Науки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии


НазваниеНауки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии
страница1/14
Дата публикации13.07.2013
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И КАДРОВ

УО «Гродненский Государственный Аграрный Университет»
Кафедра химии


ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Гродно 2010

Автор: Цыбулько-Цветницкая Эллина Владимировна,

старший преподаватель кафедры химии, ГрГАУ.
Рецензент: Горбач З.В., профессор, доктор биологических наук,

зав.кафедрой химии ГрГАУ.

Рекомендовано методической комиссией факультета защиты растений УО «Гродненский государственный аграрный университет».

Протокол № 1 от 25.10. 2010г.

П Р Е Д И С Л О В И Е
Настоящий практикум по органической химии составлен в соответствии с программой для сельскохозяйственных ВУЗов. Его проводят параллельно с лекционным курсом в течение всего периода обучения студентов органической химии. Лабораторные работы разделены на две части. Работы малого практикума непосредственно связаны с основными положениями, излагаемыми на лекциях. Они иллюстрируют теоретический курс и способствуют прочному усвоению материала. Работы большого практикума основаны на микросинтезе соединений и позволяют студенту не просто провести химическую реакцию и пронаблюдать результат, но и анализировать ход работы, производить необходимые расчеты и получить практический выход реакции. Эти работы не требуют сложной аппаратуры и значительной затраты времени. При выполнении их студенты знакомятся с различными методами исследования, а также со способами выделения и очистки органических соединений.
Целью этого пособия является, во-первых: ознакомление студентов на практике с характерными реакциями различных классов соединений и с индивидуальными особенностями их важнейших представителей; во-вторых: дать практические навыки по основным методам синтеза органических веществ, применяемых в заводской и лабораторной практике.
Данное руководство в первой части содержит информацию, посвященную очистке органических соединений, определению температур кипения, перекристаллизации , методы разделения и идентификации веществ. Кроме того, в этом разделе приводятся описания некоторых приборов и операций, используемых на протяжении работы. Во второй части дана информация об основных свойствах классов органических соединений и методики синтезов различных веществ.
Большое внимание уделяется организации работы в лаборатории, технике безопасности и мерам предупреждения и предотвращения несчастных случаев.
В данном пособии указан пример оформления лабораторного журнала и модульно-рейтинговая система оценки знаний по дисциплине «Органическая химия», на которую в последнее время все больше обращают внимание преподаватели Высшей школы. Эта система позволяет полностью оценить знания студента не только в теоретической части предмета, но и его умение применять и анализировать свои знания на практике. Также эта система дает стимул студенту к более тщательному подходу в изучении предлагаемой дисциплины, т.к. набранные рейтинговые баллы позволяют иногда полностью освободить студента от сдачи экзамена или какого-либо раздела дисциплины на экзамене.

^ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА
оценки знаний по дисциплине «Органическая химия».


  1. Оценка знаний студентов на протяжении семестра обучения складывается из результатов выполненных контрольных и лабораторных работ, каждая из которых оценивается по десятибалльной системе.




  1. Окончательная оценка студента по дисциплине является суммой рейтинговых баллов по результатам работы и среднеарифметической оценки за семестр. Рейтинговый балл- произведение текущей оценки на рейтинговый коэффициент (k=0,1).



  1. Допуск к экзамену студент получает тогда, когда за проведенную работу в семестре получит в среднем не менее 4,5 балла.




  1. Оценка знаний по дисциплине в семестре разделяется и оценивается в пределах трех модулей.


Рассмотрим на примере работы 1 семестра.

Модуль 1. «Углеводороды и их производные»

Включает в себя выполнение контрольных работ и лабораторных работ по теме. Средний балл 7,0 (по результатам выполненной работы) освобождает студента от сдачи этого раздела дисциплины на экзамене.
Модуль 2. « Кислородсодержащие органические соединения»

Также подразумевает выполнение контрольных и лабораторных работ по теме. Средний балл 8,0 (по результатам выполненной работы 1-го и 2-го модуля) дает право студенту сдавать экзамен только по модулю 3.
Модуль 3. «Азотсодержащие углеводороды)

Включает выполнение контрольных работ, лабораторных работ. При среднем балле по модулю 8,0 и при условии, что пройдены на соответствующем уровне предыдущие модули - студент освобождается от экзамена.

Контрольные работы.

Максимальная оценка каждой контрольной работы-10 баллов. Премиальные (дополнительны) баллы студент получает по результатам выполненного домашнего индивидуального задания, которые оформляются в отдельной ученической тетради с указанием фамилии студента, варианта, условия задания и самой выполненной работы. Формулы записываются аккуратно, названия соединений и пояснений к выполнению даются без сокращения.

Лабораторные работы.

Максимальная оценка лабораторной работы – 10 баллов дается: за безошибочное выполнение – 6 баллов; качество подготовки и оформления - 2 балла; устная защита работы - 2 балла. При защите лабораторной работы необходимо будет ответить на несколько контрольных вопросов преподавателя.

^ ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЛАБОРАТОРИИ.


  1. Во время работы в химической лаборатории соблюдайте тишину, порядок, чистоту, рационально стройте свою работу, ведите ее точно и аккуратно.

  2. Не приступайте к работе без разрешения преподавателя.

  3. Запрещается работать в лаборатории одному.

  4. Каждый студент должен работать на специально отведенном месте для данной работы.

  5. Содержать рабочий стол следует в чистоте и не загромождать его.

  6. Во время работы необходимо надевать защитную одежду (халат).

  7. Аккуратно и осторожно обращаться с химической посудой, реактивами и приборами. Во избежание несчастных случаев из-за возможного выброса реакционной смеси не заглядывайте в пробирку или колбу сверху.

  8. Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

  9. Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя или соседей.

  10. Не работайте с грязной посудой, не оставляйте ее немытой.

  11. Не пускайте ни одного прибора без предварительной проверки. Не оставляйте действующий прибор без присмотра.

  12. Не выносите из лаборатории приборы, посуду и реактивы.

  13. Работу с ядовитыми веществами проводите в вытяжном шкафу.

  14. Соблюдайте меры предосторожности при работе с легковоспламеняющимися веществами.

  15. Не выливайте в раковины остатки кислот, щелочей и т.д. Сливайте эти вещества в специальные склянки, помещенные в вытяжном шкафу. Не бросайте в раковину бумагу, песок и другие твердые вещества.

  16. Растворы, содержащие концентрированные кислоты и щелочи, перед тем как выливать в канализационную систему нейтрализуйте.

  17. Не оставляйте никаких веществ в посуде без этикеток.

  18. Работайте с кислотами и щелочами только на столах со специальным покрытием.

  19. Не путайте пробки от склянок, содержащих разные реактивы, во избежание загрязнения последних.

  20. При взвешивании сухих реактивов не высыпайте их прямо на чашку весов.

  21. Запрещается курить и принимать пищу в лаборатории.

  22. При возникновении пожара немедленно выключите газ в лаборатории, уберите из помещения все горючие вещества, засыпьте песком очаг пожара и сообщите в пожарную охрану о случившемся.

  23. Уходя из лаборатории, проверьте, выключены ли газ, вода и электричество.



^ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ И ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ.
Большинство химических соединений более или менее токсично. Поэтому каждый приступающий к синтезу должен хорошо знать токсические свойства тех веществ, с которыми он работает, и, если возникает необходимость, уметь оказать помощь пострадавшему.

При работе с ядовитыми и едкими веществами следует соблюдать следующие правила:

  1. Работу с особо опасными веществами (бром, концентрированные кислоты и др.) проводить под наблюдением преподавателя или лаборанта.

  2. Все работы с ядовитыми и горючими газами и парами следует проводить в вытяжном шкафу. Во время работы в вытяжном шкафу:

а) не закрывать плотно дверцы, оставлять их на указанном преподавателем уровне,

б) не влезать в вытяжной шкаф с головой,

в) не разбирать прибор, пока из него под тягой не будет вытеснен водой или воздухом ядовитый газ или пары.

  1. Измельчение едких щелочей, натронной извести, йода, хромпика, солей анилина и других веществ производить в вытяжном шкафу.

  2. При обращении с концентрированными кислотами, олеумом и аммиаком следует соблюдать следующие предосторожности:

а) разливать указанные жидкости только через воронку и под тягой,

б) при разбавлении концентрированной серной кислоты вливать кислоту в воду порциями и слегка перемешивать,

в) не разбавлять олеум водой,

г) при растворении концентрированных кислот, при изготовлении хромовой смеси, при смешивании концентрированных серной и азотной кислот можно пользоваться только тонкостенной химической посудой.

5. Не вливать горячих жидкостей в толстостенную посуду и приборы.

6. Работать с бромом следует в вытяжном шкафу, при этом необходимо:

а) остерегаться вдыхать его пары, беречь глаза и руки,

б) при наливании брома тщательно снимать каплю с края горлышка склянки о край сосуда.

в) при переливании больших количеств брома надевать резиновые перчатки.

7. При работе с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами

(бензол, эфиры, ацетон и т.п.) необходимо выполнять и помнить следующее:

а) не держать эти растворители вблизи огня, в теплом месте вблизи нагревательных приборов,

б) не нагревать их на открытом огне, на сетке или в открытых сосудах, а

только на водяной бане с обратным водяным холодильником,

в) не выливать в раковину,

г) не держать на рабочем столе больших их количеств,

д) если в лаборатории по какой-либо причине оказалось пролито значительное количество легковоспламеняющейся жидкости, то необходимо погасить все горелки и электронагревательные приборы, открыть окна и собирать пролитую жидкость тряпкой или полотенцем.

8. При работе со стеклом, необходимо:

а) при разламывании надрезанных напильником стеклянных трубок или палочек стараться как бы разорвать трубку, чтобы не порезать руки краями стекла,

б) вставляя стеклянную трубку, холодильник, капельную воронку, термометр в пробку, нужно держать их рукой как можно ближе к вставленному концу и не вдавливать в пробку, а слегка ввинчивать. В случае применения резиновых пробок следует смазать их глицерином, а затем избыток глицерина снять,

в) не нагревать толстостенную посуду.

9. При работе в лаборатории необходимо знать как правильно оказать первую помощь при ожогах, отравлениях и других несчастных случаях:

а) при легких термических ожогах кожу следует обмыть спиртом, а затем смазать глицерином или вазелином. При более сильных ожогах пораженное место после обмывания концентрированным раствором перманганата калия и спиртом необходимо смазать мазью от ожогов.

б) при ожогах бромом нужно тщательно обмыть пораженное место бензолом, а затем 10% раствором тиосульфата натрия. После вдыхания паров брома следует понюхать разбавленный раствор аммиака и выйти на свежий воздух. Можно также пораженное место быстро смазать спиртом или разбавленным раствором щелочи, после этого пораженное место смазать специальной мазью для ожогов.

в) при ожогах жидким фенолом необходимо растирать побелевший участок кожи глицерином до тех пор, пока не восстановится нормальный цвет кожи, затем промыть водой и наложить компресс из ваты или марли, смоченной глицерином.

г) при ожогах крепкими щелочами кожу надо промыть водой, а затем нейтрализовать 1%-ным раствором борной кислоты или разбавленным раствором уксусной кислоты, а затем опять промыть водой.

д) при ожогах кислотами необходимо пораженное место сразу же промыть большим количеством воды, а затем 3%-ным раствором гидрокарбоната натрия и опять водой.

е) при случайном попадании реактивов внутрь рекомендуется выпить побольше воды. Наряду с этим необходимо:

- при отравлении кислотами выпить стакан 2%-ного раствора двууглекислой соды,

- при отравлении щелочами выпить стакан 2%-ной уксусной или лимонной кислоты.

10. При неосторожном изгибании трубок, вставлении трубок или термометра в отверстие колбы, возможны порезы и ранения. При порезах в первую очередь нужно удалить из раны осколки, края раны дезинфицировать 3%-ным раствором йода, а затем наложить стерильную повязку. При сильных кровотечениях следует наложить жгут выше раны и вызвать врача.

11. В случае воспламенения горючей смеси следует погасить все горелки, засыпать пламя песком, или воспользоваться огнетушителем с углекислым газом.

В случае воспламенения одежды не следует бежать: надо набросить на пострадавшего халат, пиджак. Можно тушить на себе одежду обливанием водой или быстрым перекатыванием по полу.

^ СБОРКА ПРИБОРОВ.
Прежде чем налить в колбу жидкость или наполнить ее каким-либо другим веществом, нужно собрать прибор, и убедившись в правильности сборки, приступать к выполнению работы. Соединять отдельные части прибора надо осторожно во избежание их поломки. Подгонку пробок и других соединений следует производить до закрепления прибора в штативе.

До вставления пробки в колбу необходимо соединить отверстия пробки с соответствующими приборами (воронкой, холодильником и т.п.), причем в случае применения резиновой пробки следует предварительно слегка смочить ее отверстия глицерином. Затем пробку соединяют с сосудом, при этом посуду нельзя ставить на стол или держать за дно. Следует держать сосуд за горлышко ближе к тому месту, куда вставляется пробка, иначе можно поранить руки. Вынимать и надевать пробку нужно не слишком энергично, осторожно вращая ее.

При сборке прибора приходится надевать на стеклянные части резиновые трубки. Для уменьшения трения нужно слегка смочить трубку водой или глицерином. Не рекомендуется смазывать резиновую трубку маслом или вазелином, так как последние впитываются резиной, которая разбухает и становится менее эластичной. При надевании резиновой трубки на стеклянную следует взять резиновую трубку у самого конца и надвигать на трубку не прямо, а несколько сбоку или снизу. Собирая прибор, надо не только наблюдать за плотностью и правильностью соединения отдельных его частей, но и строго следить за тем, чтобы прибор всегда имел сообщение с атмосферой, во избежание повышения в нем давления в результате нагревания или выделения газов.

После того как собраны основные части прибора, его укрепляют в штативах. Чтобы избежать поломок в собранном приборе, необходимо всегда обращать внимание на наличие прокладок на зажимах и захватах лапок. Крепить колбы в зажимах следует не за середину горлышка, а около пробки. Аппаратуру больших размеров нельзя закреплять слишком жестко.

После окончания сборки прибора следует тщательно осмотреть аппаратуру и убедиться в правильности сборки установки.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Науки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии iconНауки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии
Рецензент: Горбач З. В., профессор, доктор биологических наук, зав кафедрой химии Гргау
Науки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии iconИ продовольствия республики беларусь главное управление образования...
По семействам химических элементов (s, p, d ) следует написать уравнения получения и химических свойств простых и сложных веществ....
Науки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии iconПродовольствия республики беларусь учреждение образования «гродненский...
Рецензенты: доцент, кандидат биологических наук, Макарчиков А. Ф., доцент, кандидат биологических наук Кубышин В. Л
Науки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии iconУчреждение образования «гродненский государственный аграрный университет»...
Ггау и предназначено для оказания существенного влияния на повышение качества подготовки специалистов, воспитания специалистов нового...
Науки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии iconГродненский государственный аграрный университет
Карбоновые кислоты: классификация и номенклатура. Насыщенные дикарбоновые кислоты- способы получения, химические свойства на примере...
Науки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный аграрный университет»
При анализе режимов работы теплосиловых установок часто приходится иметь дело с разного рода жидкостями и их парами: водой, аммиаком,...
Науки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный...
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Науки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
С октября по ноябрь 2012 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Науки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии iconЛидский колледж
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Науки и кадров уо «Гродненский Государственный Аграрный Университет» Кафедра химии iconМосковский педагогический государственный университет Географический...
Программа нацелена на подготовку высоко квалифицированных научных, научно-производственных и управленческих кадров, профессионально...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница