Практикум для педагогов и родителей. Ку­


НазваниеПрактикум для педагогов и родителей. Ку­
страница1/6
Дата публикации04.02.2014
Размер0.69 Mb.
ТипУчебно-практическое пособие
vb2.userdocs.ru > Химия > Учебно-практическое пособие
  1   2   3   4   5   6
Серия «В помощь логопеду»

В издательстве ГНОМ И Д

в серии "В помощь логопеду" готовятся к изданию книги:

>■ Артикуляционный тренинг. Практикум для педагогов и родителей. Ку­ликовская Т.Д.

  • Буквы и слоги. Комплект демонстрационных карточек для педагогов.

  • ДетисЗПР. Коррекционно-развивающие занятия, упражнения, игры.
    Учебно-методическое пособие. Борякова Н.Ю., Окорокова А.В.

  • Дидактический материал по автоматизации произношения звуков:
    свистящих; шипящих; Р-Р'.
    ^ Альбом логопеда. Полноцветный картин­
    ный материал. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.

  • Дидактические игры и занимательный материал для уроков есте­
    ствознания.
    Раздел I. Неживая природа. Раздел II. Растения. Раздел III.
    Животные. Раздел
    IV. Человек. ЛифановаТ.М.

  • Звуки, буквы называя, я учить их начинаю. Галкина Г.Г.

>■ Звуковые кроссворды в картинках. Учебно-практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.

>• Игры со звуками, буквами и словами для детей 5-7 дет. Логопедичес­кое пособие. Наумова Э.Д.

> Конструктор "ЛЕГО-ДАКТА" в работе с детьми с ОНР. Пособие для
воспитателей. Ерохина Н.В.


> Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Новикова Е.В.
>• Логопедическая азбука.
Новая методика обучения чтению. Новикова Е.В.
>• Логопедические рифмовки и миниатюры.
Пособие для логопедов, вос­
питателей и родителей. Изд. 2-ое. Алифанова Е.А., Егорова Н.В.

  • Нравственные беседы с элементами психогимнастики. Планы заня­
    тий с детьми 4-6 лет. Жучкова Г.Н.

  • Организация обучения и воспитания детей с задержкой психическо­
    го развития в дошкольном учреждении.
    Учебно-методическое посо­
    бие. Борякова Н.Ю., Дубинина Е.А., Касицына М.А.

>■ Очень умные карточки. Учебно-практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Коноваленко СВ.

> Работа с заикаищимися детьми в специальном детском саду. Шило­
ва Е.А., Замотаева С.А.


>■ Развитие речи и формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста. Часть II. «Осень». Часть III. «Зима». Планы занятий. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.

> Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточ­
ностью в процессе деятельности
(на примере уроков ИЗО). Шилова Е.А.

>• Формирование количественных представлений у дошкольников с на­рушениями интеллекта. Конспекты занятий. Чумакова И. В.

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, дом 4, стр. 1 Тел./факс: (095) 207-13-96,151-74-91

^ В.В. КОНОВАЛЕНКО, СВ. КОНОВАЛЕНКО

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ

I период

Пособие для логопедов

2-е издание, исправленное и дополненное

Москва 2000

ББК 74.3 К 64

^ Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.

К 64 Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период. Пособие для логопедов. - 2-е изд. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 48 а (В помощь логопеду).

15ВМ 5-296-00080-3 15ВЫ 5-296-00079-Х

В пособии представлен подробный календарный план коррекционной работы и планы фронтальных занятий на I период в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В работе использу­ются как учебные, так и игровые формы и методы работы, наглядные средст­ва обучения.

Предлагаемая система упражнений, кроме закрепления произношения правильно произносимых звуков, способствует развитию внимательного от­ношения к слову, к русской речи. Обогащает словарный запас, формирует у детей мышление, развивает внимание и память.

Материал данного пособия может быть гибко, выборочно использован в подготовительных логопедических группах для детей с общим недоразвити­ем речи, а также для детей с задержкой психического развития.

ББК 74.3

Издатель - А. Казаков

Ответственный за выпуск - М. Вишневская

Редактор - Е. Алифанова,Е. Телышева

Оригинал-макет - Е. Капнулина

Обложка - В. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская,д. 4, стр. 1.

Тел/факс: (095) 207-13-96,151-74-91,280-02-07

Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 05.05.99 г. Подписано в печать 05.07.2000 г. Формат 60x90/16. Объем - 3 п.л. Тираж 20000 (1-й завод 5000) экз. Заказ № 1046. Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1.

13ВМ 5-296-00080-3

15ВМ 5-296-00079-Х © Коноваленко В.В.,Коноваленко СВ., 1998

© Оформление. ООО "Издательство Гном и Д", 2000

ВВЕДЕНИЕ

Пособие, состоящее из 3 частей (I, II, III периоды) адресовано начинающим логопедам и воспитателям, работающим в подготови­тельных логопедических группах для детей с недоразвитием фонети­ческого строя речи (фонетико-фонематическим недоразвитием) с эле­ментами лексико-грамматического недоразвития, а зачастую и с за­держкой темпа психического развития.

В нем представлены перспективный план коррекционной рабо­ты, а также планы фронтальных логопедических занятий на учеб­ный год.

Основополагающими документами, используемыми в данной ра­боте являются:

  • Программа обучения детей с недоразвитием фонетического
    строя речи (в подготовительной к школе группе). — М.: Просвеще­
    ние, 1978.

  • Проект программы воспитания и обучения детей с фонети­
    ко-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни). — М.: Про­
    свещение, 1986.

  • Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фоне­
    матическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Фили-
    чева Т.Б., Чиркина Г.В. — М, 1993.

Особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в

  • нервно-психической сфере;

  • познавательной деятельности;

  • поведении детей;

  • развитии общей и артикуляционной моторики;

  • развитии лексики, формировании грамматического строя, зву-
    ко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звуко-
    произношения, с недоразвитием фонематического слуха —

привели к необходимости логопедизации всего педагогического про­цесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому сме­щению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.

Прежде всего усилена работа по физическому развитию и укреп­лению здоровья детей. Это ежедневная физкультура и закаливание, утренняя гимнастика, самомассаж, корригирующая гимнастика пос­ле дневного сна, артикуляционная и пальчиковая гимнастика не ме­нее трех раз в день.

Увеличились роль и место медицинских мероприятий (наблюде­ние психоневролога, медикаментозное лечение, лечебный массаж, кислородный коктейль).

Внесены изменения в режим дня и сетку занятий:

а) увеличен дневной сон;

б) сняты все фронтальные занятия со второй половины дня;

в) уменьшено общее количество фронтальных занятий (как вос­
питательских, так и логопедических) за счет увеличения удельно­
го веса, количества и качества индивидуальных и подгрупповых;

г) фронтальных логопедических занятий оставлено только два
(три) в неделю, по периодам они распределяются следующим об­
разом:

I период (сентябрь, октябрь) — 16 занятий вместо 30 по про-

грамме;

II период (ноябрь, декабрь, январь, февраль) — 33 занятия вме-

сто 80;

^ III период (март, апрель, май, июнь) — 25 занятий вместо 60.

Все это требует большей эффективности занятий, более тща­тельного и экономного отбора материала, более серьезной и вдум­чивой отработки методов и приемов коррекционной работы, не­которого изменения структуры и характера занятий (преобладаю­щими стали комбинированные занятия).

Мы придерживаемся существующих в современной логопедии тре­бований к фронтальным логопедическим занятиям по произноше­нию и считаем, что эти требования полностью распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия в логогруппе:

  1. Цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды
    работы.

  2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексичес­
    ким и грамматическим материалом.

  3. Сочетание учебных и игровых форм.

  4. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа работы,
    содержания материала.

  5. Систематическая работа по развитию внимания, памяти, мыш­
    ления.

  6. Постоянный звуко-слоговой анализ и синтез.

  7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.

  8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

  9. Недопустимость использования дефектных звуков.

В качестве наглядного материала в занятиях максимально использо­валось пособие Т. Б. Филичевой, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного воз­раста». — М.: Просвещение, 1989, а также «Приложение» к пособию В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». — М.: Гном-Пресс, 1999.

^ СЕТКА ЗАНЯТИЙ '

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН

^ Дни недели

I половина дня

II половина дня

Занятия логопеда и воспитателя

Занятия воспитателя

^ Индивидуально-под-групповая работа воспитателя по программе д/с

Работа по заданию логопеда

1

2

3

4

5

Поне­дельник

1. Развитие речи, российская словесность 2.ФК

Коррегирую-щая гимнас­тика

Развитие графичес­ких навыков, подготовка к письму

30 мин.

Втор­ник

1 .Логопедическое 2. Музыкальное

ФК/ритмика

Развитие логичес­кого мышления, математика

30 мин.

Среда

1. Математика, развитие логичес­кого мышления 2. Экскурсия, спортивные развлечения

Корригирую­щая гимнас­тика

Развитие речи, российская словесность

30 мин.

Четверг

1 .Логопедическое 2. Музыкальное

ФК/ритмика

Изобразительная деятельность

30 мин.

Пятни­ца

1. Изобразитель­ная деятельность 2.ФК

Коррегирую-щая гимнас­тика

Эстетическое разви­тие: драматизации, театрализованная деятельность

30 мин.

Общее количество фронтальных занятий:

Логопедические — 2 (3)

ФК -5

Музыкальные - 2

Развитие речи — 1

Математика - 1

Изодеятельность — 1




^
РЕЖИМ ДНЯ


В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПВДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН

1.

Прием детей, наблюдение

7.00-8.10

2.

Утренняя гигиеническая, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика

8.10-8.30

3.

Завтрак

8.35-8.55

4.

Занятия







I

9.00-9.30




II

9.40-10.10

5.

Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика

10.10-10.20

6.

Прогулка

10.30-12.30

7.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

12.30-12.40

8.

Обед

12.45-13.10

9.

Сон

13.10-15.20

10.

Корригирующая гимнастика, закаливание, физкультура

15.00-15.45

11.

Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя по программе д/с

15.50-16.20

12.

Полдник

16.20-16.30

13.

Индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда (закрепление произношения)

16.30-17.00

14.

Прогулка, игры, развлечения

17.00-19.00

Не­дели

Звуки, буквы

Звуко-слоговой анализ, грамота

^ Грамматический строй

Лексика активная

Лексика пассивная, темы

Связная речь

IV

И П-1Г

Анализ звуко­вого ряда из трех гласных

Выделение по­следнего глухого согласного. Зву­ковой анализ и синтез обратно­го слога типа ап

Именительный падеж множественного числа су­ществительных на -и, -а

Составление предложе­ний по сюжетным кар­тинкам по образцу. Согла­сование глаголов настоя­щего времени с сущест­вительными

Ива, Иван, Инна, индюк, Илья, липа, лифт, лилия, малина, калина, бинт, нит­ки, книга, будильник, иней

Пион, подвода, павлин, панама, пеликан, петух, пальто, пулемет, паук, по­пугай, пять, поляна, липа, пень, подкова, плита, пе­тунья

Семья. Дом




Октябрь

I

Т П-Т

Звуковой ана­лиз обратного слога типа ут. Воспроизведе­ние слоговых рядов (обратные слоги)

Выделение по­следнего глухо­го согласного в слове. Звуковой анализ и синтез обратного слога

Составление предложе­ний по сюжетным кар­тинкам с помощью воп­росов. Согласование ко­личественных числи­тельных 1, 2, 5 и суще­ствительных

Притяжательные при­лагательные на -ий-. Согласование количе­ственных числительных 1,2,5 и существительных

Танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, каток, пулемет, охот­ник, хобот, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, лифт, билет, конфета, батон

См. занятия 5, 6

Детские игруш­ки (экскурсия в магазин)

Рассказ по сюжетной картинке "Тома и Толя"



Не­дели

Звуки, буквы

Звуко-слоговой анализ, грамота

^ Грамматический строй

Лексика активная

Лексика пассивная, темы

Связная речь

II

К-К7

П-Т-К О

Преобразование обратных слогов в прямые. Вос­произведение слоговых рядов (обратные и пря­мые слоги) Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка. Звуковой анализ прямого слога

Воспроизведе­ние слоговых рядов (прямые слоги). Выделе­ние ударного гласного после согласного

Родительный падеж единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов

Предлоги на, под

Родительный падеж множественного числа существительных. Составление предложе­ний со словом много

Конь, кот, коньки, кни­га, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, охот­ник, кубики, клюква, ко­пейка, юбка, ботинки, конфета, будильник, паук

См. занятия 5, 6, 8

Конь, кот, дом, ком, ли­мон, каток, окна, пальто, вагон, венок, бидон, батон, хобот, альбом, двойка, ноги, мох, охотник, пион, удод, мойка, подкова

Ранняя осень

Цветы (экскур­сии в парк)

Рассказ по сюжетной картинке "Котенок"

Рассказ по сюжетной картинке "Каток"

III

Й-Л'

Воспроизведе­ние слоговых ря­дов (обратные и прямые слоги). Мягкие соглас­ные. Звуковой анализ и синтез обратного слога.

Относительные прилага­тельные (от деревьев). Глаголы множественно­го числа прошедшего времени. Приставочные глаголы (от лить). Род существительных (соот­несение с местоимения­ми мой, моя, мое)

Лимон, лев, лента, олень, лифт, тюлень, липа, аль­бом, клюв, клюква, кали­на, клетка, поляна, ле­бедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, львенок, малина, олене­нок, копейка, юбка, яхта, ягоды, кофейник, майка, двойка, попугай, баян

Ранняя осень. Деревья. Грибы

Рассказ-по сюжетной картинке "Дети по­могают маме"

Не­дели

Звуки, буквы

Звуко-слоговой анализ, грамота

^ Грамматический строй

Лексика активная

Лексика пассивная, темы

Связная речь




Х-Х? К-Х

Мягкие соглас­ные. Выделение начального сог­ласного перед гласным. Звуко­вой анализ и синтез прямого слога Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот

Согласование количе­ственных числительных 1, 2, 5, 9 и существи­тельных

Согласование количе­ственных числительных и существительных

Хек, мухи, петухи, кухня, хлеб, петух, охотник, хобот, ухо, яхта, мох, хоккей, муха

См. занятия 8, 12







IV

Ы Ы-И

м

Выделение удар­ного гласного после согласного

Звуковой анализ слов типа кит, пыль

Выделение на­чального соглас­ного. Звуковой анализ слов типа мак, Тима

Именительный падеж множественного числа существительных на -ы. Притяжательные прилагательные на -ин-. Именительный падеж множественного числа существительных на -ы, -и, -а Деформированная фраза. Большая буква (имена людей)

Дым, дыня, тыква, ягоды, тюльпаны, панамы; сущест­вительные на во множе­ственном числе

См. занятия 4, 14. Дополни­тельно — существительные на -и, -а во множественном числе Мак, мох, майка, комната, муха, альбом, малина, мой­ка, маяк, лимон, атомоход, автомат, панама, дом, дым, мебель, медведь, пулемет

Животные домаш­ние и дикие (экс­курсия на стан­цию юннатов)

Рассказ по сюжетной картинке "Тут будет сад"

^ ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

I период (сентябрь, октябрь)

Занятия проводятся с 15 сентября по 2 (3) раза в неделю, программ­ный материал изучается также на подгрупповых логопедических заня­тиях, а закрепляется на всех воспитательских занятиях по программе детского сада и в повседневной жизни и деятельности детей.

ЗАНЯТИЕ 1

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Практикум для педагогов и родителей. Ку­ iconМетодическое пособие для учителей начальной школы, педагогов доу и родителей
Для педагогов доу, начальной школы, учреждений дополни­тельного образования и родителей
Практикум для педагогов и родителей. Ку­ iconМетодические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей...
...
Практикум для педагогов и родителей. Ку­ iconНазвание мероприятия
Семинар практикум для педагогов "Интегрированные уроки" (уроки технологии и окружающего мира)
Практикум для педагогов и родителей. Ку­ iconКоррекции
Книга предназначена для педагогов, психологов, воспитателей работающих с детьми с аутизмом и с другими проблемами развития, а также...
Практикум для педагогов и родителей. Ку­ iconДидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник...

Практикум для педагогов и родителей. Ку­ iconКорреионная работа при осложненных формах детского аутизма часть II
Книга предна­значена для широкого круга педагогов-дефектологов, психологов, врачей, работающих с детьми с различными отклонениями...
Практикум для педагогов и родителей. Ку­ iconРуководство для родителей, воспитателей и педагогов
П. В. Тюленев. Как развивать детей одаренными? стр а Система методов интеллектуального развития мир стр б
Практикум для педагогов и родителей. Ку­ iconПрактическое пособие для психологов, педагогов и родителей издание осуществлено в рамках проекта
Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.—...
Практикум для педагогов и родителей. Ку­ iconДля педагогов дошкольных учреждений
Г 49 Занятия по триз в детском саду: пособие для педагогов дошк учреждений: 3-е изд. — Минск: ивц минфина, 2007. — 112с
Практикум для педагогов и родителей. Ку­ iconГосударственное бюджетное
Курганской областной федерацией авиамодельного спорта «Авиа-мастер» 6 декабря 2012 года проводят областной обучающий семинар практикум...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница