Вопросы к экзамену на 2012-2013 года

Дата публикации02.12.2013
ТипВопросы к экзамену
vb2.userdocs.ru > Химия > Вопросы к экзамену
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ на 2012-2013 года

1. Предмет и задачи микробиологии, ее место и роль в современной биологии; значение микроорганизмов в природе и жизни человека; промышленная микробиология.

2. Возникновение и периоды развитие микробиологии: морфологический, физиологический, биохимический, генетический.

3. Положение микроорганизмов в системе живого мира и их отличительные особенности; прокариотические и эукариотические микроорганизмы: сходство и основные различия по строению клеток и другим признакам.

4. Общая характеристика вирусов; бактериофаги: свойства, химический состав, строение, распространение в природе, особенности взаимодействия с бактериальными клетками.

5. Схематичное строение бактериальной клетки, ее химический состав, функции отдельных компонентов клеток; морфология и размеры бактерий, их плеоморфизм.

6. Химический состав, строение и функции клеточных стенок разных бактерий (различия клеточных стенок грамположительных и грамотрицательных бактерий).

7. Бактериальные сферопласты и протопласты: методы получения, свойства, применение; L-формы бактерий и их характеристика.

8. Понятие о поверхностных структурах бактериальной клетки; химический состав, организация и функции капсул, слизистых слоев, чехлов, фимбрий и пилей.

9. Цитоплазматическая мембрана бактерий: особенности химического состава, строение и функции; производные цитоплазматической мембраны и их функции у разных бактерий.

^ 10. Транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану.

11. Цитоплазма бактерий (химический состав и организация) и внутрицитоплазматические включения (их природа и значение для клетки); рибосомы бактерий.

^ 12. Наследственный аппарат бактериальной клетки: химическая и структурная организация, функции; репликация ДНК у бактерий; концепция репликона.

13. Органеллы движения бактерий: строение, расположение и механизм функционирования бактериальных жгутиков; строение клетки спирохет, движение спирохет и бактерий со скользящим типом передвижения.

14. Эндоспоры (строение и свойства эндоспор, процесс спорообразования, практическое значение) и другие покоящиеся формы бактерий(цисты, экзоспоры, миксоспоры). .

15. Типы размножения бактерий.

16. Питательные среды в микробиологии, их классификация (по составу, назначению и физическому состоянию); требования, предъявляемые к питательным средам.

17. Накопительные и чистые культуры микроорганизмов, методы их получения, значение; культивирование аэробных и анаэробных микроорганизмов, поверхностное и глубинное культивирование.

18. Методы количественного учета микроорганизмов и методы хранения чистых культур микроорганизмов.

19. Рост клетки и популяции микроорганизмов: сбалансированный и несбалансированный рост; закономерности роста чистых культур при периодическом культивировании: кривая роста, характеристика отдельных фаз.

20. Рост микроорганизмов при непрерывном культивировании; синхронные культуры, способы их получения и значение; культивирование иммобилизированных клеток микроорганизмов.

21. Рост микроорганизмов в зависимости от температуры (психрофилы, мезофиллы и термофилы); концентрации растворов (физиологическая сухость, осмотическое давление, особенности осмофилов, галлофилы).

22. Радиация, характер ее действия на микроорганизмы, устойчивость микроорганизмов к ультрафиолетовым лучам и ионизирующему излучению; влияние гидростатического давления.

23. Отношение микроорганизмов к молекулярному кислороду: аэробы и анаэробы (облигатные и факультативные), аэротолерантные анаэробы и микроаэрофилы; значение рН среды для роста микроорганизмов.

24. Характер и механизмы действия химических веществ на жизнедеятельность микроорганизмов; микробоцидное действие химических веществ; консерванты.

25. Антибиотики, их природа, механизм действия на бактериальную клетку, использование антибиотиков в практических целях.

26. Репарация повреждения ДНК у микроорганизмов (фотореактивация, темновая и рекомбинативная репарации, sos-ответ), молекулярные механизмы репарационных процессов.

27. Питание микроорганизмов: физиологические группы питания; химические вещества как питательные субстраты; ферменты микроорганизмов, обеспечивающие утилизацию питательных веществ.

28. Метаболизм микроорганизмов, виды и основные назначения метаболических реакций, их общая характеристика и особенности.

29. Общая характеристика энергетического метаболизма; источники энергии у микроорганизмов.

30. Пути катаболизма глюкозы у микроорганизмов: характеристика гликолиза, окислительного пентозофосфатного пути, пути Энтнера-Дудорова.

31. Аэробное дыхание, цикл Кребса.

32. Общая характеристика механизма окислительного фосфорилирования; компоненты дыхательной цепи: флавопротеины, железосерные белки, хиноны, цитохромы; их состав, локализация в клетке, функции; синтез молекул АТФ в дыхательной цепи бактерий и дрожжей.

33. Определения понятия «анаэробное дыхание»; основные особенности анаэробных бактерий; получение энергии при анаэробном дыхании: нитратное дыхание, сульфатное дыхание, карбонатное дыхание, фумаратное дыхание.

34. Субстратное фосфорилирование: определение понятия «брожение»; общая характеристика процессов брожения; пути сбраживания углеводов и других соединений на примере спиртового, маслянокислого, молочнокислого, пропионовокислого, муравьинокислого и бутандиолового брожения; химизм и практическое использование.

35. Типы фотосинтеза у бактерий; фотосинтетические пигменты бактерий (их химическая структура, свойства, роль для клетки); строение фотосинтетического аппарата бактериальной клетки, локализация его компонентов.

36. Понятие фотосинтеза; продукты фотосинтеза. Организация фотосинтетического аппарата у цианобактерий, оксигенный фотосинтез; организация фотосинтетического аппарата у пурпурных бактерий, аноксигенный фотосинтез.

37. Общая характеристика конструктивного метаболизма (биосинтез аминокислот, углеводов, нуклеотидов, липидов); основные предшественники и пути биосинтеза.

38. Изменчивость микроорганизмов; понятие об адаптации микроорганизмов; модификационная (фенотипическая) изменчивость у бактерий; значение адаптивных модификаций.

39. Мутации у бактерий: классификация мутаций и молекулярные основы мутационного процесса; мутагенные факторы физической, химической и биологической природы. Практическое использование мутаций.

40. Общая характеристика способов генетического обмена у бактерий; трансформация: открытие, механизм, стадии трансформации, компетентность клеток при трансформации, практическое значение трансформации.

41. Бактериальная конъюгация: открытие, механизм, особенности, стадии, практическое значение.

42. Бактериальная трансдукция: открытие, механизм, особенности, типы трансдукции, использование трансдукции в практических целях.

43. Мутагенные факторы биологической природы: мобильные генетические элементы бактерий (IS-элементы, транспозоны, фаги-транспозоны), их значение.

44. Плазмиды бактериальных клеток: природа, организация, свойства и значение для бактериальной клетки, взаимодействие плазмид с хромосомой, использование плазмид в генетической инженерии.

45. Системы рестрикции и модификации бактериальной клетки: обнаружение, механизм, значение для клетки, классы ферментов рестриктаз.

46. Генетическая инженерия; клонирование генов в клетках бактерий; успехи и проблемы биотехнологии.

47. Регуляция клеточного метаболизма; свойства аллостерических белков, эффекторные свойства метаболитов.

48. Регуляция активности ферментов: ретроингибирование, регуляция разветвленных метаболических путей (мультивалентное, кумулятивное, последовательное ингибирование активности ферментов).

49. Регуляция синтеза ферментов у бактерий: оперонный принцип организации бактериальных хромосом; индуцибельные опероны и механизмы их функционирования; катаболитная репрессия, диауксия.

50. Механизмы функционирования репрессибельных оперонов, аттенуация. Работа триптофанового оперона.

51. Экология микроорганизмов: экосистема, микробоценоз, местообитание, экологическая ниша, обитатели экосистем численность и разнообразие микроорганизмов в экосистемах.

52. Симбиотические и конкурентные взаимоотношения между микроорганизмами, и факторы их определяющие; примеры.

53. Бактериоцины: химическая природа, свойства, значение для бактерий, практическое использование бактериоциногенных штаммов.

54. Взаимоотношение микроорганизмов с высшими растениями и животными: особенности; примеры. Типы взаимоотношений: симбиоз, мутуализм, паразитизм, комменсализм, их взаимосвязь. Эпифитная и ризосферная микрофлора растений, представители и биологическое значение.

55. Нормальная микрофлора человека, её представители и значение для организма. Биопленка. Дисбактериоз. Роль нормальной микрофлоры в организме.

56. Микроорганизмы, патогенные для человека, животных и растений, и факторы их вирулентности. Паразитизм. Патогенные микроорганизмы: патогенность, вирулентность, минимальная летальная доза и LD50; инвазивность, агрессивность, токсигенность.

57. Бактериальные токсины: их классификация, химическая природа и свойства, механизм токсинообразования. Действие токсинов на восприимчивый организм. Фитопатогенные микроорганизмы. Бактериозы, способы борьбы с болезнями растений.

58. Принципы систематики микроорганизмов: классификация, номенклатура, идентификация; критерии систематики; современная филогенетическая и фенотипическая классификации бактерий; характеристика отделов царства Procaryote.

59. Фототрофные бактерии: систематика, биологические свойства; характеристика цианобактерий, пурпурных и зеленых водорослей, гелиобактерий, прохлорофитов, распространение в природе и значение; использование световой энергии галобактериями.

60. Механизм окисления неорганических веществ хемолитотрофными бактериями; группы хемолитотрофных бактерий: нитрифицирующие бактерии, серобактерии, железобактерии, водородные бактерии, карбоксидобактерии.

61. Свободноживущие и симбиотические азотфиксирующие микроорганизмы, практическое использование азотфиксирующих микроорганизмов.

62. Метилотрофные бактерии: облигатные и факультативные метилотрофы, практическое их применение.

63. Псевдомонады: их биологические особенности и практическое значение; Энтеробактерии: их систематика, характеристика и значение отдельных представителей для человека.

64. Миксобактерии и цитофаги; цикл развития миксобактерий с образованием плодовых тел.

65. Риккетсии и хламидии: жизненный цикл развития хламидий; заболевания, вызванные хламидиями и риккетсиями.

66.Спирохеты; грамотрицательные кокки, входящие в семейство Neisseriaceae.

67. Группы молочнокислых и пропионовокислых бактерий: их биологические свойства, значение и распространение в природе.

68. Группы коринеморфных и спорообразующих бактерий: их характеристика, практическое значение и распространение.

69. Актиномицеты, особенности структурной организации, систематика, физиолого-биохимические свойства, представители, роль в природе, практическое использование.

70. Микобактерии и микоплазмы: характеристика важнейших групп организмов, факторы их вирулентности.

71. Архебактерии, отличия архебактерий от эубактерий; характеристика групп архебактерий.

72. Общие сведения о биогеохимической деятельности микроорганизмов: малый биологический круговорот и большой геологический круговорот, участие микроорганизмов в биологическом круговороте углерода, азота, серы, фосфора.

Вопросы к экзамену на 2012-2013 года iconВопросы к экзамену по курсу «Введение в языкознание» 2012-2013 уч год