Определение задачи и цели


Скачать 349.42 Kb.
НазваниеОпределение задачи и цели
страница1/2
Дата публикации16.07.2013
Размер349.42 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2
Техника наблюдения:

  1. Определение задачи и цели;

  2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

  3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

  4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

  5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Рекомендации к наблюдению:

  1. Наблюдение должно быть целенаправленным (характеризует пациента, необходимо для наблюдения, определяет место и ситуацию, удобные для наблюдения, определяет способ фиксации данных);

  2. Допустимо сплошное наблюдение (без ограничения и выбора ситуаций и характеристик, за которыми наблюдают, этот вид наблюдения пригоден для оценки адоптации пациента в ЛПУ);

  3. Желательно, чтобы пациент не был в курсе, что за ним наблюдают, это обеспечивает естественность его реакций;

  4. Соберите предварительную информацию о пациенте (его индивидуальные особенности, заболевание и отношение с окружающими)

  5. Для оценки состояния пациента используют данные таблицы:




Параметры оценки


Выводы


  1. Настроение:

    • Подавленное

    • Угнетённое




    • Возбуждённое




    • Печальное




    • Перепады настроения



    • Преобладание положительного настроения




    • Плаксивость, ранимость



      1. Преобладание эмоций:

  • Эйфория



  • Агрессия




  • Страх




  • Плач



  • Расторможенность




  • Раздражение




    1. Отношения с окружающими:

  • Медицинские работники (недоверие, злость, страх, избегает контакта)



  • Семья (доверие, сочувствие)



  • Окружающие (обиды, злость, равнодушие, избегает контакта)

    1. Отношение к заболеванию и лечению:

      • Страх

      • Агрессия

      • Пессимизм






    • изоляция, психический дискомфорт, не возможность выбора общения

    • боязнь процедур, страх исхода, физический дискомфорт

    • влияние болезни, неадекватное представление болезни

    • дезадаптация в ЛПУ, тревожный тип реагирования, концентрический

    • адекватное отношение к болезни, отсутствие признаков госпитализма, ятрогении

    • госпитализм неврастенического типа реагирования



  • неадекватная концепция болезни, защитная реакция на стресс

  • отсутствие контакта, недоверие, отрицательный прошлый опыт

  • недостаточная информация или её искажение

  • госпитализм, ятрогения, тревожная ипохондрическая неврастения

  • госпитализм, неврастенический тип реагирования



  • дезинформация, отрицательный прошлый опыт, профессиональная некомпетентность, страх услышать отрицательную информацию, проблемы адоптации




  • психологическая поддержка, понимание, адекватное восприятие заболевание

  • зацикленность на болезни, трудность адоптации в ЛПУ


  • дезинформация, неадекватная концепция болезни

  • неверие в успех лечения


Критерии оценки состояния пациента.

  1. Психическое состояние:

При наблюдении психического состояния можно использовать следующие группы характеристики выражений:

    1. Вербальные формы выражения:

  • Манера говорить (быстро, тяжело, медленно);

  • Голос (громкий, тихий);

  • Логично ли строится рассказ;

  • Адекватно ли реагирует (ответы на поставленные вопросы);

    1. Не вербальные формы выражения:

      • Зрительный контакт (смотрит не в лицо);

      • Мимика (экспрессивное или нет лицо у пациента);

      • Позиция (сидит, стоит, принимает ли участие);

      • Моторика (скованная, активная, спокойная, импульсивная);

    2. Настроение (оценка пациентом жизненной ситуации в целом):

      • Печальное (пациент много плачет, когда, долго ли);

      • Мрачное (пациент выражает негативное отношение к ситуации);

      • Энергичное (положительное отношение к ситуации);

      • Весёлое (радость по поводу своей ситуации);

    3. Чувства (оценка пациентом определённых явлений внешнего мира):

      • Недобрые (пациент выражает злость по поводу чего-то определённого);

      • Ранимые (пациент быстро выражает отрицательное отношение к чему-то определённому);

      • Тревожные (пациент реагирует со страхом, боится предпринять определённые вещи или предпринимает их с трудом);

      • Беспокойные (пациент нетерпеливо реагирует на что-то определённое);

      • Растерянные (пациент неадекватно реагирует на определённую ситуацию);

      • Озабоченные (пациент беспокоится об определённых вещах);

    4. Ориентация:

      • Время (узнаёт ли пациент час, время, год);

      • Место (где и почему находится);

      • Личность (узнаёт ли пациент, кто он и каковы функции медицинских работников).



Оценка статуса пациента
Истоки психологической проблемы человека проясняются, стоит лишь взглянуть на ситуацию через призму социального функционирования. На начальной фазе интервью психолог со­бирает информацию о семье клиента, его друзьях, коллегах, а также о других важных социальных отношениях, присутствую­щих в его жизни. Принимаются во внимание профессиональ­ная либо учебная занятость индивида.

Схема первого интервью: Формулировка проблемы.

  • Прояснение жизненной истории.

Специалиста здесь интересует не столько формальная биография, сколько специфиче­ские стороны жизни человека, имеющие са­мое непосредственное отношение к сложив­шейся ситуации (история самой проблемы).

  • Оценка физического здоровья.

Многие проблемы психиатрического или пси­хологического характера возникают из-за об­щего физического недомогания. Когда клиент проходил последний медосмотр? Есть ли у него серьезные проблемы со здоровьем? При­нимает ли он какие-нибудь лекарства? Зло­употребляет ли алкоголем или наркотиками?

  • Составление подробной хронологии актуаль­ной психологической проблемы. Доводилось ли человеку когда-либо в жизни испытывать состояние депрессии? Страдал ли он психическим расстройством и проходил ли соответствующий курс лечения? Помещался ли в психиатрическую клинику? Пытался ли ко­гда-либо покончить с собой? Был ли подвер­жен психическим заболеваниям кто-нибудь из его родственников?


Определение психического статуса

На протяжении всего интервью психолог наблюдает за по­веденческими и эмоциональными проявлениями собеседника (так называемыми индикаторами). Такой процесс носит назва­ние определения психического статуса. Обычно учитываются следующие аспекты психического статуса.

Внешний вид. Степень опрятности человека, а также дру­гие физические характеристики и необычные детали. Те­лосложение человека обычно напрямую связано с его психологическими проблемами, особенно в тех случаях, когда / он производит впечатление страдающего ожирением. Если внешний вид субъекта весьма необычен и выходит за рамки общепринятых культурных норм, то обсуждению этого факта стоит уделить особое внимание.

Поведение. Некоторые самые впечатляющие признаки психического беспокойства можно обнаружить в поведе­нии человека.

  • Движения. Беспокойные посетители обычно очень нервничают. Пребывающие в состоянии депрессии,сгорбившись, неподвижно сидят в своих креслах. А
    параноики могут срываться с места каждые пять ми­нут и с опаской заглядывать за занавески.

  • Мимика. Выражение лица служит весьма важной ха­рактеристикой (печальное, безумное, неподвижноеили, например, крайне сдержанное).

  • Речь. Определенные нарушения речи свидетельствуют о на­личии одного из двух психических расстройств.

  • Шизофрения. Речь пациента может быть сбивчивой, сумбурной или труднодоступной для понимания. Порой создается впечатление, что посетитель говорит на
    иностранном языке, используя слова и выражения, кажущиеся бессмысленными.




  • Биполярное расстройство. Темп речи также может бытьанормальным. В течение маниакальных эпизодов па­циенты говорят много и быстро, часто перескакивая с
    одной темы на другую.

Основное настроение и аффективные реакции. Настроение человека свидетельствует об эмоциях, преобладающих в его жизни в настоящий момент. Как он выглядит — печальным или счастливым, беззаботным или встревожен­ным? Аффект пациента свидетельствует о диапазоне, интенсивности и уместности его эмоционального поведения Его грусть умеренна или крайне велика? Чувствует ли Он что-либо еще, кроме печали? Для наблюдений за эмоция­ми человека очень важно наличие или отсутствие резкой смены настроения. Как часто и насколько легко меняется его настроение?

  • Содержание мышления. Причудливые мысли вроде бреда служат индикатором психического нарушения. Более есте­ственные мысли, такие как крайняя озабоченность чем-либо и различные навязчивые идеи, считаются признака­ми тревожного расстройства. Мысли о смерти и жестоко­сти свидетельствуют о том, что у пациента склонность к самоубийству и насилию.

  • Процесс мышления. Определенные особенности мышления могут свидетельствовать в пользу психического нарушения.

  • Поверхностное мышление — характеризуется тенденцией вести беседу вокруг да около основной темы обсуждения, а предмет разговора затрагивается лишь минимально.

  • Ассоциация слов по звуковому сходству — серьезный намек на расстройство мышления, когда звучание по­следнего слова сказанной пациентом фразы наталки­вает его на какую-то новую мысль, связанную с пре­дыдущим предложением лишь фонетически.

  • Восприятие. Проблемы с восприятием характеризуются на­личием галлюцинаций. У пациентов могут наблюдаться слуховые (голоса), зрительные (образы), обонятельные (запахи), вкусовые или соматические галлюцинации (необычные телесные ощущения).

  • Интеллектуальное функционирование. Такой статус можно обнаружить без особого труда, стоит лишь обратить вни­мание на словарный запас пациента, объем его знаний, количество используемой им информации, а также на спо­собность к абстрактному мышлению. Однако попытки ус­тановить особенности интеллектуального функционирова­ния, опираясь лишь на наблюдения, носят сугубо субъективный характер. Потому следует рассматривать процесс наблюдения в качестве стартовой площадки для дальнейших исследований.

  • Внимание, концентрация и память. Важно вести наблюде­ния и за тем, рассеян ли пациент во время интервью и на­сколько трудно ему сконцентрироваться перед формули­ровкой очередного задания. Кратковременную память можно проверить, попросив пациента запомнить пять простых слов, а пятью минутами позже воспроизвести их. Пределы долговременной памяти определяются тем, на­сколько хорошо пациент вспоминает различные факты своей жизни.

  • Ориентация. Выяснение степени ориентации человека в пределах текущего времени и пространства занимает важ­ное место при определении психического статуса, по-. скольку дизориентация обычно сопутствует многим серь­езным психиатрическим проблемам и нейропсихологиче-ским нарушениям.

  • Проницательность и суждения. Осознает ли пациент, что он психически нездоров? Улавливает ли связь между соб­ственным поведением, психическими процессами и сво­им беспокойством? Оценивая мотивацию пациента в ближайшем будущем и отношение к вероятному лече­нию, специалист определяет его склонность к насилию или суициду.


^ Техника ведения беседы

Чтобы получить полные и достоверные сведения при деловом общении, касающиеся дела и качества личности индивида, нужно подготовиться к беседе с ним, во время которой необходимо расположить к себе человека, придавая важность разговору и демонстрируя свою искреннюю готовность проявить внимание и доброжелательность. Нельзя проявлять враждебность к пациенту (даже если он этого заслуживает), т.к. повышенный тон разговора, запальчивость только обостряют отношения и углубляют конфликт.

Умение определить психологический тип пациента позволяет умело спланировать беседу и максимально эффективно использовать информационный канал для успешной мотивации пациента к лечению.

Методические условия проведения беседы следующие:

  1. Умение расположить к себе собеседника. Это выражается проявлением уважения к нему, интересом к успехам его работы, его семье.

  2. Умение слушать. Лицо и поза должны внушать внимание. Ни в коемслучае нельзя отвлекаться на другие дела.

  3. Говорить самому как можно меньше, при этом использовать паузы, не перебивая собеседника, но и не позволяя, особенно, при расспросе, уходить в сторону, заставляя отвечать на четко поставленные вопросы, представляющие профессиональный интерес.

  4. Беседа должна завершиться внушением доброжелательного отношения к собеседнику, что будет способствовать новым контактам.

При налаживании контакта с пациентом необходимо уделить внимание следующему:

  1. Вступительные фразы должны быть умными и содержательными.

  2. Обращаться к пациенту необходимо по имени-отчеству.

  3. Внешний вид должен соответствовать общественному представлению о внешнем виде врача.

  4. Проявлять уважение к личности собеседника:

    • Вы хотите...

    • Вам будет интересно узнать...

    • Конечно, Вам это хорошо известно...

    • Согласны ли Вы с тем, что...

    • Сейчас Вы сможете убедиться...

    • Не думаете ли Вы, что...

Так мы внушаем уважение к нему.

Техника аргументации в беседе состоит из двух основных конструкций:

  1. Доказательная аргументация, когда мы хотим что-то обосновать или доказать

  2. Контраргументация, с помощью которой мы хотим опровергнуть доводы собеседника.

Для построения аргументации существует ряд риторических приемов:

  1. Метод противоречий; основан на выявлении противоречий в аргументации собеседника.

  2. Метод "да, но". Поскольку редко случается так, что в споре говорит только "за" или только "против", метод позволяет рассмотреть и другие альтернативные варианты решения проблемы. Мы можем спокойно согласиться с собеседником, а затем наступает так называемое "но".

  3. Метод "кусков"; состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы части: это совершенно верно; на это есть разные точки зрения; здесь Вы не правы.

  4. Метод видимой поддержки: мы не возражаем и не противоречим собеседнику и к его удивлению приходим ему на помощь, приводя новые доказательства в пользу его аргументов. Далее следует контрудар:

    • Да, все это хорошо, но...

  5. Техника сведения контрудара к шутке. Остроумное или шутливое замечание часто может свести на нет любую тщательно подготовленную аргументацию.

  6. Техника использования авторитетов; состоит в цитировании известных людей, подходящее под доводы.

  7. Техника предотвращения ухода от решения проблемы. Когда собеседник не возражает на ваши аргументы, а, пытаясь обойти горячее место, старается вызвать у Вас интерес к другим проблемам. В данной ситуации необходимо проявить настойчивость и выдержку и попытаться вернуться к разговору в нужном для Вас русле.

  8. Апелляция: собеседник взывает к Вашему сочувствию, пытаясь воздействовать на Ваши чувства, отсрочить решение проблемы. Такой прием направлен на блокирование разума и этики. Блокировать это необходимо сразу.


Рекомендации о том как слушать активно

1. Будьте внимательны. Создайте своим невербальным поведением атмосферу сопереживания. Если вы будете внимательны, чутки, сосредоточенны, если будете смотреть на говорящего, он почувствует свою значимость и станет относиться к вам более позитивно

^ 2. Проявляйте интерес к потребностям собеседника. Помните, что вы должны слушать с пониманием.

3. Слушайте на основе установки “Я — о'кей, ты — о'кей”:

а) вызовите в себе отклик на слова говорящего; пусть ваши идеи и чувства дойдут до него, причем выражать их следует доброжелательно, не критикуя говорящего;

б) не задавайте слишком много вопросов. Помните, что вопросы могут выйти “боком”, так как у говорящего может возникнуть ощущение, что он “попал на горячую сковороду”;

в) станьте своего рода “зеркалом”: отражайте то, что, по вашему мнению, чувствует и/или говорит ваш собеседник;

г) не стоит использовать ничего не значащие “успокаивающие” фразы типа “ну, все это не так плохо”, “завтра тебе будет лучше”, “все перемелется, не стоит так переживать”, “нельзя все принимать так близко к сердцу, это все мелочи”, “не надо делать из мухи слона”.

4. Не допускайте, чтобы собеседник “подцепил вас на крючок”. Такое может случиться, если вы разозлитесь, обидитесь или выйдете из себя, позволите себе вступить в перепалку, делать скоропалительные выводы или заведомо осуждать собеседника.

^ 5. Старайтесь показать свое внимание следующими способами:

а) поощряя говорящего с помощью таких междометий и слов, как “Угу”, “М-да”, “Понятно”, “Да, верно”, “Ото!”, “Интересно!”;

б) поощряя говорящего с помощью невербальных сигналов: кивка головой; соответствующего выражения лица; жестикуляции, непринужденных и естественных движений; прикосновений;

в) произнося фразы поощрительного содержания, например: “расскажи-ка мне...”, “мне интересно было бы услышать, что ты об этом думаешь”, “не хотел(а) бы ты об этом поговорить?”, “давай-ка это обсудим”, “звучит так. будто тебе кое-что пришло в голову!”, “меня очень интересует, что ты скажешь по этому поводу!”

^ 6. Основные правила:

а) не перебивать;

б) не переводить обсуждение на другую тему;

в) не давать себе отвлекаться;

г) не задавать лишних вопросов (“не допрашивать”);

д) не пререкаться;

е) не навязывать своих советов;

ж) отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и словах свое отношение к чувствам говорящего.

Сестрам в силу специфики их профессии часто приходится вступать во взаимодействие с людьми, находящимися в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. Ваш собеседник и не является в полном смысле этого слова собеседником, так как уже не контролирует собственные эмоции, не способен улавливать содержание разговора, да он и не старается это делать. Ему надо только одно — успокоиться, наладить самоконтроль; только тогда он будет СЛЫШАТЬ то, что вы ему говорите. В таких случаях эффективно пассивное слушание. Медсестре в первую очередь нужно овладеть навыками пассивного слушания. В противном случае она к концу дежурства вряд ли сможет контролировать свои собственные эмоции, а должности психолога-консультанта по работе со средним медицинским персоналом в наших ЛПУ нет.
Психологическая поддержка пациента.

^ Адекватные невербальные средства общения:

- доброжелательная улыбка;

- взгляд в глаза или лицо пациента;

- открытость позы-руки не должны быть в карманах;

- тон голоса должен быть - мягким, но не убаюкивающим;

- внешний вид – опрятный, без макияжа и вызывающей одежды;

- нужно заранее подготовить информацию о предстоящей процедуре она должна быть короткой, доходчивой - в тон голоса; - не должна быть монотонной, опирающейся на возраст половые и индивидуальные особенности пац-та;

- необходимо подобрать слова подбодряющие пациента, демонстрирующие вашу веру в него и его силы;

  • надежда и уверенность не должны быть не обоснованными и далеко идущими.


10 умений хорошего слушателя:

  1. Прекратить говорить;

  2. Расположить к себе собеседника;

  3. Показать собеседнику, что Вы хотите его слушать;

  4. Не отвлекаться;

  5. Сопереживать с собеседником;

  6. Будьте терпеливы;

  7. Сдерживаёте ваши эмоции;

  8. Обсуждайте, но не критикуйте;

  9. Спрашивайте и уважайте услышанное;

  10. Прекратите говорить.

Приёмы слушанья:

  1. Поддакивание – заинтересовывать общающегося;

  2. Использование эхо-реакции – повторение последнего слова для поощрения собеседника;

  3. Использование перефразирования (повторение информации с целью уточнения информации от пациента);

  4. Уточняющий вопрос;

  5. Использование приёма продолжения – когда слушатель вклинивается в речь и пытае6ться завершить фразу, подсказывая слова;

  6. Приём передачи эмоций – способ психологической поддержки;

  7. Использование приёма расспроса.

Приёмы убеждения:

Убеждениеэто воздействие на сознание больного.

  1. Убеждение осуществляется на основе устойчивого уговаривания строящихся на логических убеждениях;

  2. Кто хочет убеждать, тот не должен скупиться на слова;

  3. Мед.работник, должен использовать субъективные данные и опираться на душевные установки пациента;

  4. Используйте личный приём, побуждайте симпатию к себе для большего доверия.

3 фактора, способствующие общению:

  1. Надёжность собеседника;

  2. Понятность;

  3. Связь между собеседником.


Форма разговора зависит от цели.

Психологические особенности собеседника, т. е. его эмоциональное состояние на данный момент ориентировка на концепцию болезни.

Выявить психологическое состояние больного.

Личное отношение собеседника к мед. сестре.

Чтобы не было раздражающих факторов, советовать, а не приказывать.
Вопросы позволяющие определить особенности переживания пациента и их источники в беседе:

  1. Что мешает вам чувствовать себя более комфортно в отделении?

  2. Вас что-то беспокоит?

  3. Вы испытывайте смущение перед мед. работником?

  4. Вас волнует дальнейшее ваше пребывание в л. п. у. ?

  5. Вы переживаете по поводу вашего заболевания?

  6. Вам не с кем поговорить?

  7. Вы разговорчивый человек?

  8. Есть ли люди, которых Вы стараетесь избегать?


IV. Навыки необходимые м/с для консультирования пациента.

  1. Не спешите и не начинайте разговор на бегу;

  2. Задавать открытые вопросы – считается самым лучшим, можно использовать слова как, когда, где, почему;

  3. Отражайте слова пациента, повторяя ключевые фразы;

  4. Избегайте употребления оценивающих слов – «Плохо-Хорошо», «Правильно-Неправильно»;

  5. Принимайте всё, что думает и чувствует пациент;

  6. Одобряйте всё, что пациент и его родственники делают правильно;

  7. Оказываете практическую помощь (смена положения в постели)

Давайте немного необходимой информации – той, которая полезна в нужную минуту;

  1. Пользуйтесь простым языком;

  2. Предлагайте пациенту, а не приказывайте.

Психологическое, сопровождение лечебного процесса:

  1. Соблюдение норм терапевтического общения;

  2. Психологическая поддержка (слова одобрения, которые помогают установить доверительные отношения, располагать);

  3. Предполагает индивидуальные доверительные беседы, рекомендации;

  4. Умение убеждать и позитивно настраивать пациента;

  5. Умение снять стрессовое состояние.



Терапевтическое общение

^ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ, его сверхзадача, центральная идея - помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Терапевтическое общение – благоприятное воздействие на психику пациента

ЗАПОМНИТЕ!

^ ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ -ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и гото­вить союзника в лице самого пациента.

Сирийский врач XII века Абуль-Фарадж сказал: "Смотри, нас трое - я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть ее. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоя­нии одолеть вас обоих".

Медсестра ставит ^ ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласо­ванных с врачом и близкими пределах.

ответить на многочисленные вопросы ее пациента. Например:

  • Что со мной случилось?

  • Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

  • А не вредно ли принимать это лекарство так долго?

  • Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько крити­
    ческое? Я знаю, что кислород дают только умирающим.

^ 2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реаль­ной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, за­боты семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые созда­ют чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболева­нии стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб), он стра­дает также от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягост­ных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Чувство страха утяжеляет исход заболевания. Медработник должен помочь пациенту преодолеть это чувство.

2)Вселение надежды и уверенности в улучшение самочувствия.

^ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:

"Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общать­ся: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента об­щение с Вами часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и стари­ки, и дети - особенно. Для многих несчастных Ваше внимание - един­ственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время, не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происхо­дит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слы­шит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и лас­ково: "Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно помо­жем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим".

Как можно чаще спрашивайте больного:

- Может быть, Вам что-нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. И простые вещи могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого кра­на, или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.

Вам следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМА­НИЯ К БОЛЬНОМУ.

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак. Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадо­вать - Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотогра­фию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле - фотографию старой Тулы, и Вы поймете цену мелочей."

2) ^ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ.

Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушед­шего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного.
Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стиму­лировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как-бы символом профессии. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове - это и будет та "тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима до боли сердечной" и для проведения которой .совершенно не нужно допол­нительного времени.

Говорит медсестра: "Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку •- так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И по-моему, это очень важно, потому-то мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то ино­гда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться не­кому. А так им сразу легче становится" (Патриция Беннер).

3) КОНТАКТ ГЛАЗ.

Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаменитого мар­шала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил."

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому чело­веку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только по­ложительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным вы­ражением лица, с преимущественно низким голосом.

^ НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

• ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВА­НИЕ.

означает выражение "слепота зрячих"

• КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз "чесотка" был, что называется, "написан", .на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: "Вилькинсон". Это озна­чало, что больному следует прописать специальное лекарственное сред­ство для лечение чесотки - мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.


• БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ,.

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвен­ник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во из­бежание упрека в невежливости, а то и в грубости иногда используют, об­ращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и так далее. Медицинские работники словно отгораживаются ими от боль­ного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

• НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ.

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и ле­чение становится неэффективным.

• СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.

• ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ.

В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: "Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет".

• МОРАЛИЗИРОВАНИЕ.

Медсестра внушает пациенту: "Болезнь есть наказание за Ваши гре­хи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает-, и покайтесь".

- КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА.

Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: "И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, инте­ресно мне знать!"

^ ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ

Многие из нас имеют опыт неэффективного общественного и межличностного общения. Для того чтобы исправить это положение, общение не должно ограничиваться только передачей информации. Эффективное общение состоит из пяти элементов: отправитель — кто передает информацию; сообщение — посылаемая информация; канал — форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза, письменная речь);получатель — кому посылается сообщение; подтверждение — способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.

^ ЗОНЫ КОМФОРТА

Сестре следует учитывать, что общение будет более успешным, если_оно происходит в зоне комфорта. У каждого человека размер этой зоны свой. Так, у большей части людей размер «личной» зоны, общение в которой не вызывает дискомфорта, — 0,46—1,2 м. В то же время при выполнении тех или иных процедур сестра «вторгается» не только в личную, но и в «интимную» зону, размер которой 15—46 см. Сестра, зная_и понимая трудности, которые при этом может испытывать пациент, должна быть особенно внимательной и деликатной. Например, размер комфортной зоны сестры позволяет ей стоять близко к другим людям, но они испытывают при этом неудобство и отодвигаются, поскольку_размер их комфортной зоны меньше. И, наоборот, сестра может чувствовать себя комфортно только в том случае, если вокруг_нее большое пространство, а человек думает при этом что он ей неприятен и поэтому она стоит (сидит) так далеко.

Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности"часто приходится «вторгаться» и в личную, и в интимную, и в сверхинтимную (менее 15 см) зону комфорта пациента, выполняя те или иные сестринские манипуляции.

В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для сестры и пациента расстояние. Нужно быть очень внимательной к проявлению пациентом и (или) его близкими чувства дискомфорта, связанного с вторжением в зону комфорта.
^ УВЕРЕННАЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ

Независимо от того, какой канал общения использует человек, он должен стремиться к тому, чтобы задуманное им сообщение соответствовало переданному.

Этому способствует уверенная манера общения. Если сообщение передано твердо и уверенно, вероятность того, что получатель сообщения согласится с ним, возрастает. Некоторые люди путают «уверенную манеру общения» с агрессивностью и грубостью, поэтому следует использовать ее избирательно и всегда думать о том, как это воспримут.

В тех случаях, когда человек ведет себя агрессивно (не путать с уверенным поведением!) по отношению к сестре, воспользуйтесь следующими рекомендациями: -- не следует воспринимать чье-то агрессивное поведение как личное оскорбление: чаще всего люди «выплескивают» свои отрицательные эмоции на тех, кого чаще видят, даже если их расстроил кто-то другой;

  • нужно глубоко подышать: сделать глубокий вдох и посчитать до 10 или 20,
    пока не наступит успокоение;

  • можно выйти из комнаты, если есть опасение сказать или сделать что-то
    неприятное (конечно, это можно сделать только в том случае, если пациент находится
    в безопасности);

  • можно сделать перерыв, совершив небольшую прогулку, выпив глоток воды;

  • можно рассказать о случившемся тому, кто пользуется вашим уважением;

— следует вновь поговорить с человеком, проявившим неуважение к сестре: дать
понять, что сестра все равно будет продолжать выполнять свои обязанности.

Сестринскому персоналу очень важно оставлять капали общения открытыми даже в тех случаях, когда полученное сообщение вызывает ощущение неловкости.

Мы можем дать несколько рекомендаций, позволяющих продолжать общение несмотря на неловкость. Для этого следует:

  • сделать паузу на несколько секунд, чтобы успокоиться, перестать думать о своих
    чувствах и сконцентрироваться на сообщении собеседника;

  • проявить интерес к собеседнику, используя мимику, жест, прикосновение: если
    человек почувствует заинтересованность сестры, то эта молчаливая поддержка может
    оказать больше эффекта, чем любые слова;

вновь пригласить человека к разговору, задав вопрос: «Как Вы себя
чувствуете?», «Вы уверены, что Вам сейчас лучше побыть одному?». Иногда можно
повторить сообщение собеседника своими словами: «Вы действительно скучаете по
семье»;

просто слушать собеседника, поскольку иногда это единственное, что нужно
человеку. Если сестра считает, что пациент нуждается в ответах на вопросы, а она не
может этого сделать, следует найти того, кто ответит на вопросы;

говорить о своих переживаниях, о возникших недоразумениях с другим
человеком, пользующимся доверием сестры.

шесть правил «зоны выигрыша»:

  1. Правило зеркала. Окружающие меня люди — мои зеркала. Они отражают нео­сознаваемые аспекты моей собственной личности. Если кто-то мне грубит, значит, я сам готов нагрубить. Так что обижаться не на кого.

  2. ^ Правило выбора. Понимаю и осо­знаю, что все происходящее в моей жиз­ни есть результат моего собственного вы­бора. Так что не к кому предъявлять пре­тензии. Автор — я сам.

  3. Правило ответственности. Несу от­ветственность за свой выбор и отказыва­юсь от любых самооправданий. Само­оправдания бесполезны.

  4. ^ Правило погрешности. Осознаю по­грешность своих мнений и суждений.
    Привязанность к чувству собственной правоты рано или поздно приводит к лич­ной катастрофе. Кто свято верит в свой образ мира, тот не видит самого мира.

  5. ^ Правило соответствия. Имею ровно то и ровно столько, чему я соответствую,
    ни на йоту больше, ни на йоту меньше, ка­сается ли это отношений с близкими, кол­легами, друзьями, должности или денег. Так что все мои претензии бессмысленны. Ме­няюсь я, меняются и обстоятельства.
  1   2

Похожие:

Определение задачи и цели iconПсихология как наука: определение, отрасли, объект, предмет, задачи
Психика: определение, структура, функции. Сознание: определение, характеристики, уровни развития
Определение задачи и цели icon2. Основные цели и задачи студенческого совета
Общие положения, основные цели и задачи, структура и порядок формирования, взаимодействие с органами управления университета, права...
Определение задачи и цели icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Определение задачи и цели icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Определение задачи и цели icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Определение задачи и цели iconОсновные задачи рсчс
Определение, задачи и организационная структура Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
Определение задачи и цели icon1 Что такое овос (оценка воздействия на окружающую среду), цели, задачи
Что такое овос (оценка воздействия на окружающую среду), цели, задачи. 1) Овос анализ всех разумных альтернатив (включая полный отказ...
Определение задачи и цели iconОпределение цели в поиске работы
Вы будете, но где-то в глубине души больше будете надеяться на помощь со стороны, «везение». Результат поиска работы будет намного...
Определение задачи и цели iconЭтапы ценообразования: выбор цели ценообразования, определение цели ценовой политики
Такая цель характерна для действия в условиях жесткой конкуренции. Фирма выбирает такую цель, при которой объем производства максимален...
Определение задачи и цели icon1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний в области зарубежных и отечественных теорий экономики труда
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница