Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с


НазваниеЖурналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с
страница1/23
Дата публикации17.06.2013
Размер2.82 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Журналист в поисках информации.Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов. Под ред. А.К. Симонова. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с.

Аннотация: В подборе материалов, их методическом и юридическом комментировании, а также в технической работе по подготовке этого сборника принимали участие бывшие и действующие сотрудники и партнеры Фонда защиты гласности: В.В. Быков, А.Е. Воинов, М.В. Горбаневский, И.М. Дзялошинский, В.К. Ефремова, В.Н. Монахов, А.Р. Ратинов.

В сборнике освещается правовое и фактическое положение российских журналистов в части доступа к информации, содержатся разъяснения и рекомендации о порядке реализации их права на поиск и получение общественно значимой информации. Книга рекомендуется в качестве пособия для проведения практических семинаров как для профессиональных журналистов и работников СМИ, так и для студентов факультетов и отделений журналистики.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие

Кому он нужен, доступ к информации?

Доступ к информации в вопросах и ответах

Право на поиск и получение информации

Аккредитация

Правовой режим информации

Общий порядок запроса информации

Запрос информации в государственных органах, учреждениях, организациях, органах общественных организаций

Запрос информации у частных лиц

Поиск и получение информации в федеральных законодательных и исполнительных органах (органах государственной власти)

Поиск и получение информации в судах

Поиск и получение информации в избирательных комиссиях

Поиск и получение информациии в органах местного самоуправления

Поиск и получение информации в чрезвычайных ситуациях

Гарантии права на поиск и получение информации

Информация, которая не может быть отнесена к государственной тайне

Информация, которая может быть отнесена к государственной тайне

Правила отнесения информации к государственной тайне

Ответственность за разглашение информации, относящейся к государственной тайне

Персональная информация. Тайна личной жизни

Тайна переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений

Врачебная (медицинская) тайна

Коммерская и служебная тайна

Банковская тайна

Тайна следствия и дознания

Правовой режим в информационных архивах

Порядок рассекречивания и использования архивной информации

О доступе к информации в период выборов

Опыт применения современных информационно-коммуникативных технологий для повышения уровня открытости власти

Плюсы и минусы электронной демократии

Их опыт – сын ошибок трудных

Существующая правовая база е-доступа

В жанре заключения

Российские нормативные акты, регулирующие доступ граждан к правительственной информации

Федеральный закон «О праве на информацию» (проект)

Федеральный закон «О праве на доступ к информации» (проект)

Федеральный закон «Об обязанности органов государственной власти, государственных организаций и органов местного самоуправления предоставлять информацию гражданам о своей деятельности» (Проект)

Федеральный закон «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов власти города Москвы» (проект)

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»

Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информацион­ных системах общего пользования

Доступ к информации: чего нам ожидать?

Право народа знать
^ Глубокоуважаемый читатель!
Представляю Вам 5-е издание книги, посвященной проблеме доступа к информации. Конфликты, связанные с доступом, не только составляют значительную часть «болей, бед и обид», зафиксированных в наших еже­годных мониторах, но и лежат, как правило, в основе многих иных наруше­ний прав журналистов: от административного давления на газету за публи­кацию неугодных материалов до криминального насилия над журналистом за то, что раскопал нечто, не предназначенное для публичного рассмотре­ния.
Однако все написанное и изданное нами (а Фонд защиты гласности выпустил в свет более 60 книг!) лишено будет смысла, если Вы по ленос­ти или по привычному российскому наплевательству в отношении права в каждодневной своей деятельности или хотя бы тогда, когда жареный пе­тух наконец доберется и до Вас, не сделаете эти книги предметом первой для себя необходимости.
Великолепный фонвизинский Митрофанушка считал, что учить гео­графию незачем, если не перевелись извозчики. У Вас нет даже этой отго­ворки: «извозчики права» — юристы по средствам массовой информации малочисленны, их не готовит до сих пор почти ни один юридический вуз страны1. И мы, занимающиеся вот уже девять лет защитой прав журналистов, не в силах помочь всем нуждающимся в помощи и защите, даже при том, что вместе с нами не первый год трудятся наши дочерние организа­ции в десяти городах России и число их растет.
Великий лозунг «Спасение утопающих — дело рук самих утопаю­щих» — действует и в области защиты Ваших прав.
Необходимо научиться держаться на поверхности в море информаци­онных конфликтов и использовать эту и другие издаваемые нами книги в качестве самоучителей по плаванию.
Книгу открывает обновленная и дополненная статья одного из самых серьезных исследователей проблемы доступа к информации — профессо­ра И. М. Дзялошинского. Основная часть — о доступе и аккредитации — изложена А.Е. Воиновым и В.К. Ефремовой в наиболее простой форме вопросов и ответов, позволяющей использовать книгу как настольный справочник по конкретным ежедневно возникающим проблемам. И, на­конец, в это, 5-е дополненное издание мы включили раздел, посвященный проблеме доступа к информации в сети Интернет (автор — профессор B.H. Монахов), краткий анализ перспектив, ждущих нас в области откры­тости информации (автор - юрист ФЗГ В.А. Быков), а также некоторые материалы, связанные с процессами выборов в РФ (авторы - В.А. Быков и руководитель региональной корсети ФЗГ П.А. Полоницкий).
Знакомство с ними, как нам представляется, позволит Вам судить об этой части информационного права более предметно и быть готовым встретить проблемы с ясной головой и во всеоружии.
И пусть Вам сопутствуют любопытство, усердие и удача.
А.К. Симонов, президент Фонда защиты гласности

--------------------------------------------------------------------------------
1 Фондом защиты гласности подготовлен комплекс научно-методических и справочных изданий с целью введения в академическую сферу образования специальности «юрист СМИ». Экспериментальный международный курс читается в Российском государственном гуманитарном университете группой преподавателей Фонда защиты гласности с 2002 г.

^ Кому он нужен, доступ к информации?


Получив предложение от создателей этой книги написать вступитель­ную статью к ее очередному изданию, я почувствовал себя Омаром, стар­шим братом старика Хоттабыча. Помните: когда он сидел в кувшине пер­вую тысячу лет, то был готов отдать тому, кто его освободит, все сокрови­ща мира. Когда он сидел вторую тысячу лет, то обещал себе, что не сдела­ет ничего плохого тому, кто его выпустит на волю. Но когда пошла третья тысяча лет, он стал думать о тех страшных наказаниях, которым подверг­нет того, кто так долго идет вызволять его из заточения. (Пересказываю по памяти, поэтому могу что-то и напутать, но хорошо помню, как почти пятьдесят лет назад меня ужаснула логика этого Омара. И как же хорошо я его сейчас понимаю).
Когда я писал вступительную статью к первому изданию, надеялся, что вот сейчас мы научим журналистов успешным технологиям получе­ния информации, подготовим и пролоббируем хороший Закон «О праве на информацию», создадим независимую качественную прессу и семи­мильными шагами двинемся к демократии, рынку, открытому информа­ционному обществу.
Тогда я говорил о том, что простота и легкость получения гражданами страны необходимой и интересующей их общественно значимой инфор­мации является самым надежным индикатором цивилизованности и от­крытости государственного устройства страны. Напоминал о том, что значение доступа граждан к информации государственного сектора как средства обеспечения прозрачности правительства и участия граждан в демократическом процессе признается в Европе по меньшей мере с 1950 года, когда Советом Европы был подготовлен проект Европейской конвенции о правах человека. Статья 10.1 этого документа гласит: «Каж­дый имеет право на самовыражение. Это право включает свободу выра­жать свое мнение, а также получать и сопоставлять информацию и идеи без вмешательства государственной власти и невзирая на границы».
Цитировал множество документов Совета Европы и утверждал, что практически ни один из них в России не соблюдается.
В той, первой статье говорилось о том, что большинству российских журналистов под надуманными, а иногда просто смехотворными предло­гами («плохо выглядите» или - «у нас обед») регулярно отказывают в пре­доставлении информации. И по этому поводу надо бить в колокола.
Через два года, когда я писал вступительную статью ко второму изда­нию этой книги, иллюзий уже не было. Или почти не было. Вот цитата из той статьи.
«Во-первых, развеялись иллюзии, что Россия может стать одной из раз­витых европейских стран. Россия не может быть одной из. Она может быть либо только первой, либо против всех. На этой идее — мы против всех, мы правы, а они хотят нам зла, быстро консолидировались и левые, и пра­вые, и центр, и верхи, и низы. А тут, кстати, и взрывы, и чеченские терро­ристы. И новая чеченская война, показавшая, как быстро общество и журналисты могут потерять чувство грани, отделяющей борьбу с бандита­ми от унижения и уничтожения народа. И тупые солдафоны, жаждущие реванша, немедленно стали национальными героями.
Во-вторых, практически уничтожена, по крайней мере в регионах России, независимая общественно-политическая журналистика.
Проведенное в 1999 году исследование «Общественная экспертиза» показало, что на сегодня в России нет ни одного региона, в котором был бы создан благоприятный режим для всех стадий создания информаци­онного продукта. Лишь в десяти регионах России существуют более или менее благоприятные условия для доступа к информации, а в одном субъ­екте федерации — благоприятные условия производства, а также распро­странения информационного продукта, ни в одном из них положитель­ные факторы не сходятся воедино и не дают в итоге комфортный законо­дательный и политический субклимат для СМИ. Выяснилось, что чаще всего региональный законодатель видит в СМИ инструмент влияния вла­сти на происходящие в регионе процессы.
Такова ситуация, позволившая авторам исследования заявить: сего­дня в России нет ни одного региона с комфортным для СМИ законода­тельным и политическим климатом!
В-третьих, существенно подорвана, если не уничтожена окончательно былая харизматичность профессии журналиста, который когда-то рас­сматривался общественным мнением как некий Робин Гуд, Зорро, по­следняя надежда обездоленных олигархами россиян. Сейчас реакция на любое разоблачение одна — чей заказ выполняют господа разоблачители? И это понятно. Сами журналисты все эти годы настойчиво доказывали друг другу и населению, что подавляющее большинство СМИ стали чьи­ми-то имиджмейкерами, агентами влияния, инструментами сведения счетов...
...Еще раз подтвердился вывод о том, что легких и быстрых решений в сфере обеспечения информационной прозрачности власти, как и вообще информационной прозрачности социальных отношений в России нет и не будет. И наивно ждать немедленных результатов от деятельности не­скольких человек, пытающихся изменить многовековые привычки тота­литарной социальной системы».
И, конечно, приводились цифры и факты, подтверждающие вывод о том, что тем журналистам, которые еще продолжают верить в миссию не­зависимой журналистики и пытаются получить хоть какую-то общественнозначимую информацию, кроме той, которую им подсовывают, жить стало еще труднее.
В том, втором издании много места было отведено такому явлению, как информационная коррупция. Утверждалось, что столь часто мелькаю­щие в СМИ отсылки «по сведениям нашего источника в...», «как сооб­щил просивший не называть имени высокопоставленный работник...» и т. д. и т. п., свидетельствуют не столько о находчивости (пронырливос­ти?) журналистов, их знакомствах и «тайных» связях в организациях (это неизбежное свойство профессии, у которого, впрочем, должны быть рам­ки и необходимая мера в каких-то экстраординарных условиях), сколько
Об отсутствии нормальных открытых источников информации, а также о том, что журналисты становятся «доверенными лицами» организаций и их функционеров. В качестве средства, которое могло бы противодейст­вовать этому явлению, были названы различные механизмы гражданско­го и корпоративного контроля за качеством соблюдения журналистами своей миссии посредника между источниками информации и граждана­ми. Речь идет о том, о чем говорилось много раз: о создании системы жур­налистских корпораций, пробуждении и усилении корпоративного жур­налистского духа, установлении традиции корпоративной солидарности и согласованной ответственности за качество предлагаемой обществен­ности информации.
Снова и снова доказывалось, что единственной гарантией более или менее успешной защищенности общества от информационного апартеи­да, с одной стороны, и информационной наркозависимости населения от средств массовой информации, с другой, является создание и беспрепятст­венное функционирование механизмов прямого доступа рядовых граждан к ис­точникам информации. Напоминалось, что практика других стран также свидетельствует о том, что принятие специальных законов о доступе к ин­формации существенно улучшает ситуацию в этой сфере. Об этом гово­рит опыт Австралии (Freedom of Information Act, 1982 г.), Австрии (Act 15.05.87. Вступил в силу с 01.01.88 г.), Бельгии (Act on the Openness of Administration. Принят 11.04.94 г. Вступил в силу 01.07.94 г.), Венгрии (Act No. LXIH of 1992 on Protection of Personal Data and Disclosure of Data of Public Interest. Принят Венгерским парламентом 27.10.92 г.), Италии (Act of 8 June 1990, No. 142/90 (Ordinamento delle autonomie locali); Act of 7 August 1990, No. 241/90), Канады (Access to Information Act, 1983), Ни­дерландов (Act on Public Access to Information, Staatsblad, 1991), Норвегии (Act on Public Access to Documents, 1970), США (The Federal Freedom of

Information Act, 20.06.66; The Federal Privacy Act; The Federal Sunshine Act, 13.09.76) и других стран.
Выражалась надежда на то, что новая Дума найдет возможность обсу­дить и принять этот Закон «О доступе к информации», который даст ре­альную возможность требовать от властей информацию и судиться с вла­стями по поводу непредоставления интересующих граждан сведений.
Иллюзий, повторюсь, не было. Но была надежда на то, что журналист­ское сообщество, несмотря ни на что, готово бороться за свое право чест­но информировать народ о том, что с ним, народом, делают те, кто с по­мощью хитроумных комбинаций присвоили себе власть, собственность и право диктовать свою волю остальным 80 процентам населения, у кото­рых по усам текло, а в рот не попало.
Сейчас, когда я пишу вступительную статью к пятому изданию, тает и эта надежда.
Разумеется, какие-то «подвижки» в этой сфере происходят. Прави­тельство подготовило и в течение двух лет пыталось «пробить» проект Фе­дерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельно­сти государственных органов и органов местного самоуправления»1. В проекте устанавливался перечень сведений (из более 50 пунктов), кото­рые должны, по задумке идеологов административной реформы, стать достоянием общественности. От заказчиков и головных исполнителей федеральных программ — до объема их финансирования, от условий тен­деров и аукционов — до протоколов заседаний конкурсных комиссий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с iconRomanian [Text] : an essential grammar / Ramona Gönczöl-Davies. London...
И. Ю. Шабага; под ред. Н. К. Гарбовского; Моск гос ун-т им. М. В. Ломоносова, Высш шк пер. 2-е изд., испр и доп. Москва : Изд-во...
Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с iconСтефаненко Т. Г. Этнопсихология. 3-е изд., испр и доп
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. 3-е изд., испр и доп. М.: Аспект Пресс, 2004 368 с
Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с iconКнига может быть использована в качестве учебного пособия для студентов...
Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы / Ред. С. В. Цукасов. Предисл. В. И. Михеева. Вступ ст. А. С. Тимофеевой. Изд....
Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с iconИ. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. 2-е изд.,...
Измайлов Н. В. Стихотворения в прозе // И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. 2-е изд., испр и доп. М.: Наука,...
Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с iconПатологическая физиология изучает
Учебник} = Патологическая физиология /под ред. П. Ф. Литвицкого Том, М: гэотар-мед 2003. 752с., Патологическая физиология /под ред....
Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с iconА. Н. Марковой Второе издание
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред проф. А. Н. Марковой. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Юнити,...
Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с iconА. Н. Марковой Второе издание
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред проф. А. Н. Марковой. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Юнити,...
Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с iconЛитература цветная вклейка
Патофизиология : учебник : в 2 т. / под ред. В. В. Новицкого, Е. Д. Гольдберга, О. И. Уразовой. 4-е изд., перераб и доп. Гэотар-медиа,...
Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с iconПсихологический
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г мещерякова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440...
Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников сми и будущих журналистов. Под ред. А. К. Симонова. — 5-е изд., испр и доп. — М.: Галерия, 2004. — 180 с iconФотекова Т. А., Ахутина Т. В. 2-е изд
Источник: Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие// Фотекова...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница