание сознания, или поверхность сознания. По­верхностное содержание сознания (т. е. догадки и выставленная на про­верку этих догадок информация) есть специальным образом маркиро­ванная часть базового содержания. Поверхностное содержание сознания как раз и отличается от базового наличием специальной, субъективно воспринимаемой маркировки, осознанностью

Окружающий нас мир настолько сложен, что случайная догадка практически никогда не будет с абсолютной точностью ему соответ­ствовать. Однако нельзя отвергать догадку как ошибочную из-за непол­ного её соответствия поступающей информации — такое отвержение с неизбежностью приведёт к отбрасыванию любых результатов прото-сознательного процесса. Поэтому все догадки необходимо не только проверять, но и корректировать.

Введём определения: базовое и поверхностное содержания со­знания вместе образуют сферу сознания. Процессы проверки догадок и последующей их корректировки (изменения поверхностного содержа­ния сознания) будем называть работой в сфере сознания, или просто работой сознания. Сама работа сознания может частично осознаваться — эта часть работы сознания будет называться далее сознательной (или умственной) деятельностью, а может не осознаваться. Поскольку рабо­та сознания не исчерпывается сознательной деятельностью, постольку необходимо строить психологические теории, так как никто с непосред­ственной очевидностью не знает, в чем эта неосознаваемая работа со­знания заключается.

^ Аналогия защитного пояса сознания с защитными механизмами личности

Когда догадка противоречит поступившей информации, у созна­ния существуют несколько возможностей считать, что догадка была, тем не менее, более или менее правильной. Например:

^ 1. Так изменить критерии соответствия между информацией и ожиданиями, чтобы можно было посчитать имеющееся расхождение непринципиальным.

2. Изменить базовое содержание сознания, а тем самым изменить сделанные на основе этого содержания предсказания — например, решить, что ситуация изменилась и что имеющиеся ожидания в этой новой ситуации утратили свой смысл.

3. Изменить поверхностное содержание сознания — в частности, так интерпретировать поступившую информацию, что можно было бы утверждать, будто на самом деле ожидания оправ­дались.
Защитный пояс сознания способен защитить любую заведомо неверную гипотезу и найти такую интерпретацию опыта, которая со­гласуется с его ожиданиями.

Теперь перейдём к обсуждению особого типа противоречий, при столкновении с которыми отчётливо проявляется работа защитного по­яса. Сформулируем ряд экспериментально установленных законов для случаев, когда сознание встречается с неожиданным — т. е. тогда, когда возникает рассогласование реального опыта с ожиданием.

законом разрыва шаблона', неожиданная смена контекста вызывает эмоциональный шок и сбой в поведении до тех пор, пока в результате работы защитного пояса сознания не произойдёт переинтерпретация ситуации, не будет найден новый контекст (извлечённая на поверхность другая часть ба-ювого содержания сознания), с точки зрения которого и будет далее рассматриваться эта ситуация.
Выделим три качественно разных типа неожиданности для ее знающего субъекта:

1. Неожиданное изменение контекста — осознанные или неосознан­ные ожидания, имевшиеся у субъекта ещё до возникновения исследуемой ситуации, оказываются в противоречии с опытом, так как внезапно выясняется, что субъект находится в качественно другом классе ситуаций, чем ожидает;

2. Неожиданное нарушение закономерности, чаще всего количест­венной, найденной субъектом для данной конкретной ситуации (т. е. “здесь и теперь”, как говорят восточные мистики и гуманисти­ческие психологи);

' 3. Ситуации вероятностного ожидания (когда субъект не имеет до­статочной информации, чтобы построить строгую закономер­ность): более неожиданны будут такие стимулы и реакции, которые менее вероятны.
люди не любят неопределённости контекста. Они должны знать, где они находятся, почему и что должны делать. Они предпочи­тают ситуации с определёнными социальными ролями, с готовыми шаб­лонами поведения и ожиданием встречных действий партнеров по за­данным правилам социальной игры. Определённость предпочитается неопределенности даже тогда, когда в силу других характеристик нео­пределенность была бы, казалось, субъективно предпочтительнее. Опре­делённость социального контекста, задающего правила разыгрыва­ния социальной роли, важнее, чем привлекательность самой роли
Работа сознания как механизма по созданию защитного пояса осуществляется в процессе сличения ожидаемого с действительным. Типы ожидания бывают разными. Контекстные ожидания очевидны для субъекта, они воспринимаются как такие, которые не могут не случиться. Их несоответствие действительности сбивает человека с толку — он не понимает, что происходит, и переживает эмоциональный шок. Работа сознания в этом случае состоит в том, чтобы найти иной контекст, в рамках которого ситуация снова стала бы очевидной. ••

Другой тип ожидания связан с конкретной ситуацией, когда у субъекта формируется представление о правильном (закономерном) поведении. Нарушение таких ожиданий оставляет испытуемого без подготовленной схемы действий в конкретной ситуации. Он начинает совершать ошибки в простейших ситуациях, постоянно менять стратегию своего поведения — во всяком случае, до тех пор, пока не установит иную (например, вероятностную) закономерность.

Существуют болезни (афазия, апраксия и пр.), при наличии которых люди вообще оказываются почти не способны переходить из одного контекста в другой или менять своё представление о ситуации, в которой находятся. И. Т. Бжалава приводит серию примеров. Вот часть из них ': субъективные ожидания предъявления редкого и частого сигнала у шизофреников субъективно ближе друг к другу, чем у здоровых людей. Шизофреники, иначе говоря, воспринимают окружающий мир как более неопределённый и противоречивый, чем остальные люди.
Реакция на неопределённость, согласно излагаемой здесь точки |рения, связана с неосознаваемой работой по созданию защитного поя-i а. Если люди действительно различаются по степени активности ра­боты сознания в ответ на неожиданность и неопределённость, то инди­видуальное различие в этой активности может быть одним из самых мощных и устойчивых. Тогда вполне можно принять, что именно эта активность снижена у шизофреников.

Как было выше показано, сознание как логический механизм избегает противоречий и двусмысленностей, вытесняет их, поэтому можно утверждать, что люди неосознанно избегают неопределённости. Тем не менее, в некоторых ситуациях они вполне осознанно к ней стремятся. В случае отсутствия буридановых проблем сознание как механизм перестаёт работать. Однако, как будет показано в следующем томе, сознательная деятельность обладает тенденцией к самосохранению, а потому сама начинает порождать подобные проблемы. На уровне сознательной деятельности человек способен искать противоречия, неожиданности и прочие познавательные головоломки. Как писал И. Кант,

•обыденность... навевает сон; напротив, парадокс пробуждает душу к шшманию и исследованию” 3. Поэтому для реального выявления такой >собенности, как толерантность к неопределённости, необходимо научиться методически разводить две разнонаправленные тенденции.

Итак, сознание в процессе сличения ожидаемого и действительного создаёт свой защитный пояс. В рамках принятой идеализации мозг

•существляет сличение мгновенно. Однако процесс принятия решения

сознанием о результате сличения и последующее его осознание протекает во времени. Время определяется не скоростью прохождения импульсов по нервной сети, не скоростью протекания каких-либо других физиологических процессов, а временем, необходимым для принятия решения механизмом сознания. Чем сильнее несовпадение ожидаемого с действительным, тем дольше сознание работает над созданием защитного пояса.

Понятно, что работа сознания состоит не в том, чтобы во всех случаях защищать осознанные гипотезы, а в том, чтобы их проверять. Реально же их проверить можно только в том случае, когда сознание сумеет отказаться от своих гипотез. Но о том, как это происходит, речь пойдёт существенно позже.

Похожие:

Для чего нужно сознание Аллахвердов iconКонспект вступления
Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1) – спб, «Издательство днк», 2000. – 528 с. (Новые идеи...
Для чего нужно сознание Аллахвердов iconДэвид Д. Шварц искусство мыслить масштабно
Для чего была написана эта книга? Зачем нужно было начинать такое широкое обсуждение темы «Искусство мыслить масштабно»? В этом году...
Для чего нужно сознание Аллахвердов iconФандом: Сверхъестественное
Но Сэм звал его так отчаянно, в его голосе было столько страха и тревоги, что старший просто не мог не откликнуться. Нужно прийти...
Для чего нужно сознание Аллахвердов iconИнформация
Если Вы задумались: «Нужно ли мне туда ехать?», не сомневайтесь. Нужно!!! Нужно для того, чтобы
Для чего нужно сознание Аллахвердов iconЧто сделает для вас эта книга?
Для чего была написана эта книга? Зачем нужно было начинать такое широкое обсуждение темы
Для чего нужно сознание Аллахвердов iconМартин хайдеггер петь – для чего?
«и петь в скудный наш век — для чего?» — вопрошает элегия Гёльдерлина «Хлеб и вино Ныне нам едва ли понятен этот вопрос. А уж как...
Для чего нужно сознание Аллахвердов icon2. Щен от 45 дней до 50 с маленьким хвостиком
Мальчики-зайчики. Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки (Разборки. Первая кровь. Криминальные драки. Разборки....
Для чего нужно сознание Аллахвердов iconГеоргий Науменко Все тайны подсознания. Энциклопедия практической эзотерики
Что такое – сознание? Попробуйте объяснить. Не получится. Философия, физика, психология рассматривают сознание с разных точек зрения,...
Для чего нужно сознание Аллахвердов iconКак же играть?
Тут важно отношение педагога к игре. Вы решили поиграть? Что вы хотите от игры? Для чего она вам? Для чего она детям? Какие результаты...
Для чего нужно сознание Аллахвердов iconПравосознание и правовая культура вопросы
Их взаимодействия с друг с другом таким образом они опредиляют формы общественного сознания,так же опредиляют цели и стандарты поведения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница