Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми


НазваниеУчебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми
страница1/33
Дата публикации17.06.2013
Размер5.04 Mb.
ТипУчебник
vb2.userdocs.ru > Информатика > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
Федотов М. А. Правовые основы журналистики. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 432 с.
Аннотация: В учебнике освещается широкий круг юридических вопросов, относящихся к правовым основам деятельности журналистов и средств массовой информации в Российской Федерации. Дается анализ системы отечественного законодательства о СМИ и тенденций его развития. Рассматриваются правовое содержание и гарантии свободы массовой информации, ее пределы, механизмы возложения ответственности за злоупотребление ею. Особое внимание уделено особенностям правоотношений, возникающих в сфере массовой информации, а также механизмам их охраны и защиты.
В приложении даны необходимые извлечения из законодательства, регулирующего деятельность СМИ, а также программа учебного курса «Правовые основы журналистики».
Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам СМИ.



С О Д Е Р Ж А Н И Е













Введение




Раздел 1




Глава 1. Право массовой информации как отрасль права и законодательства




Глава 2. Возникновение и развитие права массовой информации в России




Глава 3. Система законодательства о СМИ




Раздел 2




Глава 4. Правовое содержание свободы массовой информации




Глава 5. Злоупотребление свободой массовой информации: понятие и виды




Раздел 3




Глава 6. Средства массовой информации как объект права




Глава 7. Институт учреждения средства массовой информации




Глава 8. Институт регистрации и лицензирования в сфере массовой информации




Глава 9. Система правоотношений по выпуску СМИ




Глава 10. Правовое регулирование экономических отношений в сфере масовой информации




Раздел 4




Глава 11. Правовой статус журналиста




Глава 12. Участие журналистов в освещении избирательных кампаний




Глава 13. Охрана ителлектуальной собственности в сфере массовой информации




Глава 14. Защита чести, достоинства и деловой репутации в сфере массовой информации




Глава 15. Злоупотребление правами журналиста




Заключение




Конституция Российской Федерации (извлечение)




ФЗ "О средствах массовой информации"




Глава I. Общие положения




Глава II. Организация деятельности средств массовой информации




Глава III. Распространение массовой информации




Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями




^ Глава V. Права и обязанности журналиста




Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации




^ Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации




^ ФЗ "Об авторском праве и смежных правах"




ФЗ "О рекламе"




ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"




^ ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах масовой информации"




^ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"




ФЗ "О государственной тайне"




ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"




ФЗ "Об экономической поддержке районных (городских) газет"




ФЗ "О связи"




Гражданский кодекс Российской Федерации




Уголовный кодекс Российской Федерации




Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации




Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях




^ Программа курса "Правовые основы журналистики"



Введение
Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим от­раслям права интеллектуальной собственности пред­ставляет учебник доктора юридических наук, профессора М.А. Федотова по правовым основам журналистики. Эта книга адресована тем, кто полон решимости сделать жур­налистику своей профессией, и тем, кто намерен соста­вить свой капитал, занимаясь медиа-бизнесом. Как жур­налистская деятельность невозможна или, как минимум, не эффективна в условиях игнорирования юридических механизмов обеспечения функционирования СМИ, так и успешный и долговременный бизнес в сфере массовой ин­формации может быть обеспечен лишь в случае разумного и профессионального использования правовых основ журна­листики, понимании ее социальной, культурной и полити­ческой роли.

В своей профессиональной деятельности журналист вынужден постоянно вступать в правоотношения, свя­занные с получением, сбором и распространением инфор­мации, а также с правовой охраной интеллектуальной собственности. Незнание своих прав, неумение ими пользо­ваться может сослужить журналисту плохую службу, поставить под вопрос его дальнейшую профессиональную судьбу. Вот почему важно приобретение глубоких знаний о правовых основах журналистики.

^ Автор учебника человек, сочетающий в себе опыт журналиста, юриста, политика и дипломата. В конце 80-х годов XX в. он вместе с соавторами создавал союзный Закон о печати, а затем и российский Закон о СМИ, по которому наша печатная и электронная пресса живет по сей день. В начале 90-х годов он возглавлял Министерство печати и информации Российской Федерации, создавал Рос­сийское авторское общество, затем длительное время ра­ботал послом России при ЮНЕСКО. Его трудами и забо­тами заложены основы права массовой информации как отрасли российского законодательства и правовой науки.

И. Близнец,

профессор, зам. зав. Кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву
и другим отраслям права интеллектуальной собственности

Учебный курс «Правовые основы журналисти­ки» преподается во многих российских вузах, при­общая будущих работников средств массовой ин­формации к пониманию юридических аспектов организации и деятельности СМИ. За последнее десятилетие было издано немало сборников нор­мативных актов, а также книг и брошюр с более или менее развернутыми и последовательными комментариями к российскому и зарубежному за­конодательству о СМИ. Однако настоящий учеб­ник является первым систематизированным из­ложением вопросов курса.

В книге представлены ведущие правовые осно­вы журналистики. Учебник адресован студентам факультетов журналистики, для которых юрисп­руденция отнюдь не является профилирующим предметом. Вот почему здесь даются лишь те зна­ния, которые в первую очередь необходимы буду­щему журналисту.

Правовые основы журналистики непосред­ственно связаны с законодательством о СМИ, ко­торое, в свою очередь, особенно в условиях пере­ходного периода, достаточно динамично. Однако неизвестно, сколько еще времени будет длиться это удивительное состояние российского законо­дательства, при котором у нас действуют фраг­менты двух принципиально различных правовых систем — советской и постсоветской. Вот почему в учебнике помимо изложения действующего законодатель­ства и практики его применения дается анализ возможных путей их дальнейшего совершенствования.

Изложение основных положений правовых основ жур­налистики дается в учебнике в связи с историческим фор­мированием и развитием институтов права массовой ин­формации. Зная, когда, как и почему выработалось то или иное законоположение, легче определить разумность и це­лесообразность этого правового предписания, прояснить пути его реализации в журналистской практике.

Предмет курса «Правовые основы журналистики» охва­тывает юридические аспекты как журналистики, так и предпринимательства в сфере СМИ. Почему я ставлю ря­дом эти два совершенно различных рода занятий? Во-пер­вых, чтобы подчеркнуть принципиальное отличие журна­листики как свободной профессии и особой публичной службы от предпринимательства в области массовой ин­формации, преследующего — по определению — цели из­влечения прибыли. Во-вторых, чтобы акцентировать вни­мание на неразрывной связи журналистской профессии с медиа-бизнесом в условиях рыночной экономики. В усло­виях советской системы правильнее было бы назвать подоб­ный учебный курс — «Правовые основы деятельности партийно-советской печати». Впрочем, в тот период рос­сийской истории подобная книга не могла бы появиться: в сфере массовой информации и пропаганды правовые регу­ляторы практически не использовались.

В условиях рыночной экономики именно предпринима­тели создают издательские дома и телерадиокомпании, вкладывая огромные средства в выпуск газет, журналов, телерадиопрограмм, определяя рабочие места для журна­листов. Но именно журналисты создают тот интеллекту­альный продукт, который предприниматель продает потре­бителю. И эту общую схему разделения труда нисколько не колеблют те довольно редкие примеры, когда сами журна­листы берут на себя функции предпринимателей в сфере СМИ.

Вот почему в настоящем учебнике рассматриваются не только теоретические, но и практические вопросы право­вого регулирования журналистской деятельности, орга­низации и функционирования средств массовой информации, конструирования отношений между владельцем, уч­редителем и редакцией, распространения продукции СМИ, обеспечения прозрачности и предотвращения монополиза­ции СМИ и т.д.

Этот учебник, адресованный в первую очередь студентам и аспирантам факультетов журналистики, может быть по­лезен также политологам и юристам, творцам политичес­кой и правовой практики, редакторам и издателям СМИ. Для профессионального журналиста книга может стать по­собием по «юридической технике безопасности», учебни­ком по защите профессиональных прав, стимулом к наведе­нию порядка в собственном «цехе».

Автор

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Похожие:

Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми iconУчебник адресован, в первую очередь, тем, кто заинтересован в овладении...
Аннотация: в учебнике рассматривается широкий круг проблем по работе с разными по форме и содержанию источниками информации, обеспечению...
Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми iconМорозов А. В. М71 История психологии: Учебное пособие для вузов
Книга предназначена прежде всего студентам, аспирантам и преподавателям психологических факультетов высших учебных заведений при...
Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми iconПредлагаемая книга посвящена журналистике стран Северной Европы и...
Работа рассчитана на студентов факультетов журналистики, международных отношений, а также юридического, филологического и исторического...
Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми iconКнига предназначена для преподавателей и студентов факультетов журналистики,...

Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми iconЭнциклопедический словарь сми
Крсу. Справочник рассчитан на студентов, обучающихся по любым специальностям в сфере сми, преподавателей, специалистов в области...
Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми iconГазета: вчера, сегодня, завтра
России. Эта книга поможет не только студентам факультетов журналистики овладевать основами профессии, но и руководителям, и журналистам...
Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми iconВсем студентам и преподавателям

Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми iconПри поддержке Факультета журналистики мггу им. Шолохова представляют...
Начинающие и молодые журналисты, медиапедагоги, преподаватели факультетов журналистики, редакторы и члены редакций школьных
Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми iconГеографическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира
Настоящая книга широко известна преподавателям и студентам-географам, а также школьникам, интересующимся географией. Новое издание...
Учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателям факультетов журналистики, а также творческим сотрудникам и менеджерам сми iconВ городскую избирательную комиссию
Правомерны ли требования председателей (и иных членов) уик о предъявлении представителем сми (помимо удостоверения представителя...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница