Литература Введение "тасс уполномочен заявить ", "Как стало известно «Интерфаксу»


Скачать 485.75 Kb.
НазваниеЛитература Введение "тасс уполномочен заявить ", "Как стало известно «Интерфаксу»
страница1/3
Дата публикации17.06.2013
Размер485.75 Kb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Информатика > Литература
  1   2   3
Погорелый Ю. А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений / Под ред. Г.Ф. Вороненковой. - М., 2000.
Аннотация: В учебном пособии рассматривается наименее известный широкой публике аспект деятельности информационных агентств — процесс создания информационных сообщений. Подробно, с примерами из реальной деятельности, описываются требования к сообщениям ведущих зарубежных и российских информационных агентств, объясняются механизмы возникновения, модификации и исчезновения жанров оперативных информационных сообщений. Для студентов факультетов и отделений журналистики.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

"Телеграфный стиль" в современной прессе

Как агентство продает новости

Система жанров информационного агентства

Изменения в системе жанров

Литература
Введение
"ТАСС уполномочен заявить...", "Как стало известно «Интерфаксу»...", "По сообщению агентства «Рейтер»...", "Со ссылкой на ДПА..." — эти слова каждый день звучат в выпусках новостей на телевидении и радио, печатаются в газетах и журналах. Они означают, что за только что ставшей известной информацией стоит труд сотен репортеров, редакторов и технических сотрудников информационных агентств. Ежедневно, 24 часа в сутки, эти организации готовят тысячи сообщений, рассказывающих об основных событиях в мире.

Работа информационных агентств увлекательна, структура — сложна и динамична. Чтением их сообщений начинается каждый день журналистов, "бегущие строки" с их заголовками установлены на крупнейших биржах. Агентства являются самыми осведомленными из всех средств массовой информации.

Вместе с тем, для многих журналистов, да впрочем, и для профессиональных исследователей журналистики, агентства остаются неким "deus ex machina" — "богом из машины", который малопонятным способом узнает обо всем, что творится на белом свете.

Мы попытаемся пролить свет на один из самых интересных моментов деятельности ин­формационных агентств: создание и редактирование новостей. В первых двух частях книги читатель ознакомится со спецификой работы информационных агентств и особенностями жанров их сообщений, сможет увидеть в развитии влияние систем информационных продуктов на стиль новостей. В третьей части рассматривается система жанров информационных сообщений с примерами из реальных информационных лент. В четвертой части изложены ключевые факторы, влияющие на изменение требований информационных агентств к своим новостям.

Работа предназначена прежде всего студентам факультетов журналистики, которые рассчитывают после окончания курса обучения присоединиться к дружной и профессиональной команде одного из информационных агентств.


"Телеграфный стиль" в современной прессе
Информационные агентства находятся в самом центре системы средств массовой информации. Их работа редко доходит до широкой публики напрямую: как правило, новости, кото­рые готовят агентства, используют другие средства массовой информации: газеты, телевидение и радио. Главными читателями информационных "лент" (названных так из-за рулонов бумаги, использовавшихся до последнего времени для печати сообщений агентств) являются профессиональные журналисты или аналитики — только они способны разобраться в сотнях сообщений на все мыслимые темы, появляющихся на "лентах новостей".

Между тем агентства за более чем 150-летнюю историю выработали собственный лаконичный и точный стиль представления событий в виде целой системы информационных заметок. Самой главной чертой этого стиля, за краткость названного "телеграфным", является ясность содержания, всегда однозначно отвечающего на вопросы, что, где и когда случилось. Англоязычные журналисты назвали это правилом трех "W": what, when и where (что, когда и где). По сравнению с этим основным правилом, которому обязаны подчиняться все журналисты информационных агентств, остальные отличия "телеграфного" стиля являются незначительными.

Избежать правила трех "W" невозможно, если журналист работает в средстве массовой информации, призванном быть рентабельным, что является главным условием его независимости. Современные коммерчески успешные газеты ставят журналистам жесткие требования отделять информацию от комментария. Это требование — не прихоть владельцев газет, оно родилось в ходе долгой эволюции газет от листков мнений и памфлетов к современным предприятиям, производящим массовый товар, содержание которого должно удовлетворять интерес по возможности максимально широкой аудитории к происходящим событиям.

Кроме того, современный человек тратит чуть более получаса на то, чтобы узнать, что происходит вокруг (подробнее об этом см.: Berg К., Kiefer M. Massenkommuriikation. 1992.), и просто не готов воспринимать информацию иначе, чем небольшими, удачно приготовленными порциями.

Как отмечалось выше, информационные агентства являются ядром национальных систем средств массовой информации. Там работают весьма профессиональные журналисты, ис­пользуются самые современные технологии сбора и обработки информации. Каждое агентство имеет собственный, неповторимый стиль написания новостей. Этот стиль, по мере того, как агентство завоевывает свою репутацию в качестве основного источника информации в той или иной стране, распространяется все шире и изменяет стиль всех журналистов.

Особенно характерно это проявляется в случае, если страна переживает стремительные изменения общественного устройства, требующие постоянного освещения в средствах массовой информации. Типичным будет пример послевоенной Германии, причем как Восточной, так и Западной.

После завершения второй мировой войны оккупационные власти как на востоке, так и на западе страны уделяли особое внимание информационным агентствам. Первые послевоенные годы они находились под управлением военных пропагандистов оккупационных властей, которые внимательно следили за содержанием новостей, воспроизводимых в национальных СМИ.

Позже в Западной Германии было создано агентство Die Deutsche Presseagentur ("Ди Дойче Прессеагентур", dpa), где работа была построена по образу и подобию одного из крупнейших в западном мире агентств — Associated Press ("Accoшиейтед Пресс", АР). В Восточной Германии было создано агентство Der Allgemeine Deutsche Nachrichtendienst ("Дёр Алль-гемайне Дойче Нахрихтендинст", ADN), структура которого и стиль новостей дублировали советский ТАСС. Оба агентства оказали сильное влияние на содержание и стиль работы средств массовой информации двух Германий.

Западногерманское dpa стало совместным проектом национальных средств массовой информации, сообщающим практически обо всех сколько-нибудь значимых событиях. Доверие газет к новостям агентства таково, что репортажи корреспондентов dpa публикуются с пометкой "от нашего корреспондента".

Восточногерманское ADN до крушения Берлинской стены оставалось "указующим перстом" правящей партийной верхушки, так и не научившись быть быстрым и объективным, насаждая бюрократический стиль, только усложнявший восприятие и без того усеченных цензурой сообщений.

Современная история России также знает примеры, когда "новая журналистика" заимствовала стиль у "нового информационного агентства". После распада Советского Союза государственное агентство ТАСС потеряло монополию на информацию о внутренних событиях. В конце 1980-х годов возникли несколько независимых информационных агентств, освещавших политические события, одному из которых, "Интерфаксу", удалось добиться коммерческого успеха. Стиль "Интерфакса", казавшийся "нерусским" и "чужим" журналистам советской школы, был действительно заимствован у британского агентства Reuters ("Рейтер"). Применить к русскому языку правила создания новостей, написанные для английского, было весьма сложно, и временные неудачи приводили к жестокому терзанию русского языка журналистами, пытавшимися придерживаться англоязычного стиля, широко использующего, к примеру, вводные конструкции. Тем интереснее было наблюдать, как вечные "вместе с тем" и "также" из ленты "Интерфакса" переползли на полосы популярных газет.

Автор предлагаемой работы был свидетелем, как ненароком "скалькированное" с английского слово "мегасделка" по отношению к одному крупному слиянию в российской металлургии на следующий день появилось на первых полосах ведущих экономических газет и в телевизионном эфире. Через месяц еще одно крупное слияние, теперь уже в нефтяной отрасли, газетные журналисты также окрестили "мегасделкой".

Итак, информационные агентства не только поставляют газетам, журналам, теле- и радиостанциям исходную информацию о том, что, где и когда происходит, но исподволь влияют на стиль создаваемых ими материалов. Законным является вопрос, а кто же влияет на стиль информационных агентств? Что заставляет агентства писать сообщения так, а не иначе?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить, что такое "жанры информационных сообщений" и есть ли они вообще. Последнее не является чем-то само собой ра­зумеющимся, так как в современной теории журналистских жанров этот вопрос не вполне прояснен. Если заглянуть в книгу весьма авторитетного автора А. Тертычного "Жанры пе­риодической печати" (См.: Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 1999.), то окажется, что почти вся палитра жанров, использующихся в информационных агентствах, попадет под емкое определение "заметка". На самом же деле к заметке о начале российско-американского саммита в любом информационном агентстве будут применяться совершенно другие требования, чем к заметке об итоговом документе этого саммита и тем более иные, чем к заметке о влиянии этого саммита, на поведение биржевых индексов. Разумеется, составлены они будут также по-разному.

Один из крупнейших литературных критиков нашего времени Михаил Бахтин писал о литературных жанрах, что они отражают наиболее устойчивые тенденции развития литературы. "Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр — представитель творческой памяти в процессе литературного развития", — утверждал он (См.: Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.). Эти слова вполне можно отнести к жанрам информационных сообщений. Содержание сообщения и форма, в которую оно облекается, неразрывно связаны друг с другом. В процессе развития жанров информационных сообщений наиболее типичные ситуации, описываемые в сообщениях, облекаются всегда в одну и ту же оболочку. Так рождаются жанры информационных сообщений, являющиеся не чем иным, как "застывшим содержанием".

Исследователи охотно говорят о жанрах, представленных в газетах и журналах. Во-первых, они являются традиционными средствами массовой информации, известными еще с 69 года до нашей эры (Тогда Юлий Цезарь, консул Рима, приказал составлять и обнародовать ежедневные отчеты сената и народа. Собрание этих отчетов было названо "Acta diurna senatus ас populi" и явилось первым публичным периодическим изданием.), а, во-вторых, — они постоянно доступны, так как легко фиксируются на бумаге. Сложнее дело обстоит с жанрами в электронных СМИ — телевидении и радио. Совсем сложно — с жанрами информационных агентств, так как их исследование требует непосредственного доступа к лентам агентств — продукту дорогому и поэтому тщательно охраняемому.

Зарубежная журналистика вообще обошлась без академических исследований в этой области — вся система жанров называется просто стилем. Самые известные пособия по стилю — так называемые "Style Books" (Книга стиля), или "Style Guides" (Путеводитель по стилю), являются не чем иным, как алфавитными сборниками полезной информации — энциклопедического и грамматического характера. Разделы, посвященные стилю непосредственно, находятся в конце этих книг, под рубрикой "writing" (См., например: Reuters Style Guide (любое издание).

Тем не менее наличие самих пособий по стилю, причем как в зарубежных агентствах, так и в российских, наводит на мысль о том, что к жанрам новостей в самих агентствах относятся более чем внимательно. С чем же это связано? Не все ли равно, как писать новости, главное ведь — их узнать?

Жанры новостей — это единственное, что остается относительно неизменным в непрерывно меняющейся жизни информационного агентства. Это неожиданное, на первый взгляд, утверждение, несомненно, требует аргументации, которая будет представлена ниже.

Новости как таковые не существуют отдельно — агентство продает их в составе своих информационных продуктов. В современных агентствах таких продуктов — десятки. Это обычно основная лента новостей, специализированные ленты, ежедневные блоки новостей, собираемые тематически, еженедельники, где новости обобщаются и снабжаются аналитическими материалами. Новые тематические продукты возникают ежегодно, особенно в области экономической информации, а традиционные постоянно модифицируются. Кроме того, такие агентства, как Reuters, построили свои продукты по принципу базы данных, где каждый клиент может выбрать именно тот набор новостей, который его интересует. То есть каждый клиент, пользующийся информационными терминалами Reuters, создает свой собственный продукт Reuters.

Организационная структура информационного агентства также достаточно часто меняется. В зависимости от необходимости создаются рабочие группы, которые занимаются новыми темами, попадающими в поле зрения агентства. К примеру, в последние два года почти во всех крупных информационных агентствах возникли группы редакторов, занимающихся подготовкой новостей для всевозможных Интернет-проектов, так как Интернет стал не только новым средством доставки новостей, но и огромным рынком сбыта этих новостей. В экономических подразделениях информационных агентств начало обслуживания очередного рынка почти всегда означает созда­ние нового отдела или подразделения, занимающегося именно этим рынком. Организационная структура агентства/вторична по отношению к структуре его продуктов.

Кроме того, необходимо отметить, что сам характер работы журналиста информационного агентства, требующий работы в очень жестких временных рамках, без каких-либо условий для творчества (большая часть оперативных сообщений информационных агентств пишется "на коленке" и диктуется по телефону) и с огромной личной ответственностью, приводит к тому, что журналисты достаточно часто (раз в три—четыре года) меняют свою тему внутри агентства или вообще уходят работать в другие виды СМИ.

Журналисты информационных агентств не любят академическую лексику и называют жанры новостей просто типами. Всего существует около десятка основных типов новостей, описание которых будет представлено ниже. Каждый тип новости является стандартизированной частью информационного продукта, который собирается редакторами из этих составных частей. Все события, освещаемые информационным агентством, на разных стадиях своего развития (если таковое имеется) предоставляются читателям в виде новостей разных типов, различающихся, в основном, степенью обобщения информации. Различные продукты требуют новостей разных типов. В продуктах, поставляемых в режиме реального времени, главную роль играют единичные, необобщенные новости. Ежедневные сборники новостей (так называемые "блоки") требуют уже обобщенного материала, который готовится из единичных новостей. Ежемесячные аналитические издания используют еще более обобщенный материал, снабженный анализом происходившего и его влияния на события вокруг.

Жанры новостей возникают не так уж часто — для этого необходимо, чтобы сначала возникли совершенно новые ситуации, которые не описываются с помощью стандартных выра­зительных средств, имеющихся в распоряжении журналистов. Таким новым жанром в России стал ежедневный обзор биржевых торгов, жанр, имеющий совершенно определенные законы и за несколько лет ставший привычным определенному кругу читателей.

Из этого относительного постоянства структуры жанров вытекает еще одна их особенность, критически важная для работы информационного агентства. Как отмечалось выше, жанры новостей хранят в себе "память" о типичном содержании новости. Сам жанр новости предполагает наличие определенного содержания. Жанры новостей — четкие, жесткие и про­зрачные сами по себе — хранят весь опыт работы агентства, подобно тому, как в полутанце-полугимнастике "ката", известном в восточных единоборствах, зашифрованы основные боевые движения.

В следующих главах анализ информационных продуктов и жанров новостей будет проведен на основе опыта зарубежных информационных агентств, и, прежде всего, британского Reuters, американского Associated Press и германского dpa. Так как понятие жанра новости весьма непосредственно связано с языком, на котором эта новость написана, в работе также будут использованы новости российского информационного агентства "Интерфакс".

Как агентство продает новости
Каждый сотрудник информационного агентства хоть один раз в жизни, но сталкивался с вопросом кого-нибудь из своих коллег: откуда вы берете новости? Действительно, утро обычного корреспондента газеты или телестанции начинается с изучения ленты новостей. Кажется, что новости "рождаются" именно на этих лентах. Однако это далеко от истины.

Принципы работы информационных агентств во всем мире одинаковы. Каждый журналист агентства, кроме редакторов, специализируется на определенной теме и "ведет" тех или иных общественно значимых людей или, в случае с экономической информацией, те или иные рынки или предприятия. Значительную часть своего рабочего времени он тратит именно на то, чтобы выяснить, что же будет происходить в его "секторе ответственности" в ближайшее время. Каждый корреспондент готовит свой индивидуальный план работы, который позже входит в состав большого плана работы всего агентства. Таким образом, агентство знает, что в определенный момент времени должно произойти определенное событие. Если об этом событии прессе не сообщают его участники (в форме пресс-релизов, пресс-конференций и т.п.), корреспондент сам выясняет, что произошло. После этого он пишет новость. (Слово "новость" в этой работе, как правило, обозначает "заметку о событии" или "сообщение". Эта дань жаргону информационного журналиста необходима, ибо "новость" является "атомом", минимальной единицей любого информационного продукта). Она и оказывается на ленте, становясь общедоступной.

До тех пор, пока новость не окажется на ленте, она так и останется частью индивидуального знания корреспондента. Почти каждый день в любом агентстве одна или несколько новостей так и не появляются на ленте и остаются никому не известными.

Итак, взглянем подробнее на продукты производства информационных агентств: ленты, бюллетени и базы данных.

Прежде всего следует указать, что сегодня все продукты информационных агентств готовятся в электронном виде, то есть с использованием компьютерной техники. Однако так было не всегда.

Основатель первого в мире информационного агентства Наvas ("Гавас") Шарль-Луи Гавас свою карьеру начинал как поставщик амуниции для армии Наполеона. Ватерлоо разорило Гаваса, и единственным его капиталом осталось знание иностранных языков, торговли и журналистики, так как во времена своего могущества он был одним из владельцев крупнейшей во Франции газеты "La Gazette de France" ("Ля Газетт де Франс"). В 1830 году Гавас начал переводить выдержки из зарубежных газет, которые он выписывал в Париже, и продавать их французским газетам. К 1832 году Гавас, приобретя дело нескольких своих конкурентов, начал издавать бюллетень под лозунгом "Быстро и хорошо", а через несколько лет создал свое агентство.

Бюллетени Гаваса передавались в то время по традиционному каналу — городской почте Парижа. Первая проблема телекоммуникаций возникла у Гаваса уже через несколько лет: для того, чтобы ускорить передачу газетных выдержек, Гавас перестал выписывать европейские газеты в Париж, а вместо этого нанял нескольких сотрудников в основных европейских столицах, откуда они передавали сообщения через несколько часов после того, как газеты вышли. Для передачи уже переведенных на французский язык сообщений агенты Гаваса пользовались почтовыми голубями, курьерами и почтовыми судами.

Изобретение в 1834 году Карлом Гаусом и Вильгельмом Вебером телеграфа изменило представления о скорости передачи данных. Первым, кто воспользовался новой технологией, был Гавас.

Однако вскоре к нему присоединилось возникшее в 1848 году немецкое агентство новостей Бернарда Вольфа, бывшего сотрудника Гаваса. Вольф, поработав корреспондентом Гаваса на парижской фондовой бирже, уехал в Берлин и создал агентство финансовых и экономических новостей Wollf's Nachric-tenbureau ("Вольфе Нахрихтенбюро"). Пользуясь хорошим состоянием немецких телеграфных сетей, Вольф быстро распространил свои бюллетени на всю Пруссию и за ее пределы. В 1855 году он добавил в свою службу политические и другие не-экономические новости и стал главным поставщиком новостей для прусской прессы.

В то же время другой бывший сотрудник Гаваса, Поль Юлиус Рейтер, создает в голландском Аахене, на стыке тогдашних телеграфных систем, "телеграфный институт". Когда телеграфная линия из Парижа достигла Брюсселя, Рейтер создал между двумя конечными станциями телеграфа — Аахеном и Брюсселем — систему пересылки сообщений голубями, которая позже стала легендарной. Однако через несколько лет технический прогресс сделал почтовых голубей ненужными: европейские телеграфные линии были объединены в одну сеть. Когда Рейтер пожаловался Вернеру Сименсу, немецкому телеграфному магнату, на то, что телеграф разрушил его дело, Сименс посоветовал ему отправиться в Лондон и открыть там телеграфное агентство.

В 1858 году был проложен телеграфный кабель под Атлантикой, который объединил сети американского и европейского телеграфа. Первым информационным агентством, которое стало получать от этого доход, было американское Associated Press. Кроме того, АР активно развивало внутриамериканскую сеть телеграфной передачи данных и в 1875 году стало первым агентством в мире, арендующим отдельную телеграфную линию. Длиной 226 миль, она соединяла Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор и Вашингтон.

В 1916 году АР переходит на телетайпную передачу некоторых сообщений со скоростью 60 слов в минуту. Полностью главная лента агентства была переведена на телетайп в 1933 году. Такой долгий срок перехода с одной технологии на другую неудивителен: помимо передающей аппаратуры в самом агентстве, необходимо заменить принимающую у всех его клиентов.

До второй мировой войны многие телеграфные сети были заменены на беспроводные, однако еще значительная часть их была связана с кабелем.

Весьма интересен пример Die Deutsche Presseagentur (dpa), созданного в 1949 году на основе двух информационных агентств, контролируемых оккупационными властями, которое было вы­нуждено совмещать две технологии: на севере ФРГ функционировала проводная телетайпная связь, а на юге — беспроводная телеграфная.

Решение было найдено скоро — телетайпная сеть, основанная как на радиопередаче, так и на передаче информации по проводам. С 1956 года в Германии dpa создало двойную систему передачи своих новостей: региональные ленты передавались клиентам телетайпом по проводам со скоростью 50 боуд (около 400 строк) в минуту, а главная лента — по длинным радиоволнам. Таким образом, клиент одновременно получал новости dpa двумя путями: по радио и по проводам. Клиенты в Европе получали европейскую ленту новостей dpa по длинным волнам на частоте 103,4 килогерц. Подписчики на других континентах (а тогда уже существовали обзорные ленты на нескольких языках) получали новости dpa по коротким волнам.

Если средства передачи данных развивались постепенно, постоянно увеличивая возможности передачи все больших объемов данных и сокращая издержки на это, то изменение системы обработки информации внутри самих агентств произошло революционно, в корне изменив всю технологию работы агентств. Как это произошло, рассмотрим на примере агентства dpa. Изменения в его работе являются типичными для всех информационных агентств, кроме того, в нашем распоряжении имеются достаточно подробные технические данные.

В главной редакции dpa в Гамбурге во второй половине 1950-х годов царило разнообразие средств доставки информации. Служба приема радиосообщений записывала на магнитофонную пленку информацию, передаваемую телетайпом из-за рубежа и региональных корпунктов, а также сообщения корреспондентов по телефону. Сообщения от корреспондентов доставлялись курьером, по почте или по пневмопочте на редакторский стол. Общим было одно: все новости писались на листках бумаги.

Более или менее упорядочить организацию передачи сообщений внутри dpa удалось лишь в 1965 году, когда было перестроено здание главной редакции и организована внутренняя система пневмопочты. Но пневмопочте и бумаге осталось недолго царствовать в главной редакции.

В 1968 году в агентстве начались испытания компьютерной технологии. Уже при создании системы специалисты агентства рассчитывали использовать компьютер не только для передачи информации, но и для ее хранения и редактирования. В 1970 году такая система была создана. Ее назвали ERNA, сокращение от немецкого "электронное компьютерное устройство передачи новостей".

ERNA была новшеством мирового масштаба. Ее особенность состояла в том, что впервые удалось создать интегрированную систему сбора, редактирования, отбора и передачи новостей. Весь процесс создания и распространения новостей зависел теперь только от творческой необходимости и был мало ограничен техническими возможностями.

К 1975 году dpa вместе с американскими производителями компьютеров создало целую "семью" терминалов, способную работать во всех корпунктах dpa, включая местные и зарубежные. Весь 1976 и 1977 годы ушли на установку всего комплекта терминалов "материнских , дочерних , 'центральных" в региональных и местных редакциях dpa.

Еще одной целью введения новой редакционной сети для dpa была необходимость интегрировать систему передачи новостей с редакционными системами клиентов. В 1979 году ERNA была модернизирована и названа ERNA-II. В новой системе текст сообщений агентства передавался с помощью восьмизначной кодировки, благодаря которой компьютер смог различать заглавные и строчные буквы, все знаки препинания и умляуты (специальные знаки, обозначающие в немецком языке долготу гласных). Для введения новой кодировки необходимо было создать новый международный стандарт передачи сообщений, который был утвержден в 1980 году Международным журналистским советом по передаче информации (IPTC).

В начале 1980-х годов перед техническими службами dpa встала новая проблема: "отбор новостей по содержанию". К тому времени ленты новостей агентства содержали от 70 до 90 тыс. слов, что составляло сотни сообщений, касающихся всего, что происходит в мире. В этот момент dpa стояло перед угрозой потерять клиентов, которые уже были не в состоянии находить в ленте новости по собственным интересам.

Однако, при всем своем совершенстве, системы ERNA не были рассчитаны на анализ сообщений по содержанию, они выполняли формальные технические задания, привязанные к определенным функциональным клавишам или к кодам новостей. Поэтому, чтобы создать архив новостей, а также службу отбора новостей для клиентов, пришлось перестраивать всю редакционную систему. После трех лет экспериментов, в 1984 году, была создана служба отбора новостей, а в 1986 году клиенты dpa получили доступ к архиву агентства.

В это же время произошло еще одно серьезное изменение в компьютерных системах: если в начале 1980-х они были построены на основе различных терминалов, приспособленных к определенным функциям и не рассчитанных на дальнейшее расширение их возможностей, то уже в 90-е на смену им пришли универсальные компьютеры, "профессиональные" обязанности которых определялись не особыми встроенными чипами и специальными устройствами ввода-вывода, а программным обеспечением, которое может быть в принципе установлено на любую машину.

Следует отметить, что частичным исключением из этого правила являются некоторые агентства деловой информации, которые используют специальные устройства ввода-вывода. К примеру, американское агентство финансовой информации Bloomberg устанавливает на обычный компьютер, вместе с программным обеспечением, монитор с двумя рабочими экранами и специальную клавиатуру, которая может использоваться в качестве торгового терминала.

Начало совмещения торговых и информационных систем положило в 1963 году британское Reuters.

В 90-е годы компьютеры внутри агентств объединяются в так называемую "корпоративную сеть" (corporate network), объединяющую управление и передачу текста, "картинки" и звука.

В конце 1990-х начала прослеживаться новая линия в развитии систем доставки сообщений информагентств, которая связана с возникновением доступных для многих пользователей глобальных компьютерных сетей, а также всеобщим переходом на цифровые технологии, что позволило унифицировать передачу любых данных: графических, звуковых и текстовых.

В 1996 году АР вместе с ВВС создают новую систему работы с информацией, которая объединяет в себе функции приема и обработки текстов, видео- и аудиосюжетов, которая была названа "электронной системой производства новостей". Тогда же все новости, фотографии, аудио- и видеосюжеты АР можно было получать через сеть Интернет. Эта система была названа "The Wire" ("Вайер", от англ. "провод").

Таким образом, информационные агентства до сих пор применяют многочисленные системы доставки своих продуктов.

Однако главное различие между продуктами агентств заключается в том, как они создаются. В 1970—1980-е годы информационные агентства пошли разными путями, создавая систему своих продуктов. Сегодня в одних информационных агентствах продукты создаются автоматически, на основании различаемых компьютером кодов содержания новостей. В других агентствах продукты создаются редакторами, которые определяют, в какой конкретно продукт попадет- новость. Это очень важное отличие, так как в первом случае новость, покинув редакторский монитор, отправляется в "свободное плавание" — если она подходит по теме, то может оказаться в любом продукте, который может заказать клиент, а во втором — она оказывается именно там, куда ее направит редактор, и может быть предварительно модифицирована.

К примеру, если клиент захочет прочитать новости по металлургии в изложении "Интерфакса", он должен будет подписаться на еженедельник, где выпускающий редактор собирает все главные новости за неделю и их обобщает. Если же клиенту больше нравятся новости русской редакции Reuters, он должен будет набрать код металлургических новостей на терминале агентства и увидит все новости, предварительно помеченные этим кодом. Плюсы первого варианта заключаются в том, что каждый продукт готовится специально, сообщения являются более обобщенными, и поэтому в них легче ориентироваться. Плюсы второго варианта станут ясны, если клиенту понадобятся новости об энергетике: в "Интерфаксе" ему предложат подписаться на полную ленту новостей, так как специального продукта по энергетике нет, а в системе Reuters ему нужно будет просто набрать соответствующий код.

Продукты информационных агентств различаются не только по способу создания и доставки, но и по аудиториям.

Взглянув на список продуктов двух крупнейших мировых агентств — Reuters и Associated Press, мы увидим, что они делятся на две категории по аудиториям: продукты для прессы и продукты для коммерческих организаций.

За 150-летний период общения информационных агентств с коммерческими организациями их отношения порой радикально менялись. Одно из четырех первых информационных агентств в мире, Reuters, создавалось как поставщик рыночной информации для коммерческих компаний. Основатель агентства Поль Юлиус Рейтер заработал первый капитал именно на снабжении клиентов в Лондоне котировками с Парижской биржи. Известное советское агентство ТАСС, которое ведет свою историю с 1904 года, было создано как подразделение Министерства финансов и занималось в основном распространением экономической информации.

Позже оба агентства отошли от своей первичной аудитории и стали обслуживать средства массовой информации. Все продукты агентств были разработаны с учетом требований газет.

Некоторые агентства, как, например, Associated Press, были созданы непосредственно газетами для обслуживания их интересов. История создания агентства такова: в мае 1848 года 10 человек, представляющие шесть самых успешных нью-йоркских газет, собрались, чтобы обсудить возможность объединения ресурсов для создания самых свежих новостей о событиях в Европе. Газеты тогда посылали журналистов на лодках к судам, прибывающим в бухту Нью-Йорка, чтобы собирать последние новости из Европы. Конкуренция росла очень быстро, росли и издержки на сбор новостей таким образом. И издатели решили, что пришло время объединить усилия и создать кооператив по сбору новостей. Такие агентства, организованные как товарищества, находятся в постоянном контакте со своими участниками — национальными СМИ и корректируют свою работу в зависимости от их требований.

Однако в 1960-е годы крупнейшие информационные агентства мира, за исключением находившихся на содержании у правительств французского Agence France Presse ("Ажанс Франс Пресс") и советского ТАССа, столкнулись с неспособностью средств массовой информации покупать достаточно дорогие продукты и оплачивать все растущие расходы на освещение событий во всем мире.

Тогда менеджеры уже знакомого нам Reuters сделали изобретение, которое так же изменило мир информационных агентств, как и изобретение американских газетчиков, перенесших ос­новные расходы на издание с читателей на рекламодателей.

В 1963 году Reuters находилось в сложнейшем финансовом положении: агентство не могло надеяться на мощный внутренний рынок, как американцы, так как его не было, зарубежные же подписчики не могли обеспечить необходимый уровень доходов. Таким образом, руководство агентства в экстренном порядке искало пути выхода из экономического коллапса.

В это время в агентстве работала группа молодых и амбициозных сотрудников службы экономической информации. Их шеф, Альфред Гейринджер, убеждал их, что они делают не менее важные новости, передавая последние котировки и цены на рынках, чем их коллеги, освещающие войны и коронации. В 1962 году Гейринджеру не удалось убедить руководство агентства выделить средства на улучшение работы службы экономической информации и расширение объема но­востей. Это потребовало бы изменения философии агентства, которое руководство видело по-прежнему как общеполитическое, а не экономическое. Гейринджер ушел, однако в 1963 году его ученики открыли очень рентабельную службу экономической информации в Брюсселе, которая была названа International Financial Teleprinter ("Интернейшнл файненшнл телепринтер").

Успех Teleprinter в Европе, а потом и в других регионах оказался решающим. Агентство пересмотрело свой взгляд на экономическую, а заодно и на политическую информацию. Теперь, по выражению одного из руководителей Reuters, главным клиентом политической ленты стала лента экономическая.

Reuters удалось привлечь значительные финансовые средства для развитии системы передачи новостей, так как брызгающие чернилами телетайпные машины, которые совершенно не смущали газетчиков, были пугалом для частных клиентов. В начале 1970-х годов агентство совершило техническую революцию: клиенты смогли выбирать сообщения, которые они хотят читать, вместо того, чтобы получать всю ленту. Эта технология была названа "Stockmaster" ("Стокмастер"). Она стала чрезвычайно популярна среди брокеров, которые, вместо того, чтобы просматривать гигантские таблицы с котировками, получали их в считанные секунды и опережали конкурентов при принятии решений.

Позже Reuters создало на основе этой интерактивной системы настоящие торговые терминалы, которые объединяли в себе новости и электронное торговое место. В середине 1970-х годов американцы, видя, что новая система Reuters имеет огромный успех и стала настоящей "золотой жилой" для агентства, попытались прорваться на этот рынок. Тогда были созданы экономические службы в Associated Press, а также новые агентства — американские Dow Jones ("Доу Джонс") и Bloomberg ("Блумберг").

Сегодня Reuters предоставляет корпоративным клиентам десятки информационных продуктов, доставляемые на терминалы. Для каждого отдельного рынка создан отдельный терми­нал, который позволяет не только читать новости, но и видеть обновляемые в режиме реального времени котировки мировых бирж, вести переговоры с участниками этих рынков, а также, что самое важное, заключать сделки.

Содержание новостей в этих терминалах зависит от того, создан он для торговли валютами, товарами или акциями.

Пользователь может самостоятельно выбрать, какие именно новости он будет читать и в какой форме — только ли заголовки или весь текст новости. Он также может решить, будет ли читать только основные новости или же будет видеть все сообщения, уже подготовленные агентством.

К примеру, терминал Reuters Markets Monitor ("Рейтере Маркетс Монитор", "наблюдатель рынка Рейтера" — англ.) позволяет инвестору оценить стоимость пакета акций, находящихся в его портфеле на определенный момент, увидеть динамику изменения цен акций выбранных компаний, а также с помощью встроенных программ проанализировать закономерности их колебаний, получить дополнительную информацию об акциях в виде базы данных для дальнейшего анализа, выбрать новости о какой-либо компании за определенный период, и, в конце концов, получить самые оперативные новости с фондового рынка.

Основными потребителями экономической информации являются профессиональные участники различных рынков. Для них потоки данных с бирж и внебиржевых рынков являются инструментом работы, и поэтому поставщики могут рассчитывать на устойчивый спрос на свои продукты. Существуют три вида потребителей, для которых, в основном, и создавалась система передачи рыночных данных он-лайн. Прежде всего — это банки. Они покупают, в основном, данные о торгах валютой, долговыми обязательствами и, частично, акциями. Другой сегмент рынка потоковой информации — это инвестиционные компании, которые пользуются данными о торговле акциями и макроэкономическими показателями. Кроме того, эти клиенты часто используют дополнительные аналитические службы. Третья категория покупателей — брокерские конторы и торговые компании, которые пользуются информацией о торгах ценными бумагами и основными биржевыми товарами (металлы, энергия, зерно и т.п.). В основном рынок поддерживают банки, бизнес которых, как правило, более стабилен, так как они являются более крупными институтами, чем все остальные пользователи потоковой информации. Кроме того, банки, как правило, тратят больше средств на приобретение информации.

Традиционным потребителям информации — средствам массовой информации — агентства также предоставляют весьма разнообразную палитру продуктов.

Для того, чтобы оценить ее по достоинству, обратимся к продуктам агентства Associated Press, которое, быть может, и не преуспело в области экономической информации, но зато среди агентств, специализирующихся на работе со СМИ, ему нет равных.

Итак, основным продуктом агентства является служба новостей, или, если хотите, лента, называемая в последнее время "DataStream" ("Дейтастрим"). Раньше это была всемирно известная «Лента "A"» (The "A" Wire). Ежедневно подписчики этой ленты получают почти полторы тысячи заметок на политические, экономические, общественные и спортивные темы. Помимо обычных информационных сообщений Associated Press поставляет подписчикам репортажи и очерки, которые могут использоваться как готовые газетные материалы.

Журналисты могут найти на ленте АР все необходимое для полного освещения интересующих их событий. Помимо того, что корреспонденты агентства готовят несколько заметок о самом событии, они также снабжаются комментариями и справочной информацией. Кроме того, на ленте можно найти информацию обо всем, что может быть связано с этим событием: комментарии, аналитические материалы, биографии участников, статистическую и историческую информацию.

Основными подписчиками "DataStream" являются крупнейшие в мире газеты и телестанции. Только они могут себе позволить этот достаточно дорогой продукт. Да и кому, кроме них, нужно перерабатывать такие огромные объемы информации?

Для газет среднего размера существует так называемый "ограниченный" "DataStream", содержащий около половины политических и экономических новостей и около четверти спор­тивных. Газета, которая особенно заинтересована в получении спортивных новостей может заказать "ограниченный" "DataStream" с расширенной спортивной тематикой.

Небольшие газеты могут подписаться на "короткую" версию главной ленты, где они найдут главные зарубежные и основные местные новости.

Кроме того, клиентам агентства в США предлагаются специальные региональные ленты новостей, куда включены основные местные новости и наиболее интересные темы. Эти региональные новости поставляются как дополнение к основным лентам новостей.

Для газет южных штатов АР зимой предоставляет возможность получать местные новости северных штатов, чтобы порадовать туристов с севера и домашними новостями.

АР с 1920 года пишет экономические новости. Лента экономических новостей предназначена для средств массовой информации. АР создает также готовые таблицы котировок валют, акций и товаров, которые можно получить от агентства и сразу поставить на полосу. Помимо различных вариантов главной ленты, АР готовит десятки других информационных продуктов, предназначенных для полного удовлетворения всех печатных и электронных СМИ.

Итак, как мы выяснили, информационные агентства готовят сотни продуктов, поставляемые весьма различным по составу и требованиям аудиториям. Если бы для того, чтобы готовить каждый из продуктов, агентство было бы вынуждено полностью менять стиль новости, то штат агентств составлял несколько тысяч редакторов, а сами агентства никогда бы не стали рентабельными. На самом деле, в Reuters работают около двух тысяч журналистов, в АР — около трех с половиной тысяч. В российских агентствах (исключая ИТАР-ТАСС, так как это агентство существует вне рыночных рамок) ситуация еще более характерная: "Интерфакс" выпускает около сотни специализированных информационных продуктов, в то время как во всем агентстве работают около 300 журналистов и среди них — не более 20 редакторов.

ИТАР-ТАСС является полностью государственным агентством и существует за счет налогоплательщиков. Рентабельность не является целью этого агентства. Оно призвано осуществлять государственную политику.

Вследствие этого новости должны быть написаны таким образом, чтобы претерпевать минимальные изменения, а лучше — никаких, но при этом удовлетворять требованиям как можно большего числа клиентов агентства.

При этом журналист должен создавать готовую новость, даже если он находится "в поле" — то есть на задании. Каждый день в крупных городах проходят десятки пресс-конференций, политики путешествуют по всему миру, катастрофы случаются на всей территории земного шара. "Полевые" корреспонденты, создающие большую часть оперативных новостей, давно не пишут новости — они их диктуют. Редакторы очень редко переписывают новости полностью — на это у них просто нет времени.

Интересно посчитать, сколько времени редактор может уделить каждой новости. К примеру, ленту экономической информации агентства "Интерфакс" формируют шесть редакторов, работающие по трое в две смены с 8 утра до 21 часа вечера. В день на этой ленте оказывается до пятисот сообщений. Разделим 500 сообщений на 13 часов и получим 39 в час. Разделим на три — получим 13 на человека. То есть на обработку одного сообщения у редактора есть около четырех минут. Заметим здесь же, что на создание некоторых сообщений (так называемых "молний" — о них речь ниже) у журналистов есть считанные секунды.

Крупнейшие агентства мира соревнуются друг с другом в скорости оповещения всех о происходящем. Сегодня, в условиях доступности мгновенной связи, счет идет уже на секунды. Особенно давление конкурентов чувствуют журналисты, пишущие об экономике, — ленты сообщений транслируются на биржи, и одно важное сообщение может поднять или обрушить рынки. Так, сообщения агентств о прибылях крупнейших американских компаний вызывают рост или падение основных биржевых индексов — NASDAQ и Dow Jones.

Умножим этот недостаток времени на ответственность журналистов и редакторов: к сожалению, нередки случаи, когда ошибка журналиста, пишущего об экономике, оборачивается в миллионы убытков — и тогда мы сможем оценить значение досконального знания правил создания новостей для работы информационного агентства.
  1   2   3

Похожие:

Литература Введение \"тасс уполномочен заявить \", \"Как стало известно «Интерфаксу» iconИнтервью с Уильямом Браудером, главой инвестиционного фонда Hermitage Capital
Браудера стало известно во всем мире. Европарламент проголосовал за введение санкций против всех, кто имел отношение к преследованию...
Литература Введение \"тасс уполномочен заявить \", \"Как стало известно «Интерфаксу» iconСвятитель Петр, митрополит Московский
О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий...
Литература Введение \"тасс уполномочен заявить \", \"Как стало известно «Интерфаксу» iconЛитература Введение
Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Рип-холдинг, 2003. — 174 с./Серия "Практическая журналистика". (Березин В....
Литература Введение \"тасс уполномочен заявить \", \"Как стало известно «Интерфаксу» iconВ то время как мы требуем усовершенствования российского законодательства...
Тысячи людей приняли участие в этой акции, поставили свои подписи под обращениями в адрес Президента РФ в. В. Путина и Председателя...
Литература Введение \"тасс уполномочен заявить \", \"Как стало известно «Интерфаксу» iconЕвгений Евтушенко Ягодные места
И вдруг границ не стало. Все полосатые столбы, ничейные перепаханные полосы, колючая проволока, пограничники, овчарки, таможни —...
Литература Введение \"тасс уполномочен заявить \", \"Как стало известно «Интерфаксу» iconЛитература к семинарским занятиям по курсу «введение в музееведение»
Дукельский В. Ю. Музей и культурно-историческая среда// Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М.,...
Литература Введение \"тасс уполномочен заявить \", \"Как стало известно «Интерфаксу» iconСеминар 1 Введение в курс «Зарубежная литература» Древнегреческая мифология
Определите функции литературы (обозначить не менее 5), проиллюстрируйте каждую из функций примерами из художественных произведений,...
Литература Введение \"тасс уполномочен заявить \", \"Как стало известно «Интерфаксу» iconЛитература Введение в программу «Ультра-рапид»
Приложение Методика определения скорости чтения книги в программе «Ультра-рапид»
Литература Введение \"тасс уполномочен заявить \", \"Как стало известно «Интерфаксу» iconНастоящая сказка
Не стало любви меж мужчиной и женщиной. И незачем стало жить вместе мужчине и женщине. Ведь прежде они жили то вместе, то порознь,...
Литература Введение \"тасс уполномочен заявить \", \"Как стало известно «Интерфаксу» icon«Журнал \"Иностранная литература\" №9/2004»: "Иностранная литература";...
Америки и как нам всем жить в том новом мире, что возник на планете 11 сентября 2001 года
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница